что делать если мебельщик кинул
Что делать если мебельщик кинул
Что делать, если обманули при заказе мебели?
Мебельные обманщики обещают изготовить хорошие кухни, диваны и другую мебель в обмен на рубли, а в итоге одна головная боль.
Как обманывают при заказе мебели? Во многих случаях нарушены обязательство по срокам. То есть покупатели вносят предоплату коммерческой конторе, но по многу месяцев не могут дождаться исполнения заказа. Все это время их кормят отговорками: то мастер е может прийти, то не все комплектующие успели доставить. А ведь зачастую человек кредит взял на эту мебель и платит уже. А дальше выясняется, что фирма закрылась, а менеджеры исчезли. В полиции, как правило, на заявление никакой реакции.
Почему? Давайте разберемся. Работает все очень просто: между производителем и клиентом появляется некая коммерческая структура, так называемый дилер. Одним он обещает продать мебель, а другим подобрать лучшие варианты качественно и в срок. Этот дилер берет с клиентов деньги, взамен оставляет расписку, мол в случае чего оплаченную сумму обязуюсь вернуть.
Производитель начинает изготавливать мебель, при этом оплату ожидает по факту, но платить ему никто не собирается. Посредник просто кладет деньги себе в карман и исчезает. Вот эта самая расписка и является защитой от уголовного дела. В полиции на жалобы клиентов заявляют, мошенничества нет, ведь продавец деньги вернет, все дело только в сроках. В это время коммерсант пакует чемоданы и спокойно уезжает. Его никто не преследует, а прибыль измеряется миллионами.
Стать жертвой недобросовестных изготовителей мебели может каждый. Обман при заказе мебели распространенное явление. А ведь деятельность таких фирм подрывает авторитет честных мебельных компаний.
Как вернуть предоплату за невыполненный заказ?
Когда понимаете, что переговорами данную ситуацию не решить, приступайте к конкретным действиям. В рамках закона «О защите прав потребителя» покупатель должен обратиться с письменной претензией к продавцу. Возврат денег должен произойти в течение семи дней с момента, как недобросовестная компания или предприниматель, с которым вы заключили договор, получат претензию. Одновременно оставьте запись в книге замечаний и предложений, а также оставьте электронное сообщение на сайте министерства торговли.
И уж если недобросовестные бизнесмены не вняли голосу разума, не осознали последствий, идите в суд. А грамотно составленное исковое заявление поможет делу.
Как расторгнуть договор и вернуть деньги за некачественную мебель?
Вы можете вернуть мебель в магазин, если по каким-то причинам она вас не устраивает. Но есть одно но! Сначала нужно обратиться к продавцу с требованием об обмене товара на аналогичный, который подходит по габаритам, форме и цвету. Такой обмен покупатель может совершить в течение 14 дней с момента покупки. Товаром не должны пользоваться.
Сохранены его товарный вид и конечно чеки. Впрочем, отсутствие чеков не лишает покупателя обменять товар. А вот если на момент обращения к продавцу аналогичный товар отсутствует, вот тогда вы можете отказаться от исполнения договора купли продажи и потребовать вернуть деньги.
Например, если вы сразу напишите заявление об отказе исполнения договора купли продажи и о возврате уплаченных вами денег, то организация — продавец может отказать.
Как не наколоться при заказе мебели?
Как купить мебель на заказ и отличить хороший мебельный салон от мошенников?
Нужна помощь адвоката?
Запишитесь на консультацию по телефонам +7(473) 240-87-07 или +7(961) 109-06-69
Или заполните форму и отправьте нам
«Был такой вежливый, а потом взял предоплату и пропал». В редакцию обратились 14 человек, познакомившихся с минским мебельщиком
Грань между порядочным, но неудачливым предпринимательством и мошенничеством очень тонкая. Если ты набрал предоплат, а заказы не выполнил (но обещаешь, что обязательно это сделаешь), то для правоохранительных органов ты чист и честен. Для клиентов же, оставшихся ни с чем, — обманщик, аферист и преступник. Очередное «мебельное дело» разворачивается прямо сейчас в Минске. В редакцию Onliner обратились сразу четырнадцать человек — все клиенты компании «АрфиГрупп» под предводительством директора Александра Фильчакова. Все заказывали мебель, заключали договоры, вносили деньги, а в итоге получили в лучшем случае пару дощечек.
