что делали дети раньше
Эволюция воспитания детей (как было в СССР, и как теперь)
С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Удивление наших бабушек, адресованное некоторым моментам воспитания детей в настоящее время – с этим сталкивались очень многие. К тому же сейчас чуть ли не каждый год появляются новые книги, каким-то образом, пропагандирующие особый стиль воспитания, якобы чреватый гениальностью подрастающего ребенка, отсутствием конфликтов с ним и, в целом, всеобщим благополучием молодой семьи. Но речь пойдет не об этом, а о более-менее классическом воспитании, которое всё же меняется.
Приоритеты тогда и сейчас разнятся очень во многом. Елена, 47 лет: «Когда я была в детском саду, я очень плохо ела. Моя бабушка приходила к детскому саду перед обедом, подзывала воспитательницу и просила накормить меня во что бы то ни стало. В итоге во время тихого часа я сидела и мучилась над тарелкой. А когда меня вели в сад, я уже чувствовала запах молока, и возникало ощущение, что жизнь закончена!».
Пожалуй, сейчас это неистовое желание накормить ребенка во что бы то ни стало уже не так актуально. Аня, 24 года: «Мой ребенок ходит в детский сад. Я знаю, она плохо ест, также знаю, что со здоровьем всё хорошо, но ломается, как и очень многие дети. Я не хочу, чтобы её заставляли кушать. Поэтому предупредила воспитательниц в детском саду относиться к ней лояльнее. Не думаю, что сидение перед миской супа два часа принесет пользу». Карина, 23 года: «Мои родители всегда пытаются заставить дочку скушать побольше, но я не разделяю их взгляды. Есть через силу – это не правильно. К тому же я знаю, что у неё нормальный вес, хотя она и худенькая».
В эгалитарной семье роль социализации заключается в том, чтобы предоставить ребенку все возможности для самореализации. Авторитет старшего поколения существует, но не является настолько «всеобъемлющим». Особое внимание уделяется формированию самостоятельности, ответственности.
Пожалуй, одной из наиболее весомых и заметных целей воспитания в настоящее время является выработка способности критического отношения и критической оценки. Речь идет не о критике всего и вся, а об умении оценить что-либо и кого-либо самостоятельно. Таким образом, с развитием подобной системы восприятия окружающего, существование стопроцентных авторитетов становится маловозможным. Например, если 40 лет назад, дети в младших классах безоговорочно воспринимали слова учителя как единственно правильные, то в настоящее время критика со стороны детей вполне возможна (опять-таки, не обязательно открытое высказывание несогласия).
Екатерина, 30 лет: «Мне важно, чтобы ребенок уважал и слушал учителей, но при этом имел собственное мнение. И если я вижу, что ребенок приходит из школы и говорит какую-то глупость со слов учительницы, я объясняю ему, в чем учительница не права». Лариса, 40 лет: «Раньше дети в младших классах учились у одного учителя в школе, но сейчас тенденция такова, что ребенок зачастую ходит и к репетитору, и на танцы, и в еще какие-то кружки и так далее, поэтому тем более для меня важно следить за тем, чему его учат и как».
Говоря о роли в воспитании детей детских садов и школ, нужно отметить, что её важность в советские времена стала результатом исторического развития Советского союза. Революция повлекла за собой не только изменения в обществе в целом, но и в семье в частности. Началось разрушение прежней формы семьи, а новые идеологические ценности ориентировали на отказ от семейной собственности, наследства, умаление роли отношений внутри семьи. На первый план вышло понятие «всеобщего равенства и братства», а вместе с тем появилось понятие «общественного воспитания», т.е. роль школ и т.п. стала признаваться чрезмерно важной. И на протяжении очень долгого периода времени одним из основных принципов советской семьи оставалась эта важность общественного воспитания. Так, например, даже в конце 80-х гг., детский участковый врач настаивал на том, что ребенок отстанет в развитии, если его не отдать в детский сад!
Маша, 27 лет: «Прогресс берет своё. Как бы я ни старалась воспитывать ребенка так же, как моя бабушка воспитывала меня, это практически не возможно. Мой ребенок не ходит в сад, но я понимаю, что в первом классе он всё равно наберется много того, чему я его не учила, от своих сверстников». Можно привести еще массу примеров, демонстрирующих различия взглядов на воспитание детей «тогда» и «сейчас». Сложно говорить о том, какой стиль воспитания вернее, так как лет 50 назад существовавшие нормы воспитания считались самыми лучшими и верными, так же, как и нынешние нормы. Любое время диктует свои правила. Однако, самым весом преимуществом наших дней является свобода выбора в стиле воспитания детей, наличие различной информации для молодых родителей и отсутствие «диктатуры» государства (по сравнению с советским периодом). Поэтому, в итоге, всё зависит от родителей ребенка, от их сознательности и готовности относиться к воспитанию маленького человека с полной отдачей и серьёзностью.
Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рождение, и почему девочек пеленали в отцовскую рубаху
Например, сегодня уже мало кто крепко пеленает младенцев, как это делали еще 20-30 лет назад. А в древности за пеленанием следили пристально, считая, что оно убережет ребенка от неправильного развития. При этом для пеленок использовались только старые тряпки, лучше всего чтобы это была одежда родителей. Во многих областях считалось, что идеально подойдет рубаха отца. Завернутый в нее ребенок был защищен от злых сил. Поэтому и мальчиков и девочек пеленали в чистую, но поношенную (а, значит, мягкую) одежду.
Но так делали не везде. В некоторых районах позволялось использовать мужскую рубаху только для мальчика, а женскую только для девочки. Говорили, что если нарушить это правило, то девочка будет бесплодной, а мальчик слабым и глупым.
Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью
И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой. В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл.
В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.
Что такое крикса и как колыбель защищала от нечисти
Но иногда даже все эти ухищрения не помогали, и ребенок заходился плачем, часто просыпался. Тогда говорили, что это проделки криксы. По преданиям это было противное и злобное существо, бороться с которым можно было, читая заговоры. «Крикса, крикса, уходи из дома, иди в темный лес, на высокую гору, оставь в покое нашего малыша». Не только крикса могла беспокоить ребенка, был еще так называемый зыбочник. Он пугал и мучил новорожденного. Чтобы зыбочник не мешал спокойствию ребеночка, запрещалось качать пустую колыбель, а если младенца вынимали, то люльку прикрывали одеялом.
Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»
Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.
Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать. Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».
Чему учили мальчиков и девочек, и кто такие пестуньи
Девочки начинали заниматься домашней работой лет в шесть. Их учили прясть, ухаживать за домашней птицей, в 7 лет они начинали красиво вышивать, а когда маленькой работнице исполнялось десять, она уже умела доить корову, ухаживать за младшими братьями и сестрами, тщательно мыть полы и посуду, гладить белье, стирать.
Когда же наступало двенадцатилетие, девочки имели право стать нянькой, так называемый пестуньей. Это была не просто работа, а оплачиваемый труд. Пестунью нанимали обычно на время страды, когда с детьми некому было остаться. Стоимость услуг могла достигать 5 рублей. Иногда расплачивались продуктами и вещами, например могли отсыпать несколько пудов муки, или выдать большой отрез для пошива платья, расплатиться яблоками и картошкой. Когда надобность в пестунье отпадала, хозяева делали большой пирог с капустой и дарили маленькой няньке со словами «держи пирог, а няньку за порог».
Кому-то это покажется диким, но так называемое суррогатное материнство существовало издревле. Первое упоминание о нём восходит ко временам Плутарха.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что делали дети раньше
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что умела 10-летняя крестьянская девочка в Российской Империи
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.
«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.
Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
Уборка в доме
В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.
Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Сделаны в СССР: дети, которые жевали гудрон, прыгали с крыш и грели градусники
В моем советском детстве родители были все время на работе, ну, кроме выходных, конечно. Они уходили рано утром и приходили вечером. После этого готовили ужин, проверяли уроки и спрашивали, как дела.
И ты отвечала, что все хорошо, старательно пряча за спину правую руку. Потому что там был неплохой такой ожог. Просто ты прочитала накануне «Таинственный остров» Жюль Верна и решила проверить, как можно из свинца сделать что-то полезное. Пошла за тир, набрала сплющенных пулек, сложила их в консервную банку и поставила в костер, чтобы они расплавились и свинец можно было бы влить в форму из глины. Хотелось получить красивый шарик, но что-то пошло не так и горячий металл пролился на руку (у меня там до сих пор шрам). Говорить о такой мелочи маме и папе? Не смешите! Поплевать на подорожник, прилепить его на руку и бежать дальше!
Дома была еда, само собой, но у многих была заботливая бабушка (или мама, которая сидела в декрете со вторым ребенком), которая могла и не отпустить больше гулять. Поэтому крики под окнами были в порядке вещей: «Мааааамааааа, а можно я еще погуляююююю? Я есть еще не хочууууу. »
Хотели, конечно. Поэтому в ход шли зеленые яблоки, абрикосы, трава (такая свежая зеленая молочная серединка), сирень, цветки акации, жареные лягушки и голуби, «уха» из мальков, наловленных в речке-вонючке (на воде оттуда же), тыреная с поля кукуруза на костре, и, конечно, упоительная смола с яблонь, вишен. На худой конец в качестве жвачки черный-пречерный гудрон со стройки (надеюсь, мои дети это не читают). Я жила на морском побережье, поэтому под рукой всегда были мидии и рапаны. Когда все были побогаче и удавалось вынести из дома незаметно картошку, то ее пекли на углях – и не было еды вкусней!
Каждый третий ребенок в СССР попробовал прыгнуть с крыши сарая/гаража/недостроя с зонтиком в снег или кучу листьев. Большинство удачно, просто понимали потом, что снег и листья это вообще не мягко, отбитая задница еще какое-то время напоминали об этом. Некоторым не повезло: переломы рук и ног, сломанный позвоночник, скрытая арматура, пробившая все тело навылет.
Опять же вот, кто не крутил «солнышко» на качелях? Не перелезал через забор, оставив на нем значительную часть юбки или брюк, а то и часть попы? Не ел зубную пасту «Ягодка»? Не переходил вброд сбивающую с ног речку? Не делал леденцы из сахара в ложке (о, сколько шрамов у нас осталось)? Не бросал с крыши «капитошки» из шариков, наполненных водой? Не варил сгущенку до взрыва банки? Не брал голыми руками стекловату на стройке? Не делал чертиков из капельниц, найденных на свалке у больницы?
Самострелы заряжали все, что приходилось под руку: от гороха и фасоли – до камешков и заточенных гвоздей. Удивительно, что среди поколения СССР так много людей с двумя глазами.
Для самых умных, богатых и отчаянных в магазинах продавался большой набор «Юный химик» для учителей. Почему богатых? Потому что стоил он то ли 10, то ли аж 15 рублей. Зато набор химикатов в нем был прекрасен и позволял шалить не по-детски. Например, калий можно было кидать на лед, он тогда прыгал по катку вместе с теми, кто катался на коньках. Хуже был натрий: он сначала во льду проедал дырку, а потом, насобирав водорода, взрывался вместе с кусками льда. Фигуристы были счастливы, как вы понимаете.
Нынешние дети знают, что ртуть – это опасно. Мы не знали. Поэтому разбившийся градусник был счастьем: ведь можно собрать шарики ртути в один большой и им играть втайне от родителей.
И вообще, развлечений, способных серьезно укоротить жизнь, было очень много. Вот, например, истории наших читателей.
Ксения: Мы в Казахстане дразнили верблюдов, которые паслись прямо под нашей пятиэтажной. Они знатно плевались жвачкой. В лицо тому, кто дразнил.
Этель: А мы все взрывали: магний с марганцем, бертолетова соль, бикфордовы шнуры и йодистый аммоний. Последний, хм. даже поразительно, что руки целы.
Marina: Я лет в 8 на спор пугала соседей в подьезде, выскакивая из-за двери. Ну и получила портфелем по голове от перепуганного мужика. Интеллигент, даже не матерился, просто махнул.
Maria: Засунула в исследовательских целях горящую настольную лампу в ведро с водой
Валерий: Нас очень занимала химия. Помнится, садишься в трамвай, насыпаешь кучку селитры, наливаешь перекиси водорода, и выходишь, а вагон в дыму полностью.
Галина: Играя в прятки, забежали с друзьями в подвал, а там стояла бочка с красивыми голубыми кристаллами. Мы решили, что это типа сахара крашеного, паски посыпать. Набрали в карманы, потом сидели ели, но хорошо, что несладкий был, много не съели. Медный купорос это был.
Оксана: Из самого безумного, наверное, фабричная труба! Мы насмотрелись про Краснодон и молодогвардейцев, как они туда флаг цепляли, и решили близлежащую к Новому году мишурой украсить. Ну залезть несложно было, в принципе (учитывая, что у всех там работали родители и мы территорию знали, как облупленную). Но вот наверху. Когда внизу бегает охрана, маленькая-маленькая, под тобой предательски скрипят скобки-ступеньки, это абзац. Держусь крепко и думаю: «Шарик, я тебя поздравляю, ты балбес!». Сроднилась с ней буквально, а оно никак не слазится. Охранник залез и снял.
Юлия: Я помню про вонючки из дерьма, накрытые газетой. Их подкладывали перед дверью вредных соседей.
Ирина: Как-то с брательником нашли экран от лампового телевизора – большой такой осколок. Справедливо рассудили, что скользить будет классно, пошли на нем кататься с горки. Ну что могу сказать – скользил он и правда клево, а шрам у меня на попе до сих пор есть. Что сказала бабушка, увидев внучков, за которыми тянулся кровавый след – я вам не процитирую.
Наташа: Мы бегали купаться на озеро без родителей, ходили в лес за школу смотреть на «психа» (там дядька снимал штаны и показывал нам все, что попросишь), воровали со стройки стекловату, спускались в строительные котлованы. А еще внезапно перебегали через дорогу перед машинами, была у нас такая игра. Да, машин в нашем селе было мало, и да, они ездили в семидесятых годах медленно. Но блин! Потом надо было, конечно, быстро драпать с места преступления, иначе надавали бы по шее.
Томчик: Пила пертусин, уж очень на пепси похож был. Ревит кушали сразу всю баночку 100 драже.А мама моя рассказывала, как с подругой (им было по 5-6лет) кормили ее младшую сестру 2-2,5 года вишневыми конфетками. Конфетки были сделаны собственноручно. Косточка вишневая вынималась, а козья какашка вставлялась. Все живы здоровы, у сестры уже внуки взрослые.
Ірина: В 11 лет я залезла на памятник Ленину. Ну как памятник, бюст. Соскользнула с лысины Ильича, упала и сломала руку.
Светлана: В детском саду подбила детей макать в унитаз конфеты и сосать их. А ещё пить из горшков. Капец!
Alexander: Забравшись на вербу взяться за тоненькую веточку возле самой вершины и после её «отклеивания» лететь вниз головой наблюдая вращение веток. Зацепиться за последний сук и уже потом мягко шмякнуться на землю. Ощутить возврат сознания и подняться как ни в чём не бывало.
Елена: В новой джинсовой юбке — по тем временам вообще немыслимая и непонятная вещь, а мне лет 7 было. лезла через забор и повисла на нем, разорвав юбку сзади, напоролась на заборный кол и висела, пока соседи не сняли. )))
Tamarа: Была слишком здоровая в детстве. Почти не болела. Как-то зимой очень захотелось побыть дома. На улице сугробы – снимаю сапоги, мочу ноги в ледяной воде под краном во дворе. Для верного эффекта хожу в мокрых колготках босиком по снегу. Надеваю сапоги на все мокрое и гуляю дальше. Не, не заболела. Той зимой, кажется, не чихнула даже.
И самый главный прикол, который даже можно в будущем продемонстрировать своим детям.
Людмила: Когда жила на Севере, постоянно пробовала морозные качели языком и меня отливали горячей водой. Маме кричали люди: «Иди быстрей, там твоя снова приклеилась!»
Самое последнее признание. Не экстремальное, но душевное. У нас в детстве, в лесу была старая печь буржуйка, в которой мы кремировали мертвых хомячков и попугайчиков. Очень горевали при этом и хоронили потом останки с гимнами и цветами.
И знаете, что самое странное, когда все это вспоминаешь?
Мы классно провели время и остались в живых. Но пусть наши дети, пожалуйста, так не рискуют, да?