что делать если друг коммунист

Рашкина не звали: друг коммуниста рассказал реальную историю охоты

Сегодня получило новое развитие дело депутата Валерия Рашкина, который накануне чистосердечно признался в браконьерстве, заявив, что во всем виноваты его знакомые. Якобы пригласили на охоту, с путевкой обманули, а теперь ему приходится расплачиваться. Однако наш корреспондент в Саратовской области нашел тех самых товарищей Рашкина и они были очень удивлены подобным заявлениям политика. Если коротко, то коммунист опять попался на лжи. Детали – в эксклюзивном расследовании.

17-минутное выступление депутата Валерия Рашкина, в котором он описывал свои похождения на охоте, накануне слушали не только избиратели и следователи, но и друзья, с которыми он был в тот день. Один из них – Владимир Матросов, брат главы Лысогорского лесхоза Анатолия Матросова. Он уже составил свое мнение.

«Ну, может быть, у него свои мысли какие-то по этому поводу были», – говорит Владимир Матросов, друг Валерия Рашкина.

Друг Валерия Рашкина немногословен, несмотря на фактически предательство со стороны высокопоставленного коммуниста, который переложил на него всю ответственность. Вот что депутат заявил накануне в своем обращении: «Во время застолья Владимир Матросов сказал: «Рыбалка уже организована, и с охотой, если возникнет желание, тоже все в порядке, охота и разрешение на отстрел копытных есть».

На последнем слове акцент. Эмоция. Депутат старался. Друзья называют другую версию.

– У меня были договоренности с охотхозяйством, что мы можем приезжать, – говорит Матросов.

– Ну, она мне зачем нужна?

– Получается, у Рашкина не было?

– Ну, получается, не было. Но никто не собирался охотиться, наверное, кроме него. Мы приехали на рыбалку и просто отдыхали.

При этом очевидно, что планы у депутата были весьма определенные. В нашем распоряжении есть кадры, на которых Рашкин собирается на встречу с друзьями. В руках чехол с ружьем, контейнер. Все грузят в машину. Потом – эти предметы на месте преступления. Казалось бы, какие еще доказательства нужны?! Но теперь оказывается, что во всем виноват лось. Точнее, лосиха.

«Для меня вообще непонятна ситуация, откуда появился этот лось. Вообще, по охоте, всю жизнь, это не прям уж такой случай. Всегда находится человек, который перепутает кабана с лосем, но это всегда решалось легко: всегда на месте покупалась лицензия, делалось какое-то пожертвование, на бензин в охотхозяйство, и вопрос закрывался», – рассказывает Матросов.

Очень интересное заявление, которое вызывает вопросы, пробуем задать их ответственному человеку. Узнать об особенностях местной охоты и отдыха мы решили у человека, точно знающего, но он нам не открыл, поэтому осталось только любоваться многозначительной надписью на его машине «Ваша охота – наша забота».

Товарищ Рашкин здесь частый гость и опытный охотник. Стаж больше двадцати лет. И если с одними не здоровается, другие, по их уверениям, присутствовали в тот вечер на месте лично. Но подробности – только за деньги. Ехидно улыбнувшись и многозначительно кивнув, сделал предложение.

«Вам нужна информация, информация стоит денег. Полтинник переводим – начинаем разговор», – говорит мужчина.

И пока одни пытаются заработать на ситуации вокруг Рашкина, сам он придумывает все новые способы, как избежать наказания.

«На мой взгляд, со стороны Рашкина это выглядит как детский лепет. Он так никогда не разговаривает. Он там выглядит не львом совсем. То, что он будет выкручиваться, я знал. Ему много сходило с рук, и сейчас, думал, сойдет с рук», — говорит депутат Саратовской городской думы 5-го созыва Дмитрий Сорокин.

Судьба коммуниста решится ровно через неделю, 25-го ноября. На очередном заседании Госдумы Рашкина могут лишить депутатского мандата.

Источник

Что делать, если твой близкий друг становится полным кретином?

