что делать если не хочешь поступать в вуз
Все время что-то идет не так: как я 10 лет пытаюсь получить высшее образование
Мой долгий путь в получении хоть какого-то профессионального образования начался в далёком 2011 году: я была молода, полна сил и юношеского задора, а еще только-только окончила обучение в школе. 10 и 11 класс я обучалась в лицее, мой класс имел химико-биологический профиль. После сдачи ЕГЭ я чётко представляла, куда я хочу поступать — на факультет ветеринарной медицины в сельхозакадемию.
До этого я думала о поступлении в медицинскую академию, но, к сожалению, мои знания химии не позволили бы мне достойно сдать экзамены. При подаче документов определяющей ролью была профессия ветеринара, затем — наличие бюджетных мест. Денег в семье не хватило бы на оплату очного обучения, а про заочное мои родители ничего не хотели слышать.
В приемной комиссии академии меня уговорили подать документы ещё на одну специальность — «ветеринарно-санитарная экспертиза». Оставив оригинал аттестата, я с нетерпением ждала приказа о зачислении. На ветеринара мне не хватило нескольких баллов, зато я прошла на бюджет на ветсанэксперта. Со слезами на глазах я забрала документы и пошла в местный медицинский колледж поступать на лечебное дело.
В колледже я училась очень хорошо, но, к сожалению, недолго. После Нового года я забрала документы и, в ожидании лучшей жизни, стала работать и готовиться к повторной сдаче ЕГЭ. На этот раз поступать я собралась в университет на биофак. На то время я смутно представляла себе, чем занимаются выпускники этого факультета, но было очень интересно. Не буду описывать весь процесс повторной сдачи ЕГЭ, скажу только, что на биофак я не поступила, но зато вернулась в сельхозакадемию. Получила стипендию и бюджетное место по специальности «агрохимия и почвоведение».
Если в медколледже было весело и интересно, то здесь было плохо все: преподаватели, которые были не заинтересованы давать знания, недружная группа и пары в разных корпусах (расстояние между ними достигало 20 км). В итоге все это мне надоело, и я после Нового года забрала свои документы.
Вновь началась подготовка к ЕГЭ. Вновь поступление. И на этот раз выбор пал на экономический факультет, а именно «бухучет, анализ, аудит». Здесь я продержалась 2 курса. Не совсем помню, почему я не закончила вуз. Видимо, просто мне надоела эта погоня за высшим образованием. Обучалась я платно. В год необходимо было платить около 49 тысяч рублей. После отчисления я занялась поиском себя. Так и попала во флористику, где работаю по сей день.
После этого я обучалась психологии долгие 4 года, но уже заочно. Даже получилось поступить на бюджетное место. Я ушла из флористики, окончила курсы делопроизводителя и стала работать в университете на той же кафедре, где и обучалась. Но затем случилась беда — я заболела депрессией. Учеба забросилась сама собой, я ушла на длительный больничный и уволилась с работы.
После лечения меня взяли работать преподавателем биологии в школу с условием, что я восстановлюсь в университете. Восстановили меня платно (80 тысяч рублей в год). Моя зарплата преподавателя на полную ставку едва дотягивала до 10 тысяч рублей. Поэтому из-за невозможности оплачивать учебу меня очень быстро отчислили.
Сейчас мне 28 лет. Я замужем, детей нет. Снова работаю флористом. Потребность в обучении заставила меня вновь подать заявление на сдачу ЕГЭ. Я очень хочу поступить и закончить вуз по той специальности, по которой поступала после окончания лицея. Однако страх, что эта затея снова будет начата впустую, не покидает меня.
Весь мой непростой путь к получению высшего образования обязывает сделать следующие выводы:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Ребенок не хочет поступать в вуз – что делать
Родители современных старшеклассников все чаще сталкиваются с неожиданной проблемой: дети категорически отказываются поступать в вузы. В некоторых семьях это может стать причиной довольно серьезных конфликтов. Что же делать, если дочь или сын не хотят получать высшее образование? Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Поиск причины
Прежде всего нужно попробовать понять ребенка. Очень редко такой отказ бывает вызван ленью и реальным нежеланием учиться, поэтому не следует спешить с обвинениями. Почти всегда причины «демарша» намного сложнее.
