что делать если не хочешь ходить в школу
Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу
У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.
Детский каприз или серьёзная проблема?
Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.
Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.
Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.
Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.
Почему первоклассник не хочет ходить в школу
В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.
Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.
Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу
Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.
Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.
Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.
Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу
Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.
Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор. Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки. Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.
Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.
Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.
Развитие мотивации к учёбе у детей
Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.
В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.
В каких случаях можно задуматься о смене школы
Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.
Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
«Я не хочу в школу!»: что скрывается за этой фразой
Родители школьников точно слышали это грустное или гневное «Я не хочу в школу!». Специалист Московской службы психологической помощи Анна Порозкова предлагает родителям не возмущаться, а разобраться в причине.
Конечно, первое, о чём думают родители, когда слышат пресловутое «Не хочу в школу», что ребёнок просто ленится. Но взгляните на это под другим углом: школа требует сосредоточенности и многозадачности, навыка быстро переключаться между предметами. Дети держат под контролем сразу несколько процессов: им нужно усваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, еще они учатся выстраивать отношения с другими людьми — педагогами и сверстниками.
Выдержать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.
Что же может скрываться за нежеланием ходить в школу? Эту эмоцию можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:
В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи. Итак, что же делать родителям?
1. Не торопите ребёнка учиться
Одна из возможных причин отказа ходить в школу — раннее развитие (каким бы парадоксальным ни казался этот факт). Интеллектуальная деятельность постепенно вытесняет ведущую для детского возраста — игровую. Вместо того, чтобы играть в прятки, салки или «казаков-разбойников», современные дети бегло говорят на английском, складывают в уме трехзначные числа и пишут во втором классе сочинения о морфемах.
В погоне за модным статусом «вундеркинда» родители порой забывают о естественном созревании и формировании организма ребенка. В своем развитии мозг проходит определенные этапы, на каждом из которых появляются новые мыслительные функции. Если не дать мозговым клеткам пройти нужный этап в свое время, можно получить дисбаланс в психической деятельности: мозг сделает все то, что вы от него требуете, но компенсирует это недоразвитием другой сферы. Потому, абсолютно здоровый ребенок вдруг может начать демонстрировать проблемы в освоении элементарных знаний. Чтобы восстановить нормальное функционирование психики, может потребоваться помощь специалиста.
2. Не создавайте негативную установку
«Будет двойка за контрольную — получишь у меня!» — распространенный и достаточно жесткий вариант родительской реакции на учёбу. При этом взрослый не оказывает никакой поддержки сыну или дочери, скорее даже нагнетает и без того напряженную обстановку перед проверочной работой.
Здесь есть вероятность не только отказа от посещения школы, но невротизация и психосоматизация ученика. Он начинает болеть, пропускать занятия и все больше не успевать по предметам. Карательное воздействие со стороны окружения увеличивается — патологический круг замыкается. Выдохните, сбавьте обороты!
Ребенку нужна не критика и запугивание, а поддержка взрослого
От того, что вы накажете за неудовлетворительную оценку, ребенок лучше учиться не станет. А если вы поможете разобраться с темой, которую он не понял, покажете, что готовы поддержать в трудной ситуации, примете без запугиваний, даже если ребенок снова не справился, тогда в отношениях появится доверие. Тогда не будет страха, что из-за неудачи последует расплата. Это придаст уверенности, что даже двойка — не конец света, что она точно не повлияет на отношения с родителями, а значит, школы можно не бояться.
3. Не игнорируйте ребенка
Отказываясь ходить в школу, школьники могут так привлекать к себе внимание — добирать его хотя бы через ссору, потому что им попросту недостаточно времени, которое они проводят с родителями. И здесь важно не его количество, а качество.
Что такое качественное время с детьми? Это время, когда родители не выясняют, кто и что сделал по дому, не думают о быте, бытовых проблемах, а полностью сконцентрированы на общении. Здесь даже гаджеты уместны: можно посмотреть вместе фильм, с детьми младшего возраста — почитать книгу.
Интересуйтесь жизнью своих детей: что смотрят, кого слушают, кому подражают, кто их кумиры, о чем мечтают, из-за чего переживают. И тогда уже к подростковому возрасту у вас сформируется адекватный контакт с ребенком. Так вы сможете совместно преодолеть очередной кризис без драм и ссор в семье.
Воспитание ребенка и поддержание хороших отношений с ним — трудная задача. Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на тему детско-родительских отношений и вопросов учебы. 25 октября в 13:30 пройдет бесплатный вебинар «Родители и дети. Способы эффективного общения». На нем родители смогут узнать, как правильно разговаривать и слушать ребенка, что такое границы в отношениях, зачем их устанавливать, как правильно себя вести во время конфликта и многое другое.
В круглосуточном формате работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки на сайте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Фото: Shutterstock / Mariia Korneeva