что делать если боишься ездить на мотоцикле
Как побороть страх после падения на мотоцикле
Вообще, аварии — жестокие, но очень хорошие учителя. Именно после аварии теория вдруг превращается в практику. Ты начинаешь быть осторожнее, а реальность фатального исхода перестает казаться призрачной. Но вот как не стать параноиком?
Нужно понять, что есть страх, который сковывает, уничтожает как червь изнутри, а есть осторожность, приобретенная в результате негативного опыта.
Опыт и осторожность — это отлично. Это позитивное следствие негативного опыта. А вот со страхом нужно разобраться.
Если наблюдать за карьерой спортсменов, которые пережили один или несколько серьезных инцидентов с тяжелыми травмами, то можно заметить, что лишь единицы из них не сломались морально. Остальные выбывают из борьбы за чемпионство навсегда, оставаясь на вторых ролях. То есть даже такие отчаянные ребята не могут до конца победить страх.
Но как свести его к минимуму?
Сначала коротко о том, что такое страх.
Страх, это продукт нашей фантазии. Проекция, основанная на опыте. Мы боимся не реальной ситуации, а повторения прожитого и возможных последствий. ВОЗМОЖНЫХ! То есть того, что может произойти, а может и не произойти. То, что произошло, это в прошлом. То, что еще не случилось — лишь наша фантазия. Страх — это игры ума.
Совершая любое действие есть вероятность негативного исхода. Если, осознавая это, мы все равно решаем продолжать действовать, значит нужно быть готовым и к худшему варианту. Нужно принять тот факт, что ставки могут быть высоки, но мы вступаем в игру осознанно. И если решение принято — страх нужно “выключать”, понимая, что возможен план Б, худший, но тоже вероятный, и мы уже знаем, как будем действовать в этом случае. Этот сценарий мы для себя приняли как возможный. Если такой готовности нет — тогда какой смысл рисковать?
Нет ничего постыдного в том, чтоб признаться в первую очередь себе в том, что риск выше удовольствия от езды.
Но если игра стоит свеч, то нужно проработать ситуацию.
Сядь и разберись, что же пошло не так, в какой момент и, главное, почему? Возможно есть видео, тогда его нужно обязательно посмотреть крайне внимательно добрый десяток раз.
Проработай возможные варианты, что можно было сделать? Определись, почему ты не смог избежать падения или столкновения, чего не хватило? Возможно, ты поздно заметил происходящее, возможно, не хватило навыков управления, возможно не смог оценить дорожное покрытие или было плохое самочувствие. Важно понять, что именно мешало тебе адекватно воспринимать ситуацию, и правильно реагировать.
В случае с мотоциклом, чаще всего, увы, виноват мотоциклист. Можете кидать тапками, но я в этом убежден. Нас плохо видно, мы едем быстро, часто ездить при этом не умеем. Чаще всего ДТП происходят по сценарию “меня сбили” или “я не успел затормозить, увернуться, отрулить”. Первый случай — вы виноваты потому, что вас не видно и вы забыли об этом. Во втором варианте — ехали быстрее, чем умеете.
Когда разберешься с анализом ситуаций — садись за руль снова. Но лучше пока не в городе. Если одной из причин твоего ДТП, как тебе кажется, стало недостаточное владение мотоциклом — иди учиться. Курсы контр-аварийной подготовки заходят после первого ДТП намного лучше чем “для галочки”, а ещё лучше выдвигаться на трек, либо на мотокросс. Там ты не только научишься контролировать байк, но и поймешь, как правильно падать. Здесь — как в поговорке: “клин клином вышибают”. На тренировках падения полезны и наименее травмоопасны, поскольку защищает соответствующая экипировка, а риск столкновения с другими мотоциклами (машинами, грузовиками и дорожным ограждением) в разы ниже, чем на дороге. Лучше всего начинать тренировки на кроссовом мотоцикле на мягком грунте.
Содержание материала
ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 4. СТРАХ
Страх является главным препятствием для оттачивания навыков и освоения новых приемов, и лишь немногие мотоциклисты могут противостоять ему. Однако, страху почти не уделяется внимания в мотоциклетной литературе, и в гоночных школах не учат бороться с ним. Весь мой опыт преподавания в ARC показывает, что как только человек перестает бояться, он тут же начинает обучаться гораздо быстрее. Все могут выполнять простейшие пошаговые инструкции, и только страх мешает мотоциклистам добиться желаемого уровня вождения.
Доктор Сюзан Джефферс, автор книги «Бойся, но делай», считает, что страх возникает вместе с мыслью «я не смогу с этим справиться». Если вы считаете, что не сможете пройти этот поворот на 10 миль в час быстрее, чем обычно, ваше тело включит защитные механизмы. Ваше сознание знает, что ручку можно и нужно повернуть еще, но подсознание просто не дает этого сделать. Многие мотоциклисты, страстно желающие научиться ездить быстрее, не распознают такую ситуацию и искренне не понимают, что же им мешает улучшить время круга.
Страх вызывает впрыск адреналина в кровь, это повышает возможности организма. Вы наверняка слышали истории типа: старушка сдвинула машину, которая придавила ее сына, хотя в обычной ситуации старушка не может этого сделать даже теоретически. Но неконтролируемый страх может стать злейшим врагом. Он может парализовать даже подготовленного водителя.
Порог страха
Я столкнулся с этим явлением много лет назад на трассе мотокросса. Мой приятель Дэйв был одним из тех счастливчиков, которым отцы построили трассы для мотокросса прямо на фермах. Однажды я гонял по ней на своём RM80, и вошел в поворот слишком быстро. Сразу за поворотом был трамплин, я не решился прыгать и стал объезжать его сбоку. К сожалению, я слишком поздно заметил, что маршрут предполагаемого объезда пересекает канава глубиной 4 фута. При строительстве трассы решили сэкономить и землю для трамплинов не привозили специально, а просто брали с обочины.
Как только я осознал, что сейчас должно произойти, я полностью расслабился. Мой мозг просто отключился, не желая смотреть, что будет дальше. Видимо, он пытался спасти меня от ужаса.
Когда я пришел в себя, я лежал на земле, мотоцикл лежал на мне, и у меня болела голова. Я совершенно не помню самого падения и думаю, что это к лучшему.
Иногда водитель в опасной ситуации думает: «Ну все, сейчас разложусь». Именно это с ним и происходит. Если бы он решил, что не упадет, то не упал бы. Другими словами, развитие ситуации определяется вашим отношением к ней. Почему? Потому что убежденность обладает силой.
Сила веры
Знание строится на анализе физического и психологического опыта. Убежденность строится на вере в то, что ваши знания верны.
Чем сильнее веришь, тем сильнее изменяешь реальность. Убежденность в надежной работе передней покрышки приводит к надежной работе передней покрышки. Это не сказки, я знаю, о чем говорю, убежденность помогла мне выиграть национальный чемпионат. И наоборот, если постоянно думать, что колесо снесет в повороте, его обязательно снесет. Именно поэтому профессиональные гонщики так самоуверенны. Это не черта характера, это условие выживания.
Вы наверняка видели, как два гонщика проходят один и тот же поворот, на одинаковых шинах и мотоциклах и на одинаковой скорости, но падает только один из них. Это значит, что он не так уверен в себе и мотоцикле. Чем больше у тебя убежденности, тем лучше, именно поэтому иногда мотоциклизм сравнивают с религией.
Никаких проблем
Лао-Цзы сказал: «Тот, кто не боится, всегда в безопасности». Существует много интерпретаций этого высказывания. Чтобы понять, как оно соотносится с мотоциклами, давайте рассмотрим снос колес в повороте.
Как реагирует на снос опытный водитель? Никак. Он сохраняет спокойствие и позволяет шасси выполнить свою работу, то есть стабилизировать байк.
Неопытный водитель воспринимает снос как что-то такое, чего быть не должно, то есть как проблему. Он тут же пугается, его тело напрягается, мозг перегружается. Он теряет связь с реальностью и
сосредотачивается на внутреннем страхе. Такое состояние затрудняет управление. В этот момент вероятность падения многократно возрастает. Нужно научиться избегать такого развития событий.
Сила воли
Что такое сила воли? Это то, что заставляет нас действовать, несмотря на страх. Вот вам пример. Я всю жизнь учился петь и люблю это делать. Но каждый раз перед выходом на сцену я испытываю сильнейший страх. Однажды я попросил разрешения спеть перед гонкой государственный гимн перед 24 000 зрителей. Я прекрасно его знал и многократно исполнял перед меньшей аудиторией. Но мои руки тряслись так сильно, что я с трудом удерживал микрофон. Тогда я просто закрыл глаза, глубоко вздохнул и вышел на сцену. И помогла мне не моя исполнительская практика, а сила воли. Просто много лет я рассматривал страх, как сигнал к началу действий. Как только уровень адреналина в крови повышался, я заставлял себя выходить на сцену и начинал петь. Если бы я не тренировался, я просто не смог бы исполнить гимн перед гонкой. Поэтому я считаю, что пользу тренировок невозможно переоценить.
Как только вы достигаете порога страха, ваше тело начинает действовать независимо от вас. И делает оно именно то, к чему привыкло. Это можно обратить себе на пользу, если рассматривать страх как сигнал к действиям. Просто всегда тренируйте новые приемы с небольшим чувством страха. Тогда в критической ситуации ваше тело сработает за вас правильным образом.
Храбрость
Но как только он достигает своего порога, он даже не пытается преодолеть его, потому что знает, что за ним наступает предел возможностей техники. Мы же можем и должны преодолевать наши страхи.
В тот момент, когда страх становится слишком сильным и мозг перестает реагировать, вы должны как можно скорее справиться с этим. Желательно до того, как ситуация выйдет из-под контроля. А для этого вы должны научиться концентрации.
Как побороть страх вождения на мотоцикле, автомобиле, квадроцикле, снегоходе и др.
Побороть страх вождения вполне по силам каждому
Оказывается, среди людей, получивших право вождения и имеющих в своем владении авто, немало тех, кто так и не поборол боязнь самостоятельно управлять в гуще машин, избегают этого процесса, из-за чего не получают практического опыта, оставаясь источником проблем на дороге.
О причинах страхов
Поводов опасаться нахождения на месте водителя, когда выбраться из плотного потока транспорта сию минуту нельзя, немало, и у каждого человека, особенно новичка, неуверенность присутствует. Считается, что среди женщин число тех, кто боится, выше. Вот некоторые из побудительных причин: страх перед возможностью попасть в аварию; неуверенность в своей квалификации в качестве водителя; боязнь за жизнь и здоровье детей, находящихся в авто; скептическое отношение близких или знакомых, подрывающее уверенность; боязнь разборок с работниками ГИБДД и др.
Психологические приемы по устранению боязни
Чтобы психологически перестроиться, следует попытаться помочь самому себе тренингами, что выполнить несложно. Цель таких смысловых манипуляций – повышение самооценки и самоутверждение при движении в потоке машин.
Вот примерно так выглядит перечень направлений, в которых следует работать над собой: больше употреблять фраз с утвердительным смыслом, не допуская сомнительных вариантов типа «не знаю», «может быть», особенно в темах, касающихся вождения; попробуйте несколько раз взять в компанию в качестве пассажира в поездку опытного водителя, рядом с которым можно будет почувствовать себя более защищенным и уверенным, так формируется навык и отношение к себе; сидя за рулем, но не поворачивая ключ, нужно максимально вовлечь воображение на представление аварийной ситуации и проиграть правильное поведение – куда повернуть, что сделать, причем исход представляя самым успешным (разрешение ситуации без столкновения); повышение самооценки, не допуская критических замечаний со стороны супруги или друзей, заверяя всех, что вы знаете, как поступить правильно; сидя на месте водителя, не включая газ, перед своими глазами нужно представить разные сложные ситуации на перекрестках и попробовать применить правила вождения, как бы моделируя свое поведение, и, тогда как бы формируется опыт разрешения проблемы.
Постепенно появится все большая уверенность в себе, но ни в коем случае нельзя бросать вождение, отсутствие практики грозит тем, что человек никогда не станет настоящим водителем, способным вести транспортное средство в окружении авто.
Стоит признаться самому себе, откопать глубоко в подсознании спрятанную причину своей боязни, а это уже полная победа.
Как побороть страх после ДТП на мотоцикле?
Поговаривают, что нет мотоциклистов, которые не падали бы с мотоцикла хотя бы раз. Если прикинуть причины, по которым люди бросают жизнь мотоциклиста, то топовая подборка сузится до трех пунктов:
Как же побороть страх, который сам собой появляется после серьезного ДТП?
Осознание
Страх — плод мыслительной деятельности человека. Вообще освобождение от многих напастей лежит через осознание. Поймите, чего именно вы боитесь? Повторения аварии? Смерти? Боитесь разбить мотоцикл или получить травму? Если потратить некоторое время на самоанализ, на принятие свершившегося, то страх постепенно отойдет на второй план, останется только четкое восприятие произошедшего. Главной целью этого осознания лежит идея: авария может произойти с любым человеком, в любое время, по вине любого участника дорожного движения. Авария, это лотерея на подобии русской рулетки, никогда не знаешь, когда выстрелит!
С другой стороны, авария показывает всю опасность вождения мотоцикла. Не все, кто посмотрел в глаза смерти, готовы повстречаться с ней вновь раньше ожидаемого времени.
Когда вы выделили, что именно пугает вас, можно заняться решением проблемы. Боитесь травмироваться? Тогда меняйте экипировку на самую мощную, какую только сможете купить. Один мой знакомый покупал мотоцикл только для того, чтобы уходить на трассе со скоростями пороховой бочки. Он выбрал дикий спортбайк, на котором выезжал только ночью и только на скоростные магистрали. Морально готовясь к последствиям, он заказал неприлично дорогую экипировку, которая стоила больше чем сам байк. Суть в том, что в один не особо прекрасный момент он не справился с управлением и вылетел с поворота на скорости около 180 км/ч, но выжил благодаря чуду и экипировке. Празднует теперь этот день как второй день рожденья, а байк восстановлению не подлежал, да и экип после такого только в мусорку.
Вас пугает вероятность разбить мотоцикл? Ставьте защитные дуги, клетки, на сегодняшний день множество способов защитить мотоцикл при падении (статья на эту тему «Защитные дуги, клетки безопасности и слайдеры на мотоцикле»).
Боитесь просто попасть в ДТП? Ездите с максимальной осторожностью, не нарушайте ПДД, тренируйте навыки!
Повышение опыта, наработка навыков
Когда вы разобрались в ситуации, но поджилки все равно предательски трясутся при повышении скорости до второй передачи, вернуть уверенность в управлении поможет только наработка навыков.
Когда вы наработаете опыт, уверенность в своих силах начнет перебивать страх. Вы поймете, что управляете мотоциклом, чувствуете его, а значит должны реагировать более правильно, чем в прошлый раз. Предшествующая авария должна стать для вас первым реальным боевым крещением, краеугольным камнем в фундаменте умений. Большинство в патовой ситуации теряются, но вы ведь уже были в этой шкуре!
И еще одно, ходят устойчивые отзывы, мол, если в ближайшее время после аварии не начать ездить, страх разовьется и укорениться. Но я лично думаю, что при большом разрыве в езде после аварии в первую очередь пострадает моторика и навыки.
Логичнее начать работу над ошибками по горячим следам, чем долго топтаться в неуверенности и по новой нарабатывать моторику через, допустим, полгода.
Концентрация на положительной стороне
Людям свойственно циклиться на плохом. После ДТП на вас повалиться лавина негатива в духе:
— Мы же говорили, что разобьешься!
— Машина лучше, она безопаснее!
— Продай ты этот байк!
И море тому подобных возгласов, которые аки соляная кислота на больные раны по верх цены ремонта и проблем с ГАИ. Тут не долго уйти в отчаяние с головой и потонуть в негативе. Вспомните, что вам нравится в жизни мотоциклиста? Почему вы выбрали это занятие? Стоит ли удовольствие от мотоцикла того риска, который всегда будет на дороге?
Уверена, многие находят в положительных воспоминаниях отдушину, даже глядя на раскуроченный после аварии байк. Разве не мотивация ли вернуть любимый мотоцикл в строй, чтобы вновь почувствовать то, что так радовало до? Стройте планы, съездить «туда-то», поучаствовать в пробеге и тому подобное. Так вы быстрее придете в форму, потому что появится цель.
Общение с другими мотоциклистами
В любой тупиковой ситуации спасают более опытные, адекватные люди. Если вас одолевает страх, что авария повторится, пообщайтесь с другими мотоциклистами. Многие попадали в ДТП, кто-то даже получал серьезные травмы, но потом все равно возвращался в строй. Выходит, есть что-то сильнее страха?
Иногда страх перед дорогой после ДТП вызван неуверенностью в себе, но пообщавшись с другими мотоциклистами можно понять, что аварии не такая редкость, с каждым бывает, а возвращаться ли в строй — личный выбор каждого пилота. Выбор, над которым придется хорошенько поработать.
Почему страшно выезжать в город на мотоцикле.