Эмоциональное выгорание выпускников
Последние годы учебы в школе очень напоминают бег с препятствиями на марафонскую дистанцию. Подготовка к экзаменам, объемные домашние задания, занятия с репетиторами, олимпиады, сдача ГТО, наработка дополнительных баллов в портфолио – огромная нагрузка, провоцирующая переутомление. И все это происходит на фоне гормональных изменений, которые и без того усложняют жизнь подростка.
Откровенно говоря, родители выпускников зачастую еще больше усугубляют проблему. Постоянное давление с их стороны, бесконечное «ты должен» приводят к эмоциональному опустошению и потере всякого интереса к учебе. Неудивительно, что перспектива поступления в вуз начинает рассматриваться ребенком как продолжение кошмара.
Боязнь неудачи и страх перед ЕГЭ
Сдача ЕГЭ – серьезный стресс. Поэтому сейчас, когда это испытание со сдачей кучи предметов стало обязательным только для поступающих в вузы, ребенок вполне может заявить: «Не хочу получать высшее образование». А причиной будет самый обычный страх.
От родителей в такой ситуации требуется понять, почему ребенок не хочет сдавать ЕГЭ. Боязнь экзамена может быть связана вовсе не с плохой подготовкой, а с завышенными ожиданиями. Если подросток постоянно слышит «ты должен получить максимальные баллы, иначе никуда не поступишь и пойдешь в дворники», он будет воспринимать ЕГЭ как тест на собственную полноценность. И инстинктивно постарается его избежать.
Модная тенденция
Старшему поколению это покажется странным, но высшее образование в последние годы стремительно теряет престиж. Молодые люди не находят прямой связи между наличием университетского диплома и жизненным благополучием. Более того, сейчас модно «ломать стереотипы», «разрывать шаблоны» и добиваться успеха, не тратя время на получение образования.
Эту тенденцию можно считать проблемой современного общества, однако на частном семейном уровне с ней нетрудно справиться. На нашем сайте есть статья, которая поможет родителям найти аргументированные возражения, если их ребенок не хочет поступать в вуз лишь под влиянием моды.
Проблема самоопределения
В идеале уже к окончанию 9-го класса подросток должен четко представлять, чем хочет заниматься в жизни. На практике по поводу будущей профессии у семнадцати-восемнадцатилетнего человека в голове чаще всего – полный идейный разброд. И надо понимать, что это абсолютно нормально.
По статистике, 47 % россиян работает не по специальности, указанной в дипломе. Дети смотрят на своих родителей и задают закономерный вопрос: «Зачем тратить несколько лет на получение образования, которое им не пригодится в жизни?» Они хотят сделать осознанный выбор.
Если парень или девушка не хотят получать высшее образование сразу после школы именно по этой причине, родителей можно поздравить. Проблема самоопределения решается достаточно легко, и об этом пойдет речь чуть ниже.
Gap-year – что это?
Родители подростка, который не хочет поступать в вуз сразу после школы, могут услышать от него термин gap-year. По сути, это год передышки, свободы от учебы, времени на восстановление сил и самоопределение. В западных странах такая пауза – распространенное явление. Там, прежде чем стать студентами, многие молодые люди пробуют себя в разных профессиях, занимаются волонтерством или путешествуют.
Разумеется, взять после школы «отпуск» на год – заманчивая идея для любого подростка. Вчерашних школьников привлекает возможность поскорее окунуться во взрослую самостоятельную жизнь, заработать собственные деньги, поискать себя, сепарироваться от родителей. Однако здесь кроется подвох.
Только на первый взгляд кажется, что через год можно легко вернуться к учебе. О том, как непросто снова сесть за парту после долгого перерыва, знает каждый, кто брал академический отпуск. Существует высокая вероятность, что gap-year продлится не один год и ребенок в итоге так никуда и не поступит.
