что делать если лодка села на мель
Что делать, если лодка села на мель
ИА SakhaNews. В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие, возрастает вероятность попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе оказаться за бортом в результате резкого торможения при столкновении с препятствием, предупреждает пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я).
Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и немалый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.
Немалую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.
Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.
Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.
В случае же посадки судна на мель следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая, обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели.
В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Школа MBY: сели на мель?
Закрытие яхтенного сезона 2015
Что делать в случае посадки на мель? Следуя этим рекомендациям, можно избежать серьезных неприятностей.
В отличие от парусных яхт, где огромный киль защищает корпус, моторные яхты не имеют такой защиты при контакте с дном. Поэтому посадка на мель может дорого обойтись и даже обернуться катастрофой. Парусник способен вообще пережить посадку на мель без особенных проблем. А вот на моторной лодке, даже если у нее поднимающиеся колонки (или один вал с килем), стоит проявлять куда большую осторожность. Многие удивляются, насколько жестким при столкновении может оказаться даже песок, не говоря уже о камнях. Так что самое главное, что нужно знать о посадке на мель, — там лучше не оказываться вовсе.
Используйте все, что есть в вашем распоряжении: бумажные карты, GPS, картплоттер и, конечно, эхолот, особенно в незнакомых водах. Не держите слишком высокую скорость: не стоит идти быстрее, чем вы можете осмыслить навигационную информацию, которую получаете. В любой момент вы должны точно понимать, где находитесь, пользуясь навигационным оборудованием и, конечно, глазами.
Навигация в мелководных акваториях
Маневрируя в ограниченном пространстве (в узкостях или канале при заходе в порт), старайтесь держаться наветренной стороны, потому что если вы снизите скорость или остановитесь, вас начнет сносить. На наветренной стороне всегда больше времени для оценки ситуации и возможных действий. Двигаясь в канале, всегда имейте наготове лоцию и держитесь одной стороны канала. Это похоже на метод дайверов, которые при погружении в пещеры используют ходовой конец, или «ходовик» (handrailing), чтобы знать направление движения. Выберите безопасную глубину и держитесь одной стороны канала; используя такой метод, вы всегда будете понимать, куда повернуть, чтобы выйти на глубокую воду. Если же вы болтаетесь посередине канала, а глубина начала резко падать, вы не сразу поймете, куда следует двигаться.
Этот способ помогает сохранять понимание того, как меняются глубины
Как избежать мели?
На мелководье нужно постоянно следить за тем, что вас окружает. Следите за участками с короткой, быстро ломающейся волной, а также за цветом воды: это четкий индикатор уменьшения глубины. Если вам нужно пройти мелководный участок и избежать этого нельзя (например, при заходе в гавань), старайтесь делать это во время прилива: даже если случится худшее, ждать освобождения, скорее всего, придется недолго. В зонах с сильными приливными течениями и песчаным или глинистым дном глубины и, соответственно, пути захода в безопасный канал могут меняться. Поэтому не поленитесь заглянуть в лоцию, на веб-сайт порта или в извещения мореплавателям; наконец, позвоните капитану порта, чтобы получить актуальную информацию.
В приливных зонах с большими перепадами уровня воды нужно проявлять особую осторожность, поскольку, сев на мель во время отлива, вы застрянете там надолго, если не сумеете мгновенно сориентироваться в ситуации и дать задний ход. К примеру, в Бристольском заливе перепад воды во время прилива и отлива составляет 12 метров. На третий-четвертый час отлива глубина падает на 3 метра в час (5 сантиметров в минуту). И эта самая минута может очень вам пригодиться для оценки ситуации и возможных действий. Если вы застряли, бесценным инструментом для поиска глубокой воды станет ручной лот, который можно сделать из веревки, отмаркированной в метрах или футах, с прикрепленным к ней грузом. Использование тендера и лота — простейший способ спланировать путь выхода на глубокую воду.
Действия при посадке на мель
Многое зависит от структуры дна под вами. Если оно каменистое, лучше всего остаться там, где вы есть. Пытаясь любой ценой сдернуть лодку с мели, вы можете нанести ей еще больший вред и даже затопить в случае повреждения корпуса. Тип привода тоже важен. Если лодка оборудована транцевыми колонками, возможно, вам удастся их поднять и, уменьшив осадку, попробовать улизнуть. А вот с валами (одним или двумя), если только между ними нет скега, при попытке сойти с мели есть реальная опасность повредить винты.
