что делать если хамит врач в поликлинике
Как пожаловаться на хамство врача?
Иногда случаи хамства доктора могут стать серьезным испытанием для пациента, иметь последствия для его психологического благополучия и здоровья. Может ли пациент жаловаться на хамство врача? Может, а в ряде случаев может еще и возместить причиненный таким хамством моральный вред.
ВНИМАНИЕ: наш медицинский адвокат Екатеринбурга разъяснит порядок составления жалобы на врача, а также поможет в процедуре защите прав пациентов: профессионально, на выгодных условиях и в срок (по ссылке подробнее порядок составления обращения). Звоните уже сегодня!
Может ли врач проявлять грубость к пациенту?
Законодательство в сфере здравоохранения в Российской Федерации основано на принципе приоритета интересов пациента при оказании ему медицинской помощи, что реализуется, в том числе, путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.
Эти «размытые» фразы уточняются и конкретизируются актами со сводом норм профессиональной этики — Кодексами профессиональной этики медицинского работника. Такие кодексы утверждаются на региональном уровне, необходимость исполнять их положения в обязательном порядке закрепляется в должностных инструкциях.
К примеру, работники государственных учреждений здравоохранения Свердловской области обязаны руководствоваться положениями кодекса профессиональной этики.
Врач не может навязывать свои философские, политические взгляды, причинять пациенту нравственные страдания намеренно илипо небрежности. Врач обязан уважать честь и достоинство пациента, проявлятьвнимательное и терпеливое отношение к нему и его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства, агрессии, неприязни или эгоизма недопустимы.
Куда жаловаться на хамство и грубость врачей?
Жалобу на действия медицинского работника можно направить:
Отсутствие у пациента доказательств хамского отношения не должно заставлять отказаться от мысли оформить свои претензии в виде жалобы. Даже если медицинский работник будет отрицать при проведении служебной проверки, изложенные в жалобе факты, его повторно ознакомят с его обязанностями и предостерегут от хамства.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео по порядку составления жалоб, а также заказывайте процессуальный документ у адвоката Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры»
В случаях оскорблений или мелкого хулиганства медицинского работника при оказании пациентам медицинской помощи более целесообразным будет обратиться с заявлением в полицию. Если факт правонарушения будет подтвержден, медработника привлекут к административной ответственности, а у пациента наступит возможность возместить полученный моральный вред в судебном порядке.
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Хамство и ненадлежащее выполнение должностных обязанностей врача наказуемы
Многие сталкивались с грубостью врачей. Врачи забывают, что они должны прислушаться к пациенту, оказать ему помощь, не навредить. Они не оказывают медицинскую помощь должным образом. Вежливость – это признак профессионализма врача, хамством прикрывается профессиональная непригодность. Врач работает с больными, он должен быть вежливым, внимательным и терпимым.
Уважительное отношение к пациенту
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях
Неуважительное отношение к пациенту
Однако врач не соблюдает этические и моральные нормы, неуважительно и негуманно относится к пациенту, не обеспечивает комфортные условия пребывания пациентов в медицинских организациях. Так, например, мама ребенка на приеме врача хирурга высказала жалобу на боль в ногах, которая у него не прекращалась, а усиливалась. Ребенку была необходима экстренная помощь. Врач сказал, что делать ничего не надо, он запишет на прием к ортопеду, которому надо будет показаться. Обращение 5 марта, на прием к ортопеду записали только на 12 марта. На вопрос матери, что ей делать, хирург сказал, что надо ждать и мыться. Мыться и ждать. В этой семье малыш так любит воду, что моется по нескольку раз в день. И поэтому предложение о необходимости мыться можно считать оскорблением. Мама не стала ждать, а начала искать помощь в других инстанциях, обратилась в приемное отделение больницы к врачу хирургу. Тот дал направление в соматическое отделение больницы. Мальчика в тот же день определили на стационарное лечение. Боль в ногах пока не прошла, но его лечат.
При этом врач не подумал о том, что за его действия может быть предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
Как обжаловать недостойное поведение врача
Если врач хамит и ведет себя недостойно подайте заявление на имя главного врача больницы, где подробно опишите суть проблемы, добавьте требование о принятии необходимых мер. При подаче жалобы лично секретарю на копии, предназначенной вам, ставятся дата приема и номер входящего заявления.
Жалобу на хамство врача можно направить заказным письмом. Сохраните квитанцию, на которой присутствует дата отправления. Ответ должен быть получен в течение 30 дней в соответствии с ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ».
Жалоба на хамство и грубость врача может быть подана в областной отдел здравоохранения. Для ее рассмотрения проводится внутрибольничная проверка, при подтверждении нарушения прав пациента врачу грозит замечание, выговор и увольнение. При безрезультативности обращения жалоба подается в Росздравнадзор по месту нахождения медучреждения.
Вы вправе обратиться в суд, приобщив к исковому заявлению подтверждающие документы. Ответчиком будет медицинское учреждение, может быть проведена внутрибольничная проверка. Врач может подать встречный иск, мотивируя решение защитой чести и достоинства. Если вы обратитесь за помощью к опытному юристу, то выиграете.
Уголовная ответственность
В соответствии со ст. 124 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь, за ее неоказание больному без уважительных причин, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного.
