что делать если бьют диски
Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения
Вопросы, рассмотренные в материале:
Когда бьет колесо при езде, то водителя это заставляет беспокоиться. Его прямая обязанность – внимательно следить за состоянием своего железного товарища, и этот фактор точно не может остаться без внимания, ведь от него зависит его собственная безопасность.
Если вы хотите узнать основные причины биения колеса на малой, большой скорости и при торможении, а также разобраться, что в этих случаях можно сделать, читайте нашу статью до конца. Мы даем не только советы, но и приводим отзывы реальных автовладельцев на этот счет.
Виды биения колеса и их последствия
Биение колеса – это отклонение его диска от оси во время езды. При этом различают осевое и радиальное смещение. Водитель отмечает появление ударов или вибрации. Причем при возрастании скорости явление это становится все отчетливее.
Разберемся в видах биения колеса при езде более тщательно.
Актуально владеть информацией о возможных последствиях рассматриваемых дефектов. Результатом осевого биения колеса при езде могут быть такие неполадки, как:
Результаты воздействия радиального биения на автомобиль примерно такие же, но больше всего в данном случае страдает подвеска.
Выделяют статический и динамический дисбаланс. Они различаются, прежде всего, по методу ликвидации дефекта.
Статический дисбаланс возникает, когда вращающий момент вызывает неуравновешенная масса на колесе. Простыми словами, вращение без затруднений возможно до тех пор, пока неуравновешенная масса не займет крайнее свое положение. Поэтому колесо совершает маятникообразные движения.
Динамический дисбаланс обусловлен наличием неуравновешенности по ширине. Это можно заметить только на вращающемся диске. При наличии дефекта ось вращения колеса отличается от центральной оси инерции. Между этими двумя осями есть вполне различимый угол. Из-за наличия двух центров массы в различных частях диска наблюдается динамический дисбаланс. При езде такое колесо бьет, так как на него действуют направленные в противоположные стороны центробежные силы.
5 основных причин, почему бьет колесо при езде
Самое простое проявление вибрации колеса. Выражается в неравномерном вращении, с явно заметными рывками, что будет передаваться на кузов и руль в виде вибрации. Чаще всего дисбаланс заметен на скоростях от 80 до 120 км/ч. В данном вопросе существенную роль играет конструкция автомобиля. К примеру, одной модели хватит и 10–15 г для появления вибрации на рулевом механизме и кузове. Другая же спокойно переносит дисбаланс в 60–100 г.
Дефект появляется после установки новых шин, неправильной балансировки, как последствия преодоления ям на дороге, а также после повреждения шины из-за нарушения правил ее эксплуатации. Пагубно воздействуют на резину долгий простой машины, стоянка автомобиля на спущенных шинах. Случается, что при посещении автомойки с колес смывают балансировочные грузики.
Чтобы устранить проблему, достаточно корректно отбалансировать проблемное колесо.
Нередка и другая жизненная ситуация. После преодоления заснеженных участков дороги бьет переднее колесо при езде на скорости 50–70 км/ч. Какова же причина этого?
В данном случае виновником дисбаланса является налипший снег. Из-за него в комплексе диск-шина изменился центр масс, и при вращении теперь оно отклоняется от идеальной окружности.
Рассмотрим скорость 50 км/час. Например, автомобиль Toyota LC200 оснащен стандартными покрышками 285/55R20. При заданной скорости эти шины делают 5,3 оборота каждую секунду. Попытайтесь представить эту впечатляющую скорость, с которой вращается полностью собранное колесо.
Более того, во время вращения на шину и диск не должно попасть что-то, способное существенно изменить стандартизированные показатели.
Можно сказать, что снег и грязь способны вызывать такой же эффект, как нарушенная балансировка. Однако в данном случае вибрация может быть более сильной. При езде по грунтовым дорогам на колеса налипает грязь, снег можно подцепить при преодолении сугробов или стоянки в заснеженных местах.
Случается, что водитель не понимает, как может небольшое количество снега вызвать биение переднего колеса при езде на скорости от 60 км/ч и выше. Между тем объясняется все очень просто. В среднем во время балансировки на колесо прикрепляют грузики от 20 до 60 грамм. Между тем вес куска льда или грязи, налипшего на половине окружности диска слоем до 2-3 см, значительно больше.
Бывает и так, что снег или грязь достаточно одинаково распределяются по окружности колеса, и никакого дисбаланса не возникает. Однако затем во время мытья машины загрязнение смывается только с части колеса. Вот тогда отмечается очень сильная вибрация.
