что делать если ненавидишь школу
Ненавижу школу
Нередко родителям приходится слышать от своих детей изречение «ненавижу школу» и у взрослых возникает непонимание, как реагировать на такие заявления. Ненависть к системе образования является постоянным спутником всех, обретая актуальность и остроту, поскольку происходят изменения в самом социуме, пересматривается роль человека в нём, меняется психология детей и их требования к окружающему пространству.
Огромный скачок в качественном преобразовании коснулся всех сфер как внутреннего (скорость развития детей, психологические новообразования, не характерные для прежних поколений), так и внешнего устройства (социальные нормы и порядки, требования и смысловые ценности), но не затронул классическую школу. В итоге ребёнок ненавидит школу, т.к. данная система исчерпала себя, и это похоже на то, чтобы стирать в реке вместо включения стиральной машины – глупо, нецелесообразно, затратно как по физическим, так и временным ресурсам.
Если будучи уже взрослым, появляются мысли о том, что ненавижу бывшую школу, то дело может касаться не только процесса обучения, но и неадекватных взаимоотношений, нанёсших психологическую травму. Где нет возможности избавиться от переживаний, там нет и способности двигаться дальше, а школа во многом является не только местом формирования специалиста, но также важным социальным институтом, закрепляющим модели поведения личности. Часто можно думать, что всё в школе было хорошо и объективно, но если присутствует раздражение, недовольство, ненависть, даже спустя годы – это сигнал того, что какие-то процессы прошли мимо сознания, но негативно на него повлияли.
Почему дети ненавидят школу?
Ненависть к школе на формальном уровне волнует преподавателей, беспокоит с точки зрения успеваемости родителей, но главной катастрофой она является для ребёнка. Если ненавидишь школу и одноклассников, то каждый день превращается в мучения, это становится похоже не на интересное времяпрепровождение и развитие, а отбывание повинности, когда вокруг враги. Учиться в таком пространстве невозможно, потому что всё внимание сконцентрировано на поддержании социальных функций или хотя бы противостоянии нападкам, при этом возрастает недовольство процессом обучения и чем дольше длится, тем сильнее нарастает аффект.
Если есть способность признаться себе, что ненавижу ходить в школу, и эти чувства вполне нормальны, то дальше можно что-то делать – искать причины, разговаривать о переводе на другой тип обучения. Поиск главных причин ненависти поможет ребёнку как-то их скорректировать, а педагогам разработать, наконец, новую модель обучения и взаимодействия с ориентацией на современного подростка и его потребности, с учётом степени развития когнитивных способностей и технологических возможностей.
Полным психологическим крахом являются школы, где до сих пор сохранился стиль воспитания и взаимодействия советского союза. Кромешный ад уравниловки, причём не в плане равных прав и уважения, а наоборот превращение уникальных детей в серую массу. В таких школах могут действовать бессмысленные правила (девочкам с распущенными волосами нельзя купить себе в буфете еду), жёсткая дисциплина (беспрекословное выполнение даже дурацких поручений старших), унижение (выговоры, вычитывание за проступок при всём классе, ультимативные вопросы, задаваемые тоном допрашивающего следователя). Когда главной потребностью ребёнка и подростка является возможность поиска своих интересов, жизненных смыслов, построение целей, самовыражение – такая школа лишает их именно этого, запихивая в одинаковую форму, одинаковые требования и отсутствие личностного подхода. В таком варианте ненависть к школе это не каприз или нежелание подстраиваться, жить в социуме, а естественная реакция психики на давление окружающей среды и запрет на развитие.
Техническая причина недовольства учеников и частое утверждение «ненавижу школу» заключается в плохом оснащении – когда каждый из них практически с года легко управляется с планшетами и сложными компьютерными программами и потом приходит в класс, где из наглядных моделей только доска и монотонный голос учителя, то мозг начинает искать дополнительные стимулы.
За несколько минут, играя в развивающие игры и просто листая социальную ленту, ребёнок получает больше опыта и разнообразных знаний, чем за целый день, проведённый на занятиях. Учителя не могут доносить информацию необходимым образом, потому что их интеллектуальные способности, навыки оперирования полученными знаниями находятся на совершенно ином уровне. Банально, но раньше требовалось многое заучивать, потому что источник знаний мог находиться только в библиотеке. Сейчас для этого достаточно открыть Гугл – память освобождается, оперировать данными становится проще и быстрее.
