что делала в лесу дагни
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Выбор наиболее удачных названий частей.
а). Беседа с элементами пересказа.
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
б). Работа с выставкой рисунков.
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
а). Обобщающая беседа.
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Что делала в лесу дагни
Рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками» переносит читателя в мир творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. Эта лирическая новелла о прекрасном подарке для трудолюбивой дочери лесника погружает нас в мир музыки, природы, вдохновения и любви.
Произошло ли всё именно так в действительности, теперь уже, пожалуй, не скажет никто. Но и никто не сможет поспорить с тем, что литературный портрет композитора вполне достоверен, а влияние искусства даже на самые неискушённые сердца необъятно и способно изменить всю дальнейшую жизнь.
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…
Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с сияющими зелёными глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.
«Спасибо!» – говорит она, сама ещё не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на солнце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»
Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.
Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол.
Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Источник: К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Демонстрационный материал: портрет писателя, портрет композитора Э.Грига, иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига «Утро», «Песня Сольвейг»,корзина с еловыми шишками.
«Волшебник и великий музыкант» (эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский
I. Организационный момент
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на примере рассказа «Корзина с еловыми шишками» попробуем в конце урока ответить на вопрос » Чем же должен жить человек»?
-Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова? Кому они посвящены?
II. Проверка домашнего задания
-О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о Григе?
Что говорят нам слова первого ряда: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. (Место действия рассказа)
-Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс (герои рассказа).
-На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)
1. Встреча в осеннем лесу. | 1. Встреча Грига с девочкой Дагни в лесу. |
2. Композитор пишет музыку. | 2. В доме композитора Грига. |
3. Дагни у тётушки Магды. | 3. Дагни приезжает в город к родственникам. |
4. Подарок для Дагни | 4. Дагни в театре и на концерте. |
III. Работа над анализом рассказа.
Анализ 1 части рассказа.
-Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?
-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту)
-Почему автор так поэтично описывает осень в лесу? (Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её почувствовали.)
-Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?
Выразительное чтение диалога Дагни и композитора (по ролям)
Что в разговоре самое главное? (Композитор захотел сделать подарок)
О каком подарке идёи речь в диалоге?
-Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы можем догадаться, она понравилась Григу.
-Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)
-Что надеялась получить Дагни в подарок?
Анализ второй части рассказа
-О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?
-Какое сравнение использует автор?
-Что было украшением дома?
Музыку не передать словами. Но в чём мастерство писателя? (Он использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.
Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже на стихотворение? (Автор использует олицетворения: зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая.)
-Зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор должен черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он в произведениях отражает всю окружающую жизнь)
-О чём была написанная Григом музыка?(прочитайте предложение, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни?
-Кто был первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем услышать как композитор рисует природу, как меняется музыка(Звучит грамзапись «Утро» Э.Григ)
-Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.(«Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.»
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Беседа по вопросам 3 части рассказа.
Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она стала?
-Что можно сказать о родственниках девочки? Что было особенного в комнате тётушки Магды?
Анализ 4 части рассказа.
-Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)
Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)
-В какой необычной обстановке проходил концерт?
-Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?
Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыки? (Звучит музыка.)
-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)
-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость,восторг, сожаление?
Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
IV. Обобщающая беседа.
Чем вам понравилась музыка Грига?(Она прекрасна, потому что композитор прославлял свою отчизну, обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека: его мужество, верность и чистоту.
-Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)
-Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)
-О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь
— Можно ли слова «Волшебник и великий музыкант» отнести к К.Г.Паустовскому?
Ученики, говоря свои отзывы о рассказе, наполняют корзину еловыми шишками.
VII. Домашнее задание.
Оформить рассказ в читательский дневник. Составить вопросы викторины по тексту для развития наблюдательности при чтении.
-Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Рекомендация книг для внеклассного чтения. (Представление учителем книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и хороших поступках людей.)
Дополнительные задания (вопросы викторины.)
-В каком месте рассказа названа страна, где происходят события?
-Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?
-Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?
-Какой секрет девичьей красоты подсказал добрый дядюшка Нильс?