что делать если не туда перекинул деньги
Я ошибся в реквизитах при переводе денег
Всем привет. А что мне делать, если я переводил деньги и ошибся в одной цифре? Например, в номере карты или реквизитах. Куда нужно обращаться — в мой банк или в который переводил? Можно ли вообще вернуть деньги в таком случае?
Вернуть деньги можно, но способ зависит от того, как вы переводили средства и куда.
Ошиблись при переводе с карты на карту
Допустим, вы переводите деньги с карты на карту: вводите в приложении номер карты и сумму перевода. Нажимая кнопку «Перевести», вы автоматически подтверждаете, что указали все данные верно. Поэтому перед отправкой лучше еще раз проверить введенные цифры. Особенно если раньше вы уже так ошибались.
Если все-таки ошиблись и указали неверный номер карты получателя, обращаться надо в банк получателя перевода. Сначала запросите справку о совершенной операции в своем банке. Это можно сделать в отделении, по электронной почте или через чат в мобильном приложении. В справке будут указаны первые шесть и последние четыре цифры номера карты получателя — по ним банк-получатель найдет перевод. С полученной справкой обратитесь в службу поддержки банка, получившего платеж.
Если банк-получатель откажет в возврате платежа, можно вернуть деньги в принудительном порядке как неосновательное обогащение. В зависимости от обстоятельств можно написать заявление в полицию или обратиться в суд. На этом этапе лучше заручиться поддержкой юриста, чтобы все сделать правильно и не потерять время. Сверху можно взыскать неустойку и компенсации.
Ошиблись при межбанковском переводе
Если в реквизитах допустили ошибку и платеж не нашел получателя, деньги попадут в банк-получатель на счет нераспознанных платежей. Скорее всего, в таком случае с вами свяжется специалист банка: он уточнит реквизиты и в итоге зачислит средства на нужный счет.
Что делать, если банк по ошибке зачислил вам деньги
Но не все банки занимаются детальным разбором переводов.
Если вы обнаружили, что сделали ошибку в реквизитах, можно обратиться в банк, отправивший перевод. Сотрудники отправят в банк-получатель платежа письмо-уточнение о вашем переводе. Теоретически это может помочь зачислению средств на верный счет, но все зависит от внутренней политики банка-получателя.
Второй вариант — обратиться в банк-получатель с платежным поручением.
Если в течение пяти рабочих дней платеж не будет зачислен на счет получателя, деньги должны вернуться на ваш счет.
Еще можно отправить запрос на возврат средств через ваш банк. Но так делают не все банки — уточняйте в службе поддержки.
Ошиблись при переводе в бюджетную организацию
Если через пять рабочих дней платеж к вам не вернулся, значит, его зачислили на счет по ошибочным реквизитам. Тут банк-отправитель перевода ничем не сможет помочь и необходимо обращаться в банк-получатель для розыска платежа.
Как избежать таких ситуаций
Всегда проверяйте реквизиты перед переводом. В приложении Тинькофф-банка, если переводите другому клиенту банка, увидите его фамилию и инициалы при переводе.
Если вы регулярно переводите деньги друзьям или оплачиваете какие-то услуги, внесите эти платежи в избранное — сэкономите время и не ошибетесь:
Если вы обнаружили ошибку при переводе средств, не ждите пять дней, а сразу обращайтесь в банк или организацию, в которую был направлен ошибочный платеж.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что делать, если вы по ошибке перевели деньги не на ту карту или номер?
Ситуация отнюдь не редкая — вы отправили деньги другу, а он их не получил. Стали разбираться и выяснили, что немного ошиблись в реквизитах, поэтому сделали перевод незнакомому человеку. А бывает и наоборот — на ваш счет кто-то прислал деньги, а вы не знаете, кто и зачем. Что делать в таких случаях? Как вернуть перевод? Разбираемся в рубрике «Окей. Гугл».
