что делать если не хочется убираться дома
Не люблю убираться дома, что делать: советы
Уборка – действие, направленное на наведение и поддержания чистоты в помещении. Но возникают ситуации, когда не хочется заниматься этим и грязь начинает накапливаться. Причины на это могут быть различнымими, но приходит время разбирать образовавшиеся завалы. Чтобы убирать было легче, существуют специальные техники и рекомендации от специалистов.
Причина, по которой не хочется убирать
Прежде чем начать заниматься наведением чистоты, необходимо понять причины, по которым не хочется этого делать. К каждому конкретному случаю нужен особый подход, чтобы приступить к бытовым делам.
Не следует заставлять себя и начинать убирать через силу – это может спровоцировать депрессию.
Распространенные причины, по которым уборка не приносит радость:
Если вы узнали себя и первопричину нежелания наводить порядок, то как способы решения проблемы тоже известно.
Как заставить себя убирать
Существует немало методик, разработанных специально для облегчения бытовых заданий. Иногда стоит начать, а затем уборка квартиры пройдет быстро. Среди эффективных способов, позволяющих правильно настроиться на нужный лад, выделить можно:
Если финансовое состояние позволяет, то можно приобрести современную бытовую технику и нанять уборщицу, которая быстро наведет порядок.
В любом случае, не нужно сразу ставить перед собой цель – идеальная чистота в квартире. Лучше изначально локализовать беспорядок, а затем уже приступать к уборке в отдельных частях жилища.
Советы
Помимо эффективных способов наведения лоска, существуют и советы, которых следует прислушиваться. Женщины рассказали, что им помогает в уборке:
Убирать непросто, особенно в большой семье. Но разработанные психологами советы и рекомендации опытных хозяек, помогут облегчить этот процесс. Главное, чтобы вы сами хотели получить чистую квартиру.
10 лайфхаков для того, кто хочет приучить себя к поддержанию чистоты
Если ты тратишь по полчаса на то, чтобы найти нужную вещь, вынужден пробираться через завалы одежды, собираясь утром на работу, а при гостях извиняешься за то, что твоя комната больше похожа на поле битвы, а не на жилое помещение, тебе срочно нужно приучать себя к порядку и чистоте. Убранная квартира — это не только залог здоровья и продуктивности, но и один из важных факторов для поддержания хорошего настроения.
1. Не откладывай до последнего
Парадоксально, но для того, чтобы сделать свою квартиру чистой и опрятной, нужно просто начать убираться. Как правило, заставить себя начать — это самое сложное. Появляется куча «неотложных» или «более важных» дел, ради которых ты с радостью оставишь свои надежды на чистоту.
Возьми себя в руки и начни с какой-либо комнаты, в которой ты проводишь меньше всего времени. Это на случай, если тебе надоест убираться, и ты захочешь передохнуть: грязь и мусор не будут так сильно мозолить глаза. Начав с чего-то одного, ты легче настроишься на уборку всей квартиры. А вот поиск отговорок процесс не ускорит.
2. Пользуйся правилом двадцати минут
Правило двадцати минут гласит: «Уделяй небольшой отрезок времени на ежедневную уборку — и тебе не придется тратить свои выходные на наведение порядка». Двадцать минут — самое оптимальное время для того, чтобы успеть пропылесосить, протереть пыль и помыть за собой посуду. В этот временной промежуток пытайся разрешить все видимые проблемы, связанные с чистотой и порядком.
3. Мотивируй себя
Самый эффективный способ достигнуть соглашения с самим собой — это мотивировать себя на уборку. В детстве с этим дела обстояли легче: мама обещала выпустить тебя погулять с друзьями или купить на ужин что-нибудь вредное и вкусное. Что ж, сейчас именно тебе выпала роль искусителя. Пообещай себе что-нибудь приятное в обмен на поддержание чистоты. Допустим, если ты сможешь поддерживать порядок в доме всю неделю, то устроишь себе целый день задротства в любимую игру или так называемый праздник живота. В любом случае у тебя есть возможность позволить себе купить что-то, что давно тебе хочется, всего лишь за уборку.
4. Делай всё сразу
Не жди, пока в корзине накопится гора грязного белья или пока у тебя не останется всего лишь одна глаженая рубашка. Видишь, что в раковине стоят несколько тарелок? Помой их сразу — это гораздо легче, чем перемывать всю имеющуюся посуду в доме. Заметил пыль на полке? Протри, пока помнишь об этом. Всё просто: чем больше занятий по дому ты откладываешь, тем сложнее тебе будет разбираться с ними в дальнейшем.
5. Начинай со своего рабочего стола
Можно простить висящие на дверце шкафа вещи или тонкий слой пыли на полках, но вот бедлам на твоем рабочем столе — это слишком серьезно. Во-первых, это лишний источник стресса. Место, за которым ты работаешь, должно быть идеально чистым и убранным. Во-вторых, это постоянные отвлечения. На твоем рабочем столе должны лежать только те вещи, которые ты используешь в работе. Если ты заставляешь себя дописывать отчет на краешке стола — неудивительно, что твоя работа постоянно стопорится и приносит тебе только негативные эмоции.
6. Выброси всё ненужное
С этого многим стоит начать. Присмотрись внимательно к своим вещам и без сожаления составь список предметов, которым давно пора на свалку. Всё старье (поломанные, неиспользуемые, связанные с негативными воспоминаниями вещи) должно покинуть пределы твоей квартиры. Годами складируя подобный хлам, ты только удваиваешь себе нагрузку при уборке помещения.
7. Определи, что ты не любишь больше всего
Корень беспорядка в твоей квартире помогут определить твои нелюбимые занятия. Понаблюдай, где после уборки беспорядок появляется в первую очередь. Быть может, ты терпеть не можешь раскладывать вещи в шкаф, и поэтому твоя одежда развешана на диване и стульях. Или ты предпочитаешь коротать вечера с тарелкой чего-нибудь вкусного у телевизора или ноутбука — тогда не удивляйся, почему в твоей спальне постоянно появляется мусор.
