что делал соловей разбойник
Кто такой Соловей-разбойник?
Кто не знает Соловья-разбойника? Известнейший он персонаж!
Как свиснет, так и оглушит врага — не выдерживает человек дикого посвиста оборотня. Былины и сказки не дают точного описания разбойника — то ли человек он, то ли птица.
Гнездо его «на семи верстах», огорожено тыном, на каждой тыненке насажено по человеческой голове. Там же живут жена Соловья-разбойника и его дети — черные вороны с железными клювами.
В белорусских сказках есть у него родич — рогатый Сокол.
При этом непонятно, кто такой все-таки этот Соловей — ибо, если сидит он в своем гнезде на дереве и свистит оттуда, то больше похож на птицу.
Однако по дороге в Киев Соловей обретает черты человека.
Прежде всего, члены его семьи, выглядывая в окно терем, не могут понять — кто кого везет. То ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья. Вполне себе человеческого обличья. Значит, оба богатыря — люди.
И значит, Соловей умеет ездить верхом.
«Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов.
За Ильёй Муромцем установилась слава главного богатыря и защитника Руси, а в образе его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.
Соловей — несомненно образ человеческий, у разбойника, как у богатого человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне обычная семья: жена, дочери, сыновья, зятья.
Соловей ведет себя очень гордо — отговаривает семью отбить его у Ильи Муромца, а в Киеве не просто на равных разговаривает с князем Владимиром, а в некоторых вариантах былин даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста.
Он ровня и богатырю, и князю.
Князь Владимир пожелал услышать свист ворога. Однако как свистнул Соловей, так чуть и не погубил князя с домочадцами. Но тут самому Соловью конец пришел. Илья размахнулся со всего плеча и снес ему голову.
Так кто де Соловей — человек или птица?
«Самый радикальный способ решения данной проблемы, как выяснилось, — пишет фольклорист Б. Морозов, — состоит в том, чтобы признать двойственность Соловья-разбойника. Мнимой». Такую идею высказал в 1891 г. выдающийся отечественный филолог А. А. Потебня. К нему присоединился ряд других учёных. Суть рассуждений А.А. Потебни и его единомышленников заключалась в следующем.
Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». «То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей».
Спрашивается — почему Соловей свистит? Да потому, что народ видел в нем олицетворение разрушительного урагана, а свист его уподобляется шуму бури.
Детьми бури были ветры, которые в мифологии представлялись хищными птицами; вот почему дети Соловья-разбойника — вороны с железными клювами.
Вот такая сказочная загадка — Соловей-разбойник.
© Наталия Будур. Из книги «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»
Иллюстрации — из свободного доступа в интернете
Соловей-разбойник
История персонажа
Соловей-разбойник – персонаж, упоминаемый в русских народных сказаниях и былинах. Он мог быть вымышленным героем, но некоторые исследователи словесности и истории утверждают, что за образом скрывалась реальная историческая личность. Кем же на самом деле был Соловей-разбойник, и почему за ним закрепилась плохая репутация?
История создания
Исследователи, анализирующие русские былины, утверждают: герой представлял собой симбиоз человека и гигантской птицы. Русские сказочники и сочинители легенд, склонные к очеловечиванию персонажей, создавали затейливые образы наполовину людей, обладающих функционалом или отличительными чертами животных.
Своеобразные гибриды населяют многие сказания и эпические произведения. Авторы изобразили Соловья-разбойника существом, меняющим обличье. Он являет собой чудовище не в конкретный момент, а перевоплощается, обретая те или иные навыки. Былина описывает человеческую личину ярко и живо.
Соловей-Разбойник
Ученые и филологи конца 19 века, исследовавшие отечественный эпос, отмечают, что биография героя могла быть не связанной с миром фауны. Есть вероятность, что Соловей – это фамилия, а разбойник – определение деятельности персонажа. В старину нередко названия представителей живой природы становились персонализированными именами.
Прозвища такого рода были обидными, шутливыми, прославляющими. Точные и характерные часто закреплялись за целым родом и становились фамилией. Любопытно, что, по историческим свидетельствам, династия Романовых ведет свой род от боярина по имени Андрей Кобыла.
Соловей-Разбойник на дереве
Филологи считают, что Соловей – это кличка сродни тем, которые было принято давать в среде разбойников. Легко предположить, что бандит «с большой дороги», обладавший необычайной способностью к громкому свисту, получил такое прозвище и отзывался на него по оклику приятелей. Интересной деталью повествования становится место обитания персонажа.
