что делать если машина загорелась на ходу
Почему автомобиль может загореться прямо на ходу?
Любой автомобиль представляет собой средство повышенной опасности. Очевидно, что с ним может случиться все, что угодно и даже самовозгорание. В баке автомобиля находится горючее, которое может взорваться в любую секунду. Под днищем любой машины проложена система энергозатратного оборудования, которая в процессе езды нагревается до сотен градусов. Неудивительно, что в этой ситуации может возникнуть высокий риск пожара в процессе эксплуатации транспортного средства. Сегодня мы расскажем о том, какие неисправности могут спровоцировать возникновение высоковольтной искры, и как избежать самовозгорания авто.
Ошибки в процессе мойки двигателя
Зачастую причиной возникновения пожаров в автомобилях является вода. В тот момент, когда производится мойка пространства вокруг капота, вода может просочиться в узлы электрооборудования. В итоге, это приводит к перебоям с зажиганием. Риск возникновения такой ситуации существенно повышается, если мойка производилась керхером, в процессе которой мощные струи воды попадают куда угодно. После неправильной мойки водитель получает полностью отсыревшие катушки, которые начинают периодически давать сбой. Это приводит к тому, что горючее не до конца сгорает в цилиндрах.
Часть топлива перебрасывается в выхлопную систему, оказываясь в каталитическом нейтрализаторе. Именно там и происходит процесс окончательного сгорания топлива, который приводит к перегреву технического узла. В данной ситуации оказывается разрушительное воздействие на антикоррозийную систему, и возникает запах горелого. Но самое страшное, что может случиться, это если во время движения авто по траве пару сухих стеблей попадет на трубы. В этой ситуации произойдет мгновенное возгорание. Воспламенится не только двигатель, может загореться весь автомобиль.
Утечка горючего
Как правило, самовозгорание в автомобиле происходит практически сразу после ремонта силовых агрегатов. Неквалифицированные сотрудники СТО своими действиями могут нарушить правила техники безопасности технических систем автомобиля. Кроме того, в автосервисе нередко забывают о том, что нужно затянуть топливопроводы. Если этого не сделать, может произойти утечка горючего.
Эту ситуацию могут спровоцировать не защелкнутые фиксаторы топлива, расположенные на фильтре. Кроме того, в процессе установки бензонасоса могли быть повреждены прокладки. Если в процессе заправки, топливо вытечет за пределы резервуара, оно может проникнуть на раскаленную выхлопную систему, температура которой в некоторых случаях нагревается свыше шестисот градусов.
Повреждения аккумулятора, внезапные хлопки
Если автомобиль оснащен старой аккумуляторной батареей, в случае повреждения ячеек внутри пластин, может произойти короткое замыкание. Стоит проскочить одной искре, как может загореться весь аккумулятор. Электролит имеет свойство разлагаться на ряд химических элементов.
В процессе этой реакции происходит выделение водорода. В случае его чрезмерного накапливания может произойти возгорание. Для этого достаточно искры от «прикуривателя» и сигареты в руках водителя. Зачастую кислота, возникшая в результате данной химической реакции, попадает в моторный отсек, из-за чего автомобиль может загореться прямо на ходу.
Вещи в салоне
Зачастую пожар может возникнуть из-за оставленных в салоне вещей. В данном случае спровоцировать возгорание может даже вполне безобидная бутылка с водой. В какой-то момент она может сработать в качестве линзы, и сфокусировать солнечные лучи в одной точке. Мало того, она способна даже прожечь дыру в плотной тканевой обивке. В данном случае из-за тлеющих лоскутков ткани может произойти масштабное возгорание. Бывают ситуации, когда зажигалки, оставленные на приборной панели, провоцировали самовозгорание авто. Нередко от перегрева взрываются зарядные устройства, оставленные в автомобиле. Они мгновенно возгораются, и могут спровоцировать серьезный пожар.
Искра пламени на АЗС
Существует высокий риск того, что транспортное средство может воспламениться в процессе заливки бензина на автозаправочной станции. Такая химическая реакция возникает из-за чрезмерного статического напряжения, которое накопилось в заправочном пистолете, прикасаясь к которому водитель провоцирует возникновение искры. В результате пары бензина могут вспыхнуть. Пластиковые канистры гораздо менее опасны. В связи с этим, обращаясь с бензином, необходимо соблюдать технику безопасности. В противном случае можно спровоцировать возникновение очагов возгорания.