Чаще всего самым грязным местом в квартире является кухня, особенно если человек не любит готовить. В таком случае и на уборку во время приготовления еды он вряд ли решит потратить свое время. Как итог — горы немытой посуды, беспорядок на столе и на полках.
8. Постарайся сделать процесс уборки приятным и полезным
На самом деле это легко. Включи любимую музыку или новую аудиокнигу в плеере — это поможет тебе не зацикливаться на самом процессе уборки. К тому же помни о том, что уборка — это физическая нагрузка, а значит, ты тренируешь мышцы ног и рук.
9. Приучи себя хранить вещи на своих местах
У каждой вещи в твоей квартире должно быть свое место. Во время уборки ты не должен задумываться о том, куда положить тот или иной предмет. Если ты всё же поймал себя на мысли, что понятия не имеешь, куда его пристроить, то вполне вероятно, что вещь не такая уж и нужная.
Твои вещи должны быть в шкафу, зубная щетка — в ванной, а посуда — исключительно на кухне. И никак иначе. Когда ты привыкнешь к такому раскладу, наводить порядок тебе придется гораздо реже.
10. Планируй
Это не шутка — даже уборку можно (и даже желательно) планировать заранее. Можешь, например, разделить свои занятия по дому на те, что не вызывают у тебя отрицательных эмоций, и те, которые ты терпеть не можешь. Даты генеральной уборки старайся назначать заранее, отмечая их в календаре. Выполняй уборку по прописанным ранее пунктам — так у тебя не будет возможности забыть о чём-то важном.
Проверенные способы, как заставить себя убраться в квартире
Иногда кажется, что нет сил ни на что, совершенно не хочется что-либо делать. При этом грязная посуда и пол не добавляют вдохновения. И тогда возникает проблема, как заставить себя убраться в квартире. На это нужны силы и время, которых хронически не хватает. Однако есть проверенные методы, позволяющие вдохновить себя на наведение порядка и чистоты в доме.
Почему не хочется делать уборку
Нередко встречается комбинация из нескольких причин. Поэтому в первую очередь, нужно разобраться, почему не хочется убирать в доме. А потом уже устранять причину. Тогда будет проще каждый раз приступать к наведению чистоты.
При дефиците времени рекомендуется создать график «уборочных дней». Это могут быть 15 минут ежедневно, как в системе «флай леди» или 1 день, когда несколько часов отводятся на наведение порядка.
При нехватке физических сил нужно постараться перераспределить нагрузку таким образом, чтобы оставалась энергия на домашние дела. Также рекомендуется реорганизовать сам процесс. Не придется долго думать, как заставить себя делать уборку, если на это потребуется 15-20 минут или меньше.
Сложнее всего с недостатком эмоциональных сил. Современный ритм жизни требует от человека больших психоэмоциональных усилий. Здесь важен правильный настрой: создать настроение, включить музыку, сделать процесс приятным. Но при остром дефиците лучше воздержаться от насилия над собой. Это может усугубить ситуацию.
Инструкция, как заставить себя начать уборку
Обычно после такой систематизации и настроя (подготовительный процесс занимает 5-7 минут от силы) становится ясно, что не так страшен черт, как его малюют, т. е. уборка не займет на самом деле много времени и сил. Фоновая музыка будет поддерживать положительный настрой на дела.
После этого можно приступать к наведению порядка четко по списку дел, не отвлекаясь на неотмеченные пункты. Этот прием можно использовать и в том случае, если возникли проблемы с тем, как заставить себя сделать генеральную уборку.
Как заставить себя убираться в квартире: лайфхаки
Вот несколько проверенных советов, как заставить себя убраться в доме без ущерба для психоэмоционального и физического состояния.
Система «Флай леди»
Если в доме всегда чисто и убрано, то и генеральная уборка не займет много времени. Ее же можно использовать, если возникают проблемы, как заставить убираться домочадцев.
Как заставить себя убраться в доме по Фен-шую
Самое главное в учении Фен-шуй – это понимание того, что уборка – это не только и не просто очищение окружающего пространства. Это чистка и для человеческой души, освобождение энергетических каналов, через которые в дом приходит благополучие. Если есть такое осознание, то и проблем с тем, как заставить себя убраться в доме, не возникнет. Вдохновение будет приходить само собой.
Как сделать уборку более приятной
Есть множество способов, как заставить себя убраться дома. Каждый может дополнить этот список своими методами, позаимствовать отсюда что-то или несколько видоизменить. Несмотря на всю свою рутинность, уборка – это все-таки творческий процесс.
Как заставить себя убираться, если не хочется, но надо
Зачастую уборка квартиры не приносит удовольствия домохозяйкам. Они через силу и по необходимости моют полы, протирают пыль и стирают грязное белье. На наведение порядка в доме уходит много времени, энергии.
Но если организовать эту работу правильно, можно превратить рутинные домашние дела в удовольствие. Есть несколько методов уборки, которые экономят время и позволяют не расходовать слишком много энергии.
Почему пропадает желание наводить порядок
Причины, по которым женщине не хочется приниматься за уборку, обычно очень простые. Среди них:
Чаще всего нежелание приниматься за уборку объясняется комбинацией нескольких причин. Поэтому прежде чем предпринимать какие-то действия, нужно выяснить, почему именно не возникает желания убирать в доме. Поняв и устранив негативный фактор, намного легче заставить себя убраться в квартире:
Мотивация для уборки
Из-за отсутствия желания даже самое простое дело покажется слишком трудным. В сознании сразу всплывает множество причин и препятствий, чтобы его выполнить. Поэтому нужно придумать верную мотивацию для уборки. Особенно важно это сделать перед генеральной уборкой всей квартиры.
