что делать если на тебя упал шкаф
Что делать, если на вас упал шкаф в отеле
Случай в осетинской гостинице оказался в «мертвой зоне» законодательства
Эмоциональный рассказ турагента потряс соцсети – гостью владикавказского отеля Planet Lux придавило шкафом в собственном номере. Результат – перелом скулы и дна глазницы, ушибы мягких тканей лица, головы и тела и гайморит как результат полученной травмы. Потерпевшая сторона винит отель в отсутствии контроля безопасности и желании избавиться от «проблемной» клиентки. В гостинице настаивают на своей невиновности.
Берегись шкафа
Турагент из Москвы Артур Привин разместил у себя на Фейсбуке пост, в короткое время набравший 600 лайков и 700 репостов и всколыхнувший туристическую общественность. Называется он «Отель, в котором могут убить».
По словам Привина, дело было так. Артур со своей девушкой Жанной остановились в Planet Lux во время участия в Международном форуме по развитию внутреннего туризма на Северном Кавказе с 14 по 17 сентября. Буквально за пять минут до выселения девушка решила проверить, не остались ли забытые вещи в шкафу.
По его словам, девушка получила переломы скулы и дна глазницы, ушибы мягких тканей лица, головы и тела, а затем у нее развился и гайморит. При этом в отеле аптечки не оказалось, а скорую удалось вызвать только под большим нажимом, так как руководство хотело поскорей «сбыть с рук» пострадавших гостей. Местные врачи зафиксировали лишь ушибы, да и то на справку печать не поставили. Истинный ущерб здоровью выяснился лишь в Москве.
«Planet Lux про своих проблемных постояльцев, естественно, постаралась как можно скорее позабыть. Ни звонка, ни письма, ни сообщения с обычным таким вопросом после всего произошедшего: «Как ваше здоровье?» мы от них так и не дождались. Хотя все наши контакты и телефоны у гостиницы были», – констатировал Привин. Более того, с ним якобы связалась финансовый директор гостиницы Милена Хубулова и заявила, что Жанна виновата сама, так как «слишком сильно потянула за дверцу».
В заключение турагент перечислил другие претензии к отелю и пообещал ни одного туриста туда не отправлять. Инцидент привел его к выводу, что пока в столице Осетии процветают такие гостиницы, никакого развития туризма республике не видать.
«Художественный вымысел»
Корреспондент HotLine.travel обратился в администрацию Planet Lux за комментарием. И. о. директора отеля Руслан Царикаев заявил, что в гостинице аптечка есть, и в ней были все необходимые для оказания первой помощи медикаменты. Кроме того, ни горничная, ни администратор не были допущены в номер после инцидента. Когда Привин попросил принести лед, администратор побежала в ресторан за брикетом, далее, по ее словам, она принесла колотый лед, который не устроил постояльцев. Полностью вину отельер не отрицает, но и не признает.
«Гость – ключевая персона, и если он остался недоволен, значит, мы несем за это ответственность. Мы расположены доверять своим постояльцам, но история с падающим шкафом и отсутствием доказательств оказалась слишком запутанной. Появились новые подробности, которые мы озвучим при судебном разбирательстве. Есть основания полагать, что в рассказе г-на Привина много художественного вымысла. Думаю, будет правильно, если ответ на этот вопрос будет дан в контексте правового поля. В рассказе Привина есть очевидные искажения реального положения дел, в том числе касательно справки, в которой, по словам автора, нет печати, хотя, как выяснилось, справка с гербовой печатью Республиканской клинической больницы попала в распоряжение журналистов. Ну и почему-то не была озвучена сумма в 300 000 рублей в качестве возмещения ущерба, на котором настаивал г-н Привин. Получается картина неполная и недостоверная», – прокомментировал Царикаев.
Кроме того, в газете «Градус Осетии» процитировали его ответ непосредственно турагенту. В нем сказано, что в гостинице Planet Lux 125 номеров, в 115 из которых установлены типовые платяные шкафы. С момента закупки и установки в 2010 году прецедентов с упавшим шкафом не было. «Вы как профессионал отрасли знаете, что нет гостиничного стандарта, согласно которому шкафы должны быть прикручены, ровно как любая другая мебель, которая при определенном обращении потенциально может представлять опасность», – обратился отельер к Привину. По его словам, после несчастного случая в отеле тестировали устойчивость мебели и пришли к выводу, что «не применив значительную силу или не взбираясь на шкаф, опрокинуть его невозможно».
Доказать вину будет сложно
Юрист «Атомик-Аудит» Александр Картошкин рассказал HotLine.travel, что в таких случаях важна первоначальная фотофиксация произошедшего. Кроме того, пострадавшей надо было обратиться в полицию, чтобы ее сотрудники проверили, как был закреплен шкаф. Теперь же отель может просто поменять всю мебель. Но даже если он этого не сделает, не факт, что через месяц полиции удастся что-либо доказать. Тем не менее, если потерпевшие хотят наказать отель, начать процессуальные действия еще не поздно.
«Они имеют право и сейчас обратиться с собранными документами в полицию Владикавказа. Параллельно можно написать жалобу в прокуратуру в Москве. Вред существенный, и если вина будет доказана, возможно возбуждение дела за причинение вреда здоровью средней или тяжелой степени», – сказал юрист. Чтобы не только добиться возмездия, но и компенсировать материальный вред, придется обращаться в отель напрямую и требовать возмещения в досудебном порядке (видимо, первая попытка не удалась), а затем и в суде. Это можно сделать, если расходы на лечение, возможные пластические операции выходят за пределы ОМС. А вот моральный вред придется доказывать только через суд. В любом случае, теперь, по мнению Картошкина, установить что-либо будет непросто, а переписка с отелем может затянуться.
Привин не прокомментировал HotLine.travel свои дальнейшие действия.
Может произойти где угодно
Турагенты активно обсуждают эту тему в профильных группах в соцсетях. «Об этой ситуации сейчас в туротрасли только слепой или глухой не в курсе. Я не сильна в гостиничном хозяйстве. Но у меня вот такой вопрос. У наших гостиниц не существует обязательной практики страхования своих клиентов от несчастных случаев, краж? Знаю, что за рубежом во многих странах это обязательно. » – написала Анжела Галкина в группе «Трэвел Президиум».
Андрей Михайлец, исполнительный директор Независимого гостиничного альянса, считает, что вина отеля не очевидна, так как нормативов, указывающих, как фиксировать мебель в номерах, не существует. «Есть страхование гражданской ответственности в объектах размещения, но оно тоже необязательно. Если такой страховки в Planet Lux нет, стороны должны определять размер компенсации сами», – сказал эксперт. Он добавил, что это частный случай, и обсуждать последствия сложно, пока нет результатов хотя бы внутреннего расследования. В похожих случаях, когда на гостей падала плитка или они поскальзывались, а страховки у отелей не было, вопросы с компенсацией обычно решались на месте. Многим управляющим выгодней такой механизм действий, чем регулярная уплата страховых взносов.
Судя по резонансу, вызванному публикацией Артура Привина, возможно, в этом конкретном случае, отелю как раз было бы выгодней застраховать свою ответственность. Репутационные потери уже довольно серьезные, а ведь в судебную плоскость дело еще не перешло.
И, тем не менее, Андрей Михайлец считает, что подобная ситуация теоретически может произойти в любом отеле. Вопрос о безопасности можно задать и производителю мебели. «Я бы не делал вывода, что в Северной Осетии шкафы падают на людей и ехать туда небезопасно», – заключил эксперт. А значит, на туризме в республике, исходя из одного конкретного случая, рано ставить крест.
У меня производственная травма, на меня упал шкаф на работе, в акте Н 1 написали, что я сама
У меня производственная травма, на меня упал шкаф на работе, в акте Н 1 написали, что я сама виновата, я обратилась в трудовую инспекцию, они тоже пишут в ответе, что я сама виновата, но как я могу отвечать за устойчивость шкафов мне непонятно, что мне делать?
Ответы на вопрос:
Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 227 ТК РФ
Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
обучающиеся, проходящие производственную практику;
лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
См. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789
в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ статья 228 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Кто виноват в этой ситуации? (упал шкаф на человека)
Нужна ваша консультация в след. Ситуации: ИП продает мебель. Работает сам без наемных работников. Естественно вся мебель в полной доступности для осмотра её покупателем (сесть/открыть и т.п.) Так вот, пока родители смотрели мебель, их ребенок самостоятельно лазил по магазину, начал открывать комод, потянул дверцы на себя и комод завалился на ребенка. (это видно на камерах наблюдения) Ребенок целый, только испугался. (он получился внутри упавшего комода). потом в больнице выяснилось что он ударился головой когда падал,
И еще одно: в правилах по технике на рабочем месте что-то должно быть написано касаемо этой ситуации? (у нас стандартная инструкция по ТБ для продавца) и если ИП сам работает, должен ли он подписывать сам на себя инструкции по ТБ?
