что делать если игнорируют родители
Игнорирование: Самое страшное в воспитании ребенка
Знаете, что самое страшное в семейном воспитании? Нет, не оценки, не крики, не угрозы и даже не физическое наказание… Самое страшное в воспитании ребенка – это игнорирование. Игнорирование, исходящее от самых близких и значимых людей – родителей. Весь опыт людей с проблемами в привязанности красноречиво говорит об этом. «Лучше бы наорали, даже бы отлупили ремнем – только бы не эта подчеркнутая холодная отстраненность!», «Хоть знал бы, что получу за дело и все, «дело закрыто», а так чувствуешь себя пустым местом!», «Тяжелее всего было выносить безразличие родителей, демонстрируемое ими в воспитательных целях». Примерно такие фразы часто слышу от моих клиентов.
Типы родительского игнорирования
Есть три типа игнорирования:
Игнорирование первого типа манипулятивно по сути. Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!
Наказание и игнорирование – это не одно и тоже. Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем. В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!
Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.
Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.
Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.
Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.
В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.
Третий вариант игнорирования описан психоаналитиком Грином, как феномен мертвой матери. Мать, которая находится в состоянии депрессии оказывается не способной быть в близком контакте со своим ребенком. Чаще всего это результат не пережитой ею потери (смерть ребенка, абортированные дети, потеря супруга). В этом случае необходима терапия по переживанию матерью утраты.
Последствия родительского игнорирования
В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:
Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, «путается под ногами». Это, как правило, второй тип игнорирования.
О важности другого
Человеку, для того чтобы чувствовать себя психологически живым, переживать себя как Я, формировать Я, нужен Другой. Ему постоянно нужно, как в зеркалах, отражаться в Других, уточнять и корректировать свое Я. Наше сознание, наше Я, для того чтобы функционировать постоянно, должно отражаться о «плотность бытия». В противном случае это будет как луч фонарика, направленный в бездну. Неотраженное Я Другими Я не подтверждается, теряет свои границы и плотность и сливается с миром.
Так происходит, когда родители:
— игнорируют плачущего ребенка;
— не слышат его «Хочу»;
— наказывают его своим безразличием;
— формально (функционально) присутствуют в его жизни.
— пренебрегают им, не обращают внимания.
Подчеркнутое игнорирование, социальная изоляция, холодное равнодушие – механизмы «убивающие» индивидуальное Я. Такая ситуация нелегко переживается даже взрослым человеком. Не говоря уже о ребенке.
Чем меньше ребенок, тем важнее ему это отражающее присутствие. Маленький ребенок воспринимает мир через посредника – свою мать. Мать для ребенка и есть мир. Мать это делает через телесный, визуальный и эмоциональный контакт. Позже все большее значение начинает приобретать контакт вербальный. И если мать игнорирует ребенка – мир безмолвствует, и его Я не отражается, его просто нет. Далее таким отражающим, подтверждающим и наполняющим Я ребенка становится и отец. Если же значимые взрослые отстраненные, игнорирующие, неприсутствующие – Я ребенка оказывается пустым.
Подлинное и Ложное Я
Ложное Я – фальшивое либо пустое. Пустое Я нуждается в наполнении. Ложное – в признании своей ценности. Но и то, и другое испытывает сильную нужду в Другом. Человек с ложным Я оказывается неспособным опираться на себя, становится болезненно зависимым от Другого, пытаясь получить любые незначительные подтверждения своего существования, цепляясь за Другого, жадно всматриваясь в его глаза.
Он оказывается зависимым от навязываемых общественных ценностей – модное, престижное, крутое.
Подлинное Я – фундамент индивидуальности. Опираться можно только на подлинное. Терапия в каком-то смысле позволяет восполнять дефицит индивидуальности в обществе.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Игра в молчанку: как родительский игнор травмирует детей на всю жизнь
© Фото Annie Spratt/Unsplash
Нет, это не нормальный воспитательный метод
Не всех, у кого было травматичное детство, били. Некоторых просто не замечали: с ними переставали разговаривать родители за малейшую провинность.
Об этом в серии твитов рассказал пользователь с ником @_Karhutar. У этого треда 16 с половиной тысяч лайков и 823 репоста.
