что делать если мальчик не говорит в 3 года
Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Как правило, в трехлетнем возрасте многие дети уже учат наизусть стишки и запоминают любимые сказки. Такие болтуны постоянно что-то рассказывают, ведь к этому возрасту они уже успевают накопить обширный словарный запас, могут составлять сложные фразы и формулировать предложения.
Однако, сегодня многие родители сталкиваются с тем, что ребенок в 3 года плохо говорит или не разговаривает совсем. Безусловно, существует множество индивидуальных особенностей. Например, мальчики могут начать активно общаться гораздо позже своих ровесниц-девочек. Однако, в таком возрасте ребенок уже должен уметь рассказать любимую сказку или мультфильм, даже если его сможет понять только мама. И если малыш предпочитает отмалчиваться, следует не заниматься догадками, а обратиться к специалистам. В наше время огромное количество детей испытывают сложности с речевым развитием, и затягивать с походом к логопеду не стоит.
Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?
Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:
Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.
К каким специалистам стоит обратиться?
Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:
Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.
Что делать, чтобы помочь ребенку?
Грамотный логопед обязательно дает советы и упражнения, выполняя которые родители смогут помочь малышу развить речь. Как правило, родителям рекомендуют:
При необходимости, к занятиям логопед также может дополнительно назначать лекарственные препараты для стимуляции мозговых речевых зон, процедуры, логопедический массаж или альтернативные методы коррекции (иппотерапия, купание с дельфинами). Следует помнить, что не существует универсальных подходов, ведь каждый ребенок – индивидуален, и учесть все его особенности при развитии речевого аппарата сможет только специалист.
Дата публикации: 24.06.2019. Последнее изменение: 29.11.2021.
Что делать если мальчик не говорит в 3 года
Аннотация: Причины и признаки задержки развития речи.
Статья:
Первые несколько лет жизни малыша являются очень важными в становлении речи. Если ребенок плохо разговаривает в 3 года, то нужно скорее предпринимать меры по устранению этой проблемы.
Родителям необходимо знать признаки задержки речевого развития (ЗРР), к какому врачу обращаться и как заниматься в домашних условиях с молчаливым малышом.
Причины и признаки задержки развития речи
Чтобы избавиться от ЗРР, надо знать причину появления такой проблемы.
Задержка речевого развития может быть спровоцирована разными факторами, все они делятся на четыре группы:
К первой группе причин ЗРР относятся:
Задержку речевого развития могут спровоцировать такие патологические состояния:
Социальные причины плохого становления речи у ребенка:
Психологическими факторами ЗРР являются:
Понять, что у малыша имеются проблемы в развитии речи, можно по таким симптомам:
Если родители заметили отклонения в становлении речи у малыша, то им необходимо срочно проконсультироваться с доктором.
Куда обращаться?
Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.
Лечением ЗРР занимаются такие доктора:
Методы устранения ЗРР
Существуют разные способы устранения задержки речевого развития у ребенка. Это могут быть медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные упражнения, массаж. Метод лечения подбирается исходя из выявленной в процессе диагностики причины появления проблемы.
Если ЗРР спровоцирована социально-педагогическими факторами, требуется создание благоприятной среды. Дефектологи и логопеды проводят различные упражнения, применяют практические и технические средства реабилитации.
Если ЗРР связана со слабостью лицевых мышц, тогда полезен будет логопедический массаж.
Он укрепит мускулатуру рта, ушей. По индивидуальным показаниям проводится зондовый массаж Новиковой. В некоторых случаях доктора советуют занятия на ипподроме, в дельфинарии.
Что делать в домашних условиях?
Для успешного и оперативного решения проблемы задержки становления речи, недостаточно только давать прописанные доктором препараты, водить малыша на физиопроцедуры, занятия с логопедом или дефектологом.
Родителям необходимо дома закреплять умения, полученные малышом в процессе лечения. Существуют специальные обучающие занятия, которые проводятся в игровой форме.
Требуется учитывать возраст малыша. С детьми 2-3 и 4-5 лет надо заниматься по-разному. Что делать в домашних условиях для стимуляции развития речи, может подсказать педиатр.
В 2-3 года
Родители, у детей которых имеется ЗРР, интересуются, что делать, если ребенок плохо говорит в 3 года. В условиях дома нужно помогать малышу развивать речь. Важно исключить те факторы, которые оказывают негативное влияние.
Специалисты дают такие советы:
В 4-5 лет и старше
После четырех лет повышается вероятность перехода ЗРР в задержку психоречевого развития. Это связно с тем, что отсутствие или плохая речь тормозят становление мышления. Как показывают статистические данные, после 5 лет шансы на полное устранение отклонений резко падает.
У детей старше 6 лет вероятность излечения составляет всего 0,2%. Поэтому у многих родителей, дети которых \ имеют ЗРР, возникает вопрос, что делать, если ребенок в 4 года плохо говорит.
Специалисты дают такие рекомендации:
Советы доктора Комаровского
Педиатр Комаровский отмечает, что матерям стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в три года. По мнению врача, ЗРР чаще всего возникает из-за того, что родители мало общаются с ребенком, не проводят обучающие занятия. Комаровский рекомендует отдавать детей в садик. В коллективе девочки и мальчики быстрее учатся говорить, чем дома в компании взрослых.
Также известный педиатр дает такие советы:
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Что делать если мальчик не говорит в 3 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Причины, по которым ребенок не разговаривает, достигнув трехлетнего возраста, могут быть различными.
Статья:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Как ни странно, но дети могут долго не разговаривать по той причине, что в этом нет необходимости. Малыши с задержкой речи чаще всего встречаются в семьях, где царит гиперопека. У них нет необходимости излагать свои мысли и желания, так как родители не дают им такой возможности, лишая мотивации на развитие. В задержке речи не стоит исключать и стрессовый фактор. При не комфортном психологическом климате в семье или сильном испуге, у ребенка процесс формирования речи может затянуться на долгие годы.
Многочисленные психологические травмы могут привести к заиканию и задержке психологического развития. На самом деле, причины задержки речи могут быть самые разнообразные, среди которых стоит выделить: генетическую предрасположенность, нарушение слуха, сложные роды у матери, негативизм ребенка. Не стоит забывать, что нарушение речи у детей связано с умственным развитием ребенка и его психическим состоянием. Поэтому перед тем, как заниматься поиском методов решения проблемы, необходимо определить, что именно замедляет речевое развитие ребенка. Только консультация специалиста может помочь найти причину и выстроить необходимый план для ее решения.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗГОВАРИВАТЬ?
Не секрет, что ребенок – это полноценная личность, у которой свой темп развития. Но, если малыш не поддерживает беседу, данную проблему стоит оперативно решать. Многих мам волнует, почему ребенок не разговаривает в 3 года, и их обеспокоенность можно понять. Научить ребенка разговаривать просто, если уделять ему необходимое количество времени. Прогулки на свежем воздухе еще никто не отменял, поэтому как можно чаще нужно бывать с малышом на природе. Гуляя по парку, нужно объяснять малышу все, что происходит вокруг: листья опадают, птички поют, накрапывает дождик.
Кроме этого, очень важно быть максимально точным в словах. Дети как губки, они впитывают все с максимальной скоростью, поэтому, чем отчетливее будут слова, тем быстрее они останутся в памяти. От сюсюканий вообще стоит избавиться, незачем вводить ребенкав заблуждение, что мир вокруг – фальшивка. Как можно чаще детям нужно задавать вопросы, которые требуют развернутых ответов, только так они научатся связывать в логическую цепочку отдельные слова.
Специалисты советуют максимально урезать просмотр телевизора, даже, если это мультики или развивающие программы. Что может быть лучше чтения сказок или пения веселых песенок. Каждый жест ребенка не должен сводиться к тому, что родители исполняют его желание. Прошение ребенка должно быть озвучено, в противном случае, он долго еще не захочет излагать свои потребности.
ПОЛНОЦЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Чтобы ребенок хотел говорить, ему необходимо в этом помочь, как бы странно это не звучало. Если ребенок в 3 года не разговаривает вообще, стоит обратить внимание на его пальчики. Многие родители не уделяют этому свое внимание, так как не знают, что подушечки детских пальчиков связаны непосредственно с определенными отделами мозга, которые и отвечают за речь. Именно постоянное развитие мелкой моторики способствует своевременной полноценной речи.
Все, что нужно сделать родителям, так это уделить должное внимание развивающим играм и упражнениям. Малыш может играть мелкими предметами, рисовать, заниматься лепкой, собирать мозаики. Если ребенок к трем годам не может самостоятельно застегнуть молнию или держать карандаш в руках, то он попадает в группу риска. Отделы головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом, и нарушение в любом из них может привести к расстройствам.
ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Для того, чтобы детки к трем годам могли излагать свои мысли, с ними необходимо постоянно заниматься. Чтение сказок, стихов или поговорок должно войти в дневной обиход. Кроме этого, не стоит забывать про общение с ребенком, он должен знать, что именно происходит вокруг него, кто встречается на улицах города, какие предметы используются в быту. Каждый день у ребенка в подсознании должны откладываться новые слова, которые он будет постепенно воспроизводить, выстраивая в предложения.
Родители не должны бояться вовлекать ребенка в социальную жизнь, только изучая все, он сможет полноценно развиваться. Случается, и так, что ребенок в 3 года плохо разговаривает и родители начинают бить тревогу. В индивидуальных случаях не стоит паниковать, так как дети развиваются очень активно. Специалисты уверяют, что к 3,5 годам случается резкий скачок в развитии и малыш может сразу начать говорить отдельными фразами.
МАССАЖ ПОМОЖЕТ ГОВОРИТЬ
Важной частью занятий по развитию речи может стать логопедический массаж. Каждая мама может пройти курс массажей и выучить простые упражнения, которые проводит логопед. Нет ничего сложного в легком пощипывании, поглаживании, похлопывании малыша, а процедура «поцелуйчиков» особенно увлекательная. Массаж «поглаживание» проводиться с помощью специальной мягкой варежки, которая круговыми движениями водится по телу малыша.
Массаж «похлопывание» заключается в прохождении пальцами по лицу ребенка. В данную процедуру можно добавить элементы игры, чтобы малыш был максимально увлечен. После пройденного курса, как правило, у детей нормализуется мышечная мускулатура, восстанавливается тонус, улучшается работа артикуляционного аппарата, и исчезает задержка речевого развития.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЛОГОРИТМИКА
Если вы до сих пор не знаете, как разговорить ребенка в 3 года, то на помощь придет специальная гимнастика, позволяющая тренировать не только мышцы губ, но и язык и неба. Преимущество занятий в том, что они становятся увлекательной игрой для ребенка, что может быть забавней повторять за взрослыми смешные рожицы. Чтобы артикуляционная гимнастика сказалась положительно на речевом развитии ребенка, ее необходимо повторять каждый день по 10 минут до появления положительного результата.
Во многих детских учреждениях логопеды практикуют логоритмику с маленькими детками для развития их речи. Ее преимущество в том, что малыши в виде игры проговаривают под музыку стихи, при этом двигая ритмично руками. Данная методика дает возможность решить несколько задач одновременно: координация рук, артикуляция, и фонематическое восприятие. Логоритмика не только развивает речь, но и музыкальный слух, а также чувство ритма, что дает возможность деткам общаться друг с другом в непринуждённой для них обстановке.
Что делать если мальчик не говорит в 3 года
Педиатры озабочены тем, что в настоящее время все больше детей рождаются с различными нарушениями, результатом чего становится задержка речи. ВОЗ еще двадцать лет назад опубликовало данные медицинской статистики, согласно которым только 20% женщин способны перенести беременность и родить ребенка без осложнений.
Чтобы ребенок полноценно и своевременно заговорил, нужно, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично. Нервные волокна, соединяющие полушария, у мальчиков намного тоньше, чем у девочек. Поэтому часто обмен информации между полушариями мозга у мальчиков бывает затруднен, из-за чего они и заговаривают позднее. Кроме того, по этой же причине среди мальчиков много заикающихся и испытывающих трудности в произношении детей.