Он располагался в «гнезде» среди высоких деревьев. По свидетельствам этнографов, отдельные племена и народности прибегали к сооружению временных жилищ на деревьях. Представители суданских племен сооружали поселения из многоэтажных гнезд. На первом этаже хранился провиант, а на верхнем располагались воины. Рядом с городом Торунь в Польше был найден вековой дуб, известный как место, выбранное для проживания крестоносцев.
Птица Симург
Исследователи образа персонажа разделились на два лагеря: восточный и западный. По западной идее Соловья пытались сравнить с Соломоном. Но существовали нюансы, опровергающие это убеждение. Восточное суждение роднило Соловья-разбойника с Симургом, птицей иранского происхождения.
По преданию, на Востоке были богатыри Аулад и Кергасар, прототипами которых стали Алеша Попович и Добрыня Никитич. Аутентичная сказка о Еруслане Лазаревиче повествует о персонаже Ивашке-стороже, в чьем описании есть черты, схожие с чертами, свойственными бандиту из русских сказаний. Былина об Илье Муромце имеет аналоги в западных традициях. Немецкие сказки о Тетлейфе сопровождаются описанием Зигурда, схожим с описанием Соловья.
Биография и сюжет
Легенда повествует о том, что Соловей-разбойник расположился на дубах в собственном тереме и не пускал никого из проезжающих по дороге в Киев. Отец нескольких сыновей и дочери-богатырши изводит путников свистом и не видит себе равных в округе.
Былинный герой сравнивается с чудовищем. По преданию, он размещался в гнезде, закрепленном на двенадцати дубах, и поражал все вокруг своим мощным свистом. В течение тридцати лет Соловей перекрывал дорогу к Киеву. Никто не мог миновать его, не выдерживая необходимости слушать, как поет Соловей-разбойник.
Соловей-разбойник
История героя не дает точного определения его происхождению. До конца не ясно, был ли он птицей, человеком или невиданным зверем. Персонаж имитировал звуки живой природы, в том числе и диких животных. От ужасающих трелей могучие леса склоняли верхушки, а люди погибали на месте.
Соловья-разбойника одолел Илья Муромец. Русский богатырь привез разбойника на суд князя Владимир и бояр, а затем расправился с бандитом. Это был подвиг, принесший Илье Муромцу славу по всей Руси.
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Соловей-разбойник – герой, порожденный русским эпосом. Это фольклорный персонаж, представляющий собой собирательный образ негативных качеств и характеристик, воплощенных в лице конкретного существа.
Литературоведы подчеркивают раздвоение образа героя, которого можно представить и как птицу, и как человека. При встрече с богатырем бандит свистит, восседая на деревьях, и воображение представляет его в образе чудовищной птицы.
Соловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца
Став пленником богатыря, разбойник вызывает боязнь у свидетелей его путешествия к князю. Люди не сразу понимали, кто кого везет на суд: богатырь хулигана или хулиган богатыря. Можно сделать вывод, что Соловей-разбойник был наездником и сам управлял лошадью. Побежденный Ильей Муромцем, Соловей предстает в образе обычного человека.
Оказавшись перед судом, персонаж уговаривает сжалиться над ним и апеллирует к ценностям, много значащим в жизни любого человека: семье и детям, материальным благам. Демонстрируя князю и боярам уникальный свист, герой представляется не птицей, а просто громким свистуном.
Экранизации
Ни одно легендарное сказание русского эпоса не избежало экранизации. История об отрицательном былинном герое не стала исключением. О приключениях и атаках бандита было снято четыре кинокартины: «Илья Муромец» (1956), «Иван да Марья» (1974), «Там, на неведомых дорожках» (1982), «Соловей-разбойник» (2012).
Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин в роли Соловья-Разбойника
В необычном образе в кадре появлялись актеры Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин. Лента 2012 года оказалась неординарной. В ней персонаж предстал в облике современного героя, не преображающегося в птицу, а способного на иные сумасбродные лихачества.
Соловей-Разбойник в мультфильме
Мультипликационная сфера не оставила героя без внимания. Концерн «Союз» и «Мега-Видео» выпустили серию мультфильмов для детей, главными героями которых стали три богатыря, Змей Горыныч и Соловей-разбойник. Отрицательные персонажи строят козни и интриги, чтобы расправиться с защитниками русских земель, но неоднократно оказываются побежденными.
Интересные факты
Персонаж Соловей-разбойник не теряет актуальности с течением времени. Сегодня он выступает не только в качестве фольклорного героя. Креативные решения в отношении образа поражают публику. Любопытной идеей стал календарь нечисти, в котором это персонаж соответствует знаку Зодиака Водолей.
Соловей-Разбойник в календаре нечисти
В музыкальной сфере Соловью тоже уделяли внимание. Герою посвящена композиция, которую исполнял на концертах Владимир Высоцкий.
Цитаты
Древняя былина точно описывает образ Соловья-разбойника, но оставляет читателю пространство для полета воображения и самостоятельной работы. Легенда повествует:
«Соловей-разбойник, Одихмантьев сын,
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одным духом».
Цитата подтверждает человеческое происхождение разбойника, убеждая аудиторию в том, что бандиту свойственны человеческие черты. У него есть отец, а значит, он приверженец привычных людских традиций. Герой принимает угощение руками, не крыльями, и его облик полностью соответствует обычной человеческой внешности. В то же время сказатели уточняют:
«Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закрычал, разбойник, по-звериному,
Маковки на теремах покривились».
Эта фраза намекает на необычайные способности, благодаря которым персонаж оказывается неуязвимым.
Соловей-разбойник
Соловей-разбойник — один из самых могучих злодеев русского былинного эпоса. Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников. Илья Муромец изловил лиходея, отвез к князю Владимиру в Киев, а затем предал смерти на Куликовом поле.
Традиционно Соловей изображается разбойником с восточной внешностью. Мы с детства увязываем его прозвище со способностью оглушительно свистеть. Действительно, посвист ассоциируется с птицами. Но достаточно вспомнить, как поет соловей, и тотчас возникает вопрос: за что разбойник получил свое прозвище? И был ли вообще человеком Соловей, Одихмантьев сын?
На самом деле, согласно былинному эпосу, отчеств у Соловья много. Среди самых распространенных — Одихмантьевич, Ахматович и Рахматович.
Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. С одной стороны, эта идея хорошо вписывается в традицию эпоса. Природа зла должна быть иной по происхождению, в сравнении с природой доб ра. Это и воплотилось в образах богатырей, полениц и др.
Иное дело чудовище. Оно злобно по сути своей. Оно чуждо по форме своей. В когтях и крыльях, жутком облике отображались внутренние качества: злобность, ярость, кровожадность. Другая гипотеза ученых — идея происхождения имени Соловей от имени царя Соломона. Но данная версия была наголову разбита другими исследователями. Поэтому неясно, стоит ли рассматривать всерьез такую теорию.
Куда более подробна и обоснована следующая гипотеза: аналогия между Соловьём-разбойником и героями иранской мифологии. Например, в ней упоминались богатыри Керсарг и Аулад, а также птица Симург и Белое Диво. Теория подкрепляется тем, что Соловья-Разбойника часто изображали похожим на турка.
Впрочем, существует и немало иных идей. Например, образ Соловья сравнивали с германским Зигурдом и летописным разбойником Могутой.
Знатоки русского народного быта вообще считали, что былинный образ Соловья имеет вполне реальную историческую подоплеку. Якобы во времена князя Владимира в лесах вполне мог укрыться языческий жрец, наводивший ужас на всю округу своим «колдовством». И против него действительно могли послать Илью Муромца.
ОТ МИФА К ИСТОРИИ
Наиболее реальной считается теория о том, что ни на каком дереве Соловей не гнездился. Он был обычным князем, правившим землями близ Киевского государства. Не исключено, что он облагал путешественников данью. За это князь Владимир, стремившийся быть единым хозяином русских земель, отправил на борьбу с ним Илью Муромца.
В целом же, увы, ясности в отношении образа Соловья пока нет. Слишком мало о нем известно. Вполне возможно, некогда разбойник являлся вполне конкретным отрицательным персонажем. Но летописи, в которых подробно рассказывалось о нем, просто не дошли до наших дней.
БЫЛИННОЕ ЗЛОДЕЙСТВО
Итак, согласно наиболее распространенным версиям, Соловей представлял собой разбойника, грабившего, а иногда и убивавшего путников ради наживы. Дела свои черные он творил уже 30 лет, не пропуская ни конного, ни пешего. И неизвестно, сколько бы еще продолжались злодейства, если бы не поехал черниговской дорогой до Киева богатырь Илья Муромец.
Кто был и где жил Соловей-Разбойник
Что мы знаем о таком персонаже как Соловей-Разбойник? В русских былинах это почти чудище присутствует давно. Сидел он на двенадцати дубах в гнезде и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим свистом. Он перекрыл прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала.
Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.
Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.
Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откровенно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соловья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё понятно.
Какой Соловей-Разбойник в былинах
Для начала выясним, что рассказывается о Соловье-разбойнике в былине. Очень скоро обнаруживаем, что вынести из былины чёткое представление о Соловье-разбойнике в принципе невозможно.
«Его натура как-то двоится…» — отмечал выдающийся учёный XIX в. Ф.И. Буслаев. Само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком.
При встрече с Ильёй Муромцем Соловей восседает в «гнезде» на дубах. В нашем сознании возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Неизбежно возникающая при этом параллель со свистом реального соловья усиливает впечатление, что речь идёт о пернатом чудовище.
Даже богатырский конь Ильи не устоял на ногах от звуковой атаки. Сам богатырь, однако, неуязвим. Метким выстрелом из лука прямо в глаз Соловью он сбивает его с дубов. Привязав противника к седлу, Илья Муромец продолжает свой путь в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и сперва не могут разобрать: то ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья.
Значит, Соловей тоже умеет ездить на коне? С нашим персонажем произошла неожиданная метаморфоза. «Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья.
Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца, затем, в Киеве, гордо разговаривает с князем Владимиром, по некоторым вариантам даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста. Наконец, удовлетворяя любопытство князя и бояр, он демонстрирует свой свист, отчего в стольном граде трясутся дома и падают люди.
Под влиянием предшествующих эпизодов мы и в этой сцене уже склонны видеть в Соловье не громкоголосую птицу, а необыкновенно сильно свистящего человека…
Вот и попробуйте теперь понять, как выглядел противник Ильи Муромца
Эта тенденция к полному очеловечиванию Соловья тем любопытнее, что вообще-то для народного изобразительного искусства показ разных чудищ, полулюдей-полуживотных был делом привычным. Народные художники, никогда не пасовавшие перед изображением «гибридных» существ, однако для Соловья-разбойника сделали исключение. Вероятно, чувствовали: Соловья трудно представить в виде, скажем, человека с крыльями или говорящей птицы. Он не «птицечеловек», а «то птица, то человек», и две половинки его натуры как-то противятся зримому совмещению.
Выбор был сделан в пользу человеческой ипостаси Соловья, благо и в сюжете она выражена заметно ярче. Между прочим, так поступают и современные дети. Как правило, они рисуют Соловья-разбойника пусть страшным, даже «одичалым», но — человеком.
Самый радикальный способ решения данной проблемы, как выяснилось, состоит в том, чтобы признать двойственность Соловья-разбойника… мнимой. Такую идею высказал в 1891 г. выдающийся отечественный филолог А. А. Потебня. К нему присоединился ряд других учёных. Суть рассуждений А.А. Потебни и его единомышленников заключалась в следующем.
Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей.
Уместно вспомнить, что царская династия Романовых вела свою родословную от боярина Андрея Кобылы, жившего в XIV в. В документах XV—XVII вв. фигурируют Баран Филиппов, Волк Курицын, Овца Владимиров, Паук Иванов, Жаворонок Лазарев, Анисим Скворец, Васька Воробей, Стахей Голубь… Имя Соловей в такой компании выглядит совершенно естественным.
С нашим же Соловьём дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.
Позднее русские исследователи «проблемы Соловья» привели другие, не менее интересные параллели. Так, одно из суданских племён укрывалось от своих врагов на ветвях эриодендронов: первый «этаж» воздушного укрепления составляло жилище с провизией и домашними животными, выше располагалась корзина для воинов. А неподалёку от Торуня (Польша) в старину был могучий дуб, знаменитый тем, что на нём какое-то время жили (!) прусские крестоносцы. Такие же факты выявились и в русской истории.
Рассмотрим географические данные, содержащиеся в былине
— Кратчайший путь из Мурома к Киеву в условиях Древней Руси скорее всего пролегал бы через Чернигов, — рассуждает Ю. Морозов. — Былина в этом отношении точна. Она рассказывает, как Илья Муромец, спеша в Киев, проезжает мимо Чернигова и видит, что город со всех сторон обступила вражеская рать. Богатырь не мог не прийти на выручку осаждённым. Благодарные черниговцы просят Илью остаться у них в городе воеводой. Но планы у богатыря иные, он спрашивает «дорожку прямоезжую» на Киев. Тут-то впервые он и узнаёт о Соловье — разбойнике, который эту самую дорогу оседлал.
Вроде бы координаты логова Соловья обозначены: где-то между Киевом и Черниговом. Однако исследователи с редким единодушием отказывались принимать это сообщение на веру. Мешало другое, более правдоподобное указание той же былины: встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником состоялась в Брынских, или Брянских, лесах. Во всяком случае, наиболее вероятный маршрут поездки Ильи Муромца проходит через весь указанный регион.
Но если мы прикинем, где мог бы пролегать подобный маршрут в реальных условиях Древней Руси, нам станет ясно, что человек, спешащий из Мурома в Киев, предпочёл бы проделать максимальный отрезок пути по Оке или вдоль её берега. И только там, где река круто изгибается (в районе нынешней Калуги), он вынужден был бы взять юго-западнее и ехать лесами, устремляясь опять-таки к ближайшей излучине Десны, а уж река привела бы его в Чернигов и Киев. Этот-то путь непосредственно пересёк бы Брянские леса.
Создатели былины знали, что кратчайший путь из северо-восточных земель в Киев лежит через Брынские леса, потому и направили туда своего героя. Наиболее рациональный маршрут выбирали позднее и строители дорог.
Меж тем «брынско-брянская» привязка сюжета получала в ходе исследовательской работы всё новые подтверждения. Много интересного обнаружилось в топонимике окрестностей Брянска и соседствующего с ним города Карачева. Например, былина говорит, что лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины.
Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали — как оказалось, напрасно, ибо недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с не совсем обычным названием Девять Дубов. Отыскали даже Соловьёв перевоз — через Десну, в непосредственной близости от Брянска.
Такое скопление топонимов, вызывающих в памяти сюжет о Соловье-разбойнике, заставляло с особым интересом отнестись к местным преданиям. И ожидания исследователей оправдались. 14 апреля 1890 г. газета «Московские ведомости» опубликовала корреспонденцию анонимного жителя города Карачева.
Сославшись на уже известные нам «былинные» топонимы, автор далее писал: «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено “гнездо Соловья-разбойника”. И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».
Брянские леса — это часть обширной территории, которую в период формирования древнерусской государственности населяло племя вятичей. Географическое положение земли вятичей предписывало ей стать связующим звеном между «центром» и северо-восточными «окраинами» нарождающегося государства. Однако в реальной жизни долгое время было иначе.
Исследователи давно обратили внимание на красноречивую фразу в «поручении» Владимира Мономаха. Перечень своих походов он начинает так: «Первое, к Ростову вдох, сквозе вятичи, посла мя отець…» (князь был в ту пору ещё отроком). Слова «сквозь вятичи» — не просто уточнение маршрута; Мономах и на склоне лет был горд тем, что к Ростову он тогда шёл не окольным, а прямым путём.
Действительно, вятичи дольше и упорнее других восточнославянских племён сохраняли свою обособленность, сопротивляясь властным притязаниям киевских князей. В 966 г. князь Святослав, как сообщает летопись, «вятичи победи… и дань на них възложи». Но зависимость от Киева вятичи терпели недолго.
В 991 г. сыну Святослава Владимиру опять пришлось облагать их данью с помощью вооружённой силы. Уже через год вятичи восстали («заратишася»), Владимир Святославич снова отправился в поход против них, снова их победил — но и эта победа не была окончательной. Ещё два раза («по две зимы») довелось воевать с вятичами Владимиру Мономаху.
По-видимому, именно ему принадлежит большая, если не решающая, заслуга в том, что сопротивление вятичей было в конце концов сломлено и их земля стала «проходимой». Как считает археолог Т.Н. Никольская, благодаря походам Мономаха была проложена дорога из Киева в Ростов, шедшая через Карачев, Москву и другие поселения вятичей. Вскоре появилась и дорога в северо-восточном направлении, почти совпадающая с былинным маршрутом Ильи Муромца.
Всё подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Таким образом, молодые годы Ильи пришлись бы на середину XII в.
Верны эти сведения или нет, но по другим источникам можно заключить, что слава об Илье Муромце, устные произведения о нём стали широко распространяться именно в XII в. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей? В свете приведённых фактов эта трактовка очевидна, и её уверенно предлагали ещё учёные XIX в. Дополнительным аргументом в её пользу является известное сходство образа жизни Соловья-разбойника с бытом вятичей.
Ясно, что гипотеза о Соловье-вятиче предполагает отход от тривиального понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Оправдано ли это? Вполне.
Но есть и другие нерешенные вопросы в биографии Соловья-разбойника. Они связаны с его свистом. Многие исследователи, начиная с Ф.И. Буслаева, проводили параллель между Соловьём-разбойником и пресловутым Дивом из «Слова о полку Игореве». Характер этой связи, однако, до сих пор остаётся непрояснённым, а образ Дива — загадочным. Так что у нас есть все причины познакомиться с ним поближе.
Новгород-северский князь Игорь, не вняв грозному предзнаменованию в виде солнечного затмения, шёл с войском на половцев. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста, зби[ся] Див, кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме, Влъзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутараканьскый блъван». Без перевода не очень понятно, но и перевод — дело трудное.
Из-за неоднократного переписывания текста в нём накопились ошибки, не всегда даже можно быть уверенным в правильной разбивке на слова. Так, в первом издании памятника в цитированном месте была фраза «свист зверин с стазби», и переводчики долго ломали головы, что бы это значило, пока, наконец, большинством голосов не решили, что надо читать «свист зверин въста (поднялся)», а «зби» — это усечённая глагольная форма «збися», относящаяся к Диву: «взбился (встрепенулся) Див и т.д.». С учётом этой гипотетической, но на сегодняшний день практически общепринятой поправки постараемся разобраться в сути сообщённого.
Раскаты грома в подступивших сумерках пробудили птиц. Далее упомянут загадочный «свист зверин». Некоторые комментаторы «Слова» (например, зоолог Н.В. Шарлемань) полагали, что речь идёт о свисте потревоженных сусликов. Мысль остроумная; однако сравнение с былиной делает возможным и другое толкование.
Соловей-разбойник ведь не только свистит, но и ревёт по-звериному. Не подобное ли многоголосие сжато отражено и в формуле «звериного свиста»? Во всяком ; случае, контекст позволяет отнести это выражение именно к Диву: «свист звериный поднялся — (это) взбился Див, кличет на вершине дерева…» Вкупе с предшествующим упоминанием разбуженных птиц получается цельная картина переполоха на верхнем ярусе поэтического ландшафта «Слова».
Клич Дива разносится на огромное расстояние. Он слышен на Волге, на побережье моря (Чёрного? Азовского?), на притоке Днепра Суле, в крымских городах Корсуне (Херсонесе) и Суроже (Судаке), наконец, в Тмутаракани, знаменитой в ту пору, очевидно, каким-то языческим идолом («болваном»). Смысл этого утверждения «Слова» невозможно понять, не зная реальной обстановки, в которой совершался поход.
По летописному рассказу о тех событиях, разведка сообщила Игорю, что напасть на половцев внезапно не удастся, они разъезжают по степи, во всеоружии готовые встретить русских. В поэтической версии событий, созданной автором «Слова», приближение русских воинов выдал крик Дива. Следом за его криком и как бы в ответ ему скрипят («крычат», будто лебеди) телеги половцев, спешащих к Дону.
Но кто же такой этот Див? Ответов, предлагавшихся переводчиками «Слова», множество. Ранние комментаторы считали Дива обыкновенной птицей — филином или удодом, крик которых навевает страх и кажется недоброй приметой.
Другие видели в нём сидящего на дереве разведчика или некий «маяк» с трещоткой, установленный половцами для сигнализации о передвижении русских. Не было недостатка и в мифологических истолкованиях Дива, от обтекаемых («зловещая мифическая птица») до вполне конкретных: леший, грифон. Его отождествляли даже с реликтовым гоминоидом, то есть снежным человеком…
Ещё одну оригинальную трактовку образа Соловья-разбойника предложил историк Е. И. Босов (он же Еремин), исследовавший очень интересное явление — архаический язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, в том числе гуанчи Канарских островов. Это не какая-то простенькая система условных сигналов, овладеть коей может любой из нас, а своеобразная имитация с помощью свиста звуков обычной речи.
Отметив, что свист такой мощи, слышимый порой на расстоянии до 14 км, у близко стоящего человека вызвал бы болезненные ощущения, автор провёл напрашивавшуюся параллель: люди, владеющие этим языком, «могли бы помериться свистом с легендарным Соловьём-разбойником русских былин, в образе которого, может быть, нашли отражение какие-то смутные воспоминания о “свистящих” лесных племенах, некогда живших в муромских лесах».
Мотив смертоносного голоса или звука встречается также в демонологии казахов и киргизов, в фольклоре некоторых африканских народов, в легендах Древнего Египта.
Все это дает основания считать, что свист былинного Соловья-разбойника восходит к неким вполне обычным жизненным обстоятельствам, многократно усиленным в воображении разных народов.