что делать если не прошел возврат по карте
Магазин сделал возврат денег на карту, но они не пришли
Безналичный расчёт – удобный способ расплатиться с магазином. Но возникают ситуации, при которых сложно определиться, как нужно поступить и что делать дальше. Рассмотрим вопрос, если магазин уже организовал возврат на карту, но деньги не пришли – что делать?
К кому обращаться с претензиями
Чтобы вернуть товар и деньги за него, нужно обратиться в магазин с подтверждением или аргументированием того, почему вы хотите от него отказаться. Есть чёткие правила, которые дают возможность вернуть вещи в том случае, если они не подходят, в них был выявлен брак, несоответствие с описанием и прочее.
После подачи заявки её должны осмотреть и дать ответ покупателю. Если деньги уплачены, у покупателя есть возможность выбрать способ получения средств обратно.
При выборе возврата на карту есть установленный срок – в течении 10 рабочий дней могут прийти деньги.
Магазин переводит запрос на банк, после чего обработкой занимается финансовое учреждение. Если в указанные сроки средства не пришли, то необходимо обратиться в тот банк, через который вы делали покупку. Способы обращения могут быть разными – через официальный сайт, позвонив на горячую линию или отправив письмо по электронной почте. В обращении указываются номер карты получателя, его личные данные.
В процессе возврата участвует три стороны: торговая площадка (магазин), банк-эквайер (банк, который обслуживает магазин) и банк-эмитент (банк, где была получена карта покупателем). Запрос от торговой точки на возврат переходит к банку-эквайеру, где устанавливается ID сделки, сумма и прочие факты. Эти данные передаются следующему банку-эмитенту, где и должен происходить возврат средств на карту покупателя.
Почему деньги могут не прийти, если запрос на возврат сделан
Средства могут прийти на карту в тот же день, когда делались покупки в магазине, если возврат осуществляется сразу. В этом случае деньги ещё не переводятся на счёт магазина, а резервируются на балансном счёте. И в случае отмены операции сразу же поступают на карту. Но если прошло уже некоторое время и деньги были списаны, то операция обычно длится 2-3 дня. На самом деле начинать тревожится стоит после того, как прошло 10 дней с момента подачи заявки на возврат.
Покупатель по закону может получать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый последующий день по истечению десятидневного периода.
Если магазин оформил для вас возврат, но деньги ещё не зачислились, этому может быть несколько причин:
Несмотря на причины и обстоятельства, чтобы не беспокоиться о собственных средства, можно обратиться на горячую линию банка или магазина и узнать подробности по вашей заявке. Вас вынуждены выслушать и по возможности помочь удовлетворить просьбу предоставить отчёт о процессе возврата.
Что делать, если не пришли деньги
Проблема достаточно распространена, когда после возврата покупатели начинают беспокоиться о том, что денег уже долгое время нет. Сбербанк рекомендует сделать следующее, если деньги не пришли в течении месяца (такой срок указан в правилах банковских систем).
Если речь идёт о Сбербанке, то обратиться можно по международному телефону: +7 495 500 55 50, с любого мобильного телефона в пределах России по номеру 900. У банка также есть социальные сети, где операторы ежедневно обрабатывают тысячи вопросов.
Если нужен другой банк, вы можете найти в сети его официальный сайт и открыть страницу с контактами.
Почему магазин неохотно возвращает наличные деньги
Основная причина, почему в онлайн-магазинах не желают возвращаться наличные деньги – это подозрение в незаконном обналичивании средств. Технически грамотным людям проще найти способы заработка электронной валюты. Но получить или вывести деньги в вид наличный – непростая для них задача. Поэтому магазины, банки и другие финансовые учреждения относятся с подозрением к любым намёкам на получение бумажных денег.
Также в законе есть статья, которая запрещает магазинам возвращать наличные за товары, которые были куплены при помощи банковских карт или любого вида электронных денег. Поэтому продавцы в магазинах не могут вот так вот взять и отдать наличные. Они уведомлены об этом положении своим руководством. Процесс возврата всегда должен сопровождать сопутствующими документами для подтверждения того, что это не офера, а попытка действительно вернуть деньги за товар.