Замыкание проводки
Как правило, такое случается на старых подержанных авто, которые до этого попадали в аварии. Замыкание проводки происходит в том случае, когда изоляция перестает полноценно выполнять свои функции. Кроме того, возгорание может произойти из-за подзарядки всевозможных гаджетов с помощью прикуривателя. После того, как в таких автомобилях перегорают предохранители, водители зачастую устанавливают более сильные, но при этом очень плавкие элементы. В ходе установки не отключается ток. Из-за этого во время чрезмерной нагрузки на раскалившиеся провода изоляция начинает сильно плавиться. После этого реакция переходит на пластик в салоне. В данном случае существует высокий риск возникновения открытого пламени и пожара.
А у вас когда-либо происходило что-то подобное? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.
Пожар: Что делать, если машина загорелась?
По данным статистки транспортные средства в России горят довольно часто, за год сгорает примерно тридцать тысяч авто! Сюда входят самые различные причины: в основном технические, так же вследствие неосторожного обращения с огнём и поджогов.
Так совсем недавно мужчина спалил чужую машину, лишь за то, что водитель облил его водой из лужи. Злоумышленник купил канистру с бензином, выследил где обидчик ставит свой транспорт и поджог его. После чего был пойман и вероятно будет отбывать наказание! Вообще не так много и нужно в наше нервное время, чтобы довести человека до крайности. Это ещё один пример того, что на дороге нужно вести себя по-человечески и стараться не заводить врагов. Кстати поджоги это 1/5 всех случаев и потушить их крайне сложно, особенно, если для этой подлой цели применяются различные горючие смеси.
Профилактика возгораний в автомобиле!
1. Проверьте и уберите все посторонние предметы из-под капота. Не забывайте легко воспламеняющиеся предметы: ветошь, тряпки и прочее.
2. Регулярно проводите проверку на герметичность топливной и масляной систем. Если на вашей стоянке под авто можно заметить масляные пятна и радужные разводы, это явный повод для поездки в сервис.
3. Проверьте исправность огнетушителя. Выбирайте качественные огнетушители, большой огнетушитель способен совладать с большей площадью возгорания и спасти вашу или чью-то еще жизнь.
4. Проверьте багажник, закреплены ли канистры с топливом? Если нет — закрепите как следует.
5. Проверьте надёжность крепления аккумулятора.
6. Простоявшую длительное время машину, следует проверить на исправность проводки, и герметичность основных систем.
7. При мытье машины и выведении сложных пятен, не применяйте легковоспламеняющиеся жидкости. Также не стоит возить подобные вещи в салоне или багажнике.
8. По возможности не лишним будет установка в ваш автомобиль системы для автономного пожаротушения(да, есть и такие системы), которые устанавливаются под капот и срабатывают автоматически при экстремальном повышении температуры.
Как вести себя, если произошло возгорание?
Автотранспорт горит довольно неплохо. Здесь есть чему попылать: топливо, масло, обшивка салона, проводка, посторонние предметы, способные легко загореться (например, листья под капотом, попавшие на раскалённые элементы) и т.д.
Определить что произошло или происходит возгорание можно по характерным признакам. При неисправности проводки обычно выходят из строя или ведут себя некорректно различные датчики. То и дело отображаются всякие предупреждения на панели или напротив потухают, прекращая свою работу. По запаху тоже можно сделать вывод: пахнет бензином, горелой резиной, дымом. Визуальное наблюдение огня и дыма является вернейшим признаком зачинающегося пожара. При этом точную причину возгорания порой способен определить лишь специалист!
1. Главное не поддаваться страху, не впадайте в панику!
2. Если вы находитесь в дороге, съезжайте на обочину и тормозите, заглушите двигатель.
3. Покиньте авто. Проследите чтобы все находящиеся внутри машины вышли наружу и отошли на безопасное расстояние, равное десяти метрам.
4. Вызовите МЧС позвонив по номеру 112. Звоните лично или поручите это кому-то конкретному. Крик в толпу «кто-нибудь позвоните в пожарную» может привести к тому, что каждый зевака решит, что кто-то уже набирает номер ближайшей пожарной части и ему звонить незачем.
5. Небольшое возгорание или же находящееся на стадии тления, следует попытаться потушить самостоятельно. Применяя огнетушитель, и перекрывая доступ воздуха для огня, накрыв его изолирующим материалом (подойдёт плотная одежда, лучше предварительно смоченная водой).
6. Если что-то горит в моторном отсеке и не понятно какой силы пламя. Не следует открывать капот настежь, чтобы посмотреть что там происходит, ведь при открывании капота вы обеспечите мощный приток воздуха и огонь разгорится сильнее. Можно вообще не открывать и дождаться помощи МЧС на безопасном расстоянии. При попытке самостоятельного тушения возгорания под капотом, нужно приподнять крышку капота (а не открывать его полностью), при этом держа наготове огнетушитель, и просунув его в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя в сторону предполагаемого очага возгорания. В этом процессе лучше прибегнуть к чьей-нибудь помощи. Кто-то тушит, кто-то приподнял и держит крышку капота, кто-то подаёт огнетушитель. Помните, что давать указания нужно конкретным людям. Просьба: «Эй, кто-нибудь подержите капот» может внести сумятицу, когда помогать ринутся несколько очевидцев пожара, или может никто и не откликнуться.
7. Если горит салон автомобиля, не открывайте окна и двери без особой нужды. При недостаточном количестве воздуха пламя может утихнуть и перейти в тление. Однако, следует помнить, что не стоит находиться внутри горящего автомобиля(«особая нужда»). Так же не стоит пытаться тушить самостоятельно, достаточно хорошо разгоревшиеся пламя, большой огонь.
Что делать, если загорелся автомобиль
Каждый автомобилист ездит на бомбе замедленного действия, поставленной на паузу. Рассудите сами: к чему может привести близкое соседство десятков литров легковоспламеняющейся жидкости и электропроводов под напряжением?
Вот-вот. От самопроизвольного превращения в факел автомобиль удерживает лишь гений конструкторов, нашедших способ разделить эти две сущности — бензин и электричество. Встречаются они, как известно, только внутри камеры сгорания двигателя.
Однако, любой автомобиль имеет естественное свойство ветшать.
Однажды я сам был буквально в двух шагах от того, чтобы оказаться внутри полыхающей железной коробки: у моего автомобиля во время движения по трассе прохудился топливопровод, и бензин меланхолично капал на раскаленный выпускной коллектор.
К счастью, капал недостаточно интенсивно, чтобы это привело к последствиям более серьезным, чем периодические секундные струйки дыма, но, когда я обнаружил треснувший шланг и понял, чем это мне грозило — всерьез перепугался.
Эксперты разнятся в оценках времени, которое требуется автомобилю, чтобы выгореть дотла, но сходятся в одном: счет идет на минуты. Поэтому нелишне постоянно держать в голове несколько простых правил на самый экстремальный случай.
Правило первое: пожар куда проще предотвратить, чем потушить.
Технически исправный автомобиль вряд ли загорится (конечно, если ему не помочь со стороны, но подобные ситуации мы сейчас не рассматриваем).
В подавляющем большинстве случаев самопроизвольное возгорание связано с теми или иными техническими проблемами: износившейся изоляцией проводки, рассохшимися топливными шлангами и тому подобное. Даже перегрев двигателя или нейтрализатора может привести к воспламенению. Таким образом, водитель, уважающий свой автомобиль, при помощи регулярного техобслуживания делает свои поездки не только комфортными, но и заметно более безопасными.
Правило второе: постоянное внимание.
В силу особенностей психологии человек, почувствовавший запах гари, как правило, не спешит эвакуироваться, а идет искать источник запаха. Замечал я и за собой: унюхав в салоне машины что-то нетрадиционное, не паркуюсь немедленно и с аварийкой, а начинаю вертеть головой по сторонам в поисках чадящего «КамАЗа». Между тем, именно в этой ситуации промедление может обернуться бедой.