Как переубедить
Здесь все индивидуально. Только разобравшись в причинах отказа ребенка от продолжения обучения, можно попробовать исправить ситуацию. Возможные варианты собраны в таблице.
Причина | Что делать | ||||
---|---|---|---|---|---|
Дорога из ХМАО в Санкт-Петербург | 50 060 Р |
Репетиторы на «Турбоподготовке» | 50 000 Р |
Проживание в Санкт-Петербурге на этапе поступления | 28 500 Р |
В 2022 с новыми знаниями
На что смотреть при выборе вуза
Еще в период учебы в школе я рекомендовала Саше выбрать направление, которое будет востребовано на рынке труда. Мне кажется, что с узконаправленной специальностью проще найти работу, ведь рынок не переполнен. Например, сметчиками, инженерами или докторами берут только тех, кто окончил обучение по специальности. К тому же на технические направления конкурс ниже.
Моя теория подтвердилась, когда опубликовали данные конкурса: на филологическое направление в 2021 году он был гораздо выше, чем на техническое. Это означает, что гуманитариям нужно набрать больше баллов ЕГЭ. Например, чтобы поступить в РГПУ имени Герцена на математику и информатику, нужно было набрать минимум 230 баллов, на филологию — 281 балл, а на лингвистику — 290 баллов.
В девятом и десятом классе дочь слушала мои советы и склонялась стать то врачом, то инженером. Ей легко давались все предметы, но больше всего она любила литературу и мечтала стать журналистом. Однако я настраивала ее на то, что такую специальность можно получить для души позже, если пойти учиться заочно или получить второе высшее. А первое образование лучше выбирать из практических соображений.
В одиннадцатом классе Саша решила, что она все-таки гуманитарий, и я уже не стала ее переубеждать.
В начале одиннадцатого класса нужно было выбрать, по каким предметам дочь будет сдавать ЕГЭ. В большинстве университетов для поступления на филологические специальности требовались литература и английский — их Саша и выбрала. Однако были вузы, где вместо английского можно было сдать обществознание или историю. Дочь не стала этого делать: сказала, что на подготовку уйдет много времени. Я не смогла ее переубедить, но все-таки советую будущим абитуриентам сдать и другие экзамены: это увеличит количество вузов, куда можно будет подать документы.
Как дочь готовилась к поступлению
Олимпиады. Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за призовые места в региональном этапе определенных олимпиад. Победа на российском уровне дает право поступления вне конкурса.
Саша заняла первое место в округе во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе — это было в девятом классе. В десятом классе на этой олимпиаде ей досталось третье место.
Участие в ГТО. ГТО, или «Готов к труду и обороне», — это всероссийская акция популяризации здорового образа жизни. Программа ГТО включает в себя комплекс спортивных упражнений — обязательных и на выбор. Если хорошо сдать нормативы, можно получить значки: золотой, серебряный или бронзовый.
Во всех университетах, в которые дочь хотела поступать, за золотой знак ГТО давали от 2 до 5 баллов.
Все нормативы сдают в один день. В школе детей предупреждают о дате и месте проведения мероприятия. Весной 2021 года дочь ходила сдавать эти нормативы в спортивную школу. Когда она вернулась, сказала, что все сдала на золотой значок.
Потом выяснилось, что она сдала на золото все, кроме челночного бега, и в итоге получила серебряный значок. К сожалению, ни в одном из выбранных нами вузов его не принимали.
Программа ВШЭ «Социальный лифт». Многие учебные заведения ведут страницы в социальных сетях и дублируют там важную информацию, например о днях открытых дверей или вебинарах. Чтобы ничего не пропустить, я подключила оповещения во «Вконтакте» со страниц Высшей школы экономики и СПбГУ.
Так я узнала о программе «Социальный лифт» от Высшей школы экономики. Университет поддерживает особые категории абитуриентов и дает им возможность поступить вне основного конкурса — они будут учиться на бюджете за счет ВШЭ.
В программе могут участвовать ребята, которым сложно получить высшее образование: например, дети из многодетных малообеспеченных семей или из семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Дочь попадала в категорию детей, которые живут в районах с низкой степенью доступности высшего образования, так что тоже могла участвовать в «Социальном лифте».
