что делал хан берке со своими женами
Хан Берке – мудрейший правитель Золотой Орды
Судьба младшего брата хана Батыя всегда привлекала внимание историков: первый хан из рода Чингизидов, принявший ислам, стал выдающимся правителем Золотой Орды.
Хан Берке: происхождение и ранние годы
Историю о происхождении Берке следует начинать с покорения Чингисханом государства Хорезмшахов в 1220 году. Грозный «сотрясатель вселенной» штурмом овладел крепостью Илал в Мазандеране и забрал в неволю очень значимых для своего противника людей – Теркен-хатун, мать хорезмшаха Мухаммада II, и старшую дочь правителя Хорезма Хан-Султан. Внучка Теркен-хатун была отдана в жёны первому сыну Чингисхана Джучи. Приблизительно в 1221 году новая супруга родила Джучи сына Берке. Затем появились на свет Беркечар и Бури.
Государство Хорезмшахов в XIII веке
Трое сыновей воспитывались в традициях мусульманских правителей Средней Азии. Влияние культуры матери скажется на симпатии Берке к исламу в Золотой Орде, когда он станет её полноценным правителем. Но на начальном этапе жизни ханский трон был от него далёк: у Джучи уже были наследники из числа старших сыновей. Будущий правитель Улуса Джучи мог рассчитывать разве что на небольшое владение в землях мусульман. В итоге царевич был направлен в Ходжент на обучение.
В 1227 году до Берке доходят вести о кончине отца, а позднее – и своего легендарного деда. Он был направлен в Монголию вместе со своими братьями на курултай 1228–1229 гг., где решалась дальнейшая судьба Великого монгольского улуса. После избрания Угедэя великим ханом Берке уехал в Сыгнак, где продолжил своё обучение вплоть до 1238 года, пока его не призвал к себе старший брат Бату для подготовки к грандиозному походу на Запад.
Бату, в свою очередь, столкнулся с соперничеством в походе внутри рода, ибо, по завету Угедэя, к последнему морю с ним шли двоюродные братья, которые могли требовать значительную долю земель в Улусе Джучи. Тангут, Орду и Шибан (родные братья завоевателя) примкнули к военной экспедиции. Далее Бату призвал на помощь и Берке: к тому времени ему уже было около 17 лет, он вполне мог управлять боевым отрядом. Получив воинов от старшего брата, Берке разгромил войско кипчаков и захватил Переяславль, жители которого предоставили убежище врагам монголов. Город был разорён и сожжён, часть жителей обратили в рабов, остальных же – уничтожили. Не пощадили даже священнослужителей, в том числе епископа Переяславля Симеона. При этом царевичи-чингизиды лишь формально управляли своим войском: на деле же командовали опытные военачальники-темники. Но в последствии Берке не раз выходил на поле брани и единолично командовал своей армией.
В 1240 году младший брат Бату находился в арьергарде войска завоевателей, дабы удержать уже занятые территории во время похода. Когда в 1243 году западный поход монголов был окончен, Бату по достоинству оценил способности Берке и стал активно привлекать своего брата к внутриродовым делам.
Путь к трону Золотой Орды
С 1246 года Берке стал доверенным лицом Бату на всех важных мероприятиях Чингизидов: на выборах Гуюка он ещё играет второстепенную роль, но на курултае 1250–1251 гг. Берке уже главный организатор. Тогда на трон великого хана был выдвинут Мунке, сын Тулуя, которого поддерживал Бату. Многочисленные родственники совершенно не желали участвовать в подобном запланированном мероприятии и даже не прибыли в назначенный день на курултай. Делегация под началом Берке откровенно некомфортно чувствовала себя в Монголии, хотя в неё входил тридцатитысячный воинский контингент из Золотой Орды. Берке направил письмо Бату с описанием ситуации и получил вполне ясный ответ. «Ты его (Мунке) посади на трон, всякий, кто отвратится от ясы, лишится головы» – старший брат резко дал понять, что промедление может стоить им очень дорого.
В сериале и в жизни: как жили и от чего страдали женщины во времена Золотой Орды
За трагическими историями ставшей наложницей в Орде княгини Устиньи, влюбленной в князя Ярослава татарки Наргиз и других несчастных героинь следили все зрители, смотревшие сериал «Золотая Орда»
Кадр из сериала «Золотая Орда»
Масштабный фэнтези-сериал Первого канала «Золотая Орда», который зрители уже успели прозвать «российской «Игрой Престолов», не претендует на то, чтобы зваться историческим, – об этом его авторы предупредили заранее. Зато любовные страсти все 16 серий кипели нешуточные – как в Орде, так и на Руси. О том, какие события, произошедшие с героями сериала, могли бы быть возможны на самом деле, и других подробностях жизни той эпохи и нелегкой доле русских женщин – в материале Teleprogramma.pro.
Смешение кровей
Кабы не законная жена княгиня Радмила (актриса Светлана Колпакова), то князь Ярослав (актер Александр Устюгов) вполне мог бы жениться на своей любимой Наргиз (актриса Аружан Джазильбекова)– если бы та приняла православие. Похожая история произошла во времена Александра Невского: тогда один молодой холостой князь в походе влюбился в юную татарку – и привез ее домой. Семья попротивилась – но смирилась, девушка приняла православие и сыграли свадьбу.
Во времена монголо-татарского ига, в XIII-XIV веке, браки между русскими и ордынцами были достаточно частыми. Русские князья нередко брали в жены знатных ордынок – это обеспечивало хорошее отношение хана Золотой Орды.
Например, дочь хана Менгу-Темира (персонаж с таким именем фигурирует и в сериале Первого канала, вместе правителем Орды Берке, преемником которого стал реальный Менгу-Темир, или Менгу-Тимур, как его называют чаще) в 1279 году стала женой князя Федора Ростиславовича Ярославского и Смоленского. Она приняла православие и новое имя – Анна. Одно время чета жила в Орде, потом переселилась в Ярославль. Там княгиня Анна построила несколько православных храмов.
И таких историй было достаточно много. К слову, попавшие в плен или ставшие заложниками при ханском дворе сыновья князей часто возвращались на Русь уже вместе с ордынскими женами. С потомками Чингисхана породнились и московские князья.
Несчастная наложница
Ордынцы также порой женились на русских женщинах – но чаще последние, попав в плен, становились в Орде служанками или наложницами. Историки уже разнесли в пух и прах один из самых трагических поворотов «Золотой Орды» — то, как княгиню Устинью, жену князя Бориса (ее сыграла Юлия Пересильд) отправляют наложницей в Орду. Как отмечают историки, в реальности такая история была бы невозможна.
Нет ни одного документа, подтверждающего, что кто-либо из русских князей отдавал бы свою законную супругу татарским ханам – таинство брака в тот период ценилось на Руси очень высоко, с многоженством уже было покончено.
Наложницей русская княгиня могла бы стать только в результате трагических обстоятельств – плена; подобный поворот был бы возможен гораздо раньше, чем происходит действие фильма, – во времена исторического похода хана Батыя на Русь. При этом в плену бы ни одну княгиню не оставили – выкупили.
Устинья – как и почти все герои сериала, персонаж вымышленный. Однако во времена татаро-монгольского ига княгиня с таким именем действительно жила. Настоящая княгиня Устинья была женой великого князя Владимирского Андрея II Ярославича, за почти 30 лет брака у них родилось трое детей. Княгиня умерла в 1278 году и похоронена рядом с мужем в Рождественско-Богородицком соборе Суздаля.
Русская долюшка женская
Тяжелой жизни и бесправному существованию большинства героинь сериала «Золотая Орда» не позавидуешь – в реальности же все обстояло не так печально. Долгое время считалось, что именно благодаря татаро-монгольскому игу на Руси на много веков воцарился «теремной быт» женщин, когда они становились добровольными затворницами, их ограничивали домом и воспитанием детей. Но в последние годы историки все чаще говорят о том, что том, что к влиянию монголо-татар этот процесс не имеет никакого отношения.
Наоборот, в Орде царил культ сильных женщин, если не сказать матриархат, жены правителей присутствовали на совещаниях, встречах с послами, давали советы, к которым прислушивались. А старшая жена хана Узбека, знаменитая ханша Тайдула фактически правила Ордой – вначале наравне с мужем, потом, после его смерти, –вместо сыновей, а затем выбрала себе нового мужа, военачальника.
Портрет ханши Тайдулы, XIV век
Как считают многие историки, вынужденному затворничеству и жизни, ограниченной семейным кругом, русские женщины были скорее обязаны повсеместному распространению христианства, которое как раз совпало с периодом татаро-монгольского ига. С окончанием языческой вольницы «пострадали» не только мужчины, которых лишили возможности иметь жен и наложниц, как это оставалось принятым в Орде.
Женщинам на Руси тогда приходилось гораздо хуже, чем мужчинам. Многие могли выходить из дома только раз в неделю – в церковь, и то с позволения отца или мужа. Без мужчины-опекуна не разрешалось отправляться за покупками или общаться на улице. Домострой царил и в кругах знати. Жены князей и опекунши наследников престола могли фактически управлять небольшими княжествами – но все зависело от того, сколько свободы и прав им предоставляли князья.
Андрей Рябушкин, Русские женщины в церкви, 1899 год
Хуже всего жилось простым женщинам. В их обязанности входило еще и терпеть побои. За провинности в народе жен нещадно били – специальной плетью, которая называлась «дурак». Порка жен поощрялась – мужчины, которые не прибегали к рукоприкладству, считались слабаками. Именно из той поры идет знаменитая поговорка: «Бьет – значит любит». И такие нравы и порядки царили долго – лишь с приходом к власти Петра I женская доля стала легче.
Хан Берке – мудрейший правитель Золотой Орды
Судьба младшего брата хана Батыя всегда привлекала внимание историков: первый хан из рода Чингизидов, принявший ислам, стал выдающимся правителем Золотой Орды.
Хан Берке: происхождение и ранние годы
Историю о происхождении Берке следует начинать с покорения Чингисханом государства Хорезмшахов в 1220 году. Грозный «сотрясатель вселенной» штурмом овладел крепостью Илал в Мазандеране и забрал в неволю очень значимых для своего противника людей — Теркен-хатун, мать хорезмшаха Мухаммада II, и старшую дочь правителя Хорезма Хан-Султан. Внучка Теркен-хатун была отдана в жёны первому сыну Чингисхана Джучи. Приблизительно в 1221 году новая супруга родила Джучи сына Берке. Затем появились на свет Беркечар и Бури.
Трое сыновей воспитывались в традициях мусульманских правителей Средней Азии. Влияние культуры матери скажется на симпатии Берке к исламу в Золотой Орде, когда он станет её полноценным правителем. Но на начальном этапе жизни ханский трон был от него далёк: у Джучи уже были наследники из числа старших сыновей. Будущий правитель Улуса Джучи мог рассчитывать разве что на небольшое владение в землях мусульман. В итоге царевич был направлен в Ходжент на обучение.
В 1227 году до Берке доходят вести о кончине отца, а позднее — и своего легендарного деда. Он был направлен в Монголию вместе со своими братьями на курултай 1228−1229 гг., где решалась дальнейшая судьба Великого монгольского улуса. После избрания Угедэя великим ханом Берке уехал в Сыгнак, где продолжил своё обучение вплоть до 1238 года, пока его не призвал к себе старший брат Бату для подготовки к грандиозному походу на Запад.
Бату, в свою очередь, столкнулся с соперничеством в походе внутри рода, ибо, по завету Угедэя, к последнему морю с ним шли двоюродные братья, которые могли требовать значительную долю земель в Улусе Джучи. Тангут, Орду и Шибан (родные братья завоевателя) примкнули к военной экспедиции. Далее Бату призвал на помощь и Берке: к тому времени ему уже было около 17 лет, он вполне мог управлять боевым отрядом. Получив воинов от старшего брата, Берке разгромил войско кипчаков и захватил Переяславль, жители которого предоставили убежище врагам монголов. Город был разорён и сожжён, часть жителей обратили в рабов, остальных же уничтожили. Не пощадили даже священнослужителей, в том числе епископа Переяславля Симеона. При этом царевичи-чингизиды лишь формально управляли своим войском: на деле же командовали опытные военачальники-темники. Но впоследствии Берке не раз выходил на поле брани и единолично командовал своей армией.
В 1240 году младший брат Бату находился в арьергарде войска завоевателей, дабы удержать уже занятые территории во время похода. Когда в 1243 году западный поход монголов был окончен, Бату по достоинству оценил способности Берке и стал активно привлекать своего брата к внутриродовым делам.
Путь к трону Золотой Орды
С 1246 года Берке стал доверенным лицом Бату на всех важных мероприятиях Чингизидов: на выборах Гуюка он ещё играет второстепенную роль, но на курултае 1250−1251 гг. Берке уже становится главным организатором. Тогда на трон великого хана был выдвинут Мунке, сын Тулуя, которого поддерживал Бату. Многочисленные родственники совершенно не желали участвовать в подобном запланированном мероприятии и даже не прибыли в назначенный день на курултай. Делегация под началом Берке откровенно некомфортно чувствовала себя в Монголии, хотя в неё входил 30-тысячный воинский контингент из Золотой Орды. Берке направил письмо Бату с описанием ситуации и получил вполне ясный ответ. «Ты его (Мунке) посади на трон, всякий, кто отвратится от ясы, лишится головы», — старший брат резко дал понять, что промедление может стоить им очень дорого.
Был один любопытный эпизод в этой истории, который никак не вписывался в традиции собрания монгольской знати: Берке заставил избранного великого хана произнести клятву на Коране, дабы оказывать поддержку мусульманам по всей Монгольской империи.
Вернувшись из дальней поездки, Берке стал стремительно набирать политический вес в Орде. Старшие братья Орду и Шибан отправились в лучший из миров: так Берке оказался вторым лицом в Улусе Джучи. Головокружение от успехов у царевича наступило достаточно быстро: уже в начале 1250-х, имея земли на Северном Кавказе, младший брат Батыя стал самостоятельно принимать посольства мусульманских правителей от имени хана Золотой Орды. Вскоре у Берке был отобран надел земли: далее он перекочевал на Волгу. Казалось, стремительной карьере конец, но до Сарая дошло известие о том, что Мунке дал добро на завоевательный поход Хулагу на Иран, а также велел расправиться с багдадским халифом, с которым Золотая Орда установила довольно тёплые отношения.
В 1256 году не стало Бату: это событие сильно изменило расстановку сил в Монгольской империи. В Золотой Орде борьба за трон началась почти сразу: сын Бату Сартак перед смертью отца отправился в Каракорум к Мунке и был назначен преемником. Сартак (несторианин по вероисповеданию) не выступал против похода на Иран. Берке же подобный расклад совсем не устраивал: он фактически задействовал все силы влиятельных мусульман в Золотой Орде, чтобы не дать сыну Бату стать правителем Улуса Джучи. Купцы, золотоордынские Чингизиды и племенные вожди поддержали Берке, вероятнее всего, из-за денег и нарушения старинного обычая. Сартак должен был предложить титул хана сначала своим старшим родственникам — дядям.
До последнего Берке пытался уговорить Сартака решить вопрос мирным путём, но неприязнь последнего к исламу и к самому дяде заставила пойти младшего брата Батыя на крайние меры: во время визита к родному брату Берке Беркечару Сартак был отравлен на пиру. Но такое вероломное убийство в Орде не осудили. Правда, Мунке назначил сына убитого Сартака Углачи ханом Золотой Орды, но и тот не удержался: в 1257 году его не стало. Боркачин-хатун, вдова Бату, также участвовала в дворцовых интригах и вела тайную переписку с Хулагу. Об этом быстро узнали сторонники Берке из числа нойонов и обвинили вдову в предательстве — она была убита.
Берке фактически провозгласил себя правителем Золотой Орды, пока Мунке участвовал в походе против империи Сун. Безусловно, Великий хан мог расправиться с узурпатором, но в 1259 году Мунке умер в Южном Китае во время осады города Хэ-чжоу. Пока в Монголии делили власть братья покойного Мунке, Берке сохранял нейтралитет.
Хан Берке: борьба с Хулагу и отношения с русскими князьями
Длительная неприязнь к двоюродному брату Хулагу вылилась в открытый конфликт из-за спорных территорий на Кавказе и контроля над Азербайджаном. Но были и другие причины, связанные с невыплатой Золотой Орде доли от завоеваний, а также союзническими отношениями с мамлюкским султаном Египта. В августе 1262 года война Чингизидов стартовала: золотоордынский отряд Ногая сначала нанёс поражение войску ильхана, но позднее армия Хулагу перешла в наступление и захватила Дербент. Иранские монголы перешли Терек, но на этом этапе продвижение вглубь Золотой Орды закончилось. Стремительная мобилизация Берке дала свои плоды: армия Хулагу спешно отступила за Терек и стала нести потери при сложных переходах через горные реки. В рамках военной кампании ни одна из сторон не достигла поставленных целей.
Через год Берке уже сам планирует вторжение в Иран, но дезинформация о 30-тысячном отряде, направленном Хубилаем на помощь к Хулагу, остановила золотоордынское войско.
В феврале 1265 года ильхан умер, и Берке решил перевести споры в дипломатическую плоскость. Он стал договариваться с новым правителем Ирана Абагой. Уступки нового ильхана были расценены как слабость, и в 1266 году Берке вновь направил войско на территорию противника. Впоследствии нерешённые споры пришлось урегулировать уже потомкам Берке и Хулагу.
На территории Золотой Орды были области, в которых зрели антимонгольские настроения. В Крыму Берке пришлось уговаривать местное население подчиниться, отправив туда вооружённые отряды. Обошлось всё мирно: поток налогов и сборов вновь пошёл в ордынскую казну. На юго-западе Руси ситуация была сложнее: Даниил Романович Галицкий в 1253 году принял корону от папы римского и постепенно при помощи своих западных союзников начал вытеснять ордынских наместников. В 1258 году Берке решил заменить наместника Куремсу на более опытного полководца Бурундая.
Когда 60 тыс. золотоордынских воинов вошли в пределы Галицко-Волынского княжества, не последовало разорения и запугивания: Бурундай призвал князя к себе и предложил отправиться походом на Литву и Польшу. Сыновья Даниила Василько и Лев присоединились к войскам Бурундая. Вернувшись из похода, Бурундай приказал срыть все укрепления: Владимир-Волынский, Львов, Галич, Каменец предстояло обнажить и оставить без стен. Сыновья Даниила начали исполнять приказ наместника, но столкнулись с сопротивлением местных жителей. Бурундай всё же для верности разорил ряд поселений на юго-западе Руси, тем самым дав знать, что с Ордой шутки плохи. Даниил Галицкий после этого похода так и не смог оправиться. Берке вновь смог урегулировать непростую ситуацию внутри Улуса Джучи.
С северными подданными также было непросто: в 1259 году по инициативе Берке была проведена перепись населения в Новгороде, которая предполагала расчёт размера дани Орде. Новгородцы были недовольны подобным положением. Усмирять их Берке призвал князя Александра Ярославича. Князь ездил в Сарай и уговаривал хана не отправлять отряды русских данников в Иран. Берке также согласовал кандидатуру преемника Александра Невского — его брата Ярослава Ярославовича Тверского. При этом в 1261 году Берке учредил в Сарае православную епархию. В целом отношения хана и русских князей можно было охарактеризовать как достаточно миролюбивые.
Золотая Орда при хане Берке: итоги
В 1266 году Берке не стало во время похода на Тифлис (в пору борьбы с Ильханатом). После себя он оставил своим потомкам сильный и фактически независимый от центра Улус.
Если Бату сформировал основные механизмы государственного управления, то Берке их в значительной мере улучшил. При нём начался рост городских и торговых центров. По традиции средневековых мусульманских правителей Берке покровительствовал наукам и искусствам.
О его семье не так много информации: летописцы указывали, что у Берке осталось три жены и двое детей. Дочь Урбай-хатун была выдана замуж за правителя державы Сельджуков Кей-Кавуса, а личность сына Берке оставалась в тайне, но его имя вместе с Берке упоминалось в хутбе мамлюкского султана Бейбарса из Египта. После кончины хана власть перешла к дому Бату, хотя в арабской литературе золотоордынских правителей возводили из «дома Берке».
Ханский титул при жизни Берке по отношению к нему не использовался: современники употребляли титул «огул» (представитель ханской семьи).
Золотая Орда и хан Берке, или Джемаль ад-Дин Ибраг
Берке был яркой исторической личностью. Сведения о нем содержатся не только в русских и арабских летописях. Китайские источники тоже уделили ему внимание. Однако всех средневековых авторов превзошел ал-Джузджани. Его сочинение «Насировы разряды» («Табакат-и-Насири») названо в честь султана Насир ад-Дина Махмуд-шаха I (1246 — 1265 гг.) и составлено в 1260 году. Часть этой книги посвящена хану Берке и больше походит на его жизнеописание в духе восточных рассказов, наполненных вымыслом.
Ал-Джузджани описывает жизнь золотоордынского правителя, начиная с младых ногтей. Такое внимание к Берке средневековый автор объясняет тем, что «из сыновей Джучи остался только этот один государь-мусульманин». На самом деле Берке был первым золотоордынским правителем, принявшим ислам. Ал-Джузджани приводит свою версию того, как это могло произойти и пишет: «Когда мать родила Берке-хана, отец его сказал: «Этого сына я сделаю мусульманином, найдите ему мусульманскую кормилицу, чтобы она обрезала его пуповину по-мусульмански и чтобы он пил мусульманское молоко, ибо этот мой сын будет мусульманином». Согласно этому указанию, пуповину его обрезала кормилица по мусульманскому обряду, и Берке пил её мусульманское молоко. По достижении им срока обучения и наставления собрали несколько мусульманских имамов и выбрали одного из них для обучения Берке Корану. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали, что его обучение Корану происходило в Ходженде, у одного из ученых благочестивцев этого города. По наступлении срока обрезания над Берке совершили этот обряд, а по достижении им возмужалости в войско его были назначены все мусульмане, находившиеся в стане Джучи-хана».
Последние сведения средневекового автора косвенно подтверждает то, что в своё время Джучи-хан передал в управление Берке южные области Дешт-и Кыпчака и западного Туркестана, где до монгольского завоевания господствовали мусульмане. Очевидно, из них и состояло войско Берке.
Далее ал-Джузджани сообщает, что после смерти Джучи «Бату относился к Берке с большим уважением и утвердил за ним командование армией, свиту и уделы».
Действительно, не вызывает сомнения, что Берке пользовался правами удельного правителя и даже посылал от своего имени посольства и заключал союзы с соседними странами. Об этом ал-Джузджани также сообщает в своем сочинении: «В 631 году(1) несколько послов Берке прибыли ко двору его величества Шемс-ад-дунья-ва-д-дина(2) и привезли с собою подарки. Так как этот царь ни под каким видом не открывал монгольским ханам ворот знакомства и приязни и послов их не допускал к себе, а удалял под удобным предлогом, то он отправил этих послов Берке в богохранимый город Каливар. Послы были мусульманами и каждую пятницу они присутствовали в соборной мечети Каливарской и совершали свои молитвы позади наибов автора этих «Разрядов» Минхадж-и-Сираджа; наконец, в царствование султанши Разии(3), когда автор этот, Минхадж-и-Сирадж, по прошествии шести лет прибыл из богохранимого Каливара в блестящую столицу Дели и был почтен милостью этой царицы, тех послов Берке также приказано было отправить из богохранимого Каливара в Каннудж и оставить там безвыездно, где они и умерли».
Как выясняется из «Насировых разрядов», Берке даже отправлял послов в «Столицу полумира» — город Багдад. Сам он тоже выезжал из своего удела. Свидетельством тому служат слова: «Берке решил посетить оставшихся в живых и умерших мусульманских святых и ученых. Он поехал из земли Кыпчакской в город Бухару, посетил их, вернулся восвояси и отправил доверенных людей к халифу. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывают, что он дважды или более облачался в почетные одежды, присланные ему халифом еще при жизни брата его Бату-хана».
Из сведений европейских авторов известно, что после великого западного похода Бату-хан назначил Берке наместником Северного Кавказа. По этому поводу Гильом Рубрук писал, что пастбища Берке находятся «по направлению к Железным воротам, где лежит путь всех сарацинов, едущих из Персии и Турции. Они направлялись к Бату и проезжали через владения Берке». Очевидно, он взимал с купцов высокую плату за проезд, поэтому «Бату приказал ему передвинуться с этого места за Итиль, к востоку, не желая, чтобы сарацины проезжали через его владения, так как это казалось Бату убыточным».
Во времена Бату-хана Берке играл не последнюю роль в политической жизни Монгольской империи. Он активно содействовал Мунке в борьбе за титул Великого хана. Уже тогда Берке имел личное тридцатитысячное войско, с которым Бату-хан отправил его в Каракорум для поддержания власти Мунке.
Оказанная услуга правителю Монгольской империи вполне могла сыграть свою роль при назначении Берке правителем Золотой Орды. Это был опытный политик и крупный военачальник. Ему хорошо были известны рычаги управления Золотой Ордой. При всем этом Берке обладал крутым нравом, был умен и коварен.
Благодаря арабскому автору ал-Муфаддалю сегодня мы даже знаем, как выглядел Берке. У него была жидкая бородка, широкое лицо желтого цвета. Волосы он зачесывал за уши, а в одном ухе у него висело золотое кольцо с ценным камнем. Хан был одет в шелковый кафтан, на голове – колпак. Он был опоясан золотым поясом из зеленой булгарской кожи, украшенный дорогими камнями. На ногах он носил башмаки из красной шагреневой кожи. На кушаке у Берке висели черные витые рога, покрытые золотом.
Берке был жестким правителем, и с конкурентами не церемонился. Расправившись с Буракчин-хатун, он женился на одной из 26 вдов Бату-хана и тем самым получил мотивацию для своих дальнейших действий. Абул-Гази Бахадур-хан в своем труде «Родословное древо тюрков» сообщает, что «Берке послал богатые дары к Великому хану Мунке». Тот принял их и утвердил третьего сына Джучи правителем Золотой Орды.
В мусульманском мире это назначение было встречено с радостью, и ал-Джузджани вписал в своё сочинение строку: «По благодати мусульманства перешли во власть Берке земли кыпчакские, саксинские, булгарские, саклабские и русские, до северо-восточных пределов Рума, Дженда и Хорезма».
Далее автор «Насировых разрядов» сообщает: «Все войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них была установлена пятничная молитва. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что во всем войске его такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик с тем, чтобы при наступлении времени намаза заняться совершением его. Во всем войске никто не пьет вина, и при Берке постоянно находятся великие толкователи Корана, изъяснители хадисов, законоведы и догматики. У него много богословских книг, и большая часть его собраний и собеседований происходит с учеными. В его дворце постоянно идут споры относительно науки шариата. В делах мусульманства он чрезвычайно тверд и усерден».
Некоторые исследователи считают, будто Берке принял ислам после того, как он был назначен Великим ханом Мунке правителем Золотой Орды. Сомнения на этот счет вносят мусульманские авторы.
Из трудов ал-Омари и Элькалька-шанди выясняется, что Берке принял ислам еще до своего вступления на престол. Арабские историки Ибн Халдун, ал-Айни и другие добавляют к этому рассказу сведения о том, что в ислам Берке обратил глава суфийского ордена Кубрави известный бухарский шейх ал-Бахерзи. Когда он встречался с Берке, то заставил его простоять у дверей своей ханаки три дня, прежде чем принял его. Берке подавил в себе чувство униженного достоинства и этим доказал всему мусульманскому миру своё преклонение перед авторитетом ислама.
Вот как арабский историк XIV века Ибн Халдун описывает эту встречу: «Берке принял ислам от Шемс ад-Дина ал-Бахерзи, из числа учеников последователей Неджмеддина Кубра. Ал-Бахерзи жил в Бухаре и послал к Берке предложение принять ислам. Берке стал мусульманином и отправил к ал-Бахерзи грамоту с предоставлением ему полной свободы делать в прочих его владениях все, что он пожелает. Но ал-Бахерзи отказался от этого. Тогда Берке сам отправился в путь для свидания с ним, но ал-Бахерзи не позволил ему войти к нему до тех пор, пока его не попросили об этом его приближенные. Они выхлопотали Берке позволение войти. Он вошел, снова повторил обет ислама, и шейх обязал его открыто проповедовать магометанство».
В связи с распространением идей ислама в Золотой Орде того времени упоминает и Утемиш-хаджа. Он занимал должность секретаря Ильбарс-хана, правителя Хорезма. То есть ему были известны некоторые подробности истории Золотой Орды. В своем труде «Чингиз-наме» летописец сообщает: «Когда Берке-хан был направлен на престол с благословения шейха из Бухары, то, пока он шел из Ургенча до Сарайджука, вокруг него собралось 500 человек его духовных приверженцев, а после Сарайджука вокруг него уже было 1500 человек знатных людей, поддерживающих его веру».
Иными словами, в Сарайджуке к Берке примкнуло в два раза больше мусульман, чем на всем пути до него. Выходит, уже тогда в этом городе существовала влиятельная мусульманская община. Необходимо также обратить внимание, что речь идет о «знатных людях». То есть вся аристократическая верхушка города Сарайджука поддержала Берке-хана.
Крупные мусульманские общины были и в столице Золотой Орды — городе Сарай-Бату, а также в Булгаре и на Северном Кавказе. Именно они стали опорой власти Берке. Его возвышение произошло в то время, когда тумены Хулагу громили мусульманский Восток.
* * *
В ноябре 1257 года монголы начали наступление на Багдад, призвав на помощь армии вассальных княжеств Армении и Грузии, а также тюркские отряды. Интересно, что действия Хулагу мало чем отличались от военных кампаний времен Чингис-хана.
Армия Хулагу наступала по широкой дуге с севера и востока. Местное население спасалось бегством, ища защиты за стенами Багдада. В январе 1258 года монголы взяли город в плотное кольцо, доведя количество беженцев внутри него до максимума. Всего лишь месяц спустя «Столица полумира» была взята штурмом и отдана воинам на разграбление. В течение пяти дней пришлые кочевники из гобийской пустыни бесчинствовали в самом сердце мусульманского мира — городе Багдаде. Они опустошили мусульманские святыни и гробницы. Последний халиф из династии Аббасидов был взят в плен и казнен.
Армянский историк Григор сообщает, что главу мусульман три дня продержали без пищи и воды, а затем подвели к груде сокровищ и приказали ему есть их. Пока тот ел, Хулагу ругал халифа за жадность, которая не позволила тому нанять за все его богатства сильную армию, чтобы спасти жителей и город.
Описывая взятие Багдада, другой летописец Киракос добавляет: «сыну своему Хулагу приказал умертвить одного из сыновей халифа, а другого велел принести в жертву реке Тигр: она, по его словам, не согрешила против нас, но содействовала нам при наказании нечестивых».
Ал-Джузджани тоже добавляет к их рассказам: «Хулагу забрал все сокровища багдадские, исчисление и счет которых не могут быть начертаны пером и не поддаются человеческому определению. Из денег, драгоценных камней, редкостей и дорогих украшений он все увез в свой лагерь. Кое-что в виде подарка и доли отослал Берке, мусульманину, а часть утаил. Люди, заслуживающие доверия, рассказывали следующее: то, что дошло до Берке, последний не принял, умертвив послов Хулагу. По этой причине возникла вражда между Берке и Хулагу».
Об этой вражде сообщают и другие средневековые авторы. Они даже приводят в своих трудах высказывания главных участников этого конфликта. Например, Хулагу говорил: «Берке-хан хоть и старший в роду, он не знает ни стыда, ни совести. Разговаривает со мной грубо, пренебрежительно. Я теперь никогда не буду его поддерживать». Берке-хан тоже ругал Хулагу: «Он разрушил все города мусульман, не разбирая, где враг, а где друг, убивал всех членов семьи мусульманских правителей. С божьей помощью я заставлю его ответить за невинно пролитую кровь».
Однако гнев Берке обрушился на мирных жителей. Хулагу был христианином и пролил кровь мусульман, очевидно, именно Берке устроил резню христианской общины в городе Самарканде. Автор «Насировых разрядов» подробно описал эту кровавую историю под весьма характерным подзаголовком «Рассказ о мусульманском благочестии Берке».
Суровый царь Берке, или Джемаль ад-Дин Ибрагим
Пока на мусульманском Востоке воины Хулагу разрушали города и грабили мирное население, в Золотой Орде был построен новый городок, который позже вырос в средневековый мегаполис и стал второй столицей Золотой Орды. В истории он известен под названием Сарай-Берке, что означает «Дворец Берке», и сегодня его развалины находятся близ города Волгограда.
Описания ал-Омари и Ибн Баттуты позволяют нам представить этот оживленный и большой ремесленно-торговой город. Раскопки археолога Терещенко не только подтвердили известия мусульманских авторов, но и добавили к ним много новых данных. Согласно этим материалам, Сарай-Берке в период своего наивысшего расцвета имел стотысячное население.
Арабский историк Ибн Халдун также писал: «Берке распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними». Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати к исламу. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, художники, литераторы, ученые и другие представители мусульманской интеллигенции.
* * *
Берке-хан зорко следил за тем, что происходило в Монгольской империи. В мае 1260 года Великим ханом был провозглашен Хубилай, брат покойного Мунке-каана. Новый правитель Монгольской империи перенес главную ставку в город Ханбалык (Пекин), где принял титул Чжунтун («Срединный правитель»). По сути дела, этот шаг превратил его из всемонгольского хана в китайского императора.
На этом основании Берке-хан отказался признать законность правления Хубилая и решил выйти из-под его подчинения. Началось противостояние монгольской знати, которая не без оснований считала, что Хубилай отдавал предпочтение китайскому образу жизни.
В июне 1260 года противники Хубилая провозгласили его младшего брата Арик-Бугу Великим ханом. Это вызвало смуту, и в Монгольской империи вспыхнула междоусобица. Борьба за власть развернулась между младшими братьями покойного Мунке — Хубилаем и Арик-Бугой. Оба они были провозглашены каанами. Правда, один правил в Каракоруме, а другой в Хан-балыке. Эта борьба ослабила Монгольскую империю.
Хан Берке поддержал Арик-Бугу и развернул политическую кампанию по выходу Золотой Орды из состава Монгольской империи. В то же самое время из мрака забвения на историческую сцену вышли потомки Чагатая и Угедэя, игравшие при Мунке-каане второстепенную роль. Они воспользовались смутой и вернули свои прежние владения, вследствие чего Джучиды потеряли влияние в Мавераннахре и покинули его пределы со всеми своими военными отрядами и чиновниками.
1260 год считается годом начала распада Монгольской империи. В то время она состояла из пяти Улусов, носивших имена потомков Чингис-хана:
1. Улус Толе, больше известный под названием империя Юань;
2. Улус Угедэя;
3. Улус Чагатая;
4. Улус Джучи, известный как Кыпчакское ханство;
5. Улус Хулагу, названный позже государством Хулагуидов.
Когда в Монгольской империи вспыхнула междоусобица, Улусы начали проводить свою политику и стремиться к самостоятельности. Интересно, что некоторые арабские авторы в своих сочинениях именуют Золотую Орду тех лет «Дешт-и Берке», буквально — «Страна Берке». Вероятно, причиной тому послужило то обстоятельство, что в лице правителя этой державы они видели единственного спасителя веры. Ведь мир ислама переживал глубокий кризис.
Крестовые походы и наступавшая с востока армия Хулагу создали реальную угрозу полному крушению магометанской веры, а хан Берке в то время был самым могущественным правителем, исповедовавшим ислам.
Однако спасение миру ислама пришло не из Золотой Орды, а с берегов Нила, когда на историческую сцену вышла каста тюркских воинов. Им удалось подхватить знамя «священной войны» из слабеющих рук айубидской династии и увлечь мир ислама вслед за собой. Они установили господство новых правителей, которые вошли в историю под именем «мамлюки», а созданная ими империя была названа «Дулат аль-Аттюрк», что означает «Империя тюрков».
Возвышение мамлюков сыграло важную роль в мировой истории. Вместе с тем это событие способствовало установлению связей мусульманского Востока и Золотой Орды, что обеспечило их выживание.
Монгольские тумены неумолимо подступали к границам Египта, ставшего в то смутное время последним прибежищем для многих правоверных. Хан Хулагу отправил в Каир послов. Они доставили султану Кутызу письмо, где говорилось: «От имени царя всех царей, покорившего Восток и Запад — Великого хана, посланника Творца, создавшего Землю и Небо! Малик Кутыз и вы эмиры государства, жители Египта и его окрестностей, знайте, что мы – воины Всевышнего на этой Земле, созданные его могуществом! Мы даруем свободу только тем, кто покорится Великому хану. Чтобы избежать нашей жестокости, вы должны учиться на чужих ошибках. Покайтесь же и сдайтесь нам, пока не раскрылись все ваши тайны!»
Кутыз был взбешен. Он приказал разрубить пополам посла, зачитавшего это письмо. Другие пятнадцать монгольских послов тоже были казнены. Лишь одному из них сохранили жизнь, чтобы он сообщил об увиденном хану Хулагу.
После расправы над послами война стала неизбежной. Монгольская опасность примирила две враждовавшие до этого мамлюкские группировки. Одну из них возглавлял султан Кутыз, другую — влиятельный эмир Бейбарс. Они заключили между собой соглашение, согласно которому в случае успеха Бейбарсу должен был достаться в управление город Алеппо. На этих условиях мамлюки объединились и выступили в поход.
Противники сошлись на поле брани в местечке Айн-Джалут в окрестностях палестинского города Назарет. Эмир Бейбарс возглавил левое крыло мамлюкской армии, эмир Бахадур — правое, а султан Кутыз занял центр.
В то время хан Хулагу уже выехал в Каракорум на похороны Великого хана Мунке. Войско возглавил опытный полководец нойон Кетбуга. Он пользовался большим авторитетом среди монгольских военачальников как завоеватель Персии и Ирака. О его храбрости слагали легенды.
Армия Кетбуги состояла из тумена монгольских всадников, а также четырех тысяч армян и грузин под командованием киликийского царя Хетума и его зятя правителя Антиохии Боэмуна. Ранним утром 3 сентября 1260 года над землей разлетелась барабанная дробь, и две армии ринулись друг на друга, но уже на закате солнца монголы потерпели сокрушительное поражение. Кетбуга сражался до последнего. Упав с коня, он был взят в плену. Нойону отрубили голову, насадили на копье и пронесли по улицам Каира, затем её вывесили на городских воротах для всеобщего обозрения.
Победа египетских мамлюков остановила экспансию монголов на мусульманский мир. После сражения при Айн-Джалуте Кутыз получил прозвище «Неустрашимый защитник ислама». Победа над монголами укрепила его авторитет, и он не пожелал разделить славу с эмиром Бейбарсом, который так и не получил обещанный ему город Алеппо.
Тогда Бейбарс решил действовать иначе. Его поддержали мамлюкские эмиры Илмуддин Анас, Илмуддин Санглы и Сейфуддин Балапан. 22 октября Кутыз остановился в местечке Кусаир на побережье Красного моря между Сирией и Египтом. Отправив большую часть своей свиты в Каир, сам султан в сопровождении небольшого отряда и группы заговорщиков выехал на охоту.
24 октября 1260 года во время охоты в пустыне эмир Бейбарс попросил Кутыза подарить ему одну из захваченных в плен женщин. Султан милостиво согласился. В знак благодарности Бейбарс склонился, чтобы поцеловать руку правителя — это был условный сигнал заговорщикам.
Как только Бейбарс ухватил руку Кутыза, эмир Анас взмахом сабли тут же снес правителю голову. В доказательство преданности общему делу, заговорщики расстреляли бездыханное тело Кутыза из луков. Ночью они выступили со своими отрядами во дворец султана.
По сообщению ал-Макризи, в этом походе участвовали отряды Бейбарса, Бектута, Бахадара и Анаса. В дороге их встретил атабек мамлюкского войска Актай. Он был соратником Бейбарса. В своё время они плечом к плечу сражались против крестоносцев.
Бейбарс рассказал Актаю о случившемся, и тот поддержал будущего правителя Египта. Вместе они отправились дальше и добрались до Каира. В крепость выехал эмир Айтемир на переговоры с визирями. Он сообщил им, что Кутыз убит, а все воины объединились вокруг Бейбарса и уже принесли ему присягу. Визири передали крепость и казну в руки Бейбарса. В доказательство верности они тоже присягнули новому правителю, скрепив свою клятву соответствующим письменным документом.
Девятнадцатого числа месяца зу-л-хиджа 658 года хиджры, то есть в понедельник вечером 23 октября 1260 года Бейбарс занял трон Мамлюкского султаната под именем аль-Мелик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарс ал-Бундукари. Вслед за этим событием к правителям городов Химс, Хама, Сихиди, Моусил, Алеппо, а также других мелких крепостей были направлены гонцы с сообщением о смерти Кутыза и возведении нового султана.
Первым делом Бейбарс повел свою армию в Сирию, где дважды разбил монголов и вступил победителем в Каир через ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы). Мамлюки прошли в торжественном шествии до ворот Баб аз-Зувейла. На всем пути ликующие толпы осыпали солдат золотыми и серебряными монетами, а самого Бейбарса народ удостоил почетного прозвища «Абуль Футух», что означает «Отец победы».
Бейбарс предложил 1300 пленным монголам принять мусульманство и таким путем сохранить жизнь. Они согласились и после обряда обрезания влились в мамлюкскую армию.
В 1261 году Бейбарс в торжественной обстановке провозгласил халифом одного из уцелевших членов династии Аббасидов — аль-Мустансира. Султан принес клятву верности (байа) новому халифу, приказал упоминать его во всех пятничных молитвах и чеканить на монетах имя главы мусульманской уммы.
В свою очередь Бейбарс был провозглашен султаном Египта, Сирии, Хиджаза и Йемена, а также всего, чем он «овладеет в ходе будущих завоеваний». По сути дела, это было не просто официальным признанием его прав на захваченные земли, но и программой дальнейших действий.
В обнародованном документе подчеркивалась обязанность султана вести священную войну с неверными, строить крепости и создавать флот. Но главное заключалось в том, что Бейбарса объявили главой всего исламского мира. Он обладал таким огромным авторитетом, который позже позволил историкам назвать его «защитником мусульманской веры». По этому случаю состоялись пышные торжества, народ гулял и веселился.
1261 год был богат на праздники, они происходили не только в мусульманском мире. В монгольской империи Великий хан Хубилай признал за Хулагу завоеванные им земли, и он был удостоен титула иль-хан (хан племен). Кроме Персии в состав его владений вошла территория Закавказья.
В Византийской империи произошла смена власти. 25 июля 1261 года никейские войска взяли Константинополь, пользуясь тем, что основные силы крестоносцев были в походе. Месяц спустя Михаил Палеолог торжественно въехал в Константинополь, где прошла его коронация. Так началась новая эра этого государства.
В том же году в столице Золотой Орды — Сарай-Бату была учреждена православная епархия. Епископ Митрофан, утвержденный русским митрополитом Кириллом III, стал епископом Сарайским и Переяславским. Однако не прошло и года, как хрупкий мир был нарушен. На Руси «татарские данщики» были изгнаны из Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля и других городов.
Пока Великий князь Александр разъезжал по своим владениям, усмиряя народ, Берке-хан вмешался в дела императора Византии Михаила Палеолога на Балканах. По просьбе болгарского хана Константина Теша, войско Золотой Орды совершило налет на владения Византии, которая поддерживала иль-хана Хулагу.
Затем Берке-хан решил присоединить к своим владениям Азербайджан, где находились богатые пастбища. Для зимовок особенно хороша была Муганская степь в низовьях реки Куры, а для летовок — склоны гор Карабага. Кроме того, Азербайджан славился ремесленной промышленностью, преимущественно текстильной. Эти земли Берке требовал от Хулагу в качестве своей доли за участие золотоордынских воинов в войне с Багдадским халифатом. Переговоры ни к чему не привели, и тогда вспыхнула война.
Граница между владениями Берке и Хулагу пролегала по линии Кавказского хребта близ Дербента, где произошли первые столкновения. Золотоордынцы оттеснили врага к югу. С тех пор война между Золотой Ордой и государством Хулагуидов продолжалась с перерывами в течение почти целого столетия. Все крупные сражения были подробно описаны арабскими и персидскими авторами, о них часто упоминают и армянские источники.
В то время в войске Хулагу находились подданные Берке, принимавшие участие в походе на мусульманский Восток. Именно на них отыгрался Хулагу за поражение на Северном Кавказе. Золотоордынские воины во главе с Сараган-нойоном бежали к султану Бейбарсу.
Население Каира с любопытством взирало на шествие беженцев, которые следовали ко двору мамлюкского правителя под своим войсковым знаменем. Султан Бейбарс тепло принял их, и это положило начало дружбе Мамлюкского султаната и Золотой Орды.
* * *
Первое крупное сражение между Хулагу и Берке произошло в 1264 году недалеко от левого берега реки Кура и окончилось оно полной победой золотоордынского войска. По словам Ибн Васыля, всё поле битвы было усеяно трупами. Увидев эту картину, Берке произнес: «Да посрамит Аллах Хулагу, этого, погубившего монгольскими мечами самих же монголов. Если бы мы действовали с ним сообща, то покорили бы всю землю».
Потерпев поражение в битве на реке Кура, хан Хулагу выместил злобу на золотоордынских купцах, торговавших в его владениях. По словам персидского историка Вассафа, Хулагу отдал приказ, чтобы всех «купцов Берке» казнили, а их имущество отобрали в его казну. Многие из купцов хранили деньги и ценности у знатных горожан Тебриза. После их истребления все их богатства остались в руках держателей вкладов. В ответ на эту расправу Берке тоже казнил в Золотой Орде всех «купцов Хулагу».
Торговые отношения между Золотой Ордой и государством Хулагидов были прерваны. Караванные дороги опустели, мастера и ремесленники прекратили работу, не имея возможности продавать свой товар. Выражаясь языком средневекового автора, «шайтаны вражды выпрыгнули из бутылки времени».
Между тем чагатайский хан Алгуй повел войну с Золотой Ордой за Хорезм, а на Руси после смерти Александра Невского вспыхнула междоусобица. Несколько месяцев спустя Великим князем стал его брат Ярослав III Ярославич Тверской.
Вместе с тем активизировался и султан Бейбарс. Он организовал подготовку второго посольства в Золотую Орду. Египетский летописец сообщает, что на этот раз среди подарков мамлюкского правителя были чернокожие слуги и прислужницы-поварихи, быстроногие арабские скакуны и нубийские верблюды, ходкие вьючные животные, а также обезьяны и попугаи. Арабский историк ал-Муфаддаль к этому списку добавляет еще жирафа, ослов египетских и других диковинных зверей.
Мамлюкское посольство возглавили муфтий шариф Имадуддин и эмир Аккуш. В то время, когда они выехали в путь, золотоордынское войско готовилось к набегу на Византию. Повод для этого дал оказавшийся в плену у императора Михаила Палеолога сельджукский султан Изедин. Спасаясь от воинов Хулагу, он бежал в Константинополь и был задержан там. Султан Рукнедин просил императора освободить его брата из плена, но получил отказ. Тогда Рукнедин обратился к Берке-хану.
Вместе с тем Византия вытеснила из Македонии болгар, которые на протяжении многих лет исправно платили дань Золотой Орде и были её вассалами. На этом основании они могли рассчитывать на поддержку могущественной степной империи и тоже обратились за помощью к хану Берке. Он послал темника Ногая поддержать болгарского правителя Константина Тиха в его борьбе против Византии.
Золотоордынская конница соединилась с болгарскими отрядами в устье реки Дунай. Объединенную армию возглавил темник Ногай. Он неожиданно обрушился на владения Византии, наводя страх и ужас на местных жителей. Сам император Михаил Палеолог спасся бегством. Он добрался до села Ганос на берегу Мраморного моря, а оттуда на лодке отплыл в Константинополь. Именно в это время там появились послы султана Бейбарса.
Византийский император умолял эмира Аккуша выступить посредником в переговорах с предводителем войска Золотой Орды. За эту услугу он посулил ему вознаграждение в 40 тысяч динаров. Аккуш охотно согласился. Он выехал из Константинополя на встречу с Ногаем. Во время их переговоров мамлюкский эмир сказал золотоордынскому темнику, будто между Золотой Ордой и Мамлюкским султанатом существует мирное соглашение. Однако на самом деле такого соглашения в то время еще не существовало. Тем не менее, на этом основании им удалось договориться.
Оказав услугу Византийскому императору, Аккуш получил обещанное вознаграждение. Затем он отправил письмо султану Бейбарсу, где рассказал, как Михаил Палеолог торжественно встретил его послов.
Султан Изедин был освобожден из плена и выехал к хану Берке в сопровождении 10 тысяч турецких пленников из Добруджи. Кроме того, Михаил Палеолог обязался ежегодно отправлять в Золотую Орду 400 атласных одеяний. Он также написал Берке-хану письмо с просьбой о примирении, которое передал вместе с послами султана Бейбарса.
Пока Аккуш ходил в посредниках, часть подарков испортилась, звери издохли. Узнав об этом, Берке-хан выразил своё недовольство его действиями. В разговоре с ним золотоордынский правитель сказал: «Я не буду гневаться на тебя ради Бейбарса. Сам доложишь ему, почему испортились отправленные им дары, и как ты солгал».
Султан Изедин тоже писал в письме к Бейбарсу, что Аккуш недобросовестно исполнял свои обязанности. Когда тот вернулся, Бейбарс наказал его: отобрал заработанные им 40 тысяч динаров и заточил в темницу. Несмотря на всю сложность этих переговоров, именно после второго посольства Мамлюкский султанат установил прочный союз с Золотой Ордой.
Русский исследователь В.В. Бартольд писал, что хан Берке выдал свою дочь за правителя Мамлюкского султаната. В этом браке родился первый преемник Бейбарса. Мальчику дали имя Саид-хан Мухаммед, но его также называли Насир ад-Дин Берке-хан, очевидно, в честь золотоордынского правителя.
1) По мусульманскому летоисчислению 631 год хиджры длится с Х 1233 по IX 1234 год от рождества Христова.
2) Имеется ввиду первый правитель шемсийской династии в Индии Абу-л-Музаффар Ильтутмыш (1210 — 1236 гг.).
3) Султанша Разии правила с 1236 по 1240 гг.
4) 658 год хиджры (18 XII 1259 — 5 XII 1260).