что делать если не успел на рейс самолета
Что делать, если опоздали на рейс
Опоздание на рейс может быть маленькой неприятностью или причиной остаться на земле — это зависит от времени вашей задержки.
Планируя путешествия, помните, что регистрация обычно начинается за два-три часа до вылета и заканчивается за 40-60 минут. Если вы регистрируетесь онлайн, то нужно успеть за 45-90 минут до вылета. Это важно, потому что опоздание на регистрацию и посадку не одно и то же. Посадка заканчивается за 15-30 минут, а само время вылета и прилёта указано всегда местное.
Опоздание на регистрацию
Если вы понимаете, что не успеете пройти регистрацию до её окончания, сразу идите к стойке для опаздывающих. Иногда за такую экспресс-регистрацию нужно будет дополнительно заплатить, но часто эта услуга бесплатная.
Если найти стойку для опаздывающих не получается, подойдите к представителю своей авиакомпании. Когда вы объясните ситуацию, вам подскажут, как успеть на рейс, или помогут поменять билет.
Опоздание на посадку
Если самолёт ещё не улетел, но посадка уже закончилась, то на борт вас не пустят. Такие опоздания приведут к задержке рейса, а это невыгодно для авиакомпании.
Если вы всё-таки не успели зайти в самолёт, попробуйте обменять билет. Для пассажиров бизнес-класса авиакомпания обычно предлагает ближайший рейс. Скорее всего, чтобы получить новый билет, попросят заплатить штраф. А если тариф был невозвратный, то придётся купить новый билет.
На рейс с пересадками лучше совсем не опаздывать. Если это первый полёт, то второй рейс, скорее всего, аннулируют. В этом случае нужно будет купить другой билет.
Опоздание на стыковочный рейс
Последствия опоздания на стыковочный рейс зависят от причины вашей задержки:
Если перелёты оформлены одним билетом одного перевозчика, то вам поменяют билет без дополнительной платы. Если второй рейс назначен на более позднее время, авиакомпания должна предоставить такие же меры поддержки, как при обычной задержке рейса: прохладительные напитки, горячие питание, размещение в гостинице и др. Багаж должны перенести на другой самолёт бесплатно.
Если для пересадки вы купили отдельный билет и опоздали на этот рейс из-за задержки другого самолёта, авиакомпания менять билет не будет. Опоздавшая авиакомпания может выплатить компенсацию или предложить какие-то льготы для следующих полётов, но это зависит только от перевозчика.
Как не опоздать на самолёт
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Что делать, если опоздал на пересадку?
Эксперт Сравни.ру по страхованию
Вот что рассказали про опоздание на пересадку в пресс-службе сервиса путешествий Туту.ру
На самолёт
Если вы приобрели билет на стыковочный рейс и случилась задержка рейса, из-за которой вы опоздали на следующий, то стоит поступить следующим образом. В случае если оба рейса выполняются одной авиакомпанией и всему маршруту присвоен единый номер билета, то нужно обращаться в представительство авиакомпании сразу в аэропорту, где задерживают самолёт. По прилёту в пункте пересадки может не оказаться представителя авиакомпании или будет неудобное расписание.
Авиакомпания бесплатно пересадит вас на ближайший рейс до вашего конечного пункта. Иногда вас могут пересадить на самолёт других авиакомпаний по договорённости, чтобы вы успели на стыковку.
Если билет у вас на одном бланке, а авиакомпании в нём указаны разные, то между ними есть договор о сотрудничестве, поэтому поводов волноваться нет. В ситуации, когда авиакомпания №1 задерживает рейс и вы опаздываете на самолёт авиакомпании №2, проблему должна решать авиакомпания №1: обратитесь к её представителю, вас должны отправить ближайшим рейсом.
Ситуация, когда вы самостоятельно приобрели два отдельных билета двух разных авиакомпаний, более сложная, и, скорее всего, покупать следующий билет вам придётся самостоятельно. На всякий случай можно обратиться в обе авиакомпании — вдруг вам смогут помочь. Если билет был куплен туда и обратно, то сгорает ещё и обратный билет, как в случае неявки на рейс — no-show.
Может быть ещё ситуация, когда пассажир покупает билет стыковки онлайн, и сайт сам ему предлагает купить билет в единой брони, но будет два разных билета. И здесь тоже авиакомпании не несут ответственности друг за друга. И обычно при покупке таких билетов есть предупреждение о том, что будут разные билеты.
Если пассажир опоздал на стыковочный рейс по своей вине, то авиаперевозчик не обязан решать проблему пассажира, но обратиться к представителям авиакомпании стоит. Известны случаи, когда путешественникам шли навстречу, подбирали выгодные авиабилеты, отправляли следующим рейсом или возвращали часть денег за билет.