Проще всего продумать мотивационные моменты в семьях, где есть дети. Они всегда копируют своих родителей. Поэтому отношение взрослых к уборке и чистоте воспринимается малышами как руководство к действию. Ребенок не будет поддерживать наведенную чистоту, если он ежедневно наблюдает родительское негативное к этому отношение.
По тому, в каком состоянии находится квартира, можно понять, какие люди в ней проживают. Чтобы в доме было уютно, каждая вещь должна находиться на своем месте и создавать приятное, умиротворенное настроение. Если же в квартире хаос и беспорядок, из нее хочется бежать в ужасе.
С поддержанием чистоты в доме или квартире связаны такие понятия, как тучность фигуры, трудности на работе, проблемы в личной жизни. В бардаке и грязи нельзя настроить себя на позитивное мышление или придерживаться принципов здорового образа жизни. Чистота в доме, напротив, делает мысли более ясными, вносит спокойствие в мысли, снимает напряжение с тела.
Как заставить себя начать уборку
От верно выбранного, настроя зависит, насколько спешным будет начатое дело. Поэтому перед тем, как заставить себя убираться дома, нужно подготовиться:
На психологический настрой и мысленную систематизацию уходит не больше семи минут. После этого уборка уже не кажется таким пугающим и продолжительным занятием. Негромкая приятная музыка или работающий фоном телевизор поддержат положительный настрой.
Затем начинают наводить порядок, следуя составленному мысленно плану. При этом важно не отвлекаться на те дела, которые не вошли в первоначальный список. Такой прием подойдет для легкого ежедневного поддержания порядка в квартире и для большой генеральной уборки.
Система «Флай леди»
Родоначальницей этого метода стала домохозяйка из США Марла Силли. Она придумала, как заставить себя сделать уборку и при этом не испытывать негативных эмоций, еще в 1999 году. Сейчас этот метод поддерживают и активно практикуют уже более миллиона женщин и мужчин.
Концепция этого метода состоит в том, что не нужно убираться в доме еженедельно, посвящая этому занятию всю субботу. Марла Силли предложила, что намного эффективнее заниматься наведением порядка каждый будний день по четверти часа, а выходные проводить интересно и с пользой для себя. Чтобы уложиться в отведенные 15 минут, нужно действовать быстро и установить таймер. После его сигнала работа прекращается.
В будние дни наведением порядка хозяйка занимается только в одной из зон. При этом она соблюдает четкую последовательность:
Также в течение дня предусматривается время на выполнение обязательной «рутинной» работы и 5 минут в день на разбор завалов, образующийся на полках или в ящиках. Дополнительно в один из будних дней проводится уборка во всей квартире, когда в течение часа только моют или подметают пылесосом все полы.
Особенно тщательно последовательницы системы Flylady следят за состоянием кухонной мойки. Ее поддерживают в идеальной чистоте постоянно. Кроме этого, есть несколько полезных принципов, которые подойдут для всех людей. Женщины Flylady не проводят долгое время за компьютером, они делают все дела последовательно и не забывают поддерживать хорошее настроение.
Для отслеживания времени предпочтительно использовать механический таймер, а не электронный. Ритмичное тиканье эффективнее стимулирует работу.
Уборка по фен-шую
В этом древнем китайском учении есть советы на все случаи жизни, в том числе для правильной организации уборки. Чтобы заставить себя убраться в комнате, нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций:
Фен-шуй советует относиться к уборке, как к процессу очищения души человека, а не просто как к расчищению завалов в окружающем пространстве. В это время освобождаются энергетические каналы, впускающие в дом благополучие. Если человек подходит к наведению порядка с таким осознанием, он делает эту работу с вдохновением.
Способы сделать уборку приятнее
Чтобы не лениться в процессе наведения чистоты в доме, работу начинают в хорошем расположении духа. Лучше это делать прямо с утра, когда человек бодрый и полон сил. Для этой работы лучше надеть удобную, не сковывающую движений одежду.
Для поднятия настроения можно использовать средства бытовой химии с приятным ароматом. Он наполнит помещение и вдохновит на новые свершения. Для этой же цели рекомендуется брать качественные принадлежности, губки и тряпки яркой расцветки.
Чтобы процесс шел быстро, а уборка была более качественной, можно использовать ограничение по времени. Тогда не будет желания отвлекаться на посторонние дела. В качестве стимула нужно придумать для себя небольшое вознаграждения за качественно выполненную работу. И не придется все переделывать.
Как качественно помыть холодильник
Внутренние стенки прибора способны впитывать запахи хранящихся в нем продуктов. Поэтому со временем холодильник начинает неприятно пахнуть. Чтобы избавиться от этого недостаточно промыть его изнутри качественными моющими средствами.
Для устранения неприятного запаха нужны качественные абсорбенты. Для этой цели подойдет активированный уголь. Таблетки вытаскивают из пачки и в блюдце размещают на полке холодильника. Если объем большой, потребуется несколько таких тарелочек. Похожим действием обладает пищевая сода. Периодически отработанный абсорбент меняют на свежий.
Для периодической уборки и устранения неприятного аромата подойдет лимон. Фрукт разрезают на две половинки и протирают внутренние стенки холодильника. Через четверть часа просто протирают их влажной тряпкой. После такой обработки не останется неприятного запаха и грязи.
Отмыть сильные загрязнения в холодильнике поможет раствор соды. В теплой воде разводят 2 ст. л. продукта и протирают прибор изнутри. Смывать соду не нужно.
Основные этапы уборки
Если намечается генеральная уборка, ее проводят в определенном порядке. Для начала наводят порядок в жилых комнатах. Последовательно убирают детскую комнату, затем переходят к хозяйской спальне и гостиной. Во время уборки попутно разбирают вещи, выбрасывая ненужное. Чтобы качественно прибираться, важно не забыть вытереть пыль с картин, настенных полок и другой мебели в комнатах. После этого моют в комнате пол или чистят ковровое покрытие.