1. Попросить вернуть добровольно
Можно попытаться связаться с получателем и убедить его вернуть вам переведенную сумму добровольно. Это самый простой способ, который при должном красноречии обязательно сработает.
Если вы отправили деньги по номеру телефона
Такой платеж называется мгновенным и его нельзя отозвать через банк. Напишите или позвоните человеку, по номеру которого вы перевели деньги. Сообщите, что сделали ему перевод по ошибке, и попросите вернуть эту сумму. Предложите проверить счет, чтобы он точно понимал, что вы не мошенник. Если повезет попасть на честного и совестливого человека, то он войдет в ваше положение.
Если вы отправили деньги по номеру карты или счета
Обратитесь в свой банк, объясните ситуацию и спросите, что можно сделать в этой ситуации. В каждом банке есть свои правила возврата ошибочных платежей, и менеджер расскажет вам о них. Как правило, банк переводит деньги в течение нескольких часов. Если вы успеете связаться с банком, пока он еще не успел перевести платеж, то операцию можно будет отменить.
Если же деньги уже ушли на чужой счет, нужно будет прийти в банк и написать заявление о возврате платежа, сделанного по ошибке. Возможно, банк поможет их вернуть. Но надо понимать, что банк не обязан этого делать.
Вы указали ошибочные реквизиты
Если вы указали несуществующие реквизиты, платеж вообще не будет совершен либо деньги автоматически вернутся на ваш счет.
2. Подать на человека в суд
Второй способ вернуть деньги — гораздо более трудозатратный. Но если сумма для вас значительная, то вы можете обратиться в суд. Согласно закону, ошибочное получение чужих денег считается необоснованным обогащением, так что вы имеете полное право на взыскание этих денег. В суд нужно будет представить убедительные доказательства того, что деньги вы отправили именно по ошибке.
Как это доказать?
Например, предоставить номер телефона или карты вашего друга, который отличается всего одной цифрой от номера незнакомца. Или вы каждый месяц переводите на один и тот же счет по 30 тысяч, а в этом месяце ошиблись. Можно запросить у сотового оператора детализацию звонков и показать, что по номеру получателя ваших денег вы позвонили всего раз в жизни — после того, как сделали ошибочный перевод.
Незнакомцу же в суде придется доказывать, что он имел все права на получение этой суммы. Если таких подтверждений не будет, а ваши аргументы окажутся убедительными, то суд обяжет получателя вернуть вам деньги.
3. Если перевели деньги вам
Бывает и такое. Для начала убедитесь, что деньги действительно перевели к вам на счет. Мошенники часто рассылают СМС, внешне похожие на перевод. А затем звонят и просят перечислить деньги обратно. Прежде чем предпринимать какие-то действия, через онлайн-банк или мобильный банк удостоверьтесь, что ваш счет действительно пополнен.
Во-вторых, стоит убедиться в том, что ошибка ли это. Вполне возможно, что деньги ваши по праву (например, кто-то вернул вам старый долг). Обратитесь в свой банк и запросите выписку по своему счету либо платежку, на основании которой пришли деньги. Так вы выясните, от кого и с какого счета пришли деньги.
Если кто-то действительно ошибся, а вы хотите вернуть деньги, то обратитесь в банк и попросите перечислить эту сумму обратно. В банке есть реквизиты плательщика, по которым оператор без проблем проведет обратный платеж с вашего счета.
Наконец, совет, который никогда не перестает быть актуальным: внимательно проверяйте реквизиты. Лучше несколько раз убедиться в том, что все верно, чем тратить силы и времени на суды и звонки.
Как подать в суд на неизвестного?
Хотел отправить 100 000 Р маме: делал перевод из «Совкомбанка» в Сбербанк. Но так как на карте мамы частично стерся номер, она продиктовала мне его с ошибкой, и деньги ушли неизвестно кому.
Я связывался со Сбербанком, а он — с получателем. От свалившихся с неба 100 000 Р дама не отказалась, в банк не сходила и заявление о возврате денег не написала.
Беда в том, что я ничего не знаю о получателе. Только номер карты, а еще имя и отчество — их увидел уже потом через свой «Сбербанк-онлайн». Когда отправлял перевод из «Совкомбанка», не было и этого.
Как подать в суд на человека, данных которого у меня нет? Я не знаю ни фамилию, ни регион, где живет женщина. В какой суд обратиться и как просить его отправить запрос в банк, чтобы узнать данные ответчика? Или, может, сначала стоит подать в суд на банк?
Андрей, поскольку получатель добровольно деньги не возвращает, взыскать их можно только через суд — здесь вы правы. Шансы выиграть дело велики, но приготовьтесь, что процесс будет непростым и довольно долгим.
Сначала вам действительно нужно узнать, с кем судиться. Для этого надо подать заявление в полицию, а уже потом обращаться в суд. Расскажу, как лучше действовать.
Что требовать от полиции
Для суда вам потребуется ФИО ответчика и его место жительства. Полиция может получить эти данные в рамках проверки по вашему заявлению. Нужно написать заявление с требованием возбудить уголовное дело в отношении неустановленного лица по факту мошенничества или присвоения чужого имущества. Можно указать обе статьи — полиция разберется.
В заявлении необходимо описать ситуацию и указать номер карты, по которому ушел ошибочный перевод.
Сотрудники полиции обязаны принять заявление, провести проверку и могут установить человека, которого вы требуете привлечь к ответственности. Причем полицейские не просто выясняют данные человека, но и получают с него письменное объяснение. Если человек живет в другом регионе, управление МВД вашего города может попросить помощи коллег оттуда.
Чтобы установить личность получателя, полиция затребует у банка всю необходимую информацию и документы о случившемся, в том числе ваше письменное заявление в Сбербанк, номера счетов отправителя и получателя и данные их владельцев.
Скорее всего, вам откажут в возбуждении уголовного дела, потому что для преступлений, о которых идет речь, обязателен умысел. В вашем случае получатель денег не желал их украсть, не готовил план преступления и не искал сообщников. Как вы верно сказали, деньги сами упали с неба. Однако есть шанс, что женщина, о которой вы говорите, просто испугается, когда ее вызовут в полицию, и сама вернет все сумму.
Если этого не произойдет, действуйте дальше. После отказа в возбуждении уголовного дела вам по почте придет соответствующее уведомление. Вы вправе обжаловать отказ, но вряд ли в этом есть смысл.
Далее следует подать письменное ходатайство об ознакомлении с материалами проверки. Заявление подают в тот отдел полиции, куда вы обращались с заявлением. Полиция обязана дать вам возможность посмотреть дело.
п. 9.2 инструкции, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 № 707PDF, 603 КБ
В материалах дела будут данные получателя, причем они будут фигурировать неоднократно — как минимум в ответе на запрос из банка. А еще в объяснении, при получении которого полицейские обязаны выяснить ФИО, домашний адрес, телефон, место работы.
Бывают ситуации, когда полиция не установила лицо или каким-то образом не дает вам получить информацию о нем. Об этих случаях расскажу ниже. Если вам удалось узнать данные получателя, подавайте в суд.
На карту по ошибке перечислили деньги. Что с ними делать?
Перевод денег с карты на карту или со счета на карту — удобно и просто. Сегодня для этого достаточно нажать несколько кнопок на экране мобильного устройства. Но что делать, если кто-то нажал их неправильно и перевел на вашу карту большую сумму? Или банк ошибся и совершил неправильный перевод?
Кто виноват?
При переводе за правильность введенных реквизитов всегда отвечает тот, кто осуществляет перевод. Если какие-то данные были введены неправильно, владелец карты не несет за это никакой ответственности, потому что он не мог никаким образом повлиять на эту ситуацию. Если перевод осуществлен с ошибкой, вернуть его можно, но нередко на это требуется очень много времени.
А вот если вы решите эти деньги каким-то образом использовать, то ответственность за это решение ляжет уже на вас.
Что делать?
