что делать если боишься попасть в ад
Что Церковь говорит об аде?
Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.
Ад — что это?
Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.
Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?
Что мучает людей в аду?
В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.
Сатана мучается в аду или ему там хорошо?
Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.
Кто создал ад?
Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).
Кто точно попадет в ад?
Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.
В аду все мучаются одинаково?
Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.
Можно ли выбраться из ада?
Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.
Неделя о Страшном суде – не об аде
Как понять человеку, куда он может попасть после смерти? Как не попасть в ад?
В Церкви началась неделя «О страшном суде», в храмах в воскресенье, читалось Евангелие от Матфея (25: 31-46) о козлищах и овцах – грешниках и праведниках. Первые за свои дела отосланы были в «муку вечную», вторые – в «жизнь вечную».
О том, связан ли Страшный суд с адом – настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине, публицист, общественный деятель, протоиерей Александр Борисов:
Спешим ли мы делать добро?
— Если беспокоит вопрос: как не попасть в ад, что тут можно сказать?
— Бывает, священники сами больше говорят прихожанам об аде, а не о Воскресении и победе над смертью. Но смотрите, тропарь второго гласа воскресный: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества», а на Пасху в огласительном слове Иоанна Златоустого мы вообще восклицаем: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси… и ни одного во аде».
Понимаете, мы не должны углубляться в мысли – а что там, а вопрос: «как бы не попасть в ад» переводить в нашу сегодняшнюю жизнь, учиться жить здесь, на земле.
Ровно как в молитве Оптинских старцев: «Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня…научи молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Вот на что должно быть направлено наше внимание.
И даже неделя о Страшном суде, который мы сейчас, перед началом Великого поста вспоминаем, — не об аде. Это напоминание о нашей ответственности.
Евангельский рассказ о Страшном суде — о том, что сделал ты здесь и сейчас меньшему из братьев.
Она дана для размышлений о том, как правильно провести время Поста, в чем каяться, но в большей степени это напоминание нам — насколько мы смогли проявить любовь вокруг себя. Вот такой тревожащий вопрос.
И заметьте, в этой притче не спрашивается ни об вероисповедании человека, ни о догматах, даже не спрашивают – ты вообще в Бога веришь? Говорится только о том, сумел ли ты прожить, делая вокруг себя добро, тем самым соучаствуя в деле Божием.
Приблизилось Царство Небесное – радуйтесь!
Когда человек приходит на исповедь, он, в сущности, говорит не только о своих грехах, он говорит о своих проблемах. Например, что ему трудно избавиться от осуждения, сложно простить кого-то, невозможно преодолеть раздражение. И все это человек понимает как некое несовершенство.
Но если священник принимает такого несовершенного, немощного человека с любовью и вниманием, то это тоже есть радость, согласны?
Когда приходишь к духовнику и видишь, что он тебя любит, не осуждает, а сочувствует, что принимает твои проблемы и вновь напоминает тебе о Христе, который любит, прощает, несмотря на твои фокусы и остается верен тебе – ну разве это не радость?
Понимаете, у нас Бог, который, с чем бы человек к Нему не пришел, – всегда нас прощает. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.
Он нас прощает, утешает, дает новые силы – разве это не радость?
И вот эта радость прощения, радость мира с Богом — в покаянии самое главное.
Мне кажется, мы часто много говорим о внешних церковных вещах. А начинать нужно с Евангелия. Стараться понять сердцем – почему это радостная весть? Важно ощутить дух Евангелия. Когда мы учимся его чувствовать, возникает совсем другое христианство.
И тогда мы будем избавляться от подражания бабушке в церкви, которая сказала, что «если ты вот так ходишь, гореть тебе в аду», перестанем даже вовсе улавливать странные, часто болезненные и не имеющие никакого отношения к Христианству вещи, которые Христос называл «отцеживанием комара» и фарисейством.
Таблетка «от ада и для здоровья»
Христос сказал, что «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». В этих словах есть и ирония по отношению к тем людям, которые считают себя праведниками: часто постятся, молятся, и не таковы, как остальные грешники.
Это ведь они воскликнут на Страшном Суде: Господи, когда мы видели Тебя голодным и не накормили, в тюрьме и не посетили? Ведь они очень внимательно старались исполнять «законы» Божии.
Они могли даже и благотворить ближним «по закону», как давал фарисей десятину. Но почему-то Господь такую десятину на Страшном суде не принял.
Потому что Бог хочет не жертвы, а милости, не презрения к грешникам со стороны «праведников», а сочувствия, желания их спасения. И понимания — что и сам то ты грешный, раз не можешь сострадать, а высокомеришь.
Если праведник не имеет в себе сострадания к грешнику, никакой он не праведник.
И потому для покаяния главное — сокрушенное сердце, а вовсе не чувство, что сегодня причащусь — как будто таблетку приму от ада и для здоровья. Не об этом надо думать.
Евангелие говорит нам о том, как жить здесь. Как любить ближних, и что есть некий камертон этой любви – вот именно сокрушенное сердце и вера в Божию милость. Как правило, если есть искреннее сокрушение, есть и упование.
Не ищите быстрых ответов, учитесь жить с вопросами
— Вот как раз об этом и говорил Силуан Афонский: «Держи ум во аде и не отчаивайся». И прибавлял: не всем это по силам. Одни думают об аде и потому боятся, унывают. Другие, чтобы не отчаиваться, стараются вообще о таких темах не размышлять. Можно ли соединить эти два полюса?
— Видите ли, высказывания святых многочисленны. Кому-то они подходят – «о, вот это то, что мне нужно», а кому-то – нет. Потому что душевная структура людей многообразна. Мы не должны непременно принимать высказывания того или иного святого как аксиому, которую, если не понимаем и не принимаем, значит с нами что-то не так.
Слова Силуана Афонского в сущности значат что? Что по своей жизни, делам, умонастроению, помыслам каждый из нас достоин наказания, достоин быть отделенным от Бога. Ведь ад – это отделение от Бога, от смысла, от радости, от Жизни. И по своим грехам мы этого достойны.
Но Бог силен избавить нас от ада по Своей любви. И если мы сами этой любви хотим, мы не отчаиваемся.
Одна из центральных икон, которая нередко помещается на горнем месте алтаря – схождение во ад Христа, который за руки выводит оттуда Адама и Еву. Вот в чем радость наша! В том, что мы освобождаемся от чувства отделенности от Бога. Мы же отделяемся от Бога не потому, что Он нас наказывает: «ах, ты такой-сякой, иди отсюда». Мы сами своими мыслями и поступками себя от Бога отделяем, грешим и грех выводит нас из действий Его благодати.
Бывает, скажешь что-то недостойное о близком человеке, и, даже если он не знает об этом и не узнает никогда, все равно испытываешь чувство вины перед ним, потерю мира, единства с ним, понимаешь, что проявил нелюбовь. Это огорчает, начинаешь думать, как загладить вину. Равно тоже мы испытываем и по отношению к Богу. Совершая какой-то грех, понимаем, что не туда завернули.
Любое высказывание святого всегда касается определенной ситуации. И только евангельское слово универсально. И то многие вещи в нем мы не понимаем. Владыка Сурожский Антоний говорил, что надо привыкнуть к тем вопросам, на которые пока нет ответа.
Какой-то вопрос, какое-то место в Евангелии вам непонятно, например: как это — прощать врагов или щеку подставлять? Ну, ничего, значит, ты не дошел еще сердцем. Подожди. Теоретический ответ, самый умный и духовный, здесь не принесет понимания. Мы даже можем его вот прямо сейчас понять, а потом забыть, потому что он не родился еще в нашем сердце.
Но пройдет какое-то время, произойдет что-то в жизни, и ты все осознаешь. Это нормально.
Человек должен привыкнуть жить со своими вопросами: про рай, про ад, про прощение, про милость, и искать, расти в них, потому что вера – это путь, процесс.
Это не статичное состояние, в котором мы делаем духовные открытия, но это восхождение.
— У нас в России все-таки Бога люди часто воспринимают очень по земному — как судью, все видящего, все помнящего, где каждое лыко в строку. Не успел зайти в храм – сразу тебе – кайся. Иди на исповедь – ищи свои грехи, читай покаянных молитв сто страниц, только потом к Причастию. И получается, в вере главное – грехи, а впереди – Страшный суд и надо успеть не попасть в ад, а радоваться – если спасемся – будем потом, на Небе.
Этими вопросами обычно лет в 18-20 задаются молодые люди, что вполне понятно, но хорошо бы задаваться такими вопросами всегда.
И в христианстве доминирует вовсе не тема нашей вины, а тема нашего несовершенства, ощущения ущербности без Бога, без важной и существенной цели.
Именно это достоверное чувство того, что всегда, даже к хорошему, что я делаю, примешивается некое мое несовершенство, вынуждает нас просить о прощении.
Про Шаммая, Гиллеля и комментарии
Есть известная история о Шаммае и Гиллеле, учителях Торы, старших современниках Иисуса. Приходит человек к Шаммаю и просит изложить ему суть веры, пока он стоит на одной ноге. Шаммай возмутился такой просьбой и прогнал человека палкой.
С тем же вопросом человек пришел к Гиллелю, и тот ответил: «Да все очень просто. Не делай другому того, чего не хочешь себе, а остальное – комментарии. Иди и учись».
Почему Евангелие ничего не говорит о деталях ада. Оно говорит нам о жизни здесь, о мудрости и любви Божией. Значит, этого должно нам хватить.
Надо ли мне прощать Гитлера
— Когда люди рассуждают о прощении, многие вспоминают Гитлера, Сталина, мол, как их простить.
Мне кажется, это не наша проблема простить злодеев, нам бы простить соседку, свекровь, невестку, сестру. На этом уровне научиться бы прощать.
Прощение – это процесс, обида – это рана. Она не заживает мгновенно. А если заживает, остаются шрамы. Но чем ближе мы будем ко Христу, тем больше у нас будет сил и умения прощать. Это очень сложный процесс. И он – задание каждому, кто испытал рану. Этому нужно учиться.
Я не думаю, что нужно бояться, что нам что-то не зачтется на Страшном суде, если мы сами очень старались и, как нам кажется, у нас не получилось.
Пока мы дойдем до Страшного суда, у нас будет много возможностей научиться прощать много чего. Вспомните, как Господь сказал про грешницу, которую к Нему привели: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И начиная со старших до младших все обвинители начали расходиться, потому что каждый понял, что он тоже не без греха, тоже в чем-то проявил слабость, немощность, сладострастие. Никто не взял на себя смелость осудить женщину. И Господь сказал ей: «и я тебя не осуждаю (заметьте, Он не сказал, что ничего страшного, все в порядке), иди и впредь не греши». Такое было Его решение.
Тем самым он показывает нам великодушие, любовь, снисходительность, понимание слабостей и немощей человеческих. Поэтому и в молитве оптинских старцев мы находим: «научи нас молиться, любить и прощать». Мы учимся этому, потому что у нас это пока не вполне получается.
— Как вам кажется, не связаны ли вопросы «как не попасть в ад?» с тем, что мы в жизни всегда хотим определенности, уверенности, ясности, даже гарантий каких-то? Это касается и гарантий прощения за грехи.
— Скажу вам честно, что ко мне никогда с такими вопросами никто не обращался. В основном я вижу, что люди озабочены тем, как здесь и сейчас правильно поступить, как простить, как научиться не гневаться, не раздражаться.
Христианство – это не про гарантии. Оно говорит о хлебе нашем насущном на каждый день. И речь идет не только именно о хлебе, — а вообще обо всем насущном.
А будущее – в руках Божиих.
Господь не случайно говорит, что когда поведут вас к ответу за Меня перед царями, не думайте заранее, о чем говорить.
Когда мы строим себе какой-то план, он может не совпасть с той реальностью, в которой мы окажемся. Поэтому заранее не надо думать, но «Дух Святой даст вам слова, как говорить». На это нам и нужно надеяться.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Рыцарь » 08 мар 2020, 16:43
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Рыцарь » 08 мар 2020, 21:19
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Melentiya » 09 мар 2020, 10:56
Рыцарь, из твоего (надеюсь, ты позволишь обращаться к себе на «ты»?) рассказа уловила, что внутри тебя идёт непримиримая борьба. «Ты реальная» и «Ты идеальная» не могут примириться.
Прими себя неидеальную и нагрешившую.
Не решай за других, что они о тебе подумают. Ведь в каждом человеке внутри идёт своя борьба.
Разреши себе ошибаться.
Знаешь, мне в свое время помогли слова одного человека. Он сказал: пока ты понимаешь, что хорошо и что плохо, и боишься плохого, значит, не все потеряно!
Наладь мир в душе. Обратись за помощью к психологу, психотерапевту. Борись за себя
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Рыцарь » 10 мар 2020, 12:40
Melentiya писал(а): Рыцарь, из твоего (надеюсь, ты позволишь обращаться к себе на «ты»?) рассказа уловила, что внутри тебя идёт непримиримая борьба. «Ты реальная» и «Ты идеальная» не могут примириться.
Прими себя неидеальную и нагрешившую.
Не решай за других, что они о тебе подумают. Ведь в каждом человеке внутри идёт своя борьба.
Разреши себе ошибаться.
Знаешь, мне в свое время помогли слова одного человека. Он сказал: пока ты понимаешь, что хорошо и что плохо, и боишься плохого, значит, не все потеряно!
Наладь мир в душе. Обратись за помощью к психологу, психотерапевту. Борись за себя
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Alex71 » 11 мар 2020, 21:09
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Рыцарь » 15 мар 2020, 17:52
+ я очень сильно возгордилась, из-за этого я не могу попасть в Рай.
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение svetlana.p » 15 мар 2020, 19:05
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Alex71 » 15 мар 2020, 19:05
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Antropa » 22 апр 2020, 17:35
Re: Я не хочу жить дальше, т.к. скорее всего попаду в ад
Сообщение Звезда874 » 12 июн 2020, 16:51
Что делать если боишься попасть в ад
Я знаю, многие сочтут меня сумашедшим, но я действительно скоро сойду с ума.
Я місленно подписал сделку с дьяволом, и теперь постоянно боюсь, что после смерти попаду в ад(
А сейчас вообще хочу покончить с собой,ведь так или иначе попаду в ад(
ЧТо мне делать? Как перестать в это верить? Я так больше не могу(
Некоторое время я верил в Бога. Но когда увидел, что христианство несправедливо—перестал верить?
Эта проблема длиться около 9 месяцев.
Я проанализировал корни своей проблемы,вернее пытался.
И скорее всего это просто самовнуение, ведь я так легко перестал верит в Христа, а в гораздо менее справедливого дьявола не могу перестать верить.
Но все же верю.
ПОМОГИТЕ, Я НА ГРАНИ!
ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ
Олег, срочно в Храм, на исповедь к Батюшке. Вы теперь видите что с вами делает тот с кем вы подписали сделку? Как вы думаете, добра он вам желает? Куда он вас ведет, вы же видите теперь?
Попробуй сходить в храм, исповедаться и причаститься.Мне думается, что это просто необходимо.помощи Божьей Тебе))
Олег, здравствуйте! Советую вам почитать хорошую литературу, например «Начальник тишины», так же многие статьи с этого сайта. Бог есть! Даже не сомневайтесь!
Господь наделил Вас Волей. Только Вы сами вольны исправить свои ошибки. Сейчас Вашей бессмертной душой хочет завладеть нечистый. Боритесь за себя! Отец наш Небесный с Вами, так будьте и Вы с Ним! Церковь Вам обязательно поможет! Боритесь!
Привет! У меня была похожая ситуация.
Не бойся, иди в церковь, Господь ждёт нас, грешников. Исповедуйся, причастись! «Тот» ничего так не боится, как исповеди грехов и искреннего покаяния! Солнышко, пора распрощаться с этим ужасом, проси помощи у Бога, нет на свете никого сильнее Него!
Читай в голове Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Читай много раз.
Думаю, ты ещё многого не знаешь о христианстве, милый друг, старайся больше узнавать, и мысли о несправедливости у тебя уйдут 🙂
Со мной вот произошло чудо 🙂 И я делюсь им с тобой. Я тоже писала на этот сайт, когда со мной произошло то же,что и с тобой, даже ещё хуже. Господь помог мне и я ощущаю такую лёгкость и радость,что не могу описать! Желаю тебе поскорее избавиться от бремени и изменить свою жизнь, открой своё сердце Богу! Обнимаю!Удачи,сил и терпения.
Привет. Ты же еще жив, у тебя есть шанс все исправить. Сходи в храм на исповедь, молись и читай Евангелие. Если нет желания, пересиль себя. дьявол знает что это лишит его влияния на тебя. Поэтому и вселяет в тебя это так называемое нехотенье идти на исповедь. страсть к суициду. Он знает что Иисус поможет тебе. не находи отговорок, просто иди туда не смотря ни на что.
Еще, почему ты считаешь что христианство не справедливо? ты наверняка не все знаешь о христианстве. почитай Новый Завет. и ничего ты себе сам не внушил. возможно бесы внушили.
Живут ли христиане в страхе перед адом
Христиане — люди, которые искуплены от ада
Время от времени я читаю, как атеисты заявляют, что «могут быть нравственными людьми и без страха перед адом». При этом подразумевается, что для христиан мотив вести себя хорошо — именно страх перед огнем неугасимым, уготованным диаволу и ангелам его. На самом деле это не так — а как именно, мы сейчас и поговорим.
Итак, есть определенное карикатурное представление о христианской жизни. Согласно ему, Бог внимательно присматривает за тобой и обязательно накажет, если сделаешь что-то не то. Впрочем, ты в любом случае сделаешь что-то не то, поэтому ад тебе гарантирован. Вот и ходи пришибленный в ожидании небесной кары и делай все, что велит Церковь, в надежде (по всей вероятности, тщетной) как-то отвертеться.
Некоторые внешние именно так и представляют себе христианскую этику, хуже того, иногда это встречается и среди верующих людей — хотя скорее редко, человек с таким нездоровым типом религиозности либо меняет его на более здоровый, либо уходит, поскольку долго так не получится.
Христиане — это люди, которые искуплены от ада.
Церковь — это ковчег спасения, и на борту вам нечего бояться — разве что возможности упасть за борт.
Если неправда будет допущена в рай
Но, чтобы прояснить это, нам придется коротко напомнить о том, что такое гибель и спасение. Люди сотворены Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь и вечную радость, но отпали от Бога в грех. Грех, противление воле Божией, является источником всех человеческих несчастий — от распавшихся браков до мировых войн. Причем грех — это не просто отдельные эгоистические, жестокие или безответственные поступки, это глубокая порча, которая себя в этих поступках выражает. Мы, христиане (как и большинство культур в мире) верим, что человеческая личность продолжает существовать после физической смерти. Это, само по себе, очень хорошо и утешительно — потому что мы созданы для вечного счастья.
Но это также означает, что грех делает нас несчастными не только в этой жизни — но и за ее пределами. Он отторгает нас от Бога «во тьму внешнюю». Он, грех, оставляет нас за воротами Небесного Иерусалима. Как говорится в последней книге Библии, «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).
Это звучит чрезвычайно пугающе — и здесь, и в других местах Писания — и в наши дни часто вызывает протесты. Бог, раз Он есть Бог любви, должен всех пустить в Небесный Град! Проблема в том, что рай, в который свободно допущены грешники, тут же перестанет быть раем. Люди с большим успехом устраивают себе (и друг другу) ад на земле. И если они не переменятся самым глубоким образом, они устроят ад везде, где появятся.
Если неверность Богу (чародеи и идолослужители), эгоистическое стремление использовать других ради самоублажения (любодеи), ненависть и стремление причинять страдания (убийцы), да и вообще любая неправда будет допущена в рай — он перестанет быть раем. Вы точно не захотите в такой рай попасть — потому, что это, на самом деле, и будет ад.
Дело не в нехватке милости у Бога — Его милость безмерна, а том, что грешника можно избавить от ада, только глубоко изменив.
Он не попадет в рай, если просто открыть перед ним ворота. Он принесет ад с собой. Поэтому ворота будут закрыты. Открывать их перед адом — аду не поможет, а рай погубит.
Даже бесконечная милость Божия не может сделать так, чтобы рай наполнился нераскаянными злодеями — и остался раем.
Бог доведет дело нашего спасения до конца
Фото: Анастасия Студзенек/sreda.org
Через Церковь людей достигает Его прощение и Его благодать — сверхъестественная помощь, которая меняет их изнутри, постепенно превращая из адских — в райских жителей. Это долгий и трудный процесс, в разных людях он происходит по-разному — в великих святых мы уже видим отчетливое присутствие рая, в обычных верующих — пока просто исправление жизни и разрыв с грубыми грехами. Окончательно избавлены от греха мы будем только за порогом этой жизни.
Но Священное Писание обещает, что взявшись за нас, Бог доведет дело нашего спасения до конца. Мы можем на Него полагаться. Поэтому переживание христианской веры — это переживание ошеломляющей милости и благодати. Бог находит и спасает глубоко заблудившихся и испорченных людей, и делает это из чистой, незаслуженной милости. Как говорит апостол Павел, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».
Этика Нового Завета — это не этика страха
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:3-7).
То есть христианин думает не «какая беда, сейчас я сделаю что-то не так и Бог отправит меня в огонь неугасимый», а «какая великая радость и утешение, что Бог перехватил меня по дороге в ад, простил, принял и теперь ведет меня в рай».
Этика Нового Завета — это не этика страха. Это этика преданности и благодарности. Как говорит Спаситель, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Христос искупил нас и сделал нас подданными Своего Царства. Мы граждане небесного Иерусалима и должны вести себя, исходя из этого факта. Как говорит апостол Павел, «итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13). Христиане должны вести себя как люди, которым уготован рай — потому что он им действительно уготован.
Да, иногда полезно испугаться — когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом — вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится — и не может строиться — на страхе перед адом.