В подобных историях (а мебельные конфликты не раз освещались на Onliner) с самого начала ничто не предвещает беды: контора работает официально, подписываются документы, рисуются грамотные эскизы и щедро раздаются советы — «тут лучше сделать так, а вот так все же не стоит». Поэтому у заказчиков, искренне радующихся, что нашли «своего» исполнителя, не возникает сомнений и тревог, когда приходит время вносить предоплату. (А кто из предпринимателей, изготавливающих мебель по индивидуальному заказу, работает без предоплаты?).
Очень вежливый и профессиональный
Пути Даниила и «АрфиГрупп» пересеклись в конце прошлого года. Молодой человек бороздил интернет в поисках исполнителя, который возьмется изготовить кухню.
— Наткнулся на эту контору, решил позвонить, — вспоминает путь к лишению денег минчанин. — Директор оказался очень приятным в общении человеком и не особо навязчивым. Решил, что с таким специалистом я и хочу работать.
13 ноября приехал в офис, расположенный в Папернянском сельсовете, заключил договор. Предполагалось, что через 45 рабочих дней у меня будет стоять новая кухня с бытовой техникой. Довольный внес предоплату в размере 4054 рубля и принялся ждать. Как понимаете, до сих пор — а уже май заканчивается — я ничего не дождался, ни одной дощечки, хотя Фильчаков клялся, что мебель будет на своем месте не позднее 23 января 2020-го.
Даниил рассказывает, что звонить и узнавать, как дела, начал еще до истечения срока, указанного в договоре: было интересно выяснить, на каком все этапе. Но очень скоро директор пропал с радаров: трубку никто не брал.
—Тогда я начал звонить с чужих номеров, он откликался, но как только понимал, кто я такой, старался поскорее закончить диалог. При этом всегда был вежливый и всегда обещал, что скоро мебель будет доставлена. Уже четыре месяца, как у меня нет с ним вообще никакой связи, я уже молчу о том, что сам он никогда не звонил. Я обратился в милицию, там меня внимательно выслушали, приняли заявление и перенаправили документы в Московское РУВД. Теперь они вроде бы в Следственном комитете.
Я также попытался расторгнуть договор с «АрфиГрупп», для чего отправил претензии на два адреса компании. Ответом мне было молчание. Дальше состоялся суд, который я, естественно, выиграл. Только что с того толку. Нас, выигравших дела, много, а по факту — ни денег, ни мебели.
Пострадавших от бездействия «АрфиГрупп» действительно немало. Жители Минска и Минского района объединились в группу в мессенджере для выработки общей стратегии действий. Говорят, их уже пятьдесят человек. Параллельно «старожилы» наблюдают, как новички пополняют их ряды: самый свежий договор датирован мартом этого года.
— С «АрфиГрупп» я познакомился через «Услуги» Onliner, когда искал специалиста, который сделает мне кухню. Фильчаков отозвался одним из первых — предложил хорошую цену, 2860 рублей, — описывает свой путь Сергей. — На замеры и заключение договора он приехал на следующий же день. В процессе общения показался очень адекватным: все досконально измерял, предлагал свои варианты. На месте нарисовал проект на бумаге и пообещал, что завтра скинет в Viber 3D-модель для согласования.
Прозорливый мастер с ходу взял предоплату с Сергея — 60% от озвученной стоимости. И после этого пропал.
— На завтра ни проекта кухни, ни расположения розеток не было. Не появились они и потом. Сам Фильчаков на звонки отвечал через раз, говорил, что болеет, но обязательно все вышлет. А всего через неделю вообще перестал брать трубку. Мы забеспокоились, и не зря. Начали «гуглить», и выяснилось, что мы далеко не одни такие.
