что делали во время чумы
История чумы: как боролись с болезнью в Средние века
«Чёрная смерть», как её называли, или чума, унесла 25 млн жизней.
«Чёрная смерть» — катастрофа вселенского масштаба эпохи Средних веков, которая унесла около 25 миллионов человеческих жизней. Это название в литературе появилось лишь в XVI веке. Страданиям подверглась не только Европа, но и Азия. Всем прекрасно известно, что очаги доселе невиданной хвори находились в отдельных районах Восточной и Центральной Азии. Впрочем, их находят там и сейчас. Эпидемиологи ещё в конце XIX века смогли хорошо изучить природу болезни и выявить две её инфекционные формы.
«Чёрная смерть». Источник: sundukistorii. blogspot.com
Лёгочная чума всегда имела как финал летальный исход. Бубонная же оставляла каждому четвёртому надежду на выздоровление.
На пике эпидемии в XIV столетии европейцам пришлось столкнуться с первой формой болезни. Этот факт сильно повлиял на восприятие эпидемии средневековым социумом. Ужас и страх управлял людьми. Но современники, которые писали о событиях тех лет, отображали скорее последствия и симптомы бубонной чумы. Тем не менее, процент исцелённых к концу XV века заметно возрастал.
Эпидемия чумы. Что делать?
Похороны. Источник: wikipedia.org
А что же могла тогдашняя медицина? К сожалению, ничего хорошего. Местные эскулапы вскрывали бубоны, пускали кровь, принося урон не только больному, но и себе. Риск заражения возрастал многократно. Пластыри из внутренностей птиц и опиумные компрессы (да, такие методы считались действенными) негативно сказывались на лёгких больного. Инфекция распространялась молниеносно в местах, где скапливался народ, спасавшийся от чумы.
Современники эпидемии чумы
За 3 года — с 1348-го по 1351-й — Западная Европа потеряла около 30% населения. Но болезнь не распространялась равномерно. Это связывают с отсутствием водных и сухопутных коммуникаций, а также с небольшой долей концентрации народа в отдельных городах.
Эпидемия вспыхнула ещё несколько раз: во второй половине XIV века нам известны как минимум 3 случая. Хронисты не так ярко описывали новые напасти — народ постепенно привыкал к лишениям. В основном гибли старики, беременные женщины и дети: болезнь будто выбирала себе жертв. При этом сохранялся и постепенный демографический подъём, и экономический рост. Учёные вскрыли интересную деталь: доказано, что третья группа крови менее восприимчива к атакам чумной бациллы. Преобладала она у европейских народов кельтского и азиатского происхождения: венгры, шотландцы, ирландцы, валлийцы не оставили после себя много упоминаний о «чёрной смерти» в своих землях.
Инфицированные. Источник: wikipedia.org
Людские потери за годы эпидемий не всегда зависели лишь от распространения заразы. Паника и страх несли гораздо больший ущерб людскому роду. Историописцы искали причины: расположение звёзд, перемены погоды, бедственное финансовое положение, династические перипетии, социальные проблемы в первой половине XIV века. Тем не менее, рост смертности совпал с началом распространения бациллы чумы по Европе, расправы над неблагонадежными представителями социума продолжались, религиозные коллизии набирали обороты. Человек был ослаблен и подвержен заражению. Но к середине XV века ситуация нормализуется: постепенно заселяются ранее незнакомые земли, народ возвращается в заброшенные деревеньки.
К сожалению, некоторые сюжеты остались за кулисами истории. Хронисты не обращали внимания на эпидемии VI-VII веков, которые сильно зачистили средиземноморское побережье. Упадок на юге подкрепился экспансией мусульман и установления главенства ислама в регионе. В данном примере следует рассматривать эпидемию как катализатор экономического и социального кризиса. И в случае со вспышкой болезни в XIV-XV веках можно провести подобную параллель. Мы обычно смотрим на демографические показатели, бытовые изменения, но оставляем за скобками последствия отступления заразы. Социальные катаклизмы, нехватка ресурсов, перераспределение материальных благ в первые годы после эпидемии влияли гораздо больше на демографию Европы.
В какой-то степени средневековые хронисты списывали все общественные беды на эпидемии и болезни. Теперь нам видится вполне оправданным стремления европейцев к великим географическим открытиям и новым конфликтам.
Какой была жизнь средневекового человека во времена чумы
Прежде чем выйти из дома, нужно посмотреть в окно
Подобно тому, как во время пандемии коронавируса люди сторонились друг друга, во времена «чёрной смерти» люди были максимально осторожны. Проснувшись, человек смотрел в окно и только тогда решал, стоит ли выходить из дома прямо сейчас. Чаще всего за окном можно было увидеть телеги, увозящие трупы, или услышать стенания плакальщиц по умершим.
В моде были цветы
Точнее, они использовались для защиты от чумы, так как люди думали, что болезни распространялись по ветру неприятными запахами, миазмами. А раз так, то приятный запах цветов будет своеобразным щитом, в том числе и от чумы.
Именно поэтому в домах всех людей — от бедных крестьян до зажиточных лордов — обязательно были достаточно ароматные букеты цветов, а на одежде многих был прикреплён небольшой цветок (либо его несли в руках и периодически нюхали).
Многие шли в могильщики
На пике «чёрной смерти» экономика практически остановилась, и городское население стремительно нищало, не имея возможности заработать даже на еду. Поэтому многие люди, особенно в богатых городах, способных оплачивать услуги наёмных работников, шли в могильщики. Но это были не те захоронения, что производятся сегодня, а грубое сбрасывание тел в братские могилы.
Скорее всего, окажись ты в том времени, тебе пришлось бы ездить по улицам с тачкой, собирать тела умерших и отвозить в специально отведённые для них места. Тел было так много, что ты, скорее всего, получил бы профдеформацию уже через несколько дней и стал бы относиться к смерти как к обыденности.
Люди ежедневно сталкивались с чумными докторами и боялись их
В наше время чумные доктора стали своеобразным брендом. Их маски, одеяния, загадочность — всё это влечёт многих поклонников Средневековья. И хотя обычно их изображают одинокими молчаливыми фигурами, во времена «чёрной смерти» чумные доктора создавали небольшие отряды, которые могли быстро реагировать на очередной очаг заражения.
Увы, но культовая маска не спасала от чумы, и врачи умирали так же, как и их пациенты. В клюве чаще всего располагались цветы, парфюм или другие хорошо пахнущие вещи, которые, как мы уже сказали ранее, считались барьерами от всех болезней.
Ходя по городу, ты мог наткнуться на чумного доктора, и это был один из самых больших страхов того времени. Врачи достаточно легко определяли даже ранние симптомы чумы и могли внезапно ошарашить человека недоброй новостью.
Ежедневные проверки тела
Ежедневные проверки астрономических событий
После тщательной проверки тела на наличие бубонов следовало обратиться к «науке» — астрологии. В те времена считалось, что чуму вызвали неблагоприятные астрологические события. Так, например, на полном серьёзе медицинский факультет Парижского университета официальной причиной возникновения «чёрной смерти» назвал тройное соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 40-м градусе Водолея, произошедшее в 1345 году.
Все, от крестьян до королей, следили за небом и событиями на нём. Пролетела комета — готовься к смерти и потрясениям. Астролог сказал, что Сатурн сейчас в благоприятном расположении? Ура, можно пожить ещё неделю до следующего знамения.
Люди молились в церквях без священников
Единственным средством от чумы, помимо цветов, был молитва, в коей большинство людей того времени проводило почти всё своё свободное время. Церкви набивались до отказа, но священнослужителей там не было. Почему? Они либо сбежали, так как, будучи более грамотными, понимали, что пахнет жареным, либо погибали из-за постоянного нахождения в ограниченном пространстве и контакта с паствой.
Многие присоединялись к флагеллантам
Флагеллантство — это течение, которое возникло в XIII веке. В нём практиковалось самобичевание в знак всеобщего покаяния. Когда люди чувствовали симптомы чумы, особенно лёгочной, они, несмотря на свое происхождение и физическое состояние, нередко присоединялись к массовым шествиям на городских площадях. Взяв в руки плётку с шипами, они начинали избивать себя, при этом читая молитвы покаяния. Часто такой обряд заканчивался медленной и мучительной смертью от болевого шока и большой кровопотери.
Гедонизм был нормой для многих людей
Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни. Все, от самых нищих до богатейших купцов, часто выбирали этот путь. И действительно, зачем эти страдания и опасения, когда не знаешь, что будет завтра? Обычные люди совершенно перестали планировать что-либо наперёд и думать о последствиях, из-за чего общество стало ближе к хаосу и анархии.
Самые ужасные и интересные факты о чуме
Привет, друзья! Сегодня мы поговорим о страшной теме и не совсем уместном словосочетании – интересные факты о средневековой чуме. Даже сейчас отголоски этой проблемы волнуют многих людей. Давайте попробуем разобраться, что случилось в средневековье и каковы были последствия Черной смерти.
Чумной доктор
Люди облачались в защитные костюмы и надевали на лицо маску в виде птичьего клюва. Такое зрелище трудно забыть и самое главное, что оно не особо спасало от распространения эпидемии.
Почему во время чумы носили такую маску с клювом?
Даже в те года, с ничтожными, по сравнению с сегодня, уровнем медицины, люди определили, что чума – это инфекционное заболевание. И чтобы защитить себя необходимо, надевать специальный костюм.
Так вот, маски, которые носили во время чумы имели именно такую форму, потому что в «клюв» клали специальный травяной сбор (лавр, ладан, розмарин и др.), который считался поможет от распространения заразы. Когда доктор дышал через этот сбор, он якобы не мог заразиться болезнью. Даже если находился близко к пациенту. В маске обязательно присутствовали отверстия, чтобы «доктор» смог дышать и не задыхаться от запаха трав.
Это теперь мы знаем, что такие методы не особо помогали, но в те времена выбирать особо не приходилось и люди полагались только на то, что знали.
История чумы
Выше я написала, что в 17 веке была придумана маска доктора чумы, но все началось гораздо раньше. Юстинова чума разразилась в 551 году и унесла с собой жизни более ста миллионов людей. Затем в 14 веке эта «беда» вновь настигла человечество, вернувшись из Китая. Заражались целые континенты и люди умирали миллионами, если не миллиардами.
После этого пандемия отступила на несколько веков, но уже в 17 веке вернулась с новой силой, вновь забирая жизни тысячами. Третья волна черной смерти застигла людей в конце 18 века, только в Индии погибло более 6 000 000 человек!
За все это время люди практически не могли найти способов, как бороться с пандемией, болезнь забирала всех без разбора и только в 20 веке медицина смогла наконец победить заразу.
Появление маски доктора чумы
Принято считать, что специальных докторов для лечения чумы создал Папа Римский Климент 6. Он созвал их, чтобы помочь вылечить жителей тогдашнего Авиньона – сообщества на юге Франции. Следуя примеру наставника Господа на земле эту идею переняли главы государств, страдающих от чумы. Такая тенденция быстро распространилась по миру и «чумные доктора» стали чем-то обычным для того времени.
Богатые люди нанимали этих врачевателей за огромные деньги, веря, что они помогут их близких и им самим избежать страшной болезни. Им даже разрешалось вскрывать тела умерших от этой болезни. Чтобы подробнее ее изучить. Это считалось дикостью по тем временам, за вскрытие трупа даже могли приговорить к смерти, обвиняя человека в сатанизме или колдовстве.