Экзамены сданы, права в кармане, мотоцикл куплен, но страх перед первым выездом в город мешает сделать первый шаг? Давайте это обсудим.
Думая о предстоящем выезде, чаще всего, останавливает неуверенность в своих навыках управления мотоциклом или (и) отсутствие необходимого дорожного опыта (плохое понимание дороги и неумение прогнозировать развитие типичных ситуаций)
Согласитесь, что, если в полной мере присутствует и то, и другое — проблемы не будет.
Вот два абстрактных примера:
Парень с 6 лет занимается мотокроссом, выиграл кучу соревнований, экзамен в ГИБДД сдал, проехав все упражнения с закрытыми глазами на заднем колесе, но выехав впервые на дорогу общего пользования в час пик, он получает вместо удовольствия — стресс. Дорога из пункта А в пункт Б для него покажется квестом на выживание.
Или так:
Опытный райдер, который много лет без напряга колесит по городу, вдруг оказался не за рулем мотоцикла, а, например, на моноколесе, на котором ни разу даже не пытался ездить. Поверьте, привычные улицы и маршруты станут для него адом, когда ему придётся преодолеть знакомый маршрут на непривычном транспортном средстве.
Все это к чему?
Дело в том, что получать удовольствие от езды вы сможете только тогда, когда:
Проведите самодиагностику — попробуйте определить, в чем именно у вас просадка: в навыках управления мотоциклом, или в понимании дороги и отсутствии водительского стажа.
Кроме этого можно условно разделить всех, кто впервые пробует себя за рулем мотоцикла на:
— тех, кто имеет опыт за рулем автомобиля;
— тех, кто выезжает на дорогу впервые в своей жизни вообще.
В зависимости от этого и решение проблемы первого выезда могут отличаться.
Впервые за рулём на дороге
Вы можете исключительно хорошо владеть мотоциклом, но выехав на дорогу впервые, стресс будет колоссальным. Знание ПДД — это хорошо, важно и необходимо, но совершенно недостаточно для того, чтоб играючи бороздить улицы Москвы (да и любого города в принципе).
Как быть?
Вот несколько рекомендаций:
В сотый раз в первый класс
А теперь о том, почему те, кто давно ездит за рулем машины, побаиваются выезжать на дорогу на мотоцикле впервые.
Как показывает опыт, не мало учеников обращаются за услугой сопровождения инструктором во время первого выезда. С одной стороны есть внутренняя привязанность и симпатия к инструктору, но это далеко не всегда определяющий фактор. Но из тех причин, что на поверхности, стоит выделить:
По первому пункту:
да, большинство выпускников мотошкол не имеют достаточных навыков для управления мотоциклом в любой дорожной ситуации. Да и откуда им взяться?
Кто из вас чувствовал себя полностью безопасно и уверенно (будучи в здравом/трезвом уме) за рулем машины через 10, 20 или даже 50 часов водительского опыта? Если кто-то вам обещает, что через 18 часов обучения вы будете чувствовать себя за рулем безопасно, то вам цинично врут. В экстренных ситуациях работает только мышечная память, рефлексы, которые нарабатываются сотнями часов наката и тренировок, а при таком маленьком стаже можно лишь относительно безопасно доезжать из точки А в точку Б. В любой нештатной ситуации навыков, вероятнее всего, не хватит, а все теоретические знания испарятся из вашей головы при первом же экстренном торможении. Понимание этого сковывает и лишает смелости сделать первый шаг.
Как быть?
Если вы прошли полную подготовку в мотошколе, с вами занимались добросовестно и научили чему-то, кроме экзаменационной восьмёрки — заводите мотоцикл и езжайте. Вашего автомобильного опыта будет достаточно, чтоб разобраться в потоке и набирать свой дорожный мото-опыт. Однако и тренировки не нужно прекращать. Полезным будет любой мотоспорт, курсы контраварийной подготовки и продвинутая программа городского вождения, в которой осуществляется упор на решение сложных тактических задач и обучение использованию всех преимуществ двухколесного транспорта в дорожном потоке.
Теперь по второму пункту:
общего в вождении мотоцикла и автомобиля больше, чем отличий. Однако они действительно есть и о них мы поговорим подробно в следующих статьях рубрики дорожный опыт, так как каждый из этих нюансов достоин отдельной статьи с детальным разбором.
Кроме этого, рассмотрим типичные ошибки водителей в целом.
Следите за новостями, и удачи вам на дороге!