Старая гвардия преподавателей продолжает объяснять и пересказывать, вместо того, чтобы учить думать и анализировать. Двухмесячный курс школьной программы, где дети засыпают на уроке или вынуждены зубрить учебник, выпущенный шестнадцать лет назад, вполне укладывается в несколько увлекательных передач по ютубу. Экономится время, обучение проходит наглядно и с интересом, а процесс усвоенных знаний действительно выше. То, что пересказывают дети в школе, выветривается из головы после сдачи экзаменов.
Меняются не только дети, но и родители – становится больше случаев гиперопеки. Ребёнка приводят и забирают со школы, бывают случаи, что родители сидят на занятиях или приходят на перемены. В итоге, когда в средних классах возникает необходимость самому решать социальные или учебные задания ребенок оказывается не готов. По факту виноват не ребёнок, но именно он чувствует себя брошенным в неимоверно тяжёлых условиях, которые он не в состоянии ни решить, ни выбраться из них, так внутри рождается гнев на ситуацию. Другая часть родителей настолько сильно занята собственными развлечениями или работой, что практически не знают ничего про школу. Такое отношение также отбивает всякий интерес и дисциплину, поскольку кроме старших больше некому показать интересные моменты и научить кайфовать от развития.
Психологический комфорт ребёнка складывается из социальных факторов взаимодействия, поэтому если имеется нарушение в этих сферах, то мотивация ходить в учебное заведение падает. Это может быть конфликт с учителем (а возможно просто разная сила темперамента), непонимание со сверстниками (от разницы в уровне развития до буллинга), напряжённая атмосфера в семье. Кроме этого несоответствие уровня развития когнитивных, интеллектуальных и творческих способностей общему уровню заведения приводит к ненависти. Это касается как вариантов, когда гений учится в средней школе, так и когда ученик с интеллектом ниже среднего попадает в класс профильного развития. Любое несоответствие даёт либо интеллектуальную, либо психологическую перегрузку, ощущение себя лишним, что в детско-подростковом возрасте переживается критично. Сюда можно причислить и социальное несоответствие, например, когда девочка из аристократичной семьи попадает в школу для проблемных детей (приводы в милицию, наркомания, неблагополучные семьи и пр.) ей там будет невозможно, точно так же как и уличный хулиган возненавидит лицейское образование с уроками этикета.
Современные дети не хотят знаний ради знаний, они сразу ищут, как им это практически пригодится в жизни или хотя бы будет интересно на момент изучения. Даже преподаватели не могут им ответить, как косинусы помогут стать счастливыми или как анализ поведения главного героя поможет им устроить свою жизнь. Ни практических советов о том, как реализоваться в профессии, ни как найти работу, ни как наладить отношения в школе не дают, что вызывает всё более громкий следующий протест «ненавижу школу», звучащий у каждого следующего поколения всё сильнее и жёстче.
Что делать, если ребенок ненавидит школу
О том, как перестать ненавидеть школу лучше разбираться с позиции как раз отвлечённой от государственного образования и значит, ребёнку необходимо иметь насыщенную жизнь за её пределами. Друзья должны быть во дворе, на различных курсах и кружках, в социальных сетях и группах по интересам. Развивать свои творческие способности необходимо также с привлечением сторонних ресурсов, а если какой-то предмет в школе вызывает критические трудности, то можно попробовать альтернативные способы повышения своих знаний, но только не дополнительные занятия у того же учителя. Лучше сходить на мастер-классы, научные пикники, практические лаборатории, найти познавательные видео в интернете и подписаться на рассылку или группу, где рассказывают интересные факты про скучный предмет.
Безусловно, функция привить интерес и подтолкнуть самостоятельный процесс познания принадлежит учителю, но когда он только требует результаты, это придётся делать родителям или самому учащемуся.
Если в школе скучно в социальном плане, то нужно начинать участвовать в различных конкурсах и представлениях, любых школьных мероприятиях. Так вы получаете большой опыт общения не только с одноклассниками, а со всеми. Кроме того тут можно проявить свои способности. Тот, кто не смог реализоваться ни в одном из предметов может быть не идиотом, а хорошим руководителем, что и проявится в моменты организации праздников или акций по уборке территории, зарабатывании на новый ремонт и прочих.