«Ненавижу такой „воспитательный метод“ как игра в молчанку после проступка ребенка. Возможно, многие сейчас поймут, о чем я. Это когда ты поссорился с мамой или сделал что-то не так, а потом она несколько часов или даже дней делает вид, будто тебя не существует. И не менее „прекрасен“ такой аргумент, как: „Вот подумай, почему я с тобой не разговариваю“. Может, ребенок должен сразу научиться мысли читать? Это ты взрослый, это ты обязан спокойно и доходчиво объяснить своему ребенку, что он сделал не так и почему. Ребенок, даже самый умный, при всем желании не сможет полностью оценить ситуацию. Он только учится жить, поэтому без ошибок не получится никак. И твоя задача — указать ему на эти ошибки, показать альтернативное решение какой-либо проблемы», — написал автор.
Он сам в детстве столкнулся с таким методом манипуляции со стороны родителей. В результате @_Karhutar сильно, вплоть до истерики, переживает, если на его сообщения долго не отвечают или важный для него человек уходит во время ссоры. Автор напомнил родителям о том, что результаты их поведения останутся с ребенком на всю жизнь, и ему будет очень сложно избавиться от искаженного восприятия мира.
Под тредом скопилось множество комментариев, в которых пользователи рассказывали о своем опыте. Родительский бойкот переживали многие.
Часть из комментаторов даже не знали, за что их игнорируют:
А еще ты такой приползаешь к ней и в слезах: «Мама, прости меня». Это и так дается тебе нелегко, потому что ты, в общем-то, накосячил совершенно случайно, а мама в ответ: «За что я тебя должна простить?» А ты реально не в курсе.
О дааа! Меня больше всего прикалывает, что ты хрен поймешь, на что человек обиделся. И если сначала это тебя ранит, то потом ты такой «ну и фиг с тобой, в эту игру я уже тоже умею играть». Потому что пошел ты на хрен, я не буду извиняться за то, не знаю за что.
Мама весь подростковый период: «А ты подумай, почему я не говорю с тобой».
Итог: не делюсь ничем ни с кем, и привык к игнору со стороны родни.
Воспитательной игнор матери на меня уже не действует вообще, я уже (думаю): молчишь? И я тоже в игнор уйду. Посмотрим кого на дольше хватит.
У многих такие родительские бойкоты случались регулярно и сопровождались полным пренебрежением нуждами ребенка:
Моя мама молчала три дня, когда я после полугода уговоров и ответов «нет» сама подстригла себе волосы. Эти три дня она почти все время сидела на кухне, а так как я не видела (и не вижу до сих пор) своей вины, то я не хотела перед ней извиняться. Поэтому три дня торчала голодная на улице и играла в шахматы в парке. Потом, правда, мне надоело и я приготовила «извинительный торт», но я и сейчас считаю, что мама была ОЧЕНЬ не права в своем молчании.
Меня так игнорировали всегда минимум неделю, как бы ни молила о прощении. В течение этого времени мне не готовили еду и не проявляли какой-либо заботы. Все нужно было делать самостоятельно. Это очень сильно ударило по моей психике тогда, и сейчас у меня серьезные проблемы из-за этого.
Это, возможно, покажется удивительным (нет), но родителям-молчунам так и не удалось вырастить детей-телепатов. А что удалось? Сформировать у них нездоровый тип привязанности, например.
Игнор — это очень жесткий метод манипуляции, он разрушительно действует на психику, потом у детей развивается травма привязанности и здоровые отношения хрен построишь. У меня после воспитания родителей сформировалось избегающее поведение, не вступаю в отношения вообще. Мне 39.
А я, к сожалению, в свои 19 весьма навязчива, так как боюсь, что меня опять проигнорируют, пошлют и так далее. Но парень у меня понимающий: сам пострадал от этого. Помогает мне.
Еще таким способом можно вырастить людей, которые не умеют нормально обсуждать разногласия:
Мать всю жизнь так пыталась и пытается воспитать и меня, и отца.
А теперь она удивляется, почему я не продолжаю диалог, когда она меня задевает, а молча закрываю дверь. «Ты совсем не умеешь разговаривать!» Да. Потому что ты не учила.
Человек, столкнувшийся с таким «воспитательным методом» в детстве, став взрослым, регулярно испытывает тревогу, если кто-то молчит.
А теперь я не могу выносить тишину и неловкие паузы, потому что мне кажется, что мной недовольны…
Это отвратительно. Мама практиковала этот метод со мной, когда я была маленькой (лет до десяти). И еще могла затыкать уши пальцами СПЕЦИАЛЬНО, чтобы меня не слышать. Я была в шоке. Сейчас я постоянно думаю, что дорогие мне люди игнорируют меня, когда молчат. Так больно.
Кстати, из-за этого потом человек не умеет нормально выстраивать отношения с другими людьми. Кто-то задумался в процессе разговора и долго молчит? О нет, он на меня точно обиделся, я сделал что-то не то.
Нашлись и те, кто считает, что требования к родителям слишком уж завышены:
У меня это не воспитательный метод. После некоторых поступков ребенка я вполне искренне не желаю с ним разговаривать. И если заговорю, кстати, то наговорю ему гадостей. Хорошо ли это?
Как учить, если родители тебя игнорируют
Светлана Лаврентьева
13 марта 2019 • 20:00
Может быть, вы прочитали статью о родителях-газонокосилках и кивнули в знак согласия. Или, может быть, вы читали этот текст и думали: «Мне бы ваши проблемы». Потому что у вас противоположная ситуация: почти невозможно заставить родителей проверить оценки ребенка, прийти на собрание или хоть как-то принять участие в образовании своего чада.
Правда в том, что детям нужно внимание ВСЕХ важных взрослых в их жизни, чтобы стать полноценной личностью. Если их родители не вовлечены в их ежедневную жизнь, эти дети вынуждены обходиться без важнейшей части своей системы поддержки. Хорошая новость заключается в том, что учителя могут помочь восполнить этот пробел. Вот несколько советов.
Постарайтесь не судить
Есть много причин, из-за которых некоторым родителям очень трудно появляться в школе. Тяжелая работа до позднего времени, необходимость ухода за больными родственниками, наличие маленьких детей: все это может сильно мешать родителям уделять много времени школьным проблемам своего ребенка. Мы не всегда знаем, что происходит дома и на работе у таких родителей, и, как правило, лучше посочувствовать тогда, когда в этом нет надобности, чем осудить того, кто не так уж и виноват.
Не пропустите реальную проблему
С другой стороны, бывают случаи, когда пренебрежение является реальной проблемой. Если дети не получают еду, чистую одежду или необходимые лекарства, пришло время сообщить об этом в опеку. Но опять же, цель состоит в том, чтобы помочь семье и предоставить ребенку ресурсы, а не наказать и осудить.
Попробуйте помочь тем родителям, которым нелегко
Во многих школах уже уходят от обязательных очных родительских собраний, перенося их в интернет. Собрание в Скайпе может быть не менее продуктивным, чем в учебном классе.
Если вы все-таки придерживаетесь традиций и настаиваете на очных встречах с родителями, заведите в классе несколько игрушек, чтобы родители могли прийти со своими младшими детьми, и те были заняты игрушками по время разговора.
Объединяйте события настолько, насколько это возможно. Вполне возможно пригласить родителей на концерт, подготовленный их детьми, и заодно лично пообщаться с теми родителями, которые вам нужны.
Вовлеките других взрослых
Дети могут не иметь активных родителей, но, возможно, у них есть старший брат, бабушка или другой близкий взрослый, который может принять участие в школьном образовании ребенка. Поговорите с детьми. Возможно, они сами подскажут, с кем из их окружения имеет смысл взаимодействовать.
Задействуйте своих выпускников
Выпускники школы, особенно, если у вас с ними давние хорошие отношения, могут быть ценными ресурсами для детей, нуждающихся в позитивных ролевых моделях.
Помните, что это не вина ребенка
Это сложно, потому что часто дети, родители которых игнорируют школьную часть жизни ребенка, не только сами имеют проблемы с обучением, но и создают их окружающим. Часто негативное отношение учителей к таким детям заметно всем. Но имеет смысл помнить, что сострадание – это необходимая черта учительского характера. Если эти дети не имеют поддержки родителей, они нуждаются в других взрослых, например, таких как вы, гораздо сильнее.
Подросток игнорирует родителей: нужно ли бить тревогу?