Программа «Гуманитариус» в ТГУ. Как я писала выше, Саша заняла первое место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Это давало конкурентное преимущество при подаче заявки на программу Тюменского государственного университета «Гуманитариус». В период весенних школьных каникул вуз проводил своего рода сессию, где дети получали дополнительные знания по литературе.
Обучение было очным и проходило в Тюмени — Саша 11 дней слушала лекции, разбирала разные художественные произведения и получала обратную связь от преподавателей. Эти знания потом пригодились ей на экзаменах.
Образовательный центр «Сириус». Осенью мы подали документы на отбор в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Нашу заявку одобрили на направление «литературное творчество». В этой программе участвовали только призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
За участие и проезд мы не платили. В «Сириус» приезжают преподаватели из ведущих вузов, знаменитости и политики: например, о своем творчестве рассказывала Гузель Яхина. Дочь была в восторге: в центре они разбирали произведения, писали эссе, консультировались с преподавателями по поводу улучшения своих работ.
Занятия с репетиторами. Мы обратились к репетиторам в сентябре 2020 года. У нас в поселке выбирать не из кого, поэтому искали педагога в интернете. В первую очередь я смотрела, как готовят в вузах. В этом нам помог коронавирус: некоторые университеты проводили курсы онлайн, в том числе и Высшая школа экономики, куда мечтала поступить дочь. Программа по английскому там сейчас рассчитана на 8 месяцев и стоит 57 600 Р за курс. Сначала мы выбрали именно ее.
У курсов Вышки был еще один бонус. Если ребенок удачно сдает промежуточные зачеты на курсах, но потом не поступает на бюджет, то может получить от 25 до 100% скидки на обучение. Кроме того, в следующем году за курсы можно получить налоговый вычет.
Первое занятие дочке не понравилось. Были проблемы с подключением, а преподаватель просто присутствовал с той стороны экрана, пока дети писали входное тестирование. Мне жутко не понравилось, что во время организационной встречи в эфир прорвался неадекватный человек и таким образом его сорвал. Я переживала, что подобное может повториться и во время занятий. Дочь предложила отказаться от курсов Вышки — я позвонила в вуз и сообщила, что хочу расторгнуть договор. Проблем не возникло, деньги вернули в полном объеме.
Занятия проводили студенты вузов, они были ближе дочке по возрасту и лучше понимали, как подать материал. С учениками проводили вебинары, на сайте можно было скачать материалы и задания. Работа была на результат — если что-то непонятно, объясняли несколько раз, а по заданиям давали обратную связь. Хорошим стимулом был игровой момент: если не выполняешь задания вовремя, то сгорает «жизнь». Если три раза за месяц пропустишь занятия, то вылетаешь с курса, а деньги не возвращают.
В результате всей этой подготовки дочь набрала на ЕГЭ по литературе 90 баллов, по русскому языку — 92, а по английскому — 67. При этом английским она занималась всего 4 месяца.
Поездка в Петербург
Мы хотели снимать жилье до 1 сентября, то есть до начала обучения. Покупать билеты домой, а потом еще раз в Питер вышло бы дороже, чем арендовать квартиру. Общежитие предоставляли только с 25 августа.
Еще был вариант остановиться в общежитии университета, но это тоже выходило недешево, если пересчитать на количество дней. В Вышке можно было заселиться в студию за 2500 Р в день либо в комнату с двухместным размещением за 1000 Р в сутки — это обошлось бы в 37 000 Р за весь период пребывания.
мы отдали за аренду квартиры во время поездки в Санкт-Петербург
Учитывая, что поступление проходило онлайн, сейчас я не считаю поездку в Петербург необходимой.
Как устроен процесс онлайн-поступления
В 2021 году абитуриентам можно было подать документы в пять вузов. Из-за пандемии коронавируса заявления принимали только в электронной форме. Заявления на бюджет необходимо было подать до 29 июля.
