что делать если не успеваешь делать намаз

Что делать если не успеваешь делать намаз

что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть фото что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть картинку что делать если не успеваешь делать намаз. Картинка про что делать если не успеваешь делать намаз. Фото что делать если не успеваешь делать намаз

Как нужно совершать намаз человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз?

Вопрос: Как нужно совершать намаз, человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз, после того как имам дал салям?

Ответ: Человек, который успел на пятничный намаз, до того как имам дал салям, считается успевшим на пятничный намаз. После того, как имам даст салям этот человек завершит намаз самостоятельно. Если же человек придет в мечеть после того, как имам дал салям, он должен совершить не пятничный, а дневной (зухр) намаз (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, Бейрут, 1982, I, 267). Поэтому человек, который успел на второй ракаат пятничного намаза, после того как имам дал салям, встает на ноги и, совершив еще один ракаат, дает салям. В этом ракаате, он также произносит басмаллу, читает суру Фатиха и добавочную суру. Если он успел встать за имамом во время ташаххуда, то после того как имам даст салям, встанет на ноги и, совершив два ракаата, отдает салям. Таким образом он завершает пятничный намаз. Согласно мазхабам Малики и Шафии, чтобы считаться успевшим на пятничный намаз, нужно совершить хотя бы один ракаат вместе с имамом. Поэтому, когда человек примкнет к имаму, уже после того как он выпрямится от рукуга второго ракаата, то завершает намаз в качестве полуденного намаза (Ширбини, Мугниль-Мухтадж, Даруль-Фикр, Бейрут, I, 296)

Вопрос: Кому ваджиб праздничный намаз?

Вопрос: Мы знаем, что человек, который совершает обязательный намаз без имама, в тех намазах, которые имам читает кыраат (чтение Корана) открыто, может при желании читать открыто. Может ли человек, который примкнул к имаму во втором ракаате пятничного или праздничного намазов, для восполнения непрочитанного ракаата читать кыраат открыто?

Ответ: Человек, который опоздал на пятничный либо праздничный намаз, когда встает для восполнения второго ракаата при желании может читать кыраат открыто, то есть в этом случае он может поступить так, как хочет.

Вопрос: Как нужно совершить пропущенные такбиры, если человек успел следовать имаму во время руку’а первого ракаата в праздничном намазе?

Ответ: Этот человек произнесет вступительный такбир в положении стоя. Если он уверен, что успеет совершить руку’ вместе с имамом, то пропущенные такбиры праздничного намаза произносит стоя. Если же он не успевает произнести до рукуга, то после вступительного такбира совершает руку’ вместе с имамом и вместо тасбиха в положении руку’ произносит такбиры. Потому что совершение ваджиб такбиров более приоритетно, чем совершение тасбихов, являющихся сунной. Если имам поднимается с руку’ в то время как последующий за имамом произносит такбиры, оставшиеся такбиры с него спадают.

Вопрос: Как должен совершить ташрик такбиры человек, не успевший на первый ракаат?

Ответ: Человек, опоздавший на первый ракаат праздничного намаза, произнесет ташрик такбиры после восполнения пропущенных ракаатов. Но если он по забывчивости не произнесет такбиры, намаз не портится.

Источник

Могу ли я читать намаз, когда до следующего намаза осталось всего пять минут?

что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть фото что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть картинку что делать если не успеваешь делать намаз. Картинка про что делать если не успеваешь делать намаз. Фото что делать если не успеваешь делать намаз

Вопрос:

Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

Ответ:

Одним из обязательных условий всех пяти фарз- намазов является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить пропущенный намаз, зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:

«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя».

То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)

Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

Источник

Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять?

что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть фото что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть картинку что делать если не успеваешь делать намаз. Картинка про что делать если не успеваешь делать намаз. Фото что делать если не успеваешь делать намаз

Что делать, если пропустил намаз?

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

В каких случаях можно пропустить намаз?

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб.

Аль-Бухари 598, Муслим 209

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней».

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

Ан-Ниса, 101-й аят из 176

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

«Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий».

Когда следует совмещать два намаза?

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:

Пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними».

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними».

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее».

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».

Источник

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]»[1]. В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности[2].

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв[3], рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую[4]. Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом)[5].

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов[6].

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность[7].

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время[8].

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов[9]. Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна)[10]. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит[11], ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву[12].

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну[13].

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются[14].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

[2] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

[3] Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

[4] См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

[10] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

[11] Неофит – новый приверженец определенной религии.

[12] Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Источник

Если проспал утренний намаз

что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть фото что делать если не успеваешь делать намаз. Смотреть картинку что делать если не успеваешь делать намаз. Картинка про что делать если не успеваешь делать намаз. Фото что делать если не успеваешь делать намаз

Часто мусульмане задаются вопросом, что делать, если проспал утренний намаз. И как должны поступать пропустившие молитву, если просыпаешься, когда уже начало солнце восходить, но еще не произошел полный восход – дождаться ли полного восхода и тогда выполнить утренний намаз, ведь есть мнение, что нельзя совершать его, пока солнце восходит, или следует помолиться сразу же?

На этот вопрос существует однозначный ответ в хадисе, который приводит имам Муслим. Он приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ : «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней».

Хадисы

С вопросом о том, что делать, если проспал фаджр, сталкиваются многие верующие, пропустившие молитву по причине сна. Если рабочий день был тяжелым и насыщенным, то некоторым из нас достаточно трудно встать утром для того, чтобы выполнить утренний намаз.

Есть еще один хадис, в котором говорится, что сон – это не халатность и не упущение, такое, какое бывает, если пропустил молитву при бодрствовании.

Говоря о женщине, которая обнаружила у себя маточные кровотечения и подумала, что это хайд, пропустила молитву по этой причине, но после убедилась, что это не хайд, а истихада, и стала совершать намазы, то ею была пропущена молитва по ошибке, поэтому она должна возместить ее.

Говоря о человеке, который, не зная, что начался Рамадан, пропустил один или два дня, имеется в виду случай, при котором человек должен восполнить пропущенную молитву, поскольку это тоже будет расценено как ошибка, и греха в данном случае нет. В хадисе сказано, что Аллах прощает умме такие случаи, когда они были пропущены по забывчивости, ошибке или по принуждению. Среди ученых относительно того, о чем говорится в хадисе, разногласий нет.

Можно ли выполнить сначала витр, а потом сунну фаджра, после чего выполнить фарз, если мусульманин проспал витр и намаз фаджр?

Да, это возможно. Поскольку, исходя из хадиса, приводимого Абу Даудом, Тирмизи и аль-Хакимом, следует, что «тот, кто проспал уитр, то пусть совершит его как вспомнит». Из хадиса, приводимого имамом Муслимом, следует, что если мусульманин пропустил ночную молитву по какой-то причине, по болезни или еще какой-то, то ему следует совершить днем (во время духа) 12-ть ракаатов. Имеется в виду, что мусульманин может не совершать уитр, а вместо него должен совершить двенадцать ракаатов.

Некоторые мусульмане считают, что позволено совершение иша до того, как совершается утренний намаз. У остальных же мусульман возникает сомнение, не является ли это противоречием или разногласием, и разрешено ли читать за ними, если они читают эту молитву после второй части ночи.

Когда заканчивается время аль-иша?

Относительно вопроса о последнем времени молитвы аль-иша среди ученых наметилось четкое разделение на две разные группы. К первой группе джумхур относят ученых из маликитов, ханафитов, ханбалитов и шафи ‘ итов. Этого же мнения придерживаются некоторые сподвижники и табиины. По их мнению, время аль-иша заканчивается с наступлением времени для молитвы аль-фаджр. Молитва аль-иша, совершенная до молитвы аль-фаджра, будет действительной. Позже ученые, относящиеся к этой группе, разошлись в вопросах о том, дозволено ли оттягивать молитву аль-иша до половины ночи или до ее третьей части. Нежелательно ли это, разрешено или запрещено?

Ко второй группе относятся ученые, которые придерживаются мнения, что молитву аль-иша следует совершать до наступления полуночи. Если же человек оттянул время молитвы намеренно, то он должен покаяться, но молитву пропущенную восполнять не нужно. К этой группе ученых относятся такие, как шейх аль-Альбани и шейх Усаймин, а также такого мнения придерживался и бн Хазм.

Если совершил утренний намаз до начала времени

Если утренний намаз был совершен, но мусульманин узнал, что совершил его до того, как наступило его время, то он засчитан не будет, поскольку Коран и Сунна устанавливают, что обязательный намаз нужно совершать в то время, которое для него определено. Фактически будет считаться, что утренний намаз не был выполнен, поэтому его необходимо возместить.

Проспал утреннюю молитву по состоянию здоровья

Бывают ситуации, когда человек не может выполнить утренние намазы, так как в установленное для фаджра время он проспал, потому что находился в бессознательном состоянии. Это может быть по состоянию здоровья – человек находится в это время в медикаментозном сне, во время операции. В такой ситуации, как отмечает шейх ибн Усаймин, человек не обязан восполнять те утренние намазы, которые были им пропущены, даже если это было много раз. Но если человек самостоятельно, по своему выбору ввел себя в такое состояние – принял снотворное, то в такой ситуации это будет являться бессознательным состоянием по собственной воле, и он должен восполнить утренние намазы, поскольку проспал их по своему желанию.

Советы, чтобы не просыпать утренние намазы

Для того, чтобы пробуждаться без особых трудностей, не просыпать, рекомендуется следовать нескольким советам:

Борьба со своими искушениями – то, что Аллах любит в человеке и всячески его в этом поддерживает. Совершение фаджра – дело благое, которое будет лучшим началом нового дня в земном мире. Аллах высоко ценит это и обязательно сделает для вас легким весь оставшийся день. Как сказано в хадисе, человеку, который совершает в предписанное время фаджр, защита Аллаха гарантирована.

Три узла шайтана

«Каждому из вас во время сна шайтан завязывает три узла на затылке, затем бьёт по каждому узлу и говорит: «Пусть долгой будет твоя ночь, спи». Если человек встанет и помянет Аллаха, развяжется первый узел, если совершит омовение (тахарат), то развяжется второй, а когда совершит молитву, то развяжется последний узел. Тогда человек встретит день бодрым, в прекрасном расположении духа. Если же он не сделает этого, то на душе у него будет смрадно, и его будет одолевать лень». Хадис привели аль-Бухари (1142) и Муслим (776).

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *