что делали с гонцом принесшим плохую весть
Покарать гонца
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Shoot the Messenger. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — В старину, если гонец приносил плохую новость — ему отрубали голову! — А если хорошую? — А если хорошую — прибивали ещё одну… В старину во многих культурах был обычай: гонец, принесший дурную весть, был по определению смертником — адресат казнил гонца, «чтобы умилостивить грозных богов, наславших то несчастье, о котором рассказал гонец». Обычай ушел в прошлое, но какой-нибудь грозный деятель нет-нет да сорвёт злость на вестнике… Правила злого Властелина такую традицию не одобряют: хороших посыльных не так уж и много. К тому же любитель казнить гонцов скоро обнаружит, что вести ему просто не доставляют или врут, чтобы успокоить. А проблемы-то никуда не деваются… А в особо тяжёлых случаях адресат-неадекват, будучи в сильном стрессе, агрессивно набрасывается даже на того, кто принёс добрую весть. Чтобы этого не случалось, иногда гонец учится преподносить плохие новости по-хорошему. Инверсия: в Древнем Египте богов благодарили, принося в жертву именно гонца, принесшего добрую весть (который, по их представлениям, отправлялся в рай к богам). Кроме того, в некоторых культурах гонцом отправляли как раз представителя проштрафившегося клана или подразделения, так что его казнили не за то, что принёс весть, а в качестве реального наказания за провал. СодержаниеПримеры [ править ]Мифология и фольклор [ править ]Театр [ править ]Бельзенор. Принять с почестями этого человека. Он несёт дурные вести. Перс. Разве дурным вестям подобают почести? Бельзенор. Слушай меня, о невежественный перс, и учись. В Египте гонца с добрыми вестями приносят в жертву богам – как благодарный дар; но ни один бог не примет крови посланца зла. Когда мы посылаем хорошую весть, мы вкладываем её в уста самого негодного раба. Дурные вести несёт благородный юноша, который желает отличиться. Несущий благую вестьВ старинные времена у многих народов существовал обычай – гонца, приносившего плохую весть, казнили. Есть много объяснений этому не гуманному поступку. Это понятно – жестокость требует оправдания. Одно из самых распространенных мнений на этот счет гласит о том, что эта жертва должна была остановить развитие нежелательных событий. Смягчить приговор небес, иначе говоря. Лукавили древние. Я думаю, что казнь гонца, принесшего плохую весть – это всего лишь желание проигнорировать очевидное. Поставить свои амбиции выше «Приговора Небес». Добиться своего, во что бы то ни стало. Но теперь все это, слава Б-гу, дела давно минувших дней. В том смысле, что ушел в прошлое этот варварский обычай. Возможно, по той причине, что человечество стало намного милосерднее, а может из-за того, что плохие вести разносятся теперь средствами связи. Но во всем остальном, на мой взгляд, человечество абсолютно не изменилось. Я имею в виду, что не изменилось представление о том, что, игнорируя нежелательные послания, можно направить ход событий к желаемому результату. Речь идет о событиях масштабных. Таких, как поражение армии в решающем военном сражении, крушение грандиозных планов по расширению пределов государства, усиление влияния в мире. Именно они могут оказать влияние на ход истории, и одновременно с этим прославить или опозорить того, кто строил эти планы. Мне могут возразить тем, что давно закончились все эти «Крестовые» и прочие походы. Это в древние времена, амбиции правителей были направлены на завоевание мира, подчинение себе других народов. А сегодня и время не то, и амбиции не те. То, что изменилось с тех пор – это только форма реализации планов. Зачем завоевывать кого-то, чтобы потом нести ответственность за другой народ – это пережитки прошлого. Вот установить такой мировой порядок, который соответствует моему мировоззрению и моему самомнению – это другое дело. А самомнение тех, кто наделен властью над народом, может разрастись до опасных размеров – когда превосходство над другими народами видится им как право, данное Свыше, от самого Создателя. И это действительно опасно. И, в первую очередь, для всего мира. Ведь если вспомнить историю, то самые великие злодеяния совершались от имени Всевышнего. Не будем уходить в далекие времена, которые не сохранились в нашей памяти и могут вызвать разногласия в суждениях, Вспомним, что было написано на пряжках ремней немецких солдат Вермахта – «С нами Бог». Это была страшная Мировая Война. Но до ее начала уже появился посланник, который предупреждал свой народ и весь мир о приближающейся катастрофе. И не просто предупреждал, а подробно доказывал ее неизбежность. Правда, мир ему не поверил, а в своем народе он прослыл паникером и опасным для общины человеком. И был, практически, изгнан из той страны, которая стала впоследствии местом катастрофы общины, не поверившей ему – Евреев из Польши. Это каббалист Бааль Сулам – хозяин лестницы, в переводе. Эта лестница необычная – восхождение к постижению замысла творения. Но так назвали его понимающие в этом люди, с них и спрос. Этот человек считал своим долгом предупредить о приближающейся катастрофе и наше поколение. И по этой причине оставил нам знание о природе человека, бездумное использование которой грозит нам неисчислимыми бедствиями. Итак, давайте познакомимся с основным свойством, данным нам от природы. Это наше ощущение своей индивидуальности, уникальности, значимости по отношению к себе подобным – свойство единственности, которое присутствует в каждом из нас в большей или меньшей степени. И вот что пишет о нем Бааль Сулам в статье «Мир в мире». «ДЕЙСТВИЕ СВОЙСТВА ЕДИНСТВЕННОСТИ В ЭГОИЗМЕ – РАЗРУШЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ» «… В нем заложен высокий, красивый и величественный смысл, поскольку свойство это дано нам прямо от Творца – единственного, являющегося корнем всех творений. Вместе с тем, когда ощущение единственности соединяется с нашим узким эгоизмом, действие его становится разрушительным. Оно стало источником всех несчастий мира, как произошедших, так и будущих. Нет ни одного человека в мире, свободного от этого свойства, а все отличия между людьми определяются лишь способами его использования: для удовлетворения сердечной страсти, достижения богатства, власти или почета. Этим творения и различаются между собой. Однако все творения мира схожи в том, что каждый стремится использовать всех остальных ради собственной выгоды, применяя все имеющиеся в его распоряжении средства и совершенно не учитывая, что он строит свое благополучие на разрушении достояния ближнего. И неважно, какие оправдания каждый придумывает для себя, так как «желание руководит мыслью», а не «мысль – желанием». И еще дело в том, что насколько человек более развит и исключителен – настолько больше и острее он ощущает свою единственность». И если у кого-то на этот счет есть сомнения, то сегодняшнее состояние мира и взаимоотношения между странами – убедительнее любых доказательств правоты мудреца. Чем отличается гонец от посланника Свыше? Гонец приносит вести своему хозяину. Посланник Свыше приносит предупреждение и знания на благо всему человечеству. Наш выбор: либо считать, что эти знания – благая весть, посланная нам Свыше, призывающая осознать свое невежество и задуматься над своим будущим. Либо проигнорировать послание и следовать слепо дальше зову своей природы. До очередной катастрофы. Что делали с гонцом принесшим плохую вестьЧто делали в Древнем Риме за плохую весть? рим весть Да, отрубали голову да, только Древняя Греция да? спасибо) буду знать) В древнем Риме за плохую весть ничего не делали. В отличие от восточных шахиншахов и раджей, в древнем Риме хорошо понимали, что гонец не виноват в плохой вести, которую он принес. Ничего подобного. Вы перепутали древний Рим с древней Персией. Или с Индией. Ах, да, древняя Греция Древняя Греция, я ошиблась. Отрубали голову. Не знаю. Я слышал, что где-то древние народы отрубали гонцу голову. Сейчас в России похожая ситуация. Виноват тот, кто озвучивает проблему. Исследование: гонцов, приносящих плохие вести, и правда не любятДаже если они не имеют никакого отношения к сути негативного сообщения Нам всем знакома эта сцена из фильма: нервному адьютанту приходится сообщить плохие новости своему мерзкому боссу, он запинается и постоянно извиняется. На секунду кажется, что с ним все будет в порядке — пока босс не оборачивается и не казнит его. Но оказывается, что эта склонность «казнить гонца» живет не только в кино или книгах. Новая статья в Journal of Experimental Psychology: General продемонстрировала, что мы с неприязнью относимся к тем, кто сообщает плохие новости — даже когда эти люди просто невинные посланники. Предыдущие исследования уже показали, что мы часто формируем неблагосклонное мнение о людях, которые негативно отзываются о нас. Но это может быть оправдано: например, рецензент мог быть несправедлив по отношению к нам. Лесли Джон и его коллеги из Гарвардского университета решили пойти дальше и выяснить, как мы относимся к тем, кто просто приносит плохие новости и явно не в ответе за содержание сообщений, которыми делятся. В ходе 11 экспериментов команда наблюдала за реакцией людей, которым кто-то сообщал плохие или хорошие новости, или которые это воображали. В последующих исследованиях команда пыталась выяснить, что именно заставляло людей «казнить гонца». Эффект, казалось, относился только к тем, кто сообщал новости, не затрагивая других присутствующих. В одном сценарии, например, участники представляли себе посещение больницы, где они узнавали либо хорошие, либо плохие новости о злокачественности биопсии кожи. В сценарии участвовали две медсестры, одна из которых сообщала результаты, а другая лишь согласовывала следующий визит. Медсестру, принесшую новости, участники оценивали как менее симпатичную только в том случае, когда результаты были плохими. Команда также обнаружила, что эффект проявляется сильнее в ситуациях, когда плохие новости оказываются неожиданными или имеют меньше смысла. В другом сценарии участники представляли, что находятся в аэропорту и их рейс задерживается на три часа. Половине участников сообщили, что рейсы будут отправляться в порядке очереди, а остальным сказали, что какой-то другой самолет занял место их рейса в графике вылета. В последней ситуации (которая, как пишут авторы, «нарушает общепринятые убеждения о том, что мир справедлив, предсказуем и понятен») участники выставили сотруднику-посланцу особенно низкий рейтинг. И еще несколько экспериментов показали: люди обвиняют посланника потому, что верят, что у него есть гнусные мотивы — даже если это не имеет логического смысла. У одной группы был шанс выиграть 50 центов, если бы они правильно угадали, четное или нечетное количество слов будет в главном заголовке Wall Street Journal следующего дня. На следующий день те, кто услышал от девушки-исследователя, что они не угадали, не просто оценили ее как менее симпатичную — они также посчитали, будто бы исследовательница надеялась, что они ошибутся, хотя у нее явно не было никакого контроля над ситуацией. В целом исследования показывают, что желание «казнить гонца» на самом деле определяет поведение людей в повседневных ситуациях. Кажется, это происходит по ряду причин, в том числе из-за желания разобраться в негативных или неожиданных ситуациях, а также из-за тенденции ошибочно приписывать посланникам злостные мотивы. Хотя исследователи сконцентрировались на «симпатичности» посланника, они добавляют, что участники выносят и другие негативные суждения. Например, одно из исследований показало: люди также считают, что «посланцы» менее компетентны. Авторы утверждают, что эти тенденции усложняют жизнь как посланнику, так и получателю. Сообщение плохих новостей — само по себе трудная задача, а то, что человека при этом воспринимают негативно, только все усложняет. А поскольку люди не хотят принимать советы от тех, кто им не нравится, они могут упустить важную помощь. Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей. Несущий благую вестьВ старинные времена у многих народов существовал обычай – гонца, приносившего плохую весть, казнили. Есть много объяснений этому не гуманному поступку. Это понятно – жестокость требует оправдания. Одно из самых распространенных мнений на этот счет гласит о том, что эта жертва должна была остановить развитие нежелательных событий. Смягчить приговор небес, иначе говоря. Лукавили древние. Я думаю, что казнь гонца, принесшего плохую весть – это всего лишь желание проигнорировать очевидное. Поставить свои амбиции выше «Приговора Небес». Добиться своего, во что бы то ни стало. Но теперь все это, слава Б-гу, дела давно минувших дней. В том смысле, что ушел в прошлое этот варварский обычай. Возможно, по той причине, что человечество стало намного милосерднее, а может из-за того, что плохие вести разносятся теперь средствами связи. Но во всем остальном, на мой взгляд, человечество абсолютно не изменилось. Я имею в виду, что не изменилось представление о том, что, игнорируя нежелательные послания, можно направить ход событий к желаемому результату. Речь идет о событиях масштабных. Таких, как поражение армии в решающем военном сражении, крушение грандиозных планов по расширению пределов государства, усиление влияния в мире. Именно они могут оказать влияние на ход истории, и одновременно с этим прославить или опозорить того, кто строил эти планы. Мне могут возразить тем, что давно закончились все эти «Крестовые» и прочие походы. Это в древние времена, амбиции правителей были направлены на завоевание мира, подчинение себе других народов. А сегодня и время не то, и амбиции не те. То, что изменилось с тех пор – это только форма реализации планов. Зачем завоевывать кого-то, чтобы потом нести ответственность за другой народ – это пережитки прошлого. Вот установить такой мировой порядок, который соответствует моему мировоззрению и моему самомнению – это другое дело. А самомнение тех, кто наделен властью над народом, может разрастись до опасных размеров – когда превосходство над другими народами видится им как право, данное Свыше, от самого Создателя. И это действительно опасно. И, в первую очередь, для всего мира. Ведь если вспомнить историю, то самые великие злодеяния совершались от имени Всевышнего. Не будем уходить в далекие времена, которые не сохранились в нашей памяти и могут вызвать разногласия в суждениях, Вспомним, что было написано на пряжках ремней немецких солдат Вермахта – «С нами Бог». Это была страшная Мировая Война. Но до ее начала уже появился посланник, который предупреждал свой народ и весь мир о приближающейся катастрофе. И не просто предупреждал, а подробно доказывал ее неизбежность. Правда, мир ему не поверил, а в своем народе он прослыл паникером и опасным для общины человеком. И был, практически, изгнан из той страны, которая стала впоследствии местом катастрофы общины, не поверившей ему – Евреев из Польши. Это каббалист Бааль Сулам – хозяин лестницы, в переводе. Эта лестница необычная – восхождение к постижению замысла творения. Но так назвали его понимающие в этом люди, с них и спрос. Этот человек считал своим долгом предупредить о приближающейся катастрофе и наше поколение. И по этой причине оставил нам знание о природе человека, бездумное использование которой грозит нам неисчислимыми бедствиями. Итак, давайте познакомимся с основным свойством, данным нам от природы. Это наше ощущение своей индивидуальности, уникальности, значимости по отношению к себе подобным – свойство единственности, которое присутствует в каждом из нас в большей или меньшей степени. И вот что пишет о нем Бааль Сулам в статье «Мир в мире». «ДЕЙСТВИЕ СВОЙСТВА ЕДИНСТВЕННОСТИ В ЭГОИЗМЕ – РАЗРУШЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ»«… В нем заложен высокий, красивый и величественный смысл, поскольку свойство это дано нам прямо от Творца – единственного, являющегося корнем всех творений. Вместе с тем, когда ощущение единственности соединяется с нашим узким эгоизмом, действие его становится разрушительным. Оно стало источником всех несчастий мира, как произошедших, так и будущих. Нет ни одного человека в мире, свободного от этого свойства, а все отличия между людьми определяются лишь способами его использования: для удовлетворения сердечной страсти, достижения богатства, власти или почета. Этим творения и различаются между собой. Однако все творения мира схожи в том, что каждый стремится использовать всех остальных ради собственной выгоды, применяя все имеющиеся в его распоряжении средства и совершенно не учитывая, что он строит свое благополучие на разрушении достояния ближнего. И неважно, какие оправдания каждый придумывает для себя, так как «желание руководит мыслью», а не «мысль – желанием». И еще дело в том, что насколько человек более развит и исключителен – настолько больше и острее он ощущает свою единственность». И если у кого-то на этот счет есть сомнения, то сегодняшнее состояние мира и взаимоотношения между странами – убедительнее любых доказательств правоты мудреца. Чем отличается гонец от посланника Свыше? Гонец приносит вести своему хозяину. Посланник Свыше приносит предупреждение и знания на благо всему человечеству. Наш выбор: либо считать, что эти знания – благая весть, посланная нам Свыше, призывающая осознать свое невежество и задуматься над своим будущим. Либо проигнорировать послание и следовать слепо дальше зову своей природы. До очередной катастрофы.
|