Если же дно не каменистое, первое, что стоит сделать, — попробовать сменить направление движения. Обычно самый безопасный метод — сдать назад, чтобы выйти тем же путем, каким зашли. Впрочем, если препятствие, на которое вы наткнулись, невелико, вам может удаться перескочить через него, если на другой стороне глубина достаточная. Правда, пока вы продираетесь на большую (будем надеяться!) глубину, придется вытерпеть серию толчков, ударов и звуков, от которых сердце уходит в пятки. Какой бы способ вы ни выбрали, помните: при любом движении лодка будет «вскапывать» дно, поэтому проверяйте фильтры забортной воды. Если судно остается неподвижным и вы, судя по всему, плотно застряли, первым делом попросите всех на борту надеть спасжилеты. В суете и попытках как-то сдвинуть лодку есть шанс вывалиться за борт. Конечно, там, где лодка сидит на мели, едва ли можно утонуть, но человека легко может снести течением на глубину.
Застряли?
Перво-наперво проверьте трюм и моторный отсек на предмет поступления забортной воды. Если все в порядке, отметьте ваше местоположение на карте или картплоттере: эта информация понадобится, если вы решите вызвать на помощь береговые службы. Но еще важнее то, что она позволит вам точнее определить рельеф дна и возможности поиска более глубокой воды. Также нужно понять, какова приливно-отливная ситуация. Во время прилива, скорее всего, нужно всего лишь подождать минут двадцать — и вы сможете сойти с мели. А вот если вода убывает — приготовьтесь к долгому ожиданию. Молитесь, чтобы никогда не налететь на мель во время сизигийного прилива (самого высокого и мощного, который происходит в период новолуния или полнолуния). В этом случае есть вероятность, что вам придется ждать несколько недель, прежде чем уровень воды достигнет той же отметки!
Снятие с мели
Если вы налетели на мель, помните: время — ключевой фактор. Вот несколько простых методов, которые в прошлом помогли мне.
Смещаем вес
Наши парусные «коллеги» обычно имеют возможность накренить лодку, что позволяет уменьшить осадку и сойти с мели. Моторные лодки и яхты в силу особенностей корпуса обычно сидят в воде более ровно, так что даже если рельеф дна имеет крутой уклон, мы застреваем кормой и винтами. На относительно небольших (до 35 футов) лодках можно попробовать переместить максимум вещей на нос, чтобы разгрузить корму и позволить винтам приподняться над дном.
Используем якорь
Многие яхтсмены успешно используют якорь при снятии с мели. Фокус в том, чтобы он оказался как можно дальше от лодки и хорошо забрал; тогда при последующем натяжении якорной цепи его не вырвет. Однако якорь приличного веса тяжело завести далеко. В любом случае, прежде чем задействовать якорь, стоит промерить глубины вокруг при помощи веревки с грузом, чтобы выяснить, куда двигаться.
Если в непосредственной близости обнаружить нужную глубину не удалось, а на борту у вас есть тендер, спустите его на воду и промерьте глубины на большем расстоянии от лодки. Еще лучше, если вы с помощью тендера сумеете вывезти якорь подальше от лодки, — тогда можно будет просто стащить лодку с мели якорной лебедкой.
Шаг 1. Подготовьте якорь к ручной отдаче
Шаг 2. Держите якорь в одной руке, цепь в другой
Шаг 3. Раскрутив, бросайте их вместе как можно дальше на глубину
Медленно выбирайте канат, чтобы якорь зацепился; когда это произойдет, попробуйте стянуть лодку с мели
Буксировка
Осмотритесь вокруг — нет ли поблизости других судов, способных прийти на помощь? Идеально было бы привлечь кого-нибудь покрупнее и помощнее, но так или иначе помочь способно любое судно. Главная сложность в том, чтобы оно могло подойти достаточно близко для передачи буксирного конца и не сесть на мель рядом. Хороший способ передать буксирный конец — если ваши спасатели бросят линь с привязанным к нему поплавком. Как только вы его выловите, прикрепите к нему имеющийся самый прочный и подходящий буксирный конец, чтобы с другого судна смогли выбрать его. Заведите буксирный конец на надежное устройство на борту, чтобы вас могли стянуть с мели.
Бросаем линь на судно, готовое прийти на помощь и снять вас с мели
Мы погрузили якорь с канатом в надувной тендер, чтобы член экипажа смог отвезти его на глубину. По мере повышения уровня воды в прилив мы сможем использовать его, чтобы освободить лодку
Чаще всего буксиру при снятии с мели удобнее подойти к вам носом (его винты при этом будут на глубокой воде); также это правильно в том смысле, что в качестве места крепления буксирного троса можно использовать носовую якорную лебедку спасателей. Если вы слишком далеко, чтобы добросить линь, используйте ветер и/или течение. Если буксир находится с наветренной стороны от вас (или выше по течению), оттуда могут сбросить в воду легкий плавучий трос, прикрепив его к кранцу.