Диагноз будет поставлен, будет установлено, что грозило бы ребенку при несвоевременном оказании медицинской помощи. Врачом направление в медицинское учреждение выписано не было. Мама проявила инициативу самостоятельно. Врач не только бездействовал, но и пытался препятствовать выдаче амбулаторной карты. Когда мама попросила дать направление, так как состояние здоровья ее ребенка ухудшается, врач сказал, что не видит необходимости. Якобы они должны сидеть дома и ждать дня, когда их может принять ортопед.
В соответствии со ст. 125 УК РФ подлежит уголовной ответственности заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние
Мне нахамил врач. Что делать?
Хамство, словесные оскорбления, крики на другого человека (от пациента к врачу и от врача к пациенту) — какие это правонарушения?
Одна из самых распространенных причин для жалоб пациентов — некорректное, хамское или оскорбительное поведение врача.
Медицинские работники абсолютно также часто жалуются на постоянно выражающих свое недовольство (зачастую и нецензурно), хамящих, кричащих и хлопающих дверью пациентов.
Первоначально важно понимать, что в отношениях врач — пациент субъекты данных отношений не находятся в равных условиях, и тому есть свое логичное и правовое объяснение.
Медицинский работник — это должностное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с добровольным договором о приеме на работу и Трудовым кодексом РФ и получающее за это заработную плату.
Деятельность медицинского работника, помимо Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, регулируется еще и обязательным для исполнения Федеральным законом №323 «Об охране здоровья граждан».
Данным законом установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.
Пациенту, который обращается за помощью, связанной с жизнью и здоровьем человека, законодательно предоставлено больше привилегий, нежели врачу.
Всем абсолютно понятно, что наличие вышеуказанных привилегий не означает, что пациент имеет право на противоправные действия в отношении врачей. Не говоря уже об обратной ситуации и противоправных действиях медицинских работников в отношении пациентов.
Сразу нужно сказать, что понятия «хамство» или «крик» в действующем законодательстве отсутствуют. Здесь обсуждаем понятие «оскорбление», которое как раз и является правонарушением.
Говоря об этом, мы не разделяем понятия «пациент» и «медицинский работник». Противоправные действия любого гражданина будут квалифицироваться по статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях вне зависимости от социальной роли или должности.
Если мы говорим о хамстве со стороны врача, куда пациенту подавать жалобу? И какие меры наказания могут быть применены к врачу?
Если поведение врача и пациента носит оскорбительный характер или, того хуже, в речи присутствует нецензурная брань, тогда нужно обращаться в прокуратуру с заявлением. Заявление можно подать через интернет-приемную ведомства, в дальнейшем потерпевшего вызовут для дачи устных показаний. Но существуют и другие ситуации, и здесь мы уже поговорим о хамстве и крике со стороны врача.
Хамство — это поведение человека, характеризующееся грубым, жестоким, наглым способом общения. Любое негативное оценочное высказывание (в том числе про внешность и возраст) — это хамство.
Пожаловаться на некорректное поведение специалиста можно в первую очередь главному врачу — письменную жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней и сообщить о результатах рассмотрения. Если ответа не поступило, необходимо обратиться в прокуратуру вашего региона в связи с нарушением федерального закона «Об обращениях граждан».
Также в связи с хамским поведением медицинского работника можно обратиться:
В связи с некорректным поведением во время исполнения своих должностных обязанностей к врачу могут быть применены:
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Как пациенту можно доказать случившееся, если рядом не было свидетелей?
Очень важно понимать, что ваша жалоба должна быть обоснованной. Если врач нахамил, этому должно быть подтверждение в виде свидетельских показаний, аудио или видеозаписей.
Зависит ли степень ответственности от должности медицинского работника?
Степень ответственности зависит только от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.
Ответственность за оскорбление (в том числе медицинских работников)
Ответственность за оскорбление (в том числе медицинских работников)
Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Иванов А.Ю.
Анализ обращений, поступающих на рассмотрение в органы прокуратуры, свидетельствует о том, что значительное число жалоб по-прежнему составляют жалобы на оскорбление граждан.
Объясняется это в первую очередь тем обстоятельством, что в силу закона полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. КоАП РФ (оскорбление) наделен только прокурор.
Вместе с тем основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все высказанные в ходе ссоры или по иным мотивам оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе.
Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения является наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.
Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.
По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Установление данного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом всех обстоятельств дела.
При производстве по делам об административных правонарушениях данной категории подлежат установлению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
К примеру: В июне 2020 местный житель ГО Первоуральска вызвал скорую помощь. Бригада подъехала, фельдшер попросила мужчину подписать согласие на осмотр и предъявить документы, удостоверяющие личность, однако в ответ, в свой адрес услышала оскорбительные нецензурные выражения, которые унизили ее честь и достоинство
По данному факту, 14.08.2020 прокуратурой города в отношении местного жителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление).
Материал проверки с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении направлен мировому судье судебного участка № 7 для рассмотрения по существу.
27.08.2020 мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым мужчина признан виновным в совершении административного правонарушения. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Кому жаловаться на халатность врача?
Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.
К уголовной ответственности медика могут привлечь: