что делать если надоело учиться
Как получать удовольствие от учёбы? Личный опыт подростка
Анастасия Казанцева
Что делать, если не хочешь учиться? В школе мы проводим большую часть дня, а после нее нас ждет большое домашнее задание по каждому предмету и подготовка к экзаменам. К сожалению, многие из-за этого не живут, а пытаются выжить в ожидании выходных. Хотя и на них отдохнуть особо не получается – ведь домашнее задание на новую неделю никто не отменял. В этой статье я хочу рассказать о способах, которые помогли мне начать получать удовольствие от учёбы и полюбить учиться.
1. Следите за своим эмоциональным состоянием
Экзамены и учёба – это, конечно, нужное дело. Но не стоит жертвовать своим сном! Оганизму нужно отдыхать. От учёбы ночью эффективности особо не будет, зато на следующий день чувствовать вы себя будете не лучшим образом. А помимо недосыпа можно получить эмоциональное выгорание, отсутствие мотивации и серьезные проблемы как с физическим, так и с ментальным здоровьем. Это не поможет сдать экзамены на «отлично»! Читайте, как справиться со стрессом из-за экзаменов.
2. Делайте перерывы в учёбе
Очень многие посвящают время только учёбе, когда, например, готовятся к экзаменам. Но так делать не надо. Зачастую это лишь приводит к выгоранию, потому что не отдыхаем и не переключаемся. Как в «Симс» – шкала «Досуг» падает. Именно поэтому важно делать перерывы в учёбе. Стоит раз-два в неделю делать себе выходной. Обязательно отдыхайте и занимайтесь своими любимыми делами.
Если вы будете себя лишать возможности как-то отдохнуть, то так вы только больше возненавидите учёбу. Делать перерывы нужно и во время процесса обучения. Например, отдохните минут 10 после того, как посмотрели половину вебинара. Наверное, многим знаком метод Pomodoro, его тоже стоит применять в обучении. Этот метод помогает делать учёбу более эффективной. Работает он так: 25 минут вы работаете/учитесь сфокусированно, не отвлекаясь на телефон и социальные сети, а потом 5 минут отдыхаете. Отдых должен быть активным – встаньте, выйдите из комнаты, попейте воды или налейте себе чай. Впоследствии можно изменить время «томатов» на более удобное для вас – например, 45/10. Этот совет очень помог мне в учёбе, потому что этот метод помогает мне меньше откладывать какие-то важные дела на потом: заставить себя позаниматься 25 минут – совсем не сложно, а также во время перерыва мозг успевает отдохнуть от нагрузки. Так вы сможете работать долго и сфокусированно и достигать лучших результатов.
3. Планируйте
Возможно, для кого-то это банальный совет, но он один из самых действенных. Иногда кажется, что какой-то объем дел невозможно успеть, но зачастую это не так. Планирование поможет не только улучшить вашу жизнь, но и помочь в учёбе. Очень часто мы откладываем подготовку к экзаменам, а когда времени остаётся чуть-чуть, начинаем готовиться и нервничать, что не успеваем и ещё больше ненавидим учебу. Планирование помогает от этого избавиться. Я постоянно веду ежедневник и записываю туда все дела, это помогает мне не забыть что-то важное и сделать все вовремя.
Как нужно планировать? 16 часов – время бодрствования. Из них, к примеру, часа 2 уйдет на гигиену, 1 – на занятия спортом, 1 – на еду, 2 – на отдых. Остальное время распределите между школой и домашней работой. Ставя задачу в ежедневник, прикидывай, сколько она займет времени. Мы склонны переоценивать свои возможности, так что оставляй часа 2 в день «про запас». Так станет понятно, сколько на самом деле есть времени. Можно будет распределить задачи по дням и точно увидеть, что можно успеть, а что нет.
