что делать если начальница психопатка
Если босс психопат: способы выживания на рабочем месте
Если ваш начальник часто бывает раздражителен, кричит, то вы можете вполне назвать его психом. Но если вы действительно имеете дело с психопатом, то все намного серьезнее. Это человек, который может угрожать вашему благополучию, эмоциональному и физическому состоянию.
Некоторых психопатов бывает трудно распознать. Они выглядят вполне нормальными, даже обаятельны на первый взгляд. Настоящий психопат живет по принципу: «Чем хуже вы себя чувствуете, тем лучше он себя чувствует». Это люди, лишенные всякой жалости и сочувствия. Это параноики с высокой степенью нарциссизма, они проецируют свою ярость или неуверенность на других, и проявляют склонность к садизму.
Босс-психопат – какой он?
Коллектив разрушается
Многие члены коллектива будут чувствовать себя использованными и оскорбленными начальником. В таких обстоятельствах одни объединяются во враждебные группы, в то время как другие пытаются завоевать благосклонность человека, от которого они зависят. Разгораются нешуточные страсти. Все начинают друг за другом следить, обсуждать новости, подозревать сотрудников в тайных действиях и предательстве. И нужно знать, что эта ситуация с начальником меняться не будет, но вы будете вынуждены меняться не в лучшую сторону, пытаясь найти баланс отношений.
Как узнать, что босс действительно вас ненавидит?
Если начальник психопат, то это непоправимо. Как бы ни старались вы ему угодить, как бы вы ни старались сделать хорошо свою работу, он к вам лучше относится не станет!
У него не появится больше эмоций, так как он просто лишен эмпатии, всякого сочувствия и понимания вашего внутреннего мира.
Насколько это важно для вас?
Работа с таким человеком ведет к пустоте и разрушению не только коллектива и каждой личности в отдельности, но его поведение может угрожать и самому предприятию. Лучше уже не будет.
Остаться или уйти?
Если вы уже поняли, что имеет на работе дело с психопатом, от которого вы никогда не увидите справедливости и одобрения, общение с которым истощает нервную систему, но не хотите увольняться, рассчитывая добиться во что бы то ни стало его одобрения, нужно попытаться оценить состояние собственного психического здоровья на предмет садомазохистской зависимости.
Становится навязчивым желание понравиться этому человеку, кажется, что когда-то он вас оценит, нужно только усерднее работать. Когда вы заинтересованы в своей работе, вы начинаете себя убеждать, что все не так уж и плохо. У кого нет проблем с начальством?
Но не стоит путать босса с плохим характером, с тем, кто действует через разрушение ваших личных границ, обесценивание вас, унижение, подлость.
Вам повезет, если вы сможете дистанцироваться, затеряться, работая в большом коллективе. А если вы постоянно находитесь с ним в контакте, то это невозможно. Если здоровому человеку постоянно говорит заткнуться, игнорировать его, то он этого терпеть не станет. Если самооценка занижена, он может воспринимать это как то, чего он достоин. Не сдавайтесь, не давайте обесценивать себя.
Ищите другую работу!
Если вы не видите в перспективе, что вашего начальника скоро заменят, то пришло время заняться поиском новой работы. Это дает надежду и шанс обрести что-то лучше. А находиться под прессом психопата опасно для вашего здоровья. И когда вы придете на собеседование, постарайтесь увидеть, что ваш новый начальник психически здоров, чтобы ситуация не повторилась. Если вы опасаетесь, что уход плохо отразится на вашей карьере, то постарайтесь понять, что здесь работаете в условиях стресса, который может обернуться проблемами.
Бегите отсюда!
Если вы уже поняли, что выходки босса больше терпеть невозможно, ваши нервы истощены, то, возможно, это ситуация означает, что вам не нужно дожидаться, когда вы найдете новую работу. Ситуация просто опасна! Сохранение собственного здоровья важнее, чем деньги на определенный период времени. Здесь нужно просто уходить, найдите силы не скандалить, правильно оформите увольнение.
Если у вас совсем плохая ситуация с деньгами, вы не можете уволиться в никуда, то найдите причину, чтобы вам разрешили работать неполный рабочий день. Не позволяйте себе погрузиться во мрак и смириться с ужасом окружающей действительности.
Как «поставить на место» зарвавшегося босса
(Методы противостояния начальникам-самодурам)
Начальники бывают разные: умные и глупые, добрые и злые, хитрые и не очень. К сожалению, попадаются и настоящие «отморозки», решившие почему-то, что должность и социальный статус позволяют им унижать достоинство тех, кто зависит от них в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей.
Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не ваш стиль, прочтите внимательно эту статью.
Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает вам знать, что вы не должны были так поступать, что вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность.
Ваши возможные действия:
Вариант 1. Конечно же, вместо того, чтобы выслушивать начальственный бред, всегда можно в соответствующих выражениях заявить во всеуслышание, что вам с таким боссом не по пути. После чего, естественно, остается лишь покинуть офис с гордо поднятой головой. «Произнеся это, граф с достоинством удалился. Весь в белом», — Стругацкие, кажется. Зато по дороге на биржу труда вы вдоволь потешите собственное самолюбие, вспоминая, как поставили на место «этого кретина». Правда, может случиться менее приятный вариант развития событий: за вас возьмется охрана босса и вы покинете фирму не своим ходом, а вылетите с вещами на улицу.
Вариант 2. Вы вспыхиваете и отвечаете в стиле «сам дурак»: говорите, что он не имеет права вас критиковать, потому что сам делает ошибки, сам опаздывает и т.д. И вообще — вы квалифицированный специалист и способны справиться с работой без его указаний.
Это плохой выбор. Боссы не любят, когда подчиненные указывают на их недостатки, особенно публично. Поэтому результат предсказывать не берусь. Скорее всего, будет то же, что и в п.1. Работу вы потеряете.
Вариант 3. Вы падаете на колени, рвете рубаху на груди, посыпаете голову пеплом, смиренно извиняетесь и просите смилостивиться над вами. После чего говорите, что сожалеете, что это было глупо с вашей стороны и что это больше никогда не повторится.
Этот вариант чуть лучше предыдущего. Сменив гнев на милость, босс может даровать вам свое прощение. Плохо только одно. Если у вас есть хоть капля собственного достоинства, вы долго не сможете избавиться от ощущения, что о вас вытерли ноги. Кроме того, безропотно принимая унижения в свой адрес, вы признаете собственную ничтожность. Демонстрируя отсутствие гордости и самоуважения, вы рискуете, что не только руководитель, но и ваши коллеги-сослуживцы в итоге перестанут с вами считаться. Дело в том, что в организациях очень развит феномен подражания. И если авторитетный лидер или начальник выберет вас «мальчиком (девочкой) для битья», рано или поздно его поведение начнут копировать остальные сотрудники. Стая следует за своим вожаком об этом знали еще древние.
Я убежден, что вы достойны большего. В конце концов, вы пришли на фирму продавать свои профессиональные знания, опыт и умения, а не себя лично. Поэтому проявление чувства собственного достоинства вполне уместно. Вы можете отстоять свои интересы и сохранить свою работу.
Вариант 4. Во-первых, лучше всего дать боссу высказаться, то есть «выпустить пар», прежде чем пытаться ответить. Дождитесь момента, когда он будет способен вас выслушать. Далее вы признаете, что сделали ошибку, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. После чего добавляете, что ваш начальник (начальница) говорит в довольно резком тоне, и вы не видите необходимости в этом. Во-вторых, лучше всего выяснять отношения с начальником в конфиденциальной обстановке.
И еще: не пытайтесь ставить начальнику ультиматумы типа: «Если это еще раз повториться, я сразу же увольняюсь с вашей фирмы». Боссы терпеть не могут, когда подчиненные ставят им условия. В конце концов, написать заявление об уходе вы всегда сможете и без китайских предупреждений. Лучше просто скажите, что такой стиль поведения мешает вам сосредоточиться на своих служебных обязанностях. После чего вежливо, но твердо попросите босса умерить свой пыл.
Конечно, существует риск, что вы будете уволены, даже если выскажете возражения в корректной форме. Встречаются боссы-психопаты, которые не терпят любых проявлений самоуважения со стороны своих подчиненных. К ним нужен несколько иной подход. (Об этом я расскажу чуть ниже.) Но большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают собственное мнение в надлежащей — уверенной и корректной форме, не задевая при этом самолюбие своего начальника.
***
Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно и т.н. пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе вашего босса. Все это делается с целью унизить вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя.
В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения.
В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить ваши чувства. Скажите, что вас беспокоит такое поведение босса, что вам совсем не нравятся шуточки в ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит.
Когда вы ищите разъяснения, у вас появляется возможность «поставить на место» вашего визави. То есть вы поймали его (ее) на не совсем честной игре, требуете объяснений и даете понять, что с вами следует обращаться как с равным. Причем вы это делаете в корректной и уверенной манере, поэтому хорошие отношения между вами и боссом вполне могут наладиться.
***
Однако есть боссы, применять к которым вышеперечисленные стратегии не только малоэффективно, но и опасно. Обычно это начальники с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая регулярно находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до диких припадков. Выяснять с ними отношения в такие моменты — значит, накликать на свою голову большую беду.
Как ни странно, таких начальников часто любят и уважают подчиненные. Это классический тип «отца-директора». В него все верят. Он — непререкаемый лидер. Работники относятся к нему не иначе, как к благодетелю. И на это есть причины. Он наказывает и поощряет по своему усмотрению, обычно не любит увольнять по сокращению штатов («лучше победней, но вместе»), каждый может обратиться к нему с личной проблемой. За это ему прощают многое: ошибки, вредные привычки, грубость.
Но когда он взвинчен — лучше держаться от него подальше. Если его нервы на пределе, он устраивает выволочку каждому, кто попадется ему под горячую руку. И при этом не особенно церемонится в выражениях. Правда, он быстро об этом забывает. Поэтому в такие моменты полезно вспомнить старую солдатскую мудрость: «Подальше от начальства — поближе к кухне». Старайтесь не попадаться ему на глаза некоторое время, и конфликт уладится сам собой.
Гораздо опаснее другой тип начальников — психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. В отличие от предыдущих, эти унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а сознательно и целеустремленно, для собственного удовольствия. И если такой начальник выберет вас своей жертвой, тихонько отсидеться в уголке вам не удастся.
Социальных психопатов на руководящих должностях сегодня встречается достаточно. К сожалению, теперешняя жизнь в нашей стране к тому всячески располагает. Они характеризуются отменными «бойцовскими» качествами, полным отсутствием угрызений совести, тщеславием и некритичностью в оценке собственных поступков. Плюс постоянно присутствующий синдром подозрений всех и вся во всяческих кознях. Свойственная таким типам наглость (сильный тип нервной системы!) в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе обычно парализует волю и способность к сопротивлению у жертвы. К тому же, у них прекрасно развито чутье на людей, которые психологически слабее их. А хорошо развитая интуиция позволяет избегать настоящих бойцов, способных достойно ответить на такой стиль «руководства». Все эти качества позволяют социальным психопатам достигать значительных карьерных высот.
Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом. серийного убийцы. Это одного поля ягоды. Только один получает высшее наслаждение, проливая реки крови, а другой жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день терзая и унижая подчиненных. У обоих первичные мотивации — сексуальная похоть, болезненная агрессивность или жажда мести, причудливо трансформируются в упоение властью и желание повелевать людьми. В быту же оба зачастую являются серыми и малопримечательными людьми. Как тут ни вспомнить тихого учителя Чикатило или «простого рабочего» Оноприенко. А служебные изверги, на работе терроризирующие целые коллективы, в быту часто являются «подкаблучниками» у жены или любовницы.