Многие родители подростков от 12 до 16 лет сталкиваются с тем, что дети начинают их игнорировать, грубить и хлопать дверьми на просьбы обсудить сложившиеся обстоятельства. Не стоит забывать, что переходный возраст сложно переживать не только родителям, но и их отпрыскам. Как правильно общаться с ребенком-подростком и что необходимо помнить родителям при взаимодействии с подросшим чадом, рассказываем в нашем материале.
Фото: www.pexels.com
Испытывать родительский кризис, когда у ребенка наступает переходный возраст, это нормально. Да, тот прелестный маленький человек, который все хочет знать и по пятам ходит за родственниками, неожиданно превратился в незнакомое существо. Не стоит близко к сердцу принимать пожимания плечами и закрытую в комнату дверь. Все не вечно. Если вы правильно подойдете к сложившейся ситуации, то в конечном итоге найдете новый подход к своему ребенку.
Что делать, если у ребенка начался переходный возраст?
Во-первых, перестаньте крутить в голове мысли из разряда «я плохой родитель, потому что не могу общаться с собственным ребенком» или «мы столько в него вложили, а он/она ведет себя неблагодарно». Эти умозаключения не позволяют вам отпустить ситуацию и начать действовать в другом направлении. Жалея себя, вы неосознанно применяете такую линию поведения, при которой подросток начнет больше закрываться от вас.
Примите ситуацию — все меняется: вы, ваш ребенок, другие родственники, друзья, соседи, погодные условия, экономическая обстановка. Этот переходный этап проходит каждый человек, погружаясь в себя в большей или меньшей степени. Именно при нем подросток начинает осознавать ответственность за совершенные действия и самого себя. Изменчивость настроений ребенка — это нормальный процесс взросления. Настройтесь на то, чтобы помогать и быть рядом с ним, когда ему это понадобится. Не уходите в состояние обиды и не вываливайте ее на ребенка. Поддержка и понимание — самые лучшие ваши помощники в общении с подростком.
Отметим, что во время болезни, ребенок возвращается в зависимость от родителей. Именно в эти моменты он захочет посмотреть с вами любимый семейный фильм или сериал, обложившись попкорном. Цените каждый момент.
Продолжайте относиться к ребенку с любовью, но не душите заботой. Это станет мостом, когда закончится этот непростой период. Тогда ваши 18-летние (или старше) дочь или сын снова заходят провести с вами вечер за разговором под чай с пирогами, вместе пройтись по любим местам или сходить по магазинам.
Что делать, если ребенок настроен по отношению к родителям агрессивно?
Так как переходный возраст является следствием скачка на более высокую степень развития личности, то вместе с ним появляется ощущение своей силы, вседозволенности и свободы. Именно поэтому ваш ребенок начинает самостоятельно принимать решения о своих передвижениях, времени ухода и прохода домой и других подобных вещах. Он начинает приравнивать себя к взрослым, ошибочно полагая, что стал такого же уровня социального и психологического развития.
Если он чувствует, что на его свободу посягают взрослые, начинаются бунты и истерики. В общения с родителями он не контролирует свои импульсы и может сделать очень больно, именно поэтому родственникам сложно общаться со своим чадом. Помните, что все мы не идеальны. Да, возможно. в прошлом, вы не купили ребенку плюшевого медведя, которого обещали, но это не значит, что вы — плохой родитель. Претензии могут быть разные, старайтесь их фильтровать. Когда подросток успокоится, он сам, скорее всего, будет чувствовать вину за свои слова и поступки. Честно скажите ему, что вы чувствовали в тот момент, не обвиняя его в содеянном, а потом обязательно напомните, как сильно любите своего ребенка.
Так как переходный возраст является следствием скачка на более высокую степень развития личности, то вместе с ним появляется ощущение своей силы, вседозволенности и свободы. Именно поэтому ваш ребенок начинает самостоятельно принимать решения о своих передвижениях, времени ухода и прохода домой и других подобных вещах. Он начинает приравнивать себя к взрослым, ошибочно полагая, что стал такого же уровня социального и психологического развития.
Если он чувствует, что на его свободу посягают взрослые, начинаются бунты и истерики. В общения с родителями он не контролирует свои импульсы и может сделать очень больно, именно поэтому родственникам сложно общаться со своим чадом. Помните, что все мы не идеальны. Да, возможно, в прошлом вы не купили ребенку плюшевого медведя, которого обещали, но это не значит, что вы — плохой родитель. Претензии могут быть разные, старайтесь их фильтровать. Когда подросток успокоится, он сам, скорее всего, будет чувствовать вину за свои слова и поступки. Честно скажите ему, что вы чувствовали в тот момент, не обвиняя его в содеянном, а потом обязательно напомните, как сильно любите своего ребенка.
Агрессия у подростков чаще всего встречается в семьях с авторитарным или попустительским укладами. В первом случае речь идет о взаимоотношениях, где ребенок с детства не имел права на свою точку зрения — как родитель сказал, так и должно быть сделано. В итоге в подростковый период это выливается в протест в форме агрессии. В семьях с попустительским подходом, где родители позволяют делать ребенку, что он хочет, при том не удовлетворяя его базовые потребности, например, в готовой еде, полагая, что он сам справится, также может возникнуть агрессия, направленная на родителей.
При общении с ребенком следует:
Как уговорить ребенка пойти к психологу?
Если ситуация начинает выходить из под вашего контроля и грозит превратиться в большую проблему, то лучше обратиться к специалисту.
Чаще всего эта идея не вызывает у подростков энтузиазма. Поэтому следует отнестись к этому серьезно:
10 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребёнок вас игнорирует?
Ребёнок не выполняет ваших просьб и снова вынуждает вас применять крайние меры? Вы выходите из себя, кричите и наказываете его, но… результата это не приносит. Вам кажется, что ребёнок не делает никаких выводов и просто действует вам назло. На самом деле поведение ребёнка говорит о том, что ошибки допускаете именно вы. И сегодня вы узнаете о том, почему дети в возрасте от 3 до 11 лет часто не слышат родителей, и научитесь правильно вести себя в таких ситуациях.
Ошибка 1: Отсутствие зрительного контакта
Ситуация: малыш сосредоточенно лепит что-то из пластилина, собирает конструктор или увлечённо смотрит мультики. Стоя на пороге детской, вы зовёте его обедать и тут же уходите. Через время повторяете просьбу, но уже повышенным тоном, находясь на кухне. Ребёнок всё равно не приходит, и тогда вы как фурия влетаете в детскую и начинаете кричать. Ребёнок удивлённо смотрит на вас. Только сейчас он услышал вашу просьбу впервые.
Ошибка: чем младше ребёнок, тем меньше у него объём внимания. Увлечённый игрой ребёнок просто не слышит, когда к нему обращаются родители.
Совет: подойдите близко, положите руку на плечо ребёнка и позовите его по имени. Имя человека — это универсальный ключ, который активирует его внимание. Когда ребёнок обернётся и посмотрит вам в глаза, спокойным голосом повторите свою просьбу. Зрительный контакт — очень сильная вещь. Старайтесь использовать эту силу во благо.
Ошибка 2: Крик
Ситуация: продолжение предыдущей. Ребёнок с трудом отрывается от своих занятий, а тут вы возмущённо кричите: «Немедленно иди есть, сколько можно звать!». Первое его желание будет — не выполнить вашу просьбу, а спрятаться куда-нибудь подальше. Если он и уловит смысл требования, то выполнит его скорее от страха.
Ошибка: когда вы общаетесь с ребёнком при помощи крика, происходит следующее:
Совет: крик оправдан в том случае, если вы хотите позвать ребёнка и выделиться на фоне общего шума. В остальных случаях учитесь доносить вашу точку зрения по-другому. Заявите о своей позиции спокойным голосом и обязательно аргументируйте свою просьбу. Эти доводы должны быть убедительными для ребёнка, чтобы заставить его обратить внимание на ваши слова. Например: «Пора обедать. Если ты сейчас не поешь, у тебя не будет сил, чтобы гулять до самого вечера на площадке».
Ошибка 3: Немедленная реакция
Ситуация: вы гуляете на детской площадке. Ребёнок разыгрался, но вы понимаете, что уже пора идти домой. Вы ждёте до последнего, потом хватаете его за руку на бегу и объявляете, что прямо сейчас вы уходите. Ребёнок кивнул и… побежал играть дальше. Через время вы повторяете требование, но малыш предпочитает не реагировать на него и продолжает играть.
