что делали с мумиями
Что в Европе почти 1000 лет делали с египетскими мумиями, или Когда проклятие фараонов бессильно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мумие из мумии?
В начале XI века персидская и арабская медицины были «на голову» выше европейской. В Европе это осознавали и вовсю старались перенимать опыт своих восточных коллег. Для этого труды выдающихся медиков переводились и изучались в европейских университетах и коллегиях. Вот только иногда «трудности перевода» становились причиной настоящих исторических казусов.
Однажды к ученым мужам из Университета Салерно (Италия) в руки попал труд известнейшего арабского врачевателя и ученого Ибн Сины, которого в Европе лучше знают по имени Авиценна. В своем трактате, созданном в середине того же XI века, он описал эффективность препарата «мумие», или «мумия» для лечения целого ряда недугов – от тошноты до ушибов, переломов, язв и абсцессов тканей. Однако Авиценна не разъяснил в своем труде природу происхождения этого чудодейственного препарата.
Арабы и персы были прекрасно осведомлены, что «мумия» являлась ничем иным, как природным битумом. В переводе с арабского «мум» означает «воск». Главным источником его было Мертвое море. Европейцы ни о каком битуме не слышали, однако знакомое слово привело их в восторженное возбуждение. Именно тогда переводчики в Салерно и добавили свой первый комментарий.
Звучал он примерно так: «Мумия представляет собой субстанцию, которую можно отыскать в тех краях, где хоронят забальзамированные с алоэ тела». Далее полет фантазии переводчиков описывал, как именно образуется чудодейственное средство. По их утверждению, сок алоэ, смешиваясь с жидкостями из тела, с течением некоторого времени превращался в ту самую целебную «мумию».
Практически все европейские переводчики арабских трудов по медицине, в которых упоминалась «мумия», как под копирку растиражировали способ ее образования в забальзамированном теле. Это стало причиной того, что уже в XIII веке в Европе абсолютно все верили – целительную субстанцию «мумия» можно найти в гробницах на территории Египта. Она обязательно должна была быть черного цвета, вязкой и относительно плотной.
«Мумийный» рынок
В Европе XV века египетские мумии официально признают лекарственным средством. Спрос растет с каждым днем, что провоцирует деятельность расхитителей гробниц. Если раньше они выносили из склепа исключительно золото и драгоценные камни, то теперь забальзамированные тела становятся настоящей драгоценностью.
Самый сильный ущерб терпят относительно свежие, бедные погребения. Как ни странно, в таких усыпальницах действительно обнаруживают битум. Дело в том, что в первых столетиях нашей эры из-за того, что природная смола была в разы дешевле традиционных средств для бальзамирования – камеди и натрового щелока.
Битум отлично впитывался в ткани тела. Он смешивался с ними до такой степени, что порой визуально было невозможно определить, где заканчивалась смола и начинались человеческие останки.
Уже в начале XVI века в Западной Европе формируется специализированный «мумийный» рынок. Поставляемые на него забальзамированные тела делились торговцами на три типа.
1. Mumia vulgaris, или «мумия обыкновенная». Самый дешевый сегмент товара, был доступен практически всем европейцам.
2. Mumia arabus («мумия арабская»). Товар для более состоятельных жителей Старого Света.
3. Mumia cepulchorum, или же «мумия из гробниц». Сейчас бы эти мумии назвали «премиальным сегментом» товара.
Спрос на все 3 вида в Европе неуклонно растет. Наиболее востребованы «правильные» – черные, как уголь, мумии. Египтяне ежедневно раскапывают десятки и сотни гробниц, продавая забальзамированные тела своих предков торговцам мумиями в Каире.
В какой-то момент предложение перестает поспевать за спросом на мумии. Разворачивается подпольная индустрия подделок. Предприимчивые делки организовывают производство мумий из трупов казненных преступников. Сохранились записи доктора Ги де Лафонтена, который в середине 1560-х годов посетил в Каире одного из крупных торговцев мумиями. Египтянин признался французу, что он собственноручно готовит это «целебное средство» и с отвращением удивился, узнав, что европейцы с их изысканным и утонченным вкусом едят «эту гадость».
Зачем европейцы ели мумии
Франциск I – король Франции, перед выездом на охоту всегда брал с собой мешочек с измельченной мумией. Однако со временем как высокопоставленные пациенты, так и их доктора, начинают понимать – средство, приготовленное из мумифицированных тел, не имеет никакого медицинского эффекта.
Один из основателей современной хирургии, и личный доктор 4 французских монархов Амбруаз Паре (1510-1590 гг.), откровенно сознается, что лично несколько сот раз прописывал королям «мумию». Однако ни разу не наблюдал никакого лечебного эффекта этого препарата.
Уже к концу XVII века европейские ученые от скептицизма переходят к откровенным насмешкам над «мумией». Ее рекомендуют разве что, как прикормку на рыбалке. Да и то после того, как порошок из мумии смешать с конопляными или анисовыми семенами. В XVIII веке европейское общество признает, что лечение «мумией» является ничем иным, как обманом и шарлатанством. Однако завоевательный египетский поход Наполеона дает начало новой «мумийной мании» в Европе.
Части мумий, как сувениры в XIX веке
Европа в начале XIX века переживает настоящий бум моды на все египетское. Кроме древних папирусов, украшений и талисманов в виде жуков-скарабеев, самыми дорогими сувенирами становятся мумии. Или их фрагменты. На каирских улицах той поры вовсю торгуют целыми телами, или же их частями.
Путешественники той поры описывают, как возле торговцев стоят огромные корзины с руками и ногами мумий, торчащих из них, будто хлебные багеты. И в этих корзинах в буквальном смысле роются европейские туристы. Самым дорогим и элитным товаром считаются целые мумифицированные тела, найденные в дорогих усыпальницах. А вот наиболее ходовыми сувенирами – головы мумий.
Цена головы египетской мумии вполне приемлема для тогдашнего европейского путешественника – от 10 до 20 египетских пиастров (15-20 нынешних долларов США). Естественно, все эти сувениры везутся в Европу нелегально. При этом практически все знаменитые люди того времени имеют в своей коллекции если не целую мумию, то какой-то ее фрагмент.
Так, популярный писатель Гюстав Флобер на протяжении 30 лет держал на своем столе в рабочем кабинете мумифицированную человеческую ступню. Этот артефакт Флобер добыл в Египте сам, когда в молодые годы (как он сам однажды выразился) «ползал, как червь» по пустынным пещерам.
В Европе уже не ели мумий, однако их превратили в популярное и модное зрелище. Кульминационным моментом многих научных симпозиумов, званых вечеров или же платных шоу-программ стало разматывание бинтов на мумиях. По обыкновению, эта часть программы сопровождалась или же завершалась научной лекцией.
Как мумиями картины рисовали
В 1837 году Джордж Филд – известный английский химик, издает свой трактат о красках и пигментах. В нем ученый в частности пишет, что вряд ли можно добиться чего-то особенного, «размазывая по холсту останки» какого-то египтянина, чем при помощи намного устойчивых и более «приличных» материалов.
Конец арт-каннибализма
Завершением так называемого «арт-каннибализма» с участием мумий в Европе считается июнь 1881 года. Британский художник Эдвард Берн-Джонс вместе с друзьями собрались на ланч в саду. Один из приятелей Эдварда в беседе рассказал, что не так давно ему посчастливилось получить приглашение в мастерскую по производству красок для художников. Там он в последний раз увидит египетскую мумию перед тем, как ее перетрут в коричневый пигмент.
Эдвард Берн-Джонс сначала не поверил этому. Он заявил, что, скорее всего, краска так названа из-за своего сходства с цветом мумий. А не из-за того, что ее действительно делают из человеческих тел. Однако собравшиеся на ланч приятели художника убедили его как раз в обратном. Экспрессивный Берн-Джонс вскочил и помчался в дом. Спустя пару минут он вернулся, держа в руке тюбик художественной краски mummy brown – «мумия коричневый». Художник заявил друзьям, что он желает обеспечить «этому человеку достойное его погребение».
Присутствующим понравилась идея Эдварда – они торжественно выкопали в саду небольшую ямку и с почестями похоронили тюбик краски. В добавок ко всему на «могиле египтянина» 15-летняя дочь Берн-Джонса посадила живые цветы. Так в конце XIX века в Европе закончилось настоящее многовековое проклятие мумий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мумия! Зачем и как на протяжении истории люди мумифицируют людей
Многих из нас занимают такие явления, которые сочетают в себе привлекательное и отталкивающее. Взять, к примеру, мумию: она притягивает своей таинственностью, но в то же время напоминает нам о смерти. Мумия — это и человек, и карикатура на него, она страшна и комична, а потому неотразима. Еще Геродот писал, что персидский царь Камбис, покорив Египет, повелел поскорее открыть для себя древние гробницы, чтобы рассмотреть уцелевшие останки фараонов и вельмож.
История искусственного сохранения тел уходит в глубокую древность. Семь тысяч лет назад на берегу Тихого океана, куда выходит южноамериканская пустыня Атакама, жили оседлые рыболовы. Ученые называют их «чинчорро» по месту первой находки на пляже Чинчорро возле чилийского города Арики. Скромные рыболовы разработали сложнейшую технику для сохранения тел своих покойников.
Процесс состоял из 13 этапов, включавших в себя отрезание и пришивание конечностей и кожи, набивание тела сухими травами и пеплом, сооружение маски и парика.
Собственно, о чинчорро почти ничего больше и не известно: от них остался скромный хозяйственный инвентарь и несколько десятков ни на что не похожих мумий.
В других уголках земного шара человеческие тела высыхали без всякого специального участия. Еще в начале XX века на западе Китая в Таримской впадине, крайне засушливом регионе, исследователи обнаружили могильники с телами, погребенными между XVIII веком до н. э. и II веком н. э. Их сохранность оказалась феноменальной: уцелела и плоть, и одежда. Людей, погребенных в таримских некрополях, никто специально не готовил к загробной жизни (в отличие от чинчорро), но природные условия в этом регионе таковы, что мумии получаются сами собой.
И все же когда мы говорим о мумиях, то чаще всего имеем в виду египетские. Геродот произвел неизгладимое впечатление на своих современников сообщениями о погребальных обычаях египтян. Строго говоря, отец истории описал процесс бальзамирования, то есть подготовки останков к захоронению, причем выделил три разных способа: для очень богатых людей, для зажиточных и для бедняков.
Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности у покойника, и в веществах, которые заливали в полости тела: если для богачей использовалась смесь благовоний, то для крестьян — редечный сок.
При этом бальзамировщики укладывали всех, независимо от уровня достатка, в натровый щелок на 70 дней, а потом возвращали родным — кого обернутым в ткань, а кого просто так. (Эти и другие увлекательные подробности можно прочитать во второй книге «Истории», главки 85–90.)
Геродотовы сведения о бальзамировании наравне с более поздними сообщениями путешественников, видевших мумии в Египте своими глазами, не были забыты в Европе. К ним — в узких кругах, конечно, — относились со вниманием и почтением, но в силу разных причин методику пришлось модифицировать. И цели у исследователей, живших в поздних Средних веках и в эпоху Ренессанса, были иными: их интересовало устройство тела и его физиология — словом, наука. В числе тех, кто экспериментировал с бальзамированием, был, например, Леонардо да Винчи, разработавший собственный рецепт сохранения трупов, в который среди прочего входили скипидар, канифоль, камфора, киноварь и лаванда.
Настоящие успехи в бальзамировании все же были достигнуты в XVII веке, причем в основном в Голландии. Удачливый экспериментатор Фредерик Рюйш изобрел оригинальный рецепт liquor balsamicum, бальзамировочной жидкости, позволивший ему не только хранить, но и экспонировать большую коллекцию анатомических курьезов. Значительное число своих «натуралий» Рюйш продал Петру I, и они стали частью собрания петербургской Кунсткамеры.
К началу XVIII века благодаря скорее химикам, нежели анатомам, бальзамирование в Европе поднялось на новые высоты, и его стали применять не только в научных, но и в ритуальных целях: например, для долгих церемоний прощания с умершими монархами, а к середине следующего столетия — уже и для подготовки к похоронам всех желающих. Но бальзамирование и мумифицирование — это все же разные процессы, и наибольшие успехи в мумификации были достигнуты вновь анатомом, а не химиком. Сицилиец по имени Джузеппе Транкина разработал оригинальный метод сохранения трупов, не требовавший извлечения внутренностей.
Палермский анатом закачивал в сонную артерию растворы соединений мышьяка и киновари. Через семь месяцев в его распоряжении была готовая мумия.
Способ Транкины был опробован Раймондо Барсанти в Ливорно на трупе заключенного городской тюрьмы по имени Гаэтано Арриги, и опыт завершился успешно. Мумия до 2005 года использовалась на лекциях по анатомии в стенах ливорнского госпиталя, а сейчас она — экспонат анатомического музея в Пизе.
Рецепт Джузеппе Транкины заинтересовал еще одного жителя Палермо — химика и бальзамировщика Альфредо Салафию. Но Салафия улучшил технику своего предшественника, и, хотя секрет его состава долго оставался неизвестен, широкой публике хорошо знаком результат экспериментов — мумия маленькой девочки по имени Розалия Ломбардо. Она умерла от воспаления легких в 1920 году, и безутешный отец обратился к Салафии с просьбой сохранить ее тело.
«Самая красивая мумия» и по сей день находится в катакомбах капуцинов в Палермо.
Это место замечательно тем, что тела умерших неплохо сохраняются там сами из-за удачного сочетания сухости и температуры. Но еще в XVII веке монахи-капуцины разработали собственную методику подготовки тел, и в результате в катакомбах можно своими глазами видеть сто- и двухсотлетние останки палермских дворян, клира и видных горожан.
Новые и новейшие методы мумифицирования — это, конечно, хорошо, но изучение старых тоже никто не отменял. Британский химик Стивен Бакли, изучавший в начале 2000-х останки представителей египетской XVIII династии (то есть Тутанхамона и его родственников), обнаружил на рентгеновских снимках нескольких мумий необычные отложения солей в виде снежинок. Бакли предположил, что это — результат бальзамирования в ванне с соляным раствором определенного состава и концентрации. Он провел несколько десятков успешных экспериментов с тушами свиней, добившись роста кристаллических «снежинок» внутри тканей.
В 2009 году группа исследователей дала объявление в британских газетах. Желающим предлагали завещать свои тела науке, чтобы ученые мумифицировали их по древнеегипетскому методу, восстановленному Стивеном Бакли. Желающий нашелся ровно один: его звали Алан Биллис, он работал таксистом в городке Торки в графстве Девон, и у него был рак легких.
Биллис умер в январе 2011 года, и его бренное тело преодолело все стадии подготовки к загробной жизни, которые проходили три с половиной тысячи лет почившие египетские фараоны.
Процесс был снят на камеру, впоследствии вышел документальный фильм под названием «Мумификация Алана: последняя тайна Египта». Картину показали на канале Channel 4, а мумия находится теперь в медицинском музее Королевского колледжа Лондона.
История Алана Биллиса — это уникальный эксперимент, выполненный ради науки.
В США, в Юте, есть организация, которая предлагает коммерческую мумификацию в древнеегипетском стиле всем желающим достичь некоего возвышенного духовного состояния.
Организация называется Summum (от лат. summum bonum — «высшее благо»). Это современная эзотерическая группа, заимствующая принципы у древних гностиков и новых герменевтиков, вроде авторов «Кибалиона». В Summum используют современные технологии, включая полимеризацию, и не скрывают стоимость процесса — 67 000 долларов. Мумифицировать можно и любимое домашнее животное, если что. Сколько человек уже воспользовалось этими услугами, неизвестно.
Напоследок нельзя не вспомнить о самомумификации. Ее практиковали японские монахи-аскеты в XI–XIX веках. Их целью было умерщвление не только духа, но и плоти: монахи отказывались от злаков, бобов и мяса, переходили на орехи, коренья, листья, хвойные иголки и древесную кору. Постепенно они прекращали есть и то немногое, что позволялось обетами, и в конце концов умирали от истощения.
Благодаря специфической диете с большим количеством дубильных веществ, а также напитку из ядовитого сока лакового дерева тела монахов не только усыхали, но и мумифицировались изнутри.
Найдены 24 такие мумии, некоторые из них до сих пор показывают в монастырях. И все же не пытайтесь повторить это дома.
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.