что делала боярская дума
Боярская дума
Боярская дума являлась продолжением и развитием княжеской думы X–XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века.
Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».
Историк Степан Веселовский писал:
Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства — на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.
Боярская дума просуществовала до начала XVIII века. В 1711 царь Пётр I создал новый орган государственного управления — Сенат.
БОЯРСКАЯ ДУМА
Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.
В Древнерусском государстве X – начале XII вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») решались религиозные вопросы (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылке для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания), законодательные вопросы. Дума (совет) участвовала в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежало (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним, участвовала в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его «светлых бояр». Также Думе выступала в роли высшего судебного органа. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Строго регламента таких собраний неизвестно.
В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.
Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.
Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.
Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.
Компетенции думы
Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили».
Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.
В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г.). Дума участвовала в принятии важнейших законов и внешней политики. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. На заседаниях Думы вершился суд над государевыми «изменниками» и многое другое.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный «общегосударственный» орган власти берет на себя основные функции по руководству и контролю над приказами. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.
Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены «ответных комиссий» должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.
Состав думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.
С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.
Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.
Во главе важнейших приказов— Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными «секретарями» Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.
В крупных походах большой полк обычно возглавлял «первый» думный боярин (в конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он выступал как главнокомандующий армией. Но военная власть «первого» боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его «двор» (царская гвардия), во главе которого стояли «дворовые воеводы», обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание «дворового воеводы» прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и «промышлять» ратным делом вместе с «дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.
Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.
Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).
При этом с Боярской Думой царь советовался по всем важнейшим вопросам. Хотя и при Алексее Михайловиче, и при Федоре Алексеевиче число именных указов значительно превосходило количество царских указов с боярским приговором, основные законодательные акты и решения все равно проходили через Боярскую думу. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Другой тенденцией стало то, что большинство решений принимались узким кругом приближенных советников – Ближней думой.
В конце XVII в. значение Боярской Думы стало падать, заседания проходили все реже, уменьшается численный состав (48 человек в 1713 г.). Боярская Дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было специального указа о ликвидации Думы. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург заседания прекратились. Также Петр I перестал «сказывать боярство», т.е. пополнять состав думы, и постепенная естественная убыль привела к ее исчезновению. Кроме того царем в 1711 г. был создан Сенат, фактически взявший на себя функции Боярской Думы.
Общее понятие
Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.
В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:
Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.
Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.
В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.
Состав участников
В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:
Только представители первой категории могли стать членами Думы в России или советниками князей, введенных бояр по-другому именовали «большими». Переход в такой класс давал чин и право на поступление в состав совета.
Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.
В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.
В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.
Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.
Появление канцелярии
Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.
Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.
Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.
При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:
Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.
Порядок деятельности
Члены собрания заседали не всегда. Полные совещания проходили в важных случаях, например, при созыве общегосударственного высшего сословия, при этом Боярская дума составляла часть Земского собора. Заседания думского совета проходили в государском дворце, на «Верху» или в Золотой Палате. По времени собрание занимало от 1 до 6 часов.
Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.
Во время отъезда из Москвы государь брал с собой часть Думы, но несколько сотрудников учреждения оставались на месте для решения дел города. Эта комиссия принимала сообщения от разных приказов и выносила определение только по делам малой важности. Остальные в виде доклада доставлялись царю и решались им вместе с сопутствующим составом бояр.
Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.
Полномочия по закону
Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.
Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.
Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.
Причины неординарных решений:
Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.
Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.
Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.
Исторические вехи
Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.
После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.
При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.
Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.
Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.
Что делала Боярская дума на Руси
Совет, в который входили мудрые старцы, родовитые купцы и княжеские дружинники появился при дворе царя всея Руси гораздо раньше, чем его стали называть «Боярской думой». Окончательно свое значение и иерархические деления сей политический орган получил к XV веку. Дума не была абсолютно самостоятельной, однако серьезно влияла на решения многих русских государей.
Кто из бояр родовитее
Технология назначения в Думу или «сказывание» думного чина сформировалось в XVI веке. Как и в Палате лордов, возникшей в Великобритании в это же время, титул пэра, как и боярского думца, передавался по наследству. К тому времени на Руси была составлена официальная родословная книга «Государев родословец».
В нее была внесена поименная опись всех основных русских аристократических родов по поколениям. Перечисленные в этом документе семьи стали называть родословными. Именно эта книга позволяла четко определить не только кто достоин «сказывания» в Думу, но и обозначала старшинство, то есть превосходство одного боярина из знатного рода перед другим при распределении должностей.
Династийная иерархия была важна не только для получения государственной службы, но и просто для рассадки в Думе и даже на царских пирах. Оказаться на лавке похуже и подальше от царя, то есть не на своем месте и не отстоять его, считалось позором для всего рода.
Кто ещё заседал в Боярской думе
Родовитые бояре, заседавшие в Думе, являлись высшим думным чином. Следом шли окольничие, возглавлявшие полки и дипломатические миссии, дворецкие, занимавшиеся составлением дворцовых приказов, существовали еще казначеи, отвечающие за государственные финансы, стряпчие, хранившие ключи от думских палат, ловчие, организовавшие царскую охоту и поиски беглых преступников, печатники, хранившие царские печати, и многие другие, технические чины.
«. Государь, подумав о сем с боярами. »
Так при Иоанне III ни один акт государственной деятельности не совершался без Боярской думы и даже его женитьба на Софье Палеолог была «. подумана с митрополитом (. ) и бояры. » Иван Грозный, искренне ненавидящий бояр, не мог упразднить Думу, но весьма искусно уничтожал ее самых активных членов.
Царь Федор Романов сжег все разрядные книги Боярской думы и этим отменил местничество, но Дума еще функционировала.
Пётр I, построив на Неве новую столицу, перенес в нее все администрирование государства, а Думу оставил в Москве. Оторванные от реальной политической жизни бояре ничего не решали и автоматически потеряли всякую власть. Вместо них, монарх повелел устроить сенат, в который вошли образованные дворяне и чиновники.