Родители современных старшеклассников все чаще сталкиваются с неожиданной проблемой: дети категорически отказываются поступать в вузы. В некоторых семьях это может стать причиной довольно серьезных конфликтов. Что же делать, если дочь или сын не хотят получать высшее образование? Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Поиск причины
Прежде всего нужно попробовать понять ребенка. Очень редко такой отказ бывает вызван ленью и реальным нежеланием учиться, поэтому не следует спешить с обвинениями. Почти всегда причины «демарша» намного сложнее.
Эмоциональное выгорание выпускников
Последние годы учебы в школе очень напоминают бег с препятствиями на марафонскую дистанцию. Подготовка к экзаменам, объемные домашние задания, занятия с репетиторами, олимпиады, сдача ГТО, наработка дополнительных баллов в портфолио – огромная нагрузка, провоцирующая переутомление. И все это происходит на фоне гормональных изменений, которые и без того усложняют жизнь подростка.
Откровенно говоря, родители выпускников зачастую еще больше усугубляют проблему. Постоянное давление с их стороны, бесконечное «ты должен» приводят к эмоциональному опустошению и потере всякого интереса к учебе. Неудивительно, что перспектива поступления в вуз начинает рассматриваться ребенком как продолжение кошмара.
Боязнь неудачи и страх перед ЕГЭ
Сдача ЕГЭ – серьезный стресс. Поэтому сейчас, когда это испытание со сдачей кучи предметов стало обязательным только для поступающих в вузы, ребенок вполне может заявить: «Не хочу получать высшее образование». А причиной будет самый обычный страх.
От родителей в такой ситуации требуется понять, почему ребенок не хочет сдавать ЕГЭ. Боязнь экзамена может быть связана вовсе не с плохой подготовкой, а с завышенными ожиданиями. Если подросток постоянно слышит «ты должен получить максимальные баллы, иначе никуда не поступишь и пойдешь в дворники», он будет воспринимать ЕГЭ как тест на собственную полноценность. И инстинктивно постарается его избежать.
Модная тенденция
Старшему поколению это покажется странным, но высшее образование в последние годы стремительно теряет престиж. Молодые люди не находят прямой связи между наличием университетского диплома и жизненным благополучием. Более того, сейчас модно «ломать стереотипы», «разрывать шаблоны» и добиваться успеха, не тратя время на получение образования.
Эту тенденцию можно считать проблемой современного общества, однако на частном семейном уровне с ней нетрудно справиться. На нашем сайте есть статья, которая поможет родителям найти аргументированные возражения, если их ребенок не хочет поступать в вуз лишь под влиянием моды.
Проблема самоопределения
В идеале уже к окончанию 9-го класса подросток должен четко представлять, чем хочет заниматься в жизни. На практике по поводу будущей профессии у семнадцати-восемнадцатилетнего человека в голове чаще всего – полный идейный разброд. И надо понимать, что это абсолютно нормально.
По статистике, 47 % россиян работает не по специальности, указанной в дипломе. Дети смотрят на своих родителей и задают закономерный вопрос: «Зачем тратить несколько лет на получение образования, которое им не пригодится в жизни?» Они хотят сделать осознанный выбор.
Если парень или девушка не хотят получать высшее образование сразу после школы именно по этой причине, родителей можно поздравить. Проблема самоопределения решается достаточно легко, и об этом пойдет речь чуть ниже.
Gap-year – что это?
Родители подростка, который не хочет поступать в вуз сразу после школы, могут услышать от него термин gap-year. По сути, это год передышки, свободы от учебы, времени на восстановление сил и самоопределение. В западных странах такая пауза – распространенное явление. Там, прежде чем стать студентами, многие молодые люди пробуют себя в разных профессиях, занимаются волонтерством или путешествуют.
Разумеется, взять после школы «отпуск» на год – заманчивая идея для любого подростка. Вчерашних школьников привлекает возможность поскорее окунуться во взрослую самостоятельную жизнь, заработать собственные деньги, поискать себя, сепарироваться от родителей. Однако здесь кроется подвох.