Затем приступают к кухне и ванной комнате. Здесь особенное внимание уделяют дверцам шкафчиков, столешнице, мойке и плите. Никто не заставляет отмывать их до блеска, но поддерживать чистоту необходимо. Для очищения от копоти и нагара духовки с внутренней стороны используют нашатырный спирт. Его наливают в широкую емкость и ставят на ночь внутрь прибора. К утру загрязнения размягчатся и легко отойдут.
В ванной комнате и туалете вытирают загрязнения с плитки, чистят зеркала, отмывают сантехнику, смесители и краны. Душевую кабину отмывают качественными моющими средствами с дезинфицирующим эффектом, чтобы предупредить образование плесени и грибка.
Чтобы облегчить уборку, старые, отслужившие свой срок, вещи вовремя выбрасывают, а не накапливают кучи хлама. Поэтому нужно периодически выкидывать:
Как избавиться от запаха гари
Если в квартире что-то загорелось, важно в первую очередь избавиться от источника огня. Устранив его, выбрасывают все испорченные вещи и проветривают квартиру. После этого остается неприятный запах гари, который долго не выветривается. Избавиться от запаха гари поможет увлажнение помещения. Для этого просто включают воду в ванной и на кухне. Испаряющаяся вода соберет на себя запах гари. Останется просто собрать ее с пола ненужной тряпкой.
Дополнительно по комнате расставляют тарелки с абсорбентом. Он притянет на себя неприятный аромат. Для этого используют кофе, соль. Эффект от использования этих веществ наступит через несколько часов. Поможет устранению неприятной вони влажная уборка с добавлением в воду уксуса. Чтобы придать воздуху в квартире приятный аромат, раскладывают корки лимона или апельсина.
Рациональное проведение уборки
Если не хочется постоянно убираться в доме, нужно правильно распределять на наведение чистоты время и силы. Для начала организуют генеральную уборку. Она послужит стартом для дальнейшего поддержания чистоты. В процессе такой уборки одновременно проводят ревизию вещей и безжалостно выбрасывают все, что не используется 2 года и больше. Эти вещи только занимают пространство и накапливают на себя пыль. Если за 2 года они ни разу не понадобились, мало вероятности, что пригодятся в будущем.
Затем для всех вещей находят постоянное место. Тогда воспользовавшись какой-то из них, нужно будет просто положить ее на место. Так, для поддержания чистоты не нужно тратить много времени и сил. Одежду сразу убирают в шкаф, не оставляя на стульях и диванах.
Чтобы чистота сохранялась дольше, сначала убирают жилые помещения, а затем подсобные, постепенно продвигаясь к выходу из квартиры. В комнате уборку начинают со сметания пыли с потолка и люстр, а затем переходят к мебели и полу.
Чтобы облегчить труд, рационально использовать средства бытовой химии. Они значительно упрощают и ускоряют процесс отмывания квартиры. Полироль для мебели дольше убережет ее от пыли, а для удаления пятен используют современные пятновыводители.
В заключение
Есть много способов заставить себя убираться в доме и поддерживать жилье в чистоте. Важно подойти к этому процессу творчески. Тогда любую рутинную работу удастся превратить в удовольствие, рационально распределяя время и силы для этого.
Фокус внимания: почему не хочется убирать в квартире и как с этим справиться
5 психологических причин нежелания убирать в жилом пространстве. 10 эффективных способов превратить ненавистную уборку в посильную и даже приятную задачу.
А вы любите убирать в квартире или доме? Вот прямо так, чтобы с удовольствием летать с пылесосом по комнатам, радостно протирать пыль с полок и столов, весело собирать носки по углам, вдохновленно наводить порядок в шкафах, а потом с нетерпением ждать новой субботы?
«Я утрирую, конечно, но УБОРКА – процесс, который мало кому приносит приятные эмоции и редко вызывает прилив энергии»
Даже при наличии желания и средств найти того, кому можно доверить процесс уборки в своем жилье, реализовать идею эффективно и безопасно иногда практически невозможно. Поэтому вопрос превращения уборки в приятное занятие видится мне достаточно актуальным.
О чем может рассказать захламленный дом и почему мы не любим убирать
Основные причины нелюбви к уборке банальны – отсутствие интереса и азарта (в самом деле, скучнее занятия не придумать!), физическая и эмоциональная усталость, отсутствие свободного времени и т.д. Все это понятно и не вызывает удивления. Но на самом деле нелюбовь разбирать хлам и приводить свое жилое пространство в порядок, регулярно его очищать, может скрывать более серьезные проблемы.
Как-то встретила такую мысль, что чистота в доме напрямую связана с неприятностями в личной жизни, на работе и даже с лишним весом. Что трудно мыслить позитивно и вести здоровый образ жизни, если в доме царят грязь и беспорядок. И я не могу с этим не согласиться: действительно, в чистом пространстве не только дышится легче и думается лучше, но и живется как-то приятнее и спокойнее, что ли.
Я обычно наблюдаю понижение уровня тревожности после уборки – даже когда с трудом себя заставляю привести все в порядок, потом испытываю невероятное удовольствие – после завершения процесса проветрить квартиру, а потом сварить кофе, достать кусочек шоколада и журнал, умоститься поудобнее и несколько минут посидеть в тишине, наслаждаясь чистотой и свежестью.
«Действительно, будто МЫСЛИ ПЕРЕЗАПУСКАЮТСЯ и даже в эмоциональном плане становится как-то легче и свободнее, по-другому…»
Распространенной причиной нежелания убирать является протест – часто это подростковый бунт, который либо не проявился, либо не был выражен в полной мере. И теперь взрослый человек проходит через этот этап, бунтуя против правил, ограничений и т.д.
Часто беспорядок становится естественным этапом взросления – посмотрите на комнаты подростков (или вспомните свою): сначала там творится страшное, но время проходит и постепенно мы начинаем испытывать потребность жить в упорядоченном пространстве, спокойствии, чистоте.
Неспособность держать в порядке свои вещи и личное пространство, следить за их чистотой говорит как минимум о наличии каких-то проблем, как максимум – об инфантильности. Как правило, в процессе взросления (не по мере набора возраста, а реальных трансформаций) мы учимся обслуживать себя и справляться с бытовыми проблемами, рассчитывать на свои силы и не перекладывать ответственность за свою рутину на кого-либо.
Если же подростковый возраст давно миновал и по всем показателям человек вырос, а нежелание проводить уборку и неспособность расхламлять дом остались – возможно, это повод задуматься и поработать над собой.
5 неочевидных психологических причин нежелания убирать в квартире или доме
Чаще всего в беспорядке обвиняют лень, но, мне кажется, тут речь идет совсем не об этом. Вспомните себя, когда собираетесь на шоппинг или концерт – и силы откуда-то появляются (даже если мероприятие запланировано на конец рабочей недели), и не лень собираться, добираться, планировать и т.д.
Если неохота убирать – это, скорее, об отсутствии мотивации и каких-то внутренних противоречиях и барьерах, чем именно о лени как нежелании предпринимать физические усилия.
1. Желание делать все идеально или не делать вовсе (обычно второй вариант выигрывает) – часто не любят убирать перфекционисты, как бы ни странно это звучало. Люди, которые хотят все сделать идеально и не могут останавливаться на «среднем» результате.
Тут все достаточно просто: если делать уборку, то нужно все приводить в сверкающий вид, а если комнат много, то нужно несколько дней, а нескольких дней нет, так лучше не начинать. Зачем протирать зеркало и отчищать плиту, если нет возможности полностью перебрать шкаф в прихожей и сделать грандиозную ревизию в кухне?
«Ошибочное суждение, кстати, ведь как раз выполнение МЕЛКИХ ЗАДАЧ позволяет делать генеральную уборку реже, тратя на процесс меньше времени…»
И если сразу мыть все на кухне каждый раз после приготовления еды (тратя на это 20 минут), то в помещении всегда будет более-менее чисто и уборка займет не 3 дня с полным отдраиванием всех поверхностей, а 3 часа, потраченные на расстановку баночек со специями и коробочек в нужном порядке, замену полотенец, ревизию холодильника, наполнение емкостей с кофе/сахаром и т.д. Согласитесь, второй вариант выглядит более привлекательно и не так страшит, как первый.
Но у перфекционистов есть такая привычка – не выполнять мелкие задачи и не уделять внимание промежуточным этапам, а ждать подходящего момента для реализации грандиозной уборки. (Правда, случаются такие счастливые дни очень редко и из-за внутренних убеждений иногда именно перфекционисты живут в полнейшем беспорядке).
2. Страх перемен – о психических отклонениях речь в данном случае, конечно же, не идет, но очень часто захламление квартиры или дома сигнализирует именно о боязни перемен: таким образом человек закрывается от всего нового, создает для себя безопасный уголок, где все просто и понятно.
Любая попытка разгрести завалы и что-то поменять вызывает тревогу и нежелание рушить мнимую стабильность. Мир, где все спокойно, якобы нормально, привычно и знакомо, вряд ли когда-либо станет плацдармом для новых достижений и положительных изменений в жизни. Поэтому очищать свой дом от ненужных вещей, голову от изживших себя деструктивных установок, мир от разрушающих людей и далее по списку важно и нужно.
«И даже если кажется, что УБОРКА В ДОМЕ – не такое уж важное дело, чтобы оно могло изменить жизнь, это действительно так. »
Цепляясь за старый хлам, мы сами не позволяем войти в наш мир чему-то новому и интересному, не развиваемся и не получаем новый опыт, не идем вперед и не открываемся переменам, а тихонько сидим в своем спокойном и теплом болотце.
Я не утверждаю, что всем нам нужно ежедневно преодолевать себя и покидать зону комфорта, вовсе нет. Но относиться к уборке как к обязательному процессу и регулярно избавляться от всего ненужного, грязи и пыли – однозначно да. Недаром многие тренинги личностного роста и различные марафоны по саморазвитию начинаются с такого простого (казалось бы) задания – очистить свое пространство.
«Это работает и на более ПОНЯТНОМ УРОВНЕ: в захламленном пространстве трудно сосредоточиться и услышать свои мысли. »
Нередко беспорядок является отображением ничего иного, как обыкновенного страха – перед миром, людьми, переменами. И в этом не стыдно признаться, ведь следом за осознанием проблемы приходит ее решение, более четкое и ясное понимание истинных желаний и потребностей.
3. Что-то не так с самим пространством – случается, что не хочется наводить порядок в конкретном месте. Мне, например, трудно было заставить себя поддерживать порядок в съемном жилье без ремонта (это был дом с несколькими проблемами: плесень, плохая вентиляция, насекомые), где постоянно что-то происходило и от дезинфекторов/химикатов меня стабильно подташнивало, шелушились руки.
Правда, мое нежелание что-то делать никак не влияло на результат – даже наоборот: это в квартире я могу позволить себе отложить на день-два «полет на пылесосе», там же все было по жесткому графику и на поддержание порядка уходило столько сил, что я до сих пор удивляюсь, как мы это пережили (и все равно я никогда не была довольна чистотой).
В ситуации, когда жилье не нравится и вызывает негативные чувства, когда осталось «чуть-чуть» до ремонта и не хочется тратить время на то, что «завтра будет отдираться и ломаться», действительно порой не хочется бороться с ветряными мельницами. Но тут стоит задуматься вот о чем – несмотря на временный характер обстоятельств, здесь и сейчас проходит ваша жизнь.
И жить среди хлама сегодня потому, что через месяц планируется съехать/отремонтировать/перестроить – значит, выбросить этот месяц из жизни. Не проще ли убрать?
Ситуации, конечно же, бывают разными – кто-то горит на работе и дома только ночует (поэтому пыли и мусора, по сути, не замечает), кому-то не хочется в арендованной квартире или во временном жилье (на время командировки, к примеру) наводить порядок и вкладывать в него силы.
Но беспорядок негативно влияет на нашу жизнь и искать выход все равно придется – подумать о клининговой компании, переехать в отель, арендовать жилье с минимумом мебели и хорошим ремонтом (чтобы уборка была быстрой и элементарной), привести в порядок таки то, где уже живете.
Могу сказать по собственному опыту аренды жилья: никогда ничего не хочется облагораживать там, где ты лишь временно. И речь не только о материальных вложениях, но и о каких-то творческих порывах – мне сложно было реализовать оригинальную задумку, вложить душу в интерьер, зная, что потом в созданном мною пространстве будет жить кто-то другой.
«С другой же стороны, САМОСТОЯТЕЛЬНО я начала жить с 18 лет и страшно представить, сколько времени провела там, где мне было неуютно…»
…лишь потому, что жаль было потратить каких-то пару дней/недель на приведение в порядок съемной квартиры. Позже до меня это дошло и в одной из съемных квартир, куда мы переезжали уже вдвоем, мы не пожалели ни времени, ни сил, ни финансов на то, чтобы минимально привести жилье в соответствие с нашими ожиданиями.
И ту квартиру я вспоминаю с любовью – нам там было здорово. А понадобилось-то всего покрасить окна, сменить напольные покрытия, привезти какую-то мебель, докупить штук в Икее и создать более-менее приятное пространство. Место, где мы с радостью провели несколько лет нашей жизни – именно тогда я, наконец, поняла, как это важно: жить там, где тебе хорошо и уметь создавать это «хорошо» везде, где ты живешь.
Посему, прежде, чем записывать себя в лентяи, оглянитесь вокруг и подумайте – что можно было бы изменить в своем пространстве, чтобы оно стало приятным, уютным и способным вызывать желание поддерживать чистоту и порядок?
4. Предубеждение против уборки как скучного и неинтересного процесса, который несет мало пользы («лучше денег заработаю, чем займусь бесполезным протиранием пыли, которая завтра осядет снова») – также имеет место даже в современном осознанном обществе. И стереотипы о том, что гении лучше творят в хаосе и вообще видят беспорядок как единственно возможную систему хранения вещей, способствуют искажению восприятия чистоты в доме.
Так, недавние исследование университета Миннесоты, проведенные профессором Кетлин Вос, доказали, что связь между беспорядком в рабочем пространстве и творческим процессом есть. И выводы далеко не положительные – беспорядок влияет на нас и очень плохо, заставляя прокрастинировать, терять концентрацию и фокус внимания.
Возможно, сумасшедшие гении и творили в полном хаосе, но большинство из нас хотело бы, все-таки, причислять себя к адекватным представителям человечества.
«И творческие способности, интересная профессия – вовсе не повод превращать рабочее и жилое пространство в ПОМОЙКУ…»
Чистое, светлое помещение с минимумом разбросанных вещей и порядком во всем не отнимает энергию и обеспечивает идеальный плацдарм как для монотонной работы, так и для ярких инсайтов, как для тихого семейного вечера, так и для веселых посиделок с друзьями. В свежести и просторе живется и работается легче – так как можно утверждать, что от уборки пользы ноль?
5. Депрессия (беспорядок как нежелание справляться с реальностью) – тут самое важное вовремя выявить проблему и приложить все силы для ее решения. Уборку оставьте на потом или делайте в процессе (попросите родных или друзей помочь), но ни в коему случае не ждите, что «само полегчает» и состояние улучшится волшебным образом.
Если речь идет об осенней хандре – это одно и обычно плохое настроение, связанное со сменой пор года и отсутствием солнца, приходит на день-два. Но если ощущаете упадок сил, хроническую усталость и нежелание вообще вставать по утрам с кровати в течение длительного времени – срочно отправляйтесь за помощью. Тут, как говорится, «лучше недобдеть, чем перебдеть».
Ведь если к вам пришла депрессия (надеюсь, что нет), то беспорядок – меньшее из зол, поверьте, разобраться с которым намного проще, чем с улучшением внутреннего состояния.
Как полюбить уборку – несколько действенных способов превратить нудную обязанность в интересное занятие
Не скажу, что пишу ниже о чем-то новом, но иногда перезагружаться и менять угол зрения на привычные вещи очень полезно. Тем более, что рутинные задачи имеют свойство затягивать и превращаться в комок стереотипных мнений, подсознательных ожиданий, неприятных чувств, источник которых бывает трудно отыскать.
Поэтому мне кажется, что некоторые советы, представленные ниже, стоит как минимум обдумать, как максимум – усвоить и воплотить в жизнь. И, возможно, одним неприятным делом в вашей жизни станет меньше.
10 методов изменения отношения к уборке:
1. Отпустить ситуацию и позволить себе чувствовать то, что есть внутри – нам так прочно вбили в голову стереотип о том, что «хорошая хозяйка должна это, то и вон то» и все делает с радостью и удовольствием, что мне, например, стоило определенных усилий начать спокойно признаваться в том, что убирать в квартире я свирепо ненавижу. Да, мне нравится, когда пространство вокруг чистое и незахламленное, без пыли и лишних вещей, когда дышится спокойно и воздух свежий, но я ненавижу пылесосить, мыть полы, протирать поверхности и раскладывать все по местам.