Впрочем, не бросали попыток связаться с ним, и вот в один из дней Александр поднял трубку, а потом даже прислал обещанный эскиз и разводку электрики. А после этого опять затаился. Наш договор только закончился, а ситуация как у всех — ни кухни, ни денег нет. На звонки и письма Александр не отвечает. Для нашей семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, это немалые деньги. И вот так потерять их…
Хорошо ли заработал?
Если сложить суммы предоплат обратившихся в Onliner клиентов компании, то получается внушительная цифра — почти 40 000 рублей. Оно и неудивительно: брался мастер за изготовление кухонь, прихожих, шкафов, был готов на все. Некоторые заказчики настолько верили молодому и честному, что отдавали сразу 100% стоимости изделий. Да и как тут сомневаться, если человек уверяет, что у него собственное производство, и даже проводит экскурсию по цеху (как позже выяснится, далеко не своему). А другие отмечают, что до последнего не обращались в милицию, так как «верили, что у этого парня действительно что-то случилось и только из-за этого он не может вовремя выполнить обязательства».
— Мне кажется, он изначально и не собирался делать всю эту мебель, — предполагает Анатолий, передавший мебельщику 6000 рублей. — Если знать наши законы или иметь хорошего адвоката, который подскажет, как надо отвечать людям и милиции, можно годами собирать деньги и жить на широкую ногу за чужой счет. Доказать факт мошенничества крайне трудно, что нам и сказали в милиции, куда обращались если не все, то очень многие.
Именно поэтому мебельщики и развивают такую бурную деятельность — обхаживают, убеждают, заключают договоры, берут аванс, а потом делают минимум (если делают), чтобы их никто не мог притянуть к уголовной ответственности. И толку от выигранных судов: взять с него нечего. А потом еще и банкротом себя объявит.
На сайте kartoteka.by по компании «АрфиГрупп» представлены обширные и очень невеселые данные. Есть в том числе долги перед «МТБанком» — три штуки. Принудительных производств тоже хватает — целых десять, тут тебе и выплата зарплаты, и «иные гражданские», и даже моральный вред. Всего — на сумму более 32 000 рублей.
Еще больше, чем «недоделки» со стороны исполнителя, минчан расстраивала реакция милиции: людям один за одним приходили отказы в возбуждении уголовного дела.
Но может, ситуация все-таки изменится, так как последнее письмо, полученное Анатолием, звучит уже так: «В действиях Фильчакова А. К. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РБ (мошенничество). В настоящее время проводится проверка».
А что на той стороне?
Вторая сторона этого конфликта — Александр Фильчаков — так объясняет ситуацию.
— На предприятии сложились форс-мажорные обстоятельства. Все началось с того, что подвели некоторые сборщики мебели. Это был ноябрь-декабрь: кто-то ушел в загул, начались невыходы на работу. Это реально сильно парализовало предприятие, мы начали не укладываться в сроки. Как мы ни старались спасти ситуацию, этого не получилось. Мы приостановили деятельность по приемке заказов (в Onliner обратились люди, у которых договоры были заключены в период с сентября 2019-го по март 2020-го. — Прим. автора). Негатив со стороны заказчиков был оправдан.
Да, у клиентов была паника, они обращались в правоохранительные органы. Мы в свою очередь давали пояснения, предоставляли документы о том, что денежные средства не расходовались вне рамок деятельности предприятия. Сейчас для правоохранительных органов готовится второй пакет документов, который мы отдадим в ближайшее время.
Сейчас с людьми ведется конструктивная работа: наверное, где-то около половины клиентов уже поняли, что не хотят взимать с нас штрафные санкции, пеню и так далее. Заказчики ждут установку изделий: у кого-то распил уже готов, у кого-то даже привезен в квартиру. Мы начинаем доделывать старые заказы и будем возвращать деньги тем, кто этого не захочет. На сегодня восьми заказчикам отправлены уведомительные письма о том, чтобы они приняли решение, как мы действуем дальше. Конечно, сразу всем и одним махом вернуть средства не получится, но в ближайшее время мы все-таки выйдем из этой ситуации, и негатив планомерно иссякнет.
— По данным сайта kartoteka.by у вас исполнительных производств на 32 000 рублей.
— Я все исполнительные производства не помню, но основная сумма — это не сумма основного долга, а сумма пени, процентов. Могу сказать, что даже после судов есть люди, которые позвонили, которые вошли в ситуацию и поняли, что мы деньги не тратили по злому умыслу. Они предложили решать вопрос конструктивно: определим время, когда я верну деньги.
— А вам есть из чего возвращать?
— Да, сейчас идет работа, аккумулируются денежные средства. Не будут производиться выплаты по 100—200 рублей. До 15 числа двум заказчикам будут возвращены все внесенные средства.
— Согласно вашему плану, к какому числу вы сможете рассчитаться с клиентами, которые хотят вернуть деньги?
— Я вам скажу честно: есть некая группа людей (я даже знаю, кто именно к вам обратился), но я не знаю, для чего им это нужно. Потому как на сегодняшний день люди звонят и говорят: «Александр, мы все поняли, вошли в положение, давайте решим вопрос красиво». Но все просят не раскрывать информацию, кто именно звонит. Я думаю, когда пойдет возврат денежных средств, эта ситуация сама по себе начнет утихать. Чем быстрее они будут возвращаться, тем быстрее негатив будет уходить.
Мы будем возобновлять работу — ориентировочно в конце июня — начале июля. С физическими лицами мы начнем работу исключительно без предоплаты. Лучше делать меньше, но без предоплаты. Потому как даже если в сроки ты не уложился (нет какого-то вида пластика или декора на складе), то люди будут относиться лояльнее, поскольку не внесли свои деньги.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Можно бесконечно смотреть, как горит огонь, течет вода и мебельщики кормят клиентов завтраками. Каждую неделю в редакцию Onliner.by приходят письма от тех, кто заплатил деньги за изготовление кухни и остался ни с чем. Мебельщики от долга не открещиваются, но не видят способов его вернуть. А если и видят, все равно не возвращают. Классическая история с новыми героями — в материале Onliner.by.
Потом проблемы начались у меня. Когда подошел срок, Апанасик начал рассказывать, что сломалась машина, что он ждет поставки запчастей, и это длилось, наверное, недели две, после чего я решил последовать примеру сестры и написал в налоговую. Юрия Альфонсовича начали проверять, на нем были какие-то штрафы, но ничего серьезного. Предприниматель продолжал ежедневно кормить меня завтраками.
В последний раз я связывался с ним в марте. Он сказал, что деньги будут, надо ждать. Потом я подал в суд. 3 мая Апанасик в суд не явился, решение было вынесено заочно: взыскать с него 2936 рублей с учетом неустойки и компенсации морального вреда.
Адрес этот относится к Октябрьскому району, отдел принудительного исполнения передает дело туда. Вскоре выясняется, что по этому адресу находится притон и попасть туда невозможно. С большой долей вероятности человек осознанно продумал, какой адрес назвать, если его тормознут на улице.
— Этого человека нам посоветовали знакомые. Мы посмотрели его работу, и нам все понравилось. Знакомые похвалили качество, но посетовали, что нужно постоянно дергать исполнителя, чтобы он все сделал в срок. Мы решили, что это не самое худшее, с чем можно столкнуться при заказе мебели, и, к сожалению, были правы.
31 мая Юрий Альфонсович написал, что ему необходимо еще 600 рублей, чтобы сделать заказ. Я была в бешенстве: все деньги расписаны, ремонт идет полным ходом, и эти 600 рублей взять просто неоткуда. Спросила, на что нужны эти деньги. Сказал, что едет за фурнитурой в Польшу и ему не хватает. Муж решил, что нужно все же заплатить ему: в жизни бывает всякое.