Если у ваших спасателей есть тендер, они могут спустить его на воду, подойти к вам и забрать ваш якорь вместе с цепью, чтобы закрепить его на своей лодке при помощи веревки. Использовать якорную цепь для буксировки очень удобно, поскольку она уже закреплена у вас на борту и готова к использованию.
Завозим якорь на тендере
Если другая лодка не может стянуть вас с мели, по крайней мере они могут попробовать завезти ваш якорь на достаточную глубину, и, когда с приливом вода станет прибывать, вы сможете сами стянуть себя на глубину. Если для этой цели вы используете основной якорь, просто подведите тендер к носу своей лодки и аккуратно опустите в него якорь и цепь.
Не забывайте и про запасной якорь. Неплохо иметь в качестве дополнительного легкий алюминиевый якорь: он достаточно эффективен при небольшом весе. Поскольку он легче обычного якоря, с ним проще работать в подобных ситуациях, когда все приходится делать вручную. Запасной якорь обычно снабжается небольшим (метров пять) куском цепи, остальное (около 30 метров) — легкий, удобный в обращении трос.
На мели с наветра
При посадке на мель в любом месте часто приходится отдать основной или запасной якорь или даже оба вместе, чтобы остановить ухудшение ситуации. Это особенно актуально, если ветер продолжает сносить вас в сторону берега. В таком случае прилив только усугубит ситуацию: поднимающаяся вода «поможет» ветру заталкивать ваше судно все дальше на мель. Совет отдать якорь в этой ситуации звучит просто, но приготовьтесь к тяжелой работе. Когда основной якорь отдан, натяните цепь и проделайте то же самое с запасным якорем. Если ваша якорная лебедка включается только при работающем двигателе, на мели, как вы понимаете, это может стать проблемой.
Оба якоря, основной и запасной, нужно отдать таким образом, чтобы остановить снос судна ветром или приливным течением
Какие сигналы подавать?
Если никакие меры не помогли, остается вывесить сигнал о посадке на мель: три черных шара по вертикали в самой высокой точке судна (в дневное время). Для этой цели сгодятся три томбуя (поплавки, указывающие местоположение якоря); они стоят £ 4 за штуку, так что вы не разоритесь. Ночью нужно выставить два красных круговых огня по вертикали (это означает, что судно лишено возможности управляться) и стояночный белый круговой огонь. Также обязательно организуйте вахты для наблюдения за обстановкой. Кильватерная волна от проходящих судов может усугубить повреждения вашей лодки при ударах о дно. Сообщите о происшествии на 16-м канале или, если вы находитесь в зоне оживленного коммерческого судоходства, — на 13-м.
Как минимизировать ущерб?
Как безопасно снять яхту с мели
Многое из того, что приходит на ум сразу после посадки на мель, может лишь усугубить ситуацию. Приготовьтесь гадать, нервничать и сомневаться в себе. А еще — выслушивать множество советов от других, которые окажутся не применимыми на практике.
Сев на мель, сначала обдумайте ситуацию и действуйте очень осторожно, иначе хаос поглотит вас. Если это ваша первая посадка на мель, то вы либо новичок в яхтинге, либо очень осторожный человек. У бывалого яхтсмена на рассказ обо всех подобных случаях могут уйти целые выходные. И наверняка в этом рассказе не обойдется без историй о членовредительстве: нередко бывает, что посадка на мель приводит к ушибам, порезам, а иногда даже переломам и сотрясениям. Так что первое, что вам нужно сделать, это проверить состояние вашего экипажа. Если нужна медицинская помощь, сразу же окажите ее. В худшем сценарии при посадке на мель лодка может дать течь. Убедитесь, что на всех членах экипажа надеты спасательные жилеты. Если яхта набирает воду, не отправляйте никого в каюту: выбраться оттуда будет трудно.
Перед тем, как начать сниматься с мели, определите характер дна в том месте, где с ним встретился ваш киль. Если это коралловый риф, представьте, что под вами сотня ножовок на обеденном перерыве. Как только ваша яхта начнет движение, перерыв у ножовок закончится.
разрабатывая план спасения, планируйте как можно меньшее количество движений.
Постарайтесь избежать «болтанки» и крена. По логике (и как показывает статистика), лучше всего дать назад и уйти тем же путем, каким вы зашли на мель. Если у вас достаточно мощный мотор и вас не развернуло, попробуйте завести его и сойти с мели на гребне волны. Но все должно быть выверено, иначе, когда волна вас опустит, вы можете вновь оказаться на рифах.
Песок и грязь схожи по характеристикам, и именно они — самые популярные среды для посадки на мель. Если вы начнете поворачивать киль, застрявший в грязи, он только глубже зароется — вспомните, что происходит с вашими ступнями, когда вы идете по песку. Лучший вариант выбраться из такой ловушки, — самый очевидный: в случае, когда при посадке на мель ваш киль прорыл в песке или грязи канал, постарайтесь вернуться назад по нему же.
Сняться без двигателя
Хуже всего, если у вашей яхты нет мотора. Выйти назад под двигателем проще всего, но если он не работает или его вовсе нет, остаются только паруса, а это значит, что направление и тяга ограничены. Если ветер по носу, вы счастливчик! Попробуйте вынести гик на ветер, а стаксель вынести вручную, чтобы он надулся в другую сторону, и двигайтесь назад. В любом другом случае вам нужно быть уверенным, что глубокая вода впереди, потому что лодка пойдет вперед и в подветренную сторону. Если вы знаете, что глубокая вода с подветренной стороны, попробуйте накренить яхту. Осадка уменьшится и вас снесет по ветру.
Некоторые советуют забраться на мачту и таким образом создать крен. Но это стоит делать только в том случае, если вы уверены, что яхту снесет на глубокое место. Если такой уверенности у вас нет, не накреняйте яхту, не просчитав все последствия.
Теоретически можно попробовать стянуть яхту с мели при помощи верпования.
Если у вас есть шлюпка, вывезите на ней якорь к тому месту, где вы были до посадки на мель. Возьмите с собой цепь, людей и все, что имеет хоть значительный вес. Осушите баки с водой. Вам нужно облегчить лодку. Это поможет уменьшить осадку яхты, и вытягивать ее с мели станет значительно проще. В ином случае тяги даже через лебедку может оказаться недостаточно. Угол, под которым вам придется вытягивать лодку с мели, скорее всего будет неудачным, а при появлении спасательного буксировщика вам будет трудно освободить ему путь, чтобы дать возможность подобраться к вашей лодке. Если на борту нет шлюпки, нужно будет забросить якорь как можно дальше. Спросите себя, насколько далеко вы сможете забросить якорь весом в 10 кг? А в 20 кг?
Будьте осторожны, пытаясь сняться с мели на моторе
Пытаясь выйти на двигателе кормой, помните о том, что винт работает. Чем больше вы даете газу, тем больше он поднимает со дна ила, песка и прочей грязи. Всё это оседает в системе охлаждения двигателя. После того, как заглушите мотор, не грех проверить состояние фильтров и при необходимости сразу прочистить их.
Что делать, когда вы на катамаране
Сняться с мели на катамаране сложнее, особенно если сел только один поплавок. Когда вы, в попытке сойти с мели, включите оба двигателя, вас начнет разворачивать. К примеру, если правый поплавок на мели, а левый на глубокой воде, то при реверсе вы начнете разворачиваться против часовой стрелки. В этот момент не стоит забывать о том, с чего началась эта статья — учитывайте характер дна.
Чтобы освободить поплавок правого борта, нужно отработать задний ход на двигателе правого борта, подрабатывая левым двигателем, чтобы избежать эффекта вращения. Получится, что мель у вас по правому борту, и, когда киль освободится, вас развернет по часовой стрелке и вы возьмете курс на мель. Чтобы избежать повторной посадки, сразу после освобождения киля нужно включить двигатель на передний ход и развернуться кормой к мели.
В случае, когда знакомый яхтсмен, соперник по регате или другие участники движения на воде приходят вам на помощь, сохраняйте бдительность. Необходимо четко понимать, не навредят ли вам и вашей лодке советы и указания, которые они дают. Следите за направлением, в котором вас будут буксировать. Не вяжите буксировочный строп за места, не предназначенные для этого, даже если вам настоятельно советуют так сделать. Если вы все же решите вязать буксировочный строп за слабые места, то вяжите узел со страховкой, чтобы его легко можно было развязать. Если это возможно, закрепите буксировочный конец через специальную петлю, чтобы можно было контролировать направление буксировки. Следите за винтами — как своим, так и того, кто вам помогает.
Еще несколько слов о разведке мест, где вы не знаете глубин.
Держите нос по направлению к возможной мели. Крепление пера руля уязвимо: при ударе НА НЕГО действует огромное плечо. Баллер, рудерпост — все это легко гнется, ломается и может повредить кормовую часть корпуса.
Если вы сняли яхту с мели самостоятельно — отличная работа! Яхтсмены сталкиваются с такой проблемой тысячу лет и успешно справляются с ней. Но даже если вам пришлось звать на помощь — не расстраивайтесь, иногда это — единственный вариант. Главное, чтобы к концу дня и яхта, и ее экипаж были готовы отправиться в море снова.
Что делать, если лодка села на мель
ИА SakhaNews. В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие, возрастает вероятность попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе оказаться за бортом в результате резкого торможения при столкновении с препятствием, предупреждает пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я).
Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и немалый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.
Немалую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.
Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.
Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.
В случае же посадки судна на мель следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая, обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели.
В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.