что делать если брат не хочет с тобой играть
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
Когда несколько лет назад моя 10-летняя дочь стала жертвой травли, мы испробовали удивительно эффективную стратегию. Неприятности начались во время детской вечеринки, когда три девочки поссорились, решая, кому надеть самое блестящее платье. Моя дочь победила, а другая девочка разозлилась и сказала остальным не играть с ней. Моя дочь плакала и пыталась объясниться, но девочки продолжали насмехаться над ней.
Пытаясь разобраться, как надо было действовать, я наткнулась на работу Иззи Калмана — школьного психолога, педагога и автора книги «Как превратить ваших врагов в друзей». Его концепция золотого правила заключается в том, чтобы относиться к человеку, насмехающемуся над вами, как к другу, а не как к врагу, не защищаться и не расстраиваться.
Следуя этому совету, я сказала дочери: «Если они скажут, что не хотят играть с тобой, ответь очень вежливо: «Это свободная страна. Если вы не хотите играть со мной, ничего страшного». И затем найди себе другое занятие».
Мне казалось, что я слишком многого прошу от ребенка, который и так расстроен. Но мы проиграли эту ситуацию, пока она не освоила ее. В следующий раз, когда кто-то попытался бойкотировать ее, она не обиделась, и другим детям стало уже не так интересно дразнить ее — они переключились на что-то другое. В конце концов дружба возобновилась с минимальным эмоциональным побочным ущербом.
Стратегия Иззи Калмана несколько отличается от подхода, избранного многими другими школами. Например, он избегает называть ребенка буллером — инициатором буллинга (это такое же оскорбление, как, например, «слабак» или «неудачник»), — но тоже считает важным обращаться к взрослым за советом или помощью, чтобы проговорить ситуацию. Его метод побуждает детей решать проблемы самостоятельно, а не просить взрослых вмешаться и оказать давление на школу, чтобы она приняла сторону обиженного ребенка, а не того, кого называют «буллером». Он также учит детей, как справляться с угрозами и ситуациями, когда они чувствуют себя в опасности.
Конечно, если ребенок подвергается физическому нападению, он считает это преступным и одобряет призыв к вмешательству взрослых.
«Я хочу донести простую вещь: если кто-то совершает преступление против вас, обратитесь к властям. Но это не имеет никакого смысла, когда вас оскорбляют или не хотят сидеть с вами рядом во время обеда».
Не наказывайте детей за «плохие» слова
Калман объяснил, что, когда мы наказываем детей за использование определенных слов, это учит их, что слова могут причинить много боли. И когда взрослый наказывает ребенка за то, что он сказал что-то обидное, это усиливает его враждебность и лишает ребенка возможности решить проблему самому.
«Никто не может гарантировать своим детям безоблачную жизнь. Если вы защищаете своих детей от трудностей, возникающих в социуме, тем самым вы ослабляете их», — говорит он.
Вместо того, чтобы при буллинге действовать подобно сотрудникам правоохранительных органов, Калман советует взрослым обучить детей следующим четырем приемам:
1) Настоящая причина, по которой над тобой издеваются, заключается в том, что ты расстраиваешься, когда это происходит.
2) Жертвы буллинга не должны слишком чувствительно реагировать.
3) Сопротивление и действия в защиту подпитывают буллинг.
4) Не обижаясь на буллинг, ребенок выигрывает раунд и заставляет буллеров остановиться.
«Способ ослабить буллинг — не наказывать детей за свободу слова», — говорит Калман. Нужно научить детей, что каждый имеет право говорить то, что думает, и тогда буллинг потеряет практически всю свою силу, а дети смогут защищать себя самостоятельно.
По словам Сьюзен Кавич, директора школы в Чаннахоне, штат Иллинойс, которая использует методы доктора Калмана, популярная модель поощрения родителей и педагогов за информацию о буллинге и наказание за него часто приводит к еще большей агрессии.
Когда этот метод не работает
Но многие эксперты по борьбе с буллингом считают, что сценарии Иззи Калмана слишком все упрощают и призывают ребенка, который и так расстроен, проявить чрезмерную зрелость и сдержанность.
Сьюзен П. Лимбер, ведущий буллинг-исследователь в Университете Клемсона, говорит: «Конечно, мы хотели бы найти простое решение извечной проблемы буллинга, но я не верю, что оно существует. К сожалению, буллинг — очень сложная проблема, которая, как показывают исследования, требует постоянных усилий и вмешательства на многих уровнях для изменения климата и культуры общества».
Барбара Колоросо, автор книги «Буллер, жертва буллинга и наблюдатель», заявляет: «От риторики ненависти до преступлений на почве ненависти путь весьма короткий. Буллинг — это не нормально, не естественно и не необходимо. Это заученное поведение. Буллеров нужно остановить».
Конечно, стратегии Калмана, вероятно, будут более эффективны при начальной стадии буллинга. И некоторые буллинг-ситуации настолько тяжелые, что ребенок чувствует себя неспособным разрешить конфликт в одиночку и нуждается в помощи взрослых.
Но для таких ситуаций, как с моей дочерью, методы Калмана весьма полезны и могут помочь ребенку уверенно преодолеть социальный конфликт.
«Мне нравится мое тело» и другие ответы
Вот некоторые примеры реакций на буллинг от Иззи Калмана.
1. Обзывательство: «Ты такой толстый! Не представляю, как ты вообще можешь ходить».
Рефлексивная реакция: «Я не толстый!» или «Заткнись!»
Ответ по Калману:
«Тебе так повезло, что ты худой, потому что люди плохо относятся к толстякам» или «Мне нравится мое тело, но если тебе нет, ок, ничего страшного».
2. Сплетня: «Я слышал от Тессы, что ты списывал».
Рефлексивная реакция: «Это не так! Тесса лгунья!»
«Врет! Я не жульничал!»
«Все знают, что это правда».
Ответ по Калману:
«О’кей, если тебе хочется в это верить, то как я могу тебя переубедить?»
«Никак. И я расскажу всем, что ты жульничал. Ты не сможешь остановить меня».
3. Изгнание: «У меня вечеринка, но ты не приглашена».
Рефлексивная реакция: «Это подло» или «А я все равно не хочу идти на твою дурацкую вечеринку».
Ответ по Калману:
«Если я не приглашена, я не приду. Надеюсь, у тебя будет отличная вечеринка».
Достал младший брат.
Вы ему ничего не обязаны. Завести брата решение ваших родителей и только. Пусть они с ним и разбираются. Я вам если честно очень сочувствую ведь с ним сделать уже ничего не возможно. Не трогайте его и со временем он от вас сам отстанет. Если у вас есть отдельная комната то поставьте туда замок, чтоб брат к вам меньше заходил и вообще старайтесь от него держаться по дальше. Родители ваши его для себя завели и не справедливо вас привлекать к его воспитанию, у вас своя жизнь.
Ему, видимо, просто не хватает твоего внимания. а ты видимо его не любишь (. Общайся чаще с ним, занимайся. Понятно, что не очень хочется. вот и ему поэтому не очень хочется и потом не очень будет хотеться общаться с тобой. А ведь пройдет время и он вырастет.
он хочет внимания от тебя, вот и все, а тупо сидеть с ним не надо, займись братом
В 4 года дети уже дплжны понимать, что драться нельзя. Родителям я бы посоветовала посмотреть видео «Суперняня» Там много серий. А вам даже не знаю, что посоветовать
Он чувствует, что ты его не любишь и пакостит.
ахах сочуствую! терпение
Я тебя понимаю. У самой такой брат!: (
слишком родители избаловали
у самой брат такой
то в живот даст
то укусит хоть я с ним и играю
6 способов научить братьев и сестер играть вместе
И перестать ссориться во время игр
Отношения братьев и сестер уникальны. Младшие дети наблюдают за старшими и копируют их поведение, а старшие дети становятся ответственнее, когда помогают родителям ухаживать за маленьким ребенком. А еще сиблинги могут просто стать лучшими друзьями, вместе играть и делиться друг с другом проблемами, которые они не готовы сразу доверить родителям.
Иногда подружиться братьям и сестрам не удается. Старшие ревнуют родителей и обижаются, когда им кажется, что родители превращают их в бесплатных нянек.
Наладить общение между детьми помогут игры. Правда, если дети уже привыкли ссориться, то просто вручить им настольную игру и оставить одних в комнате — плохая идея. Вот несколько советов, благодаря которым дети научатся играть вместе и не ссориться.
Полагайтесь на старших детей
Только не убеждайте их, что они обязаны проводить время с младшими братьями и сестрами. Игры не приносят веселья, когда воспринимаются как домашние дела.
Объясните старшим детям, как вы обрадуетесь, если они немного поиграют со своими сиблингами. Вы можете назвать это услугой и попросить поиграть вместе часок, пока вы приготовите ужин или сходите в магазин. Старшему ребенку наверняка будет приятно помочь родителям, не прилагая при этом особых усилий. И одним часом их игры в итоге не ограничатся.
Уделяйте достаточно внимания старшим детям
Велик соблазн вздремнуть или посмотреть сериал, пока дети играют вместе. Но вот играть они закончат, вы вспомните о своих важных делах, начнете выполнять их и не успеете сами провести время с детьми.
Оставшиеся несколько минут перед сном вы скорее потратите на то, чтобы прочитать сказку младшему ребенку, а не на обсуждение прошедшего дня со старшим. После этого у него не будет никакой мотивации играть с сиблингами.
Используйте появившееся время с пользой, чтобы успевать общаться с каждым ребенком по отдельности.
Предлагайте игры, в которых дети будут в одной команде
Если вы предложите игру, в которой детям придется состязаться, то ссор не избежать. Старшие дети будут всеми силами стараться обойти младших. Малыши из-за проигрыша расстроятся и заплачут, чем еще больше начнут раздражать старших.
Предлагайте игры, в которых детям не придется соперничать друг с другом. Подойдут командные игры. Во многих настольных играх участники делятся на команды. Вы можете поиграть всей семьей и устроить состязание детей и родителей.
Помогите спасти брата! Он деградирует от компьютера и никто не знает что делать!
Приветствую, славный народ Пикабу! Пишу еще один пост без рейтинга. Пару дней назад я писала о своем дедушке у которого недавно диагностировали болезнь Альцгеймера. Спасибо огромное всем кто откликнулся! Нам уже привезли стопку журналов и несколько человек обещали отдать еще. К сожалению дедушка не единственный человек в нашей семье, мозг которого деградирует. Мой брат проводит круглые сутки за компьютером и ничем не интересуется. Но начну сначала.
Давным-давно мы были семьей. Родители, я старшая, потом брат и младшая сестра. Еще у нас были две бабушки и дедушка (второй дедушка был в разводе с бабушкой и жил далеко от нас с новой женой, но это другая история). Мы дети росли и играли вместе. В детстве мы с братом были очень дружны. Он рос активным, веселым, жизнерадостным ребенком. У него было хорошее воображение, впрочем как и у меня и мы вместе придумывали разные истории и игры. Но все изменилось в 2007 году, когда у нас появился первый компьютер. Его купил папа. Мне тогда было 14 лет, брату 11. К нам пришел знакомый компьютерщик дядя Слава. И брат от него не отходил ни на шаг. Он забыл про все. Про игры, про прогулки, про истории которые мы придумывали. Он часами сидел и не отрываясь следил за всеми действиями дяди Славы. Тогда никто не был тревогу. Все наоборот радовались, что брат так интересуется компьютером. Для нас всех он был в новинку.
Через несколько лет у каждого из нас появились личные компьютеры и ноутбуки и брат стал играть в компьютерные игры целыми днями. Он только играл и ел. И причем ел не самую здоровую пищу чем испортил себе желудок (впрочем все мы не исключительно диетическими продуктами питаемся, но у брата это происходило чрезмерно). Он поссорился с папой и не разговаривал с ним полгода! Я честно не знаю что стало причиной, мне никто не рассказывал. Поступил в институт но ушел от туда через пол года (по одной из версий в институте было принято давать взятки, а на взятки денег не было, мы обычные люди не миллиардеры). В армию его взяли скорее из-за недобора, потому что состояние его здоровья оставляло желать лучшего. Конечно после стольких то лет проведенных безвылазно за компьютером! И большую часть службы он провел в лазарете. Комиссовали его так же через пол года. В 2013 году у бабушки (маминой мамы) диагностировали рак в последней стадии. Жить ей оставалось несколько месяцев. В октябре она умерла. В том же году наши родители развелись и семья распалась на две части. Я с папой и другой бабушкой уехали жить в Ленинградскую область. А мама, сестра и брат остались в Екатеринбурге. Позже сестра тоже перебралась в Питер, потому что очень любила этот город и мечтала в нем жить. Осталась мама одна с братом и дедом (своим отцом). Еще у нас есть дача и огород. Я приезжаю каждое лето к маме что бы ей помогать на даче. Иногда еще приезжает сестра правда не на долго, но она тоже активно помогает. А брат так и сидит за компьютером целыми днями. Никакие уговоры не помогают, мама только горько плачет после разговоров с ним.
Недавно как я уже писала ранее деду диагностировали Альцгеймера. Дача теперь заброшена, потому что на ней некому работать. Мы с мамой посменно дежурим около деда, что бы он ничего не натворил (в больницу его уже не кладут). Помощь брата была бы очень кстати. Но он не желает ничего делать. В доме явно не хватает мужской руки: на кухне расшатан кран, на двери ванной оторван шпингалет и некому его прикрутить, отваливаются дверцы шкафчиков, да много еще чего! Мама искать нового мужа не хочет категорически (хотя она не старая еще, ей слегка за 50). Поэтому мужчин в доме нет. Физически брат сильный, но это от природы, потому что никаким спортом не занимается. Все родственники только разводят руками, что с ним делать никто не знает. Он только есть спит (очень мало) и играет в компьютер. У него есть друзья такие же игроманы и иногда они к нему приходят в гости и тоже играют в компьютер. Девушки у него нет и быть не может. Ну какая девушка согласится жить с парнем, который весь день в компьютере? А ведь он единственный сын своего отца, продолжатель рода!
В общем кто-то может сталкивался с подобной ситуацией? Что можно сделать? Как спасти брата? Ведь видно что у него есть потенциал! Но с каждым годом он становится все тупее и тупее. Он деградирует! Это крик души! Ведь я всегда мечтала о добром, заботливом, любящем брате. Но мой брат не такой к сожалению и обидно что он есть, а как будто его и нет.
6 простых советов, как подружить братьев и сестёр. Хотя любить друг друга они не обязаны
Родители мечтают, что братья и сёстры станут лучшими друзьями, будут заботиться друг о друге и помогать (желательно — до поздней старости). Мечты обычно реализуют просто: бесконечно говорят о родстве и обязанности любить друг друга. Психолог Катерина Дёмина объясняет, почему так никакой дружбы не добиться и рассказывает, что действительно поможет. Спойлер: не слова «уступи, он же младше».
«У меня пять младших братьев и сестер. Пять. Так получилось, не спрашивайте. Потому в теме «должны ли дети одной семьи любить друг друга, дружить, поддерживать и заботиться» я разбираюсь, уж поверьте.
И знаете, что бесит всегда? Вот эти слащавые вопросики с подковыркой от разных малознакомых тётушек: «Любишь братика? Вы дружные ребятки?». Фу, аж тошнит. Или когда мама, разнимая нас в очередной раз, заводит эту вечную песню: «Вы же родные люди! Ближе вас друг у друга никого нет и не будет! Как вы можете ссориться?».
Как-как… сильно, вот как! С чего эти взрослые вообще решили, что мы должны дружить? Мы разные. Одна сестра — вундеркинд, олимпиады выигрывает, через класс перепрыгивает. Другая — музыкант, слух абсолютный, но вредина такая, никто с ней дружить не хочет. Малявки вечно под ногами путаются, визжат, пристают. Мама пока разберётся с ними, на старших сил не хватает, зато как помочь — так мы «должны понимать».
В школе, в лагере, мы конечно заодно. Все чужие вокруг. Так одна родная душа и остаётся, брат или сестра. Там мы дружим — родителей-то нет — делить некого. И в лагере мы все по отдельности, нас не сваливают в одну кучу «дети», иногда люди даже не догадываются, что мы из одной семьи. Там свобода».
Из этого рассказа подростка видно, что проблема братско-сестринской дружбы/вражды действительно существует. Фантазии о том, что дети одной семьи (сиблинги, на психологическом языке) будут всегда любить и заботиться друг о друге, основываются на многовековом опыте выживания рода в экстремальных условиях: голод, война, потеря родителей. Погибая, мать или отец вкладывает хрупкие ручки малышей в (кажущуюся взрослой) руку старшего брата или сестры и завещает детям не расставаться и беречь друг друга. Святость и сила этого завета такова, что дети остаются связанными этой клятвой навсегда. Старшие, как могут, выращивают младших, младшие всю жизнь слушаются и почитают старших, заменивших им родителей. Очень часто старшие дети, особенно девочки, так и не обзаводятся семьей, как будто истратив всю потенциальную материнскую любовь на осиротевших младших.
Но это понятно: война, геноцид, выживание. А что в современном мире?
В норме, в обычной, здоровой и благополучной семье дети должны друг с другом плюс/минус соперничать, конфликтовать, ревновать, бороться за внимание и ресурсы родителей. И, как и сказано выше, объединиться против любого внешнего «врага»: на улице, в школе, в лагере брат прикрывает спину брату, сестра помогает сестре, узы крови сильнее личных счётов.
Если родители не наломают дров, будут достаточно мудры, чтобы не раздувать костёр ревности и конкуренции между детьми, не станут насильно заставлять детей «всем делиться и быть одним целым», то со временем дети действительно станут если не лучшими, то хотя бы близкими друзьями.
Что для этого нужно
1. Пространство. У каждого ребёнка должно быть своё личное пространство в доме, не обязательно комната, но как минимум, своя неприкосновенная постель, часть стола, полка в шкафу. Обязательно — только его одежда, обувь, посуда.
2. Понятные правила. Игрушки могут быть общими, дорогие гаджеты тоже, но родители обязаны вводить правила обращения с ними, в том числе, правило отказа: ты имеешь право не делиться чем-то ценным своим, если не хочешь. Недопустимо отдавать что-то в общий котел со словами «нате, играйте», если дети маленькие и ещё не умеют выстраивать сотрудничество.
3. Индивидуальное время у каждого ребёнка для общения с родителями. Условный «час меня-любимого». Особенно это важно для первенцев, ведь они помнят то время, когда были единственными, они потеряли больше, чем следующие дети, которые уже родились, имея брата или сестру. Это может быть какое-то совместное занятие, прогулки или чтение, даже поездки за покупками, но ваше внимание в это время должно принадлежать ребёнку. Сравните с идеей «Я всегда беру с собой старшего в магазин, он хорошо мне помогает». Он-то помогает вам, чтобы вам было легче, а вот что получает взамен? Вы идёте потом в кафе, покупаете ему отдельно что-то приятное, что выделяет его из общей массы детей?
4. Никаких сравнений. Никогда, никогда и ни за что не сравнивать детей, даже если вам очень хочется поставить кого-то в пример (почему — почитать можно тут). Ни по какому признаку. Только повествовательный, описательный, утвердительный тон: «Миша очень здорово умеет готовить. Маша всегда внимательно слушает и даёт дельные советы». Тут очень полезен навык безоценочных суждений, потренируйте его на досуге. В нашей культуре это практически отсутствует, обычно все оперируют понятиями хорошо/плохо, хуже/лучше. Или «зато». Миша отлично готовит, ЗАТО Маша хорошо учится. В этом построении оба ребёнка остаются с чувством обиды: непонятно, это нас сейчас похвалили или унизили? Следует ли из вышесказанного, что Миша плохо учится? Или что Маша вообще не умеет готовить? Просто не упоминайте способности и качества детей в одной фразе.
5. Учитывать интересы каждого ребёнка. Прямое продолжение предыдущей мысли: как можно меньше объединяйте детей на словах и в действиях. Понятно, когда они совсем маленькие, легче всё делать кучей: кормить, гулять, укладывать. Но если разница в возрасте больше трёх лет, их интересы, потребности, режимы дня могут уже мало совпадать. Возможно, стоит оставить первоклассницу одну дома, чтобы полноценно погулять с двухлеткой. И не тащить потом двухлетку (если есть возможность) на занятие балетом, где он будет скучать и мешать.
6. Самое главное: быть справедливым. Не делать из старшего няньку младшим (чем это может обернуться — в отдельном тексте). Не вкладывать, с другой стороны, все средства семьи в образование кого-то одного. Не ждать, что дети поймут какие-то ваши трудности, особенно финансовые, это не их проблема. Хотя, конечно, старшие дети могут даже добровольно отказываться от каких-то своих желаний, видя, что родителям тяжело.
К счастью, вопрос выживания не стоит на повестке дня так остро, как пятьдесят лет назад. Мы можем себе позволить выращивать двух-трёх детей, как отдельных личностей. В этом много дополнительного труда для родителей, но и много отдачи. Но не требуйте от детей, чтобы они дружили сейчас, ради вашего удовольствия. Дайте им вырасти — и будете радоваться, глядя, как они помогают и поддерживают друг друга по собственному желанию.
Фото: iStockphoto (standret, YiorgosGR)