Для исправления ситуации нужно тщательно очистить колесо от загрязнений. Эту проблему с радостью решат на автомойке, удалив с обода грязь и снег. Однако в некоторых моделях колес промывка обода без демонтажа существенно затруднена.
При повреждении диска в результате наезда на препятствие или попадания в аварию величина дефекта напрямую влияет на силу вибраций, вызываемых им на кузове и рулевом механизме.
Чаще всего вместе с деформацией колеса вследствие удара ухудшается его дисбаланс. При езде такие колеса бьют так же, как и неотбалансированные.
Выход 1 – при небольших деформациях, составляющих 1-2 мм в осевую или радиальную сторону, проблема решается тщательной балансировкой колеса.
Выход 2 – ремонт диска. Это более правильный путь. Работу производят на специальных стендах, дающих возможность довести геометрические параметры литых и стальных дисков до стандартных.
Внимание! Ремонт диска колеса при помощи молотка и других бытовых инструментов недопустим. Иначе велика вероятность нанести диску еще больше повреждений, с которыми не справятся даже на сервисе. Практика показывает, что чаще всего удары наносят неточно, а посадочные места шины и вовсе не удается исправить кустарными методами, особенно это присуще стальным дискам.
Если отсутствует центровка колеса на ступице, то колесо при езде бьет так же, как и при дисбалансе. При этом вибрация зачастую еще более сильная и появляется даже на малой скорости. Проблема присуща неоригинальным дискам, у которых диаметр посадочного отверстия зачастую превышает диаметр выступающего элемента ступицы на 1 мм или более.
Эта проблема может быть обнаружена своими силами. Нужно поднять автомобиль около исследуемого колеса, значительно ослабить затяжку колесных болтов и, прижав колесо к ступице, покачать его вниз и вверх, прислушиваясь к наличию люфта. При отсутствии каких-либо перемещений колеса следует поискать источник проблемы в другом месте. Если же наблюдается люфт от 1 мм, то, вероятнее всего, причина найдена.
Устранить этот дефект можно при помощи использования центровочных колец. Нередко решают заменить диск или же пытаются как можно точнее установить его на ступицу вручную и равномерно затянуть болты.
Рекомендуем
Правильная геометрия шин нарушается в результате двух обстоятельств. Первое – это заводской брак в покрышке. Второе – это повреждение как итог неправильного использования. Например, длительный простой транспорта, стоянка при спущенном колесе, езда на шинах с неправильным давлением, перегрузка автомобиля, использование несоответствующих сезону покрышек, наезд на дорожные препятствия и ямы.
Если провал протектора был вызван продолжительным нахождением колеса в спущенном состоянии, то есть еще вероятность, что покрышка раскатается и примет первоначальные размеры. При движении такие шины ведут себя как неотбалансированные.
Исправить ситуацию можно, повторив процедуру балансировки проблемного колеса.
Случается, что на протекторе появляются радиальные грыжи или шишки. Эти дефекты быстро растут и лысеют. Не существует способа отремонтировать данные повреждения. Наиболее подвержены возникновению таких неприятностей шины NOKIAN, чаще зимние. На руле вибрация отдается как покачивание в разные стороны. Если же шина с дефектом расположена на задней оси, то ощущается нечто похожее на пританцовывание автомобиля, уже начиная со скорости 10–20 км/ч.
Для устранения проблемы необходима дефектовка и замена шин.
Биение колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
Разберемся теперь, почему бьет переднее колесо при езде. Можно разбить все движение машины на три основных режима:
1. На малой скорости колесо может бить по нескольким причинам. Выделим самые существенные из них, а именно:
2. Если появляется биение колеса при езде на большой скорости, тут явно нарушена балансировка. Например, причиной может стать налипшая на колесо грязь. Ситуация вполне частая после передвижения по грунтовым дорогам. Похожий эффект создает налипший на колесо лед и снег. Также биение может быть спровоцировано окатышами, появившимися внутри шины.
3. При торможении возникновение биения может быть обусловлено такими обстоятельствами:
Биение колес спереди проявляется в большей мере. Стоит подчеркнуть, что эксплуатировать автомобиль с биением на колесах опасно. Это не только неприятная вибрация, но и преждевременный износ дисков, покрышек и деталей подвески. А это, в свою очередь, чревато потерей устойчивости транспортного средства, что может спровоцировать аварию.
Биение колес на задней оси меньше влияет на надежность управления автомобилем. Нередко возникает вопрос: «Нужно ли проводить балансировку задник колес?» Несомненно, нужно! Наличие дисбаланса, независимо от места установки, вызывает быстрый износ шин. Биение задних колес также способно натворить немало бед. Самое главное последствие – сокращение срока службы диска и деталей подвески. А потому нужно уделить внимание и задним колесам.
7 дополнительных причин биения колеса при езде
Наиболее частыми виновниками появления вибрации на рулевом механизме и корпусе авто оказываются именно колеса. Проблемы эти давно изучены, как и методы их устранения. Но бывают и другие причины возникновения вибраций. Приведем в кратком виде наиболее распространенные из них, в основном касающиеся ходовой. Эти причины также поддаются диагностике и ремонту.
Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
«Проблема решается заменой поворотного кулака со ступицей, в качестве нового лучше выбрать контрактный. Других причин для стука там нет».
«Вероятнее всего, переднее колесо при езде бьет из-за неровной запрессовки подшипника. Также может быть сильно изношено его посадочное место. Ступица вполне допускает до пяти замен подшипника. Однако неаккуратной его посадки достаточно для появления биений. А вот сам вал деформировать очень сложно, ведь он большого диаметра и короткий. Согнуть его нереально».
«Подвешиваешь переднюю часть машины и снимаешь колесо. После чего раскручиваешь ступицу двигателем. При биении тормозного диска его тоже демонтируешь. Снова раскручиваешь ступицу. При наличии биений ее нужно заменить.
Предположу, что, скорее всего, виноваты неумелые руки или загрязнение между диском и ступицей.
Поэтому первым делом снимаем колесо и тормозной диск. Далее все места контактов чистим корщеткой. Если данных мер оказалось недостаточно, возвращаемся к предыдущему посту».
Рекомендуем
«Встречал штампованные диски, где посадочное место для ступицы изготавливалось методом штамповки под прессом. В результате по краям наблюдался технологический буртик. Из-за этого диск не прилегал плотно к ступице и во время затяжки болтов смещался. При езде появлялось биение и очень сильная вибрация. На стенде этот диск проходил балансировку, но стоило повернуть его на оси станка – и процедуру нужно было начинать сначала.
Хорошим решением в данном случае будет исследование диска и шины на наличие биения при помощи индикаторной стойки».
Правка литых дисков — стоит ли делать
Литые диски являются одним из базовых аксессуаров в плане дизайна любого автомобиля, но при этом они оказывают влияние и на его функциональность, а именно — на управляемость. Обеспечивается данный фактор за счет использования легких материалов, которые способствуют хорошему разгону и торможению транспортного средства. С течением времени любой литой диск деформируется. Чаще всего это вызвано попаданием в ямы на больших скоростных режимах или незначительных аварийных ситуациях. На этом этапе обычно и возникает вопрос, можно ли отремонтировать деформированный литой диск?
Результатом деформации становится не только нарушение визуальной составляющей обода диска, но и утеря требуемой геометрии. Поэтому проблема является достаточно серьезной, так как влияет на безопасность. Штампованные диски ремонтировать намного проще, так как такой материал, как сталь, поддается ремонту с легкостью благодаря своим свойствам. Как правило, для этого достаточно прокатать обод на специальном станке. А вот для литого диска такой метод не подойдет. Здесь допустима только правка. Рассмотрим подробнее относительно целесообразности подхода.
Правка автомобильных литых дисков
Чтобы выполнить правку литого диска, а автосервисах используют гидравлический пресс. При наличии не сильных повреждений разогрев обода не потребуется. В случае же если они более существенные, предварительно делается нагрев, а затем правка изделия.
При этом стоит обязательно обратить внимание на основную рекомендацию со стороны производителей данной продукции. Они советуют не ремонтировать литые диски при помощи нагрева и аргонной сварки. Это связано с нарушением структуры металла при воздействии высоких температур. Если было выполнено значительное восстановление таким способом, срок службы будет очень недолгим. Особенно опасны для таких дисков попадания даже в небольшие выбоины. Если говорить простым языком, то такие изделия небезопасны для эксплуатационных условий.
Правка литых дисков происходит следующим образом:
Также следует отметить, что если во время первичного осмотра обнаруживаются трещины на поверхности обода, то потребуется уже специализированная аргонно-дуговая сварка. При помощи метода свариваются места разрыва, за счет чего происходит восстановление литого диска.
В ряде случаев микротрещины образуются не только непосредственно сразу после деформации и становятся заметными после правки. Поэтому потребуется работа со сваркой.
Целесообразность правки
Как уже упоминалось выше, правка и восстановление больше подходят для штампованных изделий. А литые диски ремонтировать в случае сильных повреждений и трещин все-таки не рекомендуется. Поэтому можно пронаблюдать, что некоторые автосервисы даже требуют подписания отдельного согласия на ремонт такой продукции.
Это означает, что автовладелец, сдающий диск на правку, потенциально знает о степени опасности. Сама процедура относится к недешевым. С учетом обоих факторов стоит сделать выбор в пользу специализированных мастерских с набором хорошего оборудования.
Правка своими руками — можно ли?
Несмотря на рекомендации со стороны производителей, многочисленные владельцы авто задаются вопросом, стоит ли править литые диски своими руками. Здесь стоит сразу сказать, что наличие значительных деформаций и нарушений геометрической формы может быть грамотно и качественно устранено только в автомастерских на специальном оборудовании.
Выполнить правку литого диска своими руками можно только в ряде случаев. Устранить самостоятельно на ободе можно:
Как производится правка литого диска в таком случае:
Лаковый материал и краску рекомендовано выбирать от одного производителя. Это позволит обеспечить сцепление материалов в лучшем качестве.
Часто во время правки литых дисков используют аэрозольную краску, которая является экономичной и наносится без каких-либо трудностей. Она распыляется на расстоянии около 25-ти см от поверхности изделия и затем просушивается. Окрашивание производится в несколько слоев, так как одного слоя недостаточно для перекрытия грунтовочного покрытия. Каждый из слоев сохнет не менее 30-ти минут. Как только высохнет последний, происходит нанесение лака.
После произведенных процедур литые диски должны находиться в состоянии покоя 5-6 суток. В случае плохой и некачественной просушки вероятность возникновения царапин на краске значительно возрастает. Хорошего покрытия будет достаточно на несколько последующих лет. А за счет выбора в пользу недорогих материалов правка будет выгодной.
Профессионалы в мастерских используют более дорогостоящие материалы. Как правило, выбор делается в пользу порошковой краски, которая отвечает большей долговечности и устойчивости к химическим и механическим воздействиям. Несмотря на это, большинство автовладельцев принимает решение на основании имеющегося бюджета.
Выводы
Вопрос, стоит ли делать правку литых дисков, имеет простой ответ. Эффективна и возможна процедура становится только в ситуациях с незначительными повреждениями и деформациями. Также следует помнить о рекомендации от производителей, которые, в принципе, против ремонта литых дисков. Ведь экономия не стоит безопасности на дороге.
Автор: Артем Сапегин (эксперт по автомобильной тематике, автор многочисленных статей)
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск
Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков: во-первых, это интересно, во-вторых – полезно. Наверное.
Что такое хорошо, и что такое плохо
Н ачнём с того, что диски действительно бывают разными. Рассмотрим, чем они отличаются, и какие имеют преимущества и недостатки.
Самые простые диски – стальные. Или, как их часто называют, штампованные. Что в них хорошего? Единственное их преимущество – низкая стоимость приобретения и дальнейшего обслуживания. Недостатков куда больше.
Во-первых, они тяжёлые. Ну, а чем плоха большая неподрессоренная масса, вы знаете и без меня.
Во-вторых, эти диски при ударе очень легко деформируются. Любой хороший диск должен хотя бы немного пружинить: при ударе его задача — поглотить часть энергии, спасти при этом по возможности шину и элементы ходовой части. Поглотить-то штамповка поглотит, но она настолько неупругая, что вмятину получит практически гарантированно.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
при ударе его задача — поглотить часть энергии,
И вот для поглощения нужна как раз деформация, а не упругость.
Деформация бывает упругой и пластичной. Я так и сказал, что стальной диск подвеску уберечь может, но его придётся ремонтировать или менять, потому что у него как раз пластичная деформация, он не стремится принять исходную форму. А вот легкосплавный, имеющий склонность к упругой деформации, и подвеску спасёт, и сам, возможно, останется почти целым. То есть не надо противопоставлять понятия упругости и деформации, одно другому не противоречит. Для примера приведу пластилин и резину. И то, и другое склонно к деформации, но пластилин после удара форму не восстановит, а резина восстановит. Вот и всё отличие в упругости.
при ударе его задача — поглотить часть энергии
Можно ли ремонтировать литые диски?
Свойство автомобильных дисков гнуться и ломаться часто является одной из больших проблем для владельца. Это характерно и для литых дисков, которые изначально являются более надежными на фоне своих аналогов, так как характеризуются малым весом и отличной балансировкой. Диск может треснуть или погнуться, от него может отвалиться определенный элемент или отколоться кусок. Эти повреждения первое время могут быть и незаметными, но со временем деформация увеличивается, из-за чего потребуется ремонт. И тут встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски?
Восстановление или рихтовка литых дисков может потребоваться в разных ситуациях, для этого необязательно ездить по некачественному дорожному покрытию, можно просто попасть в выбоину на повышенной скорости, что приводит к значительным повреждениям, а также неудачно припарковаться, ударив диск о бордюр. Это только краткий обзор возможных событий, которые могут стать причиной повреждения.
В самом лучшем случае можно увидеть царапину на поверхности диска либо вмятину обода, которая не очень заметна. Насчет этого можно даже не особо тревожиться. Однако иногда наступает неприятный момент, когда визит на станцию шиномонтажа заканчивается тем, что мастера обнаруживают сильное биение по оси. Особо сложные случаи сопровождаются тем, что диски лопаются на ободе или в лучах, иногда даже видны сколы цельных кусков металла. Можно сказать, что в случае поломки литого диска выходов из сложившегося положения всего два: либо просто заменить их на новые, либо ремонтировать. Если встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски, то тут можно сказать о существовании двух основных видах процедуры.
Прокатка литья
Когда повреждение не сильно заметно невооруженному глазу, можно отдать литой диск на прокатку, чтобы ему придали прежнюю точную геометрию. Это делается с применением того же оборудования, что и для обработки стальных дисков. Происходит вытягивание и прокатка посредством специального гидравлического пресса, оснащенного роликового профиля. Геометрия контролируется либо посредством маркировки поверхности, либо с помощью лазерного измерителя.
Если обод погнулся не слишком сильно, а повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке, то поверхность колеса будет восстановлена именно посредством холодной прокатки. Если вмятина достаточно велика, то длительность прокатки составит часа полтора часа либо более. Иногда мастера не хотят возиться длительное время с одним колесом, поэтому применяют нагрев диска сваркой либо паяльной лампой, чтобы ускорить процесс. Этого делать нельзя, так как колесо в таком случае придет в негодность.
Особенность литого легкосплавного диска состоит в том, что он обладает цельной кристаллической структурой металла. Если нагревание до высокой температуры будет производиться в одном месте, то происходит безнадежное разрушение все структуры, что приводит к появлению напряжения в месте нагрева. С учетом того, с какой скоростью тяжелый диск вращается на оси во время движения автомобиля можно говорить о том, что при малейшем ударе точка напряжения может пострадать настолько, что в колесе появится раскол. Это очень опасно, так как в этот момент скорость движения вашего автомобиля может оказаться достаточно велика.
Сварка литого диска
Эта мера из всех является самой крайней, поэтому идти на нее не стоит. С технической точки зрения можно починить диск, имеющий любые повреждения, даже тот, что развалился на несколько кусков. Нет такой проблемы, которую невозможно решить, это только вопрос времени и денег. Существуют современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов, которые позволяют устранить трещины, имеющиеся в ободе диска, сварить лопнувшие лучи, а также наварить фрагмент обода, который по тем или иным причинам отсутствует.
Поврежденный участок диска или трещина прогревается на всю глубину, проваривается в двух сторон, а потом трещина заполняется металлом полностью. Далее требуется отшлифовать сварочный шов, а потом отполировать его. По завершению этой процедуры производиться балансировка колеса, которое потом вручается владельцу.
Такое восстановление дает определенный эффект, но важно помнить, чем чреват нагрев диска, а сварка в этом случае наносит ему еще больший урон. Процесс сварки, используемая сварочная проволока – это все уже не то. Невозможно восстановить внутреннюю структуру диска. И балансировка даже с самой высокой степенью точности никак не способна исправить положение. После термической обработки металл приобретает определенное внутреннее напряжение. В этом случае никто не способен дать гарантию, что литой диск после сварки окажется способен выдержать 800-1000 оборотов в минуту, и при этом еще справляться с воздействием нагрузки в треть тонны. Тут ситуация такова, что разрушение может случиться через полгода, а может и на следующий день, сложно предсказать исход.
Если по каким-либо причинам легкосплавный диск лопнул или от него откололся кусок, то не стоит рисковать, а следует купить новый.
Рихтовка дисков
Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих. Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток. Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.
Выводы
Следует максимально внимательно относиться к приобретению литых дисков, которые уже были в употреблении. Некоторые умельцы ремонтируют сломанные диски, восстанавливают покрытие посредством покраски, а потом реализуют их. Алюминиевый диск покрывается порошковой краской, чтобы скрыть следы сварки, шлифовки и полировки. Все следы нагрева металла скрываются этими средствами, а выявить их можно только при помощи дефектоскопа.