И это вряд ли уже изменится. И я не считаю это каким-то грехом. И первые же свободные средства после реализации определенных планов и задач-минимум я бы хотела потратить не на путешествия или смену гардероба, а на оплату услуг уборщицы.
«Меня не пугает МЫСЛЬ ПЛАТИТЬ кому-то за выполнение посильных и для меня задач лишь потому, что я хочу освободившееся время потратить с удовольствием»
Поэтому предлагаю перестать ощущать себя Золушкой и заложницей обстоятельств, а попытаться осознать свои чувства и задуматься, чего хочется. Да, убирать неохота, но если средств на оплату услуг специально обученных людей нет, а видеть пространство вокруг чистым и свободным от хлама хочется, придется рассчитывать лишь на свои силы.
И это не повод расстраиваться, а еще один пример того, что иногда приходится делать не совсем приятные вещи ради достижения желаемого результата. В школе, университете, на работе мы постоянно сталкиваемся с подобным и спокойно воспринимаем, что даже самые любимые дела предполагают не только приятные задачи (рутина присутствует и в творчестве, что уж говорить о других сферах). Чем же уборка-то так страшна?
2. Не тащить все самостоятельно – в уборке должны участвовать все члены семьи (ну, для младенцев и котов можно сделать исключение, чего уж там?), которые проживают в квартире. Можно и нужно корректировать объемы обязанностей в зависимости от наличия свободного времени у каждого члена семьи, от текущей ситуации и т.д., но в общем правило такое: уборка жилья – это не «женская работа», а общая задача.
Чтобы убрать быстро и эффективно, желательно заранее распределить все обязанности и конкретные мелкие дела (вот прямо по списку можно), все спланировать и в определенный день недели легко и оперативно расправиться с ненавистным делом. Когда каждый занимается понятным ему этапом уборки, порой достаточно пары часов на то, чтобы все вычистить и привести в желаемый вид.
«И даже если домашние делают все не так и не то, сохраняйте спокойствие и будьте уверены: вы не обладаете какими-то особыми навыками и знаниями, только ОПЫТОМ. »
Так позвольте получить этот опыт всем остальным членам семьи – сегодня они сделают не так, завтра тоже, а дальше, благодаря вашим объяснениям и помощи (НЕ критике или раздраженным комментариям), все будет лучше.
Также важно точно формулировать задачи – если сказать мужу «убери на балконе» или дать указание ребенку «приведи в порядок свою комнату», вряд ли будет сделано то, что нужно. Но любую задачу можно поделить на множество понятных и превратить, к примеру, уборку детской в: разбор игрушек по своими местам, протирание пыли на всех поверхностях, складывание книг на полках, развешивание одежды в шкаф и т.д.
3. Правильно выбрать время – желательно не после тяжелых трудовых будней, в течение светового дня, не перед важными событиями (когда утром сдавать экзамен в школу или представлять проект на работе). Для меня оптимальный день недели для уборки – это суббота и лучше утро, чтобы до обеда справиться и успеть привести себя в порядок к интересному вечеру.
Что ни говори, но в пятницу после всех дел хочется просто отдохнуть (хоть у фрилансеров и не бывает выходных, все равно ощущается это общее состояние разморенности и усталости к вечеру пятницы), а вот в субботу с раннего утра можно взяться за уборку. Если не размусоливать и справиться быстро, останется время на себя.
Для меня немаловажно и то, что к воскресенью и началу рабочей недели квартира будет чистой и я не стану отвлекаться на какие-то мелкие задачи, раздражаться из-за пыли и разбросанных вещей, а со свежей головой смогу приступить к рабочим обязанностям и радостно начать понедельник.
4. Поднимать носок сразу, как только упал – существует теория (от автора американского Houzz Элисон Ходжсон), согласно которой люди делятся на два типа: тех, кто носок подбирает сразу и тех, кто проходит мимо, оставляя это унылое дело «на потом». Естественно, первому типу людей живется проще и убирается легче.
Ведь если сразу класть вещи на свои места, поднимать изорванные котом бумажки и детские игрушки, уборка потом будет включать очистку поверхностей от пыли и влажную обработку, а не превращаться каждый раз в полный разбор шкафов. Несмотря на кажущуюся простоту «поднятия носка», за несколько дней при условии проживания в квартире нескольких человек, создается полноценный хаос, который разгрести потом очень трудно.
И тут речь идет не совсем о носках, конечно же – то же самое правило актуально для всего, что требует минимума времени, но имеет свойство накапливаться и создавать беспорядок: рассыпанные макароны или специи, упавшая помада, закатившаяся за диван бусина и т.д. Убирайте сразу – в чистом пространстве жить приятнее.
5. Изначально правильно спланировать места хранения и всю планировку – это также важно для уборки: чтобы все всегда можно было за пару минут отправить на места. Мы, например, столкнулись с тем, что видение интерьера своей квартиры определенным образом не всегда сходится с желанием и возможностью все это «обслуживать».
Так, красивые полки с оригинальными штуками – это потенциальные пылесборники, а светлые поверхности на кухне – источник скачек по этой самой кухне с неизменной тряпкой. В общем, чтобы убирать было проще, сразу нужно уделять внимание цветам и фактурам, продумыванию внутреннего наполнения шкафов и полок.
Все должно храниться в интуитивно понятных местах (чтобы муж не звонил вам на работу и не следовал сброшенным по вайберу картам для поиска кофемолки в однокомнатной квартире – у нас и так бывало, да, когда я все «аккуратно и компактно» сложу и обязательно в коробки от чего-то другого, да так, что в жизнь не догадаешься).