Чтобы еще больше подчеркнуть ценность таких докторов, хочется рассказать вам историю о похищении. Однажды, в 1650 году в Испании бандиты по дороге похитили докторов и потребовали за них огромный выкуп, Барселоне пришлось удовлетворить требования воров, поскольку на кану стояли миллионы жизней. Вот насколько ценными были эти люди!
Костюмы врачей во время чумы
Почему маска доктора чумы имела именно такую форму я уже объяснила, но весь защитный костюм состоял не только из нее. За все долгое время пока свирепствовала пандемия костюмы меняли неоднократно, но самый известный из них, который дошел к нам по картинкам появился благодаря французскому доктору Шарлю да Лорму.
Он предложил использовать своеобразный кожаный доспех, который помимо уже известной «птичьей» маски включал в себя кожаные брюки, плащ, ботинки, шляпу и обязательные перчатки. Таким докторам также полагалось постоянно жевать чеснок и лук, чтобы не только отпугивать запах от больных, но и нейтрализовать действие заразы.
Почему бубонная чума так называется?
На первый взгляд очень странное название для такой болезни, но все объясняется очень просто. Бубоны — это воспаленные лимфоузлы, которые сильно увеличиваются при заражении и становятся похожими на бубоны. В средние века их прокалывали и старались выпустить жидкость, но этого делать крайне не рекомендуют. Во-первых, распространяется зараза, а во-вторых смысла в этом попросту нет.
Методы лечения чумы
В современном же мире настоящими первооткрывателями стали советские врачи, которые применили стрептомицин. При его использовании все больные выздоровели и случилось это только в 1947 году.
Еще один врач Валерий Хавкин в начале 20 века создал вакцину против черной смерти. Он получил ее из убитых температурой чумных палочек, а испытала на себе в 1934 Покровская Магдалина.
После этого больных чумой практически не осталось, по крайней мере пандемий не случалось и болезнь теперь знают, как лечить.
Чумной остров в Венеции
Слыша слово Венеция практически у всех людей возникают в голове гондолы, узкие улочки и красивые места, но каждый город хранит свои тайны и этот не исключение. На территории есть остров под название Повелья, который охраняется местной полицией и на данный момент полностью заброшен.
Его история начинается еще в 5 веке, на нем крестьяне укрывались от набегов врагов и со временем начали его обустраивать. Некоторые из этих укреплений можно увидеть и сегодня, правда находятся они в плачевном состоянии.
Но это был еще не конец кровавого острова, после того как в 20 веке эпидемия стихла, на костях жертв была построена психиатрическая лечебница, которая не отличалась лояльностью к пациентам. О нем есть еще много слухов, теорий, догадок и правдивых фактов, которые я выписала в отдельную статью о Повелье.
Венецианская маска доктора чумы
Кто не слышал о венецианском карнавале? На этом празднике каких только масок и костюмов не увидишь, люди настолько преображаются, что и правда невозможно узнать, но есть одна маска, которая выделяется из всех. Это маска доктора чумы. Так откуда пошла такая мода и какая история за этим скрывается?
Почему именно такая форма полюбилась венецианцам и туристам достоверно неизвестно, есть только несколько теорий на этот счет. Первая: маски венецианской комедии дель арте, это своеобразный вид театрального искусства Возрождения, к ним можно отнести Арлекина и прочих.
И второй: маска Баута – она пригождалась для знатных людей, которые хотели скрыть свое лицо и происхождение, и для бедняков, которые хотели того же, но по другим причинам.
Достоверно неизвестно, почему «чумная» маска стала такой популярной на карнавале, но пользуются ей до сих пор.
Чума: как это было и как её победили
Много веков подряд чума регулярно выкашивала европейские города, уничтожая миллионы людей. Откуда пришла самая страшная болезнь Нового времени? Как с нею боролись? Как вели себя люди, столкнувшиеся с неумолимостью смерти? И каким образом мор удалось победить?
Среди множества инфекционных заболеваний, которые тысячелетиями выкашивали человечество, чума всегда занимала особое место. Она поражала воображение своей смертоносной силой и воспринималась как кара богов или Бога. Для европейцев, живших в XIV–XVIII веках, регулярные вспышки чумы были пугающей повседневностью, и историю Старого Света не понять, если забыть об этой опасной гостье.
Чума, конечно, не единственный массовый убийца в истории. На протяжении нескольких тысяч лет существования городских цивилизаций человечество сталкивалось с множеством эпидемий. Его поражали оспа, корь, сифилис, холера, сыпной тиф, грипп (испанка и другие его разновидности)… Некоторые из этих болезней опустошали целые регионы, приводили к закату государств или исчезновению этносов. В 1778 году английский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова. За семьдесят лет после появления европейцев население архипелага уменьшилось примерно с полумиллиона человек где-то до 80 тысяч.
Кроме того, в прошлом было немало видов мора, которые пожелали сохранить инкогнито. Их описания в устных преданиях, исторических хрониках и старинных медицинских трактатах часто бывают слишком условны и смутны. Потому историкам и медикам во многих случаях лишь остается гадать, какой именно возбудитель вызвал ту или иную эпидемию — например, «английский пот» (sudor anglicus, English sweat), несколько раз поражавший Британские острова с конца XV до середины XVI века.
В длинном ряду эпидемий чума все равно стояла особняком. Она воспринималась как абсолютная болезнь, само олицетворение мора. Ее название на латыни — pestis. Это слово означало «бич», «бедствие», «гибель»
Похожие корни и у английского названия plague. Оно происходит от латинского слова plaga — «удар», «рана», «бедствие». Эти имена свидетельствуют о том ужасе, который вызывал мор — бич, от которого было не укрыться.
Три волны
Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания, активно пользуются благами цивилизации. Большинству масштабных эпидемий нужна скученность жертв, и они рождаются вместе с крупными городами и интенсивными человеческими потоками.
Благодаря торговым путям, которые еще в эпоху Римской империи связали Дальний Восток со Средиземноморьем, чума из Центральной Азии как минимум трижды в истории проходила по Евразии, унося миллионы жертв. Хотя эти волны никогда не охватывали население всего мира, их принято называть пандемиями (от греч. πανδημία — «весь народ»).
Первая волна
Чума в древнем городе. Михаэль Свертс. Около 1650–1652 годовLos Angeles County Museum of Art
Первая пандемия, начавшись в Центральной Азии в середине VI века, в правление императора Юстиниана I, достигла Константинополя, столицы Византийской империи. Мор разнесся по всему Средиземноморью, Северной Африке и другим землям. Вспышки чумы продолжались до середины VIII века. Число жертв Юстиниановой чумы оценивают в 30–50 миллионов человек, но надо понимать, что статистика по столь отдаленным временам ненадежная и условная.
Вторая волна
Похороны жертв черной смерти в Турне. Миниатюра из рукописи Жиля Ле Мюизи «Antiquitates Flandriae». 1349–1352 годыBibliothèque royale de Belgique
Вспыхнув на юге Италии, чума в 1348–1352 годах пронеслась по всей Европе, вплоть до Англии, Скандинавии и далеких русских княжеств. По оценкам историков, она выкосила до трети европейцев. Где-то доля жертв была сильно меньше, а какие-то местности и города просто обезлюдели. Население Англии, вероятно, сократилось вдвое, и ему потребовалось 250 лет, чтобы вернуться к уровню 1348 года. По разным подсчетам, число жертв в масштабах мира
составляло от 50 до 200 миллионов человек.
Купец и летописец родной Флоренции Джованни Виллани (ок. 1276 или 1280 — 1348) в «Новой хронике», дойдя до собственных дней, стал описывать страшный мор, недавно обрушившийся на город. Не зная, когда тот закончится, он оставил в рукописи прочерк: «Чума продлилась до…» Однако дату так и не проставил. Чума скосила Виллани вместе с десятками тысяч других флорентийцев.
Третья волна
Чума. Арнольд Бёклин. 1898 годKunstmuseum Basel
Третья пандемия началась в Китае в середине XIX века и угасла только в 1920-х: из Азии чума с корабельными крысами проникла в Индию, затем в порты Северной и Южной Америки, на восточное и западное побережье Африки и во многие прибрежные районы Юго-Восточной Азии. Всего число ее жертв оценивают примерно в 12 миллионов человек (для сравнения: эпидемия испанского гриппа, бушевавшая по всему миру в 1918–1920 годах, унесла около 50 миллионов).
Причины и виновные
Чума всегда устрашала своей эгалитарностью. Она разила старых и молодых, богатых и бедных, разрушала привычные социальные иерархии. И всегда оставляла два главных вопроса: что ее вызывает и как от нее защититься? В позднее Средневековье и раннее Новое время, когда чумной мор раз за разом возвращался в Европу, в распоряжении медиков, клириков и обывателей было несколько главных теорий, которые легко сочетались и встраивались друг в друга.
Кара Господня
Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы. Йос Лиферинкс. 1497–1499 годыThe Walters Art Museum
В католических землях главными заступниками от чумы считали святого Себастьяна и святого Роха. Святой Себастьян — раннехристианский мученик, который жил в III веке. По преданию, император Диоклетиан приказал расстрелять его из луков: на тысячах изображений мы видим юношу, привязанного к дереву или колонне и пронзенного тучей стрел. Но он не умер, был спасен и позже принял мученичество. И в греко-римских, и в еврейских текстах чуму, как и другие болезни, нередко описывали с помощью метафоры стрел, которые с небес обрушиваются на людей. Видимо, потому святой Себастьян, переживший расстрел, в Средние века превратился в святого заступника от этого мора.
Алтарь святого Роха. Питер Пауль Рубенс. 1626 годSt-Martinuskerk, Aalst
Зараженный воздух
Доктор Шнабель фон Ром (Доктор Клюв Рима). Гравюра с изображением чумного доктора, выполненная Паулем Фюрстом. После 1656 годаWikimedia Commons
С XIV по XVIII век медики чаще всего утверждали, что чуму вызывает воздух, сделавшийся смертоносным из-за пагубного влияния звезд и комет либо из-за ядовитых миазмов, поднимающихся из глубин земли: от незахороненных трупов или гниющих отбросов. А потому для защиты от болезни требуется очищение атмосферы или сильные запахи, способные перебить чумную отраву.
Джованни Боккаччо в «Декамероне» описывал поведение флорентийцев во время чумы 1348 года. По его словам, некоторые из них гуляли по городу, «держа в руках кто цветы, кто пахучие травы, кто какое другое душистое вещество, которое часто обоняли, полагая полезным освежать мозг такими ароматами, — ибо воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств».
В XVII–XVIII веках одним из главных символов мора стал чумной доктор. Врачи в странных масках с длинным клювом, похожим на птичий, инспектировали улицы зараженных городов. Этот костюм был придуман в 1619 году французским медиком Шарлем де Лормом. Он включал плащ из кожи или пропитанной воском ткани, трость, которой врач мог осматривать больных, не прикасаясь к ним, и маску с застекленными отверстиями для глаз и длинным клювом. Это был своего рода противогаз, который набивали ароматическими веществами, сухими цветами и пахучими травами, призванными защитить от чумных испарений.
Естественно-научные и медицинские теории, касавшиеся чумы, легко сочетались с богословскими. К примеру, можно было сказать, что гневный Господь (причина причин) использует силу небесных тел, отравляющих воздух (вторичные причины), как орудие своего правосудия.
Отравители
Сожжение евреев во время чумы. Миниатюра из рукописи Жиля Ле Мюизи «Antiquitates Flandriae». 1349–1352 годыBibliothèque royale de Belgique
Страх заставлял искать козлов отпущения. Периодически возникали слухи, что чуму намеренно распространяют евреи, прокаженные, колдуны, бродяги, нищие, иностранцы и прочие опасные элементы, которых следует поймать и обезвредить. Несмотря на регулярные предостережения церковных властей, во многих местах после прихода черной смерти обезумевшие жители обвиняли евреев в отравлении колодцев — вспыхивали погромы.
Однако виновниками эпидемии объявляли не только иностранцев и иноверцев. В 1530 году в Женеве был «раскрыт» заговор отравителей, в котором якобы состояли начальник чумного госпиталя, его жена, местный хирург и даже капеллан. Под пыткой они признались, что отдали себя во власть дьявола и он научил их готовить смертоносное зелье. Спустя пятнадцать лет по тому же обвинению женевские власти казнили 39 отравителей. Во время миланской чумы 1630 года женщины обвинили брадобрея Джанджакомо Мору и комиссара общественного здоровья Гильельмо Пьяццу в том, что они специально сеяли мор, вымазывая стены домов зачумленными зельями. Оба были казнены.
Бактерия, изменившая мир
Танец крыс. Фердинанд ван Кессель. Около 1690 годаStädelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie
Настоящий виновник эпидемии — это палочковидная бактерия (бацилла), которая получила название Yersinia pestis. Человек просто случайная жертва, периодически подворачивающаяся ей на фронтах эволюционной борьбы за выживание. В некоторых очагах бактерия дремлет среди своих природных хозяев — грызунов — и лишь время от времени заражает человека.
Еще древние римляне подозревали, что чуму распространяют невидимые глазу «скотинки». Итальянский врач Джироламо Фракасторо в трактате «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) предположил, что болезни, которые сегодня называются инфекционными, могут переноситься какими-то крошечными «семенами». Однако без микроскопа и других достижений науки Нового времени доказать это было нельзя.
Бактерию, которая вызывает чуму, обнаружили в 1894 году во время вспышки эпидемии в Гонконге. Швейцарский и французский бактериолог Александр Йерсен и японский врач Китасато Сибасабуро независимо друг от друга отыскали в тканях больных виновницу страшной болезни. Уже в 1897 году бактериолог и эмидемиолог Владимир (Вальдемар) Хавкин (уроженец Одессы, который в юности эмигрировал в Европу) во время эпидемии в Британской Индии создал первую античумную вакцину.
В природе чумная бактерия живет в организмах зверей, прежде всего грызунов: сурков, сусликов, мышей, крыс… Лишь иногда — через укусы блох (хотя есть и другие пути) — она передается человеку. В средневековой Европе главным распространителем эпидемии были черные крысы. У диких животных симптомы болезни довольно слабые. Домашние мыши и крысы подвержены ей намного больше, а человек и вовсе практически беззащитен.
Механизм заражения чумой до гениального прост и устрашающе эффективен. Когда блоха кусает больное животное, в ее организм попадают бациллы. Они начинают усиленно размножаться и в итоге забивают блохе проход из пищевода в желудок. Кровь, которой она питается, не может туда попасть, блоха все время испытывает чувство голода и, чтобы насытиться, атакует все новых и новых жертв. При укусе она, пытаясь освободиться от бактериальной пробки, отрыгивает в ранку сгусток бактерий, занося в кровь укушенного животного или человека целую армию смертоносных иерсиний.
Зараженные бубонной чумой. Миниатюра из Тоггенбургской Библии. 1411 годKupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin
В зависимости от способа заражения и развития болезни одна и та же бактерия вызывает несколько форм чумы. Самая распространенная из них — бубонная. Попав в кровь, бацилла проникает в лимфатические узлы и начинает там с гигантской скоростью размножаться. Узлы набухают, отвердевают и превращаются в болезненный бубон. Его опасное содержимое инфицирует кровеносную систему, и человек, если не применять современную терапию, с большой вероятностью умирает от общей интоксикации.
Джованни Боккаччо. «Декамерон»
При другом развитии болезни бактерии попадают в легкие. Когда больной кашляет, микроскопические капельки распространяют бесчисленное число бактерий, и избежать заражения уже практически невозможно. Легочная чума выкашивала средневековые города, почти не оставляя выживших. До появления антибиотиков бубонная форма болезни убивала 60–70 % заболевших, а легочная не оставляла шансов на выживание почти никому.
Город в осаде
Вид на ратушу в Марселе во время великой чумы 1720 года. Мишель Серр. 1721 годMusée des Beaux-Arts de Marseille
Иногда кажется, что если опасность не замечать, она пройдет стороной. Во многих городах, когда появлялись первые заболевшие, жители не хотели верить, что чума вновь вернулась. Власти тянули с введением карантина и прочими ограничениями, боясь спровоцировать панику, отрезать город от поставок продовольствия и обрушить его финансы. А вдруг это все-таки не чума? Что, если врачи ошибаются или специально запугивают всех эпидемией, чтобы нажиться за счет сограждан? Вдруг мор минует?
В 1599 году, когда на всем севере Испании бушевала чума, медики Бургоса и Вальядолида, не желая признавать очевидное, ставили уклончивые диагнозы: «Это не совсем чума», «Речь идет о третичной и двойной лихорадке, дифтерии, горячке, колотье в боку, катаре, подагре и подобных болезнях… У некоторых больных есть бубоны, но они легко излечиваются». Увы, многие бубоны не затянулись, и Бургос с Вальядолидом были опустошены. Эпидемия почти всегда «иностранка». Она приходит из чужих земель, а может, даже засылается оттуда. В Лотарингии в 1627 году чуму называли «венгерской», а в 1636 году — «шведской»; в Тулузе в 1630-м — «миланской».
