что делать если домогается сын
Как защитить ребенка от растления и сексуальных домогательств?
Мало родителей задаёт такой вопрос, обычно их гораздо больше интересуют простые проблемы типа того, как приучить к самостоятельному сну, мотивировать на учёбу, как объяснить, почему мама и папа развелись, и как не срываться на ребенке. Отчасти родители не задают этот вопрос потому, что думать о педофилии неестественно, а в отношении своего ребенка просто страшно.
По статистике 11-15% детей подвергается сексуальному насилию, растлению или развратным действиям со стороны взрослых. И это только зафиксированные данные. Даже если брать нижнюю границу – 11% — это каждый 10-ый. В вашей группе детского сада 20 человек? Так вот, двое из них либо уже подвергались насилию, либо подвергаются сейчас, либо это ждёт их в будущем. Милые малыши, которых вы знаете.
Родители не заметили?
Большинство случаев сексуальных домогательств в отношении неполовозрелых детей совершается близкими родственниками или людьми из ближайшего окружения семьи. И под большинством подразумевается по результатам различных исследований от 85 до 90%. Т.е. это подавляющее большинство, практически все случаи растления и сексуального домогательства. При этом не наблюдается статистически значимых различий в образовании, социальном статусе, семейном положении у взрослых, совершающих развратные деяния. А согласно ряду статистических исследований более половины педофилов – люди из интеллигентных семей. Это факт. И именно этот факт является основой того, что большинство случаев насилия над детьми остаются не замеченными родителями!
Однако нельзя сказать, что нет никакой вины родителя в том, что он не заметил и не помог ребенку, не спас его.
Во-первых, потому, что ситуации с использованием ребенка в качестве сексуального объекта родственниками или ближним кругом обычно длятся достаточное время, порой годами. И за это время неоднократно можно было бы уловить сигналы, настроения ребенка и дать себе труд разобраться в ситуации.
Во-вторых, что самое важное – большинство детей, которые становятся жертвами систематического использования, это дети брошенные. Нет, не в социальном плане, а в эмоциональном. Социально, «по пунктам» ребенок может быть очень благополучен и жить в нормальной семье, но эмоционально отдалён от родителей, по каким-то причинам лишен их искреннего внимания. Именно такие дети чаще всего становятся жертвами «мирного педофила». Причём родители такого ребенка или искренне не понимают, что у них с сыном или дочкой есть эмоциональные проблемы общения, или сознательно не обращают на это внимания – я его обеспечиваю, я всё для него делаю, он присмотрен и вообще у нас хорошая семья.
Большинство родителей, обращающихся ко мне за профессиональной помощью по абсолютно разным поводам, описывая причину обращения, подытоживают свой рассказ словами – у нас хорошая семья, недостатка в любви нет, времени детям я уделяю достаточно. И они действительно так думают, не улавливая разницу между качеством и количеством, например, а эта разница порой действительно трудноуловима. Жертвой «педофила-насильника» может стать любой ребенок, т.к. в данном случае взрослый не вступает в отношения с ним, не рассчитывает на длительное использование. Такой преступник просто берёт то, что ему понравилось, использует и выбрасывает.
Чаще всего такая встреча для ребенка смертельна.
Почему дети молчат?
Те, кто выживают в подавляющем большинстве случаев, конечно, рассказывают родителям, или им становится известно о случившемся из обстоятельств дела. И быть изнасилованным, с точки зрения психической реабилитации, на самом деле лучше, чем быть использованным без прямого физического насилия. Потому что в первом случае некто чужой, враг вторгся в границы твоего тела; это больно физически и эмоционально, это причиняет большие душевные страдания, но с этим можно бороться, потому что ты точно знаешь, что хорошо, а что плохо, и точно знаешь, где ты, а где враг. А во втором случае кто-то близкий и родной гаденько вполз в твою голову и аккуратно, очень миленько перевернул там всё так, как ему было удобно, и ты уже не понимаешь, чего хочешь ты, а чего не хочешь, что нормально, а что неестественно, где чья вина и вообще есть ли вина, но почему тогда так плохо всё вокруг.
Основной урон, который наносит взрослый ребенку – урон личности.
Большинство детей даже не пытаются рассказать родителям о том, что с ними происходит. Когда они уже взрослые приходят на психотерапию, потому что жить с этим нормально невозможно, на вопрос, почему вы не рассказали маме, папе, они отвечают: «я даже не думал об этом», «я не знала, что можно», «мне как-то не приходило это в голову». А ответ одной моей клиентки прострелил мой мозг навылет, оставив в нём большую дыру, — на вопрос, пытались ли вы рассказать маме, она очень спокойно, как само собой разумеющееся ответила: «Нет, она была занята».
Как происходит подавление воли?
Один из важных моментов в подавлении воли ребенка – его готовность подчиняться взрослому.
В принципе у всех маленьких такая готовность есть, но её можно или культивировать (словом – «взрослых надо уважать», «ты видишь: взрослые разговаривают, не лезь» или делом – показывая превосходство, неравнозначность), или дифференцировать (научить ребенка пониманию того, что не всех и не всегда надо слушаться, что нет априорности). Тут вопрос самоорганизации родителей и уважения к ребенку.
Частный случай вышеописанного – неумение ребенка сказать взрослому «нет». Умение отказывать очень важное, это одно из первых умений которыми сознательно наслаждается человек. Но это умение очень активно и настойчиво на корню гасится родителями. Мотивы понятны, но зачастую усилия превосходят «необходимый уровень самообороны».
Учить ребенка говорить «нет» несложно. Во-первых, просто разрешите ему это делать, вслух, а не как нечто подразумевающееся, прямо разрешите ребенку говорить нет, ругаться со взрослыми, кричать, если надо, сопротивляться, возражать.
Во-вторых, не ругайте ребенка за соответствующие действия: если он повёл себя как-то с другим взрослым, не надо на это реагировать сразу осуждением, сначала выясните, почему он так сказал или сделал, чего он хотел добиться. Научите его реагировать пропорционально (чтобы реакция по силе была сопоставима с раздражителем).
В-третьих, вы должны сами показывать пример человека, который умеет говорить «нет».
Важным фактором самозащиты (в любой ситуации) является понимание человеком, в т.ч. ребенком, своих прав и чувство самоуважения. Понимание всех своих прав ребенку приходит из опыта общения со значимыми близкими, в первую очередь с матерью и отцом. Чего я достоин, чего я стою, на что я имею права, чего я заслуживаю – всю эту систему самоопределения ребенок выстраивает, начиная с первых дней жизни. Как часто ко мне приходят клиенты которые считают что не заслуживают ничего хорошего, потому что «я ничтожество». Это же человек не сам придумал, это ему дали родители и эту установку перебороть, переиначить очень трудно.
Ребенок, имеющий негативные установки относительно своих прав и свобод, покорен, у него нет воли к защите, нет даже мысли о том, чтобы защищаться. И, конечно, такой ребенок больше страдает от последующего чувства вины за то, что взрослый сделал с ним. И, конечно, он ничего не расскажет родителям: он сам виноват, он этого достоин, это именно то, что он заслужил.
Что родителям стоит делать, чтобы у ребенка было чувство самоуважения и понимание своих прав и свобод, а чего им делать не стоит, чтобы не было обратного эффекта, – это прописные истины, которые вам и без меня понятны. Даже если вы не делаете того, что нужно, и делаете то, чего не нужно, вам и тогда понятно, что к чему.
Однако об одном моменте в свете обсуждаемой темы хочется всё-таки напомнить особо – уважение личных границ ребенка, как физических (границ тела), так и территориальных (вещи, комната или хотя бы какие-то полки, шкафы или ящички), а также моральных (право на мнение, право на отказ, право на личную информацию). К последнему призываю вас отнестись особенно внимательно: родители, особенно матери, в определённом смысле привыкают считать ребенка частью себя или своей собственностью. Отсюда идут обсуждения разнообразных вопросов и проблем, связанных с ребенком, и самого ребенка с кем попало не только в этически некорректном плане, но и просто уничижительно при самом ребенке, в его присутствии.
А ведь всех, наверно, учили о присутствующих в третьем лице… и не зря ведь учили, правило-то правильное. И, конечно, отдельной песни заслуживают бесконечные обсуждения интимных, сугубо личных проблем здоровья, психики или личных жизненных ситуаций своих детей не то что с друзьями-подружками-соседками-коллегами, а и вообще на весь мир через рунет. Причём даже тени мысли не промелькнёт, что это не то, что стоило бы делать, и что ребенок тоже человек, что это не только твоя жизнь, но и его, отдельного от тебя, свободного человека, и информация не то что «не только тебе принадлежит», а наоборот — «в основном принадлежит не тебе».
Одна из причин, по которой дети не рассказывают родителях о домогательствах, – табуированность сексуальной темы. Если родители с трудом говорят об этом или не говорят вообще, избегают этой темы, то ребенок принимает это как важное правило общения с родителями. Соответственно, это, конечно, будет минусом, а не плюсом в вопросе обращения к родителям, если у ребенка случится соответствующая ситуация.