Есть у меня близкий друг, с которым мы знакомы уже почти 25 лет, с самого детства. Назовём его Олег. И вот в последнее время он стал совсем неадекват, бухает не сказать что много, но часто, почти каждый день после работы, никуда идти, кроме как в магаз за пивом не хочет, никогда не согласится что был не прав, в упор перестал воспринимать критику в свой адрес, забывает что говорил несколько минут назад, если ему говорят, что это не так(ну или не хочет признавать что говорил это и был не прав) после чего агрится и обижается. Не хочет даже чуточку попробовать поменяться, а когда кто-нибудь из друзей хочет что-то поменять в жизни и говорит об этом, начинает обсирать и говорить что у тебя не получится, что всё куйня. По пьяне вообще творит дикую херню, провоцируя окружающих, некоторые из друзей уже не общаются с ним и это печально. А я не хочу терять друга, которого знаю очень много лет и с котором прошли много жести, с возрастом и так остаётся мало друзей, а терять их по тупости как-то не хочется, хотя с каждым днём всё меньше и меньше желание общаться с ним.

Были ли у Вас такие друзья и как Вы поступили в такой ситуации?

дружище, ты его не спасешь и не исправишь, он сам себя уже потерял, для него назад дороги нет, так не морочь себе и людям голову, ваши пути разошлись.

Выход один. Если он вас не слышит, то скорее всего и не услышит. Чужая судьба вам в основном не подвластна, меняйте свою.

Был и у меня товарищ со своими тараканами, умный работал много и на стакане крепко сидел, виделись все реже, но при встрече тепло здоровались, разговаривали. Я видел по нему и знал о его проблеме с синькой думал справится сам, знакомые рассказывали об эпизодах агрессивного поведения. Похоронили в прошлом году, а я все думаю вытаскивать надо было, во все колокола бить, разругались бы наверно в хлам, может и жив был сейчас. Все бы да бы

не хочешь рвать сразу,своди общение под ноль постепенно.

время и возраст,как раз и есть фильтр,на мой взгляд.

Уговори его сесть на диету. Кретинов-то большинство, не пропадёт, а вот полнота до добра не доводит.

Слушай, у меня было точно так же, когда я на фен присел. Не мог и твой друг присесть?

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Когда поймали на вранье

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Обиженный папа

Видел сегодня девочку, которая умоляла на детской площадке папу простить её за то, что рассказала маме о купленном им пиве во время прогулки. А папа сидел в песочнице и говорил, что останется жить здесь и домой больше с такой вредной дочкой не пойдёт.

Счастье привалило?

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Молодой парень выиграл в лотерею и нашёл не одну, а сразу двух девушек, полюбивших его исключительно за личные качества.

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Где скачать любую книгу бесплатно

Если Вы очень любите книги, и Вам знакомо:

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

А на многих сайтах электронная книга стоит около 200 р.

Невольно можно одеть пиратскую шляпу и сказать агрх!

Многие знают библиотеку флибуста. Однако, сейчас очень часто к ней доступ ограничивают.

Нет такого способа как скачать бесплатно любимую книгу:

Заходим на рутрекер, в поиске вбиваем «Флибуста» и скачиваем всю библиотеку со всеми книгами (да размер не маленький, больше 300гиг), но оно того стоит. В самой программе есть поиск и можно найти книгу по автору, названию и т.д.

Спасибо всем кто поддержит раздачу самой библиотеки.

Если отключат полностью флибусту, то у Вас всегда будет настоящая драгоценная коллекция книг.

*снял пиратскую шляпу»

п.с. конечно так как указано делать нельзя и книги лучше покупать!

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Расизм / Не расизм

Недавно услышал хороший пример того, чем расизм отличается от простой рациональности.

Предоставьте, что вы идете по темной улице в Нью-Йорке, а навстречу идёт чернокожий парень лет семнадцати в куртке с капюшоном. Вы переходите на другую сторону улицы.

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Лёня, йоп твою мать!

Интонации у женщины великолепны

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Солнечная энергетика, это удобно, говорили они.

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Ответ на пост «Сибирская медицина»

Пару лет назад неудачно упал на обе руки, боль была столь сильная, что решил поехать в травматологию (1-я поликлиника Новосибирск). Пока сидел пару часов в очереди, то боль настолько усилилась, что из глаз начали непроизвольно литься слёзы. ЛЮДИ в очереди увидели это, спросили про самочувствие и пропустили вперёд. Зашёл я в кабинет. Травматолог стал требовать одеть бахилы, я пытался объяснить, что не могу их одеть, и он стал отказываться принимать! В итоге сошлись на том, что я разуюсь! Отправил он меня на рентген (а это по сути в другом конце больницы), одного без сопровождения. Подошёл к двери кабинета, а открыть не могу, начал пробовать пинать (но босиком тихо получалось), начал кричать, в итоге вышла рентгенолог и запустила. В итоге перелом обеих рук. Наложили гипс, и ЛЮДИ в очереди потом помогли мне обуться! Совершенно незнакомые ЛЮДИ отнеслись более человечнее, чем врач и медсестра! До сих пор не забуду требование одеть бахилы!

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Сибирская медицина

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Woman Moment Detected

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Вполне возможно

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Ох уж эти лайфхаки, бл@!

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Чайный набор с анимацией

А пультом дадите пощёлкать?

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Пикабу! Остановитесь!

Уже несколько раз вам писали про эту умную ленту! Ваше нытье достало, ибо оно совершенно безосновательно.

Лучше модератора не скажу, так что вот:

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Немножко о прогрессе

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

что делать если друг коммунист. Смотреть фото что делать если друг коммунист. Смотреть картинку что делать если друг коммунист. Картинка про что делать если друг коммунист. Фото что делать если друг коммунист

Про честность и подлость

Источник

Левитин-Краснов А. Э. Переписка с другом-коммунистом.

ПЕРЕПИСКА С ДРУГОМ-КОММУНИСТОМ

Я встретил его впервые осенью 1949 года, в архангельских лесах, на одном из лагерных пунктов, куда нас обоих доставили из тюрьмы.

«Вы, кажется, учитель, — я тоже по образованию учитель, хотя и не занимаюсь этой профессией», — с такими словами подошел ко мне чернявый, малорослый, широкий в плечах, человек, изъяснявшийся на ломаном русском языке.

«А какова же ваша профессия?» — вежливо спросил я.

«Тюремный сиделец», — последовал ошеломляющий ответ.

Таково было начало знакомства.

В бараке было холодно и сыро, невыносимо пахло махоркой, топором висела в воздухе густая ругань блатных.

А мы, сидя на голых нарах (постелей нам выдать еще не успели), вели теплый сердечный разговор.

Мой друг-коммунист, — будем называть его так, действительно был профессиональным тюремным сидельцем.

Румынский еврей, сын плотника, еще в раннем детстве потерявший отца, четырнадцати лет от роду он вступает в подпольную комсомольскую организацию и вскоре попадает в тюрьму. Полтора десятка арестов,

четыре года в страшной румынской тюрьме Давтяну, вырванные ногти и выбитые зубы, прозвище «Красный факир», которое он получил за свою почти сверхъестественную стойкость во время пыток в Сигуранце — жена-революционерка, с которой он познакомился в тюрьме, — таков жизненный путь моего друга в качестве румынского гражданина.

В 1940 году он становится гражданином советским, — и тут начинается новая эпоха в его жизни.

Четырехлетнее пребывание во время войны в армии, работа по восстановлению освобожденной от фашистов Буковины, арест в 1949 году бериевским МГБ за резкую и смелую критику партийных перегибов, освобождение из лагеря в 1953 г., восстановление в партии в 1956 году, — таковы основные этапы его жизни за последние годы.

В его жизни было много всяких перемен; неизменной осталась его горячая преданность коммунизму; никогда не забуду интонации, с которой он произносит слово «Ленин». Чувствовался какой-то почти религиозный трепет, восторг, доходящий почти до экстаза. Вероятно, так произносили это имя испанские коммунисты перед расстрелом, в 1939 году.

Я получил от него месяц назад письмо, которое привожу здесь полностью, вместе со своим ответом, т.к. в обоих письмах затрагиваются проблемы, представляющие живой интерес для широкой публики.

«Дорогой Анатолий Эммануилович!

Бросьте взгляд на историю человечества, на полит-географию нашего земного шара и, уверен, что один только час глубокого раздумья изменит весь ход Вашего мышления, весь ход Вашей повседневной деятельности. Поверьте, мне, что этого я хочу от Вас только потому, что уважаю Вас и люблю как человека. Не фантазер ли я, что верю в такие чудеса? Уверен, что нет. Мы живем в большую, интересную эпоху. Все видно, как на ладони, что к чему. И Вы вполне способны все понять. Ваши блестящие способности, которые идут на разработку истории Русской Церкви или же обновленческого движения, пошли бы на пользу нынешнего и грядущих поколений. Миллионы людей сейчас, как никогда, стоят на распутье. Уже не так высоко надо подняться, чтобы увидеть будущее человечества, то счастливое грядущее, которое ждет людей на земле. Со всех сторон препятствия, и одно их них — религия. Вы не можете не понять этого умом, хотя сердцем Вам трудно это понять.