Откуда магазины берут деньги для возврата
Источников средств для может два: в первом случае – это балансный счёт, на котором задерживаются деньги и резервный счёт магазина. Сложные ситуации с возвратом могут появится в реальных и Интернет-магазинах. Не зависимо от этого закон действует для всех одинаково. И у вас есть полное право вернуть любую покупку в течении 2 недель с момент выкупа. Где берутся деньги для этого – этим вопросом должны заниматься сами продавцы. И решать ситуацию совместно с покупателем.
Если вас устраивает условия возврата, то вы можете согласиться или отказаться от предложенных вариантов. Гарантия или другие условия возврата могут составлять и больший срок. В этом случае карта могла быть утеряны/закрыта покупателем. Даже в этом случае вы можете рассчитывать на получения средств. Не обязательно указывать ту же карту, с которой были списаны деньги. В условиях возврата говорится о том, что карта должна быть оформлена на имя покупателя. Поэтому смело можно предоставлять магазину другую карту с вашим именем.
Как банк обрабатывает запрос на возврат
После того, как магазин оформляет в веб-интерфейсе запрос на возврат, сигнал получают банковские системы. Рассмотрение деталей возврата может быть роботом или живым модератором – зависит от суммы и других факторов. Чаще всего этим вопросом занимаются всё же специалисты банка. Рассматриваются данные о том, из какого магазина поступил запрос, детали платежа по карте.
В банковской сфере у возврата есть своё название – чарджбэк. Этот процесс ограничивается не только правилами и условиями обработки данных самого банка, но и правилами финансовых систем, таких как Visa, МИР и других. Дополнительно процесс берёт во внимание законы страны, касательные финансовых операций. Если пользователя не устраивает результат обработки данных банком, он может направить дополнительную заявку в его поддержку через ЛК.
Видеоинструкция
В этом видео подробно рассмотрен вопрос, как поступить, если магазин оформил возврат, но деньги не пришли на карту покупателя.
Как вернуть товар, оплаченный картой, если карту я уже закрыл?
Есть актуальный в свете нашего безналичного будущего вопрос.
Оплатил товар банковской картой. Прошло полтора года, товар сломался. Магазин готов вернуть деньги, но только возвратом на ту же карту. Проблема в том, что ту кредитку я давно закрыл.
Магазин, кажется, не хочет выглядеть финансистом террористов и возвращать наличные. А я не готов открывать карту за тысячу рублей в год ради возврата 1200 рублей.
Как быть, рассуди, Т—Ж!
Юрий, вам повезло. Чаще всего покупатели сталкиваются с трудностями, когда пытаются доказать продавцу, что товар был неисправен. Но в вашем случае магазин уже готов вернуть деньги.
Порядок возврата такой.
Если вы платили наличными, то сумму покупки вернут наличными или на карту. Предпочтительный способ возврата укажите в заявлении.
Если вы платили картой, порядок такой же.
Почему не хотят возвращать наличные
Сложность в том, что продавцы неохотно возвращают наличные. Вы правы: организации опасаются, что это могут трактовать как незаконное обналичивание денежных средств или нарушение кассовой дисциплины.
В действительности же закон запрещает возвращать деньги из кассы за товар, ранее оплаченный с помощью карты. Продавец не может просто принять у вас заявление на возврат, открыть кассу и достать оттуда деньги. Но организация может снять сумму для возврата покупателю со своего расчетного счета и без проблем вернуть ее наличными.
Как получить возврат на карту
Если же вы хотите получить деньги именно на карту, но у вас изменились реквизиты или вы закрыли счет, просто укажите новые реквизиты в заявлении на возврат. Бланк можно попросить у продавца.
В заявлении можно сослаться на письмо ЦБ от 1 августа 2011 года. Там сказано, что если карта, с которой платили, была утеряна или клиент уже закрыл банковский счет, то покупатель вправе вернуть деньги на иные реквизиты. Этот документ Банка России предписывает кредитным организациям прописать порядок возврата денег в случае, если у клиента нет возможности предоставить банковскую карту, с помощью которой оплачивался возвращаемый товар.