Заместитель начальника областного Центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации ГУ МЧС, начальник службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Михаил Коваленко утверждает, что, заметив на борту очаг возгорания или даже заподозрив его наличие, водитель в первую очередь должен остановиться, во вторую — эвакуировать экипаж, и в третью — обесточить машину.
«Если загорание случилось под капотом, необходимо сразу же остановиться и выключить зажигание. По возможности открыть капот и скинуть клемму с аккумулятора — пока на проводах есть напряжение, есть вероятность, что занявшаяся в результате короткого замыкания проводка будет продолжать гореть. И после этого уже тушить углекислотным или пенным огнетушителем. Сразу же нужно вызывать пожарную охрану, как только заметили огонь.
Существуют еще так называемые утеплители, пожаростойкие „автоодеяла“ — если такое есть на борту, им можно по возможности плотно накрыть моторный отсек, чтобы ограничить доступ кислорода к огню. Конечно, в этом случае воздух будет поступать к очагу возгорания снизу, но завихрения воздуха уже продувать мотор не будут.
Чем меньше доступ воздуха, тем медленнее развивается пожар».
Отсюда естественным образом вытекает третье правило: наличие огнетушителя на борту.
К слову, того же требуют и ПДД, но именно на это требование автомобилисты, как правило, особого внимания не обращают. И да, огнетушитель должен быть исправным и непросроченным, приобретенным не где-то на обочине, а в специализированном заведении.
Спасатели отдельно рекомендуют еще и попрактиковаться в тушении пожара где-нибудь на пустыре, чтобы во время реальной опасности не паниковать перед этим непонятным красным баллоном.
Отметим также, что реальная возможность спасти машину при помощи бортового огнетушителя существует лишь в первые минуты пожара: если огонь уже распространился (например, проник из моторного отсека в салон), останется только уповать на КАСКО.
Тем не менее, в МЧС рекомендуют не стоять, сложа руки в карманы, а все же предпринимать активные действия: надежда сдержать развитие пожара до прибытия специалистов остается всегда.
Даже если растяпа-автомобилист вовремя не обзавелся огнетушителем, пламя можно сбивать чем-либо наподобие вышеупомянутого «автоодеяла», засыпать снегом и песком или проливать водой из ближайшей канавы.
Гарантировать эффективность этих действий вам никто не возьмется, но все лучше, чем стоять и смотреть. Кроме того, огнетушитель может обнаружиться у проезжающих мимо коллег — вряд ли они равнодушно промчатся мимо языков пламени.
Если занялось в салоне (например, из-за случайно попавшего в окно окурка), ключевым вопросом становится самочувствие водителя и пассажиров. Синтетика, активно применяющаяся в отделке современных автомобильных интерьеров, легко горит и при этом выделяет множество дряни.
В МЧС говорят, что буквально нескольких вдохов в задымленном салоне достаточно для того, чтобы отравиться продуктами горения. Соответственно, чем раньше удастся попасть на свежий воздух, тем лучше.
Можно немножко утешаться тем, что возгорание в салоне водитель может обнаружить заметно раньше, чем пожар в моторном отсеке, и, таким образом, ликвидировать его с заметно меньшими последствиями.
Особняком стоит случай самовозгорания автомобиля, мирно стоящего на парковке. Как показывает печальная практика, если это случилось тихой ночью, вероятность спасти машину стремится к нулю просто потому, что застигнуть пожар на ранней стадии вряд ли получится.
В этой ситуации бороться нужно уже за соседние, ни в чем не повинные автомобили, которые тоже могут полыхнуть.
Михаил Коваленко советует и в этом случае не терять времени: в первую очередь необходимо накрыть источник огня каким-то плотным материалом. Это, с одной стороны, опять-таки ограничит доступ кислорода и сдержит развитие пожара, с другой — снизит температурное воздействие на соседние машины (и, как следствие, объем материальных последствий для владельца загоревшегося автомобиля). Во вторую — не теряя времени, объявлять тревогу и растаскивать или отгонять рядом стоящие авто.
Итак, резюмируем: последовательность действий при обнаружении возгорания автомобиля.
1. Немедленно остановиться, выключить зажигание.
2. Высадить всех пассажиров и выйти самому, предварительно закрыв окна и двери. Вызвать пожарных, оповестить о пожаре окружающих.
3. Открыть капот (если огонь появился именно в моторном отсеке, делать это нужно максимально осторожно), обесточить автомобиль.
4. Тушить огонь при помощи огнетушителя или подручных средств, начиная с разлившихся технических жидкостей (если таковые имеются).
5. Если самостоятельно ликвидировать огонь не получается, необходимо отойти на безопасное расстояние и убедить сделать то же самое окружающих.
Что делать, если машина загорелась
Во всём мире ежегодно происходят миллионы аварий и многие из них заканчиваются пожаром. Например, в США 2019 году их было почти 190 тысяч. Конечно, это ерунда по сравнению с 1980-м, когда загорелось 456 тысяч машин, но с тех пор статистика только улучшалась. Вероятно, это связано с тем, что массовое автопроизводство перешло от карбюраторов к впрыску топлива. Однако, игнорировать дорожные пожары, утверждая, что случаются они не так уж часто, не стоит. Мы обычно считаем, что с нами ничего подобного не произойдёт, а когда это всё же происходит, не представляем как справиться с ситуацией.
Статистика становится более ошеломляющей, если присмотреться к ней повнимательнее. Например, средний показатель смертности на тысячу пожаров составляет почти три человека, не говоря уже о финансовом ущербе, который чаще всего связан с полной потерей транспортного средства. После пожара даже самый талантливый жестянщик, как правило, оказывается бессилен.
Наиболее распространённые причины пожаров
Почему загораются автомобили? Вообще, чтобы создать огонь нужны три вещи: источник возгорания, кислород и топливо. Как вы понимаете, у обычного ДВС есть всё необходимое. И хотя риск пожара снижается вместе с развитием технологий, есть некоторые моменты и советы по безопасности, которые стоит отметить:
— Утечки воспламеняющейся жидкости. Всевозможные шланги, уплотнения, клапаны и крышки могут со временем разрушаться. А некоторые даже отсутствовать. Например, крышка маслозаливной горловины. Конечно, небольшой «разлив» в моторном отсеке сам по себе не проблема, потому что для пожара его нужно кое с чем сочетать, но тем не менее регулярное и грамотное техническое обслуживание чрезвычайно важно.
— Неисправности электрики. Самый маленький потрёпанный проводок может вызвать искру, которая приведёт к возгоранию. Неисправная проводка, ведущая к новому сабвуферу в багажнике, может легко воспламенить кусок ковра. Электрические неисправности (включая аккумулятор) до сих пор остаются главной причиной возгораний.
— Перегрев двигателя. Перегрев двигателя сам по себе не приводит к пожару, но если добавить немного горючей жидкости, капающей в нужном месте, и немного кислорода, у вас появится необходимый набор.
— Каталитические нейтрализаторы. Засорённый каталитический нейтрализатор может быстро достичь температуры 1 000 градусов Цельсия, что почти вдвое превышает его среднюю рабочую температуру. А ведь большинство каталитических нейтрализаторов расположены под салоном, который полон горючих материалов.
— Багаж и курение. Всем понятно, что возить в багажнике пластиковую канистру, наполненную бензином – плохая идея. В жаркую погоду бензин расширяется, разрушает пластиковые швы, понемногу вытекает и через непродолжительное время покрывает большую часть пола багажника. То же самое относится к другим горючим химическим веществам, таким как моторное масло или тормозная жидкость. Излишне напоминать, что курение в машине всегда связано с риском пожара.
— Поджог. Это покажется странным, но значительное количество возгораний на транспортных средствах является результатом поджога. Портрет преступников варьируется от скучающих подростков до мстящих, больных, вымогателей и мошенников, рассчитывающих на страховые выплаты. Конечно, в какой-то момент это может показаться простым способом заработать, но нужно учитывать, что у следователей есть методы, способные доказать преднамеренный поджог.
— Автомобильные аварии. Силы, воздействующие на автомобиль во время аварии, велики и безжалостны. Их более чем достаточно, чтобы вырвать бензопроводы или разнести блок двигателя. Соедините это с искрами от столкновения, возможными сбоями электроники и у вас возникнет пожар.
— Недостатки дизайна. Даже самые премиальные производители порой допускают ошибки. Прекрасным примером является Ferrari 458 Italia, у которой в самом начале продаж была небольшая проблема: она самовоспламенялась из-за огромного количества ошибок, не замеченных на этапе предварительного тестирования. К счастью, в Ferrari это быстро заметили и произвели необходимые доработки.
Теперь, когда вы знаете почему загораются автомобили, вы должны уметь распознавать признаки возможного пожара. Вот лишь некоторые из них:
— Запах горящего пластика никогда не относился к хорошим знакам или норме. Не игнорируйте его в надежде, что всё пройдёт само собой. При сильном запахе лучше остановиться, дождаться пока двигатель остынет и попытаться изучить проблему.
— У бензина весьма характерный запах и он не должен проникать в кабину. Если вы его чувствуете, что-то пошло не так.
— Перегрев двигателя является признаком серьёзной механической неисправности. Возможно, это и не приведёт к пожару, но задуматься стоит.
— Если температура в салоне выше, чем должна быть – это тоже сигнал. Тепло неисправного каталитического нейтрализатора в конечном итоге попадает в кабину.
— Дымящийся мотор по очевидным причинам должен вызвать обеспокоенность. Белый дым обычно является перегревом двигателя, в то время как более тёмный дым указывает на то, что пожар уже начался.
— Если вы всё время мучаетесь с перегорающими предохранителями, это верный признак того, что с электрикой что-то не так. А поскольку это основная причина возгораний, стоит провести тщательную диагностику.
Что делать, когда машина в огне
Если автомобиль всё же загорелся, следуйте инструкциям по пожарной безопасности:
— Не паникуйте и не действуйте хаотично.
— Съезжайте на обочину и заглушите двигатель.
— Отстегните ремень безопасности и убедитесь, что с вами всё в порядке, прежде чем начать помогать другим пассажирам. Что касается детей, то сначала нужно вытащить тех, кто помладше, так как они не смогут самостоятельно отстегнуть свои детские кресла. Не забывайте также следить за движением транспорта. Опасность пожара, конечно, в приоритете, но это не снижает рисков, связанных с неудачной парковкой и транспортными средствами, пролетающими мимо вас.
— Когда все благополучно выйдут из машины и окажутся на безопасном расстоянии, вызовите спасательные службы. Хотя обольщаться не стоит. Выгорание происходит гораздо быстрее, чем вы думаете и в большинстве случаев автомобили сгорают дотла ещё до того, как прибудет пожарная служба.
Советы по пожарной безопасности
Есть некоторые очевидные вещи, которые не следует делать. Например, курить в машине. Это вредно не только для вас, но и для автомобиля. Лучше не возить никаких легковоспламеняющихся предметов. Обычно об этом предупреждают этикетки. Список взрывоопасных предметов включает бензин, хлор, жидкость для зажигалок и розжига костров, спирт и аэрозольные баллончики. Кстати, вы знали, что лак для ногтей тоже легко воспламеняется?
Регулярное техническое обслуживание должно гарантировать отсутствие утечек топлива или проблем с электрикой. Но прежде чем потратить деньги, которых у вас вероятно нет, попробуйте самодиагностику:
— Регулярно перегорающие предохранители являются верным признаком проблем с электричеством.
— Чтобы проверить, подтекает ли ваша машина, припаркуйте её над какой-нибудь газетой или листом бумаги. Чтобы проверить, не воспламеняется ли вытекшая жидкость, попробуйте поджечь газету. Только отойдите подальше! Это не самая безопасная тактика, но всё равно лучше, чем горящий двигатель.
Нужно ли возить с собой огнетушитель? Это неплохая идея, особенно если одновременно с ним вы возите в машине семью. Вполне вероятно, что вам даже удастся потушить небольшой огонь, но не пытайтесь быть героем. Это редко приводит к нужным результатам.
Пожары на транспортных средствах происходят не так часто, как обычные ДТП, но они всё же происходят. Главный вывод, который можно сделать из этого текста заключается в том, что около половины автомобильных пожаров можно избежать с помощью регулярных ТО и здравого смысла.