что делали евреи в египте
Что делали евреи в египте
Древние книги говорят, что Авраам был свободным и хорошо обеспеченным человеком. Но как получилось, что спустя некоторое время его потомки вдруг очутились в египетском рабстве, понимают немногие. Однако все эти события происходили, следуя определенной логической цепочке.
Несмотря на значительный промежуток между нынешним временем и происходившими в древности событиями, авторитетные исследователи еврейской истории утверждают, что жизнь Авраама приходилась на период расцвета группы кочевых племен хапиру. Подтверждением тому являются документальные свидетельства, обнаруженные при изучении древних артефактов, найденных учеными на территории различных ближневосточных государств.
Согласно современным расчетам, данные события происходили в XVIII-XV веках до н.э. В Книге Бытия о них довольно подробно рассказывается. Примерно в XVII веке до н. э. власть в египетском царстве перешла из рук местных правителей к представителям пришлого народа гиксосов. Сейчас уже невозможно точно установить местность, из которой они пришли в Египет. Однако учитывая, что фараоны из их династической линии именовались «царями-пастухами», можно предположить, что это был кочевой народ, обитавший где-то в сирийских степях. Будучи кочевниками, они ради дополнительной выгоды регулярно совершали рейды на египетские земли.
Угроза от таких разбойников для Египта была настолько значительной, что ради своей защиты египтяне практически через весь Суэцкий перешеек протянули каменную стену. Однако даже она не помогла. Когда в какой-то момент центральная власть в стране ослабла, гиксосы сумели даже свергнуть туземного правителя и посадить на место фараона своего человека. Понятно, что смена власти отметилась проявлениями дикого варварства, но после стабилизации ситуации гиксосовсие правители стали мало чем отличаться от своих египетских предшественников. Очень скоро им понадобились грамотные люди, и вот здесь-то и появился правнук Авраама Иосиф.
Книга Бытия гласит, что он появился в Египте при фараоне Апапи II. Такое в мировой истории случается крайне нечасто, когда малоизвестный человек из низов на государственном поприще начинает делать стремительную карьеру. Однако фараон пастушеской династии имел свою точку зрения на власть. Будучи в Египте пришлым человеком, он старался всецело поддерживать и продвигать по служебной лестнице представителей иноземного происхождения. По всей видимости, Иосиф оказался очень грамотным царедворцем, потому что спустя некоторое время он стал при фараоне первым министром, фактически заняв место главного правителя страны, оставив за фараоном только номинальную власть.
Вслед за Иосифом в Египте появился и его отец Иаков со всем остальным многочисленным семейством (всего 67 человек). Апапи II, благоволивший к инородцам, желая видеть в их лице в случае необходимости верных союзников, предложил еврейским переселенцам земли в одном из богатейших районов страны – регионе Гесем. Освоившись на новых территориях, еврейская диаспора начала усиленно размножаться, причем такими темпами, что это стало раздражать местное население. Рано или поздно это должно было вылиться в конфликт, и он действительно произошел.
В Фивах зародилось движение, направленное против гиксосов. Двинувшись около 1550 года до н.э. в столицу, коренные египтяне изгнали потомков пришлых кочевников, усадив на трон представителей собственной XVII-й династии. Для иудеев это стало переломным моментом, ведь новые правители при полной поддержке коренного населения начали отменять все вольности и привилегии еврейской диаспоры. По отношению к евреям начала устанавливаться система угнетения, при которой они постепенно низводились до уровня рабов. Иудеев стали привлекать к самым непрестижным и опасным работам, в которых коренные египтяне предпочитали не принимать участия: в каменоломнях, на рытье каналов, перекачке воды из Нила в оросительные системы, изготовлении кирпичей и извести для строек.
Видя, что даже столь драконовские меры не приносят должного результата, и евреи в Египте продолжают жить и увеличивать свою численность, очередной фараон издал новое еще более бесчеловечное повеление: убивать всех родившихся в еврейских семьях мальчиков. По своей сути, данный закон мало чем отличался от более близких по времени законов периода Холокоста. И к глухому ропоту работавших до изнурения еврейских мужчин добавились стенания и плач еврейских женщин, у которых отбирали их собственных детей. Но именно в этот момент Всевышний дал евреям Моисея, указавшего путь народу Израиля к свободе.
Как древние евреи покоряли Египет. Реферат
ЕВРЕЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (Продолжение).
1.Когда и где появились евреи.
На бескрайних просторах океана клеветы,
зовущегося «историей», одна волна, даже
большая, значения не имеет.
Арнолд М
Как-то в сети встретилось утверждение, что правильно говорить не о еврейском Исходе во главе с Моисеем из Египта, считающимся согласно традиции, выдающимся событием в жизни народа, а именно об изгнании евреев. Поскольку утверждалось это человеком, имеющим гуманитарное университетское образование, можно было предположить, что такова версия официальной историографии.
Во всяком случае, российской, бывшей советской, в чем пришлось убедиться, ознакомившись с отношением к этому моменту истории многих российских историков. Будучи по профессии далеко не историком, и основываясь на еврейском традиционном толковании, придерживался альтернативной версии.
После ознакомления с некоторыми историческими сочинениями, из которых стало ясно, что вообще нет полной ясности в рассматриваемой проблематике. Разные историки излагают свои версии, подчас противоречивые между собой и, зачастую, субъективные.
Так или иначе, у меня сложилась своя, хотя и, по-видимому, дилетантская, но близкая еврейскому самосознанию, т.е. отражающая именно еврейскую позицию на свою историю, версия, которую счел необходимым изложить в настоящем реферате.
Более убедительной для меня оказалась именно альтернативная версия. И дело не только в том, был ли Исход, или было изгнание, из официальной, ортодоксальной историографии мы не получим ответ на целый ряд других, очень важных с точки зрения еврейской индетификации вопросов. А ведь очень важно разобраться, с чего начиналась еврейская нация, каковы ее корни?
Но как на этот вопрос отвечают представители официозной историографии? К примеру, украинский историк Виталий Чавун пишет: «То, что в Библии указано на исход евреев из Египта, не говорит о том, что из Египта выходили именно Евреи.
Это говорит лишь о том, что какая то часть из будущих двенадцати колен израилевых (ставшие впоследствии Евреями) пришли на юг Ханаана из Египта после их изгнания оттуда, самоназвание «евреи» относится только к 10 веку до н.э.»
Приводится, с целью опровержения, цитата из «Еврейской электронной Энциклопедии»: «Попытки некоторых ученых, следуя Флавию, отнести исход евреев из Египта к периоду изгнания оттуда гиксосов оказались несостоятельными». С одной стороны, создается впечатление, что вроде как с содержанием цитаты историк соглашается, и даже приводится веское обоснование.
Но затем, на закуску, следует второе: «А поскольку народ (нация, национальность) является социально-культурным конгломератом, то логически неверными являются вообще попытки искать евреев (носителей конкретной культуры) там, где ее не было».
И выясняется, что историк твердо придерживается догматической позиции, согласно которой, хотя Исход и был, а вот евреев еще не было в помине. А не правильней ли говорить, с точки зрения строгого научного подхода, что, хотя в тот период еще не было сформировавшейся нации, но вот этническое еврейское сообщество, объединенное общим происхождением, языком, уже начало зарождаться?
Были, или не были евреи в тот период, на этот вопрос некоторые историки отвечают в зависимости от своей идеологической позиции по отношению к евреям. Неистребимый, впитанный с молоком матери и подкрепленный советскими идеологемами антисемитизм, дает себя знать даже при рассмотрении проблем древней истории. В этом плане показательно сочинение упомянутого выше Владимира Миронова под кричащим названием «Иго гиксосов. Иудеев в Египте».
Читаем: «Манефон … вполне определенно отождествлял некий народ, покоривший Египет, убивавший вождей страны, сжигавший города и разрушавший храмы Египта, с будущими обитателями Иудеи и основателями Иерусалима». Значит, были таки евреи в Египте, и как во все времена, действуя в соответствии с протоколами «сионистских мудрецов» и замыслами международного заговора, пакостили мирным народам.
К тому же, по версии Миронова, это были полудикие, малокультурные племена пастухов, азиаты, в культурном плане стоявшие по сравнению с африканским Египтом на более низком уровне развития. «Гиксосы восприняли нравы и многие обычаи египтян, ибо те стояли на более высокой ступени цивилизации, чем эти семиты – «пастухи» (в Книге Бытия в гл. 46, ст. 34 сказано: «…мерзость для египтян всякий пастух овец».
Если согласиться с Мироновым и прочими его единомышленникам по поводу полудиких племен, то любопытно, как бы они ответили на такой вопрос: каким образом малочисленные по сравнению с многими народами потомки этих «полудиких, малокультурных племен пастухов, азиатов, в культурном плане стоявших по сравнению с имевшим, якобы, тысячелетнюю фору африканским Египтом на «более низком уровне развития», смогли, явив миру неповторимый ни одним народом исторический феномен, внести вклад в мировую культуру, цивилизацию, многократно превосходящий не только вклад, который дал миру Египет, но и весь более чем трехсотмиллионный арабский мир? Без обычных в таких случаях юдофобских выкрутасов ответить на этот вопрос он не смог бы.
А вот историк Пол Джонсон все ставит на свои места по поводу «полудиких племен» и прочих неясных моментов начальной еврейской истории.
Безо всякой идеологии и предвзятости, как это сплошь и рядом имеет место, он подходит к вопросу, были ли в тот начальный период евреи, или не были, и какие они были. Имея ввиду, в том числе и тех еврейских предков, кто еще только двигались к Египту, историк пишет: «Эти люди, которые двигались из Месопотамии в сторону Средиземноморья, говорили на западносемитских языках, одним из которых является иврит.
Определенная группа их в месопотамских табличках и настенных надписях именовалась либо иероглифом «са-газ», либо Хапиру (Хабиру). Египетские источники позднего бронзового века также упоминают Абиру, или Хабиру…» И далее, существенная цитата, опровергающая наполненное шовинистическим ядом высказывание Миронова о якобы «диких пастухах»:
«Культура хабиру была выше, чем у большинства кочевых племен. В результате именно потому, что их трудно было классифицировать, они озадачивали и раздражали консервативные власти Египта, и не только Египта».
Очевидно, из этих начальных, зародышевых форм со времени вывелись мировая чума зловещего, позорящего человечество уродства – всеохватного исторического антисемитизма.
И далее читаем Джонсона: «Все эти западносемитские группы, направлявшиеся в землю Ханаанскую, (и далее, со временем, в Египет – Г.Р.) имели в действительности общие корни и находились во взаимном родстве; у них были общие воспоминания, предания и почитаемые предки.
Важным является то обстоятельство, что библейский Иаков-Израиль четко ассоциируется с временем, когда израильтяне впервые стали осознавать свою сущность, но в пределах племенной структуры, которая была для них дорогой стариной.
Принятие Иаковом имени Израиль (или Изра-эль) знаменует момент, когда Бог Авраама укореняется в Земле Ханаанской и идентифицируется с израильтянами – потомками Иакова, после чего ему вскоре предстоит стать всемогущим Яхве, монотеистическим богом».
Здесь недвусмысленно говорится, вопреки распространенным ксенофобским догмам, о начальном, задолго до египетского периода, возможно, зачаточном этапе формирования еврейского этноса.
Такого рода догмы дают о себе знать и на современном этапе развития языка современных евреев, в качестве инструмента в которых применяется идеология ненавистнического антисионизма.
В книге, написанной на базе рукописи докторской диссертации В.И. Матвеева, подготовленной к защите в Академии Наук в Москве в 1991 году, автор в русле антисионистской идеологии, обвинения в «политизации языка иврит», пытается раскрыть тему языкового поведения и проблем (само)идентификации еврейского народа.
Основной задачей своего исследования автор видит в том, чтобы, ни много, ни мало, «рассеять миф об иврите как «национальном языке» «всемирной еврейской нации» и проиллюстрировать процесс формирования уникальной новой этнорелигиозной общности в современном Израиле.
В предисловии к книге откровенно признается: «На фоне краха политики классического политического сионизма, В.И. Матвеев на фактическом материале разоблачает сионистский миф о «мировом/всемирном еврейском языке» и «всемирной еврейской нации» в контексте несостоятельных попыток сионистов поставить этот язык на один уровень с такими литературными общепризнанными языками, как английский, русский, арабский, китайский, французский…».
В переводе на простой человеческий язык это означает, что не признается право на существование единого еврейского народа и его языка, как равноправного члена мирового сообщества.
Ничтоже сумняшеся, претендент на доктора лингвистики, откровенно выдавая свои и прочих антисемитов вожделения, пишет (1991год): «Во многом искусственный характер современного иврита, оказывающего тонкое влияние на формирование новой израильской нации (т.е., получается, на его взгляд, тоже искусственной –Г.Р.) в раскалываемом массовыми социальными протестами и противоречиями Израиле, «сворачивание» которого аналитики американских спецслужб прогнозируют к 2025 году».
Рассматривая реалии нынешнего дня, по прошествии четверти века после этого «прогноза», видя, как Израиль постоянно набирает свою экономическую и военную мощь, а враги сдуваются на глазах, можно только посмеяться над такого рода давно вышедшем в тираж архаичным стереотипам советского периода, над этим горе-пророчеством, даже если сюда приплетены некие американские горе-аналитики.
Исход: как все было на самом деле?
Вопрос о том, насколько история об Исходе евреев из Египта соответствует реальности, беспокоит умы ученых последние несколько сотен лет. Мы решили ответить на 7 самых популярных вопросов
1. Как евреи оказались в Египте?
Все началось с того, что около 1700 года до н.э. Египет завоевали племена гиксосов – семитских кочевников. Страна фараонов находилась в то время в состоянии разрухи и раздиралась междоусобицами. Поэтому боевые отряды азиатов легко завладели Дельтой и установили там свою власть. Иосиф Флавий в своих сочинениях приводит рассказ египетского жреца Манефона об этом завоевании: «Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли…»
Гиксосские фараоны правили около ста лет. Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли «проклятыми» и «прокаженными». По-видимому, к этому времени относится возвышение Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.
Но в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, их крепость Аварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. Центром ее стал город Фивы. Успешные походы фараонов в Нубию, Палестину, Сирию и даже на Евфрат приводят к созданию египетской Империи. Все это время кланы Сынов Израилевых живут в области Гесем на востоке Дельты, где мстительные египтяне обращают их в рабов.
2. Кто был злым фараоном?
Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, который и сделал евреев государственными рабами. Призвание же Моисея произошло при его преемнике Мернептахе. Впрочем, вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно библейской Книге Царств, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине. Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, «земли Раамсес», т.е. в Дельте. По-видимому, цифра 480 – округленное священное число (40 – срок испытаний, помноженное на 12 – число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела Мернептаха, открытая в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами ХIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки:
Враги повергнуты и просят пощады,
Ливия опустошена, Хатта присмирела,
Ханаан пленен со всем своим злом,
Захвачен Аскалон, Гезер полонен,
Племя Израиля обезлюдело,
Семени его больше не стало.
3. Могла ли дочь фараона спасти младенца?
Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.
Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.
Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами – об этом свидетельствуют их египетские имена.
Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиоплянки» в качестве жены Моисея.
4. Были ли «10 Казней египетских» на самом деле?
В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.
Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть «губителя» – демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход «губителя» не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.
5. Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?
Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними. Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.
Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.
6. Расступалось ли Красное море?
Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф – «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).
7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?
В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана – ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна. Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири. Да знает царь: я не могу послать каравана к царю. Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».
Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.
По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.
Египетское рабство
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Египетское рабство — годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова — евреи — со временем стали рабами фараона. Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше). В память этого события установлен еврейский праздник Песах.
Оглавление
Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов [↑]
Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.
Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.
До смерти Леви, последнего из братьев, умершего в возрасте 137 лет, настоящего порабощения еще не было. Фактически, египтяне сначала заставили евреев работать уговорами и посулами. Евреи работали вместе с египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон в начале таскал на спине кирпичи вместе со всеми. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы были добровольно-принудительными, евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им.
К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.
Начал фараон с того, что вменил евреям в обязанность строить для него города-хранилища, а вернее — перестраивать для этих целей уже существовавшие города Питом и Рамсес. Работа евреев в Египте вошла в поговорку. Когда идет речь об изнуряющем, тяжком труде, говорят «аводат парех». Тора словосочетанием «аводат парех» называет ту работу, которой заставляли заниматься евреев.
Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.
Слово «парех» содержит намек на «пэ рах» — мягкие уста. Ведь с мягких увещеваний началось порабощение. Сначала фараон объявил: «Каждый, кто изготовит кирпич, получит столько-то». И евреи трудились, не разгибая спины, чтобы побольше заработать. Тогда Фараон сделал следующее объявление: «Урочное же число кирпичей, какое они делали вчера и третьего дня, наложите на них, не убавляйте от него…» (Шмот 5, 8). Теперь им не только денег не платили — им даже соломы не давали для изготовления кирпичей. Их обязали самим собирать солому, а норму выработки оставили прежней. И не дай Б-г сделать хоть на один кирпич меньше — вместо кирпича в стену вмуруют младенца… (Раши на Санхедрин 101 б).
Аарон и Моше [↑]
Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.
За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).
Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.
Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.
Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).
Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.
Сколько длилось рабство? [↑]
В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества праотцу Аврааму (Берешит 15:13) время заключения Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и поработят их, и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12:40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И в третий раз (в Шмот 12:41): «И было, в конце 430 лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской».
Комментаторы по-разному подходят к расчёту количества лет египетского рабства. Независимо от способа подсчета лет, неоспоримо то, что было дано пророчество о 400 годах рабства, а по сути, в Египте евреи провели 210 лет. Вс-вышний обещал Аврааму, что четвертое поколение возвратится в Землю Израиля, и так оно было: «Считай поколения (от) него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю (Израиля)» (Раши на 16 пасук 15 главы Берешит).
Зачем было нужно евреям египетское рабство? [↑]
Как любое событие в еврейской истории, египетское изгнание было частью Б-жественного плана. Приведем более подробно то, что было предсказано нашему праотцу Аврааму. Там Тора говорит так: «И сказал (Вс-вышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и поработят их, и и будут угнетаемы 400 лет. И так же народ, которым они будут порабощены, буду судить Я, а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).
Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.
Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.
В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.
Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.
В трактате Недарим (32а) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.
Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы. С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот», это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.
Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.
Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.
Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто — ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни — иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец: существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.