Продавец не имеет права отказать вам в возврате денег наличными или на другой счет. Но если все-таки отказывает, добиться справедливости можно в суде. Порой достаточно сообщить продавцу, что вы готовы судиться, — и вопрос будет решен в вашу пользу.
Я как-то возвращала деньги за товар, оплаченный одной банковской картой, на реквизиты другой карты. Продавец сообщил, что средства будут перечислены в течение 10 рабочих дней. Деньги поступили на шестой день.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Хочу отменить платёж. Как вернуть деньги на карту
Сможет ли банк отменить платёж и вернуть мне деньги?
Это зависит от обстоятельств платежа. Сначала банк изучит, как прошла операция и по какой причине вы хотите ее отменить. Затем он запросит у торговой точки или обслуживающего её банка подробности платежа. Запрос в другой банк о возврате платежа называется chargeback (чарджбэк). Если отмену одобрят, на вашу карту вернутся деньги. Если нет — банк подскажет, как решить вопрос иначе.
Чарджбэк ограничен правилами платёжных систем (Visa, Mastercard, Мир), а также действующим законодательством РФ. При этом законы главнее правил.
Что сделать, чтобы вернуть деньги?
Если вы ещё не обращались в банк, подробно расскажите банку о ситуации и при необходимости предоставьте документы. Для этого напишите в чат поддержки в приложении или личном кабинете СберБанк Онлайн. Ниже мы рассказываем, что нужно написать для каждой ситуации.
Чтобы найти такой чат в приложении, нажмите внизу экрана на вкладку «Диалоги» и наберите в поиске «СберБанк». В личном кабинете СберБанк Онлайн нажмите на зелёный кружочек со знаком вопроса — он находится в правом нижнем углу страницы.
Если вы уже обращались в банк по этому вопросу и у вас есть номер обращения, то обязательно направьте нам дополнительную информацию по своей ситуации. Сделайте это в разделе «Мои обращения» приложения или личного кабинета СберБанк Онлайн — так банк быстрее поможет с решением вопроса. Чтобы открыть раздел «Мои обращения» в личном кабинете СберБанк Онлайн, в левом верхнем углу экрана нажмите на иконку в виде конверта.
Как отменить тот или иной платёж?
Найдите в списке ниже свою ситуацию и узнайте, что нужно делать.
Правила возврата денег при отмене операций
При возврате товара необходимо предоставить продавцу номер карты или счета, на который он должен зачислить денежные средства. Реквизиты нужны полные. Это связано с тем, что дата покупки и дата написания заявления на возврат могут отличаться на несколько дней. Фактически, с момента покупки до момента зачисления денег, с картой может произойти все, что угодно – потеря, блокировка, окончание срока действия и проч.
Вернуть деньги можно и на другую карту, не на ту, которой рассчитались за покупку. Но эта карта должна также принадлежать покупателю.
Гражданский кодекс дает возможность осуществить обмен товаров, если они не подошли или не понравились. На возврат или обмен дается две недели со дня покупки.
Когда товар можно вернуть
Но вернуть можно не любой товар, а только ненадлежащего качества и не включенный в перечень товаров, которые возврату и обмену не подлежат. Согласно Постановлению Правительства №55, нельзя вернуть товары из следующих категорий:
Правила возврата денежных средств
Безналичная оплата товаров и услуг регламентируется федеральным законом №54. Как будет осуществлен возврат, зависит от способа оплаты при покупке: если за товар покупатель рассчитался безналом – вернут на карту, если наличкой – выдадут наличные из кассы.
Возврат наличными при безналичной оплате – нарушение законодательства. Дело в том, что клиент рассчитался карточкой, а при возврате товара продавец решил отдать наличку, то налоговая инспекция идентифицирует такую операцию как отмывание денег и обналичивание нелегальным способом. Если ФНС выявит это нарушение, то наложит на продавца крупный штраф.
Пошаговая процедура возврата денег
Условия возврата денежных средств за товар описывается в письме ЦБ РФ №112-Т. Судебная практика полностью на стороне указанных в письме правил. Пока в судебном производстве не было дел, которые бы не встали на сторону положений законодательства в части возвратов.
Этапы возврата денежных средств на карточный счет покупателя:
Что должен предоставить покупатель для возврата:
Если все же есть необходимость вернуть денежные средства не на ту карту, которой покупатель рассчитался в момент приобретения товара, реквизиты другой карты нужно указать в заявлении. Но самое главное – собственником счета должен являться сам покупатель, а не третье лицо.
Применение ККТ при возврате
В случае возврата продавец обязан осуществить операцию в том числе по ККТ. В чеке фискального носителя отражается только сумма, которую заплатил покупатель.
Перечень реквизитов в бланке строгой отчетности ККТ и кассовом чеке ККТ:
Важно! Даже если в момент продажи товара чек по ККТ пробит не был, в случае возврата его нужно напечатать в обязательном порядке.
Важным условием оформления чека является наличие признака расчета. Этот признак обозначает вид проведенной операции – покупка товара, возврат товара или корректировка. В случае, когда производится возврат, то клиенту выдается чек с признаком расчета «возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода».
Ответственность за неиспользование ККТ
Ответственность за нарушение законодательства в части обязательного использования ККТ устанавливается КоАП.
Нарушитель платит штраф. Сумма зависит от того, какую сумму выручки получила организация, которую не провела через кассу. Штрафуют и саму организацию (или ИП), и кассира, который не пробил чек.
Так, кассир заплатит штраф 25-50% от выручки, которую не провел по кассе (минимум 10 тысяч рублей), организация или индивидуальный предприниматель заплатит штраф 75-100% выручки (минимум 30 тысяч рублей).
При повторном нарушении (непроведении операций через ККТ) и в случае, если объем выручки составил более одного миллиона рублей, деятельность компании приостанавливается до трех месяцев.
Особенности формирования чека при частичной предоплате
В том случае, когда оплата производится в два этапа – внесение аванса (предоплаты), затем окончательный расчет (внесение остатка суммы с учетом аванса), то необходимо формировать два чека.
В момент внесения аванса печатается чек на предоплату, при окончательной оплате печатается чек о полном расчете. Оба признака расчета («предоплата», «полный расчет») должны быть пропечатаны на чеке.
Как я отменила платеж по карте с помощью чарджбэка
Личный опыт на примере карты «Мастеркард»
Если вы не согласны с тем, что с карты списали деньги, иногда банк может их вернуть.
Расскажу подробнее, в чем было дело, что такое чарджбэк и как я действовала.
Как с карты ошибочно списали деньги
Я знала, что, когда пробный период закончится, активируется подписка за 1990 Р в месяц. Планировала протестировать сервис и отключить его до первого платежа, если он мне не понравится.
списали с моей карты в сервисе «Файнд-зенграм»
Я плачу в интернете отдельной картой. Это бывает редко, поэтому мобильный банк к ней не подключен. Чеки приходили мне на почту, но перед Новым годом ее завалили спамом. Поэтому первый чек от ОФД я приняла за рекламу и удалила, обратила внимание только на второй. Так и вышло, что деньги списали даже не за один месяц, а за два.
Что сказали в техподдержке
Я начала разбираться, почему подписка еще действует. Написала в техподдержку и только тогда узнала, что «Файнд-зенграм» и «Зенграм» — это разные сервисы. Когда регистрируешься в первом, автоматически появляется аккаунт и во втором. К слову, об этом забыли написать в оферте.
Но сотрудники поддержки явно юлили и не отвечали на некоторые письма. В итоге они отказались признать недоработки на сайте и не захотели возвращать деньги. Поэтому я решила оформить чарджбэк, то есть оспорить списания через банк.
Как победить выгорание
Что такое чарджбэк
Слово «чарджбэк» — от английского chargeback — переводится как «возвратный платеж». Это внутренний механизм платежной системы, который позволяет оспорить некоторые операции. Иногда с его помощью можно вернуть деньги, которые списали с карты. Я пользовалась чарджбэком по карте «Мастеркард», но такая процедура есть, например, и у «Визы». А у российской системы «Мир» она называется «диспут».
В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», но этот процесс описан в регламентах платежных систем. Например, у «Мастеркарда» есть Chargeback Guide. На русском языке в открытом доступе этого гайда нет: держателям карт необязательно его читать, это инструкция для банков. Если банк выпускает карточки «Мастеркард», он обязан исполнять регламент по чарджбэку: это часть договора между банком и платежной системой.