Нашли эти деньги, Апанасик оставил расписку в договоре. Настало время изготовления фартука, при котором мебельщик, по договору, должен был присутствовать. Назначили день и время, согласовали с плиточником. Вечером этого дня плиточник написал нам, что Юрий Альфонсович на установку не явился. Мало того, даже не поставил нас в известность! На вопрос «Почему?» получаем гениальный ответ: «Не получилось».
Будучи в шоке от того, как Юрий Альфонсович подходит к делу, мы понимаем, что варианта найти новых изготовителей у нас нет ни по срокам, ни по деньгам. После долгих переговоров в Viber решили, что он позвонит нашему плиточнику и устно расскажет все детали.
Через две недели он сам позвонил нам: «Ну что, ребята? Когда ставим?» Мы сказали, что ремонт затянется на две-три недели. Мебельщик приехал на контрольный замер в начале августа, мы спросили, все ли готово. «Да-да, конечно», — ответил он. «Если 13 ставим, удобно будет?» — «Удобно». За это время мы заказали технику для кухни.
Утром 13 августа муж пишет ему: «Добрый день, во сколько у нас установка?» На что нам приходит ответ: «Я не могу сегодня, только через неделю». Хотя в воскресенье накануне мы спросили, все ли в силе, и он ответил, что да. Я позвонила и сказала ему, что перенести на неделю мы не можем, так как у нас всего неделя, чтобы съехать со съемной квартиры. Юрий в упор не слышал никаких доводов и все время повторял, что он не может сегодня, у него проблемы и дела.
Муж сказал ему, что такая работа нас не устраивает и что мы отказываемся с ним сотрудничать. Что у него есть три дня, чтобы вернуть деньги, или мы идем в милицию и пишем заявление. Он промолчал. Я начала искать информацию в интернете, и оказалось, что он уже кинул кучу людей.
Сейчас мы заново ищем, кто сделает нам кухню. Но самое неприятное, что все деньги расписаны до рубля. Консультируемся с адвокатом, чтобы написать заявление в милицию и подать на ипэшника в суд. Тем временем Апанасик продолжает кормить нас завтраками: сегодня его друг прилетает из Македонии и якобы привезет ему деньги, которые он нам передаст. Эти выдумки мы слышим уже вторую неделю подряд и, честно говоря, ни на что не рассчитываем.
Мы без труда связались с Юрием Альфонсовичем: на контакт он идет, трубку снимает. Рассказали, что к нам обратились несколько человек, у которых он взял деньги на изготовление кухни, но ничего не изготовил за достаточно длительный срок. И спросили, догадывается ли он, о ком идет речь.
— Да, конечно. С Вячеславом мы вчера беседовали.
Мы напомнили Юрию Альфонсовичу, что у него есть и другие недовольные клиенты.
— По Екатерине ситуация следующая: у них был ремонт, сроки изготовления мебели были немного сдвинуты. Две недели назад мы договорились об установке, но потом получилась такая ситуация, что в тот день у меня не получилось, и в результате заказчик отказался от кухни. А так как аванс ушел на материалы, то у меня в данный момент нет средств, чтобы вернуть деньги.
— Хотите сказать, что кухня изготовлена, но заказчику уже не нужна?
— То есть вы берете предоплату, которой не хватает на изготовление кухни? Как работает этот бизнес?
— У меня может быть пять-шесть заказов в процессе исполнения, плюс у меня есть личные деньги, оборотные средства, поэтому 50% предоплаты, как правило, бывает достаточно. Но частный бизнес — он непредсказуем. Сегодня есть заказы, завтра нет. Кухня изготавливалась достаточно долго — два месяца, и у меня была работа. Когда пришел момент ее доделывать, мне не хватило оборотных средств. Так получилось.
— В какие сроки вы планируете вернуть деньги Екатерине?
С Евгением, по словам горе-мебельщика, вышла «та же ситуация». Остается только добавить, что, по данным Минюста, ИП Апанасик Юрий Альфонсович находится в стадии ликвидации, а это значит, что вернуть свои деньги его клиентам будет еще труднее. Ведь суды о банкротстве длятся годами, и потребители услуг — далеко не первые в очереди на возврат долгов.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!