что делать если гнусавый голос
Гнусавость голоса. Причины, симптомы, лечение
1. Общие сведения
Такое общеизвестное явление, как гнусавость, только на уровне обыденного сознания или псевдомедицинских практик может показаться самоочевидным, простым, не требующим особых разъяснений. В действительности же этот сложный акустический феномен обусловлен патологическими изменениями в уникальном фонационно-артикуляционном (речезвуковом) аппарате человека, могущими возникать под действием множества причин и принимать ряд существенно разных клинических форм.
Следует отметить, что объем и содержание самого понятия «гнусавость», а также терминология, используемая в посвященных данному феномену текстах, – различаются в зависимости от того, к какой именно медицинской специальности относится публикация – к фониатрии, логопедии, детской или общей оториноларингологии, ЛОР-хирургии и т.д. В несколько разном значении употребляются, в частности, такие термины, как ринолалия («носовая речь»), ринофония («носовой звук»), палатофония/лалия (небный звук/речь). В англоязычной литературе можно также встретить выражение «гиперназальная речь», эквивалентное русскому «говорить в нос», и т.д.
В целом, гнусавость голоса и/или речи представляет собой серьезную проблему, нарушающую социальное функционирование, снижающую качество жизни и, – даже при умеренной выраженности, – исключающую пригодность к ряду профессий. Устранить данное нарушение, как правило, достаточно сложно, для этого требуется время и значительные усилия, в т.ч. от самого пациента.
2. Причины
Чисто и правильно произносить отдельные фонемы, слова и целостные фразы ребенок учится в течение нескольких лет. С точки зрения биологической эволюции и адаптации это непозволительная, но, вместе с тем, вынужденная, необходимая трата времени, поскольку именно речь стала одним из важнейших факторов, обеспечивших сначала выживание вида Homo Sapiens, а затем и доминирующее его положение на планете. В сложнейшем акте фонации и артикуляции участвуют голосовые связки, гортань, полость рта и носовая полость, зубы, язык, множество мышц, черепные резонаторы – синусы (четыре пары придаточных пазух носа). Аномалия или патология в любом из этих элементов может привести к дисфонии, дизартрии, дислалии и другим нарушениям речевого акта, в том числе и к гнусавости.
Ринолалия может быть как врожденной, так и приобретенной. Различают также несколько степеней выраженности.
3. Симптомы и диагностика
Как указано выше, гнусавость с точки зрения акустики представляет собой существенное искажение естественных для человека амплитудно-частотных характеристик речи, тембровой окраски и четкости акцентов. В более простых выражениях, голос становится глухим, а речь невнятной; слова произносятся «в нос», т.е. звук «м» звучит как «б» или «мб», звук «н» – как «д», звук «к» – как «г», и т.д.
В зависимости от того, как распределяется выдыхаемый звуковой поток, несущий волновые колебания слышимой частоты, различают гнусавость открытую (часть потока идет через нос, часть через рот) и закрытую (носовые пути и входы в резонансные пазухи блокированы полностью, артикуляция и фонация осуществляется исключительно ртом). Открытая встречается значительно чаще.
Каждый из указанных типов гнусавости, кроме того, может быть передним (блокированы носовые ходы) и задним (перекрыты устья-хоаны, соединяющие носовые ходы с полостью рта).
Констатация самого факта гнусавости, оценка ее выраженности и характера (открытая, закрытая, передняя, задняя, смешанная), для специалиста не составляет никакого труда – достаточно услышать от пациента несколько фраз. Однако идентификация причин в ряде случаев оказывается значительно сложнее. Наряду со стандартным осмотром ЛОР-органов, назначают рентгенографические и томографические исследования, назометрию (измерение пропорции между ротовым и носовым звуковыми потоками), реже эндоскопию и другие исследования.
Практикуются и более простые функциональные пробы, особенно ценные при обследовании детей раннего возраста (проба с зеркалом, проба давления на спинку носа и мн.др.).
4. Лечение
Вышеупомянутая сложность устранения гнусавости заключается, прежде всего, в том, что практически во всех случаях (независимо от возраста пациента и характера проблемы) необходим мультидисциплинарный подход. Параллельно с хирургическим вмешательством (устранение механических препятствий или анатомических дефектов) проводится курс логопедической коррекции и физиотерапевтических процедур (электротерапия, массажная стимуляция, механические обтураторы и т.п.). Именно комплексная терапевтическая стратегия в сочетании с готовностью пациента (или его родителей, если речь идет о ребенке) выполнять все предписания и назначения, – обеспечивает благоприятный прогноз.
Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания
При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.
Что это такое?
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а буква «н» становится похожей на «д».
Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».
При возникновении гнусавости у воздуха нет возможности проходить через нос, и мы создаём эти звуки исключительно «ртом», без участия носовой полости.
Гнусавость закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют гнусавость, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Причины
Наиболее распространёнными причинами гнусавости голоса являются:
Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:
Диагностика
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога или логопеда.
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография. При необходимости нужно стать общий и развёрнутый анализ крови и мочи.
Лечение
Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин, Галазолин, Санорин, Тизин, Отривин и т.п.
Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.
При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.
Упражнение
При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:
Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:
При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать. Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня.
При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот. Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного.
При гнусавости голоса у ребёнка будет очень полезен регулярный массаж мягкого нёба. Его цель – стимулирование подвижности нёба, активизация его движения.
Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:
Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.
Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.
Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.
Профилактика
Чтобы предотвратить появление гнусавости и дальнейшее осложнение, необходимо выполнять следующие рекомендации:
Прогноз
Гнусавость в любом возрасте требует длительных и регулярных занятий. Курс лечения ринолалии обычно достаточно продолжительный, здесь не стоит ждать быстрого результата. Но при правильной постановке диагноза и грамотной терапии гнусавость хорошо поддаётся лечению.
Что делать если гнусавый голос
В последние годы медики всего мира все чаще сталкиваются с проблемой нарушения формирования речи у детей. У этого явления есть объективные причины (ухудшение экологии, вредные привычки родителей, что приводит к развитию анатомических дефектов у детей, отсутствие контактов с ребенком вследствие занятости родителей и так далее).
Существует несколько различных заболеваний, при которых у ребенка развивается нарушение речи. Одним из них является ринолалия. Этим понятием в медицине обозначают расстройства голосообразования и звукопроизношения, которые вызваны дефектами строения и работы органов речи.
Речь ребенка с ринолалией характеризуется сильным нарушением произношения звуков, недоразвитием грамматической и лексической стороны речи, нарушением письма.
Для выявления заболевания и выяснения его причин пациенту необходимо комплексное обследование у лора, челюстно-лицевого хирурга. Устранение ринолалии проводится с помощью хирургического и ортодонтического лечения, физиотерапии. Кроме этого пациенту необходима помощь логопеда и психолога.
Классификация ринолалии
Выделяют следующие основные формы заболевания:
По причинам возникновения различают следующие виды заболевания:
1. Органическая ринолалия. Делится на два подвида:
2. Функциональная ринолалия. Также делится на два подвида:
Кроме этого, по локализации различают следующие виды ринолалии:
Причины ринолалии
Этиология заболевания может быть разной. Врожденная форма ринолалии развивается из-за появления расщелин лица на начальном периоде эмбрионального развития.
Причинами развития таких тяжелых патологий могут стать нервные потрясения, эндокринные заболевания, вредные привычки, некоторые заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности.
Приобретенная форма может быть следствием механических повреждений носовой полости, деформации мягкого неба, травм блуждающего или носоглоточного нерва.
Причиной открытой формы болезни может стать удаление аденоидов или развитие пареза мягкого неба после перенесенной дифтерии. Врожденная открытая форма заболевания имеет настолько характерные симптомы, что может быть диагностирована сразу после рождения малыша.
При кормлении ребенка у него вытекает молоко через нос. Воздух из-за болезни недостаточно прогревается, что приводит к частым ринитам, отитам, пневмонии.
Органическая закрытая форма заболевания обычно развивается в результате повреждений носовой полости или носоглотки.
Симптомы ринолалии
Клинические проявления зависят от формы заболевания. Открытая ринолалия проявляется нарушением дыхания. В результате жидкая пища начинает вытекать через нос, что сильно усложняет кормление ребенка.
Результатом открытой формы заболевания может стать отставание ребенка в развитии. Такой малыш поздно произносит свое первое слово, имеет гнусавый голос, ему трудно правильно произносить звуки. Большинство звуков ребенок произносит глухо. Это вызвано тем, что наибольшая нагрузка при разговоре выпадает на корень языка, а не на его кончик.
Симптомом закрытой формы заболевания является постоянное стекание слизи по задней стенке глотки, что сильно беспокоит ребенка. Малыш часто болеет простудными заболеваниями, у него развивается хронический насморк, нарушается произношение.
Многие специалисты считают, что подобные дефекты речи влияют на психику ребенка, делают его более замкнутым, по сравнению со сверстниками. Такой ребенок предпочитает больше времени проводить дома, он мало говорит и неохотно идет на контакт с посторонними людьми.
Диагностика ринолалии
Обследование при ринолалии комплексное. В его проведении может участвовать большое количество различных специалистов (лор, психолог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед и ряд других).
При логопедическом осмотре доктор обращает особое внимание на особенности строения и степень подвижности речевого аппарата пациента, выявляет нарушения голоса.
Для диагностики открытой формы заболевания проводят специальную пробу, суть которой заключается в том, что пациент произносит звуки «и» и «а» последовательно открывая и закрывая нос. При зажатых носовых ходах звуки становятся глухими, а крылья носа под пальцами специалиста сильно вибрируют.
Кроме этого, доктор проверяет произношение пациентом всех звуков, оценивает словарный запас, уровень грамматики и лексики. Если ребенок уже учится в школе, то оценивают уровень письма и чтения.
Из инструментальных методов чаще всего используют риноскопию, электромиографию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию.
На основании данных полученных в результате комплексного обследования пациента, доктор ставит окончательный диагноз и назначает коррекционную терапию.
Не стоит игнорировать проблемы, которые возникают у ребенка при ринолалии. При отсутствии своевременной терапии заболевание прогрессирует, что может вызвать развитие целого ряда осложнений.
Лечение ринолалии
Комплексная коррекция ринолалии включает в себя:
Как закрытую, так и открытую ринолалию у детей необходимо начинать лечить как можно раньше, чтобы завершить терапевтические мероприятия до начала пубертатного периода.
Основными направлениями логопедической коррекции ринолалии являются:
Коррекционная работа требует большого терпения и выдержки, как от врача, так и от пациента, а также от его родителей, которые должны принимать активное участие в процессе терапии и заниматься с ребенком дополнительно по рекомендациям логопеда.
Доктор должен постоянно корректировать речь ребенка, следить правильно ли он дышит и артикулирует.
Эффективность коррекции ринолалии зависит от многих внутренних и внешних факторов. Результат лечения считается положительным, если ребенок избавляется от гнусавости в голосе и нормализует свою речь, четко выговаривая все звуки.
При подготовке к школе ребенка с ринолалией необходимо учитывать и психологические аспекты, подготавливая его к тому, что его может ожидать на занятиях. Во время учебы необходимо грамотно распределять загруженность ребенка, чтобы он не переутомлялся и успевал не только спокойно делать уроки, но и заниматься со специалистом по исправлению речи.
Прогноз ринолалии
Если лечение начато вовремя и доведено до конца, то прогноз благоприятный. При подборе программы коррекции необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его развития и интеллекта. Материалы для занятий должны быть понятны и интересны ребенку. Только так можно добиться прогресса в лечении.
Кроме этого эффективность терапии зависит от следующих факторов:
Решающее значение имеет готовность родителей включиться в процесс и тратить большое количество времени на самостоятельные занятия со своим ребенком. Наиболее благоприятный прогноз имеет функциональная форма заболевания.
Профилактика ринолалии
Основными мерами профилактики данной патологии являются:
1. На этапе вынашивания ребенка:
2. Во время формирования речевых навыков:
3. Не допускать развития приобретенной формы заболевания:
4. Регулярное посещение логопеда для проверки того, как формируется речь у ребенка. Эта простая мера поможет вовремя диагностировать возможные нарушения в развитии и начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде.При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».
Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».
Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:
• плохая подвижность мягкого нёба;
• неправильное форма языка при произношении;
• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.
Заболевания,которые сопровождаются ринолалией:
• опухоль носоглотки;
• гипертрофия и отёк носовых раковин;
• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
• появление слизи в носовой полости (насморк);
• врождённое искривление носовой перегородки;
• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:
• характер звуковых дефектов;
• перенесённые и хронические заболевания.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.
Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА
1. Имитация жевания.
3. Покашливание на одном выдохе.
4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).
5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).
6. Полоскание горла порциями теплой воды.
7. Плевок с зажатым носом.
8. Дутье на вату, полоску бумаги.
9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.
10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):
• По одному гласному
• Сочетания по три гласного
11.Упраженения с преодолением сопротивления:
• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.
• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.
Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.