Анатолий Эммануилович! Вы удивляетесь, что я Вам это говорю теперь, когда после многих разговоров на эту тему каждый оставался, при своем. Но я считаю, что имею полное моральное право так говорить. Я выстрадал это право. Вот улыбался я, прочитав письмо В. И., который пишет мне, что он спорил с Вами не-

давно, и решил, что Вы неисправимы: «Эту дурь, — пишет он, — из него не выбьешь». И Вы один знаете, почему я улыбался. А я то—не он. Я имею право говорить с Вами обо всем. Что у меня? Живу по-прежнему. Выполняю повседневную работу, делаю, что могу, для людей. Может быть, и больше мог бы делать. Вот чешутся руки что-то писать, людям, полезное, хорошее. Но все сомневаюсь в своих способностях, и перо у меня не острое. Вот и удовлетворяюсь малым. Много говорю с людьми, убеждаю, направляю, особенно люблю общаться с молодыми людьми. А знали бы Вы, как растут люди в нашем крае. Люди, которые двадцать лет назад не смели считать себя людьми, обрели человеческое достоинство, учатся, рассуждают, еще как рассуждают!

А их дети выросли студентами — многочисленное первое поколение интеллигенции! Любо с ними говорить. А как много есть, что им сказать, растолковать. Вот, Анатолий Эммануилович, и делюсь с Вами, как с другом, хотя знаю, что пока что сеете противоположное тому, что я сею. Как бы я хотел, чтоб было по-другому! Надеюсь еще!

Я и Мария Ивановна немного болеем. Дочка учится. Привет Вам от них! Пишите.

Благодарю Вас за письмо. Это письмо честного человека, а не труса. Оно выгодно отличается от многочисленных «увещаний» друзей, которые призывают меня к «осторожности», заявляя, что в ближайшее время меня арестуют и пошлют на Воркуту. С трусами и мещанами спорить, разумеется, не приходится.

Буду говорить с Вами.

Я не принадлежу к людям, которые любят говорить об «аполитичности» религии.

«Тот, кто говорит об аполитичности религии, — не понимает ни того, что такое политика, ни того, что такое религия», — совершенно правильно говорил Ганди. Есть, однако, нечто большее, чем религия и чем политика — истина. Истина сурова, непреклонна, беспо-

щадна — она не терпит никаких компромиссов, не допускает никаких уступок, не мирится ни с какими отступлениями.

И в то же время, истина прекрасна: она освобождает человека от рабства перед фальшивыми авторитетами, перед ходячими предрассудками и веяниями эпохи. Она греет, как солнце и наполняет радостью сердце, показывая путь в грядущее. Без истины нет счастья, нет подлинной свободы, нет пути, нет жизни. «Познаете истину — и истина сделает вас свободными», — говорил Христос.

Я не могу принять Ваше предложение, Шолом, потому что, отрекшись от религии, я отрекся бы от Истины. И я стал бы убийцей.

Нет истины в материалистической философии — и не случайно даже Вы, ее рьяный приверженец, избегаете в своем письме говорить о ней, понимая, что это самое слабое место в Вашем мировоззрении.

Мир многообразный, динамичный, одухотворенный — сводится этой философией к вертящимся шарикам — к атомам и электронам.

Океан энергии, текучий, переливающийся, рождающий из своих недр, как Афродиту, — материю — и скучные формулы диаматчиков, укладывающих мир в шпаргалки полувековой давности.

Увлекательный полет научной мысли, разрывающий принципы материальной вселенной, — и унылые, опровергнутые наукой, догматы о вечной, беспредельной материи.

Возьмите, Шолом, Эйнштейна, прочитайте Нильса Бора и Шредингера, — и Вы увидите захватывающее зрелище: под мощным напором науки рвется пряжа материи — материя раскрывает свою тайну — она оказывается лишь сгустком невесомой, непротяженной духовной энергии.

Возьмите любой учебник электродинамики и Вы увидите, как непрестанно совершается утончение, пре-

вращение — я бы сказал — имматериализация материи.

Современная наука совершенно отбросила старинные представления о ньютоновском «абсолютном времени и пространстве»; пространство, согласно взглядам современных физиков, есть лишь непрерывность (континуум) трех измерений — четвертым измерением (согласно Миньковскому) является время.