4. Используйте интернет
Если вы не понимаете тему, то посмотрите об этом видео на YouTube. На этом сайте очень много полезных каналов, которые помогают не только разобраться во всех школьных предметах, но и полюбить их. Этим советом я постоянно пользуюсь, чтобы лучше подготовиться к контрольным, потому что это ещё и отличный способ повторить пройденный материал. Главный плюс – на YouTube можно найти десятки разных объяснений от разных преподавателей. Одно из них точно вам понравится и закроет пробел!
5. Создавайте себе комфортную обстановку
Это тоже достаточно банальный совет, но действенный. Комфортная обстановка мотивирует и помогает настроиться на учёбу. Для выполнения этого пункта можно сделать себе любимый напиток, зажечь свечу, включить музыку на фоне, если она не будет вас отвлекать, включить гирлянду и так далее. У каждого своё представление о комфортной обстановке. Делайте всё, чтобы процесс учебы ассоциировался с уютом и комфортом – так вы точно полюбите учиться.
Хотя есть одна общая рекомендация – это чистота стола. Дело в том, что каждая вещь на столе воюет за наше внимание. Так как наш мозг не может анализировать несколько мыслей одновременно, он постоянно переключается между вашей работой и рассматриванием вещей на столе. Вы можете этого не замечать, но это действительно замедляет нашу работу. Старайся каждый вечер полностью очищать стол и убирать с него все ненужное.
6. Ищите свой идеальный метод обучения
То, что подходит кому-то, может не подходить вам. Например, кто-то любит учиться под музыку, а для кого-то это не удобно. Кто-то использует томаты по 25 минут, а кому-то подходят часовые томаты. Кому-то больше нравится смотреть лекции на YouTube, кому-то – читать учебник. Не стремитесь делать так, как делают все остальные или любимый блогер. Делайте именно так, как удобно вам.
7. Не сравнивайте себя с другими
Очень часто многие обращают внимание на успехи других людей и начинают сомневаться в себе и даже обесценивать свои труды. Обязательно избавляйтесь от этой привычки, потому что это не несет никакой пользы, сильно демотивирует и мешает двигаться дальше. Этот совет актуален не только в учебе, но и в жизни. Если у кого-то что-то лучше получается, то это абсолютно не значит, что вы хуже этого человека. Помните, что главное становиться лучшей версией себя, а не быть лучше другого человека. Сравнивайте себя с самим собой. Иногда оглядывайтесь назад, замечайте, какой путь вы проделали, чтобы стать тем, кем сейчас являетесь, и убедитесь, что вы двигаетесь в верном направлении. Полюбить учиться можно только если следить за своим собственным прогрессом, а не за чужим.
8. Боритесь с прокрастинацией
Мы постоянно откладываем дела на потом, потому что не хотим выполнять дело, которое нам неприятно. Вместо учебы многие зависают в социальных сетях. Но то, что приносит удовольствие на короткое время, зачастую не так полезно, как то, что мы откладываем. Чтобы с этим бороться, как раз помогает метод Pomodoro – вы можете пообещать себе, что поработаете всего 20 минут над задачей. Вы точно втянетесь после 20 минут и не захотите прерывать работу. Полезно придумать для себя мотивацию, например, купите себе шоколадку за определенное количество просмотренных вебинаров или сходите в кино на фильм, который давно хотели посмотреть. Помните: положительная мотивация всегда работает лучше, чем отрицательная – не устраивайте себе наказаний, устраивайте вознаграждения. Угроз нам хватает и от учителей – правда ведь, они совсем не помогают учиться?
Книжные рекомендации
Вот список книг, которые также помогли мне полюбить учебу и отдельные предметы. Начинайте с любой!
1. «Думай как математик» Барбара Оакли
История этой писательницы очень интересная. Раньше она ничего не понимала в точных науках, но сейчас является доктором наук. В книге она рассказывает о методах, которыми пользуются специалисты в этой сфере.
2. «Суперстудент» Улаф Шеве
Автор рассказывает о том, как учиться эффективно и с удовольствием.