Только на первый взгляд кажется, что через год можно легко вернуться к учебе. О том, как непросто снова сесть за парту после долгого перерыва, знает каждый, кто брал академический отпуск. Существует высокая вероятность, что gap-year продлится не один год и ребенок в итоге так никуда и не поступит.
Как переубедить
Здесь все индивидуально. Только разобравшись в причинах отказа ребенка от продолжения обучения, можно попробовать исправить ситуацию. Возможные варианты собраны в таблице.
Причина
Что делать
· Прекратить давить на ребенка и превращать его жизнь в погоню за пятерками и баллами.
· Снизить нагрузку – отказаться от дополнительных кружков и секций, части общественной работы и т. д.
· Оставшиеся дела разделить на важные, менее важные и необязательные, научить ребенка правильно расставлять приоритеты.
· Внедрить систему тайм-менеджмента.
· Наладить режим сна, следить за правильным питанием.
· Постоянно разговаривать с ребенком, хвалить за усердие и целеустремленность, формировать у него позитивный образ будущего.
· Прекратить внушать подростку, что без высшего образования он будет неудачником, а его жизнь покатится под откос.
· Снизить уровень критики в адрес ребенка до минимума.
· Помочь ребенку освоить методики борьбы со страхом перед экзаменами.
· Совместно разработать «план Б» на случай, если сын или дочь не поступит в вуз.
· Объяснить ребенку практическое преимущество глубокого образования и общей культуры перед «нахватанностью по верхам» и дилетантской заносчивостью.
· Убедить, что высшее образование дает больше возможностей для маневров и с ним проще «ломать стереотипы» и «рвать шаблоны».
· Убедить, что популярность и деньги – далеко не главные мерила жизненного успеха. Гораздо важнее – развитие личности.
· Внушить ребенку, что учеба в вузе даст ему дополнительное время на поиски своего места в жизни.
· Объяснить, что не нужно бояться сделать неправильный выбор. Современная ступенчатая система высшего образования вкупе с системой дополнительного профобразования специально созданы для того, чтобы человек мог легко менять профиль деятельности и максимально реализовывать свои способности.
Чуткий родитель всегда поймет, что заставляет ребенка отказываться от дальнейшего образования. Но иногда клубок проблем бывает таким запутанным, что переубедить сына или дочь не получается. Но это не так уж страшно. Хороший колледж вполне может стать выходом из положения.
Во время учебы в колледже многие подростки психологически дозревают и избавляются от вороха детских комплексов и заблуждений. Статистика показывает, что почти половина выпускников системы СПО считает необходимым повышение уровня образования.
После окончания колледжа и поступить в вуз, и учиться в нем немного проще, чем после школы. А если продолжать образование по профилю, окончить университет можно и по ускоренной программе. Поэтому в некоторых случаях, возможно, лучше уступить ребенку и не заставлять его сразу после школы идти в высшее учебное заведение.
Студенческие годы – самый яркий и веселый период жизни. Добровольно отказываться от нескольких лет активного саморазвития, общения с интересными людьми, выстраивания продуктивных социальных контактов – это обкрадывать самого себя. И, пожалуй, это главный аргумент, который могут привести родители ребенку, который не хочет получать высшее образование.
«Высшее образование — это стереотип, который нам навязали»: истории старшеклассниц, которые не собираются поступать в вуз
Всё меньше одиннадцатиклассников поступает в университеты. В прошлом учебном году процент тех, кто собирался продолжить обучение в вузе, составил 48%, сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на результаты опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru. Данные исследования 2021 года свидетельствуют, что процент выпускников, которые будут подавать документы в вуз, опять снизился — до 43%.
Мы поговорили с четырьмя выпускницами, которые решили никуда не поступать после окончания школы. Они рассказали о реакции родителей, общественном давлении и планах на будущее.
«Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день»
Я с шести лет занимаюсь музыкой и хочу посвятить ей свою жизнь. Классическое образование в этой сфере — спорный вопрос. В России высшие музыкальные учебные заведения — только консерватории, а игра в оркестре и разбор произведений русской классической музыки меня не привлекают: хватило музыкальной школы. Сейчас я играю на фортепиано и гитаре, занимаюсь вокалом, пишу песни и простенькие треки, мечтаю о своей группе. Я хочу учиться именно тому, что мне пригодится на пути к мечте.
В музыкалке я играла на фортепиано и арфе. Большую часть времени я делала это без удовольствия и только потому, что мама не позволяла бросить. Мне не хотелось играть классическую музыку, и арфа всегда казалась совсем не моим инструментом. Единственное, что мне искренне нравилось, — ансамбли. А вот сольфеджио казалось настоящей мукой. В целом я не жалею о том, что училась там: мне пригодилось умение играть на струнах, так как это сильно облегчило самостоятельное освоение гитары и научило работать в коллективе.
В школе до старших классов я училась хорошо, но, скорее, потому, что родители были против троек. В десятом классе я начала уделять музыке больше времени. Тогда оценки уверенно поплыли вниз, и я чуть не бросила школу — настолько сильным было ощущение, что это всего лишь трата времени. Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день.
Я ходила к психологу и благодаря ей поняла, что мне всё же придётся подстроиться под существующую систему, чтобы окончить школу. Тогда я постаралась сделать всё возможное, чтобы проводить школьное время с большим удовольствием: крутила песни по школьному радио, брала с собой любимые книги, старалась больше общаться с одноклассниками. Это помогло.
Первая реакция родителей на мои слова о том, что я не буду поступать в вуз, была ужасной. В нашей семье у всех есть высшее образование, и мама с папой — люди, которые считают, что без него невозможно выжить. Моя мысль о том, чтобы играть в группе, им тоже казалась полнейшим бредом.
Папа ещё хоть как-то пытается меня понять, а с мамой всё сложнее. Даже обсудить это толком не можем. Но я вижу, что постепенно родители привыкают к моему решению.
Я думаю, в каких-то вузах можно получить необходимые знания, и реально найти институт, где обучение будет приносить удовольствие. Но говорить об обязательном высшем образовании — это как говорить, что все обязаны заниматься музыкой. Высшее образование — это выбор каждого человека. Найти способ устроиться в современном мире можно всегда, если есть желание.
Друзья, в отличие от родственников, восхищаются моей смелостью и верят, что у меня получится построить карьеру. Говорят, что осмелиться пойти по такому сложному пути — это круто.
Смотря на тех, кто поступает в вуз, я лишь понимаю, что не хочу так же переживать из-за ЕГЭ, не хочу сдавать вечные сессии и нервничать из-за оценок, ведь это просто цифры. Я чувствую, что сама выбрала такой путь, и я этому рада.
После окончания школы, наверное, устроюсь работать в какое-нибудь кафе, чтобы копить деньги и не выпадать из жизни в обществе. Также буду развиваться в музыке: писать песни, вести соцсети, искать возможности выступить и начать выпускать свою музыку. Собираюсь жить с родителями: пока есть такая возможность, я ей пользуюсь.
Я мечтаю жить и работать в США. Не исключаю, что позже захочу поступить туда, потому что там есть колледжи, обучение в которых состоит именно из написания песен, освоения музыкальных программ и выступлений.
«Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью»
В девятом классе мне диагностировали ментальное расстройство, из-за которого было тяжело даже вставать с кровати, не говоря уже о том, чтобы концентрироваться на учёбе. На протяжении нескольких лет я испытывала постоянное чувство тревоги. Например, были мысли «Сейчас меня спросят», «Сейчас мне что-то скажут по поводу внешнего вида», «Сейчас меня будут ругать». Бороться самостоятельно было очень сложно. Немного помогало успокоительное, которое всегда было с собой, и дыхательные упражнения. Из-за всего этого в последние школьные годы я училась на тройки и четвёрки.
Я решила не поступать в вуз, потому что поняла, что не готова к нагрузке, которой будет в три раза больше, к необходимости уживаться в новом коллективе. Сейчас у меня нет никакой мотивации учиться. Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью.
Я знаю, что многие, как и мои родители, могут думать, что я «ленивая» или просто «выдумываю», но, наверное, мне лучше знать, чем другим. Помимо этого, я ещё не определилась с направлением: не хочу выбрать что-то наугад, а потом каждый месяц страдать и хотеть отчислиться. Я просто не вижу в этом смысла.
Родителям важно высшее образование, но аргументов в его пользу у них нет, точнее, есть только один — «сейчас у всех высшее образование». У всех есть, значит, и у меня должно быть.
Мама до сих пор мне говорит: «Может быть, ты всё-таки поступишь?», «Может, хотя бы в колледж?» Я отвечаю ей что-то вроде «Я поступлю, а потом меня отчислят или я отчислюсь сама. Какой в этом смысл?» Наверное, для неё всё выглядит так, будто без диплома я останусь жить под мостом.
Я думаю, высшее образование — это стереотип, который нам навязали. Есть люди без высшего образования, но с любимой работой и стабильным доходом. У меня много таких знакомых.
Наши школы устроены так, что примерно с девятого класса вас систематически готовят к университету. Ещё многие люди получают диплом, чтобы иметь запасной вариант, чувствовать себя в безопасности: «У меня есть диплом и я вроде специалист, но работать по специальности всё равно не буду».
Я одна из класса не собираюсь никуда поступать. Когда я это осознаю, то стараюсь напомнить себе, что сделала правильный выбор.
Иногда я чувствую давление, когда говорю, что не собираюсь в вуз, а меня спрашивают: «А ПОЧЕМУ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?». Думаю, это связано с тем, что за многие годы нам навязали определённую схему: школа — университет — работа. Я не осуждаю тех, кто идёт по этой схеме, но чувствую, что не готова ей следовать.
После окончания школы я хочу записаться на курсы иностранного языка, игры на музыкальных инструментах, попробовать рисование и много чего ещё, на что во время учёбы у меня не было времени. Может быть, соберусь и куда-то съезжу. В то же время я буду заниматься своим психологическим здоровьем.
На всё это нужны деньги, так что я собираюсь работать. Насчёт поиска работы я особо не заморачиваюсь: у меня есть пара вариантов, но в крайнем случае устроюсь куда-нибудь в общепит. Я бы хотела снимать квартиру с друзьями, но пока планирую жить с родителями.
Я не знаю, чем бы хотела заниматься в жизни. У меня есть интерес к иностранным языкам, работе с общественностью, к телевидению и режиссуре. Возможно, за год я определюсь со специальностью, найду вуз, подготовлюсь к ЕГЭ и если меня всё будет устраивать и я буду к этому готова, то поступлю в университет. В любом случае я сделаю это, когда буду уверена, что учёба мне нужна.
«Я почувствовала себя марионеткой»
Десятый класс я встретила в ужасном состоянии: я перевелась в другую школу, а в конце лета умер друг, с которым мы общались в интернете. Весь год мне было тяжело, а в одиннадцатом классе стало ещё хуже — появились суицидальные мысли. Начались проблемы: некоторые учителя не понимали, почему я такая неразговорчивая, а я тем временем стала пропускать уроки. В итоге я совсем забила на учёбу и подготовку к экзаменам.
К тому же мы постоянно ссорились с матерью. Это началось с того момента, когда я решила перестать ходить на танцы. Я занималась ими около десяти лет, но никогда их не любила. Тем более, часто на репетициях другие ребята унижали меня. Самый болезненный случай — мальчики бросили мне в лицо потное полотенце и вся группа начала смеяться.
Моя мать была категорически против того, чтобы я бросала занятия: ведь она любит смотреть, как я танцую. В тот момент мне стало по-настоящему обидно, потому что я почувствовала себя марионеткой. Наверное, именно тогда я поняла, что не буду терпеть и начну следовать своим желаниям. Со мной на неделю перестали разговаривать, перестали готовить мне еду. Но я восприняла это скорее как отдых.
Из-за моего психологического состояния я прекратила общение со многими людьми, много спала, часто просто лежала в кровати. Родителям это не нравилось. Они считали, что я просто ленивая, и каждый день говорили мне, что я должна стараться, иначе буду работать кассиром в магазине возле дома. Один раз я не выдержала и рассказала о том, что чувствую. И, кажется, меня поняли.
Но длилось это недолго. Иногда родители всё же предлагают мне профессии, которые могут мне понравиться, и обещают помочь, а иногда откровенно давят на меня. Они всё ещё надеются, что я поступлю хоть куда-то; им уже даже неважно куда. Когда в нашим ссорах я прошу их аргументировать свою позицию, они не отвечают ничего конкретного.
В России, на мой взгляд, образование очень отстаёт от современного мира: оно сосредоточено на зубрёжке информации, которую можно в любой момент взять из интернета. Думаю, гораздо ценнее умение пользоваться этой информацией. Поэтому не считаю, что высшее образование играет большую роль в нашей жизни.
Обычно люди очень удивляются, когда говоришь, что не собираешься никуда поступать. Выпускники часто обсуждают выбор друг друга, а когда дело доходит до тех, кто ничего не выбрал, сразу же признают этого человека глупым. Думаю, наши люди просто привыкли так жить. Но уверена, скоро мой выбор тоже будет считаться нормой.
У меня нет чётких планов на будущее. Скорее всего, найду какую-то работу. Я занимаюсь вокалом, мне это интересно, так что я продолжу и попробую себя в других творческих направлениях. Была мысль о том, чтобы написать песню и собрать небольшую музыкальную группу, но пока это только мечты.
Вполне возможно, через год я поступлю в университет, всё может случиться. Но в любом случае я хочу жить в своё удовольствие.
«Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно»
В будущем я хочу стать колористом, и эта работа не требует высшего образования, так что учиться в университете мне незачем. У меня большие планы: я собираюсь съезжать на съёмное жильё, потому что не могу продолжать жить с токсичными родственниками, и на это понадобятся деньги. Я планирую работать и вряд ли смогу совмещать дела с учёбой. Так ведь совсем не останется свободы и времени для себя.
Абсолютно все мои знакомые собираются в вузы, никто не рассматривает вариант так называемого Gap Year (перерыв длиною в год, который выпускники школ берут перед поступлением в университет. — Прим. ред.).
Родители совсем не принимают моё решение. Их единственный аргумент: так никто не делает: «Все же поступают! Вот твоя подруга поступает, а ты почему нет?! А как же образование?!». Старшее поколение почему-то уверено, что я без высшего образования не заработаю ни копейки.
Но я не считаю, что в современном мире с его разнообразием работ обязательно иметь вышку. Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно.
Искать работу после окончания школы мне не надо: я уже около года работаю переводчиком-редактором на одну компанию. Правда, там нестабильный и небольшой заработок, так как мне не доверяют серьёзные задачи. Поэтому я нашла кофейню, в которой буду подрабатывать после получения аттестата. Ну а после того, как мне исполнится 18 лет, я планирую пойти подмастерьем к мастеру-колористу.
Я хочу зарабатывать на жизнь тем, что мне нравится, — красить чужие волосы в яркие цвета, наблюдая, как твоя работа полностью меняет имидж человека, или готовить вкусный кофе, который я обожаю. Звучит как мечта!
Не хочу поступать: как родителям реагировать на бунт выпускника
«Не хочу учиться, а хочу…» — и дальше могут быть разные аргументы, обосновывающие, почему вчерашний выпускник не хочет поступать в вуз. Но самое трендовое объяснение молодежи сегодня — «хочу взять GapYear». Чем привлекает подростков временный тайм-аут в учебе? Как родителям его воспринять? И почему для зумеров гапьер — это норма?
Для начала — история 18-летнего киевлянина Максима Крамаренко, который в Украине стал одним из «первооткрывателей» традиции уходить в гапьер.
«В прошлом году я взял GapYear. Почему? Мы просто все очень устали от неопределенности с ВНО и вступительной кампанией. И когда все тесты были сданы, я понял, что мне стало все равно, какими будут результаты. У меня совсем не осталось сил, чтобы продолжать учиться в вузе. Ко всему прочему я не представлял себе студенческую жизнь на дистанте и переживал, как я буду учить дисциплины, если они будут проходить онлайн.
И мы с родителями договорились, что если я пройду по первому приоритету на информационные технологии в КПИ, то не буду упускать шанс и пойду учиться. А если не пройду, то возьму год перерыва и буду снова поступать в следующем году, тем более сертификаты все остаются действительными, и не придется ничего пересдавать, — рассказывает Максим Крамаренко. — Я не прошел на бюджет и вздохнул с облегчением. Не хотелось мне снова садиться за книги, тем более физику я сдал не так, как рассчитывал. Мама согласилась на гапьер, а папе эта идея не понравилась, но ситуация с пандемией сыграла мне на руку, и папа в целях безопасности для здоровья тоже согласился на «годик погулять». К тому же у меня появилось предложение устроиться курьером. Проработав два месяца, я перешел работать контент-менеджером. В мои обязанности входило наполнение сайта информацией о Covid, а после меня взяли ковидным менеджером.
В этом году я буду снова поступать в КПИ, правда, уже на специальность «системы и методы искусственного интеллекта», т. к. понял, что хочу работать не только с машинами, но и с людьми. А эта профессия дает такую возможность«.
Специалисты по профориентации уверены, что таких детей, как Максим, с каждым годом будет все больше, а родителям придется смириться с тем, что подростки 16–18 лет перестанут слепо следовать их наставлениям.
«Практика гапьера пришла к нам из США. Для американских подростков год академотпуска после школы — совершенно нормальное явление. В это время они пытаются работать, рассматривают разные сферы деятельности и ищут себя, когда уже находятся не под родительским крылом, а имеют свою зону ответственности, — считает специалист по профориентации Ирина Плешакова. — Но если ваш ребенок решил уйти в гапьер, то все-таки нужно наперед договориться о ряде обязательств каждой из сторон. Например, вы как родитель обязуетесь финансово поддерживать ребенка в течение этого года, но он, в свою очередь, должен будет либо подтянуть свои знания по нужному для поступления предмету, либо попробовать себя в тех областях, между которыми он не может определиться, либо же попытаться поработать в той сфере, куда его больше тянет, и т. д. В этот момент нужно оговорить и ответственность, которая наступит, если ребенок не станет выполнять свои обязательства. Только зная, к чему приведет невыполнение договоренностей, подросток сможет не терять курс и действительно использовать этот год для изучения своих желаний«.
Но поскольку в Украине тема поступления в высшие учебные заведения в большинстве семей стоит довольно остро и чаще взрослые даже больше самого выпускника ратуют за его поступление в вуз, то им, конечно же, бывает сложно принять «вздорное» решение своего ребенка, который пришел и заявил: «Я не буду поступать!».
Что же с этим делать: наказать? накричать? отправить учиться насильно? А если согласиться с его решением, то как потом смотреть в глаза знакомым, чьи дети решили стать «международниками»?
Как принять то, что твой ребенок берет гапьер
Воспримите тайм-аут как дополнительную возможность
Если раньше такой перерыв означал, что выпускник завалил экзамены или не набрал достаточно баллов для поступления, то сейчас это — дополнительные возможности. «Родителям, родившимся в 70–80-х важно понять, что из-за огромного числа появившихся профессий, из-за расширений функционала старых специальностей, из-за новых необходимых компетенций у востребованных специалистов практика уходить в гапьер станет через три-пять лет повсеместным явлением, т. к. вчерашним школьникам определиться в огромном разнообразии направлений очень сложно. Уже сейчас в Америке абитуриенты, поставившие в своей анкете отметку, что они были в гапьере, получают добавочные баллы, т. к., по мнению приемной комиссии, они уже успели получить дополнительные компетенции и навыки в сравнении с теми, кто пришел поступать сразу после школы. А это означает, что в вуз они идут осознанно, не бросят его на втором курсе и пойдут работать после него по специальности«, — рассказывает психолог-профориентатор Ирина Кащенко.
Вспомните о локдауне и карантинах
Зумеры (подростки, которым до 20 лет) больше всего боятся неопределенности. А сейчас именно такое время, когда никто не может сказать, будут ли дальше локдауны, станут ли учиться студенты офлайн и когда наступит конец карантина.
«Такая неопределенность многих выпускников школ пугает, они не знают, смогут ли потянуть учебу онлайн. Вот и задумываются: может, попробовать что-то новое, но имея за спиной надежный тыл в виде родителей и их финансовой поддержки«, — считает Кащенко.
Учитывайте современную инфантильность подростков
Родителям выпускников часто кажется, что нельзя упускать ни минуты в своей жизни, поэтому чем раньше их чадо получит диплом, тем быстрее сможет найти себя в этой жизни. Но современные подростки гораздо инфантильнее, чем были их родители в этом возрасте. Сегодня у детей в 17 лет мозг еще недостаточно сформирован для принятия ответственного решения. Именно поэтому их выбор чаще всего опирается на чей-то авторитет: они пойдут в вуз за компанию с другом или потому, что в корпусе универа снимал клип любимый блогер, или из-за того, что кто-то важный для них сказал, что юристом быть круто.
«Школьники, которые сегодня заканчивают 11-й класс, — еще недозревшие. Многим из них не хватает буквально года. И если они его возьмут в качестве гапьера, то успеют до поступления в вуз «подрастить» очень важную способность — принимать ответственные решения, — считает психолог-профориентатор. — Именно поэтому сегодня дети в НУШ учатся 12 лет. Они закончат школу в 18 лет, как раз когда вступят в возраст возможности нести ответственность за свои действия«.
Разберитесь в себе
Если ребенок заявил о желании взять гапьер, первым делом нужно воздержаться от желания читать ему нотации. Если у родителей возникло ощущение обиды, злости, разочарования, нужно сначала разобраться в природе таких эмоций.
«Если в ответах самому себе родитель увидит букву «Я»: «Я потратил много денег на репетиторов», «Что Я скажу знакомым?» или «Я тревожусь за непонятное будущее ребенка» — следует согласиться с решением чада. В противном случае все ваши убеждения будут сводиться к собственному эгоизму, проекции своих планов на жизнь ребенка и удовлетворению собственных желаний«, — уверена психолог.
Отвлекитесь и поддержите
Один из самых действенных способов немного забыть о неоправданных надеждах и морально восстановиться — перезагрузка отдыхом. «Помогите ребенку переключить внимание и сменить картинку. Отправьтесь вместе в отпуск. Отдохнувший мозг сможет генерировать новые идеи лучше, а энтузиазма на новые попытки «попробовать жизнь» будет больше«, — советует Ирина Кащенко.
Тем более, теперь родителям ничто не мешает достать заначку «на вуз» и использовать если не всю, то какую-то ее часть для восстановления сил и нервов после экзаменов.
Как понять, что ребенок идет в гапьер осознанно
Узнайте о причинах
Спросите у ребенка, почему он не хочет продолжать учебу. Правдивый и уверенный ответ подростка будет сигналом к тому, что его желание осознанно, а решение взвешенно. Возможно, он перестрессовал во время ВНО и у него случилось эмоциональное выгорание. В этом случае пауза длиною в год поможет выдохнуть, разжечь тягу к знаниям и приступить к самому сложному, первому, курсу вуза в следующем году с новыми силами.
Пропишите планы
В разговоре о гапьере у подростка должен быть четкий план касательно того, что он будет делать весь предстоящий год. Попросите его набросать то, чем бы он хотел заниматься, пусть это будет не только работа или учеба, но и хобби, увлечения или путешествия. Пусть он напишет приблизительные даты, когда собирается искать работу, кем хочет себя попробовать, чем новым хочет заняться. Главная задача родителей — четко обозначить рамки: до сентября ты отдыхаешь, а потом выходишь на работу, записываешься на курсы, идешь волонтерить и т. д.
«Четкий план поможет ребенку осознать, что гапьер — это не отпуск, и ему предстоит трудиться ничуть не меньше, чем если бы он учился в университете, — подсказывает Кащенко. — Поэтому, если взять гапьер — это всего лишь блажь, подросток передумает и решит продолжить учебу«.
Обсудите денежный вопрос
После того как план на год готов, пусть подросток составит его смету. Например, если он хочет подтянуть свои знания по английскому, то во сколько ему обойдется репетитор на этот год, если он хочет научиться играть на укулеле, то сколько будут стоить курсы, если в его планах посмотреть мир — сколько будет стоить поездка. Таким образом, прикинув годовые траты, вы с ребенком сможете обсудить, сколько денег вы готовы ему давать и какова должна быть его ежемесячная зарплата на обеспечение всех планов. После можно поискать вакансии, на которых можно заработать нужную сумму, и выбрать из них наилучшие.
Читайте также:
Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.