Ответы на вопрос:
Сами родители виноваты и платить за мебель тоже им. А продавцам выговор-за недосмотр, даже такую ситуацию надо предусматривать и вовремя тех же родителей предупредить, чтоб следили за ребенком. Дели могут и фломастером мебель исписать-виноват продавец, а платить родителям. То, что камеры есть и запись-отлично, споров меньше. ИП инструкции тоже подписывает сам, ведь, например, приказ о назначении себя на работу директором подписывает сам учредитель-никто не удивляется. Несчастный случай на производстве-это совсем другая ситуация.
Я бы на Вашем месте не стал раздувать конфликт, вина тут обоюдная. Вина родителей в том что не присмотрели за ребенком и тот полез куда не надо, Ваша вина, в том что мебель не закреплена должным образом, она не должна падать на голову от того что кто то приоткрыл дверцу. Для Вас может выйти боком, если родители заявят иск предъявив, что ребенок получил психологическую травму и само судебное разбирательство+судебные издержки+ компенсация за моральный вред. наверняка перекроют ваши убытки по испорченной мебели. За незакрепленную мебель отвечаете Вы и ка владелец и как продавец. Техника безопасности тут не причем, будут руководствоваться здравым смыслом.
Вас вызывают в полицию в ходе проверки по факту травмы ребенка. Ничего страшного в этом нет. Дайте такие же подробные объяснения. Которые вы излагаете в вопросе.
В конце концов имеете право придти в полицию с адвокатом.
Спасибо большое за ответы.
А теперь через 2 нед. мне звонит следователь по делам несовершеннолетних из какого-то 6-го управления (я не запомнила название) спрашивает об этом случае, есть ли у меня инструкции по ТБ, и т.п.
Вот поэтому я и интересуюсь, какая ответственность лежит на мне за этот случай.
Похожие вопросы
Как действовать в случае если товар (мебель) был поставлен ИП без сопроводительных документов,
в том числе акта приёмки передачи и несоответствующего качества, при подписанном договоре? Уважаемые юристы, подскажите пожалуйста, первый раз сталкиваюсь с подобной ситуацией, когда товар привозят без документов вообще. Договор купли продажи мебели по образцам подписан 22.08.20, оплата была произведена в размере 100%.По условиям договора, продавец обязан в течение 10 рабочих дней поставить товар в полном объёме, а в случае невозможности выполнения продавцом своих обязательств перед покупателем, продавец возвращает ранее внесенную предоплату в течение 10 дней с момента подачи заявления об отказе от поставки товара. Вчера доставку осуществили на полтора часа позже, привезли шкаф купе без единого документа и требовали оплатить за доставку. При отсутствии документов, я категорически отказалась оплачивать неизвестно кому и неизвестно за что. Мебель покупала в крупном магазине мебели, где арендуют помещения множество поставщиков. Договор оформляла у ИП. От их сборщиков и подъёма шкафа в квартиру, я отказалась заранее, т.к. была наслышана об отрицательных отзывах по качеству сборки. Индивидуальный предприниматель при оформлении заказа уверял, что у него отличное качество и свое производство мебели. На витрине действительно качественные образцы. Но вчера, когда мои рабочие начали выгружать комплектующие шкафа, было очень много дефектов. В том числе неровно просверленные отверстия со множеством сколов, углы ДСП в некоторых местах замазаны замазкой! Некоторые из отверстий были лишними и заклеены. Возникла конфликтная ситуация с доставщиком, так как он прямыми словами вымогал деньги за доставку, убеждая меня в том, что за 3 года я первая, кто потребовал документы! Я позвонила самому ИП, озвучив свои претензии по качеству и отсутствии каких либо документов приёмки. На что он мне ответил, что если он будет всем покупателям печатать документы, то он разорится! Когда я в устной форме потребовала вернуть мне деньги и забрать их шкаф, а конкретно груду ДСП непонятного происхождения и плохого качества, он ответил, чтобы я подала в суд. Как я понимаю, чисто юридически получается, что они мне вообще не поставили товар, так как акта приёмки передачи подписанного мною у них нет, если только в последствии они не подделают мою подпись. Шкаф в разобранном виде стоит у меня в квартире и в данный момент я не знаю что с ним делать. Собирать товар несоответствующий заявленному качеству и неизвестного происхождения мне не хотелось бы. Но ведь они мне вроде получается и не привозили его, исходя из того, что документы отсутствуют и дефективный акт составить не представляется возможным по этой причине. Может быть стоит подать на ИП в суд, по его же рекомендации и в иске указать, что товар не был поставлен? Что посоветуете уважаемые юристы?
Я ИП. У меня две торговые точки Но нет наемного труда, на второй точке работает муж. Что мне отвечать налоговым инспекторам? Законно ли это? Муж пенсионер МВД.
Я ИП, работаю в магазине сама, но когда нужно отлучиться то прошу человека меня заменить, в налоговой требуют чтобы я её оформила, что делать? Неужели по 2 часа раза 2 в неделю, мне надо платить 11000 единый и плюс часовые.
Хочу открыть ИП по ремонту бытовой техники, без работников, ремонтом буду заниматься сам. Аренды помещения не будет, т.к. буду выезжать на дом, или в организацию, и осуществлять ремонт на месте. Буду работать с физ. лицами и юр лицами т.е. деньги будут поступать по безналу и наличка. Вопрос: нужна ли онлайн касса? Какой выбрать налог? Смогу ли открыть расчетный счет?
Заключили и оплатили в полном объеме договор с фабрикой на изготовление мягкой мебели (3 дивана, 2 кровати, 2 пуфика)
3 недели с ожидаемой даты поставки (хотя по договору 35 дней)
2.Мебель получили, но в ней было много внешних недочетов:
— все диваны при раскладывании задевали раскладушкой спинку дивана (тем самым портили ткань спинки)
— один пуфик был с неровной плоскостью на 4 ножках (шатался)
— у некоторых диванов при разгрузке грузчиками компании повреждены были ножки (2 штуки)
4.НО нашлись новые внутренние проблемы:
— пуфик после ремонта внутри был весь заляпан клеем
— у одного дивана отсутствовал крепежной болт (из 4 болтов которые должны быть)
— после замены может у другого дивана не установлены подпятники (мастера забыли их привезти)
Прошло 11 дней с момента последнего визита (от 27 сентября) и почти месяц с момента получения мебели:
— у нас 2 неиспользуемых дивана
— с нами никто не связывается, если мы задаем вопросы, нас игнорируют или кормят завтраками
— Никакие акты приемки-передачи не подписаны, нет акта о выявленных проблем, все переговоры ведутся через телефон/whatsapp
Прошу подсказать, что делать в такой ситуации?
Хотим получить неустойку за просрочку отгрузки мебели.
Хотим получить неустойку за качество полученной мебели.
Хотим получить выплату за моральный ущерб.
Покупатель приобрел у нас в салоне мебели диван под индивидуальный заказ из ткани по образцам, диван оформлен в рассрочку, диван доставлен в срок, по акту поставки претензий к качеству дивана не имеет, на следующий день от Покупателя последовала претензия, что от дивана исходит едкий химический запах, наш представитель съездил и осмотрел диван, едкого химического запаха он не обнаружил, естественный запах новой мебели присутствовал, на что он предложил проветрить квартиру, покупатель сказал, что у него нет возможности открыть балкон и окна, хотя где был расположен диван и окна и балкон были, акт осмотра не составили, осмотр в устной форме, на следующий день покупателем была составлена претензия у юриста в наш адрес на возврат части оплаченной суммы за диван, отказ от исполнения договора и проведение экспертизы на товар для определения недостатков у товара, мы отправили ответ, что экспертиза не требуется, товар надлежащего качества, согласно Госту 19917-93 мебель запах у изделия есть у каждого нового товара и не является браком, в удовлетворении претензии мы ей отказали, далее она самостоятельно провела экспертизу без нашего присутствия не уведомив нас и снова отправила претензию с требованием вернуть уплаченную сумму за товар с учетом понесенных расходов, в том числе за купленную пленку которой она обмотала диван, чтобы не дышать запахом, экспертиза показала, что при вскрытии чехла от подушек идет запах от ПУ, есть сколы на дне ящика и часть обивки не соответствует образцу, хотя образец даже никто у нас не брал, мы не стали отвечать на претензию т.к. уверены, что вредного запаха никого нет, через 12 дней после претензии второй она погасила рассрочку выплатив все за диван, мы предложили ей мировую, заявив что хотим осмотреть еще раз диван и прийти к мирному соглашению, на что она сказала приходите в любое время, в этот же день мы позвонили, чтобы прийти на след. ДЕНЬ на что она нам отказала и перенесла на др. день и так она согласилась нас пустить через 4 дня, мы пришли осмотрели диван он стоял полностью укутанный в 4 слоя стрейч пленки и мы так понимаем он с 3 дня доставки стоял в пленке т.е. новый диван он не проветривался и весь новый запах под пленкой еще больше стал пахнуть новой мебелью, едкого запах в квартире не присутствовало, мы предложили мировую оплатить ей всю сумму по второй претензии в индивидуальном порядке, хотя диван надлежащего качества, на что она ответила, что она согласна только на ту сумму которая указана в иске, она подала его вчера, но нам исковое заявление еще не пришло, мы так думаем поэтому она нас не пускала 4 дня мурыжила, она принесла свой экземпляр иска, а сумма так уже в 3 раза больше, на что мы отказались и решили что будем с ней судиться, хотим ей вернуть по ее реквизитам в претензии сумму которую она указала в претензии, но если у нас шанс, что она нам вернет диван, если мы ее уведомим дату и время когда мы его заберем и повлияет это как то на суде, т.к. мы просто хотим забрать диван, вернуть ей за него деньги, а остальные ее расходы пусть доказывает через суд мы уверенны, что диван надлежащего качества и без вредного запаха у нас имеются сертификаты безопасности на наполнители, партия диванов которая у нас поступила была сделана из одних и тех же наполнителей, никто не жаловался, только она, даже ее подруга пришла и сказала, что он у нее не пахнет, но дочь у нее юрист, по всем ее действиям понятно, что она хочет наживаться с помощью нас, и в пленку замотала не выветрить запах новой мебели, возможно есть какие то пк на запах, лаборатории, какой анализ провести? Есть ли у нас шанс выиграть дело и подскажите нам правильные последующие действия!
При покупке мебели приняли мебель в упаковке без осмотра. При распаковке обнаружили брак (сколы углов, царапины). Мебель еще не собрана. Продавец говорит что за механические повреждения он ответственности не несет. Что теперь делать?
Приметы: шкафы как «предупреждение свыше»
Своеобразные «мебельные предзнаменования» популярны в народе, что вполне закономерно — в любом жилье на крупные предметы обстановки мы обращаем внимание в первую очередь. Но тайные сигналы стоит искать не во всем.
Никакой мистики, обыкновенная физика — рассохшаяся дверца при колебаниях уровня влажности может издавать скрип или потрескивание.
Приметы про шкаф — о чем поведает «хранитель вещей»
Старый мебельный гарнитур способен не только своими странными звуками напугать. Есть примета: старый шкаф упал — ждите потрясений, которые в корне изменят существование членов семьи. Не исключено, что причина грядущих катаклизмов таится в прошлом — нерешенных проблемах, невыполненных обещаниях, застарелых обидах. Если же подобный сюрприз преподносит новый шкаф — не за горами смена жизненных приоритетов и целей.
Упала полка или перегородка
Иногда упасть может не вся мебельная конструкция, а только одна полка внутри, внезапно рухнуть перекладина, удерживающая вещи в шкафу — такие приметы помогают взглянуть на себя со стороны. Это не предостережение, а лишь напоминание Высших сил: вероятно, вы слишком погрязли в бытовых проблемах, перестали интересоваться чем-то новым, расти и развиваться. Судьба сигнализирует, что упущенные возможности никогда не появятся снова — ими следует пользоваться по мере поступления.
Вообще в народных приметах шкафы выступают не «пугалами», а мудрыми советчиками. По составу упавших вещей можно делать довольно смелые предсказания.
Но не следует этому слишком радоваться и проявлять беспечность. Верный шкаф предупреждает — свидание может закончиться неожиданно и даже печально.
Посуда, одежда
Упала посуда — оградите семью от любителей контролировать чужую жизнь. Мужчинам в этом случае желательно проявить больше внимания к своей «второй половинке» — не исключено, что у нее появилось желание добрать толику недостающей романтики с кем-то другим.
Обрушились шапки, плащи и дубленки? Постарайтесь сделать накопления — впереди сложные времена.
Приметы про дверцы шкафа — закрываем поплотнее
Посмотрите, как выглядит ваша мебель со стороны. Есть примета: открытый шкаф притягивает к домочадцам всевозможный негатив. Если дверцы никак не желают оставаться в правильном положении, за спиной хозяина сплетничает кто-то из близких. А что сказать про содержимое гардероба?
Вещи наизнанку в шкафу — примета плохая. Она намекает, что жизнь владельца одежды тоже способна повернуться обратной стороной. И этот процесс редко бывает безболезненным.