Процесс поступления состоял из нескольких этапов. В 2021 году все было так:
Мы с Сашей проанализировали проходные баллы разных учебных заведений за 2020 год, прикинули свои шансы с результатами ее ЕГЭ и подали документы в такие вузы:
Дочь зарегистрировалась на сайте каждого университета и получила доступ к личному кабинету абитуриента. Еще я знаю, что можно было подавать заявления через госуслуги, но мы решили регистрироваться на сайтах учебных заведений.
Расскажу об основных этапах подачи документов в вузы онлайн.
Чтобы заявить о своем желании обучаться в университете, абитуриенту нужно заполнить заявление на обучение — это почти то же самое, что заявление о приеме на работу.
В каждом вузе были свои формы. В заявлении нужно указать информацию об абитуриенте: его фамилию, имя, отчество и дату рождения. На этом же шаге просили прикрепить фото.
Отдельно надо было отметить галочкой нужную специальность. На усмотрение вуза можно было выбрать от двух до десяти направлений — в каждом вузе Саша выбирала максимум два.
В этом же заявлении дочь указала номер телефона и адрес электронной почты — туда должна была прийти информация о том, что документы приняли.
После подачи заявлений нам оставалось только наблюдать, как меняется ситуация. Вузы должны были обновлять списки поступающих на своих сайтах не реже пяти раз в день. Я трижды в день заглядывала туда, чтобы узнать, какое место занимает Саша. Меня пугало, что в одних списках дочь была двухсотая, во вторых — трехсотая, в третьих — семисотая. Потом я уже перестала следить.
Чтобы понять реальную ситуацию, я установила в конкурсном списке особый фильтр — он показывал только тех абитуриентов, которые подали согласие на зачисление именно в этот вуз. Его можно подать только в один университет, и именно согласие подтверждает намерение абитуриента учиться в этом месте. С фильтром список стал не таким страшным: где-то дочь была на 18-м месте, а где-то — на 15-м.
Фильтр помог отследить, куда у дочери больше шансов поступить и куда ей стоит подать свое согласие. Ведь могло получиться так, что человек отозвал бы свое согласие в последний момент и дочь автоматически поднялась бы выше по списку.
Абитуриенты обязаны были подать свои согласия на зачисления до 11 августа. 10 августа я посмотрела списки и поняла, что у дочери мало шансов попасть на бюджет.
На лингвистику в ЛГУ имени Пушкина было 20 возможных мест, а дочь по спискам с согласиями оказалась на 25-м.
Во ВШЭ в Петербурге все бюджетные места занимали олимпиадники. Мы рассчитывали на программу «Социальный лифт», но место было всего одно, а заявку на него по этой программе подали 4 человека. Уже 2 августа в списке значилось, что девочка с самым большим баллом подала согласие на зачисление.
Во ВШЭ в Нижнем Новгороде все было сложно. Там был список абитуриентов, которые подали документы по программе «Социальный лифт», — 4 человека, из которых Саша по баллам была третья. Места достались бы двум первым абитуриентам, но данных о том, подали ли они согласие на зачисление, не было. Саша не стала подавать туда документы, потому что не могла спрогнозировать результат. А жаль, ведь когда я готовилась писать статью, увидела на сайте приказ: девочка перед Сашей не подала согласие, поэтому в вуз поступила четвертая по списку абитуриентка.
Видя, что у дочери мало шансов попасть на бюджет, я поняла, что она будет учиться платно. Мы решили отозвать документы из ЛГУ и подать их на филологию в Российский государственный гидрометеорологический университет — РГГМУ. Хотя на эту специальность бюджетных мест не было. Но если уж платить, то за то, что нравится.
Документы из ЛГУ дочка отозвала через личный кабинет абитуриента на сайте вуза. Не обошлось без накладок: заявление не обработали даже на следующий день после подачи. Из-за этого Саша не могла податься в другой вуз, ведь она исчерпала общий лимит заявок. Мне пришлось 22 июля звонить в университет и просить ускорить процесс. В течение нескольких минут после звонка заявление приняли, и дочь исчезла из конкурсного списка ЛГУ. После этого она подала документы в РГГМУ.
- что делать если не хочешь помогать родителям
- что делать если не хочешь поступать в институт