Ошибка: вы ждёте немедленной реакции на ваши слова. Но психологи утверждают, что дети воспринимают информацию через несколько секунд.
Совет : не ждите незамедлительной реакции и послушания. Дайте ребёнку время, чтобы осмыслить ваши слова и отреагировать на них. Предупредите о своих действиях заранее. Например: «Через 15 минут мы пойдём домой. За это время ты успеешь ещё десять раз скатиться с горки, покататься на качелях и попрощаться с детками».
Ошибка 4: Длинная цепочка действий
Ситуация: вы собираетесь на прогулку и говорите малышу: «Бери с собой игрушки, одевайся и обувайся». Пока ребёнок будет думать, что выбрать — лопатку или машинку, он забудет о том, что нужно надеть свитер и взять перчатки. И вот он растерянно мечется по квартире, а вы в это время громко возмущаетесь его бестолковости.
Ошибка: вы формируете для ребёнка цепочку последовательных действий, некоторые звенья которой могут выпасть из его внимания. Для вас очевидно, что именно в таком порядке нужно собираться на улицу. Ребёнку сложно запомнить и правильно выполнить эту последовательность. Его внимание сосредоточено на чём-то одном.
Совет: давайте рекомендации поочерёдно и следите за выполнением каждой из них. Запомните: одна просьба — одно действие. Например: «Выбери игрушки и сложи их в рюкзак», и только после этого приступаете к одеванию.
Ошибка 5: Много букв
Ситуация: вы на секунду отвлеклись, и ребёнок залез на самый высокий турник на детской площадке. Вы бросаетесь к нему и на одном дыхании выдаёте что-то типа: «Ну-ка немедленно слезь с этого турника, ты разве не помнишь, как в прошлый раз упал и сломал себе руку? Опять хочешь покалечиться?!»
Ошибка: ребёнок ничего не поймёт из вашей многословной эмоциональной тирады. Скорее всего он выполнит требование потому, что испугается вашего тона и выражения лица. У детей короткая память, они живут в моменте. И в мгновение радости и веселья ребёнок вообще не вспомнит о прошлом негативном опыте и не сможет оценить последствия.
Совет: не будьте многословными, говорите кратко и по делу. Требование, которое вы хотите донести до ребёнка, должно быть лаконичным и понятным. Скажите: «Слезь, пожалуйста, с турника. Ты можешь упасть». Когда ребёнок вас услышал и выполнил просьбу, можете напомнить о том, что было раньше, чтобы предостеречь его от печальных последствий.
Ошибка 6: Неочевидные просьбы
Ситуация: выходной день, ребёнок с удовольствием ест печеньки и смотрит мультфильм. И тут вы озадачиваете его странными вопросами: «Ты сегодня собираешься заправлять постель? Может, пора расчесаться и переодеть пижаму?». Ребёнок привычно игнорирует или вовсе выдаёт: «Не собираюсь, меня всё устраивает», и продолжает заниматься своими делами. В этом случае у вас даже причины не будет, чтобы заставить его выполнить ваши требования.
Ошибка: с помощью подобных вопросов вы намекаете ребёнку, что недовольны его поведением или внешним видом. Но задавать их не стоит, потому что ребёнок просто не уловит их тайный посыл.
Совет: Будьте максимально конкретны и прямо попросите ребёнка сделать то или иное действие. Лучше, если вы предоставите ему право выбора в рамках этого задания. Например: «Пора застелить кровать. Ты сделаешь это сейчас или после мультфильма?»
Ошибка 7: Коварная частица «НЕ»
Ситуация : ребёнок гуляет во дворе под вашим присмотром. Вы заранее предостерегаете его: «Не вздумай лезть на дерево!». И уже буквально через пять минут ребёнок сидит на том самом дереве. «Опять не послушался, ну что за несносный ребёнок!», — сокрушаетесь вы и начинаете ругаться и причитать.
Ошибка: дело в том, что до вашей фразы ребёнок в принципе не рассматривал дерево как объект для лазания. Но психика человека устроена таким образом: мы визуализируем то, о чём слышим. Некоторые ваши запреты могут обратить внимание ребёнка на вещи и ситуации, которые без вашей подсказки остались бы незамеченными. Когда вы просите ребёнка что-то НЕ делать, он должен представить это действие в воображении, а потом запретить себе это делать. И в этот момент ребёнок может не удержаться и таки попробовать сделать это.
Совет: старайтесь формировать любые просьбы без частицы НЕ, используя прямые указания к действию. Например: «Играй в песочнице, собирай орехи под деревом» и т.д. Когда вы фокусируете внимание ребёнка на своей просьбе, ему гораздо легче её выполнить.
Ошибка 8: Отсутствие наказания
Ситуация: вы приходите с работы уставшая и просите ребёнка помыть посуду. Ребёнок говорит «Щас» и продолжает заниматься своими делами. Спустя полчаса вы повторяете просьбу и слышите в ответ то же самое. Попросив ребёнка о помощи в третий раз и не дождавшись её, вы молча идёте мыть посуду сами.
Ошибка: ребёнок привык к вашим просьбам, прослушивает их в фоновом режиме и не торопится выполнять. Просто он знает, что дальше просьб или запретов обычно дело не идёт и за непослушание не последует никакого наказания. Если ребёнок игнорирует ваши просьбы постоянно, это значит, что вы не сформировали должного уважения к вашим словам.
Совет: приучите ребёнка к тому, что ваши просьбы важны и обязательны к выполнению. Просите ребёнка что-то выполнить максимум три раза. В первый раз озвучьте вашу просьбу и убедитесь, что ребёнок её услышал. Во второй раз напомните, что просите уже дважды. И предупредите, что невыполнение просьбы повлечёт санкции за невнимательное отношение к вашим словам. В третий раз просьба уже сопровождается санкциями.
Не можете придумать наказание? Попробуйте другой метод: переложите ответственность за выполненное или невыполненное поручение на плечи ребёнка. Например: «У тебя есть полчаса, чтобы собраться в школу. Через полчаса мы выходим из дома, и если ты что-нибудь забудешь, то сам объяснишь это учителю». Таким образом вы дадите ребёнку прочувствовать последствия непослушания на себе.
Ошибка 9: Избыточные запреты
Ситуация: вы с семьёй пришли в кафе, расположились и сделали заказ. Ребёнок получил свою тарелку и приступил к еде. И тут началось: «Не облизывай пальцы!», «Нельзя есть столько пиццы за раз!», «Не клади локти на стол!», «Не бери столько салфеток!», «Не хватай меню, ты всё равно читать не умеешь!», «Не подбирай еду с пола!» и прочее.
Ошибка: когда замечания идут непрерывным потоком, они превращаются для ребёнка в «белый шум». Механизм вытеснения срабатывает таким образом, что ребёнок не воспринимает всерьёз очередной запрет, который слышит регулярно.
Совет: обратите внимание на количество ваших запретов. Если вы хотите, чтобы ребёнок серьёзно относился к ним, уменьшите их количество в разы. Запрещайте только то, что на самом деле принципиально и важно.
Рассмотрите ваши замечания с точки зрения здравого смысла. Оценивайте их с позиции «что из этого я могу разрешить, чтобы никому не причинить вреда». Пусть на пять ваших одобрений приходится только один запрет. Например:
Ошибка 10: Родители не слышат детей
Ситуация: ребёнок вам о чём-то увлечённо рассказывает, задаёт вопросы и ждёт вашего совета или одобрения. Вы же в это время что-то ищете в сумке, листаете ленту новостей или думаете о своём. И вот, когда ребёнок закончил рассказ и ждёт вашей реакции, вы поднимаете взгляд и говорите: «Что? Повтори, пожалуйста, я не слышал(а)».
Ошибка: дети учатся у родителей всему, в том числе и мастерству коммуникации. Если вы сами не умеете слушать и слышать, уважать мнение собеседника, как вы можете научить этому ребёнка? В конце концов он начнёт обращаться с вами аналогично: игнорировать ваши слова, отмахиваться от просьб и не интересоваться вашей жизнью.
Совет: отложите все дела и внимательно выслушайте ребёнка. Если не получается всё бросить немедленно, скажите, что будете готовы слушать через пять (десять, пятнадцать) минут. Не торопите ребёнка, не перебивайте и не обесценивайте его проблемы. Ведите диалог: задавайте вопросы, выслушивайте ответы. Дайте совет, если требуется, и найдите, за что похвалить, это очень важно для малыша.