Даже приходить в фирму, где властвует босс-психопат, иной раз тяжело. Затерроризированные работники вскакивают как автоматы и скороговоркой тарабанят заученный текст. Мол, наша фирма — самая лучшая фирма в мире и т.п. Хотя, на людей, склонных робеть перед сильной властью, это производит большое впечатление. («Настоящий руководитель! А какая у него команда!») Такой начальник мастерски нащупывает точно тот способ, который применим к конкретному работнику. Завиноватит, испугает его. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и грубый окрик.
Идеальный работник для такого босса — это раб, у которого от одного только вида начальствующей персоны должна появляться дрожь в коленках. И запугивать своих сотрудников такие руководители начинают уже при приеме на работу — на собеседовании. Поэтому у вас всегда будет время взвесить все «за» и «против», решить для себя, стоит ли работать в такой фирме. Я не призываю вас громко хлопать дверью и отказываться от всяких попыток занять в такой организации нужную должность. Просто подготовьте себя к определенному стилю поведения с вашим будущим боссом.
Самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх, которым вас будут пытаться обмазать. Начальник-садист всегда пытается поставить своего подчиненного не просто в зависимость, а в зависимость тревожную, и если удается, то эту тревогу он доводит до судорог. Не поддавайтесь. И поменьше вступайте с ним в словесные перепалки. Такие начальники — опытные демагоги и блестящие ораторы, беспардонно и умело сбивающие с толку оппонента. У них хорошо отработана техника ведения разговора. Они умеют одним замечанием сбить с толку собеседника, помешать развитию мысли, если эта мысль по каким-то причинам им не нравится. К тому же, у таких боссов весьма извращенная логика мышления: «Если сотрудник мне противоречит — значит, не боится. Не боится — значит, не уважает». Поэтому те, кто не боится открыто возражать начальнику, на такой фирме долго не задерживаются.
А защититься от начальников-психопатов проще простого. Если вам слишком досаждают устрашающие «танцы» вашего босса, надо всего лишь мысленно поставить стенку между ним и собой. Создайте между вами экран. Для этого следует вообразить непробиваемую стену. Из чего вы ее соорудите дело вашего воображения. Из кирпича, стали, бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля. И вы вдруг увидите, как брызжущий слюной и топающий ногами большой босс станет вам абсолютно безразличен.
В этом случае перемена разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить».
Еще психологи советуют накрывать таких боссов воображаемым стаканом. Но это уже не совсем гуманно — они начинают чувствовать себя весьма неуютно, нервничают и, ощущая свое бессилие перед вами, начинают вымещать злобу на других сотрудниках.
Научитесь вызывать в своих ощущениях такое спокойное безразличие и включайте его тогда, когда вам это надо. По крайней мере, с таким приемом вы гарантированы от непрошеного давления на вашу личность.
***
Напоследок я вам расскажу, как «осадить» чересчур инициативного босса. Есть начальники, которые вроде бы и не кровожадны, но вполне способны довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» указаниями. Например, вы квалифицированный специалист и полгода разрабатываете некий проект. Наконец, окрыленный, вы несете его к большому начальнику на утверждение. Далее следует типичная ситуация. Большой босс, который понимает в специфике вашей деятельности столько же, сколько заяц в геометрии, тем не менее, считает своим долгом указать на ваши ошибки и требует внести коррективы. Вы понимаете, что для проекта это катастрофа, что предложенные изменения ставят на нем крест. Понимаете, но сделать ничего не можете. С боссом спорить бесполезно — к начальнику в кабинет входят со своим мнением, а выходят с самизнаетечьим.
В этом случае Вам поможет золотое правило подчиненного. Оно прекрасно известно всем опытным бюрократам. Во-первых, даже самые идиотские начинания начальства вы должны встречать с видимым восторгом и демонстрировать неуемное рвение. Во-вторых, вы должны систематически информировать начальство об успехах в деле. Самый сложный и ответственный третий этап: здесь нужно дождаться того момента, когда начальственный пыл немного поутихнет; и только тогда начинать микроскопические «инъекции правды». Высшее мастерство — это повернуть дело так, чтобы начальство само забыло о своих идиотских инициативах.