Как говорить с ребенком про «это»
Рекомендация тут простая – своевременное и достаточное просвещения ребенка на тему анатомии и сексуального воспитания. Тема заслуживает отдельной статьи, не входящей в рамки данного цикла, в двух словах можно сказать, что своевременное просвещение начинается с 2-3-х летнего возраста. Так же, как вы рассказываете малышу о других важных вещах в жизни, вам следует рассказать и об этом её аспекте – различиях мальчиков и девочек, о том, откуда берутся дети. И рассказать об этом анатомически достоверно, несмотря на возрастные скидки (дети в этом возрасте совершенно не интересуются процессом коитуса, но называть органы своими именами – важно).
С взрослением ребенка вы дополняете его знания деталями, в 4-5 лет ребенок должен хорошо знать своё тело и то, откуда он взялся, а в 6-7 знать и об интимных взаимоотношениях мужчины и женщины, о морально-этическом аспекте. Да, именно в этом возрасте лучше всего донести такую информацию до ребенка, задолго до того, как у него начнут просыпаться собственные сексуальные побуждения.
Возвращаясь к теме защиты от педофилии, «Знание – сила» это не просто название старого журнала, это истина. И именно знание в первую очередь дает нам силу. И вашим детям в том числе. Никогда никому никого не удалось защитить от чего бы то ни было, скрывая информацию, уберегая от правды.
И другой аспект информированности, необходимой ребенку для защиты от возможных посягательств, – прямое информирование ребенка о том, что другие взрослые имеют право делать с ребенком, а что не имеют, и что тот должен делать в случаях, если кто-то что-то совершает. И говоря (многократно, с одного раза никто никогда ничего не запоминает) об этом с ребенком, необходимо подчёркивать, кто конкретно не имеет права трогать его, раздевать, чем-то интересоваться и к чему-то принуждать. Если вы скажете «никто», для ребенка это пустой звук, как и фраза «никто, кроме мамы и папы». Потому что, когда это будет дедушка или двоюродный брат, чёткой объектной информации о том, что делать в таком случае у ребенка не будет. Поэтому говорите подробно, перечисляя всех подряд: чужие дяди и тёти, и другие дети, и дядя Лёша, и дедушка Коля, и тётя Марина, никто-никто.
Пусть ребенок чётко запомнит, что если он что-то заподозрит, пусть сразу уходит от человека и рассказывает вам. Что, если что-то неприятное случится, вы со всем справитесь, никогда не поздно всё исправить, всегда есть выход, и вы можете его придумать вместе.
Эта информация не должна сама собой подразумеваться, она должна быть ребенку вложена в голову стопудовым указательным камнем, чтобы, оказавшись на перепутье, ребенок знал, по какой дорожке ему надо бежать.
Но никакие правильные слова и правильные разговоры не заменят воспитание (не правильное слово, правильное «давание», но не по-русски =)) в ребенке уверенности, уважения к себе, чувства вашей безусловной любви, без главного правильные разговоры ничто.
«Дети об этом молчат». Как понять, что ребенок подвергается насилию
Дети становятся жертвами сексуального насилия гораздо чаще, чем мы можем себе представить, но в большинстве случаев они об этом молчат. Как понять, что с ребенком «что-то не то», и что делать родителям, если подозрения подтвердились? Антонина Подзорова разбиралась вместе с экспертами благотворительного проекта «Тебе поверят».
Что такое сексуальное насилие
К сожалению, в России все еще очень размыто понятие «сексуальное насилие» и порог чувствительности к насилию крайне низок. Многие думают, что если изнасилования как такового не было, то на все остальное можно махнуть рукой — мол, ничего страшного не произошло, не обращай внимания, забудь.
Во многих случаях такие преступления совершаются буквально под носом у родителей, длятся годами и остаются безнаказанными.
Кто это делает
Подавляющее большинство случаев растления и сексуального домогательства (до 90% случаев) совершается членами семьи или людьми из ближнего круга ребенка. Это могут быть отчимы и старшие братья, дяди и дедушки, друзья родителей, родители друзей, соседи и учителя.
Часто это люди, наделенные авторитетом в семье. Они проявляют искреннее расположение к ребенку, способны обаять и усыпить бдительность всех окружающих.
Меньше всего они похожи на развратников или насильников, как мы их себе представляем. Наоборот, как правило, о них никто и никогда не мог бы подумать плохого.
Почему дети молчат
Чаще всего насильник создает с ребенком такие отношения, при которых тот никому ничего не расскажет. Как правило, это умелый манипулятор. Общаясь с ребенком, он находит нужные «кнопочки». Например, подчеркивает особый статус ребенка: «Ты для меня особенный, мы с тобой друзья, ты ведь никому не расскажешь наш секрет?» Или запугивает: «Если мама узнает, она рассердится».
Насильник может внушать ребенку, что все происходящее — просто игра, что так делают все любящие люди, и всем это нравится.
Посмотрите, с каких фраз начинаются ссоры между детьми и родителями:
Ребенку сложно определить границы нормы, он не всегда понимает, что то, что с ним делают, — ненормально.
Если взрослый человек говорит: «Давай я помогу тебе помыться», «Давай я сделаю тебе массаж, это приятно», «Я научу тебя, ты ведь уже большой», ребенок воспринимает это как проявления симпатии и заботы. Именно поэтому дети не знают, как объяснить и доказать произошедшее, не могут сформулировать, что именно было не так.
Ребенок может чувствовать себя подавленным, беспомощным, может испытывать стыд и неловкость, но не знает, как рассказать об этом. Ведь даже взрослые не всегда умеют осознавать и называть свои чувства. Кроме того, дети боятся, что им никто не поверит, что их обвинят во лжи против всеми уважаемого человека.
Исследования свидетельствуют, что только 4% детей делают ложные обвинения в насилии.
Признаки, которые должны вас насторожить
Возможно, ребенок ничего не рассказывает, но внимательный взрослый заметит и почувствует: с ребенком «что-то не то». Например:
Как проверить свои подозрения?
Ксения Шашунова, психолог благотворительного проекта «Тебе поверят»
Если у родителя есть уверенность, что он сможет спокойно поговорить с ребенком на столь непростую тему, можно прямо спросить ребенка о насилии. Многие дети сначала все отрицают. Это не значит, что ребенок вам не доверяет, просто стараниями насильника он может быть убежден в том, что ему не поверят или в том, что он сам виноват.
Дайте ему понять, что вы рядом и поверите каждому слову, что с вами можно поговорить на такую тему в любой момент.
Ведите разговор спокойно и открыто. Важно быть честным, рассказать, что именно вам известно, на основании чего у вас возникли подозрения. Взрослые часто начинают разговор издалека, используя намеки. Это может запутать ребенка и помешать доверительному разговору.
Главное правило: доверяем, сопереживаем, поддерживаем!
Вред могут нанести любые обвинения, прямые или косвенные: «Зачем ты поехала с ним?», «Почему сразу не рассказала?», сомнения, морализаторство, поучения: «Я же тебе говорила. », «Разве ты не знала. ». Разговор в таком ключе не способствует открытости и может ранить ребенка.
Если у вас есть подозрения, то от честного, уважительного разговора не будет вреда, даже если они не подтвердятся. Наоборот, этот разговор полезен в любом случае, так как это — повод обсудить с ребенком тему границ, безопасности, меры предосторожности. И у вас, и у ребенка будет такой опыт. В случае реальной опасности ребенок будет знать, что такой разговор возможен.
Кто может помочь, если подозрения подтвердились
Горячая линия СК «Ребенок в опасности». Тел. 8-800-200-19-10. Обращение может быть анонимным, но если человек не оставляет контакты, то не получает информацию по дальнейшему ходу расследования.
Всероссийская горячая линия «Сдай педофила». Тел. 8-800-250-98-96. Все сообщения регистрируются и проверяются сотрудниками центра. В случае подозрения на наличие состава преступления информация передается для проведения проверок в правоохранительные органы субъектов РФ и другие уполномоченные органы. Все этапы расследования, начиная от проверки, заканчивая судебными инстанциями, остаются на контроле у сотрудников Центра. Звонки не анонимные.
Фонд «Сохраняя жизнь», Оренбург. Помощь детям, которые стали жертвами преступлений, жестокого обращения, сексуального, физического насилия. Тел. +7 (3532) 67-62-54.
Фонд «Сестры», Москва. Психологическая и юридическая помощь жертвам сексуального насилия. Тел. 8-499-901-02-01. Сайт: www.sisters-help.ru
Социальный приют для детей «Транзит», Санкт-Петербург. Бесплатная психологическая и юридическая помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия. Возможно сопровождение ребенка в ходе следственных действий. Можно обратиться в ситуации, даже если следственные действия не проводятся. Тел. +7(812) 576 83 57.
Как уберечь ребенка?
Правильный вопрос, который задают себе многие родители: «Что мне делать, чтобы с моим ребенком такого не произошло? Ведь я не могу контролировать каждый его шаг!»
Основа безопасности ребенка — ваши с ним теплые, доверительные отношения. Отношения, в которых ребенок знает, что с родителями можно обсуждать любые, самые щекотливые темы.
Такие случаи, к сожалению, не редкость, а результатом могут быть серьезные проблемы c самооценкой, неприятие своего тела, сложности в отношениях с противоположным полом, суицидальные попытки. С последствиями сложно справиться даже во взрослом возрасте. Некоторым на это не хватает всей жизни.
Психологи рекомендуют:
Открыто говорить с детьми о сексуальной безопасности. Защитить их, уберегая от правды, невозможно. Дети могут стать жертвами домогательств из-за недостатка информации. Они могут не знать, что есть «хорошие» и «плохие» прикосновения, что есть места, которые никто не должен трогать. Им не приходит в голову, что нужно рассказать о таких попытках близким, особенно, если тема секса в семье — табу.
Называть вещи своими именами. Прямо говорите, кто не имеет права трогать ребенка и где именно. Слова «никто» и «нигде» — это пустой звук. Если это окажется дедушка, двоюродный брат, дядя или другой знакомый человек, у ребенка не будет четкого понимания, как реагировать. Хорошая практика — «Круги доверия».
Нарисуйте вместе с ребенком фигуру человечка — это ваш ребенок. Вокруг него нарисуйте несколько кругов от маленького до большого. Маленький круг — это ближайшие родственники.
В него могут входить мама, папа, сестры и братья, если они живут вместе с вами.
Во втором круге другие родственники — бабушки, дедушки, дяди и тети. Затем — учителя, воспитатели, педагоги, друзья семьи и другие люди, с которыми ребенок общается. Еще дальше – случайные знакомые, попутчики и т.д.
Этот рисунок помогает назвать всех людей в вашем окружении, прояснить их «полномочия». Например, кто может мыть ребенка? Кто может к нему прикасаться? В каких местах? Кто может его поцеловать? Каким образом? С кем можно уйти, например, из школы или с детской площадки? Обсудите все это.
Подтверждать на деле, что ребенок в случае любых сомнений или опасений может обратиться к вам, что вы на его стороне, что всегда есть выход — и вы сможете найти его вместе.
Разрешать ребенку говорить «нет», не соглашаться, сопротивляться, ругаться. Объяснять, что не всех и не всегда надо слушаться.
Будьте сами примером человека, который умеет говорить нет. Конечно, это не всегда удобно для родителей, но это важно для безопасности ребенка в любых ситуациях.
Уважать ребенка. Важным фактором самозащиты является понимание своих прав, чувство уверенности в себе, а это во многом зависит от родителей. Кто я в моей семье? Чего я достоин? Систему самоопределения ребенка выстраивают родители. И если ребенок уверен, что он сам и его мнение ничего не значат, то в случае опасности он ничего не скажет близким и будет уверен, что сам во всем виноват.
Оставаться внимательным, наблюдательным, любящим родителем, несмотря на занятость. Без этого все правильные слова останутся просто словами.
К дочери начали приставать на улице. Что делать? 7 советов для подростков (и взрослых тоже)
Психолог «Лиза Алерт» Анна Шипилова говорит, что прежде всего стоит помнить о том, что улица – это одно из мест, где человек, будь то ребенок или взрослый, может познакомиться с другими людьми и даже найти себе друзей. Когда ребенок маленький – он знакомится в песочнице, на площадке, подросток может познакомиться со сверстником со схожими увлечениями. В то же время улица таит в себе опасности, о которых нельзя забывать. В том числе опасным может быть и общение с незнакомцами.
Чтобы ответить на вопрос о приставаниях, нужно сначала определить, что это, ведь под приставаниями мы можем понимать целый спектр воздействия от искреннего человеческого интереса до сексуальных домогательств. Порой отличить их ребенку, подростку, да и взрослому, непросто. Во многом это зависит от наших ожиданий – ребенок, не ожидая никаких опасностей от внешнего мира, может воспринимать домогательства как безобидное общение. Взрослый, который во всем видит подвох, – наоборот, сможет усмотреть домогательство в безобидном комплименте.
Чему учить с раннего детства
Для того, чтобы ребенок понимал, «что такое хорошо и что такое плохо», ему нужно знать, какие бывают ситуации и как на них реагировать. Есть несколько вещей, которым стоит научить ребенка еще в дошкольном возрасте:
Телесная неприкосновенность
Нужно учить ребенка, что существует телесная неприкосновенность, и если ему неприятны чьи-то прикосновения, ребенок вправе отказаться от них, даже если это объятия родственников. Рассказывайте ребенку и об интимной неприкосновенности.
Умение говорить «нет»
Родителям стоит иногда позволять ребенку проявлять свою позицию, давать возможность сказать «нет», если ребенок чего-то не хочет и это не угрожает его здоровью и жизни. Только так ваши дети смогут научиться не стесняться, не бояться говорить «нет» и отстаивать свои границы перед незнакомцами. Также важно научить детей отличать приятное от «навязываемого приятного», то есть понимать, когда что-то действительно нравится, а когда другой человек пытается склонить или заставить что-то делать. Объясните ребенку: если кто-то говорит: «Тебе это приятно», вовсе не значит, что это правда, и ситуации, когда тебе делают неприятно с улыбкой, шуточками и уговорами, нужно пресекать и ни в коем случае не думать, что «он же хочет как лучше, наверное, это со мной что-то не так».
Крик в случае опасности
Потренируйтесь с ребенком или подростком кричать в случае опасности. Мы обычно запрещаем детям шуметь, повышать голос, и в случае, когда нужно позвать на помощь, ребенок теряется и боится наказания, поскольку еще не всегда может осознать все последствия опасной ситуации и понять, что они гораздо страшнее. Да и взрослому человеку сложно закричать, если он никогда этого не делал.
Уверенность в себе
Важно, чтобы ребенок был уверен в себе и в своем праве отказаться от знакомства. И если, например, взрослый мужчина говорит девочке: «Какая красивая девушка» – она должна понимать, что это не единственный человек, который заметил, что она действительно красивая, и это не значит, что теперь она должна ему жизнь, руку и сердце. За комплимент достаточно просто сказать «спасибо», если он вам приятен, он ни к чему не обязывает.
Четкая позиция относительно общения с незнакомыми людьми и знакомства на улице
Проговорите и решите вместе с ребенком, что допустимо, что нет. Приемлемо ли знакомиться на улице? С кем? До какого момента стоит продолжать общение? Перекинуться парой вежливых фраз или подсказать дорогу – можно, но разрешать проводить себя до дома или дать свой телефон – категорически нет, и так далее. Обсудите конкретные ситуации, возможные реакции и пределы допустимого в них. Если приятный сверстник хочет познакомиться – это одна история, если человек девочке неприятен или это взрослый парень/мужчина – совсем другая.
Внимание чужого взрослого к ребенку – ненормально
Усиленное внимание чужого взрослого к ребенку – попытка познакомиться, попросить помощи и т.д. – неприемлемо. Подростку, например, может льстить, что к нему проявляет внимание взрослый человек. Но это уловка. Не всегда преступники оказываются «страшными дядьками», которыми мы пугаем детей. Чаще они мило разговаривают, интересуются ребенком и пытаются подружиться. Важно не поддаваться и помнить правило: никаких знакомств с чужими взрослыми.
Отдельно стоит упомянуть о домогательствах, при которых взрослый пытается трогать ребенка или словами склонить его к действиям сексуального характера. Ребенок должен понимать, что такое внимание взрослого ненормально и опасно. А это значит, что взрослый осознанно совершает преступление.
Чему учить взрослую девочку
Когда дочка приходит к вам и рассказывает о том, что к ней приставали на улице, не ругайте ее и не говорите: «Сама виновата». Не говорите: «Все нормально, не обращай внимания, мужчины всегда так себя ведут по отношению к красивым девушкам»: если ребенок пришел к маме с таким вопросом, значит, его это сильно волнует и беспокоит. Необходимо выслушать и показать, что переживания дочки важны. Это покажет ей, что в любой ситуации она может посоветоваться с вами. Повторите с ней правила безопасности, поговорите о том, что категорически неприемлемо (уходить с незнакомым человеком куда-то, садиться в чужую машину, заходить с ним в чужой дом).
Как знакомиться с мальчиками и вести себя с ними лучше – расскажет каждая мама исходя из своего опыта и философии, которой она придерживается в воспитании дочери. Я хочу сказать о том, что делать, если приставания или заигрывания неприятны девушке либо если они исходят от взрослого человека.
Если мы говорим о заигрываниях на улице, когда к девушке обращаются со словами «Можно с вами познакомиться?», «Какая красивая, иди к нам, мы тебя не обидим», то тут есть несколько важных моментов:
– Не нужно вступать в разговоры, в том числе говорить: «Отстаньте!», «Я на улицах не знакомлюсь» или даже просто «Нет» – есть мужчины, которые в силу своих фантазий, а возможно, и состояния измененного сознания примут любой ответ как заигрывание («сказала “нет”, хотя глаза сказали “да”»). Для них, если девушка начала отвечать что угодно – значит, уже согласилась на общение. По тем же причинам не нужно в этих ситуациях улыбаться тем, кто предлагает знакомство, жеманничать, хихикать, оглядываться, перешептываться с подружкой, поглядывая на мужчину, – нужно проходить мимо и не обращать на него внимания.
– Если человек становится навязчивым, пытается догонять, хватать за руки или если девушка все-таки вступила в контакт, нужно громко и четко сказать «Нет!», ускорить шаг или убежать. Хороший вариант – зайти в магазин, кафе, банк, салон красоты и так далее. Там можно подождать, пока человек уйдет, или попросить помощи.
– Обращайтесь за помощью к окружающим, если вы чувствуете, что человек вас преследует, не собирается отставать или если вы по какой-то причине не можете от него уйти. Лучший вариант – сотрудник полиции, если он есть в поле видимости, а также охрана кафе, торгового центра, метро, магазина. Можно обратиться за помощью к женщине, лучше старшего возраста – при условии, что она не вместе с тем мужчиной, или к мужчине с ребенком. Скажите: «Помогите, пожалуйста, этот мужчина меня преследует или пристает ко мне, мне страшно», «Тот мужчина идет за мной, я его боюсь, можно я пойду рядом с вами?», «Ко мне пристает тот мужчина, можно я постою рядом с вами, пока он не уйдет/пока за мной не придут, или постою позвоню родителям?» К сожалению, не всегда рядом есть люди, и не всегда девочка или молодая девушка сразу может сориентироваться, что делать или сказать, поэтому очень важно репетировать и проигрывать вместе с родителями разные ситуации (от безобидных заигрываний – до «одна ночью в темных гаражах») и учиться настраивать себя – возмущаться, делать злой голос и серьезное выражение лица, чтобы они были подкреплением вашим словам.
– Если человек пытается дотронуться до вас или грубо физически домогается (ущипнул, похлопывает по телу, ощупывает, поглаживает), нужно громко возмутиться – это единственная нормальная реакция, ведь мы же помним о телесной неприкосновенности? Громко и зло назвать вслух то, что он делает: «Зачем вы меня трогаете? Уберите руки!», «Не смейте щипать меня за попу! Вы зачем это делаете?! Отойдите!», «Перестаньте трогать мои ноги!» Здесь очень важно не стесняться, не ждать, что он перестанет, не пытаться намекнуть, не терпеть, делая вид, что вы ничего не заметили, не уговаривать себя, что вам показалось, и не ждать второго, третьего и четвертого подтверждения – нужно немедленно это прекратить, и самый действенный способ – сделать так, чтобы ему стало неловко при всех.
Еще один хороший вариант воздействия на насильника при попытке физического контакта или навязчивых приставаний, от которых не получается отвязаться, – громко сказать, чтобы слышали окружающие: «Мне четырнадцать лет! Мужчина, отстаньте (оставьте меня в покое и так далее)!»
– Заигрывания на улице могут оказаться безобидными, а могут стать поводом к агрессивному нападению. Нет смысла пытаться угадать, какое поведение он расценит как одобряющее или провоцирующее, что у него вызовет агрессию, а что нет – нужно просто игнорировать предложение общаться. Невозможно залезть другому человеку в голову, и если он заранее по какой-то причине решил, что вы его провоцируете, мы не сможем на это повлиять. Единственное, что мы можем – не дать ему ни одного повода подтвердить свои догадки и быть максимально отстраненными. И вести себя в соответствии с нашими алгоритмами.
– Не нужно ждать агрессии от каждого, но если вы видите ее признаки – повышение тона, появление приказных интонаций («А ну иди сюда»), попытки физического контакта – хватание за руки, сумку, даже если это на первый взгляд безобидно, – то надо уходить, убегать, кричать. Если убегать по какой-то причине не получается, а человек явно настроен решительно и агрессивно, хотя вы однозначно продемонстрировали свое нежелание знакомиться и готовность отстаивать границы, будьте готовы дать физический отпор, в том числе кричать, кусаться, царапаться и отбиваться сумкой, громко кричать. И убегайте при первой возможности.
На агрессию – агрессией
Максим Степанов, тренер по самообороне, автор книг, создатель клуба «Самооборона 100%», согласен с психологом по поводу того, где проходит граница между нейтральной реакцией и необходимостью обороняться.
Самый простой, безопасный и эффективный способ – бежать, если есть такая возможность. Бежать нужно туда, где много света и людей и где можно как-то привлечь к себе внимание. И даже если вам никто не поможет, то это сильно помешает наглецу и немножко его притормозит. Есть ли риск, что он бросится в погоню? Конечно, есть, но если вы останетесь, а он уже проявляет по отношению к вам агрессию, то риск пострадать гораздо выше, чем если вы броситесь бежать. Если вы побежите – может, он побежит за вами, может, нет, может, догонит, может, нет, но вы все равно будете двигаться к какой-то цели, и это будет более правильным решением, чем если вы останетесь в этой ситуации и предоставите всю инициативу этому человеку.
Но если вся эта ситуация происходит в замкнутом пространстве, откуда убежать невозможно, – в подъезде, лифте, еще где-то, – то вы не можете применить главный способ выживания – бегство. Поэтому вам, как формулирует Максим, «нужно расчистить себе путь» к бегству.
– Вы попытались объяснить ему словами, что не хотите продолжать общение – вас не услышали и начали позволять себе по отношению к вам такое, что для вас неприемлемо. Значит, нужно перейти к силовым действиям. Для этого очень важно иметь решительный настрой. Для нас это сложно, потому что большинству сложно ответить грубо, они думают, что это неприлично, что это не вписывается в социальные нормы, и ставят «уважение» к другому человеку, в данном случае агрессору, выше уважения к себе. Тем более что у нас детей часто воспитывают в парадигме подчинения взрослому человеку: «Ты почему грубишь старшим? Тебе взрослый сказал – почему ты не слушаешься?» А ведь то, что человек старше – это не значит, что он умнее, мудрее или воспитаннее. Это очень опасно. Как этому научиться? Только воспитывать детей так, чтобы они любили себя и доверяли только себе и своим близким, но не всем подряд.
Итак, допустим, кто-то разговаривает культурно и вежливо и того же самого ждет от окружающих людей, но вдруг происходит ситуация, когда это общение перестает быть таким. Максим считает, что в этом случае надо два-три раза предупредить агрессора о том, что вам не нравятся его действия и что вы не хотите его внимания, и если он не понял, то переходить к силовым методам.
Важно понимать, что у агрессора заведомо есть преимущество, потому что если бы он был слабее жертвы, он бы на нее не нападал. Поэтому все приемы физической самообороны должны быть максимально жестокими и эффективными. Эффективный прием – это тот, с помощью которого вы за короткий промежуток времени, приложив минимум усилий, прекращаете враждебно-агрессивное поведение по отношению к себе и решаете задачу по освобождению себе пути для бегства.
3. Промазали – повторите. Многих в подобных ситуациях останавливает страх ударить «не так» или своим агрессивным отпором еще больше разозлить насильника. Максим призывает этого не бояться – это вполне возможно, но что произойдет, если в описанной ситуации вы его не ударите? У вас есть другие варианты, чтобы избежать того, что случится дальше? К сожалению, нет. Если не попадете, значит, надо добавить. Если вы промазали в нижнюю челюсть – ударьте в пах. Если вы ударили в пах и промазали – не дожидайтесь, когда он разозлится, а бейте в нижнюю челюсть, и т.д. Не надо устраивать боксерский поединок, замахиваться, прыгать вокруг него – нужно просто ударить. Даже если вы ударите слабо, даже если промажете, у него будет какая-то реакция – он отдернется, отпрянет, а вам это и нужно, чтобы убежать.
4. Ваша задача – убежать. Еще раз повторю: ваш главный план – это убежать, и все, что вы делаете, вы делаете для того, чтобы этого добиться. Если есть препятствие к бегству, вы его устраняете и бежите. Поэтому нет задачи «вырубить» агрессора.
7. Тренируйтесь. Важно не только знать, как нужно ударить, но и уметь это сделать. Поэтому, конечно, желательно такие вещи отрабатывать. Максим рекомендует это обязательно сделать, не обязательно даже в секции – но с кем-то из близких: медленно и спокойно проработать разные ситуации: если ты меня схватишь вот так, я могу уйти вот здесь, а тут я могу тебя оттолкнуть, а тут еще что-то.
Что нельзя делать в этих ситуациях? С точки зрения Максима, категорически не следует провоцировать агрессию, если другая сторона ее не проявляет. Если человек вежливо и спокойно обратился к вам со словами «Девушка, можно познакомиться?», не надо в ответ выдавать поток матерных ругательств – это может разозлить человека, у которого изначально не было плохих намерений, и спровоцировать нападение, особенно если он в состоянии алкогольного опьянения. У пьяного очень мало сдерживающих факторов, и ему точно не понравится, что его оскорбляют – он же хотел подружиться, познакомиться, может, даже что-то приятное сказать, в общем, действовал из лучших побуждений, а в ответ его облили помоями. Ответ должен быть адекватным. Но если человек проявляет к вам агрессию, то адекватной реакцией будет тоже агрессия.