На поезд
С ж/д-билетами ситуация иная, чем с авиа. Здесь пассажир сам покупает себе билеты на два разных поезда, сам планирует, хватит ли ему времени сделать пересадку.
Если пассажир опоздал на поезд, то ему нужно обратиться в кассу и частично вернуть потраченные средства.
Для поездов дальнего следования вернуть билет можно, если прошло не более 12 часов после отправления поезда с вашей станции. Но лучше сделать это, пока прошло не менее 20 минут и не более 3 часов, тогда процедура возврата будет проще.
Если прошло более 3 часов, то придётся делать претензионный возврат. Нужно будет написать заявление, которое перевозчик рассмотрит в срок до 30 дней. С заявлением и билетом надо будет подойти в кассу возврата на вокзале. Если вы будете сдавать билет на станции, отличной от станции отправления, то возврат будет возможен тоже только в претензионном порядке.
Если опоздание на поезд вызвано серьёзной причиной (болезнь, несчастный случай и т. п.), то можно вернуть билет в течение 5 суток с момента отправления поезда, при наличии подтверждающих документов. Пассажиру необходимо предоставить в билетную кассу станции посадки справку из больницы, документ, на который оформлен билет, билет РЖД (14-значный номер заказа, билет на бланке или купон). Выплачивается стоимость билета, стоимость плацкарты не возвращается.
Вообще, задержки у поездов бывают крайне редко. Но лучше подстраховаться и при оформлении заказов в поезда по маршруту с пересадками выбирать интервал между их прибытием и отправлением не менее 3 часов.
В Роспотребнадзоре объяснили, что делать при задержке авиарейса
При задержке рейса пассажир имеет право отказаться от полета, при этом перевозчик обязан вернуть стоимость билета, даже если он был «невозвратным». Также пассажир может обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, которые он понес из-за задержки. Например, если сорвались заранее оплаченные экскурсии.
Как пояснили в ведомстве, к претензии нужно приложить копии документов, подтверждающих убытки. Претензия подается перевозчику в аэропорту вылета или пункта назначения. При внутренних перевозках у пассажира есть шесть месяцев со дня задержки рейса, чтобы обратиться с претензией. Также можно обратиться за компенсацией морального вреда.
Кроме того, клиент имеет право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Штраф устанавливается в сумме 25% от МРОТ за каждый час просрочки, но не более половины стоимости авиабилета. Однако эта мера действует только в том случае, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности самолета или иных обстоятельств, не зависящих от авиакомпании.
Также при задержке рейса пассажиры имеют право на: организацию хранения багажа, предоставление комнаты матери и ребенка (при перелете с ребенком в возрасте до семи лет). Если рейс задерживаться более чем на два часа, пассажир имеет право на обеспечение прохладительными напитками, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте.
Если вылет задерживается на более чем шесть часов в ночное время, или более чем на на восемь часов днем, пассажиры имеют право на размещение в гостинице, а также доставку транспортом до гостиницы и обратно в аэропорт.
Как добавили в ведомстве, за консультацией и помощью при составлении претензии к авиаперевозчику можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по субъекту.
Что делать при задержке авиарейса
От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.
Тамара Рогачёва
Как понять, что рейс задержан
Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.
Но бывает и по-другому: если авиакомпания знает о задержке рейса, то по закону она обязана вас об этом предупредить. Чаще всего SMS-сообщением.
Если вы уже в аэропорту, то сообщение о задержке появится на табло и будет продублировано по громкой связи.
Что делать, если рейс задержан
Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.
С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.
Фото: Uskarp / Shutterstock
Что мне должна авиакомпания
Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.
Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.
Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.
А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.
При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.
Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.
При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.
Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.
Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock
Что за компенсации
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Фото: Alen thien / Shutterstock
Как получить нормальную компенсацию за задержку
При оформлении билетов на сайте Туту можно докупить услугу «Страхование на время поездки». По ней вы сможете получить моментальную выплату до 10 тысяч рублей при задержке рейса. На такую сумму можно рассчитывать при задержке багажа, а вот при его повреждении или потере страховая выплатит уже от 30 тысяч рублей.
Куда деть багаж
При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.
Как облегчить ожидание вылета
Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.
Берите с собой гаджеты: телефон, компьютер, планшет. Скрасите ожидание просмотром сезона какого-нибудь сериала. Только не забудьте взять с собой повербанк, а ещё лучше тройник. Розетки в аэропортах нарасхват, а так получится не только «отжать» розетку, но ещё и соседям по несчастью помочь — поверьте, они точно будут вам благодарны и, быть может, даже угостят вас чашечкой латте.
Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.
И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.