«Я для себя сделала вывод, что ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО на кухне и в комнатах, в ванной – это когда попавший впервые к вам в жилье человек интуитивно находит все, что ему нужно…»
Вспомните съемные квартиры во время путешествий – вы всегда находите там кофе и сахар, посуду, постельное белье и т.д. без инструкций от арендодателя. Вот так и в своей квартире: кухонные принадлежности в шкафах на кухне, одежда – по комнатам (спальня, детская), средства для обработки обуви и зонты – в прихожей…
Инструмент и использующиеся сезонно приборы – в кладовой или на балконе, косметика и уход, чистые полотенца – в ванной, постельное белье – в боксах под кроватью, книги и диски – в гостиной и т.д. Также желательно подумать про частоту использования: все, что нужно постоянно, должно быть легко доступным (на ближних полках и тремпелях), а дальше – по мере актуальности.
Так удастся «поднимать носок» и класть его на место или отправлять в стирку сразу, по приходу домой складывать верхнюю одежду и обувь/аксессуары по местам и полкам, а в случае внезапно нагрянувших гостей лишние чашки искать не в другом городе, а в верхнем шкафу на кухне (туда же они быстро отправятся после мытья, а не станут ждать уборки или момента «как буду идти в кладовую – отнесу»).
В своих работах профессор Генри Миллер выделил 5 вещей, которые способствуют правильной организации пространства и повышению продуктивности на 19%: это живые растения (тут поспорю, но ладно), яркое освещение, цветовая палитра интерьера, заглушающие шум наушники (тоже не мой вариант, но многим подходит) и температура на уровне +25 (не более).
«ПОРЯДОК – это не идеальное жилье, а удобная и понятная система»
В ней каждая вещь имеет свое назначение и место, благодаря чему уборка отнимает минимум сил и времени. Убирать незахламленное пространство, где все лежит на своих местах, намного проще – это правило не устану повторять.
6. Найти свой идеальный рецепт уборки – порой бывает трудно, но оно стоит того. Вариантов существует масса: можно мыть каждый день по будням только одну зону (кухня, к примеру), а в выходной убрать оставшиеся помещения. Можно делить уборку по комнатам (сейчас одна, потом другая) или процессам (в первую очередь пропылесосить везде в квартире, затем помыть полы и протереть пыль и т.д.).
Также желательно поделить задачи по масштабности и частоте выполнения – так, если в доме у проезжей части протирать пыль мало раз в неделю, то мыть кухню при условии самостоятельного проживания раз в 7 дней вполне достаточно. Мы окна моем и того реже, к примеру (как и балкон), а вот огромные белые подоконники каждый день, так как там любит валяться пушистый бобер кошачьего происхождения.
У всех разные требования к определенным поверхностям и процессам, отличные ситуации, помещения, состав семьи и т.д., поэтому и «рецепт идеальной уборки» у каждого свой. Но задумываться об этом нужно (утверждаю как человек, который раньше даже при упоминании темы противно морщился) – так удается более эффективно и с меньшими потерями в настроении и сил выполнять поставленные задачи.
7. Не экономить на чистящих средствах, инструменте и гаджетах – это важнее, чем может показаться на первый взгляд. Я бы поделила все необходимое для уборки на три основные категории: для ежедневного поддержания чистоты, для частого использования и для генеральной уборки.
Для поддержания чистоты желательно иметь наготове влажные салфетки или специальные тряпки для протирания пыли – если она скапливается ежедневно, то ждать уборки и дышать этим не стоит. Сюда же можно отнести робот-пылесос – хорошая штука при наличии ровных полов и минимума мебели, которая может убирать по расписанию в отсутствие людей в жилье и отъезжать на док-станцию заряжаться.
Для частого использования стоит закупить различные чистящие средства и инструменты, способные быстро и эффективно справиться со всеми видами проблем в комнатах, кухне, ванной. Тут я вижу основными три аспекта – чтобы вещества были безопасными, приятными и эффективными. Портить здоровье и настроение всякой гадостью однозначно не стоит – это опасно, да и радости к процессу уборки не добавит.
Средства для генеральной уборки – это всякие машинки для чистки мягкой мебели, средства для удаления пятен, отмывания окон и т.д. Они используются реже, но тоже должны давать максимум пользы и эффекта. В принципе, на химикатах и гаджетах для уборки я бы не экономила – все это приносит ощутимую пользу и значительно облегчает, делает более приятным весь процесс.
8. Придумать поощрение – для всех участников процесса. Это должно быть что-нибудь такое, что позволит отдохнуть после муторной уборки и развлечься, что ожидается с большим нетерпением – поход на пиццу всем семейством или кофе в любимом лаунж-баре, посещение тира или сеанс в кинотеатре. Пусть день уборки ассоциируется с приятным времяпровождением и яркими эмоциями.
9. Совместить приятное с полезным – в процессе уборки на этапах, где не нужна концентрация внимания, можно послушать давно скачанный альбом или любимую оперу, аудиокнигу или урок иностранного языка. Но тут важный момент: убирать с наушниками можно лишь в случае, когда действительно не нужно думать и такой лайф-хак не обернется потом сложенными в самые невообразимые места вещами.
Можно пылесосить, пыль протирать, складывать по стопкам чистое белье и т.д. – выполнять лишь однотонную и однотипную работу.
10. Постараться изменить отношение к самому процессу – очищение пространства положительно влияет на внутреннее состояние: чтобы это понять, достаточно последить за своими ощущениями во время пребывания посреди хлама и пыли, сделать усилие, убрать все и помыть, а потом обратить внимание на появившиеся чувства, настроение. Перемены будут очевидны.
Надеюсь, вышеизложенные советы помогут хотя бы немного разобраться в себе, облегчить и структурировать процесс приведения в порядок вашего жилья. Стоит приложить лишь немного усилий – и ненавистная проблема превратится пусть и не в приятную, но посильную задачу.
Легкой всем уборки! Чистого, комфортного, умиротворяющего и красивого окружающего пространства! L