что делать если детей не берут в школу
Школа отказывает в приеме в 10 класс
Ребенок заканчивает 9 класс, хочет продолжить обучение в школе. Школа объявила о том, что будет два десятых класса, оба профильные, прием в эти классы на конкурсной основе, ребенок по среднему баллу не проходит. Обязаны ли нам в таком случае обеспечить место в 10 классе в нашей или другой школе города?
На основании ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
В силу ч. 3 ст. 67 Закона об образовании правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, к которым в том числе относится среднее общее образование, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
При этом в ч. 5 ст. 67 Закона об образовании предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.
Таким образом, исходя из приведенных норм права и рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что образовательная организация при приеме на обучение по программам среднего общего образования с профильным обучением вправе проводить отбор обучающихся, учитывая при этом их индивидуальные достижения и результаты обучения.
В то же время образовательная организация и территориальные органы управления образованием обязаны обеспечить возможность получения среднего общего образования как обязательного уровня образования всем выпускникам 9-х классов, желающих продолжить обучение.
Класс без коррекции
А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?
Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.
Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: «В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?». Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: «Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?»
Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?
Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:
Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?
Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: «А я вот где был! А у меня машинка!», тянет маму за рукав: «Не хочу. Давай пойдем домой!». У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.
Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?
Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание. Ребенок «сигнализирует» взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, «уходят» на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.
Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.
Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.
Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?
Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?
По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!
Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.
ПЦР и карантин: как не лишить ребенка права на образование
Благополучие и счастье ребенка во многом зависит от того, насколько школьные требования соответствуют ожиданиям родителей. В своем стремлении защитить они либо открыто идут на конфликт, либо теряются из-за незнания законов. Елена Викторовна Савичева, руководитель центра дистанционного образования «Право Просвещения», рассказала, как школы и родители могут прийти к согласию, не нарушая нормы законодательства.
Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2
Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.
Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:
экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;
проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);
предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).
Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.
Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:
Кто-то будет лезть к их ребенку.
Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.
«Школам не стоит конфликтовать с родительской общественностью, так же как и родителям не следует жестко отстаивать свою позицию. Это может закончиться вмешательством прокуратуры и органов опеки. Важно уметь договариваться и реализовывать право ребенка на образование с помощью инструмента, который предоставляет нам закон «Об образовании». В конце концов, Приказ, изданный учредителем, должен исполняться — этого не избежать».
Права детей
Права учеников влекут за собой и обязанности:
добросовестно осваивать образовательную программу;
выполнять индивидуальный учебный план;
посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
При буквальном прочтении вышедшего Приказа становится очевидно: ребенок не в состоянии выполнить свои обязанности и получить образование. Освоение программы обычно завершается промежуточной аттестацией. Благодаря статье 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каждый может узнать, что это такое и каков порядок ее проведения. Когда получена двойка, у школьника формируется академическая задолженность, и он переводится в следующий класс условно. Если спор между родителями и школой затянется, ребенок просто перестанет учиться и в итоге не сдаст экзамены.
Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:
в пределах осваиваемой программы;
в порядке, установленном локальными нормативными актами.
С позиции закона перейти на ИУП способен любой школьник с 1 по 11 класс. Но Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «О методических рекомендациях» включает школьников с 5 по 11 класс. При этом причины возникновения такой потребности роли не играют. Таким образом, ученики начальных классов могут быть переведены на ИУП, если испытывают трудности в обучении, у них есть академическая задолженность или учебный план осваивается в ускоренном темпе.
«Законодательство не предусматривает переход на индивидуальный учебный план из-за отказа, связанного с выбором способа тестирования. Впрочем, если школа идет родителям навстречу, переход все-таки можно организовать. Вы должны понимать: ИУП — это дистанционка. Закон определяет ее, как освоение образовательной программы с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. В первом случае педагог может присутствовать на уроке, а также использовать интерактивную доску, во втором — учитель говорит «из монитора»».
Особое внимание стоит обратить на соблюдение санитарных правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Там подробно описано, как именно ребенок может использовать электронные средства обучения. Если школа примет локальный акт на перевод ученика на дистант, к примеру, из-за отказа родителей от экспресс-тестирования, условия соблюдения этих норм должны быть там прописаны.
2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.
3. Семейное образование.
Класс уходит на карантин
Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:
Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!
Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.
«Помните: предписание санитарного врача является обязательным как для образовательной организации, так и для вас самих (ст.ст. 10,11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Нарушителей привлекут к административной ответственности. О карантине или переводе на дистанционку родителей никто информировать не должен».
Иногда опекуны школьника требуют выдать им бумагу с Предписанием, чтобы предъявить ее на работе. Там содержится перечень контактных лиц, которые не допускаются в школу, а также персональные данные (их обрабатывает учебное заведение), на первом листе зафиксированы класс и буква, где обучаются эти дети. Школа обязана соблюдать Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», поэтому отдать на руки Предписание она не может.
Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.
«Во время дистанта за школьника отвечает лично педагог. Поэтому будьте внимательны! Даже когда преподаватель требует выключить камеру, это не снимает с него ответственности за жизнь и здоровье ученика на время дистанционного урока».
Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.
По соглашению сторон родитель вправе:
Взять отпуск за свой счет.
Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.
Перейти на удаленную работу.
Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.
Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.
Организация питания
В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.
В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:
не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);
обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;
получают семейное образования.
Отказ от электронных ресурсов
Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.
«Любая государственная услуга в электронном виде носит доверительный характер. Родители вправе от них отказаться, но при этом по закону (ст. 44 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») они могут ознакомиться с оценками ученика в «цифре». Для этого нужно обратиться в школу с письменным заявлением как о зачислении, так и получении сведений об успеваемости/посещаемости на бумажном носителе. То же относится и к выдаче бумажного пропуска. Школа рассматривает заявление и информирует родителя о результате».
Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.
Электронные ресурсы — лишь полезное дополнение к базовой образовательной программе. Никто не собирается полностью загонять школы в формат «цифры».
В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 была утверждена стратегия развития сферы образования, в том числе с помощью электронных услуг. В каждом субъекте действует своя ЭШ, чтобы их объединить, к ним должны предъявляться одинаковые требования. Поэтому уже ведется работа по созданию единой государственной информационной системы «Моя школа».
Отказ в приеме в школу и садик из-за отсутствия мест. Насколько это правомерно
– Пришел отказ в принятии ребенка в школу по месту прописки. Оказывается, все места заняты льготниками. Как так? Действительно ли могут отказать в приеме в школу по такой причине?
Отказать в приеме ребенка в школу могут только по причине отсутствия мест. При обращении родителей к уставу школы или детского сада они могут уточнить, какое максимальное количество детей может быть в группе или классе. Но в действительности может оказаться, что все места заняты льготниками. Насколько обоснованным будет отказ в предоставлении места ребенку без льгот?
Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест
Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.
Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.
К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.
На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.
Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.
Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.
Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.
Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.
Что делать, если ребенка не принимают в школу по прописке
Если ребенка не приняли в первый класс, родителям необходимо получить от администрации образовательного учреждения письменный мотивированный отказ. С ним родители обращаются в местный департамент образования или органы местного самоуправления в области образования для определения ребенка в другую школу.
Если у родителей есть сомнения, что все места в классе заняты льготниками, то им необходимо обратиться в прокуратуру для инициации проверки законности зачисления в первый класс. Предварительно можно запросить у администрации справку об отсутствии свободных мест.
Правомерные отказы
Отказ о приеме ребенка в школу будет обоснован, если классы полностью укомплектованы, и свободные места отсутствуют. Других оснований для отказа в приеме в школу законодательство не содержит.
Условиями зачисления ребенка в школу является возраст не менее 6,5 лет и не более 8 лет. Школа вправе разрешить прием ребенка в более раннем возрасте при условии его психологической готовности.
Отказ в приеме в школу по причине отсутствия свидетельства о регистрации по месту жительства будет необоснованным. Но для зачисления ребенка в образовательное учреждение родителям следует предоставить документ, подтверждающий проживание на определенной территории. Поэтому без указанного документа не обойтись.
А как в детских садах?
Зачисление в детский сад происходит по схожему принципу. Первоначально зачисляют льготников, детей с преимущественным правом зачисления (братьев и сестер-дошкольников, посещающих данный детский сад), а затем – закрепленных за конкретной территорией детей. Ребенку могут отказать в приеме в детский сад при отсутствии свободных мест. Тогда ему могут предоставить место в другом детском саду, который выбрали родители в заявлении.
Если ребенку не предоставили место в детском саду, то целесообразно обратиться в местный департамент образования для поиска подходящего вакантного места в группе другого детского сада. В большинстве случаев вопрос с зачислением ребенка в детский сад удается решить на встрече со специалистом контролирующей инстанции. В некоторых регионах родителям обязаны компенсировать утраченный заработок при отсутствии свободных мест в детских садах.
Резюме
Таким образом, ребенку могут отказать в приеме в школу или детский сад, если все места заняты, в том числе льготниками. Это единственное законное основание для отказа в предоставлении места в классе или группе. Родителю обязаны выдать письменный мотивированный отказ из образовательного учреждения. С этим документом необходимо обратиться в местный департамент образования для получения места в другом образовательном учреждении. При наличии подозрений в незаконном распределении мест можно обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку.