что делали скоморохи на руси
Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить
В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.
Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.
Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.
«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс
Откуда взялись и когда появились скоморохи на Руси
Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.
Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги». Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни. Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.
Чем занимались бродячие шуты
Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.
«В костюме скомороха». А. Васнецов
Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.
Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.
Как и почему уничтожили скоморохов
Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна. Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах. Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.
Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали.
Часто можно услышать слово «скоморох», брошенное в сторону чрезмерно весёлых и несерьёзных личностей, как часто мы слышали пословицы и поговорки с упоминанием скоморохов, видели их изображения на картинах. Кем же были эти люди в действительности?
История скоморохов на Руси
Чем занимались скоморохи
Скоморохи развлекают честной люд
Особенности представлений
Представление начиналось с того, что пройдя максимально шумно по главным улицам, зазывая зрителей, скоморохи останавливались на площадях, позволяя толпе себя окружить. На этой импровизированной «сцене» они, под общих хохот толпы, играли различные сценки, часто неприличного характера. Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, среди которых гусли, жалейка, бубен и мн.др. Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы.
Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы.
Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т. ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих «шоу» был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
«Скоморохи на Руси»
Отношение к этому виду искусства у простого люда и у высших сословий в корне отличалось. Если для крестьян и мещан скоморохи всегда были желанными гостями, то церковь и власть всегда были настроены отрицательно. Церковные тексты и вовсе называют скоморохов «бесовскими слухами» за языческие мотивы их песен, нецензурную брань и общий похабный характер действа. Но есть причина, объединяющая церковную и княжескую/царскую власть — сатира, которой пропитаны сюжеты частушек и спектаклей, где отрицательным персонажем, выводившимся на потеху публике, мог быть и жадный поп и глупая знать. Поэтому с XVII столетия начинается активное давление и травля со стороны высших сословий под предлогом асоциальных, бесовских настроений и преступлений, якобы совершаемых странствующими труппами. К петровским временам скоморохов практически не существует. Их начинают заменять профессиональные театры, отдельные уличные представления: бродячие музыканты, актёры, фокусники и укротители медведей.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
Скоморохи на колядках.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Отношение церкви
Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.
В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть. мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657 г.).
Уничтожение скоморошества
Пора и честь знать.
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Перевёрнутый мир скоморохов
Рубрики: | История России/Народные обычаи, традиции, нравы |
Метки: скоморохи история россии народные обычаи народные гуляния
Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям
За что любили и гнали скоморохов на Руси
Жили на Руси такие люди – скоморохи. Они веселили уличную публику, высмеивали людские пороки и не боялись шутить над князьями и царями. В народе их любили, а власти их гнали. Почему и как бродячие артисты снискали себе такое признание?
Некоторые исторические сведения
Бродячих артистов в народе называли весёлыми людьми и игрецами, плясунами и гусельниками, скомрахами и глумцами. Но самым распространённым названием для них было скоморохи.
Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: « Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут ». Известны с 11 в., особую популярность получили в 15–17 вв.
Никто не может точно сказать, откуда взялось и что означает слово «скоморох». Одна версия гласит, что оно пришло на Русь из греческого языка и означает «мастер шутки». А другая утверждает, что оно восходит к индоевропейской группе и первоначально обозначало бродячих музыкантов. Образования от этого слова распространены в европейских языках, и им до сих пор называют комедиантов театров. Сравните: итальянский скарамучча и французский скарамуш – традиционные комические герои пьес.
Церковь никогда не жаловала скоморохов, но, как это ни странно, именно на фресках Софийского собора мы можем найти первое упоминания о них – изображение бродячих музыкантов относится к середине 11 века. К более поздним подтверждениям их деятельности относятся найденные скоморошьи маски (самые древние – от 12 века), записи и рисунки в различных летописях.
Скоморошество существовало на Руси около 7-ми веков. И, возможно, прожило бы ещё дольше, если бы его не «погубила» церковь – сам архиепископ Никон в середине 17 века объявил народных артистов вне закона. Но они ещё почти столетие «кочевали» по городам и весям Руси, и только с 18-ого века традиционные бродячие скоморохи начинают уступать своё место цыганам, а также райкам и балаганам – другому виду народного театра.
Скоморохи были неотъемлемой частью русских праздников. Их звали и на свадьбу, и на крестины, и на различные гуляния, и даже на похороны. Бродячие артисты снискали народное признание тем, что их творчество отражало душу народа. Они не только смеялись да веселились, но и смело говорили на злобу дня: о боярах и царям, о сварливой жене и пьющем муже, о налогах и войне.
Люди всегда любили повеселиться и посмеяться.
И если у нас с вами есть интернет, радио и телевидение, то в предыдущие столетия народ развлекали скоморохи. Их «гастроли», должно быть, становились праздником в деревне. Вообразите, среди скучных и одинаковых будней вдруг появлялись ряженые скоморохи с музыкой и дрессированными животными. В их репертуаре было всё: комедия, сатира, драма, песни и пляски. Они устраивали фокусы, представления с куклами и ручными медведями, наряжались в маски.
А главной фишкой потешников была игра с народом. Комедиант постоянно обращался к толпе, задавал вопросы или искал поддержки, ободрения. Нередко публике предоставляли возможность «рассудить» персонажей, принять непосредственное участие в сценке, самим придумать развитие сюжета. Этим приёмом (игра с залом) до сих пор пользуются в цирке.
Гонения
Если раньше бродячие музыканты ходили небольшими группами, то с 16 века они образовывали «ватаги» до 100 человек. И хотя в народе нет упоминаний об их разбойничьей деятельности, то власть видела в таких объединениях реальную угрозу общественности и порядку. Возможно, на то были основания. Ведь скоморохи зарабатывали на жизнь своим творчеством, а попробуй, прокорми сотню человек, да ещё с ручными медведями!
И если с позицией властей всё понятно, то почему церковь гнала скоморохов, ведь православная вера не запрещает веселье? На самом деле, церковь не имела ничего против празднеств, но она не могла принять некоторые части репертуара потешников.
В первую очередь это та доля кощунственного, глумливого и «непристойного» содержания, что обязательно присутствовала в творчестве скоморохов. Потом, все сценки были проникнуты духом язычества. Потешники иногда наряжались славянскими божествами или нечистью, а иногда выставляли попов на смех. К тому же, они показывали мирскую жизнь простого народа. Скоморохи никогда не воспевали ни религию, ни служение богу, ни попов, ни бояр. Зато героями в их сценках всегда выходили ловкие крестьяне, солдаты, работники. Как подобная «антиагитация» могла понравиться церкви?
За всё это бродячие артисты подвергались всяческим гонениям: телесным наказаниям, конфискацией инструментов, арестами и ссылками. Видные служители церкви называли скоморошьи выступления бесовскими и сатанинскими играми, и призывали народ не звать на праздники скоморохов, и даже не смотреть на их выступления.
Дело дошло до того, что запретили любые музыкальные инструменты даже простым людям. Секретарь голштинского посольства в Московии А. Олеарий в своих сочинениях упоминает о том, как в середине 17 века у москвичей конфисковались «бесовские сосуды», то есть музыкальные инструменты, которые потом сжигались за Москвой рекой.
Постепенно подобные меры сделали своё дело: с 18 столетия традиционное скоморошество перестало существовать. Но за 7 веков бродячие артисты крепко вошли в народную память. Они сформировали традиции уличных театров и народных гуляний, а также сложили множество развесёлых песен, басенок, шуток.
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Цитатник
Все иллюстрации здесь Фасад Великого Храма Абу-Симбела Титульная страница. Египет и Нубия Велик.
Вся живопись здесь Fruit of the Vine Grapes in Vineyard Pattern Bowl Grapes Grapes Cherries &.
Природная достопримечательность Австралии, остров Фрейзер похож на о.
—Ссылки
—Метки
—Приложения
—Видео
—Музыка
—Новости
—неизвестно
—Рубрики
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Скоморохи: история, традиции и интересные факты
С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.
Чем занимались скоморохи
Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками – обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей – часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.
Репертуар и костюмы скоморохов
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь – любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.
Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил – они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.
Уничтожение скоморошества
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество – народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.