А вдруг это мошенники?
Перед тем, как что-то предпринимать, внимательно изучите сообщение о зачислении средств. Сейчас много случаев мошенничества, связанных с «ошибочными переводами». Жертве приходит сообщение с номера, похожего на технической номер банка, но не идентичного ему. И если не быть достаточно внимательным, это несоответствие легко не заметить. После мошенник звонит и просить перевести деньги обратно или продиктовать реквизиты карты, чтобы самому совершить отмену платежа. Таким образом он получает средства со счета жертвы.
Можно ли использовать эти деньги?
Если вы получили на карту неожиданные деньги и сразу их потратили, это квалифицируется как присвоение чужих средств. В этом случае банк будет требовать от вас эти средства вернуть.
Если вы откажетесь это сделать, банк может подать в суд. В этой ситуации может быть как гражданское, так и уголовное разбирательство.
Если деньги перевели по ошибке, и тот, кто переводил, не объявился
Если на карточку пришли деньги не от банка, а от физического лица, и при этом никто не объявился с сообщением об ошибочном переводе, в первую очередь тоже нужно обратиться в банк, он будет разбираться в ситуации.
Если владелец карты не обращался в банк и не получал просьб вернуть деньги, теоретически после истечения срока исковой давности (в общем случае это три года, как указано в ст. 196 ГК РФ) эти деньги владелец карты может тратить. Но! Если тот, кто ошибочно перевел деньги, все же объявится, он может инициировать процедуру восстановления срока исковой давности (если отправитель сможет доказать, что была веская причина, по которой он сразу не объявил об ошибке). И в этом случае возможно судебное разбирательство, которое владелец карты может проиграть. Поэтому в данном случае ответственность за принятое решение ложится полностью на владельца карты. Самым разумным в этой ситуации будет не затягивать, а сразу звонить в банк и сообщать о незапланированном переводе.
На карту пришли 5000 ₽ от неизвестного. Как вернуть деньги отправителю?
Месяц назад мне на карту поступили 5000 Р от неизвестного лица. Потом начались звонки и переписка с просьбой вернуть деньги, которые якобы были отправлены на строительство какой-то мечети. Я попросила звонивших обратиться в банк. Потом сама позвонила в банк, но там отказываются возвращать деньги отправителю и говорят, что сделать это могу только я.
Этот человек не успокаивался. Он говорил мне, что у него много детей, их нечем кормить, просил вернуть деньги. Звонил с нескольких номеров. Вроде бы он написал заявление о возврате, но я ему не верю. Хочу, чтобы деньги вернул банк, а я могу подтвердить, что они мне не предназначались.
Пока я ничего не потеряла, кроме нервов. Но что делать дальше? Может ли банк списать с моей карты деньги по заявлению другой стороны? Есть ли у банка какой-то срок, когда он уже не сможет списать с моей карты деньги самостоятельно?
Елена, хорошо, что вы сразу обратились в свой банк и сообщили о ситуации. Но эту проблему действительно должен решать отправитель перевода, а не вы. Как ему действовать дальше, зависит от того, как он перевел деньги.
В некоторых случаях отправитель может вернуть ошибочный перевод, обратившись в свой банк. В некоторых — нет, и тогда отправителю придется возвращать деньги через суд. Это зависит от способа, которым он перевел деньги, и лояльности банка.
Как вам поступили деньги
Отправителю известен ваш номер телефона, но он не мог узнать его в банке: тот не вправе разглашать данные своих клиентов. Скорее всего, отправитель изначально переводил деньги на вашу карту по номеру телефона.
Отправитель мог использовать систему быстрых платежей от Центробанка. На май 2020 года к СБП подключены 56 банков, подобная система есть у Сбербанка. Платежи через СБП мгновенные и безотзывные: переведенные этим способом деньги нельзя вернуть без согласия получателя.
Вероятно, отправитель ошибся в номере телефона. Но при подобном переводе в мобильном банке может открываться меню, показывающее, какой банк человек выбрал для получения переводов через СБП. Также указаны имя и первая буква фамилии получателя. Не обратить внимания на неправильное имя получателя, мне кажется, практически невозможно.
А может быть, у отправителя был только номер телефона и он просто не знал имени владельца счета, на который переводил деньги. Чтобы избежать таких ситуаций, отправителю лучше всегда заранее узнавать, на чье имя оформлена карта, привязанная к номеру телефона. Все-таки он отвечает за правильность реквизитов при переводе, и вы тут ни при чем.
Наконец, есть вероятность, что это просто мошенник. Он мог узнать ваш номер, например, если вы указывали его на сайтах объявлений.
Что делать с переводом
Я не знаю, мошенник перевел вам деньги или честный человек. Рассмотрю оба варианта.
Насторожитесь, если вам предлагают вернуть деньги не на тот счет, с которого они поступили. К примеру, в истории операций в приложении банка или на сайте банка вы видите, что перевод пришел от Екатерины К., а вас просят вернуть деньги по номеру карты или номеру телефона, к которому привязана карта Василия Д.
Также стоит быть осторожнее, если отправитель путается в объяснениях. К примеру, очень подозрительно, если сначала человек говорит, что отправлял деньги другу, потом утверждает, что переводил их бабушке или на благотворительность и т. д.
Если у вас есть сомнения, советую не общаться с отправителем. Можете добавить его номер в черный список, чтобы звонки и сообщения вас не беспокоили.
Это обычный человек. Рекомендую самостоятельно вернуть перевод, если отправитель переводил вам деньги по номеру телефона. Это можно увидеть в описании перевода в приложении банка или личном кабинете. Там будут видны имя и первая буква фамилии отправителя.
Если будете возвращать деньги, убедитесь, что переводите их человеку с таким же именем и первой буквой фамилии. Эти сведения станут видны, когда вы введете номер телефона для перевода.
Кроме того, можно вернуть деньги самостоятельно, если перевод был сделан в рамках одного банка. К примеру, в Тинькофф-банке в случае перевода от другого клиента можно вернуть деньги, открыв информацию о поступлении и нажав кнопку «Перевод обратно».
Если деньги вам перевели другим способом, посоветуйте отправителю обратиться в его банк или к контрагенту и сообщить об ошибке. В некоторых случаях перевод можно отменить, но не всегда. Это зависит от того, как происходил перевод: с карты на карту, банковским переводом или через партнера.
Чтобы ваш банк вернул деньги в банк отправителя, может потребоваться ваше согласие. Вы можете заранее подать в свой банк заявление о том, что это зачисление денег ошибочно, вы на него не претендуете и готовы вернуть деньги отправителю. В целом это самый верный вариант: написать заявление, отдать его в банк, не тратить эти деньги — и дальше пусть отправитель платежа сам разбирается.
Лояльные банки готовы помогать даже с возвратом переводов, совершенных через СБП. Для этого банк отправителя платежа связывается с банком получателя, после чего с вашего согласия деньги вернут. Но поскольку платежи безотзывные, только реально клиентоориентированные банки будут готовы заниматься подобным возвратом.
Если отправителю не удастся вернуть деньги через банк, он может подать в суд иск к вам о неосновательном обогащении. На это есть три года с даты перевода, но в некоторых случаях срок исковой давности можно продлить. Если отправитель убедит судью в своей правоте, то по исполнительному листу сможет списать деньги с вашего счета.
Пока вы и отправитель разбираетесь в ситуации, разумно не снимать эти деньги с карты и не тратить их. Исходя из срока исковой давности, вы сможете оставить их себе только через три года. Впрочем, по решению суда эту сумму можно списать с любого вашего счета, поэтому необязательно три года держать их именно на этой карте.
Мы уже писали об ошибочных переводах и что делать в таких ситуациях. Почитайте и покажите друзьям:
А еще загляните в нашу подборку о мошенничестве, чтобы быть в курсе уловок и не терять деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.