Используйте свободное время активно и увлекательно. Обеденный перерыв можно потратить на новые знакомства или поддержание старых, можно спланировать выходные или другие занятия. На уроке, когда уже выполнили задание можно рисовать собственные картины, читать интересные книги, вести страничку в социальной сети. По несколько минут на переменах, чтобы поделиться новостями и отправить сообщения и фото друзьям, посмотреть покупки и придумать подарки, собрать единомышленников и прочее. Это всё небольшие дела, требующие времени после уроков, а можно его сэкономить для похода в кино. И не скучно в школе и сформированы планы, доделаны мелкие занятия, получены новые знания.
Можно перевести ребёнка на семейное обучение или выборочное посещение, обратиться в специализированные школы или студии развития – это те альтернативные пути, осуществление которых требует вмешательства взрослого после того, как менее радикальные методы были использованы. Хотя для многих сейчас это становится первой мыслью, ведь смысла посещать образовательное учреждение старого образца, ломающего психику нет, а свидетельство получается после сдачи экзаменов, а не после отсидки десятилетнего срока за партой, как в камере.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что делать, если ребенок ненавидит школу
Почему школьник пытается увильнуть от занятий, и что с этим делать? Нелюбовь к учебе принято списывать на лень. Однако чаще, причины прогулов куда серьезнее. Что делать, если ребенок ненавидит школу? Если чадо ищет любой предлог, лишь бы прогулять школу, для начала узнайте в чем причина
1. Конфликт с учителем
Иногда школьники сами лезут на рожон, чтобы завоевать авторитет у сверстников. А бывает, педагог ведет себя непрофессионально, перебарщивая со строгостью или высмеивая ошибки.
Что делать? Выслушайте ребенка, потом поговорите с учителем. Хорошо, если педагог объясняет ситуацию и предлагает выход. Плохо, если ругает ученика, стыдит вас и ждет покаяния, а не решения проблемы. Если считаете, что учитель неправ, отправляйтесь к директору.
2. Ребёнка травят одноклассники
Если ваше чадо задирают, унижают, портят вещи, не отмахивайтесь, мол, это детские шалости. Учтите, юные агрессоры не думают о последствиях, поэтому возможна реальная угроза здоровью, а то и жизни.
Что делать? Откажитесь от идеи вразумить детей, разбирайтесь со взрослыми. Обеспечить ученикам безопасность – задача администрации школ, даже если они уверяют в обратном. Пишите жалобу на имя директора. Если не поможет, привлекайте отдел образования при администрации, грозите обращением в прокуратуру.
Ребенка побили, отняли вещи или делают оскорбительные записи в интернете? Подавайте заявление в полицию. С родителями обидчиков не ругайтесь, но сообщите, что так дело не оставите и дойдете до суда. Не факт, что в итоге виновники получат по заслугам, но ваша задача – поднять шум и заставить задуматься и самих хулиганов, и взрослых, которые обязаны были такого не допустить. Если вы не готовы воевать, подумайте о переводе ребенка в другую школу.
3. Трудно даётся учеба
Ребенок не тянет программу, краснеет у доски, получает плохие оценки и нагоняи от учителей. Естественно, что в школу идет с неохотой, ведь мало кому приятно, чувствовать себя дураком.
Что делать? Ориентируйтесь по ситуации. Наймите репетитора, если у неуспеваемости есть объективные причины. Например, школьник отстал из-за болезни, или предмет в школе плохо преподают. Когда ребенок наберется знаний, то почувствует уверенность, и на уроки пойдет охотнее. Но если причина в том, что какие-то дисциплины просто не даются, дополнительные занятия по ненавистным предметам только укрепят нелюбовь к школе. Попробуйте другой подход.
Сделайте акцент на внеклассную деятельность. Пусть чадо помогает при организации школьных праздников или запишется в кружок, достижениями которого школа гордится. Во-первых, там ребенок найдет друзей. Во-вторых, будет меньше проблем с успеваемостью. Ведь учителя относятся к активистам снисходительно и стараются не портить оценки.
4. Учёба даётся слишком легко
Так тоже бывает. И нередко одаренный школьник смотрит на окружающих свысока, за что его не любят ни учителя, ни одноклассники. А это, даже без явных конфликтов, стрессовая ситуация.
Что делать? В коллективе редко любят тех, кто выделяется. Поэтому под высокомерием ваш ребенок может скрывать страх и обиду. Подумайте о переводе в школу, где ребенок будет учиться с такими же одаренными детьми, и наконец-то почувствует себя в своей тарелке. Или предложите за год самостоятельно освоить двухлетнюю программу, сдать экзамены, и “перескочить” через класс. Возможно, в коллективе постарше учиться будет комфортнее.