В некоторых случаях деньги на карте еще защищает закон о национальной платежной системе. Но в основном это касается ошибочных операций или некоторых видов мошенничества. Например, если в банке случился технический сбой и он дважды снял деньги за одну и ту же покупку. Или если мошенники расплатились в интернете банковской картой, хотя ее владелец никому не сообщал коды из смс.
По правилам платежных систем случаев для чарджбэка намного больше, но перечень все равно ограничен. Например, если покупатель спорит с продавцом напрямую, его права определяет закон о защите прав потребителей. Если решают вопрос чарджбэка, банки действуют по регламентам платежной системы. И по ним можно защитить не все права потребителя.
Предположим, вы вернули в интернет-магазин бракованный товар. По закону продавец должен отдать деньги за покупку и за ее пересылку обратно. Если вы не получили возврат и обратились за чарджбэком, банк поможет вернуть деньги за заказ, но не за обратную пересылку, потому что в правилах платежной системы о ней ничего не сказано.
Как работает чарджбэк
Иногда суд выгоднее: чарджбэк делают только на сумму платежа, который вы оспариваете. А отсудить можно, например, компенсацию морального вреда, расходы на юриста или процент за пользование чужими деньгами. Я решила не судиться, потому что в моем случае речь шла о маленькой сумме.
Банк-эквайер запрашивает у продавца документы по сделке. И тот должен доказать, что покупатель получил товар. Допустим, продавец не предоставит доказательства или просто согласится вернуть деньги. Тогда банк-эквайер подтвердит чарджбэк, и покупатель получит деньги обратно. А если продавец докажет, что доставил товар, то покупателю ничего не вернут.
У процесса чарджбэка много деталей, и он может быть длиннее. Например, если продавец найдет подтверждающие документы, а покупатель в ответ предоставит дополнительные доказательства. Такой спор может выйти на второй круг, а потом и дойти до арбитража платежной системы. И тогда она сама решит, возвращать ли деньги.
Ситуация, которую я описала, — просто один пример. Чарджбэк может сработать и во многих других случаях.
В каких ситуациях возможен чарджбэк
Не получится отменить перевод в пользу обычного человека, даже если вы что-то у него покупали.
Причина для чарджбэка должна соответствовать правилам платежной системы. Я опишу основные. Но если у вас будет другой случай, спросите о нем в своем банке — вдруг он тоже подходит под условия чарджбэка.
Я условно разделила причины на две категории:
Разберу эти причины для чарджбэка подробнее.
Вы не совершали платеж. То есть никому не сообщали коды из смс, карта все время была у вас, вы не пользовались услугами торговой точки, где был платеж. А деньги все равно списали.
Операция прошла некорректно. Допустим, вы вносили одну сумму, а списали больше или в другой валюте. Или деньги по одной и той же операции списали несколько раз.
Не сработал банкомат. Вы снимали наличные, а банкомат выдал только часть суммы или не выдал ее вообще, при этом на карте стало меньше денег.
Не сработал терминал, и вы оплатили что-то наличными или другой картой. А потом деньги списали и с первой карты.
Проблема с онлайн-покупкой. Вы не получили товар или онлайн-сервис не оказал вам услугу: например, кинотеатр не дал доступ к фильмам, а библиотека — к книгам. Товар оказался некачественным или не соответствовал описанию на сайте. Бывает, что заказ пришел не весь или в нем не то, что вы покупали. А иногда на сайте может возникнуть сбой: вы что-то оплатили, но заказ остался в статусе «не оплачен».
Проблема с туроператором, транспортной компанией или отелем. Вы отменили бронь по всем правилам, но компания не вернула деньги. Или отмена должна была быть бесплатной, а с вас все равно списали штраф. Или вы выезжали из отеля и полностью оплатили проживание, а потом отель списал дополнительную сумму.
Проблемы с абонементом. Фитнес-клуб не открылся в срок, а деньги за абонемент не вернул. Или, наоборот, неожиданно закрылся и не возместил неиспользованную часть абонемента.
Проблемы с подпиской. Вы отключили платную подписку, но за нее все равно списывают деньги.
Во всех этих ситуациях можно запрашивать чарджбэк.
Когда чарджбэк не сработает
Клиент просто ошибся. Например, не прочитал оферту магазина, поставил галочку, подтвердил, что согласен на платную подписку, а потом просит вернуть деньги. При этом компания не нарушала пользовательское соглашение.
Появились ограничения в законе. Например, в 2020 году в России появилось постановление насчет авиарейсов, которые отменили в период пандемии. Российским авиакомпаниям разрешили выдавать за них ваучеры, а деньги возвращать, только когда истекут 3 года.
По закону клиент прав, но нарушений договора-оферты нет. Допустим, человек купил в интернет-магазине вещь, а потом передумал, или она не подошла. По закону о защите прав потребителей он может сдать ее обратно. Но если на сайте магазина не прописано, что качественный товар можно вернуть, сделать чарджбэк будет сложно.
Банк действует строго по правилам платежной системы, а в них есть отсылка к договору с продавцом. К тому же в положении Центробанка сказано, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения клиентов. То, что продавец или его договор нарушают закон, может установить, например, суд, но не банк.
Услуга или товар некачественные, но формально соответствуют договору. К примеру, вы купили обучающий курс. Вам обещали крутой экспертный материал, а на деле там полная ерунда. Вам очевидно, что услуга некачественная. Но в договоре-оферте нет пункта, который нарушен. Там указаны общие темы, количество уроков и их продолжительность, а про содержание уроков нет ни слова. В такой ситуации банку практически невозможно вернуть деньги.
Замешан брокер. В Т—Ж уже разбирали вопрос о компаниях-посредниках. Они предлагают вернуть деньги, которые вы заплатили брокеру, но по факту это очень сложно.
Но даже если причина не подходит для чарджбэка, все равно есть смысл обратиться в банк. Возможно, он вернет деньги каким-то другим способом. Например, у карт бывает страховка от мошеннических действий, а владелец может не знать об этом или забыть.
Сроки для чарджбэка
Важно, чтобы не вышли сроки, когда можно подать на возврат. Они разные и зависят от платежной системы, конкретного банка и причины чарджбэка.
Если вы добровольно совершили платеж, но хотите его отменить, ориентируйтесь на правила платежной системы. По ним сроки зависят от конкретной причины, но, например, по правилам «Мастеркарда» это чаще всего 120 дней.
Обычно отсчет идет с момента, когда вы совершили платеж. Но есть и исключения. Допустим, вы купили что-то в интернет-магазине — тогда банк может исчислять срок с даты доставки товара. Но с момента платежа все равно должно пройти не более 540 дней.
Если вы не совершали платеж или в нем ошибка, читайте договор с банком. Сроки, когда можно подать претензию, есть в договоре обслуживания. Например, в моем банке это 30 дней.
Если сроки не прописаны в договоре, нужно ориентироваться на закон о национальной платежной системе. По нему надо обратиться в банк максимум на второй день после получения уведомления об операции.
В России процесс чарджбэка пока что плохо регламентирован. И иногда банки все равно опираются на правила платежной системы, где сроки больше. Так было и у меня. Срок для претензий в моем договоре — 30 дней. Я оспаривала два списания, и с даты первого прошел 41 день. Но банк сделал чарджбэк по обеим операциям.
В общем, даже если вы думаете, что время упущено и деньги не вернуть, проконсультируйтесь в банке. В процедуре чарджбэка много тонкостей, и вы можете чего-то не знать или неверно трактовать сроки.
Дальше в статье расскажу, как действовать, чтобы оформить чарджбэк, и что предпринимала я.
Если вы что-то купили и хотите вернуть деньги, нужно перечитать договор с продавцом и убедиться, что он действительно нарушен.
Если вы уверены, что точно не совершали платеж, впервые слышите о магазине и ничего там не покупали, расспросите родственников. Вдруг это они что-то оплатили вашей картой. И подумайте: может, вы просто забыли о какой-то покупке или подписке. Если выяснится, что это добровольный платеж и продавец не виноват, банк не вернет деньги. А может еще и заставить заплатить штраф. Такое условие иногда бывает в договоре.
Если карту украли, напишите заявление в полицию. И обязательно сохраните талон-уведомление или копию заявления: их нужно будет приложить к заявлению в банке.
Нужно написать в техподдержку, объяснить ситуацию и попросить вернуть деньги. Это часто срабатывает. Например, редактор этой статьи заказала на «Озоне» игрушки. Во время доставки их потеряли, и ей пришло смс, что деньги скоро вернут. Но прошло несколько недель, а их не было. Редактор написала в чат поддержки и выяснила, что деньги забыли отправить. В итоге они поступили в тот же день.
Если продавец не согласился вернуть деньги, банк попросит это подтвердить. Из переписки с магазином должно четко следовать, что он вам отказал. Иногда продавец отвечает формальными отписками — не говорит ни да ни нет. Или предлагает заменить товар, но вас это не устраивает. Спросите прямо: « Вернете ли вы деньги?» Продавцу придется ответить. Мне написали, что не вернут деньги, только в ответ на восьмое письмо.
Внимательно читайте пользовательское соглашение магазина и его ответы в переписке: там могут быть противоречия. Для вас ошибки магазина будут плюсом.
Например, в последнем письме техподдержка сообщила, что я должна писать на другую электронную почту. Ее не было в пользовательском соглашении. В этом же письме дали ссылку на неверный договор оферты. Увидев эти несостыковки, я закончила переписку и обратилась в банк.
Иногда с компанией невозможно связаться или она не отвечает на письма в срок. Сделайте скриншоты переписки, чтобы можно было увидеть даты ваших писем. А потом подробно опишите банку, какие контакты продавца были в открытом доступе и куда и когда вы обращались.
Во время спора продавец будет отстаивать свою правоту, а банк-эквайер — защищать его интересы в рамках правил платежной системы. Поэтому к заявлению на чарджбэк нужно приложить максимум доказательств. Это повысит шансы вернуть деньги.
Помочь могут чеки, выписки со счета карты, скриншоты из личного кабинета в интернет-магазине и банковском приложении, скриншоты смс с подтверждением заказа и писем с электронной почты. Я изучила сайты нескольких банков и составила подробный список доказательств, которые нужны для чарджбэка.
Сложно подтвердить то, чего вы не делали. Но дайте банку хотя бы косвенные доказательства и подробно опишите, что произошло. Например, мне нужно было доказать, что я регистрировалась только в одном сервисе, а о втором не знала. Я могла просто написать: «Я не регистрировалась в другом сервисе». Но «Зенграм» мог прислать логи того, что я заходила в личный кабинет на его сайте. В таком случае банку было бы сложно защитить мои интересы.
В обращении к банку я написала, что уведомление о регистрации пришло только от одного сервиса. А от второго ничего не было, и его не упоминали в оферте. В итоге банк уже знал, как объяснить, что у «Зенграма» есть логи о входе в личный кабинет.
Вот что я собрала в качестве доказательств:
Если бы я собиралась подавать в суд, то сразу заверяла бы скриншоты у нотариуса. Потом я бы не смогла этого сделать: во время переписки со мной сервис изменил функционал личного кабинета.
В банк можно позвонить или написать в чат поддержки. Иногда он сразу принимает претензии в работу, а иногда присылает форму заявления и просит ее заполнить.
У меня был второй случай. Я обратилась в чат поддержки во «Вконтакте» и кратко описала ситуацию, а в ответ мне прислали бланк заявления и адрес для претензий. Он отличался от адреса общей банковской почты.
Чтобы заполнить заявление, понадобились данные карты, с которой списали деньги, и информация из выписки по картсчету.
Я заполнила заявление, распечатала его, подписала, отсканировала и отправила скан в банк. Подробное описание не поместилось на бланке, поэтому в нем я кратко изложила ситуацию. Детали я указала в отдельном документе и приложила его к письму.
Я постаралась сделать так, чтобы сотруднику банка было проще во всем разобраться. Документы подготовила в форматах DOC и PDF. Переписку с «Файнд-зенграмом» скопировала в файл DOC по хронологии и кратко ее прокомментировала.
