что делается для охраны воздуха в омске
Омский губернатор знает, как бороться с загрязнением воздуха
Александр Бурков назвал три основные задачи, которые помогут улучшить состояние воздуха. Но в Омске продолжают существовать «серые зоны».
Губернатор Александр Бурков в своем сегодняшнем докладе по итогам работы за прошлый год очень подробно остановился на проблемах загрязнения атмосферного воздуха. Глава региона посетовал, что в промышленном Омске полностью исключить негативное влияние на окружающую среду невозможно, но ограничивать загрязнения нужно.
– Мы сможем улучшить состояние воздуха в Омске, если решим три основные задачи: регистрация факта загрязнения, определение источника и принятие мер к виновнику, – заявил Бурков. – Благодаря государственной сети мониторинга атмосферного воздуха, сегодня мы оперативно регистрируем факты выбросов. Для этого устанавливаются новые автоматизированные комплексы и модернизируются старые. Используется передвижная экологическая лаборатория.
Глава региона отметил, что определены оптимальные точки расположения для новых постов контроля. Один такой пост в прошлом году был установлен в Советском округе. Что касается работы по определению источников загрязнения, то, по словам губернатора, проведена масштабная инвентаризация предприятий, наносящих урон экологии. На учете уже стоит почти 1,5 тыс. объектов негативного воздействия и 12 тыс. источников загрязнения. Заключены 32 соглашения об экологическом сотрудничестве с крупными предприятиями.
– Но давайте будем объективными – зачастую сильнейшими загрязнителями являются неучтенные, скрытые источники в так называемыхтсерых зонах, – посетовал Александр Бурков. – Необходимо продолжить работу по их выявлению и постановке на учет. Мало найти, нужно еще и обезвредить. Еще свежа в памяти прошлогодняя ситуация с предприятием «Химпром». Пришлось штурмовать здание, чтобы остановить работу организации, открыто загрязняющей воздух.
Глава региона еще раз напомнил, что под надзор регионального Минприроды попадают предприятия, производящие только 15 % всех выбросов. Остальные – в компетенции федерального надзорного органа. Замедляет работу и то, что в областном Росприроднадзоре уже 2 года нет назначенного руководителя.
«Чистый воздух» Омска: модернизация модернизации рознь
Федеральный проект «Чистый воздух» был запущен для решения проблемы загрязнения атмосферы в крупных промышленных городах России два года назад. Его цель — снизить совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 12 городах участниках, в числе которых значится Омск, более чем на 20% к 2024 году. В рамках проекта свои установки должны модернизировать десять крупнейших промпредприятий региона.
Интересно, что участники проекта по-разному подходят к реализации мероприятий по снижению нагрузки на экологию. Так, на АО «Омскшина» природоохранное ведомство заметило опасные стоки в Омь и излишние выбросы бензола, метилбензола и смеси предельных углеводородов С1-С5. А недавно специалисты федерального Росприроднадзора нашли на АО «Омский каучук» большое количество нарушений. В числе прочего было отмечено, что фенольно-ацентоновый цех, на открытие которого приезжал даже федеральный министр, введен в эксплуатацию без соответствующего разрешения, а взять пробы воздуха от стационарных источников цеха лаборатория Росприроднадзора не смогла из-за остановки его работы по разным причинам.
Впрочем, есть и положительные примеры. Омский завод «Полиом», например, в ходе модернизации своего производства обещает снизить нагрузку на экологию. Предприятие СИБУРа и «Газпром нефти» намерено реконструировать комплекс установки производства полипропилена, уже даже проведены инженерные изыскания, а Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проект. Как объяснил генеральный директор завода «Полиом» Игорь Тихонов, обновление оборудования предприятия гарантированно снизит нагрузку на омский воздух.
— Очистка сырья до полировочной чистоты позволит стабилизировать процесс производства полипропилена, а также уменьшить расход катализатора, в результате чего производство снизит нагрузку на окружающую среду. Любые изменения в технологическом процессе оцениваются в первую очередь с точки зрения экологических аспектов. Приоритет отдается тем решениям, которые делают производственную площадку еще более безопасной для человека и природы, — сказал Игорь Тихонов.
Ранее Город55 уже подводил предварительные итоги реализации проекта «Чистый воздух». Всю информацию о том, что сделало за два года каждое предприятие-участник, можно найти здесь.
Уровень загрязнения
Экологическая активность горожан набирает силу. При появлении малейшего химического запаха в воздухе они начинают обрывать телефоны горячих линий.
В октябре этого года, после очередного выброса, горожане вышли на митинг. Сотни омичей требовали строгого наказания нарушителей, а также отмены планов строительства новых химических объектов на территории мегаполиса.
Неудивительно, что Омск оказался в числе двенадцати самых экологически неблагополучных российских городов и стал участником нацпроекта «Чистый воздух», в рамках которого к 2024 году предстоит снизить выбросы в атмосферу на 25 процентов.
Недавно губернатор Омской области Александр Бурков обратился к главе Росприроднадзора Светлане Радионовой с просьбой взять под личный контроль деятельность регионального управления федеральной службы. Экологическая ситуация в Прииртышье обсуждалась и на выездном совещании по вопросам обеспечения национальной безопасности в Сибири, который провел в Омске секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.
Надзорные органы выявили 75 случаев превышения предельно допустимой концентрации химических веществ в атмосфере Омска. Однако найти управу на нарушителей оказалось непросто.
С подачи омичей Государственная Дума России рассмотрит законопроект, наделяющий региональные власти правом прийти с внеплановой проверкой на предприятие (предполагаемый источник выбросов), независимо от того, федеральное оно или региональное.
По словам полпреда президента РФ в СФО Сергея Меняйло, сложная экологическая обстановка наблюдается не только в Омской области, но и в других сибирских регионах. Так что новый правовой регламент был бы кстати.
Специалисты уверены: чтобы навести порядок, необходимо пересмотреть и систему наказания отравляющих атмосферу предприятий.
Между тем, по данным областного минпрома, в регионе на разных стадиях реализации находится несколько десятков инвестиционных проектов, связанных с модернизацией промышленного производства и переходом на современные природосберегающие технологии. В частности, в 2021 году в промышленной зоне Омска планируют открыть современный комплекс по производству катализаторов для вторичной переработки нефти. Строительство ведется с учетом всех современных экологических требований.
Тем временем
С 1 января 2020 года в Омске и еще одиннадцати промышленных центрах России начнется федеральный эксперимент. В течение четырех лет в мегаполисах должны поставить на учет все загрязняющие атмосферу источники, создать единую информационную систему мониторинга воздуха. Для предприятий, получивших лицензии на выбросы, введут квоты (допустимое количество химических веществ в атмосфере, безвредное для здоровья людей). В расчетах учтут не только промышленные выбросы, но и бытовые, а также выхлопы машин. Такие замеры проведут впервые.
Программа предполагает финансирование из средств федерального бюджета. Ее итогом должно стать сокращение выбросов на 22 процента. Эксперимент, помимо Омска, пройдет в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Челябинске, Череповце и Чите. В случае успеха опыт распространят на всю страну.
Частный сектор Омска избавят от чадящих труб
Город входит в число двенадцати самых экологически неблагополучных промышленных центров в стране. Поэтому он стал участником государственной программы «Чистый воздух», согласно которой к 2024 году выбросы в проблемных мегаполисах планируется снизить на двадцать процентов.
По данным минприроды РФ, в прошлом году в атмосферу Омска сброшено 256 тысяч тонн вредных веществ. В основном это летучие отходы 245 промышленных предприятий. Еще четырнадцать процентов добавили печные трубы частного сектора.
Согласно новому закону о социально ориентированной газификации, у жителей частного сектора скоро появится возможность бесплатно подвести газовую трубу к границам своих участков. Правда, закон еще не подкреплен нормативными документами, поэтому полноценно заработает лишь с начала 2022 года, но заявки уже можно подавать. Вот только омичи делать это не торопятся.
Газификация предполагает также обязательное наличие альтернативного источника тепла (той же печки), а значит, и запаса топлива. Поэтому многие жители частного сектора думают, стоит ли игра свеч.
Тему доступности газификации глава региона Александр Бурков поднял на встрече с Александром Козловым.
Тем временем
В рамках программы «Чистый воздух» правительство РФ выделит Омской области дополнительные средства на закупку троллейбусов и газомоторных автобусов для обновления городского транспорта. Кроме того, в соответствии с региональным проектом «Чистая страна», в Омске предусмотрена ликвидация с 2022 года мусорных полигонов в Центральном и Советском округах. В минприроды РФ не исключают федеральную помощь в закрытии одного из них уже в нынешнем году.
Что делается для охраны воздуха в омске
от 6 ноября 2015 года N 1797-ОЗ
Об охране атмосферного воздуха в Омской области
(с изменениями на 27 октября 2021 года)
Принят
Законодательным Собранием
Омской области
29 октября 2015 года
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области охраны атмосферного воздуха как жизненно важного компонента окружающей среды, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», и направлен на обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории Омской области, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статья 2. Полномочия Законодательного Собрания Омской области в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям Законодательного Собрания Омской области в области охраны атмосферного воздуха относятся:
принятие законов, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха, а также осуществление контроля за их исполнением;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия Губернатора Омской области в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям Губернатора Омской области в области охраны атмосферного воздуха относятся:
определение основных направлений государственной политики Омской области в области охраны атмосферного воздуха;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия Правительства Омской области в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям Правительства Омской области в области охраны атмосферного воздуха относятся:
утверждение государственных программ Омской области в области охраны атмосферного воздуха;
установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Омской области и сроков их снижения;
введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории Омской области, а также стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей, деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленной на снижение выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах Омской области, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
введение ограничений на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты Омской области, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулирование передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в пределах своей компетенции;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды
К полномочиям органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды, относятся:
участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Омской области, а также обеспечение реализации основных направлений государственной политики Омской области в области охраны атмосферного воздуха;
разработка и реализация государственных программ Омской области в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха Омской области и отдельных ее населенных пунктов загрязняющими веществами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе посредством постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, обобщения и анализа информации уполномоченных федеральных органов власти о состоянии атмосферного воздуха, а также сведений о результатах производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха на территории Омской области;
осуществление в пределах компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха на территории Омской области;
осуществление мер по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;
осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении муниципального образования городской округ город Омск Омской области органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, реализуются полномочия в области осуществления эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Статья 6. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в организации и обеспечении осуществления мониторинга атмосферного воздуха на территории Омской области.
2. Органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, обеспечивается функционирование региональной сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства с целью использования получаемой посредством наблюдения информации для определения степени загрязнения атмосферного воздуха, расчета фоновых концентраций контролируемых загрязняющих веществ, а также для организации иных мероприятий, проводимых уполномоченными федеральными органами власти и подведомственными им учреждениями в целях охраны атмосферного воздуха и обеспечения санитарного благополучия населения.
3. Информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий осуществляется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, посредством размещения информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иными способами в порядке, определенном данным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. Орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды, органы местного самоуправления организуют работы по регулированию в населенных пунктах Омской области выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
3. Орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды, во взаимодействии с уполномоченными органами власти, осуществляющими федеральный государственный экологический контроль (надзор), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, организует работы по регулированию в населенных пунктах Омской области выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при фиксации, в том числе государственной системой мониторинга атмосферного воздуха, превышения в воздухе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в порядке, совместно определенном указанными органами.