Святой Макарий Гентский причащает во время чумы. Якоб Ван Ост Младший. 1673 годMusée du Louvre
Мор был вдвойне разрушителен: он пожирал не только клетки организма, но и клетки общества. Когда коллективные молебны и крестные ходы не могли умилостивить гневающегося Бога, религиозное усердие сменялось разобщением. Ведь незнакомец, который молится рядом с тобой, рискует стать твоим невольным убийцей. Свидетели эпидемии во Флоренции (1348), Брауншвейге (1509), Лондоне (1664–1665), Марселе (1720), словно под копирку, описывали, как родители бросают заболевших детей, дети бегут от родителей, мужья предают жен, а жены забывают о мужьях. Во время миланской чумы 1630 года некоторые горожане выходили на улицу, вооружившись пистолетом, чтобы никто не рискнул к ним приблизиться. Чума сметала привычный уклад жизни и городской порядок. Почти всегда во время мора ходили слухи о том, что чумные инспекторы грабят дома, а могильщики, чтобы не возвращаться дважды в один и тот же дом, кидают в свои повозки и закапывают еще живых.
«…Бедствие воспитало в сердцах мужчин и женщин такой ужас, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, и нередко жена мужа; более того и невероятнее: отцы и матери избегали навещать своих детей и ходить за ними, как будто то были не их дети. По этой причине мужчинам и женщинам, которые заболевали, а их количества не исчислить, не оставалось другой помощи, кроме милосердия друзей (таковых было немного) или корыстолюбия слуг, привлеченных большим, не по мере, жалованьем; да и тех становилось не много, и были то мужчины и женщины грубого нрава, не привычные к такого рода уходу, ничего другого не умевшие делать, как подавать больным, что требовалось, да присмотреть, когда они кончались; отбывая такую службу, они часто вместе с заработком теряли и жизнь».
Джованни Боккаччо. «Декамерон»
В одних городах священники и врачи, чье предназначение — утешать отчаявшихся и ухаживать за неизлечимыми, бросали церкви и госпитали. В других — оставались, чтобы исполнить свой долг, и умирали вместе с больными и паствой. В Перпиньяне в 1348 году умерло шестеро докторов из восьми, во Флоренции — 78 монахов-кордельеров из 150. В Милане во время эпидемии 1575 года архиепископ Карло Борромео остался в городе и по лазаретам утешал больных. Точно так же спустя 55 лет поступил и его племянник Федерико, тоже ставший архиепископом. Но было и много церковных иерархов, которые бежали от чумы, оставив своих прихожан.
Близость смерти нередко вела к психологическим крайностям: апатия безысходности сменялась безудержным весельем, а траур — разгулом. Раз конец на пороге, нужно успеть насладиться жизнью. Моралисты бичевали современников, предающихся азартным играм и разврату посреди зрелища смерти. А в Париже в 1401 году герцоги Бургундский и Бурбонский создали «двор любви» (cour amoureuse). Это был своего рода клуб или куртуазное сообщество, предназначенное для совместных пиров и литературных упражнений во славу дам. Его цель состояла в том, чтобы в «тяжкое время чумного мора» «проводить время с изяществом и обрести новую радость в жизни».
Укрывшиеся от флорентийской чумы в церкви Санта-Мария-Новелла. Миниатюра Таддео Кривелли к «Декамерону» Джованни Боккаччо. 1467 годBodleian Lipary, Oxford
Для земных радостей можно было подобрать и научное обоснование. Многие медики XVI–XVII веков утверждали, что апатия и страх многократно усиливают риск заражения, и потому прописывали как лекарство умеренные увеселения, музыку и приятное чтение. Порой городские власти в разгар эпидемии даже организовывали народные празднества, чтобы не дать безысходности взять верх над надеждой. Когда чумной мор затухал, многие города охватывала свадебная горячка: люди, потерявшие семьи, спешили пережениться, чтобы забыть об ужасе смерти. По некоторым данным, в Кельне вскоре после чумы 1451 года, унесшей более 20 тысяч человек, было заключено 4 тысячи браков.
«Некоторые полагали, что умеренная жизнь и воздержание от всех излишеств сильно помогают борьбе со злом; собравшись кружками, они жили, отделившись от других, укрываясь и запираясь в домах, где не было больных… они проводили время среди музыки и удовольствий, какие только могли себе доставить. Другие, увлеченные противоположным мнением, утверждали, что много пить и наслаждаться, бродить с песнями и шутками, удовлетворять, по возможности, всякому желанию, смеяться и издеваться над всем, что приключается, — вот вернейшее лекарство против недуга. И как говорили, так по мере сил приводили и в исполнение, днем и ночью странствуя из одной таверны в другую, выпивая без удержу и меры, чаще всего устраивая это в чужих домах, лишь бы прослышали, что там есть нечто им по вкусу и в удовольствие».
Джованни Боккаччо. «Декамерон»
Лондон: от чумы до пожара
Великая чума 1665 годаWikimedia Commons
Как большой европейский город прошел через мор, хорошо видно на примере Лондона. Зимой 1664–1665 годов там началась эпидемия чумы, которую потом назовут Великой. Первые больные появились в нищих портовых кварталах и приходе Сент-Джайлс. Сейчас неподалеку стоит Британский музей, а тогда это был дальний пригород. Однако время было холодное, и болезнь на первых порах почти дремала. Лишь когда потеплело, чума разошлась в полную силу, и все надежды на то, что опасность пройдет стороной, рассеялись как дым.
Чума — регулярная гостья Лондона. На памяти каждого поколения, жившего в XVII веке, была одна или несколько вспышек. В 1603 году она унесла 30 000 человек, в 1625-м — 35 000, в 1636-м — еще 10 000. Однако Великая чума 1664–1666 годов перекрыла их все — на ее счету 70–100 тысяч лондонцев, то есть около 20 % горожан.
В Англию мор обычно приходил с континента через порты, а потом распространялся вдоль торговых путей и по рекам. Инфицированные крысы или блохи, прятавшиеся среди товаров или в складках одежды, перебирались вглубь острова на кораблях или в тюках, сложенных на купеческие повозки.
Современники Великой чумы были убеждены, что ее занесли из Голландии. Оттуда она не уходила уже много лет: в середине 1660-х Лейден и Амстердам потеряли десятки тысяч жителей. Кто-то утверждал, что голландцы, с которыми Англия тогда воевала, специально заслали болезнь на остров.
Когда в 1664 году чума вновь посетила Лондон, власти стали вводить первые меры, призванные затормозить ее распространение. Специальные инспекторы обходили кварталы в поисках заболевших. Пораженные чумой дома было велено заколачивать, чтобы изолировать заразных и не дать мору расползтись по всему городу. Однако число жертв стремительно увеличивалось. В начале 1665 года король Карл II и его двор решили уехать из Лондона и перебрались в Оксфорд. Вместе с ними город покинули многие состоятельные горожане: купцы, юристы, профессора, священники, врачи, аптекари. Стал бежать и простой люд. Одни переезжали в далекие поместья, другие — к родным. Кто-то просто бежал в никуда, лишь бы подальше от зачумленного города. Однако лорд-мэр сэр Джон Лоуренс и члены муниципалитета (aldermen) остались на своих местах.
Бежать или оставаться? Этот вопрос встал перед многими лондонцами, как и другими жертвами эпидемий в других городах и в другие эпохи. Еще в XIV веке Парижский университет советовал бежать от мора cito, longe, tarde — «быстро, далеко и надолго». Однако соседние деревни и городки не всегда горели желанием давать кров опасным беженцам. Часто против них выставляли заслоны, а отдельных путников встречали дубинами или ружейными выстрелами.
Портрет Сэмюэла Пипса. Джон Хейлз. 1666 годNational Portrait Gallery
«Теперь я стал серьезнее обдумывать собственное положение и как мне лучше поступить, а именно: оставаться в Лондоне или запереть дом и спасаться бегством, подобно многим моим соседям.
Я должен был сообразоваться с двумя важными обстоятельствами: с одной стороны, надлежало продолжать вести свое дело и торговлю, довольно значительные, — ведь в них вложено было все мое состояние; с другой стороны, следовало подумать о спасении собственной жизни перед лицом великого бедствия, которое, как я понимал, очевидно, надвигалось на весь город и, как бы ни были велики мои страхи и страхи моих соседей, могло оказаться ужаснее всех возможных ожиданий.
И однажды утром, когда я в очередной раз размышлял обо всем этом, мне вдруг пришла в голову совершенно ясная мысль: если то, что случается с нами, происходит лишь по воле Божией, значит, и все мои неурядицы неспроста; и мне стоит обдумать, не является ли это указанием свыше и не показывает ли совершенно ясно, что Небу угодно, чтобы я никуда не уезжал. И вслед за тем я тут же понял, что, ежели Богу действительно угодно, чтобы я остался, то в Его воле уберечь меня среди свирепствующих вокруг опасностей и смерти…»
Даниэль Дефо. «Дневник чумного года»
Титульный лист первого издания «Дневника чумного города» Даниэля Дефо. Лондон, 1722 годWikimedia Commons
Летом 1665 года эпидемия достигла пика. Газеты публиковали еженедельные сводки о количестве умерших — Bills of Mortality. И цифры росли с пугающей скоростью: одна тысяча, затем две, к сентябрю — семь тысяч в неделю. Кладбища при церквях оказались переполнены, и жертв мора наскоро сбрасывали в общие рвы.
Пытаясь остановить эпидемию, лорд-мэр отдал приказ об уничтожении собак и кошек, которые, как считалось, могли разносить заразу. Однако эффект этой меры был ровно противоположным задуманному, ведь кошки уничтожали крыс, на которых путешествовали зараженные блохи.
Если, как полагали, зараза переносится по воздуху, нужно обезопасить себя с помощью острых запахов и благовоний. На перекрестках улиц было велено разводить костры. Богатые лондонцы жгли серу, ладан, хмель. Бедняки — старые башмаки. Власти рекомендовали, а кое-где даже предписывали курить табак.
Однако главной и единственной эффективной мерой все же была изоляция заболевших или самоизоляция тех, кто еще здоров. Потому с древности во время эпидемий города закрывали, а на пути чужаков выставляли заслоны. В 1377 году в порту Рагуза (сейчас Дубровник) на Адриатическом море были введены меры, призванные защитить город от чумы. Все корабли, прибывавшие из зараженных или потенциально заразных мест, должны были тридцать дней выжидать, прежде чем их команде разрешали сойти на берег. Этот период изоляции назвали trentina (от итальянского слова trenta — «тридцать»).
Для тех, кто прибывал в город по суше, этот период составлял сорок (quaranta) дней. Отсюда пошло слово «карантин». В дальнейшем такие меры распространились и на другие порты. В 1423 году на островке рядом с самой Венецией создали специальную карантинную станцию. Там расположился госпиталь-изолятор для подозрительных приезжих и больных чумой. Поскольку на острове издавна располагалась церковь Святой Марии Назаретской, а одним из небесных защитников зачумленных считали святого Лазаря, это место стало известно как Lazzaretto. Отсюда знакомое нам слово «лазарет».
Внутри городов изолировали отдельные дома, улицы или кварталы. В Лондоне дома, где были зачумленные, запирали и заколачивали снаружи. Чтобы больные не убежали и не множили заразу, у дверей выставляли дозорных. Однако жители регулярно пытались их обмануть и выбраться из вынужденного заточения.
На улицах Лондона во время Великой чумы. 1665 годWellcome Collection
«Сегодня с грустью обнаружил в Друри-Лейн два или три дома с красным крестом на дверях и надписью: „Боже, сжалься над нами“, что явилось для меня зрелищем весьма печальным, ибо прежде я ничего подобного, если мне не изменяет память, не видывал. Тут же стал принюхиваться к себе и вынужден был купить табаку, каковой принялся нюхать и жевать, покуда дурное предчувствие не исчезло».
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
«Вышел ненадолго пройтись — по чести сказать, чтобы пощеголять в новом своем камзоле, и на обратном пути заметил, что дверь дома несчастного доктора Бернетта заколочена. До меня дошел слух, будто он завоевал расположение соседей, ибо сам обнаружил у себя болезнь и заперся по собственной воле, совершив тем самым прекрасный поступок».
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
«Сегодня заканчивается этот печальный месяц — печальный, ибо чума распространилась уже почти по всему королевству. Каждый день приносит все более грустные новости. В Сити на этой неделе умерло 7496 человек, из них от чумы — 6102. Боюсь, однако, что истинное число погибших на этой неделе приближается к 10 000 — отчасти из-за бедняков, которые умирают в таком количестве, что подсчитать число покойников невозможно, а отчасти из-за квакеров и прочих, не желающих, чтобы по ним звонил колокол».
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
31 августа 1665 года
Великая чума в Лондоне. Роберт Поллард. 1665 годWellcome Collection
Отчаяние заставляло людей хвататься за любую соломинку. Лондонцы принялись скупать амулеты против чумной заразы. Повсюду множились чудо-доктора, обещавшие действеннейшие средства, способные предохранить от смертельной болезни и излечить уже заболевших: «безупречные предохранительные пилюли против чумы», «наилучшее укрепляющее средство против нездорового воздуха», «несравненная микстура против чумы, никогда не применявшаяся ранее», «единственно действенная лечебная вода», «королевское противоядие от любых заболеваний».
«Встал и надел цветной шелковый камзол — прекрасная вещь, а также новый завитой парик. Купил его уже довольно давно, но не осмеливался надеть, ибо, когда его покупал, в Вестминстере свирепствовала чума. Любопытно, какова будет мода на парики, когда чума кончится, ведь сейчас никто их не покупает из страха заразиться: ходят слухи, будто для изготовления париков использовали волосы покойников, умерших от чумы».
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
3 сентября 1665 года
«Боже, как пустынны и унылы улицы, как много повсюду несчастных больных — все в струпьях; сколько печальных историй услышал я по пути, только и разговоров: этот умер, этот болен, столько-то покойников здесь, столько-то там. Говорят, в Вестминстере не осталось ни одного врача и всего один аптекарь — умерли все. Есть, однако, надежда, что на этой неделе болезнь пойдет на убыль. Дай-то Бог».
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
16 октября 1665 года
Великий лондонский пожар. Неизвестный художник. 1675 годMuseum of London
«Я с лордом Брукнером и миссис Уильямс в карете, запряженной четверкой лошадей, — в Лондон, в дом моего господина в Ковент-Гардене. Боже, какой фурор произвела въезжающая в город карета! Привратники низко кланяются, со всех сторон сбегаются нищие. Какое счастье видеть, что на улицах вновь полно народу, что начинают открываться лавки, хотя во многих местах, в семи или восьми, все еще заколочено, и все же город ожил по сравнению с тем, каким он был…»
Сэмюэл Пипс. «Дневник»
5 января 1666 года
По известной формуле, которую приписывают Наполеону, каждый французский солдат носит в ранце маршальский жезл. Но в том же ранце часто прятались опасные микроорганизмы, которые вместе с армиями и их обозами преодолевали колоссальные расстояния. Вплоть до Второй мировой самыми массовыми убийцами во время вооруженных конфликтов были не стрелы, пули и ядра, а микробы. За войной по пятам следовали ее вечные спутники — голод и мор. Дороги заполняли толпы солдат, беженцев и торговцев, которые разносили болезни, как почтальон — письма. В 1627–1628 годах, во время кампании по усмирению протестантов, восьмитысячная королевская армия пересекла Францию от Ла-Рошели на побережье Атлантического океана до Монфера, недалеко от современных границ Швейцарии и Италии. Вместе с ней по стране разошлись чумные бациллы. За несколько лет, по оценке, которую приводит французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри, страна лишилась более миллиона подданных.
Эпидемии пользуются дорогами, мостами, кораблями, поездами и самолетами, которые мы создаем, чтобы ускорить коммуникации между городами, регионами, странами или континентами. Хорошим примером служит другая смертоносная инфекция — холера.
Она давно была распространена в Индии. Хотя в XVI веке португальцы создали там свои колонии, до Европы болезнь долго не добиралась. Лишь в первой половине XIX века эпидемии вспыхивают в России, Франции, Англии и даже в Америке. Вероятно, дело было в скорости и интенсивности коммуникаций. Вспышки холеры быстро затухают через несколько недель, если у бактерии заканчиваются новые жертвы. Старинные суда шли очень медленно, и инфекция была не способна пережить морское странствие. Более быстрые корабли, построенные в XIX веке, а в дальнейшем изобретение пароходов и открытие Суэцкого канала, связавшего Индийский океан со Средиземным морем, позволили ей путешествовать с полным комфортом. За прогресс приходится расплачиваться.