Однако бить тревогу и начать беспокоиться тогда, когда ребенок в два года не говорит полноценными фразами, а произносит только отдельные слова, не следует. В то же время нельзя игнорировать проблем в развитии речи ребенка, если ему уже 3 года, а он не понимает обращенных к нему слов и может долго сидеть безучастно. В этом случае надо срочно обращаться к специалисту. Причины задержки речи у ребенка могут быть самые разные, но самые распространенные среди них следующие:
1. У ребенка имеется нарушение слуха. Если малыш не окликается на свое имя и остается безучастным к любому обращению, то ему срочно требуется обследование в специальном центре слуха. В настоящее время в столичных клиниках проводят операцию глухонемым детям, им вживляют чип в ушную раковину. Только делать эту операцию нужно своевременно, детям старше 8 лет вживлять чип уже невозможно.
2. Ребенок родился недоношенным. У недоношенных детей развитие всего организма, в том числе и нервной системы, отстает от нормальных сроков. Для недоношенных детей характерна небольшая задержка речи.
3. Олигофрения. Умственная отсталость легкой степени или олигофрения часто приводит к задержке речи у детей.
4. Наследственная предрасположенность. Если по рассказам бабушки или дедушки кто-то из ваших близких родственников заговорил поздно, то это сигнализирует о том, что у вашего ребенка есть наследственная предрасположенность к задержке речи. Но если пятилетний ребенок совсем не произносит слов, то вероятность того, что он заговорит позже, уже очень мала.
5. Отсутствие мотивации. Во многих современных семьях ребенок становится центром вселенной, и все члены семьи выполняют любой его каприз сразу же, как только он заплачет. В таких семьях ребенку не нужно прикладывать усилия, чтобы выразить свои желания, все его и так хорошо понимают. Поэтому он и не говорит своевременно.
Еще недавно считалось нормой, если двухлетний ребенок начинает говорить отдельные фразы. Сейчас же в два года многие дети уже разговаривают, при этом они строят правильные фразы и короткие предложения. Словарный запас к этому возрасту должен составлять не менее 100 слов.
В 3 года ребенок уже должен разговаривать, как взрослый. Если же трехлетний ребенок отвечает «хочешь» вместо «хочу» на вопрос: «Хочешь кушать?», то это отклонение в развитии речи. Но ориентироваться на эти данные всем родителям не следует, строгой возрастной планки сроков развития речи у детей не существует. Если ваш малыш понимает окружающих, выполняет все то, о чем вы его просите, он эмоционально живой и не страдает перепадами настроения, то с развитием у него все в порядке. Задержка речи в этом случае связано только с неправильным подходом к вопросу воспитания самих родителей.
Очень важно, чтобы у ребенка был рядом кто-то из взрослых, который постоянно разговаривает с ним. Например, если малыш тянется за чем-то, не нужно сразу давать этот предмет ему в руки. Подтолкните к тому, чтобы он попросил нужную вещь, назвал ее и выразил свое желание. Сначала он может показать пальцем или каким-то звуком, а мама или папа должны ему называть вещь, но не подавать его ребенку молча. Это родителям кажется, что ребенок сидит в своей кроватке и спокойно играет. На самом деле он все слышит и хорошо понимает. Если родители постоянно ему что-то рассказывают, поют колыбельные, играют ладушки, то поневоле ребенок возьмет с них пример и захочет быстрее выразить свою мысль словами.
Ошибка современных родителей состоит в том, что они покупают детям много игрушек, а сами смотрят телевизор или сидят за компьютером. В таких семьях будить и развивать детскую фантазию никому. Игрушки не могут заменить ребенку общения с родителями. Не стоит также покупать ребенку игрушку, которая издает громкие звуки, сам едет и пикает. Такая игрушка ребенку ничего не даст. Лучше покупайте ему машинку, которую нужно двигать самому и поворачивать. Пусть малыш сам построит гараж из кубиков и сам нажимает на кнопку, чтобы машинка издавала сигнал. Если ребенок сам будет произносить звуки и имитировать сигналы машины, то он быстрее и заговорит.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»