Сейчас уже ничего не стоит растворить любую частицу материи, лишив ее массы и протяженности.

И каким вялым, «поповским» вздором оказываются в свете этих достижений современной науки — материалистические благоглупости о материи, как основной форме бытия.

И Вы еще пытаетесь спасти материалистическую философию от полного разгрома ссылками на «интересную эпоху», в которую мы живем. Но именно поэтому материализм и не удовлетворяет сегодня миллионы передовых людей — он перестанет удовлетворять завтра сотни миллионов людей (и в первую очередь ту новую интеллигенцию, вышедшую из народа, первое поколение которой Вы видите там, у себя в Буковине).

Материализм есть ложь — и никакие силы в мире не заставят меня признать ложь!

Но вы советуете мне углубиться в историю. Я принимаю Ваше предложение.

«Нет вещи, которая доставляла бы большее наслаждение, чем философия истории», — говорит где-то Г. В. Плеханов.

Как хорошо я понимаю эти слова!

На первый взгляд история представляется каким-то кошмаром; кажется, совершенно невозможно разобраться в этом беспорядочном нагромождении преступлений, жестокостей, в этой смеси страшного, чудовищного и смешного. И вот, находит человек ариаднину нить — и все становится ясно и просто.

И победитель Минотавра,

Распутав нить, сумел найти

К венцу из мирта, роз и лавра

Прямые светлые пути.

Победитель Минотавра — это человек, — и философия истории является величайшим торжеством человеческого разума над бессмыслицей и безумием.

Я преклоняюсь перед благородными мыслителями, которые помогли человеку найти выход из лабиринта. Гегель, величайший из великих, и Карл Маркс — его ученик — заслуживают, безусловно, вечной благодарности людей.

Я не буду здесь излагать свои взгляды на историю; сказку только, что Маркс вполне прав, когда заявляет, что люди должны есть, пить и одеваться прежде, чем заниматься философией. Он вполне прав также и тогда, когда утверждает, что экономический базис обусловливает в конечном итоге развитие общества. Однако, и это только половина правды. Первый вопрос, который возникает у всякого, кто внимательно читает Маркса, — следующий: а чем обусловливается сам экономический базис и чем определяется его развитие? Ответ может быть только один: экономический базис обусловлен особой психофизической природой человека. Ведь природа одна для всех — для слонов, носорогов, обезьян, — но человек, и только человек, обладает способностью изменять, покорять, преобразовывать природу. Ни у одного биологического вида мы не видим ни малейших проблесков трудового творчества. Могут сказать, что прародитель человека был обезьяноподобен. Это, конечно, правильно, но правильно и другое: волосатый, живший на деревьях, предок человека отличался от своих собратий-обезьян своей потенцией, которая делала его уже тогда царем природы. Так же, как человеческий детеныш выше (по своим потенциальным качествам) всех на свете зверенышей — так и спящий Адам (питекантропос) был выше всех детей природы по великим, заложенным в нем потенциальным силам.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытия, 1, 26).

Именно благодаря этой неповторимой, чудесной человеческой способности — стихийные природные силы

стали производительными силами; и сам человек, преобразуя мир, вступил с подобными себе людьми в трудовые, производственные отношения.

Так возник экономический базис (производительные силы и производственные отношения). Как видите, и здесь вопрос обстоит гораздо сложнее, чем это изображается в учебниках, авторы которых делают реверансы перед диалектикой, не имея о ней ни малейшего представления.

Экономический базис обусловлен особой психофизической природой человека — творческими импульсами Высшей Силы — Божества.

Первобытное человечество знает особую, так называемую труд-магическую стадию своей истории. О ней проникновенно и глубоко говорил ученый, справедливо раскритикованный за некоторые свои ошибки, труды которого были, тем не менее, озарены проблесками гения — Н. Я. Марр.