Банк зарегистрировал мое обращение на третий день и прислал его номер по электронной почте и смс.
По закону о национальной платежной системе банк должен ответить на претензию в течение 30 дней. А если операция прошла за границей, то в течение 60 дней. Этого времени достаточно, чтобы решить простые ситуации: например, если деньги списали по ошибке.
Но решение по чарджбэку может занять больше времени. Все зависит от того, согласился ли магазин с возвратом, как быстро банк-эквайер рассмотрит чарджбэк, придут ли банки к общему решению или отправят обращение в арбитраж платежной системы.
Я получила ответ от своего банка через 91 день. А на следующий день мне зачислили деньги.
Что делать, если в чарджбэке отказали
Если не получилось оспорить платеж через банк, это не значит, что вы не правы. Скорее всего, для вашей ситуации не подходит механизм чарджбэка. Но на продавца можно подать в суд, а в случае мошенничества — написать заявление в полицию.
Вряд ли получится оспорить решение по чарджбэку через суд. Суды считают, что их нельзя обжаловать в рамках закона о защите прав потребителей. Такой результат был во всех судебных делах, которые мне удалось найти.
Еще суд не может сослаться на регламенты платежных систем и заставить банк вернуть деньги с чужого счета. Например, в правилах «Мастеркарда» сказано, что они не создают прав для держателя карты. То есть формально отказ в чарджбэке — это не нарушение прав клиента банка. И чарджбэк — это внутренняя процедура, которая помогает решить спорные ситуации между банками. Она не защищает права потребителя в том объеме, который есть в законодательстве.
А вот если банк не выполнил условия договора об обслуживании, например не принял претензию, то он нарушил права клиента. Но в таких случаях обычно достаточно отправить жалобу в клиентскую службу банка.
Запомнить о чарджбэке
Привязала основную карту к какому то левому сервису.
Виртуальная карта с 0 на счету:
Светлана, ко всем сервисам подписок привязываю новую Вирт карту и называю её соответсвенно и на ней всегда ноль.
Я подал на чарджбэк в итоге. К счастью у меня был итоговый счёт об аренде, который я всегда прошу распечатать и забираю. Сначала я описал свою версию (на английском), приложил скан счета, отдал в банк. Через 60 дней мастеркард прислал ответ в банк и там была версия арендодателя и все его документы. Меня спросили, по прежнему ли я оспариваю. Я сказал «да», ещё раз переписал свою версию другими словами. Дальше мастеркард, как посредник решал, чья версия более правдивая на основе документов. Ещё через 60 дней банк прислал мне письмо, что мастеркард решил, что прав я. Через пару дней получил всю сумму полностью.
Антон, да, они все мне прислали.
Антон, это было с кредиткой Ситибанка. Я ничего специально не запрашивал, Сити сам мне отфорвардил все документы, которые ему присылали.
Как то приехал в Москву и заселился в гостиницу «Вечный Зов» оплатил проживание естественно до заселения. Когда зашёл в номер ужаснулся: грязь, плесень, вонь, торчащие из стен провода и отваливающиеся розетки, ещё и грязные рваные полотенца. Сидя в номере забронировал другой отель. И пошёл выселяться. В возврате денег отказали. Ведь я в номере провел 15 минут. Вызов полиции не помог. В итоге отменил операцию оплаты в приложении, и думал что все хорошо. Через пару дней деньги опять списали. Тогда то я и лфлрмил чарджбэк. Хорошо, что у меня были фото грязного номера и фото заявления на возврат денег, в котором отказали + скриншоты брони другого отеля на эти же даты. В итоге сработало. Процесс затянулся на +/- 100 дней. Но все же это сработало
Автор молодец 👍И дело даже не в сумме, а в том что, вы разобрались в чем то новом для себя, зачастую получив такие навыки и поняв алгоритмы действия в определенных ситуациях, в дальнейшем можно обнаружить, что они пригодились совершенно в другой области. Ну и плюсом иногда такие маленькие, но победы несоразмерно радуют)))
Ed, дааааа) Как же Вы правы! Это был такой спортивный интерес, получится или нет) Я радовалась безумно))