Выводы
Еще раз повторим, что можно сделать для того, чтобы полюбить учебу.
1. Следите за эмоциональным состоянием – не давайте себе выгореть.
2. Делайте перерывы в учёбе: раз в 25 минут, раз в день и раз в неделю.
3. Планируйте – обязательно учитывайте время на выполнение дел!
4. Если не понимаете тему, то посмотрите об этом видео, прочтите эту же тему в другом учебнике.
5. Создавайте себе комфортную обстановку: обязательно очищайте стол после работы, постарайтесь сделать свое рабочее место уютным.
6. Ищите свой идеальный метод обучения: лекции, книги, статьи и т.д.
7. Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте себя только с собой.
8. Мотивируйте себя правильно!
Не обязательно сразу пытаться внести в свою жизнь все эти советы, но если удастся подключить хотя бы один, учиться станет намного приятнее! Учеба – это тяжкий труд, но результат того стоит, поверьте 🙂
«Я так от всего этого устал»: за что дети не любят школу
Скандалы с учителями, ранний подъем и ненужные предметы — «Город» поговорил с пятью не отличающимися прилежанием учениками московских школ о том, что надо изменить в школе, чтобы туда стало приятно ходить.
Екатерина Федорова
14 лет, 9-й класс, СОШ №709
Фотография: Инна Лурье
Надо больше заниматься иностранными языками, строго спрашивать русский и математику, но по другим предметам уменьшить нагрузку и смягчить выставление оценок для тех, кому эти уроки не нужны. Меня достали эти контурные карты по истории и параграфы по 20 страниц, которые невозможно осилить. Программу по литературе нужно упростить: «Ревизор», «Старуха Изергиль», «Детство» — да я их только с переводчиком могу читать.
Каждый день я, как тупой баран, тихо и без возражений тащусь на учебу с огромным мешком за спиной. После седьмого урока волочусь на пересдачу наук, которые мне не даются. Я не биоробот, хоть и не из слабаков: отжимаюсь от пола минимум 40 раз. Я призер соревнований по капоэйре, пою в церковном хоре и танцую. Родители говорят, что я талант, а по оценкам меня можно только на помойку отправить, а уж по мнению одноклассников — в специнтернат для слабоумных за Урал, коробочки клеить. Но тем, кто, как роботы с автоматической памятью, получают свои пятерки, я не завидую. От них потом страдают люди во всем нашем обществе.
В школе с друзьями не ладится: как-то весь класс угрожал мне физической расправой, но после беседы с полицейскими и людьми из прокуратуры они успокоились, а учителя и психологи помогли решить конфликт. Сейчас у меня одна проблема: как не замучиться до смерти перед ГИА, чтобы пройти ее положительно, поступить в колледж и заниматься тем, что действительно нравится.
Наверно, проблема в том, что я не такая, как все: я не шляюсь с одноклассниками, не целуюсь с девочками, не толкаюсь, не ругаюсь матом, у меня нет парней, я не живу по их законам и не хочу дружить с дурными детьми. Я хочу выступать побольше на школьных концертах, рисовать и заниматься спортом. Еще мечтаю жить на море. Каждый год с родителями мы ездим в Болгарию. Я завожу там кучу друзей среди болгар, румын, немцев, голландцев, англичан — они воспринимают меня такой, какая я есть. Мы дружим по переписке, с одной японочкой уже 3 года общаемся. Я даже выучила песню на японском.
Еще я хочу, чтобы в школе появилось нормальное питание. Я сижу на спортивной диете и школьной ерундой питаться не могу, хотя она и положена мне бесплатно как ребенку из многодетной семьи. Еще неплохо бы ввести штрафы за нецензурные выражения, неприличный вид и национализм».
Иван Ефремов
11 лет, 5-й класс, СОШ №756
Фотография: Инна Лурье
«Учусь я плохо. Не знаю почему — почему-то не хочу. Вроде садишься делать, хочется сделать лучше всех, и тут начинаешь — и все, больше не хочется. Что делать? По математике мне не нравится зубрить сложные правила, лучше считать побольше. Это интереснее — задачки, практика. А зубрить так много правил дети не должны. В общем, слишком много всего на следующий день. Чтение, математика, русский — и так по кругу. А мне еще идти через день на баскетбол и пятиборье — это, конечно, небольшой отдых от школы. Хотя и там тоже нагружают. Я от этого всего так устал. Школу я никогда не прогуливаю, но пару раз так хотелось.
Уроки у нас очень длинные — пять штук по 45 минут. Я бы сделал их на пять минут меньше, на десять. Под конец урока я вообще не сосредоточен. Ну и начинаются они в 8.30 — это очень рано. Я встаю сонный и уже уставший, ладно хоть до школы идти всего пять минут.
Еще я бы сделал такой кабинет, где бы всегда сидел свободный учитель. Ты туда можешь приходить и спрашивать, если не понимаешь что-то по какому-то предмету — такой универсальный помощник.
Совсем в школе не нужна музыка — мне вот неинтересно, я ей вообще не увлекаюсь. Слушаю, только когда мне грустно. А на уроке мы даже не поем. Только обсуждаем музыкантов, композиторов — я уже даже не помню ничего.
Обязательно должен быть предмет, где можно сделать или разобрать радиоуправляемую машинку, большой компьютер или какую-то простую электронную штуку. Каждый ребенок должен уметь делать что-то электронное своими руками.
А об учителях ничего плохого сказать не могу — я людей не обсуждаю. Оксана Петровна Быкова — вела у меня все в начальной школе — вот она ничего».
Мария Лист
16 лет, экстернат частной школы «Золотое сечение»
Фотография: Инна Лурье
«Мой личный выбор — экстернат. Хочется уже поскорее закончить школу и не терять 2 года зря. Я думаю, что для моего возраста мне вполне достаточно образования, и получать новые знания я могу и за ее пределами. Не хочешь ходить в школу? Не надо! Многие гениальные люди ее не заканчивали: их заставляли быть как все. Я не гений, я обычная среднестатистическая девочка со своим миром в голове, но и мне не нравится, что нас учат одним правилам, одной истории, одному политическому устройству мира, чтобы сформировать определенные ценности и идеалы. Я не воспринимаю информацию из учебника как данность. Я была на нескольких уроках истории в американской школе под Вашингтоном, так вот у них те же события трактуются совершенно не так, как в наших книгах. Потом в старших классах вообще много лишнего. Зачем, допустим, мне, гуманитарию, зубрить физику, химию, алгебру и тригонометрию?
Больше всего меня напрягает ранний подъем по утрам, потому что до 11 часов на занятиях присутствует лишь мое тело, а мозг спит дома. А домашние задания — это повторение того, что уже было с утра на уроках, и эта «мать учения» отнимает у меня слишком много личного времени. С 7-го класса я фактически ничего не делаю, привыкла схватывать все на лету. Учителя этого не замечают, а я стараюсь выкручиваться на уроках. Родители воспитали меня самостоятельной, я сама отвечаю за свои поступки — невыполненное домашнее задание и дальнейшие проблемы. Кладя руку на сердце, признаюсь, что прогуливаю, потому что иначе мне не хватает времени для общения с друзьями, для элементарного здорового сна и моих хобби.
Есть занятия интереснее и увлекательнее школы. Я модель и актриса, пишу электронную музыку и занимаюсь баскетболом, бегаю. У меня плотный график, из-за него мне пришлось переехать в Москву из Курска и пойти учиться в частную школу, но, если бы не она, я бы смогла больше путешествовать и развиваться. Я очень хочу жить в Калифорнии, а точнее в Лос-Анджелесе, и там же учиться. Хотя я люблю свою страну, но мечтаю быть актрисой, а родина кино — это все-таки Голливуд».
Даниил Рубахин
17 лет, 11-й класс, ЦО №1460
Фотография: Инна Лурье
«В школе ты все время кому-то что-то должен-должен-должен. Такая атмосфера не располагает к обучению. Если бы можно было выбирать, я бы занимался историей, географией и биологией, музыкой — я играю на пяти инструментах, — но выбора нет, и желание учить что-либо пропадает.
Мне нужны не оценки, а опыт в рамках того, что мне интересно или могло бы заинтересовать. Так что я учусь плохо только бесполезным вещам. Я плохо воспринимаю теорию, а с практикой в школе беда. Еще одна беда — начало уроков в 8.15 утра. Какое может быть настроение, если ты вынужден просыпаться, когда на улице еще темно?
Я готовлюсь к поступлению в Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге. Мне нравится этот город, вуз ценится в профессии. У меня все получится: есть задатки аналитического мышления, я хорошо иду на контакт с людьми. Правда, с учителями не заладилось. Это вынужденное общение, я его не очень люблю. Они сами таким образом строят коммуникацию — на посторонние вопросы отвечают, что заняты или нет времени. С одноклассниками таких проблем нет, хотя соединять в одном классе 30 разных людей — это ужасно. Дебилы регулярно попадаются.
Из предыдущей школы меня выгнали: мне надоело ходить на уроки, вставать в 5–6 утра. Я ездил каждый день из Жулебино в центр, а тогда еще не было станции метро около дома, и я вообще не понимал, ради чего все это. Потом я решил собирать материал для будущей профессии. Для этого нужно было как можно больше общаться с разными людьми, поэтому я устроился бариста в кофейню. Уроки пропускал. Когда понял, что финальная контрольная по алгебре завалена, успел забрать документы за сутки до того, как меня решили отчислить. Родителям соврал, что надоело ездить и вставать так рано. Выписку с оценками якобы «забыл». Через пару месяцев признался, они сказали, что я дурак. Не могу с ними не согласиться».
Федор Степанов
15 лет, 9-й класс, СОШ №1101
Здесь нет фотографии Федора, потому что на съемку он не приехал, сообщив, что веселится на даче. — Прим.ред.
«Я плохо учусь, потому что неинтересно, но уроки я не прогуливаю — это мой принцип. Возможно, стоило бы разрешить не посещать уроки, материал которых ты уже знаешь. Хотя я сильно сомневаюсь в том, что свободное посещение будет работать. В этом случае ученики должны сделать выбор осознанно, а в нас это не воспитывают, потому что все обучение строится на том, что это просто надо. Как-то у нас шел факультатив по истории искусств. Его вел студент журфака МГУ. Никаких оценок и обязательных посещений, более того, урок проходил во время большой перемены, на которой все обычно выходят в магазин, едят и отдыхают. Но учитель вел так интересно, что класс всегда был полным, а главное, никто не отвлекался. Там была дискуссия, мы смотрели фильмы, читали стихи. Когда интересно, и свобода выбора начинает работать. Поэтому система оценок для учеников вообще не нужна. Я считаю, что принимать в вуз должны всех желающих, а потом уже отчислять по текущим результатам.
Пока я определяюсь, быть врачом, поваром или юристом, потому что люблю химию, хорошо готовлю, а еще лучше обманываю. В этом году решил взяться за ум, потому что смирился. Война с учителями может стоить образования и в дальнейшем работы, а так я хоть аттестат получу.
Раньше я учился в другой школе, потом родители развелись, и я переехал. Но в конце прошлого года еще со старыми одноклассниками мы поехали за город с ночевкой. К одной девочке, про которую нельзя ничего сказать, кроме того, что она хорошая, ночью пришли ребята из параллельного класса. Они были пьяные и остались у нее. Наутро наша классная их обнаружила, устроила скандал, кричала, что «затаскает ее по врачам», позвонила родителям. Этого ей было мало, и уже в школе она ее оскорбляла при всем классе. Благо родители у девочки были адекватные и нормально отреагировали. Но ей самой это далось тяжело, и она была вынуждена поменять школу. Разве учитель был прав?
Другой случай был с преподавательницей немецкого — она тоже любила оскорблять учеников. Одного парня довела до истерики, но он решил бороться за свои права и пошел к директору. Учительницу уволили. Я считаю, что это правильно, ученики тоже должны иметь право голоса, хотя в большинстве случаев в школе у нас его нет. Я ребенок, кто меня послушает? Разве что вы сегодня позвонили».
Что делать если достала школа? Училка, однакласники,ДЗ?
Друг, тебе марс точно не нужен. Гораздо нужнее русский язык надобном этапе.
А если ты школу называешь адом, поверь взрослому человеку: в универе школьные годы ты будешь вспоминать как рай. На работе, кстати, как рай будешь вспоминать универ.
Откуда они лезут блин, может свет на Пикабу выключить а?)
У меня такой же подрастает. Прошлым летом пристроил его в кафэшку. Выдержал он там ровно 2 дня. В этом году взялся за учёбу.
За такими детьми надо следить, а то палить начнёт. Видно же, не в себе парнишка.
Ложись спать скорее, через пару часов в школу вставать. И да, попроси русский язык дополнительно поставить вашему классу. Тебе прям оооочень надо. На данный момент чуть больше чем Марс и Луна
Брока это серьёзно, не запускай!
А про учителя, ну скажи ей что тебе видение было, и бог тебе велел изучать эту ересь, чтоб потом вести дискуссии с неверующими, и ты мог крыть их фактами!
Первый класс? Ничего, ты привыкнешь.
А включить смартфон и записать всю эту учительскую ересь, а потом выложить в ютьюб школьные правила запрещают?
Отвлеклись, сходи погуляй.
Поиграй в игры. Говорят есть интересная, забыл название. То ли красный омуль, то ли синий кит.
Какой класс? Можешь записать на диктофон и показать родителям, у меня так папа ходил физичку усмирять
Класс «я» уже существует
Фото реальной тетради из реальной школы.
Кажется, алфавит заканчивается.
Ну логично же ответил
Олимпиада по математике 3 класс
Как защитить учителя.
Здравствуйте. Столкнулась с такой проблемой и не знаю, чем можно помочь в данной ситуации. Может кто знает какие-нибудь действенные методы?
Школьный трындец
Недавно мне позвонила бабушка девочки с ДЦП, которая находится на домашнем обучении в этой школе. Просила к ним походить, позаниматься с ее внучкой русским языком. Оказалось, за первую четверть к ней учительница русского ни разу не пришла. Получается, зарплату человек за эту работу получает, но работу эту не выполняет. Потому бабушка готова платить мне за то, что ее внучка имеет право получать бесплатно. Полагаю, что из-за нехватки учителей ей действительно некогда, однако девочке в этом году экзамен нужно сдавать.
Как не допустить выгорания в процессе учебы и 8 способов справиться с ним
В начале нового онлайн-курса, а у школьников и студентов — в начале учебного года — полно сил. Это состояние продуктивности важно поддерживать на протяжении всей учебы, иначе дедлайны и экзамены быстро измотают. Рассказываем как не допустить выгорания и сохранить мотивацию постигать новое.
Выгорание (англ. «burnout») – это состояние физического и эмоционального истощения. Термин придуман американским психологом Фрейденбергером в 1974 году. Он наблюдал за психологическим истощением и потерей мотивации у своих коллег.
Выгорание обычно происходит после периода повышенной работоспособности, когда человек находится в постоянном напряжении. Чтобы его не допустить, важно следить за своим самочувствием и нагрузкой, ведь именно она провоцирует увеличение стресса.
Задумайтесь, если вы много работаете или учитесь и замечаете за собой:
Основной совет заключается в том, что нужно уметь балансировать между тотальной отдачей делу и поддержанием хорошего физического и психологического самочувствия. Предлагаем несколько мер, способствующих нормальному процессу учебы.
Составляйте расписание так, чтобы оно было осуществимо на практике без вреда для здоровья и самочувствия. Не стоит ставить занятия с двумя репетиторами подряд или выделять время на подготовку домашнего задания поздней ночью. Практики тайм-менеджмента помогают грамотно составить планы. Главное, выделять приоритетные и менее приоритетные задачи, именно так составляется оптимальная нагрузка на день. Матрица Эйзенхауэра может помочь в этом непростом деле.
Если вы каждый день без выходных будете решать экзаменационные тесты, закрывшись в своей комнате, то быстро устанете от этой рутины, почувствуете недостаток общения. Смените деятельность: соберитесь с одноклассниками, которые также сдают этот предмет, и прорешайте самые сложные задания, обсудите спорные вопросы, подискутируйте. Так вы лучше запомните материал, погрузитесь в интересующий предмет и найдете компанию для подготовки.
Если вам недостаточно очных встреч с преподавателями, то используйте ресурсы онлайн-обучения.
Сделать школьные занятия удобнее и интереснее можно с помощью сервиса «Ростелеком Лицей». Емкие конспекты и видеоуроки позволяют быстро и эффективно изучать темы по всем предметам школьной программы и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, а тренажеры помогут закрепить знания по предметам.
Делайте перерывы во время занятий. Не вычеркивайте полностью социальную жизнь, даже если готовитесь к экзаменам. Прогулка с друзьями по парку даст заряд энергии, после нее вы с новыми силами вернетесь к образовательному процессу. Также обязательно выделяйте время на здоровый сон, напомним, рекомендуется спать не меньше 8 часов в день.
Составьте план по достижению определенной учебной цели и придерживайтесь его. Разбивайте цель на задачи с объективно выполнимыми показателями и отслеживайте свой прогресс. Цель сдать экзамен на 90+ баллов может содержать в себе задачи «увеличение балла пробного экзамена на 10 с каждым месяцем подготовки», «написание эссе за 25 минут» и другие.
Пройденные темы можно отмечать в Карте знаний, чтобы наглядно видеть свой темп изучения информации. Оценивайте каждое свое действие с точки зрения эффективности: действительно ли вам нужно решать только экзаменационные тесты, если ошибки у вас в эссе?
Внимательность и сосредоточенность помогают экономить силы, позволяют не тратить тратить время на отвлекающие факторы. Например, заведите правило, что отдыхать в социальных сетях или смотреть серию любимого сериала вы будете только после сделанных домашних заданий.
Неудачи могут пошатнуть веру в собственный успех. Не стоит зацикливаться на плохом, но необходимо реагировать на трудности, не игнорировать плохую успеваемость. Всегда есть шансы исправить учебные проблемы, особенно, когда провалы происходят в период подготовки, а не непосредственной сдачи экзаменов.
Чтобы не выгореть, нужно осознавать ценность своей работы. Отмечайте свои даже маленькие победы. Выберите материальные или нематериальные стимулы, подходящие вам.
Иногда полезно делиться тем, что у вас на душе. Поговорите с родителями, друзьями или учителями. Расскажите, если вы испытывайте стресс от учебы. Они могут помочь вам найти выход из этой ситуации, предложить изменения в учебном процессе для меньшего утомления.
Помните, не нужно постоянно винить себя в несобранности и неспособности сделать что-то. Прислушивайтесь к себе и будьте внимательны к другим – кто-то из знакомых тоже может нуждаться в поддержке из-за напряженной учебы. Чтобы не допустить выгорания в процессе учебы, не забывайте чередовать нагрузку с отдыхом и использовать советы из этой статьи.