что делать если нарушил клятву в исламе
О нарушении клятвы
В основе своей нежелательно произносить клятвы. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе, и др…
А если человек нарушил данную клятву, то на него налагается искупление «каффарат-уль ямин» за её нарушение.
Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون
«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце].
Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба.
Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны»
[Сура «Трапеза», аят 89].
قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج
В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар аль-Хайтами пишет:
فرع: تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه
«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе»
[См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль ямин).
• Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду[1] зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.
• Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Мудд — мера веса сыпучих тел, равная 600г.
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что делать, если нарушил клятву?
Вопрос: Как быть человеку, который нарушил клятву, данную Всевышнему, то есть клятву, что он больше не будет совершать определённое запретное деяние? И каким образом можно искупить вину (грех), если человек давал такую клятву неоднократно?
Ответ:
В основе своей клясться нежелательно. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо благому, клятва, произносимая на судебном процессе, и др.
А если человек нарушил данную клятву, то за её нарушение на него налагается искупление «каффарат-уль-ямин».
Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون
«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы (те, которые произносятся без осознания), однако спросит с вас за серьёзные клятвы (которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце).
Искуплением за нарушение подобной (серьёзной) клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой (то есть покупка одежды для десятерых), или освобождение раба (что для сегодняшнего дня неактуально).
Кто не найдёт (возможности выполнить одну из трёх упомянутых форм искупления, тому следует) три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (смысл 89 аята суры «аль-Маида»).
В книге «Тухфат аль-Мухтадж» ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает:
(فرع): تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه. (ج 10/ص 26)
«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль-ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе». (См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26).
Заключение:
1. За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль-ямин).
2. Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду( 1 ) зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.
3. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.
( 1 ) Мудд – мера веса сыпучих тел, равная 600 г.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Клятва
Клятва — это обещание что-либо совершить или не совершать. Любая клятва приносится для того, чтобы возвеличить того, кем клянутся, и подтвердить правдивость того, в чем клянутся. Клятва в Исламе дозволена, однако в обычных условиях не рекомендуется прибегать к клятвам, чтобы уберечь себя от обязательств клятвы. Мусульманин не должен постоянно клясться, а должен обратиться к искренности и честности в своих делах и словах. Давать постоянные клятвы в Исламе порицается, за исключением, вынужденной необходимости: клятва присяги, клятва побуждения к выполнению благого дела, клятва в судебном процессе.
Случаи нарушения и исполнения клятв
Всевышний Аллах велел мусульманам охранять свои клятвы в широком смысле этого слова, однако сделал исключение для тех случаев, когда выполнение клятвы подразумевает отказ от того, что еще более угодно Аллаху. Поэтому Аллах запретил рабам сдерживать клятвы, мешающие им совершать добрые поступки, избегать грехов и примирять людей.
وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, которые мешают вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 2:224).
Исходя из аята клятвы можно разделить на следующие виды:
Из этого аята вытекает известное религиозное правило, согласно которому, если приходится выбирать между праведными деяниями, отдавать предпочтение следует самому важному из них. В нашем случае сдерживание клятвы является праведным поступком, но выполнение обязательного предписания Аллаха важнее этого, и поэтому предпочтение следует отдавать последнему благодеянию.
Также Всевышний Аллах повелел в другом аяте Корана:
وَلَا يَأْتَلِ أُولُو الْفَضْلِ مِنكُمْ وَالسَّعَةِ أَن يُؤْتُوا أُولِي الْقُرْبَى وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي سَبِيلِ
اللَّهِ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 24:22).
Соблюдение греховной клятвы более греховно, чем её нарушение. Так посланник Аллаха ﷺ сказал:
«وَاللهِ لَأَنْ يَلَجَّ أَحَدُكُمْ بِيَمِينِهِ فِي أَهْلِهِ آثَمُ لَهُ عِنْد اللهِ مِنْ أَنْ يُعْطِيَ كَفَّارَتَهُ الَّتِي افْتَرَضَ اللهُ عَلَيْه»
«Клянусь Аллахом, соблюдение клятвы одного из вас о разрыве отношений с родственниками более греховно перед Аллахом, чем нарушение этой клятвы и искупление, которое Аллах предписал за неё». 2 Аль-Бухари 6650. Этот хадис также передали Муслим и имам Ахмад.
Также это подтверждается хадисом из двух Сахихов от Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«إِنِّي وَاللهِ إِنْ شَاءَ اللهُ، لَا أَحْلِفُ عَلى يَمِينٍ فَأَرَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا إِلَّا أَتَيْتُ الَّذِي هُوَ خَيْرٌ وَتَحَلَّلْتُهَا»
«Клянусь Аллахом, я могу поклясться Аллахом, и увидеть нечто лучшее, чем соблюдение клятвы, я обязательно совершу это, и нарушу клятву». 3 Сахих аль-Бухари 1649, Муслим 2963
Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«مَنْ حَلَفَ عَلى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ، وَلْيَفْعَلِ الَّذِي هُوَ خَيْر»
«Кто видит, что сотворит дело лучше того, что он поклялся сделать именем Аллаха, пусть заплатит за свою клятву отступную, и творит лучшее дело». 4 Сахих аль-Бухари 6727 5 Тафсир Аль-Куртуби 2:224
Можно ли клясться родителями?
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت
«Воистину, Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит». 6 «Джамиуль-ахадис», 7352
Непреднамеренные, легкомысленные, празднословные клятвы
Случается, что человек в порыве эмоций: радости, гнева, клянется о чем-либо. Такие виды легкомысленных клятв, произнесенные языком клянущегося без какого-либо намерения, подтверждения или уточнения, произнесенные по привычке прощаются Всевышним за их не выполнение.
Искуплением за подобные клятвы является сожаление и избегание совершать подобные клятвы впредь.
لَّا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ
«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах — Прощающий, Выдержанный» (сура 2:225).
Аллах не призывает людей к ответу за пустые клятвы, которые они произносят непреднамеренно и неосознанно, потому что люди очень часто говорят: «Нет, клянусь Аллахом! Да, клянусь Аллахом!» Аллах не призывает людей к ответу, если они клянутся о событиях, которые произошли в прошлом, полагая при этом, что говорят правду. Однако люди непременно ответят за клятвы, которые они принесли преднамеренно. Из этого следует, что намерения принимаются во внимание при оценке не только поступков, но и высказываний. Среди прекрасных имен Аллаха — Прощающий и Выдержанный. Он прощает тех, кто приносит покаяние, не спешит наказывать ослушников и даже покрывает их прегрешения. Он снисходителен к грешникам, несмотря на то, что способен подвергнуть их наказанию, поскольку они находятся в Его власти. 7 Тафсир ас-Саади 2:225
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«مَنْ حَلَفَ فَقَالَ فِي حَلِفِهِ بِاللَّاتِ وَالْعُزَّى، فَلْيَقُلْ لَا إِلَهَ إِلَّا الله»
Посланник Аллаха ﷺ сказал это новообращённым в Ислам людям, они приняли Ислам, но по привычке непреднамеренно они всё ещё клялись идолами ал-Лат и аль-Узза. Они получили повеление произносить формулу единобожия после непреднамеренной языческой клятвы, дабы она была той противовесом. Именно об этом Аллах сказал: «но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца». В другом подобном аяте Аллах сказал: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами…» (сура 5:89).
Абу Дауд приводит в главе «Легкомысленные клятвы» хадис, в котором Ата передаёт от Аиши, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«اللَّغْوُ فِي الْيَمِينِ هُوَ كَلَامُ الرَّجُلِ فِي بَيْتِهِ: كَلَّا وَاللهِ، وَبَلَى وَالله»
«Пустословие в клятвах – это слова человека у себя дома: «Нет, клянусь Аллахом, да, клянусь Аллахом». Ибн Абу Хатим передает, что ибн Аббас сказал: «Непреднамеренной клятвой можно считать клятву, произнесённую во время гнева». Он также передаёт, что ибн Аббас сказал: «Непреднамеренной клятвой также является запрещение (самому себе) того, что дозволил Аллах, за такую клятву искупление не предусмотрено». Также считал Саид ибн Джубайр. Кроме того, Абу Дауд приводит от Саида ибн аль-Мусаййиба повествование о двух братьях из числа ансаров, которые получили наследство. Один из них попросил второго разделить наследство, другой сказал ему: «Если ты ещё раз попросишь о разделе, то вся моя доля наследства будет потрачена на двери Каабы». Тогда Умар сказал ему: «По сути Кааба не нуждается в твоём имуществе, искупи свою клятву и помирись со своим братом, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
«لَا يَمِينَ عَلَيْكَ وَلَا نَذْرَ فِي مَعْصِيَةِ الرَّبِّ عَزَّ وَجَلَّ، وَفِي قَطِيعَةِ الرَّحِمِ، وَفِيمَا لَا تَمْلِك»
«Не может быть клятвы или обета на совершение ослушания Господа, на разрыв родственных уз или на имущество, которым ты не обладаешь». 9 В аль-Мустадрике на условиях двух Сахихов 7823
Клятвы данные в гневе
Вопрос: можно ли нарушить клятву данную в гневе?
Ответ Абу Амины Дагестани:
Ложные клятвы
Ложная клятва запрещена в Исламе и является тяжким грехом, за который требуется покаяние и искупление.
Слово Аллаха: «но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца». Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали: «Это когда кто-то клянётся о чём-то заведомо зная, что это неправда». Муджахид сказал: «Это подобно слову Аллаха: «но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (сура 5:89).
Искуплением ложной клятвы является накормить или одеть десять бедняков. 10 https://islam-today.ru/veroucenie/3-vida-klatv-i-iskuplenie-za-ih-narusenie/
Продавать товар обманывая
Сообщается в хадисе: «Три человека, на которых не посмотрит Аллах и не очистит в День Суда, и накажет их мучительным наказанием: того, кто одевает одежду ниже щиколоток, того, кто хвастается перед людьми, и того, кто продает принося ложные клятвы». 11 Муслим 106
Искупление клятв каффара
За любое нарушение намеренной клятвы налагается каффарат (штраф).
«Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву». 12 Муслим 4360. «Ас-сирадж аль-ваххадж»
Тот, кто нарушил клятву, обязан сделать по порядку один из четырех видов искупления:
Вопрос: Ас-Саляму Алейкум,брат спрашивает что он поклялся Аллахом сам себе что не сделает что-то но из-за одолевших его страстей сделал это,д должен ли он искупить нарушение клятвы и как?
Ответ (mp3):
Должны ли бедняки быть мусульманами?
Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах уа баракятух. А бедняки которых нужно накормить во искупление клятвы обязательно должны быть муслимами? Просто я живу в даруль куфр, и вряд ли найду десять бедняков муслимов.
Ответ Абу Амины Дагестани: Обязательное условие кормления бедняков при искуплении клятвы, чтобы они были мусульманами.
Если человек не может найти мусульман бедняков, чтобы накормить, он может поискать их в другой местности, перечислив средства, если это невозможно по каким-либо причинам, он переходит к следующему виду искупления: держанию три дня поста.
Если нарушил много раз свою клятву?
Вопрос: «Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлах1и ва баракатух1. Если человек нарушил клятву, какая каффара? И например: если человек дал клятву не курить или не слушать музыку и т.д (оставить то, что приносит вред ему) и нарушил клятву, а потом не давая повторной клятвы совершил этот грех несколько раз, то ему за каждый раз отдавать каффара или один раз?»
Ответ Абу Амины Дагестани:
Клятва искупляется один раз, даже несмотря на то, что человек нарушил ее многократно, при условии, что он не искуплял нарушенную клятву, если искупил, потом снова дал клятву и снова нарушил — снова искупляет клятву.
Клятва разводом исламе
Вопрос: «Проблема есть в одной семье. Муж хочет жениться на второй. Первая жена из за этого по понятным причинам наводит панику. Очень много и на протяжении долгого времени постоянные ссоры и ругань. Муж поклялся Аллахом, как только жениться и будет возможность уйти к второй жене, он даст развод первой хотя он этого не хочет и старается сохранить первую семью. Что делать в такой ситуации?! Может ли муж отказаться от этой клятвы и не давать развода жене?? Этот брат очень нуждается в твоем совете…»
Независимо от того, как была дана клятва разводом: в состоянии депрессии или осознанно, данные виды клятв можно нарушить, если в оставлении подобной клятвы будет больше пользы. Необходимо искупить такую клятву.
Клятва Кораном
Был спрошен шейх Сулейман аль-Ульван: О клятве Кораном?
Он сказал: клятва Кораном бывает трех видов:
1. Клянущийся подразумевает клятву аятами Аллаха. Это дозволено, потому что они из атрибутов Аллаха.
2. Клянущийся подразумевает клятву страницами. Это не разрешено, потому что это клятва чем-то другим кроме Аллаха.
3. Клянущийся подразумевает клятву и кладет руку на Коран (выражая уважение Корану). Так делали некоторые саляфы, и нет в этом проблемы.
Можно ли клясться в торговле?
Обязан ли я говорить все недостатки той вещи, которую я продаю покупателю. Если даже он не спрашивает? И можно ли клясться Аллахом в торговле?
Клясться в торговле нельзя, говоря, что это товар хороший, тем более если это будет ложная клятва, также увеличивает тяжесть греха ложная клятва данная после времени Аср.
Положение клянущегося без причины
Вопрос: «Какое положение, если человек много клянётся без причины?»
Клятва без причины указывает на то, что у человека отсутствует в сердце величие к Аллаху, мусульманин не должен так поступать, должен возвеличивать Аллаха и должен клясться только тогда, когда в этом есть необходимость. Но можно клясться даже если вас не попросили, Посланник Аллаха ﷺ очень часто клялся, даже когда его не просили клясться, но клятва Пророка ﷺ была всегда правдива, и его клятва усиливала значимость и важность сказанных им слов.
Привычка клясться Аллахом постоянно может привести человека к тому, что он будет где-то врать и клясться тем самым совершая грехи.
Клятва в игре
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух если я в футболе сказал в спорном моменте «не ушёл мяч клянусь» а потом одумался и понял что момент же спорный тем более судья не в мою пользу засчитал аут теперь мне нужно 3 дня пост держать и это как бы было при страсти сказано и быстро?
Можно ли просто клясться не упоминая Аллаха?
Можно ли просто клясться? То есть не говорить: «Клянусь Аллахом; «клянусь Всевышним», а говорить просто «клянусь»? Например говорить: «Клянусь я этого не говорил», «Клянусь я этого не делал» и т.п. Является ли это малым ширком?
Клятва не вступать в половую близость
«Ила» — клятва мужа Аллаху не иметь половых сношений со своей женой. 14 Тафсир Ибн Касир 2:226
Всевышний Аллах говорит о подобных людях, которые поклялись по каким-либо причинам не вступать со своими женами в половую близость:
«Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают 15 (возвратятся – к прежней жизни, здесь речь идёт о половой близости. Так считал ибн Аббас, Масрук, аш-Ша’би, Саид ибн Джубайр и другие учёные, в их числе ибн Джарир) , то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Бакара, 226 аят).
Речь идет о мужчинах, которые поклялись не вступать в половую близость с женами вообще или в течение определенного срока. Этот срок может быть больше или меньше четырех месяцев.
Приводится в хадисе из двух Сахихов от Аиши, что посланник Аллаха ﷺ поклялся, что воздержится от близости с жёнами один месяц, и вернулся к половой жизни через двадцать девять дней, сказав: «Этот месяц двадцать девять дней 16 (Сахих аль-Бухари 5201, Муслим 1080) ».
Если менее 4 месяцев
Если человек поклялся не вступать в половую близость с женой в течение срока, не превышающего четырех месяцев, то его клятва не отличается от всех остальных клятв. Если он нарушит ее, то должен совершить искупительные действия, и если он сдержит ее, то не несет никакой ответственности, причем жена не имеет оснований упрекать своего мужа за такой поступок, потому что муж имеет право воздерживаться от половой близости с ней до четырех месяцев.
Более 4 месяцев
Но если он поклялся не вступать в половую близость с женой вообще или в течение срока, превышающего четыре месяца, и если жена просит его вернуться к половой жизни, то ему разрешается воздерживаться от половой близости с женой только в течение четырех месяцев с момента произнесения клятвы, потому что жена также имеет право на половую близость с ним.
По окончании установленного срока муж обязан вступить в половую близость со своей женой и совершить искупительные действия за клятвопреступление.
Если он откажется выполнить свою супружескую обязанность, то его следует принудить к разводу. Если же он воспротивится этому, то судья обязан самостоятельно развести супругов. Следует знать, что возобновление супружеских отношений Всевышнему Аллаху нравится больше, поскольку Он сообщил, что если муж возобновит половую жизнь с женой, несмотря на клятву воздерживаться от этого, то Аллах простит ему произнесенную клятву ради возобновления им полноценной супружеской жизни.
Аллах проявил милосердие к Своим рабам, когда установил им путь отступления от произнесенных клятв и не обязал их сдерживать произнесенные клятвы при любых обстоятельствах. Аллах также проявляет милосердие к рабам, когда они возобновляют половую жизнь со своими супругами и относятся к ним с нежностью и милосердием. 17 Тафсир Ас-Саади 2:226