что делать если аудиосказка
Что делать, если…
Жанры:
Вам понравится:
Ёжик в тумане и другие сказки
Свобода быть счастливой
Зверский детектив. В логове Волка (аудиоспектакль)
Дневник Кото-Сапиенса
Миндальное сердце
Аскетизм 2
Как поймать мамонта. Первобытная история
Время всегда хорошее
Наша планета. Чудеса природы: самые удивительные места планеты
Дядя Федор, пес и кот
Кира и секрет бублика
Зверский детектив. Право хищника (аудиоспектакль)
Аскетизм
Антипример
Что делать, если…
Описание:
Аудиокнига автора Людмила Петрановская. 🕙: 2 ч. 31 мин. 43 сек. Чтец(ы) Максим Юрьевич Сергеев, Любовь Поволоцкая. Относится к жанрам: книги для детей, прикладная литература, руководства, детям и родителям, для младших классов, полезные советы. Возрастное ограничение: 12+.
Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги «Что делать, если…» в mp3 в хорошем качестве и без регистрации. Или же, выбирая подходящий Вам вариант, слушать онлайн «Что делать, если…» на нашем сайте. У нас огромный выбор и хороший рекомендательный сервис, и Вы легко сможете выбрать нужную аудиокнигу в соответствии со своими предпочтениями.
Если Вы ещё не определились с выбором, то советую посмотреть разделы «Рейтингов» и «Обзоров аудиокниг» нашего сайта, там вы сможете провести время с пользой и быстро выбрать книгу или серию книг, которые Вам обязательно понравятся.
Не забывайте оставлять отзывы и ставить оценки, они помогают сделать наш рекомендательный сервис ещё лучше.
Аннотация:
Педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования Людмила Петрановская в увлекательной форме расскажет вашему ребенку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Она поможет ответить на его вопросы Что делать, если …
– не успел выйти из вагона метро;
– он один дома, а в дверь звонят;
– его дразнят ребята;
– с ним никто не дружит;
– к нему пристает незнакомый человек;
– он боится темноты и монстров.
Иногда взрослые и не знают, как помочь детям решить ту или иную проблему. Эта аудиокнига будет настоящим помощником родителям, потому что теперь не придется мяться перед ребенком со словами: «Как бы тебе это объяснить…», ну и конечно, станет другом мальчикам и девочкам, ведь автору удалось выбрать очень верный тон для разговора о самых серьезных вещах – без сюсюканья, нравоучений и запугиваний, в общем, на равных!
Аудиокнига Что делать, если… (Людмила Петрановская)
Описание аудиокниги «Что делать, если…»:
Педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования Людмила Петрановская в увлекательной форме расскажет вашему ребенку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Она поможет ответить на его вопросы Что делать, если … – он потерялся: – не успел выйти из вагона метро: – он один дома, а в дверь звонят: – его дразнят ребята: – с ним никто не дружит: – к нему пристает незнакомый человек: – он боится темноты и монстров. Иногда взрослые и не знают, как помочь детям решить ту или иную проблему. Эта аудиокнига будет настоящим помощником родителям, потому что теперь не придется мяться перед ребенком со словами: «Как бы тебе это объяснить…», ну и конечно, станет другом мальчикам и девочкам, ведь автору удалось выбрать очень верный тон для разговора о самых серьезных вещах – без сюсюканья, нравоучений и запугиваний, в общем, на равных!
]]> ]]> Что делать, если… Людмила Петрановская
Еще книги этого автора
Описание аудиокниги «Что делать, если ждет экзамен?»:
Аудиокнига «Что делать, если ждет экзамен?» расскажет старшеклассникам и их родителям как во время процесса подготовки к экзаменам не утратить душевного равновесия и избежать скандалов в семье. Учащимся аудиокнига поможет выучить материал и показать свои знания во время сдачи экзаменов, а родителям – правильно поддержать своего ребенка в этом важном и сложном жизненном испытании. © Петрановская Л.В., 2015 © Оформление. ООО «Издательство «АСТ», 2015 © & ℗ ООО «Аудиокнига», 2016 Продюсер аудиозаписи: Татьяна Плюта
Новая книга известного психолога и автора книг «Что делать, если…» расскажет старшеклассникам и их родителям как во время процесса подготовки к экзаменам не утратить душевного равновесия и избежать скандалов в семье. Учащимся книга поможет выучить материал и показать свои знания во время сдачи экзаменов, а родителям – правильно поддержать своего ребенка в этом важном и сложном жизненном испытании.
Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребенку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.
Полная версия книги «Что делать, если…»
Описание аудиокниги «Что делать, если… 2. Продолжение полюбившейся и очень полезной книги»:
В новой книге известного психолога речь пойдёт о выборе, о принятии решений, об ответственности, о том, как важно уметь оценивать риски. Она станет умным собеседником для школьников и бесценным помощником для их родителей.
Информация о книге:
Информация о книге:
Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребенку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.
Похожие книги:
Сказка о человеческой алчности. Сапоги главного героя, будущего медика, прохудились, в желудке пусто, а в в съемной комнате холодно. Без всякой надежды отправляется он в университет, шлепая дырявыми сапогами по лужам. В аудитории профессор собирается препарировать лягушку. В смятении наш студент хватает лягушку и скрывается в неизвестном направлении. Отблагодарит ли земноводное своего спасителя?
Полная версия книги «Лягушколюбие»
Рассмотрены теоретические основы построения современной бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее организации, бюджетный процесс и государственный и муниципальный финансовый контроль. Приведены практические примеры, контрольные вопросы по каждой теме, тесты для контроля знаний, которые помогут при подготовке к семинарским занятиям и промежуточной аттестации. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность».
Представлены оценочные материалы Всероссийской студенческой олимпиады по бухгалтерскому учету, налогам, анализу и аудиту. Задания в тестовой форме сгруппированы по вариантам, ситуационные задания – по содержанию дисциплин. Для самоконтроля приведены ответы на тесты и решения ситуационных заданий. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
Полная версия книги «Бухгалтерский учет, налоги, анализ и аудит. Оценочные материалы с решениями»
В Зубном городке проживают друзья: флегматичный Кореш, любознательный Клычок, кокетливая Молли, близнецы-братья Резцы и ленивый Язык, который плохо умеет выговаривать звуки. Они и знакомят маленького читателя с Тёткой Зубной Щёткой, Сладкими Конфетками, Собачкой Кариесом, Тётушкой Бормашинкой и удивительной Кошкой Лизой.Книга написана с добрым юмором, содержит логопедические упражнения. Иллюстрации можно раскрасить.
Что делать, если… 2. Продолжение полюбившейся и очень полезной книги
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
В новой книге известного психолога речь пойдёт о выборе, о принятии решений, об ответственности, о том, как важно уметь оценивать риски. Она станет умным собеседником для школьников и бесценным помощником для их родителей.
С этой книгой слушают
Отзывы 5
Замечательная книга! Особенно здорово, что это аудио-формат. Предложила детям на выбор множество сказок, но они выбрали это. И к тому же прослушали два раза подряд. По моему мнению, книга помогает детям обрести уверенность и не бояться сложных ситуаций. (Моим детям 7 и 10, понравилась обоим).
Замечательная книга! Особенно здорово, что это аудио-формат. Предложила детям на выбор множество сказок, но они выбрали это. И к тому же прослушали два раза подряд. По моему мнению, книга помогает детям обрести уверенность и не бояться сложных ситуаций. (Моим детям 7 и 10, понравилась обоим).
Отличное продолжение первой книги «Что делать, если…». Дома сделаны качели, и в то время, когда дочка на качелях, слушаем книгу. Первую прослушали 1-2 дня. Продолжение местами возможно для чуть постарше детишек, но обе части стоит прослушать в любом возрасте. Ещё лучше не просто слушать, а ставить на паузу, обсуждать или хотя бы, чтобы ребёнок повторил, проиграть ситуацию. Чтобы отпечаталось в памяти.
Дочка 6 лет сама просит послушать эти книги.
Спасибо автору, чтецам и ЛитРес.
Поскорей бы продолжение и больше подобной литературы.
Отличное продолжение первой книги «Что делать, если…». Дома сделаны качели, и в то время, когда дочка на качелях, слушаем книгу. Первую прослушали 1-2 дня. Продолжение местами возможно для чуть постарше детишек, но обе части стоит прослушать в любом возрасте. Ещё лучше не просто слушать, а ставить на паузу, обсуждать или хотя бы, чтобы ребёнок повторил, проиграть ситуацию. Чтобы отпечаталось в памяти.
Дочка 6 лет сама просит послушать эти книги.
Спасибо автору, чтецам и ЛитРес.
Поскорей бы продолжение и больше подобной литературы.
Эта книга очень поучительная. Слушала её раз 10 и мне всегда нравилось. Я узнавала все новое и новое и теперь благодаря этой книге знаю рассказ почти наизусть и знаю что делать в трудных и опасных ситуациях. К счастью в опасные ситуации ещё не попадала. Спасибо Людмиле Петроновской.
Эта книга очень поучительная. Слушала её раз 10 и мне всегда нравилось. Я узнавала все новое и новое и теперь благодаря этой книге знаю рассказ почти наизусть и знаю что делать в трудных и опасных ситуациях. К счастью в опасные ситуации ещё не попадала. Спасибо Людмиле Петроновской.
Эта книга поучительная. Я слушала её раз 10 и узнавала все больше и больше. Теперь я знаю как вести себя в трудных или даже опасных ситуациях, к счастью в опасные ситуации я ещё не попадала. Прослушав история возможно не знав раньше узнала это сейчас. Спасибо Петрановской.
Эта книга поучительная. Я слушала её раз 10 и узнавала все больше и больше. Теперь я знаю как вести себя в трудных или даже опасных ситуациях, к счастью в опасные ситуации я ещё не попадала. Прослушав история возможно не знав раньше узнала это сейчас. Спасибо Петрановской.
Зачем слушать аудиосказки
Рассказываем, какие возможности открывают аудиокниги для детей и родителей
Проблема нечитающих детей волнует родителей уже не один десяток лет. Даже малыши быстро обрастают гаджетами и перестают интересоваться книгами, но может все дело в том, что они еще не почувствовали вкус к хорошей литературе?
Рассказываем, как аудиозаписи «Щелкунчика» и «Кота в сапогах» помогают справиться с этой и многими другими проблемами, касающимися развития ребенка.
Формируют грамотную артистическую речь
Одно из главных достоинств аудиокниг для детей в том, что их, как правило, озвучивают профессиональные актеры. Первые радиоспектакли в записи появились уже в 30-х годах, позже они выпускались на пластинках, так что преимущество аудиосказок родители и психологи оценили еще в XX веке. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь таким образом говорить правильно.
Когда ребенку читают выразительно, то возникает одна очень интересная вещь: эти дети потом сами так же выразительно могут читать, потому что у них складывается определенный стереотип слышания, проговаривания и воспроизведения. Они легко читают стихи или какие-то кусочки прозы.
Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающего обучения)
Концентрируют внимание на устной информации
Мнение о том, что аудиокниги воспринимать проще — ошибочно. Слушатель не может вернуться на несколько страниц назад, чтобы освежить в памяти сюжетную линию, и ему приходится концентрировать внимание на мельчайших деталях, чтобы не запутаться в истории. Так ребенок учится воспринимать информацию на слух, и в будущем этот навык очень пригодится ему на школьных уроках и университетских лекциях.
Слушайте Кот в сапогах — Сказки на Яндекс.Музыке
Помогают занять ребенка в пробке или метро
Аудиокнига — хороший способ оторвать малыша от планшета в тот момент, когда вы физически не можете его занять. Читать в дороге или поезде метро не всегда удобно, а вот включить запись можно и там. Возможно, у вас даже останется время обсудить услышанное.
Помимо классических всеми любимых сказок, для совместного чтения детей и родителей отлично подойдут книги Гарриет Манкастер об удивительной Изадоре Мун. Небольшие главы и динамичный сюжет не дадут маленькому слушателю заскучать. Эти истории легко читать вслух: у Гарриет очень легкий, увлекательный слог. Кроме того, можно рассматривать красивые картинки, которые есть почти на каждой странице. После прочтения (или прослушивания) будет здорово обсудить с ребенком главную мысль всей серии: быть собой и отличаться чем-то от других — это не страшно, а, наоборот, хорошо. Каждый из нас уникален — и в этом наша главная ценность!
Надежда Сергеева, редактор Отдела подростковой литературы
Кроме того, если вы сами слушаете аудиокниги в пробке, возникает семейная традиция увлечения литературой.
Разгружают детей и родителей
Будем честны, в современном мире много работают все. Школьники прогибаются под грузом домашних заданий и дополнительных занятий, а родителям нередко приходится подрабатывать, чтобы эти занятия оплатить. В таких условиях сказка на ночь — не традиция, а роскошь. И здесь аудиокнига может оказаться незаменимым помощником. Уставшим взрослым она экономит время, а детям, которым приходится целыми днями смотреть в учебник или на экран компьютера, бережет зрение. Однако не стоит этим злоупотреблять.
Для детей дошкольного возраста необходимо проводить время со своими родными и близкими. Совместное чтение книг — одно из важнейших для укрепления семейных уз занятий. Очень важно не только читать сказку, но и обсуждать ее с ребенком. Это поможет передать малышу ваши ценности, поможет ему легче освоиться в мире. Более того, ребенок должен освоить навык чтения. Поэтому аудиокниги для детей — скорее что-то дополнительное, некая сладкая конфета, которая, однако, не заменит полноценного питания.
Виктория Кожедуб, шеф-редактор Отдела детской литературы
Прививают вкус к хорошим историям
И все-таки для увлечения чтением аудиокниги могут быть очень полезны. Поскольку записи прослушать быстрее, чем прочесть настоящую книгу, с их помощью ребенок может познакомиться с большим количеством историй, что поможет ему найти ту-самую-книгу, после которой он раз и навсегда полюбит чтение.
Дети должны попробовать разное. Очень многие начали читать после «Гарри Поттера». Здесь важно найти свою литературу и ту книгу, которая понравится. Это не обязательно должна быть классическая литература XIX века, которую современному ребенку сложно понять, потому что даже язык, на котором мы говорим, изменился. Надо искать: это могут быть детективы, фэнтези или даже комиксы. Он будет запоминать эти истории с загадкой и рассказывать в компании, тем самым удовлетворяя потребность в общении.
Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Что делать?
Николай Чернышевский
Этот знаменитый роман Николая Гавриловича Чернышевского был написан в тюрьме в 1862-1863 годах. С этих пор он не теряет своей популярности у многих поколениями людей. А все потому, что в романе говорится о важныех для каждого вопросах: о счастье в своей семье и обществе, про равенство мужчин и женщин, о праве быть хозяеном своей судьбы, о том как работать, жить в свое удовольствие.
Господи! (это обращение, а не реакция, хотя реакция точно такая же)
Господи, мне в этой жизни многого не дано понять. Например, как устроен адронный коллайдер. Или почему стоит мне только получить премию, как в доме внезапно ломается что-то дорогостоящее, и за ремонт всю премию надо отдать. Этих и многих других вещей мне понять не дано.
Как и то, почему по роману «Что делать?» так все сходили с ума.
Господи, я не сноб, не ханжа, не дурак (надеюсь, во всяком случае), не мизантроп (полагаю). Тут на эту книгу много отзывов, и я уважаю мнение тех, кто написал, что это хороша книга. Заметь, Господи, я не спрашиваю тебя, не отнял ли ты у них разум, потому что и так знаю, что не отнял, просто о вкусах не спорят. Но. КАК? ПОЧЕМУ? Почем по этому роману сошел с ума начала Некрасов, а потом все будущие революционеры? А потом нас еще заставляли это читать в школе! И писать сочинения на тему «Значения снов Веры Павловны». Неужели все только от того, что когда-то человек был предоставлен в одиночной камере сам себе и совершенно не знал, чем заняться, и потому писал!
Господи, это же невозможно читать! Столько воды, столько словес, столько оборотов! На каждую мысль по сто предложений, на каждую идею по нескольку страниц!
Ладно бы повествование от третьего лица! Но диалоги! Разговоры! Реплики! Как такое возможно? Да если бы я был Кирсановым, а Лопухов таким образом объяснялся передо мной, я бы стукнул его канделябром по голове. Или спустил бы с лестницы. Лучше бы спустил, но напоследок швырнул бы в него канделябром.
Господи, ну зачем ты позволил Чернышевскому сделать прекрасное слово «миленький» таким тошнотворным? Меня теперь даже от слова «милый» передергивает!
А характеры? А люди? ДАЙТЕ МНЕ КАНДЕЛЯБР!
Почему ты, Господи, не надоумил Чернышевского, что если все люди будут такими, как Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов (я уж молчу про Рахметова), то это будет последнее поколение на свете. Ибо если люди не думают о том, чтобы. хм. продолжить свой род, то никто не придет им на смену. А если люди просто не хотят близости, то у них либо физическое, либо психическое отклонение. И таких людей мне ставят в качестве образцов для подражания.
Господи, не заболел ли Чернышевский чем-нибудь опасным, когда выдумал Рахметова, который приблизился к народу тем, что ходил с бурлаками, не пил вина и не прикасался к женщинам? Я про женщин не буду говорить, но на мой взгляд, к нашему народу без бутылки ближе не станешь.
Ведь вроде не глупый был Николай Гаврилович. Образование имел хорошее, происхождение тоже. Откуда такая наивность по поводу новых людей? Если бы я оказался в таком стерильно-кристальном обществе, я бы сам себя ударил канделябром в висок. Или бы просто сошел с ума в одном из хрустально-алюминиево-чугунных домов.
Прости меня, Господи, что я был так эмоционален. Надеюсь, Чернышевский не перевернулся в гробу.
НО Я НЕ МОГ ИНАЧЕ, БЛИН.
Господи! (это обращение, а не реакция, хотя реакция точно такая же)
Господи, мне в этой жизни многого не дано понять. Например, как устроен адронный коллайдер. Или почему стоит мне только получить премию, как в доме внезапно ломается что-то дорогостоящее, и за ремонт всю премию надо отдать. Этих и многих других вещей мне понять не дано.
Как и то, почему по роману «Что делать?» так все сходили с ума.
Господи, я не сноб, не ханжа, не дурак (надеюсь, во всяком случае), не мизантроп (полагаю). Тут на эту книгу много отзывов, и я уважаю мнение тех, кто написал, что это хороша книга. Заметь, Господи, я не спрашиваю тебя, не отнял ли ты у них разум, потому что и так знаю, что не отнял, просто о вкусах не спорят. Но. КАК? ПОЧЕМУ? Почем по этому роману сошел с ума начала Некрасов, а потом все будущие революционеры? А потом нас еще заставляли это читать в школе! И писать сочинения на тему «Значения снов Веры Павловны». Неужели все только от того, что когда-то человек был предоставлен в одиночной камере сам себе и совершенно не знал, чем заняться, и потому писал!
Господи, это же невозможно читать! Столько воды, столько словес, столько оборотов! На каждую мысль по сто предложений, на каждую идею по нескольку страниц!
Ладно бы повествование от третьего лица! Но диалоги! Разговоры! Реплики! Как такое возможно? Да если бы я был Кирсановым, а Лопухов таким образом объяснялся передо мной, я бы стукнул его канделябром по голове. Или спустил бы с лестницы. Лучше бы спустил, но напоследок швырнул бы в него канделябром.
Господи, ну зачем ты позволил Чернышевскому сделать прекрасное слово «миленький» таким тошнотворным? Меня теперь даже от слова «милый» передергивает!
А характеры? А люди? ДАЙТЕ МНЕ КАНДЕЛЯБР!
Почему ты, Господи, не надоумил Чернышевского, что если все люди будут такими, как Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов (я уж молчу про Рахметова), то это будет последнее поколение на свете. Ибо если люди не думают о том, чтобы. хм. продолжить свой род, то никто не придет им на смену. А если люди просто не хотят близости, то у них либо физическое, либо психическое отклонение. И таких людей мне ставят в качестве образцов для подражания.
Господи, не заболел ли Чернышевский чем-нибудь опасным, когда выдумал Рахметова, который приблизился к народу тем, что ходил с бурлаками, не пил вина и не прикасался к женщинам? Я про женщин не буду говорить, но на мой взгляд, к нашему народу без бутылки ближе не станешь.
Ведь вроде не глупый был Николай Гаврилович. Образование имел хорошее, происхождение тоже. Откуда такая наивность по поводу новых людей? Если бы я оказался в таком стерильно-кристальном обществе, я бы сам себя ударил канделябром в висок. Или бы просто сошел с ума в одном из хрустально-алюминиево-чугунных домов.
Прости меня, Господи, что я был так эмоционален. Надеюсь, Чернышевский не перевернулся в гробу.
НО Я НЕ МОГ ИНАЧЕ, БЛИН.
Наконец я прочитал роман Чернышевского! Дважды ссыльного Чернышевского. Первую, прижизненную, двадцатилетнюю ссылку он провел в Сибири. После гражданской казни у столба. Потом был реабилитирован на весь советский период. Его назвали «гениальным революционным демократом». Роман «Что делать?» поместили в школьную программу, портрет автора – во все кабинеты литературы. И не было человека в нашей стране, который бы не знал четверного сна Веры Павловны. Но вот Советский Союз закончился, его признали исторической ошибкой. Советских руководителей – злодеями. И бедный Чернышевский, любимый писатель Ленина, опять отправился в ссылку. В прямом и переносном смысле. Его роман изъяли из школьной программы. Портрет сняли. А книжки отнесли на помойку или куда-нибудь – прочь из дома.
Моя семья – не исключение.
Я пишу эти строки на даче. Дождь бьет по металлочерепице, в окно стучится соседская яблоня, а за спиной в глухом тяжелом шкафу переживают свое историческое поражение сваленные без системы пыльные тома Сталина (почему-то без обложки), «Избранные сочинения» Ленина, башенка тонких книжек Короленко. И – Чернышевский. В пяти томах. Компанию им составляет серый 12-томник Драйзера и собрание Ромена Роллана.
Родителей понять можно. На них в конце 80-х годов свалилась запрещенная, эмигрантская литература: Набоков, Пастернак. Солженицын, в конце концов. Иван Ильин и Маркиз де Сад. Все так интересно. Нужно освобождать полку. Ленину и Чернышевскому указали на дверь.
Но время идет. И вот вырос я. Вырос, в основном, на фильме «Терминатор» и «Терминатор 2». Так что Чернышевского не знал. Соответственно, предубеждения не имел. И сейчас мне хотелось его реабилитировать.
Почему-то мне было его жалко. Чувствовалась несправедливость.
Прочитал. И при всем положительном настрое приходится сказать, роман «Что делать?» – плохая литература. Точнее, это не совсем литература. Это социально-политическая программа, облаченная в литературу, притворившаяся литературой.
Герои романа лишь отдаленно напоминают людей. Чернышевский разыгрывает перед нами кукольный спектакль, в котором герои: Кирсанов, Лопухов, Рахметов, Вера Павловна лишь открывают свои деревянные рты, а из-за шторы звучит голос «профессора» Чернышевского. В его кукольном театре ставят «Антропологический принцип в философии», «Эстетические отношения искусства к действительности» (труды Чернышевского), разыгрывают адаптированные отрывки из Фурье, Сен-Симона, Жорж Санд и Фейербаха. Ну и что? Такой это театр.
В одном из писем детям Чернышевский писал: «Вам известно, я надеюсь, что собственно, как писатель-стилист, – я писатель до крайности плохой. Достоинство моей литературной жизни совсем иное; оно в том, что я сильный мыслитель». Вот так. И не стоит искать литературу там, где ее нет. «Что делать?» – социально-политический трактат. Программа «новых людей». А изложена она в форме романа только потому, что романы читают много народу, а трактаты никто не читает. Такая военная хитрость. Чернышевский хотел проповедовать массам. Вот и написал роман. И не прогадал. Его задумка осуществилась с блеском. Плеханов говорил, что ни у одного самого изящного и литературно безупречного романа Тургенева или Толстого не было такой армии читателей, как у плохого романа «Что делать?». Потому что люди искали в нем не красот, а программы. И находили.
Этот роман дает нам интересную тему для размышлений об отношениях теории и литературы. Может ли чистая теория, конкретная программа действий, стать литературой? Если бы, скажем, Чернышевский обладал талантом Тургенева или Толстого по части литературной изобразительности, вышел бы роман «Что делать?» шедевром? Если бы диалоги не были в нем такими книжными, язык – сухим, если бы была в нем природа и естественность.
Я думаю, шедевра бы не получилось.
Даже если бы ножки Веры Павловны описывал сам А.С. Пушкин.
А для изображения Петербурга пригласили бы Н.В. Гоголя.
Не получился бы шедевр. И вот почему.
Любая теория – это сетка представлений, которая набрасывается на действительность. Как рыболовная сеть покрывает лишь часть палубы корабля (или часть берега), так и теория объясняет лишь часть явлений. Все, оставшееся за границами этой сетки представлений, теория игнорирует. Или объявляет заблуждением. Теория сводит многообразие жизни к какому-нибудь одному или нескольким факторам, а жизнь никак не хочет к ним сводиться. Одним словом, жизнь богаче схем, и всем большим писателям удается показать именно многообразие мира, противоречивость человеческой натуры. Если же делать роман из теории, литературы не получается даже при наличии изобразительной мощи. Все равно герои будут казаться куклами с деревянными ртами.
Скажу, что слышал в лекции одного филолога. Он говорил, что русские писатели философского направления (он относил к ним Толстого и Достоевского) в познании мира утверждали приоритет интуитивного над рациональным. Чем логичней та или иная схема, тем скорее она окажется ложной. Чем разумней герой, тем быстрее он станет отрицательным. Разумный у Толстого Сперанский. А Наташа «не удостаивает быть умной». Разумный у Достоевского Раскольников и Петр Верховенский. А Мышкин – «почти идиот». Именно потому, что жизнь всегда больше и «умней» теории. И противоречивый персонаж, выламывающийся из теории, кажется читателю живым и настоящим.
Конечно, Чернышевский это понимал. Чувствуется, как он придумывал «развитие» своих персонажей. Пытался показать, что они отнюдь не статичны. Они меняются. Представьте себе человечка, вырезанного из картона. Одна сторона покрашена у него в белый цвет, а другая – в черный. Если показывать людям одну сторону, а потом другую, можно сказать, что он меняется. Но он остается одномерным. И картонным. Так с Лопуховым, Кирсановым, Верой Павловной и всеми остальными. И не потому, что Чернышевский – бездарность. А потому что его герои высказывают и олицетворяют идеи, предназначенные для применения. «Что делать?» – план жизни «нового человека». И тысячи реальных девушек и молодых людей подражали Вере Павловне, Кирсанову и Рахметову. А Мышкин, интересно, стал моделью для подражания? Хоть для одного человека?
Кстати, Достоевский был отличным острым публицистом. К началу «ведения» «Дневника писателя» у него сложились очень конкретные консервативные политические взгляды реакционного толка. Написан «Дневник» замечательно, в нем есть точные бытовые зарисовки, нетривиальные мысли, но политические идеи Достоевского просты и прямолинейны. Даже примитивны. Но когда Достоевский садился писать роман, в него вселялся непредсказуемый гений, который буйствовал, ухал куда-то в дебри бессознательного, летал в космос, порождал ереси, славил Бога, бился в духовидческих припадках, прозревал будущее и, помимо всего, хохотал над узостью политических идей Достоевского. В романе «Бесы» Шатов высказывает задушевные мысли своего создателя, но остается совершенно помешанным со своим народом-богоносцем. Опасным бесом в кучке бесов. Достоевский-писатель поднимался на уровень обобщения, который не снился приземленному Достоевскому-публицисту. А Чернышевский всегда был только публицистом.
Несмотря на одномерность, герои романа «Что делать?» мне нравились. Я слушал книгу и получал удовольствие. Они мне напоминали некоторых студентов философского факультета, виденных мною, гордых аутсайдеров, про которых говорят: весь в себе. Они отличались тем, что сами придумывали для себя правила жизни и им следовали. Какими бы чудными ни были эти правила: маниакально читать по 200 страниц философского текста в день (несмотря ни на что) или растить бороду до пояса. Их считали фриками, но мало кто мог позволить себе такую степень свободы от общественного мнения. И мало, кто имел такую волю. «Рахметов решил, что его рука не прикоснется к спиртному и к женщине, потому что так надо». Я завидовал таким. Кирсанов, Лопухов, Рахметов казались мне крутыми ребятами, которые не боятся сами придумать свою жизнь.
Один критик писал, что герои романа Чернышевского живут и поступают так, как «будто не было тысячелетней культуры, великих творений гениев» не было житейского опыта, добытого тяжким трудом и тысячами ошибок. У них все элементарно и просто. Действительно, создается ощущение, что они инопланетяне, которые высадились в чистом поле и с помощью двух идей «разумного» эгоизма ответили на все вопросы нравственности и вообще на все «проклятые» вопросы, которые оказались проще пареной репы.
Критик говорит, что Кирсанова да Лопухова правильней называть не «новыми людьми», а «людьми ниоткуда». Это, конечно, верно. Герои романа Чернышевского – разночинцы, новое для России явление. В отличие от крестьян разночинцы не имели земельного надела и надежной сельской общины за спиной. В отличие от дворян – родового состояния, семейных преданий и аристократических убеждений. У разночинцев не было еще собственной истории и развитого самосознания. Но самое главное, в силу своего происхождения, разночинцы не были связаны с вековой почвенной крестьянской культурой и с культурой дворянства. Однако несправедливо утверждать (вслед за консерваторами), что их единственным содержанием была зависть и обида на весь свет. Представители разночинства получали образование. Только так можно было закрепиться в жизни. И самосознание они складывали из достижений современной им науки. Тоненькими слабыми корешками разночинной культуры были Фейербах, Фурье, Сен-Симон, материалисты (Бюхнер и Молешотт). Жорж Санд, наконец. Эта культура не имела тысячелетней истории, как у дворян, крестьян, купцов, духовенства, но она была своя. Личная. Идеалы разночинцев были книжные, их еще не успели хорошенько проверить на опыте, но они были отличные от всех. Они были новые. И разночинцы гордились своей культурой, свободной от старых заблуждений.
Заслуга Чернышевского была в том, что разрозненные части этого недооформившегося самосознания он объединил в единую доктрину. Из разноголосицы непереведенных и часто превратно понятых авторов, он сделал непротиворечивую программу жизнедеятельности. Он, и правда, был «сильный мыслитель». «Что делать?» это готовое мировоззрение и инструкция для целого сословия. Не рассказ о том, какие были разночинцы, а набор моделей, какими они должны стать.
И они стали.
«Новые люди» разошлись по городам и весям, чтобы на практике осуществить уроки учителя, далеко превзойдя его надежды.
Литература оказалась законодательницей жизни.
Потому что она и не литература.