Руководитель психопат. Как обезопасить себя и обезвредить его
Необоснованные вспышки гнева, эгоцентризм, жестокость, постоянные манипуляции подчиненными. Слезы, нервный тик и обмен успокоительными среди сотрудников. Так выглядит рабочая атмосфера, если руководитель психопат. Не самая приятная часть жизни, но и не на столько фатальная, чтобы искать другую работу. Расскажу как обезопасить себя от руководителя психопата и как его обезвредить.
Сразу определимся, что психопаты очень умны, хитры и месть их может быть жестокой. Сострадание, эмпатия, забота им не ведомы. Они действуют только в своих интересах. Окружающие люди – это игрушки для их игр. Стравливать людей между собой – любимое развлечение психопата. При этом они могут быть на столько обаятельны и харизматичны, что окружающие никогда и мысли не допустят, что перед ними зверь во плоти человека.
Самое глупое и бессмысленное – выдавливать из психопатов чувство вины. Они понятия не имеют что это и как это вообще быть в чем-то виновным. Они всегда правы и это неоспоримо. Что-то пообещать и не выполнить – это тоже про них. Самый любимый их прием – это что-то поручить сотруднику, а потом сказать: «Я такого не говорил!». Некоторые сотрудники в такие моменты начинают считать неадекватными самих себя.
С психопатами можно и нужно бороться. Изменить их невозможно, но улучшить качество своей жизни рядом с ними вполне возможно. Вот как это делается:
1. Максимально избегать любых контактов с ними. Даже в рабочей обстановке это вполне реально. Удивительно, но психопаты с уважением относятся к тем, кто умеет устанавливать границы. Для них это тоже своего рода игра, правила которой они согласны принимать, чтобы потом пытаться их нарушить. Но если жертва непреклонна, то они теряют к ней интерес.
2. Все общение только коротко, сухо и по делу, а лучше в письменном виде. И вообще: чем больше письменного подтверждения их слов – тем лучше. Тут на помощь придет находчивость и фантазия сотрудников, чтобы придумать предлог, под котором заставить психопата давать все распоряжения только в письменном виде. Некоторые особо отважные сотрудники используют приемы психопата против него же самого и уверенно заявляют ему, что это он не сказал о чем-то, а не сотрудник забыл. Ну и впредь просят им писать.
3. Не верить ни единому его слову, если психопат вдруг внезапно начинает кого-то хвалить. Верный признак того, что тот, кого хвалят, вскоре будет рыдать. Мастерское использование лести и похвалы – тоже отличительны признак психопата. Единственная его цель: получить желаемое от человека, а потом уничтожить морально.
4. Убрать все эмоции и чувства. Максимально. Психопаты, обделенные умением испытывать какие-либо эмоции по-настоящему в принципе, любят вызывать их у других. Когда у них это не получается они не расстраиваются, поверьте. Им все равно. Просто находят тех, кто показывает им эмоции более легко. Попытки воззвать к чувствам, совести и чему-то еще тоже бессмысленны. Ему все равно.
5. Ставить условия психопату, шантажировать его, пытаться им манипулировать бессмысленно. У них от природы хорошее чутье на такие вещи и он с огромным удовольствием включится в игру того, кто пытается играть против него. Конец предсказуем. Нужно просто молча делать то, что должно и нужно, не обращая на психопата никакого внимания.
Если человек становится не интересен психопату – он про него забывает до лучших времен. Периодически он все равно будет возвращаться и пытаться нащупать слабые места, но, если снова результата не будет, он не расстроится. Интересно, но руководители психопаты, если не на ходят среди коллектива ни одной жертвы, покидают свою рабочее место по собственному желанию. Они сами не могут работать в таком ужасном коллективе.