что делать если не могу постоять за себя
Как научить постоять за себя и пожалеть об этом
В начале рабочего дня, как молния,мне на встречу бежала ученица моей группы, крича:
— Гарри Поттера привезли, вы представляете?!
После приезда Димы прошло два месяца, обстановка не менялась. До летних каникул оставалось всего то месяц, или даже меньше. Мы с Димой убирали класс, и я решил что нужно действовать:
— Дима, почему ты боишься дать сдачи парням? Я понимаю что страшно огребать, но и давать унижать себя, еще страшнее! Давай договоримся, в следующий раз, ты, не боишься, если видишь что начинают ухмыляться, бей первым. Я, если увижу что дела твои плохи, бой остановлю, а если все будет как нужно, то подожду пару минут, прежде чем сделаю брейк.
После этого, до конца каникул, Диму больше не обижали.
Продолжу завтра, устал писать, простите))) Или не продолжу, если вам будет не интересно, почему же я пожалел после летних каникул.
Пиши. Интересно чем все закончится.
лет через десять пост «как мне учитель помог»
осталось донести концепцию ответного удара до яжматерей, которые не преминут визжать что «детыньку ууууубииииваааааюююют!»
«Почему ты не даешь сдачи, почему ты позволяешь им унижать себя»
А стоило мне кому то дать сдачи, так тот же самый учитель тащил меня к директору, обещая мне все, и детскую комнату милиции, и учет в пнд, и исключение из школы, и двойки за четверть и за год.
А что значит «присуют»? 😉
То есть ты, типа, учитель? Писать научись, учитель! ))) Больше на Диму похож)))
Котолампа голимая. Кина насмотрелись?Пришел ботаник (еще и про чужую маму что-то буркнул), ударил хулигана и стал крутым парнем? Не смеши мои носки!
Ответ на пост «Папы разбираются в проказах»
Просьба помочь в борьбе с хулиганами в школе или накидать ссылки
полиция с предками хулигана уже едут к моим предкам, в больнице сразу сообщили, что произошло, предки сказали, что сами разберутся, чтобы я не лез, я им объяснил примерно как действовать в данной ситуации на основании комментариев, всем спасибо!
Попытка научить учиться
Я уже писала, что по первому образованию я- педагог ИЗО и черчения.
Одним из сложнейших испытаний во время учёбы была педагогическая практика. Наш методист постоянно повторял: «Главное, научить ребенка учиться!»(если не ошибаюсь, изначально это была рекомендация Ушинского родителям). Но, как подобает, ребёнки не очень-то жаждали обучаться. Особенно, если их пытался учить недавний подросток. В связи с этим, накопилось множество печальных воспоминаний о провалах в перемешку с испанским стыдом. Но эта история о маленькой победе.
Дело было как раз перед Пасхой. Мой курс проходил практику в школе с художественным уклоном. И я должна была провести урок у 6 класса на тему что-то вроде «Христианские сюжеты в живописи русских мастеров». Урок делился так: я читаю лекцию, сопровождая слайдами, а потом ученики рисуют что-то каноничное (ох уж этот учебный план).
Я, как человек нерелигиозный, была в унынии. Но делать нечего, стала собирать инфу. И что-то меня так понесло, что впервые в жизни я сделала что-то и правда интересное. Но сначала нужна маленькая предыстория.
Учился в этом 6 классе типичный Вовочка из анекдотов. Парень был не глуп, но вёл себя так, что все учителя волосы на себе рвали. Он любил высказать экспертное мнение по поводу работ одноклассников: «Да х*йня какая-то!». Мог послать учителя, но чаще просто жестоко троллил. Методист пыталась на нем показать чудеса воспитания, но закончилось это его же(методиста) истерикой. На уроке пацан особо не рисовал, разве что карикатуры и фаллические символы. Ставили ему всегда не больше тройки. Да и в общем, Вовочку предпочитали игнорировать. Даже сидел он один.
И вот мой урок. Я выключаю свет в классе, включаю проектор и тихо музыку, и начинаю вещать. Особенно подробно прошлась по картине Крамского «Христос в пустыне». Рассматривала я произведения больше с философской точки зрения, стараясь избегать религиозную направленность. В какой-то момент меня удивила тишина в классе. Все и правда слушали! Даже Вовочка.
Лекция закончена, дети усердно что-то рисуют. Кто-то рисовал копии увиденного, кто-то «иконы», кто-то пасхальные мотивы.
Подойдя к нашему герою я впала в ступор. Картина графикой: неплохая перспектива какого-то поля, на переднем плане распотрошённый рыцарь, а над ним потрошащий его копьём ангел.
Я: Хм, а что ты нарисовал?
Вовочка: Это архангел Михаил карает рыцаря- крестоносца за то, что под эгидой освобождения Гроба Господня он совершал кровопролитие!
(Можете не верить, но это практически цитата. И ничего подобного я не рассматривала на уроке).
Я (с отвисшей челюстью): Пять.
Я: Ну пятерка тебе. Очень неординарно.
Я: Ну почему же? Анатомия норм, перспектива тоже. Глубокий сюжет. Смотри (ставлю в дневник и журнал пятёрки).
Далее охреневал уже Вовочка и его товарищи. Но на всех последующих уроках он вёл себя хорошо! Не идеально, но очень сносно. Практикантов не задевал, старался рисовать по теме, не срывал занятия.
Как мне потом рассказала его классная, паренёк из хорошей семьи. Но родители всё время на работе и забили на него. Видимо, таким образом он получал недостающее внимание. А может, он просто был бунтарем и будущим новатором). В любом случае надеюсь, что всё у него сложилось хорошо.
Яжемамское
Хулиган
Был у нас в школе мальчик, назовем его Миша (ведь он действительно Миша). И был этот мальчик из тех, к кому испытываешь ненависть и спустя 10 лет после окончания школы.
Миша был не просто хулиган, сколотивший на территории школы свою ОПГ и каждый день записывавший в свой список жертв новое имя. Мишина шайка била детей, оскорбляла учителей, издевалась над уборщицами. А сам Миша был не то чтобы сильным и непобедимым. Когда он вдруг оказывался один, без группы поддержки, он не переставал делать гадости. Он переходил на ещё более гнусные методы ведения боя против системы. Исподтишка ударить парня в пах и убежать, вылить суп в столовой кому-то на голову и убежать, порвать/отобрать/испачкать чьи-то вещи и убежать, столкнуть с лестницы поднимающегося мальчика и. давайте хором. УБЕЖАТЬ. Попытки достать его по горячим следам увенчивались тем, что он сразу снова оказывался в компании своих дружков, к которой нельзя за километр подойти.
В общем, Миша был не хулиганом, а самым настоящим злом.
И вот, наступил день X. Миша после уроков избил девочку, нашу одноклассницу. Раньше чужие проблемы не волновали никого, никто ни за кого не вступался, все просто молчали и терпели, но это была пощёчина каждому парню нашего класса.
Мальчиками нашей параллели было решено не уходить после шестого урока, а всеми средствами найти и наказать. В итоге собралось около 15 человек карателей. Мы встретили пятерых мишиных дружков в вестибюле и поинтересовались, где мы можем найти нашего протагониста. Не знаю, испугались ли дружки или сами были недовольны выходкой Мишки, но сказали что пару минут назад он вышел из школы и если поторопимся, догоним его.
Толпа мстителей вышла из здания и на газоне возле стадиона наблюдала картину: Паша с параллельного класса, добродушный веселый толстячок, сидит на ком-то (вы уже поняли, на ком) и всей своей стакилограммовой тушей вдавливает этого кого-то в землю, делая его уже частью ландшафта. Через секунду мы были уже там. Худшим для Миши был не тот факт, что его побили, а то, что это засвидетельствовала наша толпа. (И да, мы ему ещё от себя добавили)
Забавно, но после этого события, пацаны из разных классов все перезнакомились и очень крепко подружились, и потом уже почти каждый мог рассчитывать на защиту и поддержку со стороны. После всего этого в школе не осталось хулиганских коллективов и учиться всем стало куда спокойнее.
Поэтому данная история не о справедливом наказании хулигана, а о единстве и сплочении всех перед общей бедой.
Почему отстаивать себя так сложно
Почему отстаивать себя так сложно
«Я боюсь сказать нет», «Меня оскорбляют, а я не могу защитить себя», «если на меня надавить, я уступлю, даже понимая, что предаю свои интересы», «я не могу ничего сказать вслух, даже если что-то сильно меня не устраивает», «мною постоянно все пользуются», – я могла бы еще долго перечислять похожие фразы.
Примерно двадцать процентов запросов ко мне как к психотерапевту связаны с трудностями в отстаивании себя,в высказывании обид, претензий, недовольства, неспособности бороться за свои интересы, неумения спорить и конфликтовать с другими.
И очень часто мои клиенты не могут понять, почему в совершенно очевидных для них ситуациях, когда нужно бороться за себя, они делают прямо противоположное: проглатывают обиду, никак себя не проявляют, терпят, молчат, подчиняются чужому давлению.
А после, как правило, наступает следующий этап, я называю его «стадией самоедства». Человек обрушивается с критикой и обвинениями на самого себя, ругая себя на чем свет стоит, либо просто ощущая себя полным ничтожеством и рохлей.
Кстати, запрос «у меня низкая самооценка» и «я не уверен в себе» напрямую связан с этой темой. Мои личные наблюдения показывают, что если ко мне пришли с запросом « я не могу себя отстаивать», следующей проблемой, которая всплывет в терапии, будет восприятие себя как слабого, никчемного, недостойного и т.д. Некоторые люди приходят с запросом «я не уверен в себе» и в процессе работы выясняется, что с отстаиванием себя у них тоже трудности. И эта взаимосвязь абсолютно логична, потому что «не-остаивание» мы воспринимаем как проигрыш, и он является для нашего сознания доказательством нашей слабости, неспособности и т.д.
Конечно же, все мы периодически сталкиваемся с подобными трудностями. Иногда происходит так, что с кем-то нам довольно легко вступать в конфронтацию, но есть люди, рядом с которыми мы чувствуем себя как кролик с удавом. Это может быть объективное восприятие, например, ученик первого класса совершенно обоснованно опасается злую учительницу, которая кричит на него, просто потому, что она превосходит его по силам и возможностям. И это может быть иррациональное восприятие, например, взрослый мужчина начальник, который бессознательно боится свою подчиненную, потому что она напоминает ему учительницу из его первого класса. Это все разбирается в терапии и часто простой проработки вопроса, которая заключается в том, что человек начинает видеть взаимосвязь между учительницей, подчиненной, своим страхом и своим поведением, достаточно для того, чтобы снять проблему.
Но как быть с ситуациями, когда мы хронически не можем вступать в конфронтацию уже не с теми, кто сильнее нас, но и с равными нам по силам и даже с теми, кто значительно слабее? Я думаю, вас, читателей, прежде всего волнует вопрос, почему так происходит.
Я довольно часто повторяю фразу собственного сочинения, что «ничто так не мешает в отстаивании себя, как стремление быть хорошим» Именно боязнь оказаться «плохим» и является, на мой взгляд, главным препятствием в этом процессе. Парадоксально, да? Мы злимся на себя, ругаем самих себя, переживаем состояние унижения, подавленности и бессилия, когда вместо того, чтобы начать выстраивать границы с кем-то, мы свои границы сдаем, мы при этом чувствуем себя слабыми, никчемными, ни на что не способными… А тут какой-то психолог утверждает, что именно стремление быть «хорошим» и не дает нам сделать себе хорошо! Как так? Не волнуйтесь, сейчас все объясню.
В детстве, том периоде, когда по сути, создается наша личность и выстраивается наша психика и характер, мы живем, находясь в сильной зависимости от взрослых – родителей, бабушек, дедушек, учителей и т.д. И этот взрослый мир диктует ребенку свои правила. Правила могут быть разные, иногда они очень жесткие. Если вспомнить, например, период СССР, то там главными ценностями, которые постоянно транслировались взрослыми детям, были: послушание, бесприкословное подчинение взрослым и социальной иерархии (школа, пионеры, комсомол и т.д.), скромность и невыпячивание. «у тебя нет своего мнения, ты еще маленький», «Я лучше знаю», «сядь и замолчи», «делай, что я скажу», «вот вырастишь, тогда и будешь выступать», «слушай родителей» и другие фразы, которые вы сами можете вспомнить, были в большом ходу в то время. Лучшим считался тот ребенок, который во всем слушается старших, не перечит им, делает, что они скажут, а также не мешает. Мало кому из нынешних взрослых разрешалось в то время иметь свое мнение, выбирать, отказываться от какой-то еды. И если все-таки ребенок пытался протестовать или не слушал родителей или начинал спорить с ними, все заканчивалось его подавлением и наказанием. И психика постепенно усваивала, что «выступать» – опасно. И что если ты хочешь жить хорошо, нужно быть хорошим. То есть, тихим и послушным. Так вырабатывается то, что в гештальт-терапии называется «творческим приспособлением к среде». Это важный и нужный процесс, он жизненно необходим для выживания и развития, без него никуда.
Но вот проходит время, и ребенок вырастает ровно с теми чертами характера, которые у него выработались в дестве. Например, как в нашем случае, с запретом на отстаивание себя. Причем он может уже и не осознавать этот запрет, потому что тот давно ушел в автоматизмы, то есть, реакции и действия, которые организм производит сам по себе, без контроля нашего сознания. Суть этого автоматизма проста: «нападают – терпи». А терпеть хорошо и правильно, как мы помним, чтобы не огрести. Сознание это выучило намертво.
Но проблема в том, что то, что было средством выживания в детстве, становится препятствием для выживания во взрослом возрасте, потому что нас много, мы разные, у всех свои интересы, в мире много конкуренции буквально за все, будь то работа или что-то иное. И ситуации конфликтов, конфронтаций неизбежны. И поэтому во взрослой жизни ценностью становится именно способность конфронтировать, давать отпор, договариваться, что вообще-то тоже про конфронтацию ( договоренности часто возникают в процессе торга и спора) умение отказывать. И именно тогда человек оказывается в странной ситуации расщепления – думаю и хочу сделать одно, а по факту делаю совсем другое.
К первичной проблеме (запрету на отстаивание себя) впоследствии добавляется вторичная, а именно неумение это делать. То есть, я уже и понимаю, что сейчас нужно высказываться и спорить, и хочу это сделать, и только открываю рот… а не знаю, что и как сказать. Либо делаю это настолько неуклюже, что меня превратно понимают и начинают нападать еще больше. И тогда я как бы получаю новое подтверждение установки, что высовываться – опасно. Или я жду, что на мое «нет» будет такая страшная реакция, такая… мне это припомнят, будут мстить, накажут или еще что-то… А правда в том, что делать что-то, что никогда не делал, мозгу всегда очень страшно. В этом, кстати, кроется объяснение того факта, почему многие люди всю жизнь терпят что-то ужасное и боятся это изменить. Как говорится, «мозг не стремится к лучшему, мозг стремится к привычному».
Вот, собственно поэтому так и происходит. Хорошая новость в том, что мы можем менять свои ментальные установки, творческие приспособления и поведенческие привычки. Для этого, прежде всего, необходимо осознать их, а уже потом работать над выработкой альтернативы. Учитывая текст выше, становится понятно, почему в этом процессе так важна помощь специалиста.
Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?
Ребёнок, попадая в детский коллектив садика или школы, только начинает учиться общению со сверстниками. И неизбежно сталкивается с тем, что его интересы не совпадают с интересами других детей. Отсюда возникает конфликт, разрешить который должным образом даже школьнику или подростку удаётся далеко не всегда.
В этой статье мы поговорим о том, как научить ребёнка постоять за себя, какие существуют пути выхода из конфликтной ситуации и стоит ли родителям вмешиваться, если сын или дочь не может самостоятельно дать отпор обидчикам.
Содержание:
Конфликты в детской среде
Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.
Малыши и дошкольники
В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:
Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.
В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:
В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.
Младшие школьники
В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.
Ребята начинают придумывать обидные прозвища, дразнить «белую ворону». Это происходит как с целью привлечь к себе внимание и повеселить окружающих, так и с желанием самоутвердиться за счёт слабого.
Подростки
Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.
Многие сталкиваются с таким явлением, как буллинг или травля, которая может происходить в реальной жизни (вспомним фильм «Чучело») и в интернете (это явление носит название «кибербуллинг»).
Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.
И если в младшем школьном возрасте травля ограничивается придумыванием обидных прозвищ и дразнилок, то подростки зачастую применяют к «жертве» физическую силу.
Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.
Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:
Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?
Об этом поговорим далее.
Учим ребёнка защищаться
Что лучше – уметь постоять за себя или дать сдачи?
Многие родители (особенно папы мальчиков) говорят своим детям: «Ты должен уметь постоять за себя». Но обычно не уточняют, как именно ребёнок должен это сделать или подразумевают только применение физической силы.
Давайте разберёмся, что подразумевают под собой понятия «защитить себя», «дать сдачи» и «постоять за себя».
Защитить себя – это значит применить защиту, показать свою уверённость и способность противостоять обидчикам. А чтобы ребёнок смог это сделать, родители должны психологически подготовить его к ситуациям конфликта, которые могут с ним случиться, и объяснить, как вести себя в зависимости от обстоятельств.
Например, если сосед по парте обзывает тебя жадиной, не обязательно давать ему учебником по голове или пускать в ход кулаки. Но если он вымогает у тебя деньги или вместе с другими ребятами начинает травить и унижать, твоя реакция должна быть совсем другой.
Пути выхода из конфликтной ситуации
Чтобы ребёнок приобрёл нужный опыт общения с людьми и миром, ему нужно научиться разрешать конфликтные ситуации. Конечно, на определённом этапе развития за него это могут сделать родители, но в дальнейшем он должен сам находить выход из острой ситуации.
Рассмотрим основные пути разрешения конфликта, доступные детям:
1. Соперничество
Если ребёнок выбирает эту стратегию, значит, он до конца будет отстаивать свои интересы всеми доступными ему средствами, не исключая применение физической силы.
2. Уход от конфликта
Школьник или подросток отказывается вступать в диалог с обидчиком, не стремится дать отпор.
3. Компромисс
Путь компромисса предполагает стремление договориться с соперником, порой с помощью обмана и лести.
4. Сглаживание конфликта
Ребёнок жертвует своими интересами в пользу соперника (отдаёт свою игрушку или сладости, даёт списать домашнее задание).
5. Разрыв отношений
Это прекращение всяческого общения с соперником, демонстрация ему глубокой обиды и неприязни. Такая стратегия часто используют дети дошкольного возраста.
6. Сотрудничество
Путь сотрудничества с обидчиком требует от ребёнка высокой поведенческой культуры и развитых коммуникативных навыков. Это стратегия предполагает переговоры, совместный поиск решений и конструктивное разрешение конфликта.
Задача родителей – рассказать ребёнку обо всех путях выхода из конфликтной ситуации и обсудить их.
Выбор определённой стратегии поведения во многом будет зависеть и от самой ситуации, и от способности ребёнка оценить грозящую ему опасность.
Глупо и небезопасно будет первокласснику защищать своё имущество или применять физическую силу, если на него в подъезде нападут хулиганы. Но в то же время стоит дать отпор соседскому мальчишке, вымогающему деньги у тех, кто младше. Если ребёнок сам не может этого сделать, он должен обязательно рассказать о происходящем взрослым.
Стоит ли учить ребёнка драться: за и против
Как мы уже выяснили, конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но он должен обязательно научиться их решать, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах.
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе основным способом разрешения всех острых ситуаций считается пускание в ход кулаков. Даже выражение «дать сдачи» подразумевает именно применение физической силы, а не словесное отстаивание своих интересов.
Так стоит ли учить ребёнка защищаться от обидчиков посредством кулаков? Мнения родителей в этом вопросе диаметрально противоположны.
Мы решили рассмотреть все «за» и «против» в данном вопросе.
Аргументы «за»:
Аргументы «против»:
Как мы видим, аргументов «против» в этом вопросе всё-таки больше. Поэтому родителям важно научить ребёнка простому правилу: если тебя ударят, тебе необходимо защитить себя и ты можешь ударить в ответ, но никогда не поднимай руку первым, особенно на девочек и тех, кто слабее тебя.
Что делать, если ребёнок не может противостоять в ссоре?
Нередко родителей огорчает тот факт, что вроде бы ребёнок и знает все способы решения конфликтов, но в критической ситуации теряется и не может дать отпор обидчикам.
Причин этому может быть несколько:
1. Психологически неблагополучная семейная обстановка
Если папа частенько оскорбляет и унижает членов семьи, а те, в свою очередь, никак не могут себя защитить, у ребёнка закрепляется позиция жертвы. И в любых случаях проявления агрессии со стороны других людей он впадает как бы в ступор и не может постоять за себя.
Или волевая и самодостаточная мама не даёт ребёнку возможности самому разрешить конфликтную ситуацию, предпочитая по привычке взять всё на себя и показать обидчикам сына или дочери «где раки зимуют».
В том и другом случае дети годами живут с установкой «я слабый, я не могу сам защитить себя».
2. Особенности характера ребёнка
Тяжелее противостоять в ситуациях конфликта замкнутым, ранимым и стеснительным детям.
3. Поведение родителей
Ребёнок видит, что родители порой сами не могут отстоять собственные права. Например, если соседи за стеной ночью громко слушают музыку, мама и папа предпочитают не обращать на это внимание, вместо того, чтобы поговорить с ними или вызвать полицию.
4. Неправильные родительские установки
Ребёнку с детства внушают, что «нехорошо быть жадным, нужно со всеми делиться» или «дерутся только плохие мальчики и девочки».
В результате, когда ребёнок сталкивается с посягательством на его имущество или с физической агрессией со стороны сверстников, он подсознательно боится осуждения родителей и не предпринимает никаких действий.
С причинами мы разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие действия родителей должны помочь малышу стать более уверенным в своих силах.
Как помочь ребёнку?
Эти ситуации можно закрепить в игре или беседе на тему «Что ты будешь делать, если…» (тебя обзывают, напали хулиганы и т.д.).
Как вести себя родителям в случае детских конфликтов?
Если ребёнок попадает в непростую ситуацию, первым порывом родителей всегда будет помочь, защитить и наказать обидчиков.
Но если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Как показывает практика, игнорировать проблемы сына или дочери тоже нельзя, ведь исход может оказаться печальным. Так где же золотая середина?
Давайте разберёмся, чем могут помочь родители ребёнку в конфликтной ситуации, а чего делать не стоит.
Ранний возраст
Малыш в этом возрасте только учится общению со сверстниками и взрослыми и не всегда знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Поэтому родители всегда должны быть на страже интересов ребёнка и следить за тем, чтобы невинная игра на детской площадке не переросла в драку.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Наблюдая за тем, как мама спокойно реагирует на ситуацию, ребёнок учится в будущем аналогичному поведению.
Дошкольный возраст
Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнает о мире и о взаимоотношениях между людьми. И постепенно учится разрешать напряжённые ситуации самостоятельно, без помощи родителей.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Полезным будет рассмотреть с дошкольником различные варианты развития конфликтных ситуаций из мультфильмов и книг и обсудить, что ребёнок думает по этому поводу.
Школьный возраст
Школьные конфликты могут быть спровоцированы на первый взгляд несущественными причинами: кто-то кого-то толкнул, не дал списать домашнее задание, обозвал обидным словом. Но последствия таких конфликтов могут быть самыми серьёзными, и если их вовремя не разрешить, у ребёнка впоследствии могут возникнуть комплексы и серьёзные психологические проблемы.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Убедитесь, что вашего ребёнка не обижают в школе и у него нет проблем в общении со сверстниками. Всегда знайте, где он находится сейчас и где был в течение дня, слушайте, что происходит вокруг и быстро дозванивайтесь с приложением « Где мои дети ».
Подростковый возраст
Дети в этом возрасте очень болезненно реагируют на конфликты, особенно если подросток сталкивается с ситуацией травли. Серьёзные разногласия со сверстниками, учителями или родителями могут стать причиной нервных срывов, депрессии, а в тяжёлых случаях – спровоцировать попытки суицида. Чтобы этого не допустить, родители должны внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка и вовремя оказать помощь в решении острых ситуаций.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
7 способов научить ребёнка давать отпор обидчикам
Как вы уже поняли, оградить ребёнка от конфликтных ситуаций практически невозможно. Поэтому важно научить его правильно реагировать на нападки сверстников и не растеряться в напряжённой ситуации.
Существует несколько способов дать отпор агрессорам. Расскажите о них ребёнку от своего лица, или дайте ознакомиться ему самостоятельно.
1. Игнорировать обидчиков, не обращать внимание на прозвища и дразнилки
Да, это действительно сложно. Особенно, когда внутри всё кипит, и так и хочется ответить чем-нибудь обидным.
Но противник, скорей всего, этого и ждёт, чтобы вывести жертву из себя и самоутвердиться за её счёт.
Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Для этого можно представить, что вы находитесь под стеклянным колпаком, и насмешки до вас просто не долетают. Или, например, что надеваете на обидчика шапку-невидимку, и он постепенно исчезает.
2. Спокойным тоном объяснить обидчикам их неправоту
Зачастую агрессоры не ожидают встретить достойный отпор, поэтому бывает достаточно уверенного и спокойного разговора, чтобы поставить их на место.
3. Не поддаваться на провокации
Вы имеете право отказаться делать то, что вам не хочется или неприятно. Поэтому если кто-то заставляет вас попробовать алкоголь, сигареты или запрещённые вещества, твёрдо стойте на своей позиции: «Я не хочу этого делать. Это вредно для моего здоровья. А мне оно ещё пригодится».
4. Подготовить ответы заранее
Из поколения в поколения передаются универсальные ответы на дразнилки: «Кто обзывается, тот сам так и называется», «От такого слышу», «Это ты, а я кто?». Можете использовать их, а можете придумать свои. Главное, произносите их уверенным тоном, с гордо поднятой головой и глядя обидчику прямо в глаза.
Такой психологический приём обескуражит агрессоров и собьёт с них всю спесь.
5. Неожиданное поведение
Также противник будут очень удивлен, если вы сделаете совсем не то, что он от вас ожидает.
Например, улыбнетесь и спросите: «Почему ты хочешь меня обидеть?». Или: «А помнишь, как мы с тобой….?»
Главное – сохранять уверенность в себе и не реагировать на насмешки и колкости.
6. Использовать методы самообороны
7. Обратиться за помощью к взрослым
Эти способы самозащиты предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Ведь девчонкам нисколько не меньше (а то и больше) приходится терпеть насмешки и издевательства со стороны сверстников. Поэтому родители должны научить свою принцессу в случае конфликта уметь постоять за себя и дать отпор всем недоброжелателям.
Советы психологов родителям и детям
Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, родителям необходимо соблюдать определённые правила воспитания:
Конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но чтобы научиться их правильно решать, необязательно пускать в ход кулаки. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, способным отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.