В эту стадию искусство, религия, труд — все было слито в едином комплексе — и все было направлено к единой цели — выстоять в напряженной борьбе с природой. Первые страницы Библии полны воспоминаний об этом периоде героического труда, когда человек в предельно малые сроки преобразовал вселенную. Как справедливо заметил Н. Я. Марр, религия в это время является частью трудового процесса, — при ее помощи человек воздействует на природу и удесятеряет свои силы. Затем жизнь изменяется, усложняется: единый труд-магический комплекс распадается на отдельные элементы — появляется то, что марксисты называют «надстройками». Если представлять себе человечество в виде многоэтажного здания, то следует разделить «надстройки» на три типа:

Уходящие глубоко в землю, поросшие, как подножие древнего замка мхом — подвальные этажи, которые непосредственно соприкасаются с первозданной природной основой — система физиологических стимулов, система элементарных трудовых навыков и другие инстинкты, которые каждый человек получает от рождения в виде безусловных рефлексов. Над ними непосредственно возвышаются такие надстройки, как зе-

мледелие и технология производства — все они, вместе взятые, соответствуют материальной физической природе человека.

Далее, на высотах, идут светлые, красивые этажи — искусство, наука, цивилизация — то, что соответствует душевным, умственным потребностям человека. И, высоко поднимаясь в небо, царит над мирозданием, подобно золоченому куполу, — последняя надстройка — религия.

Я нисколько не отрицаю того, что религия испытывает на себе воздействие исторических условий, влияние различных классов и соответствует тому экономическому уровню, которого достигло человечество, — в этом смысле она является «надстройкой». Всякая «надстройка» имеет, однако, свою специфическую функцию, которая коренится в той или иной особенности человеческой природы. Так, музыка соответствует способности человека воспринимать и воспроизводить звуки, живопись — способности человека воспринимать краски и т. д.

Какой особенности человеческой природы соответствует религия?

И здесь пусть говорит Ф. И. Тютчев — великий поэт земли Русской:

О! страшных песен сих не пой!

Про древний хаос, про родимый

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться.

О! бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится.

Дух человека никогда не удовлетворяется рамками материальной вселенной — он тянется в неизведанные дали, он жаждет вырваться из тенет обыденной жизни — и этому стремлению человека отвечает религия.

Такое стремление у человека было всегда, поэтому

и религия существует всегда, с тех пор, как человек стал человеком.

Такое стремление есть и сейчас — поэтому религия существует. «А все-таки, она вертится!» —отвечаем мы словами Галилея тем, кто на бумаге ее уже уничтожил.

Стремление ввысь, за пределы материального мира, будет возрастать в человечестве по мере того, как оно будет мужать, освобождаться от груза повседневных забот и нужды, — поэтому мы предвидим величайшее возрождение религии в будущем — религиозный ренессанс человечества.

Человечество, однако, не только стремилось ввысь, в запредельность — оно получало оттуда отзвуки, — ответы — человек стремился к Богу — и Бог отвечал ему.

Все религии мира являются своеобразной связью человека с Богом, отражением беспредельного в человеческих пределах. И величайшим отражением Божества (Высшей Силы) в человеческой личности является Христианство и его Основатель — Богочеловек Христос.

Христос показывает человеку истинный путь во всех сферах его деятельности — и политика не является исключением из правила.

Вот мы и вернулись в Вашу излюбленную область — в политику — в ту самую политику, с которой мы начали наш разговор, — и говорить о которой смертельно боятся современные церковники, возведшие трусость в ранг величайшей добродетели.

Мы не очень стоим за эту добродетель—и поэтому будем свободно говорить о социальной и политической роли христианства.

«Был ли Христос революционером и социалистом?»

— вот вопрос, который много раз задавался исследователями христианства.

«И не был, и был», — отвечаем мы. Христос, конечно, не мог быть революционером в нашем смысле Этого слова не только потому, что это означало бы разрыв исторического прогресса (Христос, как человек, подчинен законам истории), но и потому, что это означало бы страшную вульгаризацию Его дела. В лучшем случае получился бы тысяча первый вариант Спартака или Маккавея — и не получилось бы христианства — движения вечного, универсального, отвечающего на самые глубокие, сокровенные запросы человечества.

Благодаря своей универсальности — Христос и Его учение включают в себя то лучшее, что есть в социализме и коммунизме. Вспоминая о мучительной казни Христа, я часто спрашиваю себя, что сделали бы с Ним в другую историческую эпоху.

Во времена средневековья Его, проповедующего на площадях и улицах Свое учение и изгоняющего торгующих из храма, сожгли бы заживо на костре.

В Византии Его предали бы еще более мучительной казни за пренебрежительное отношение к императорской власти и прадедовским обычаям (шутка ли, подданному назвать своего государя публично лисицей!).

В древней Руси у Христа, после публичного наказания кнутом, был бы вырван язык. В России дореволюционной Он в качестве опаснейшего сектанта был бы заключен в Суздальский монастырь, а потом был бы выслан в Сибирь. В фашистской Германии Он бы сложил Свою голову под топором нацистского палача, при ежовщине и бериевщине Он умер бы в лагерях, а в современной Америке Его бы травили, как «агента Москвы». А у нас? Таким образом, несмотря на признание принципа власти, Христос не укладывается в рамку любого государства потому, что Он не мирится ни с какой неправдой, несправедливостью, угнетением людей. Христос, примирившийся с неправдой, уже не был бы Христом.

Ненависть к богатству, утверждение того, что всякое богатство неправедно, что только бросивший его является совершенным человеком, величайшая любовь

к людям, отрицание национальных и кастовых различий, признание равенства и братства всех людей — таковы социальные принципы Евангелия.

Но ведь именно это и есть то ценное, что есть в коммунизме. Безгосударственное и бесклассовое общество, без разделения на богатых и бедных, основывающееся на гуманизме, равенстве и справедливости, — разве не это является коммунизмом?

Историческое родство коммунизма и христианства несомненно — Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский (Ленин в этом с ним вполне согласен) пишут о демократическом духе, о коммунистических тенденциях раннего христианства. Хорошо известны и христианско-коммунистические движения в эпоху Средневековья и христианско-коммунистическая система Сен-Симона. Еще совсем недавно, в 60-х годах прошлого века, христианско-коммунистические идеи потрясли Китай, во время так называемого Тайпинского движения (такой большой поклонник революционного Китая, как Вы, не можете этого не знать).

Каковы отношения христиан и коммунистов сейчас?

Реакционная вековая политика князей церкви, которые меньше всего хотели когда-либо ссориться с власть имущими, религиозный фанатизм — одних, антирелигиозный фанатизм и многочисленные несправедливости — других вырыли между христианством и коммунизмом пропасть глубокую, но не бездонную. Ее можно уменьшить, даже засыпать и сравнять с землей — надо лишь правильно понять друг друга.

«Вместо того, чтобы спорить о существовании ада, — давайте постараемся сделать так, чтобы на земле не было ада», —с таким призывом обратился к верующим несколько лет назад Морис Торез. Что касается меня, то я готов принять это предложение.

Про мое отношение к революции и к коммунизму можно сказать словами епископа Антония Грановского — одного из честнейших иерархов Русской Церкви:

«Все ценное, что принесла революция для людей, мы принимаем, — на то мы гуманисты; все передовое, что несет коммунизм, мы также принимаем — на то мы

прогрессисты; приспособленцами и подхалимами не были и не будем — на то мы христиане».

Следует, однако, сказать, что события последних двух лет мало способствовали содружеству верующих людей с коммунистами: верующих людей травили в органах печати; причем не было ни одного случая, чтоб газеты напечатали когда-нибудь опровержения или чтоб обращение к органам власти дало какие-либо результаты; даже в тех случаях, когда наличие клеветы было совершенно очевидно. Мало того — на столбцах печати появлялась, правда, изредка, совершенно дикая клевета о человеческих жертвоприношениях, якобы имеющихся у сектантов и церковников (так называемое Кашинское убийство). В провинции самоуправствовали уполномоченные Совета по делам Православной Церкви, которые самовольно, в прямое нарушение конституции, снимали с регистрации неугодных им священников; можно отметить также ряд случаев закрытия церквей без всякой консультации с верующим населением.

Исправление всех этих вывихов способствовало бы значительному оздоровлению отношений между религиозными людьми и коммунистами, как у нас, так и в международном масштабе. Будем надеяться, что это в ближайшее время произойдет.

Перехожу к заключительной части письма.

Вы, Шолом, обращаетесь ко мне с призывом трудиться на благо людей. Боюсь, что Вы обращаете свой призыв не по адресу.

Ведь я и так всю жизнь трудился на благо людей — с 18 лет я был учителем и никто никогда не считал, что я плохо делаю свое дело. Даже в лагере, как Вы помните, я занимался педагогической работой и работал в больнице, восполняя сердцем свое невежество в медицине и, как Вы помните, больные мною были довольны. Вернувшись на свободу, я, тотчас устроился на работу в школу.

