что делать если не принимают в больницу с коронавирусом
«Мама позвонила и попрощалась». Мне очень плохо, но меня не забирают в больницу. Что делать?
Случаи поздней госпитализации, которые могли привести к некачественному лечению пациентов и даже гибели в Прикамье уже разбирают правоохранительные органы. Следственный комитет неделю назад сообщил о доследственной проверке по факту смерти 69-летнего Валерия Гилева, которого две недели не госпитализировали с пневмонией. Следователи изъяли документы в подстанции скорой помощи, «неотложке» и городской больнице №6. Правоохранители проверяют, есть ли связь между качеством и доступностью оказания медицинской помощи пожилому мужчине и его смертью. Минздрав Пермского края в ответ на сообщение о проверке опубликовал информацию, что все регламенты оказания медпомощи были соблюдены, а пожилой пермяк сам отказался от госпитализации, после того, как ему диагностировали пневмонию.
Самообращение для самолечения
Случаи, когда жители Пермского края заявляют о невозможности в короткий срок получить адекватную медицинскую помощь, не единичны. В том числе говорится о сложностях с госпитализацией. О подобных проблемах и путях их решения журналисту Properm.ru рассказал житель Краснокамского района Денис. «Моя мама пыталась вызвать скорую с температурой за 38º, кашлем и одышкой, которые у нее держатся уже 5 дней. Маме 80 лет. Скорая приехала более чем через сутки, поставили жаропонижающее и уехали, — рассказал мужчина. — После этого мама позвонила мне и попрощалась. Попросила не приезжать, чтобы не заразить».
Потом Денис пытался вызвать маме неотложку или участкового врача, отчаялся и обратился к знакомым медикам. «Мне рассказали, что да, такая проблема есть — в городе с 50 тыс. жителей сейчас работает всего две машины «скорой помощи», мест в стационарах нет, а очередь на КТ и тестирование по вирусу продается и покупается в инете по всей стране», — сообщил Денис. Знакомый врач договаривается о проведении компьютерной томографии без очереди, исследование показало более 50% поражения легких.
«Дозваниваюсь до областной «горячей» линии по вирусу. Спрашиваю: почему «скорая помощь» не направила ни на КТ, ни на тест? Девица-оператор заученным тоном выдает: «врачи на «скорой» сами определяют, что и как делать». Ссылаюсь на параграф с сайта минздрава про обязательное тестирование пожилых при инфекционных симптомах и прошу объяснить: «если «скорая» сама диагностирует вирус, зачем тогда придумали тестирование?» Девица вешает трубку», — рассказал мужчина.
Отчаявшись, Денис использовал совет знакомого медика «для крайних случаев»: приехал к матери, забрал ее в личный автомобиль и отвез в один из пермских стационаров для лечения коронавируса. «Приезжаем, ворота закрыты. Охрана на КПП говорит, что проезд только по договоренности с врачом. Объясняю ситуацию. Охранник по внутреннему телефону связывает меня с приемным покоем. Медсестра говорит, что мест в стационаре нет. Спрашиваю — как быть с федеральным законом об оказании медицинской помощи? Ждем в машине у ворот 2 часа, мама просит отвезти домой, потому что все бесполезно. За это время во двор больницы мимо нас проезжают 5–6 «скорых» с пациентами и одно такси. Звоню с КПП в приемный покой. Напоминаю о своем намерении получить официальную бумагу в случае отказа от оказания медпомощи. Через 10 минут охрана нас пропускает. После чего маму госпитализируют», — рассказывает Денис свой способ получить медпомощь для мамы.
Резервисты поневоле
Под отделения для лечения коронавирусной инфекции сегодня перепрофилировано чуть менее 20% общего коечного фонда в Пермском крае в каждом третьем медучреждении региона. Таких данных нет в официальных сводках региональных минздрава и оперштаба. Они рассчитываются простым вычислением: с начала эпидемии в Прикамье в 24 больницах развернуто 3 тыс. 819 коек для пациентов с COVID-19 (данные оперштаба). Общий прирост за последнюю неделю составил 612 коек, были полностью перепрофилированы два стационара больниц — это корпус клинической больницы на улице Серпуховская, 11а перепрофилирован под пациентов с COVID-19 на 167 дополнительных коек и здание стационара городской клинической больницы №2 им. Ф.Х. Граля на 350 коек.
Подавляющее число отделений для лечения коронавирусной инфекции с апреля по октябрь 2020 года открыто в Перми, это 12 медучреждений, в которых для лечения COVID-19 работает 2 тыс. 757 коек. Еще 1 тыс. 62 больничные койки перепрофилированы в крупнейших городах Прикамья: Осе, Краснокамске, Нытве, Чайковском, Октябрьском, Березниках, Соликамске, Лысьве, Кудымкаре, Губахе, Очере, а также в Пермском районе.
Ежедневно на официальной странице сайта правительства Пермского края публикуются сведения о числе пациентов с коронавирусом и доле свободного коечного фонда. На 24 октября по официальным данным резерв коек составляет 32,3%, число пациентов на лечении в стационарах — 1 тыс. 604. Однако, по сообщениям читателей Properm.ru и по неофициальным данным медиков, работающих в отделениях для лечения COVID-19 свободных мест нет. Редакция портала неделю назад запросила информацию в минздраве Пермского края о реальных свободных местах в специализированных «ковидных» отделениях, ответ так и не был получен.
«Лукавство» данных по резерву коечного фонда могут быть отчасти связаны с тем, что в публичной статистике не отражается число пациентов, ожидающих подтверждения анализов на коронавирусную инфекцию и находящихся в стационарах с диагнозом «двухсторонняя пневмония». Так, на примере предоставленных пресс-службой березниковской краевой клинической больницы им. Е.А. Вагнера данных видно, что при развернутых на утро 23 октября 332 «ковидных койках» с подтвержденным коронавирусом лечится 135 пациентов, ожидающих результатов мазка — 184 человека, фактически свободных коек — 13. Кроме того, в районах Прикамья отделения для лечения коронавруса менее загружены, часть резервных коек находится там. Также в резерв попадают свободные места (на начало недели около ста) в детских отделениях, куда взрослые не могут быть госпитализированы.
1 октября прокуратура Пермского края установила, что с учетом ежедневного прироста заболевших COVID-19 «резерва мест в стационарах медицинских учреждений может оказаться недостаточным для их госпитализации». Чтобы этого не произошло прокуратура вынесла предостережение заместителю председателя правительства Пермского края по вопросам здравоохранения Сергею Никифорову. В своем ответе прокуратуре вице-премьер сообщил, что все нормативы соблюдаются. В официальном ответе от 8 октября Никифоров указывает, что в марте по предписанию Минздрава РФ был рассчитан и развернут коечный фонд для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, он составил 1827 коек. Других рекомендаций и нормативов к коечному фонду, по словам чиновника, Минздрав РФ не предъявляет. 21 октября губернатор Пермского края на заседании правительства сообщает о достигнутых договоренностях с собственниками санаториев об использовании мощностей курортов для лечения и реабилитации пациентов с коронавирусной инфекцией.
Строительство новой региональной инфекционной больницы на 300 коек в Пермском крае планируется с 2017 года. Региональные власти планировали ввести в строй больничный комплекс в Кировском районе в 2022 году. В мае 2020 года Управление капитального строительства Пермского края расторгло контракт с компанией «Транзумед» на проектирование инфекционной больницы. Контракт на 128 млн рублей был заключен между московской компанией и УКС в июне 2019 года.
Как получить лечение, если не едет скорая
Права граждан на получение медицинской помощи регулируют два федеральных закона — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Именно эти нормы позволяют жителям страны получать амбулаторную и стационарную медицинскую помощь при наличии неотложных показаний.
Медицинская помощь в нашей стране оказывается по госгарантиям ОМС, в рамках программ добровольного медицинского страхования и по так называемым «платным услугам» в государственных и частных медицинских организациях. Частные клиники также могут работать в рамках госгарантий и «принимать» полисы ОМС.
Для вызова бригады врачей на дом необходимо обратиться по номеру 103 для вызова скорой помощи или на телефон единой диспетчерской службы неотложной помощи, в Перми это 270–09–03 для левобережной части города. Скорую нужно вызывать при экстренных состояниях у больного — температура выше 38º, затрудненное дыхание, удушающий кашель, обмороки — при ОРВИ и коронавирусной инфекции. В остальных случаях необходимо приглашать неотложку.
Сейчас неотложная и скорая помощь перегружены и можно вызвать частную скорую, несколько негосударственных клиник предлагают эту услугу. Во всех на сегодня очередность выезда к пациенту составляет около двух суток. В регистратуре сразу предупреждают — консультация пациента с подозрением на коронавирус — от 6 тыс. рублей.
В стационар по нормам закона пациенты госпитализируются в плановом и экстренном порядке. В плановом — по направлению из поликлиники по месту жительства — человек приходит самостоятельно. В экстренном порядке в больницу пациентов при наличии показаний привозит бригада скорой помощи, так должно происходить и в ситуации тяжелых состояний при коронавирусной инфекции.
Самое важное. И пациенты с коронавирусной инфекцией и подозрением на нее, и медики, занимающиеся лечением сейчас находятся в серьезной стрессовой ситуации. Поэтому необходимо адекватно оценивать свое состояние и не «спускать всех собак» на рядовых врачей. Но в случае, когда вы реально оцениваете свое состояние или состояние родных как тяжелое или крайне тяжелое, требуйте письменных отказов — от назначения лечения, от госпитализации. Это поможет вам восстановить свои права. Такие отказы нужно направлять в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Именно страховые по закону обязаны отслеживать случаи некачественной и недоступной медицинской помощи.
Что делать, если «скорая» не едет на вызов, а врач отказывается брать тест?
26 октября в России выявили максимум заболевших COViD с начала пандемии – 17 347 человек. Столбики на диаграммах становятся всё более багровыми, и это нормально – задавать себе вопрос: что делать, если заболеешь? Рассказываем, как быть, когда не едет «скорая», почему не принимают в стационар с температурой, врач не берёт мазок на коронавирус и как получить лекарства, если не хватает денег.
И «скорая» не едет, и тесты врут
На прошлой неделе в паблике VK «Типичный Киров» появилось сообщение: врачи приехали к пациенту, только когда он начал терять сознание. Мужчину увезли в больницу, сделали компьютерную томограмму и укол, а после – отправили домой с температурой 39,6 и 40% поражением лёгких.
Насколько правдива история – мы не знаем. В региональном Минздраве порталу Newsler сообщили, что к пациенту в день КТ направили реанимационную бригаду медпомощи. Но дверь никто не открыл, а родственники не уточнили актуальный адрес пациента.
Ситуация жуткая, даже если это фейк. Автор поста жаловался, что «скорая» ехала больше суток.
Как быстро должна приехать «скорая»?
Согласно приказу Минздрава от 22.01.2016 № 33н, экстренная помощь должна приехать в течение 20 минут, если жизни пациента есть угроза:
То есть, если человек теряет сознание при температуре 40 – к нему экстренно должны приехать.
Если угрозы жизни нет, медицинская помощь считается неотложной. Время ожидания продлевается до 2 часов.
Повод для вызова «неотложки» – внезапные заболевания, обострения хронических заболеваний, которые требуют срочной медпомощи. Но угрозы жизни нет. Также неотложная бригада приедет для констатации смерти.
Получается, ко взрослому с признаками ОРВИ «скорая» может ехать в течение 2 часов.
Врач не едет: что делать?
Бригада «скорой» не может просто взять и не приехать на вызов. Право человека на получение медпомощи закреплено в пункте 1 ст. 34 Конституции РФ, а также регулируется нормативными документами. Среди них – ст. 35 закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказы Минздрава от 26.03.1999 № 100 и 20.06.2013 № 388н.
Скорая не может не приехать на вызов. Фото: wp.com.
Если время идёт, а врач так и не приехал, позвоните диспетчеру. Опишите срочность ситуации, особенно, если у человека есть хронические заболевания. Пациентов из группы риска, например, с сахарным диабетом или артериальной гипертензией, госпитализируют с подтверждённым COViD. Чем раньше сделают тест и получат результат, тем быстрее начнётся лечение и получится избежать осложнений.
Когда «скорая» не приехала на вызов, это считается отказом от оказания медпомощи. За это предусмотрено наказание по ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному». Если бригада не приехала на вызов и состояние пациента ухудшилось до средней тяжести или сильнее, нарушителей привлекают к ответственности.
Бывает, что диспетчер может отказать в вызове бригады. Например, ссылаться на состояние, которое не требует помощи, – небольшая температура у взрослого. Звоните напрямую главному врачу станции. Если это не помогло, позвоните «02»: полиция может напомнить диспетчеру, что за отказ в оказании медпомощи предусмотрена уголовная ответственность.
Также пишите жалобу: укажите дату и время обращения, ФИО пациента, адрес выезда и причины отказа. Запишите номер диспетчера, который не выслал бригаду. К тому же звонки записываются – это ваше доказательство на случай спора.
Куда жаловаться:
Юрист Мария Спиридонова советует подавать письменные обращения в двух экземплярах. Один – отдавать по месту назначения, второй с отметкой о принятии – оставлять себе. Так у вас будет свидетельство, что обращение приняли, рассказала эксперт «Известиям».
Есть исключения – непрофильные вызовы, на которые «скорая» не приезжает:
Врач не взял тест на COViD: жаловаться? И куда?
С тестами сложно. Не потому, что их не хватает. Анализ делают по показаниям:
При симптомах ОРВИ тест на COViD – необязательное условие. Анализ остаётся на усмотрение лечащего врача.
Если есть основные симптомы COViD, но врач не берёт тест, можно подать обращение в местный Минздрав, департамент здравоохранения или Роспотребнадзор.
Тесты не всегда берут у всех пациентов с ОРВИ. Фото: takiedela.ru.
Вопросы о коронавирусе и тестировании можно задать операторам специальной горячей линии – 8 (800) 200−01−12.
Помните, что пациент с поставленным диагнозом COViD должен соблюдать строгую самоизоляцию. Речь идёт о людях, которые лечатся на дому. Пациент подписывает постановление Роспотребнадзора. За «побег» из карантина – штрафы до 700 тыс. рублей по ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Также мы писали, что заболевшие должны зарегистрироваться в системе мониторинга, если остаются дома. К сервису были претензии, но власти обещали доработать технические проблемы.
«Мне не назначили КТ! Это халатность!»
Хотим вас предостеречь от поспешных выводов – компьютерную томографию назначают не всем пациентам. Решение о КТ принимает врач на основе анализов и дополнительных исследований.
Такая же ситуация с искусственной вентиляцией лёгких. Вокруг ИВЛ сложилось много мифов: что это средство лечения коронавируса, которое помогает восстановить поражённые лёгкие. К сожалению, это не так, рассказали в депздраве Москвы. Пациента с одышкой или нехваткой кислорода не подключают к ИВЛ. Но заболевшему могут назначить кислородную поддержку.
Однако, если пациент считает, что его права нарушены, он вправе пожаловаться руководителю лечебного учреждения или в Минздрав.
Нужно ли покупать лекарства самому?
Препараты для лечения COViD – бесплатные, их предоставляют по ОМС. Об этом говорится на сайте стопкоронавирус.рф.
У пожилых людей берут мазок на коронавирус, если у пациента симптомы ОРВИ. Фото: doctor-wilsonseasi.de-themes.com.
Даже если человек остаётся на домашнем лечении, препараты привозит врач. Пациентам стационара или амбулатории лекарства выдаёт медучреждение.
Не стоит заниматься самолечением и «прописывать» себе таблетки. Только врач решает, какие лекарства выписывать тому или иному пациенту.
Как получить больничный, если нельзя выходить из дома?
Больничный на 14 дней открывают удалённо. Позвоните в больницу, к которой вы прикреплены, и закажите лист домой. Не нужно самому идти в клинику!
Если по месту жительства вы не прикреплены к больнице, позвоните на горячую линию по коронавирусу в своём регионе. Можно также позвонить в региональный депздрав – телефоны есть на сайте Минздрава.
Краткий порядок госпитализации с COViD
Самый простой способ не проверять медицину на халатность и крепость – не болеть. Но от этого, к сожалению, никто не застрахован. Даже полисы ДМС с программой COViD не спасают от самого заболевания. Зато они гарантируют комфортное лечение.
Поэтому лучше придерживаться рекомендаций Минздрава, Роспотребнадзора и ВОЗ: носить маску, пользоваться антисептиком и по возможности избегать людных мест.
Что делать если не принимают в больницу с коронавирусом
В Минздраве Пермского края рассказали об оказании помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на него в условиях роста заболеваемости.
В Минздраве Пермского края ответили на часто задаваемые вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи в регионе в условиях роста заболеваемости.
Что делать, если появились симптомы, которые часто встречаются при коронавирусной инфекции?
Необходимо самоизолироваться у себя дома и вызвать участкового врача–терапевта или неотложную помощь.
Я думаю, что у меня COVID-19: где я могу получить достоверную информацию о том, как дальше действовать и куда обращаться за помощью?
В Пермском крае работает горячая линия по вопросам коронавируса и ОРВИ. По номеру 8(342)258-07-87 или короткому 122 операторы отвечают на вопросы жителей о том, куда обратиться за медпомощью в его случае, где узнать результаты тестов на COVID-19, как оформить больничный – предоставят всю необходимую информацию. Горячая линия работает ежедневно с 8:00 до 20:00 часов.
Когда нужно вызывать врача?
При появлении симптомов коронавируса или ОРВИ нужно обратиться за помощью в медицинскую организацию, к которой вы приписаны. В зависимости от симптомов, надо вызвать участкового терапевта или неотложную помощь. Уточнить номер телефона, по которому делать вызов в вашем случае, можно по телефону горячей линии по коронавирусу и ОРВИ (8(342)258-07-87 или короткому 122).
В Минздраве Прикамья обращают внимание на то, что бригаду скорой помощи нужно вызывать только в тех случаях, если для этого есть медицинские показания, например, у заболевшего температура выше 38,5 градуса в сочетании с затруднениями дыхания. Напомним, скорая медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих экстренного медицинского вмешательства. Поэтому важно вызывать бригаду строго по показаниям, иначе врачи могут не успеть к пациенту, которому нужна экстренная помощь.
Кому проводят тесты на COVID-19 бесплатно?
Лабораторные ПЦР-исследования делают бесплатно по предписанию Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю или по назначению лечащего врача. Забор проб для анализа осуществляет медицинский работник. Тест ПЦР по назначению медработника бесплатно могут сделать при наличии у пациента признаков ОРВИ и при подозрении на коронавирусную инфекцию.
Что делать, если я контактировал с заболевшим?
Список контактных лиц по COVID-19 определяет Роспотребнадзор. За более подробной информацией можно звонить на телефон горячей линии по вопросам коронавируса и ОРВИ по номеру 8(342)258-07-87, добавочный номер 2.
Что делать, если болею в легкой форме и мне требуется консультация?
Для жителей Пермского края с подтвержденной коронавирусной инфекцией, которые переносят болезнь бессимптомно либо в легкой форме, работают дистанционные консультационные колл-центры. Они функционируют в медучреждениях Пермского края, сосредоточенных на лечении пациентов с коронавирусом или к которым приписаны пациенты с COVID-19, находящиеся на домашнем лечении. Подсказать точный номер подходящего центра по телемедицинскому сопровождению могут специалисты единой горячей линии по коронавирусу и ОРВИ в Прикамье: 8(342) 258-07-87.
Койки в больницах перепрофилируют под лечение от коронавируса: другим пациентам оказывают помощь в стационарах?
Региональный Минздрав постоянно, в оперативном режиме ведет мониторинг ситуации по каждой перепрофилированной больнице. «В том числе учитываются ежедневная выписка пролеченных и перераспределение между медицинскими учреждениями «легких» и «тяжелых» пациентов. Мониторинг ведется при взаимодействии со Станцией скорой помощи, чтобы госпитализация пациентов была максимально эффективной, – отметили в Минздраве. – При этом сохраняется резерв для увеличения количества коек на случай, если потребует эпидемическая обстановка. Тем самым обеспечивается строгий баланс между «ковидными» пациентами и теми, кому необходима стационарная медицинская помощь иного характера».
В настоящее время в ходе подъема общего количества госпитализированных и в связи с перепрофилированием коек под больных с COVID-19 медучреждения вынуждены переносить плановые операции на более поздние сроки. К этому необходимо относиться с пониманием.
В каких случаях, кому и когда проводят процедуру КТ?
Компьютерная томография (КТ) назначается лечащим врачом после осмотра пациента и оценки его клинического состояния. Бригада скорой помощи отвозит пациента на КТ в медучреждение и оставляет там на обследование. Если пациенту по результатам КТ будет необходима госпитализация, вызывается другая машина, которая доставляет пациента в соответствующее медучреждение. Если в результате обследования установлено, что госпитализация пациенту не показана, он возвращается домой самостоятельно. Такие правила установлены, чтобы бригады скорой помощи могли помочь другим пациентам, которым срочно необходим осмотр медиков.
«При этом обращаем внимание, КТ – не панацея. Медицинские организации проводят и рентгенологические исследования, на основании которых также устанавливается клинический диагноз и проводится лечение», – пояснили в Минздраве.
Как часто по протоколу больных с COVID-19 должен навещать врач в амбулаторных условиях?
Степень тяжести пациента определяется лечащим врачом или фельдшером с учетом совокупности признаков: оценки клинических проявлений, сопутствующей патологии, возраста, результатов диагностических исследований (в том числе КТ легких, рентгенография легких). Лица с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на COVID-19 в состоянии легкой степени тяжести или бессимптомным течением заболевания лечение получают амбулаторно. За пациентом устанавливается динамическое наблюдение (в том числе консультации лечащего врача по телефону). При изменении их клинического состояния пациент незамедлительно направляется на лечение в стационар.
Положены ли «легким» пациентам бесплатные лекарства от коронавируса?
Лекарственное обеспечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях является бесплатным. Правительство РФ и Правительство Пермского края выделили медучреждениям дополнительные средства для лечения пациентов при подозрении на коронавирусную инфекцию, в том числе на закупку лекарств для пациентов, находящихся на амбулаторном лечении. Лекарства начнут выдавать после проведения процедуры закупки и распределения их по медучреждениям – это займет некоторое время.
Как ходить в аптеку пенсионерам с коронавирусом?
Доставку лекарственных препаратов из аптеки при соблюдении мер эпидемиологической безопасности могут осуществлять социальные участковые и волонтеры. Пожилым и маломобильным следует оставить заявку волонтерам по телефону: 8 800 200 34 11. Также жителям Пермского края необходимо сообщить о своей проблеме по телефону скорой социальной помощи: 129 со стационарного телефона, 8 800 100 83 05 с мобильного.
Надо ли носить маски, если это правило действует, но заболеваемость продолжает расти?
Ежедневное увеличение числа случаев заболевания коронавирусной инфекцией во многом связано с тем, что многие жители отказались от ношения масок. В Министерстве здравоохранения Пермского края напоминают о необходимости использования средств индивидуальной защиты и соблюдения социальной дистанции. Следование рекомендациям Роспотребнадзора позволит вам сократить риски заразиться коронавирусной инфекцией, а также снизить нагрузку на систему оказания медицинской помощи. Чем больше людей будут пользоваться масками, соблюдать дистанцию и выполнять другие правила безопасности, тем медленнее будет расти заболеваемость: при этом каждый больной сможет получить качественное и своевременное лечение.