Что делать, если опаздываешь на самолёт
Рассказываем, как действовать пассажиру, который не успел на рейс, и сколько денег за билет можно вернуть.
Что вы узнаете из статьи
1. Порядок действий зависит от того, кто покупал билет — сам пассажир или туроператор. В первом случае все вопросы придётся решать самостоятельно, во втором — поможет туркомпания.
2. При опоздании на первый рейс могут сгореть билеты на стыковочный и обратный перелёты.
3. При опоздании на рейс по личным причинам, например из-за пробок, вернуть деньги за билет не получится, единственное исключение — если куплен более дорогой билет с опцией обмена или возврата.
Если пассажир путешествует через турфирму
Если билет куплен вместе с путёвкой у туроператора, при форс-мажоре нужно обратиться к представителю турфирмы. Далее возможны три варианта:
Сотрудник турфирмы предупредит принимающего гида, чтобы тот не задерживал групповой трансфер в аэропорту прибытия, разыскивая туриста. Также сообщит в отель о смещении срока заселения, чтобы бронь не сняли, а номер не отдали другим гостям, и подтвердит обратные билеты, чтобы их не аннулировали за неявку на рейс.
Через турфирмы — дешевле: 5 направлений для выгодного отдыха в декабре
Если билеты куплены самостоятельно
Порядок действий при опоздании на рейс зависит от типа перелёта: прямой или стыковочный.
Прямой рейс
При опоздании на прямой рейс нужно:
Рейс с пересадкой
Важно, в каком формате куплен билет: рейсы идут одним бронированием или разными.
В рамках одного бронирования за все стыковки между рейсами отвечает авиакомпания и несёт все издержки в случае нарушения времени вылетов и прилётов. Даже если в билете указано две авиакомпании, они взаимно ответственны по исполнению этих обязательств.
Например, рейс первой авиакомпании задержали из-за погоды, и пассажир опоздал на следующий стыковочный рейс. Тогда первая авиакомпания обязана найти ему билет на любой ближайший рейс в нужном направлении или компенсировать затраты на другой вид транспорта — если далее пассажир поедет поездом или автобусом.
При этом авиакомпания не несёт ответственности в случаях, когда опоздание на первый рейс происходит по вине пассажира. Тогда билеты на второй рейс аннулируются, и пассажир заново покупает билеты на весь маршрут. Но можно частично вернуть стоимость или сделать обмен, если это предусмотрено тарифом.
При опоздании на пересадку нужно обратиться по телефону поддержки авиакомпании или на стойку информации в аэропорту, чтобы узнать об альтернативных вариантах перелёта и получить инструкции по возврату или обмену билета.
Багаж можно получить в аэропорту прибытия: он будет находиться в представительстве авиакомпании, в службе потерянного багажа. Его можно будет забрать самостоятельно или попросить привезти по нужному адресу в городе прибытия — если авиакомпания предоставляет такую услугу.
Если пассажир покупает несколько билетов отдельно и самостоятельно рассчитывает время для пересадок, то все риски по опозданию он берёт на себя. Даже если это два бронирования в одной авиакомпании, издержки за обмен, возврат и покупку нового билета не возмещаются.
При опоздании на стыковочный рейс следует обратиться в авиакомпанию, чтобы узнать об альтернативных перелётах и купить билет на новый рейс. Багаж можно получить в стыковочном аэропорту: до конечной точки маршрута он не отправляется из-за разных бронирований.
Сколько денег за билет можно вернуть, если опоздал на рейс
Такси встало в пробку, задержался поезд, пассажир перепутал часовые пояса, долго собирался или потерял счёт времени в магазинах беспошлинной торговли — все эти причины опоздания носят личный характер и расцениваются авиакомпанией как добровольный отказ от перелёта. В этом случае можно вернуть часть или всю стоимость билета, если тариф возвратный и предусматривает компенсацию в случаях, когда рейс уже улетел. Некоторые тарифы допускают обмен или возврат билета не позднее чем за 30–40 минут до отправления. Невозвратный билет сдать не получится.
Если опоздание произошло по вине авиакомпании или аэропортовых служб, то пассажир вправе требовать компенсацию понесённых из-за этого убытков. А также вернуть полную стоимость билета, которым не получилось воспользоваться. Для этого нужно обратиться в авиакомпанию с заявлением на возврат и предоставить документы:
Отказ в визе — спорный вопрос при возврате денег за билет, поскольку авиакомпании не отвечают за работу консульских служб. Однако от этого риска можно застраховаться. Для этого нужно купить полис с опцией возврата денег при отказе в визе.
Выбрать подходящую страховку удобно на Сравни.ру
На сайте можно сравнить цены от разных компаний