5. В школе плохо всё
Ребенок дерется с одноклассниками, хамит учителям, перебивается с двойки на тройку, хотя далеко не глуп.
Что делать? Как правило, агрессивные дети в школе выплескивают эмоции, которые вынуждены подавлять дома. Ищите проблему в семье. Может, вы уделяете наследнику мало внимания. А может, есть конфликты с кем-то из взрослых, например, с отцом или отчимом. Если есть возможность, отведите сына или дочь к психологу, чтобы разобраться с проблемами.
Многие дети не любят школу по тем или иным причинам. Но, так или иначе, если ваш ребенок ненавидит школу, вам в любом случае нужно будет вместе пройти этот сложный жизненный этап. Ваша задача помочь детям разобраться со всеми трудностями и подготовить их ко взрослой жизни.
Если у вас есть желание перевести ребенка в новую школу, наши двери открыты ученикам в любое время. Узнать подробную информацию вы можете на этом сайте или позвонив по телефону: +7 (812) 910-90-51.
Ненавижу школу
В школе лучше всего меня научили ненавидеть саму же школу. Читать и писать я умела до и в общем-то отлично себя чувствовала.
До сих пор я периодически просыпаюсь ночью в холодном поту: мне снится один и тот же сон, где я оказываюсь в школе. Во сне я пытаюсь объяснить учителям, что у меня уже есть высшее образование, хорошая работа и вообще я уже взрослая, за что мне опять эти мучения?
За всё время обучения за 10 лет я нормально себя чувствовала примерно 1,5 года, когда была в частной школе. Остальное время я находилась в вечной борьбе и под гнётом. Меня гнобили и учителя, и ученики.
В первый класс я шла с радостью, так мне хотелось в школу! У меня были банты и фартучек, гладиолусы и голубой ранец с уткой. В первый же день весь мой пыл осадили. Дети, мои будущие одноклассники, выходили на линейке и читали стихи. Я тоже вышла и начала рассказывать своего любимого Спайка Миллигана. Ко мне тут же подошла учительница-первая-моя и увела с линейки. Я ничего не поняла. Почему им можно, а мне нет? «Ты не то рассказываешь!» — сказала она мне. В течение всего учебного года я не «то» читала, не «так» одевалась, не «то» говорила. Учительница предпочитала и унижать меня при всём классе, рассказывая всем, что раз я умею читать и писать, то нечего мне высовываться, надо сидеть молча. Конечно же, она специально коверкала мою фамилию, называя меня Тихомировой, а на мои просьбы произносить верно говорила: «Сиди и не выступай, с учителем спорить вздумала?» Вздумала, конечно.
Ученики внимательно слушали наставления педагога и переключали свою детскую агрессию на указанный объект: мою сменную обувь выкидывали в унитаз, ломали игрушки из шкафчика, рвали тетради, зажимали на лестнице. И учительница за меня, конечно, не заступалась. Поэтому я делала это сама. Самое яркое воспоминание из первого класса — это то, что я бью мальчика санками по спине, а потом другого макаю головой в унитаз вслед за своими жёлтыми босоножками. В середине года ко мне, слава богу, перестали подходить все, кроме Павлика, моего единственного друга, который сейчас работает в Академии наук.
Потом у меня случились моральные «каникулы» в частной школе, где был рай. Второй раз во время учёбы я испытала такое же чувство, когда поступила на журфак МГУ. Но счастье длилось недолго: случился лютый 94-й и платить за моё обучение стало нечем, пришлось идти в обычную школу, где училась моя старшая сестра. Казалось, что так будет лучше.
Примерно с 7-го класса начался очередной круг ада: меня несколько раз пытались избить старшеклассницы, «приглашая» на стрелки за школой; мне распарывали куртки в гардеробе и плевали в карманы; отлавливали по дороге домой и приходилось убегать, потому что пятеро на одного — это сложная задача. Родители записали меня на каратэ и в театральную студию.
Возникает вопрос — почему так происходило? Нет, я не была толстухой, не носила очки, не была неформалом, не была избалованной, или из богатой семьи, или, наоборот, из очень бедной. Ничего такого. Просто я их не устраивала. Я им претила своим существованием. Своей классной учительнице в какой-то момент я начала претить тоже, особенно в старших классах, ведь у меня были свои увлечения, свои сторонние друзья и стажировка в московской газете. Я сильно «выбивалась из коллектива», а это уже повод ненавидеть и завидовать. Поэтому мне не давали участвовать в КВН и спектаклях, занижали оценки по нужным предметам, а в 11-м классе за выпускное сочинение просто поставили 2/3 со словами: «В МГУ ты не поступишь». То, что я не подожгла к чертям собачьим школу и получила свой аттестат — заслуга директора, с которой у меня были прекрасные отношения. Поступила я с первого раза, а на встречу выпускников принесла в качестве подарка учительнице пучок румяной крупной и красиво упакованной редиски.
Почему же мне удалось выдержать все эти испытания, не сойти с ума, не покончить с собой и в общем-то вырасти в нормальную и вполне уравновешенную личность?
Ответ один: я всегда твёрдо знала — моя семья и родители всегда на моей стороне просто потому, что я их ребёнок. Я не боялась идти домой, не боялась признаться в том, что меня обижают. Я знала, что за двойку меня не будут унижать ещё и дома, мне не грозил домашний арест за то, что я «нахамила учителю». И если я приходила в слезах, то была уверена, что меня утешат, узнают, в чём дело, и пойдут за меня заступаться. Даже если я была не права в каких-то ситуациях, то в первую очередь родители принимали мою сторону и защищали меня, а лишь потом наедине объясняли и проговаривали со мной мои ошибки. Меня не били, не орали на меня матом, не говорили, что перестанут любить. Родители меня всегда безусловно любили. И именно это всегда давало мне силы и уверенность в себе.
У многих детей нет и никогда не будет такой поддержки. Их гнобят и дома, и в школе. И за их круглыми вымученными пятёрками скрываются все эти изрезанные вены, пустота, одиночество и несчастье.
На примере своей истории я хочу обратиться к вам, дорогие родители! Никогда и ни при каких обстоятельствах не давайте детям сомневаться в своей к ним любви. Они не должны чувствовать, что вы их можете разлюбить за школьные оценки или за плохое поведение. Дети в любом возрасте должны быть уверены в вас, потому что им больше некому верить. А вы должны быть уверены в них, потому что только тогда у них будут достижения, успехи, радость жизни. Они должны знать, что вы их не предадите, не оставите, не отвернётесь, не спрячетесь от их боли и обид. Они должны иметь возможность прийти и сказать: «Мама, папа, меня обижают», — и знать, что вы не осудите, а пойдёте и заступитесь, поможете ребёнку пережить обиды, будете на его стороне. Школа — это сложное испытание и для вас тоже, и в ваших силах помочь детям вырасти в полноценных и гармоничных личностей и не потерять себя в этом потоке ненависти и «уравнивания». И запомните: ваш ребёнок уникальный и никакая школа не имеет права требовать от него быть таким, как все. И вы тоже не имеете этого права.
Если ребёнок ненавидит школу: кто виноват и что делать
Школа постоянно обвиняет меня в том, что мой ребёнок неохотно ходит в школу. Но я пока не понимаю, в чём тут моя вина. Ещё совсем недавно это было не так. Я пытаюсь найти пути выхода из этой ситуации, но в школе до недавнего времени на диалог шли неохотно и будто совсем не слышали родителей.
Когда я сама была школьницей, я не была похожа на большинство своих одноклассников. Обычно после каникул учитель задавал вопрос: «Кто из вас соскучился по школе?». Руку поднимала я одна или не поднимал никто.
Не хотелось чувствовать себя белой вороной. На каникулах мне было скучно (кроме летних). Мне не хватало в сезонные каникулы школьной суеты, общения с друзьями и учителями, большинство из которых я очень любила. И мне казалось странным, что кто-то может по этому всему не скучать. Наверное, у ребят была насыщенная жизнь, раз вне школы им интереснее. Я же класса до 9-го насыщенной жизнью (жила я тогда в деревне и общалась помимо школы только с соседкой) похвастаться не могла. И сегодня, когда я вспоминаю свои школьные годы, своих учителей, у меня возникает чувство трепета по тем временам, потому что мне, правда, было в школе комфортно и интересно.
Дочь тоже с удовольствием раньше училась и ходила в школу. До 8 класса. Первое родительское собрание сразу и мне дало понять, что год будет непростым, потому уже сейчас все настроены на успешную сдачу ОГЭ, начинается подготовка, а это двойные нагрузки. Я понимала, что моя дочь в 8 классе совсем на это не настроена. Её сейчас больше интересуют друзья и её собака, чем ОГЭ в конце 9 класса. С каждым месяцем с начала учебного года прессинг со стороны школы возрастал. Дочь начала жаловаться на головные боли и периодические истерики по поводу школы, нежелание вообще туда идти.
Я сходила в школу на разведку, со мной провели поучительную беседу, объяснив, что дочь «скатывается», что нужны срочные меры со стороны семьи, изымания каких-то важных для неё вещей и полный контроль. Я была растеряна и расстроена. Подумала, что, может, действительно, у нас слишком демократические отношения с дочерью и стоит стать несколько жёстче.
К хорошему это не привело. Я ежедневно заходила в электронный дневник, в котором по выходным возникали непонятные двойки, которых не было ещё на прошлой неделе. Чаще всего дочь не понимала, за что она получила неудовлетворительные оценки. Дочь начала о школе рассказывать такие подробности, от которых у меня волосы на голове вставали дыбом. Я могла лишь удивляться с открытым ртом и обнимать дочь, переубеждая её в заверениях учителей, что «их класс — самый худший» и что «все они тупые, и ОГЭ, естественно, не сдадут».
Разговор со школой был непродуктивным, я слышала лишь обвинения в свой адрес, что «я — плохая мать и не занимаюсь своим ребёнком»
А тем временем у дочери мотивация к учёбе совсем стала низкой, и она решила, что «больше не хочет никому в школе доказывать, что она не верблюд». Она знает, что ей нужно пройти эти трудности, чтобы самой стать сильнее. Вопрос о смене школы стоял, но изучив ряд школ, мы поняли, что это будет бессмысленное мероприятие. Я хочу найти школу, которая будет развёрнута к ребёнку лицом. Школу, которая будет не мстить за независимое и самостоятельное решение учиться так, как получается, без лишнего для неё на сегодняшний день напряга, к которому она оказалась психологически ещё не готова. Школу, которая будет доброжелательно настроена к детям. Мы пока такую школу не нашли в нашем районе, но мне очень хочется верить, что наша школа встанет на этот путь.
Поверьте, у меня есть основания верить именно дочери, а не школе, потому что я сама отработала в школе, и видела все те ужасы, о которых говорит дочь. Видела, как учителя не уважают границ другого человека, а тем более ребёнка, и при всём классе могут его отчитать, обсудить его семью, обозвать и сделать выводы об ученике нелицеприятного характера. Видела, как учителя обвиняют детей в том, что они их не уважают и поэтому принимают решение на каждом уроке выяснять отношения с детьми.
Уважение нужно заслужить, а не выпрашивать его
Я ни в коем случае, не хочу винить всех учителей. Есть достойные в этой профессии. И большинство моих учителей были именно такими, я перед ними очень преклоняюсь по сей день, и о них я писала накануне Дня учителя на своих страницах в социальных сетях. Как-нибудь и в этом блоге обязательно напишу о выдающихся, на мой взгляд, учителях. Мне повезло в жизни, что у меня их было большинство. И никто из них при мне ни разу не повысил на ребёнка голос.
Сегодня учителя часто сетуют на то, что «дети сейчас другие», поэтому они якобы заслуживают такого к себе отношения. Я так не считаю
Сегодня редко можно встретить, действительно, интеллигентного учителя, который ведёт себя на должном уровне. Часть учителей, кстати, которые преподают предметы, у моей дочери, были и моими. Так вот те самые, очень многоуважаемые мной, учителя и сегодня продолжают себя вести должным образом. В их сторону никаких нареканий нет. И я рада, что дочь имеет возможность посещать их уроки — значит не всё потеряно. Вся надежда на то, что она будет ориентироваться на этих прекрасных людей.
Значит, всё-таки дело не в детях, с которыми учителя сегодня не могут справиться посредством уважительного к ним отношения. А всё-таки в учителях, которые, возможно, оказались не своей профессии.
Я всегда говорила детям, что уважительное отношение к любому другому человеку — это норма твоего воспитания, а уважение — это уже твоё личное дело
Я прошу детей, если меня читают дети, обязательно уважительно относиться к учителям, как бы порой вызывающе они себя не вели. Я не требую уважения, его, действительно, человек сам заслуживает или нет, но уважительное отношение в любому другому человеку — это норма.
Но как сложно это говорить детям, когда они как раз наблюдают часто от учителей к себе неуважительное отношение. А разве не пример учит? Требовать уважительного отношения и при этом самому никого не уважать, — это просто странно. Я уже писала, что многие взрослые сегодня, а часто и учителя считают, что детей уважать не нужно. К детям всегда — с осуждением и предвзятостью. Возможно, именно потому сегодня школа переживает кризис в нашем обществе.