Я и здесь старался честно давать учащимся основы

знаний (если Вы вспомните мои письма этого периода, то Вы поймете, что я делал это дело с искренним увлечением). Когда два года назад мне (человеку с аспирантским образованием) пришлось взять группу неграмотных (другие мои коллеги отказывались от этого), я работал и здесь не за страх, а за совесть (в невероятно трудных условиях — даже при отсутствии помещения).

«Так может работать только учитель-энтузиаст», —говорил про меня директор школы.

И этот же самый директор чуть ли не со слезами на глазах умолял меня через две недели подать заявление об уходе, т. к. в противном случае он может сильно пострадать.

Я решил не подвергать его (мы всегда были с ним в хороших отношениях) опасности и ушел из школы, а через несколько месяцев появилась известная Вам статья. С тех пор все мои попытки устроиться на работу оказывались тщетными. Конечно, я мог бы и теперь ужом пролезть в школу или институт, скрыв все приключения последних лет, но я счел бы это величайшим бесчестием, да и нельзя подводить людей. Остается, правда, низовая работа; я не отказываюсь и от нее и вначале даже собирался устроиться почтальоном, но тут уж друзья мои воспрепятствовали этому, назвав мое намерение глупостью и преступлением.

«История обновленческого движения в Русской Церкви», над которой я сейчас работаю, также вряд ли является бесполезной тратой времени. Я пришлю Вам ее, когда она будет закончена, и Вы узнаете из нее много нового.

Я не могу не сказать здесь также о моем ближайшем друге Вадиме Михайловиче Шаврове, который еще больше, чем я, пострадал за последнее время.

Это человек горячей убежденности, исключительной смелости и редкой доброты, простодушия и искренности.

Шестнадцати лет он пошел на фронт, — и весь он с головы до ног покрыт ранами (у него их не меньше десяти), причем самая ужасная — в череп; руки, ноги, плечи — все в ранах — и одна пуля сидит в легком.

И этого-то человека ославили как тунеядца и про-

ходимца (а Вы можете себе представить, Шолом, чтоб мой ближайший друг, человек, которого я люблю, как родного брата, был проходимцем?) — и лишили его под каким-то предлогом пенсии.

И все это в отместку за смелые выступления Вадима Михайловича в защиту религии на Американской выставке в Москве, в Загорском дворце культуры, — во время доклада Дулумана, — и другие. Какая жалкая и мелкая месть!

Все это ни в малейшей степени не поколеблет ни его, ни меня — в преданности нашим идеям. Мы от этого не умрем. Как Вы помните, я прекрасно себя чувствовал в лагере, питаясь одним ржаным хлебом и нашим добрым старым еврейским чесноком. Есть, однако, соображения справедливости, которые заставляют меня предъявить следующие требования:

1. Я должен быть восстановлен на работе в качестве учителя, т. к. фактически был незаконно устранен с этой должности.

Я ни на йоту не отступлю от своих религиозных убеждений, однако в школе я их пропагандировать не буду, стараясь лишь добросовестно передавать ученикам основы знаний.

2. Вадиму Михайловичу Шаврову должна быть восстановлена пенсия (обеспечивающая прожиточный минимум) *) и в печати должно быть широко опубликовано опровержение всей той гнусной клеветы, которая так обильно была возведена на него.

Эти требования в ближайшие дни будут мною формулированы в особом письме на имя Н. С. Хрущева.

Не сомневаюсь, что Вы будете сочувствовать нам, как сочувствуют нам все честные и справедливые люди — и беспартийные и коммунисты.

И снова вспоминаются мне осенние дни 1949 года.

Вот подошли мы этапом к воротам 12 лагпункта.

Холод и слякоть, и изморозь, и… темнота. Вы стоите в

*) В. М. Шаврову пенсия восстановлена 15 декабря 1961 г., и он признан инвалидом II группы (пожизненно).

паре со мной, и я чувствую, кик дрожите Вы мелкой дрожью в своем старом бушлате.

И проносятся у меня в голове слова Маяковского:

в такую вот гололедь,

И здесь — перекресток, на котором сходятся пути христиан и коммунистов.

Наша общая цель — дать людям одеяла и ласку. Передайте сердечный привет Марье Ивановне и Вашей дочурке.

Крепко жму руку, А. Л.

Как видите, я добросовестно исполнил Вашу просьбу: профилософствовал ровно час; не моя вина, что результаты получились не совсем те, на которые Вы рассчитывали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *