что делается для охраны растений
Охрана растительного мира
С каждым годом растительный мир, как и природа в целом, все больше страдает от деятельности людей. Ареалы растений, особенно лесные массивы, все время сокращаются, и территории используются для построения различных объектов (дома, предприятия). Все это приводит к изменениям разных экосистем и к исчезновению многих видов деревьев, кустарников и травянистых растений. Из-за этого нарушается пищевая цепочка, что способствует миграции многих видов животных, а также к их исчезновению. В дальнейшем последует изменение климата, ведь больше не будет активных факторов, поддерживающих состояние окружающей среды.
Причины исчезновения флоры
Существует множество причин, по которым уничтожается растительность:
Все эти объекты занимают миллионы гектар, а раннее эту площадь покрывали деревья и травы. Кроме того, климатические изменения также являются весомой причиной исчезновения флоры.
Необходимость охраны природы
Поскольку люди активно используют природные ресурсы, весьма скоро они могут испортиться и исчерпаться. В том числе может погибнуть и растительный мир. Во избежание этого нужно охранять природу. В этих целях создаются ботанические сады, национальные парки и заповедники. Территория этих объектов охраняется государством, вся флора и фауна здесь находится в первозданном виде. Поскольку здесь природа не тронута, растения имеют возможность нормально расти и развиваться, увеличивая свои ареалы распространения.
Одним из важнейших действий охраны растительного мира является создание Красной книги. Такой документ существует в каждом государстве. В нем указаны все виды растений, которые исчезают и власти каждой страны должны охранять эту флору, стараясь сохранить популяции.
Способов сохранить растительный мир на планете существует множество. Конечно, каждое государство должно охранять природу, но в первую очередь все зависит от самих людей. Мы сами можем отказаться от уничтожения растений, научить наших детей любить природу, охранять каждое дерево и цветок от гибели. Люди губят природу, поэтому всем нам предстоит исправлять эту ошибку, и лишь осознав это, нужно приложить все усилия и спасти растительный мир на планете.
Охрана растений
Богат и разнообразен растительный мир Земли. Однако многие виды растений становятся редкими или вообще исчезают, прежде всего по вине человека. Его интенсивная хозяйственная деятельность вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, строительство дорог, городов, предприятий, добыча полезных ископаемых — существенно изменяет естественную среду обитания многих видов растений. Это отрицательно сказывается на состоянии растительного покрова, обедняет его видовой состав. За последние 100-150 лет из растительного мира (флоры) исчезло около 100 видов.
С нарушением природной гармонии ухудшаются естественные условия жизнедеятельности самого человека. Именно поэтому необходима научно обоснованная система охраны природной среды, ее видового разнообразия.
Для решения этой важнейшей проблемы разрабатываются и применяются меры по практической охране редких и исчезающих видов, выделяются специальные территории с различным режимом охраны — заповедники, национальные парки, заказники. Ученые многих стран предпринимают совместные действия для охраны ценных видов растений и животных, заключают международные соглашения по охране флоры и фауны.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Заповедник
Национальный парк
Национальным парком является территория, на которой в значительной степени ограничена хозяйственная деятельность человека, связанная с использованием объектов природы. Однако посещать национальные парки в целях туризма и прогулок, как правило, разрешается.
Заказники
Для охраны отдельных видов растений и животных создают заказники государственного и местного значения. Материал с сайта http://wiki-med.com
Красная книга
Красная книга — это официальный документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных. Красную книгу издают для информирования жителей страны о состоянии природы. В книге приведены краткие сведения об их биологии, распространении и другие данные. Причем редкие и исчезающие виды должны охраняться в неразрывной связи с охраной естественных местообитаний и растительных сообществ, в которых они произрастают.
Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: «Охрана растений»
Класс: 3
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.
Образовательные:
– показать значимость растений в жизни человека;
– формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
– закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
– обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
– познакомить учащихся с Красной книгой
Развивающие:
– познакомить учащихся с Красной книгой;
– развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие:
– воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и методические приемы: беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.
Средства обучения:
– Красная книга республики Бурятия;
– Презентация редких растений (ковыль, кувшинка, лилия кудрявая и др.);
– Знаки правил друзей природы;
– учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь № 1;
– маски с изображением растений.
I. Организационный момент:
– На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить еще одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.
II. Проверка домашнего:
1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
2. Назови насекомых-опылителей. (Пчелы, шмели, бабочки.)
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек.)
6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух.)
III. Объявление темы:
– Почему многих растений, несмотря на то, что они размножаются, становиться все меньше? Люди рвут растения ради красивых цветков, вытаптывают. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства.
– Что надо делать, чтобы растений не становилось меньше? (Охранять растения.)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об охране растений.)
– Да, сегодня на уроке мы поговорим об охране растений.
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
IV. Работа над новым материалом.
1. Значение растений для животных и человека.
– Как хорошо, что на свете есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете. Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, убежище, пища, лекарство.)
– А для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткань, древесина.)
– К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений.
Приведите примеры, как это происходит (ответы детей).
– Какие правила можно вывести?
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не обижай насекомых.
Не шуми в лесу.
Не оставляй мусор в лесу
Не разжигай костер в лесу без взрослых.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: растения нуждаются в охране.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы…
2. Физкультурная минутка.
3. Практическая работа:
– А что в наших силах сделать, чтобы растений не становилось меньше?
– Попробуйте зашифровать эти правила условными знаками.(Работа в парах.)
– Посмотрим, что у вас получилось. (Работы вывешиваются на доске.)
– Какие правила надо соблюдать?
– Выполняя эти правила, мы заботимся о природе. А что государство делает для защиты растений?
Входит Красная книга
Красная книга: – В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. – МСОП.
Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой
– Почему я красная? (Красный цвет предупреждает нас: «Стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно!»)
Учитель: – Ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
5. Мини доклады учащихся:
– Ваши одноклассники подготовили мини доклады о растениях, которые занесены в Красную книгу Бурятии.
Купальница. У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи – тролли – очень любят этот цветок. В Скандинавии он называется цветком тролля. Научное имя его “троллиус”. У нас это растение называют купальницей. Почему – не совсем понятно. Это растение совсем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу – нет. Тугой, яркий, круглый, плотный цветок этого травянистого растения похож на бубенчик. Это довольно обычное растение, но во многих областях она взята под охрану из-за того, что ее активно уничтожают любители букетов.
Кувшинка. Очень красиво смотрится на фоне воды.
Еще недавно во многих озерах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался бутон, затем превращался в прекрасный цветок. бутоны всплывают перед восходом солнца, а раскрывались и опускались в воду до утра. Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цветы не могли стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 45 метров. Оборванный цветок теряет упругость, поэтому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у нее созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно.
Колокольчик. Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
Колокольчики “звенят” не только в мае. Они цветут все лето. И не только “средь некошеной травы” на лугу, но и в перелесках, на обочинах дорог. Существуют много видов колокольчиков. Есть крупные и мелкие, широкие и узкие, темно фиолетовые и бледно голубые. Всего около 150 видов. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.
Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это растение. Он высокое, стройное и все цветы у него расположены на одном уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы – это целые корзинки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них растение получило второе название – дикая рябинка.
Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой эти цветы, чтобы отпугивать тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.
Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймете: почему его так назвали. Каждый лист разделен на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его не даром называли и порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечивали раны. Поэтому тысячелистник назывался солдатской травой.
Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем, цветет до поздней осени.
6. Работа с учебником: Закрепление и проверка изученного.
– Рассмотрите в учебнике на странице 84–85 растения, которые занесены в Красную книгу.
7. Практическая работа. (Проверка изученного.)
– Возьмите листочки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните. На работу вам 3 минуты.
– Какую роль играют растения в жизни людей?
– Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
– Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
– Что люди делают для охраны растений?
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
– Прочитайте вывод на странице 87.
Оценивание учащихся: Как вы оцениваете свою работу? (Дети оценивают работу с помощью сигнальных карточек.)
– Что мне понравилась на уроке?
– Какой вывод я сделал для себя?
– Что ты посоветуешь всем людям?
Любите родную природу_
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобой на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Статья по экологии «Охрана растений в заповедниках»
Статья по экологии «Охрана растений в заповедниках»
Цель: ф ормировать представление об охране животного и растительного мира, экологическое мышление;
развивать кругозор обучающихся о мерах по сохранению флоры и фауны нашей Родины;
воспитывать чувство патриотизма, желание любить, беречь и защищать всё то, что называется природой.
Не правда ли, сегодня на планете,
Куда ни кинь свой взгляд, куда ни посмотри,
Живое гибнет. Кто ж за то в ответе?
Что ждёт людей через столетья три?
Что будет с теми, кто совсем не в силах
Оружие прижать к своей груди,
Кричать и бить в набат, что мочи было,
Одно и то же слово: «Помоги!»
Увы, цветы безмолвны и деревья,
Увы, молчат и горы, и поля.
И лишь по плачу чёрных рек мы понимаем:
Льёт слёзы горя Матушка-земля.
Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.
И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!
Богат и разнообразен растительный мир России. Сотни различных видов растений встречаются в холодной тундре и непроходимых таежных лесах, в обширных степях и знойных пустынях. Многие из них уже взяты человеком из богатой кладовой природы и использованы в сельском хозяйстве и промышленности. Но еще очень и очень много растений не изучено, а некоторые неизвестны и ждут исследователя.
В нашей стране осваиваются все новые и новые районы, поэтому возникла необходимость сохранить хотя бы отдельные участки не тронутые деятельностью человека. Такие участки выделены почти в каждой географической зоне России. За полярным кругом, на островах Белого и Баренцева морей, расположен Кандалакшский заповедник.
Здесь можно встретить участки, сплошь заросшие ягодами: брусникой, морошкой, голубикой, черникой. На лесных болотах, между красными россыпями клюквы, притаились насекомоядные растения – росянка и жирянка.
Среди угрюмых гранитных скал розовеют подушки смолевки, белеют камнеломки.
В умеренном климате, в средней полосе России, под Курском, раскинулись степи Центрально – Черноземного заповедника. С ранней весны до середины лета они похожи на пестрый цветущий ковер.
В России создано несколько горных заповедников. Горные леса имеют большое значение для хозяйства. В горных заповедниках исследуется взаимоотношение высокогорной и лесной растительности, водоохранные и противоэрозионные свойства горных лесов, ставятся опыты по увеличению продуктивности горных пастбищ. Растительные сообщества на разных горах различны.
Наиболее крупный в России горный заповедник – Кавказский – расположен на западных склонах и на снежных вершинах Главного Кавказского хребта. Большая часть заповедника покрыта лесом, состоящим из кавказской пихты, восточного бука, граба, восточной ели, тиса ( у отдельных его экземпляров почтенный возраст – 1500 лет), самшит.
В заповедниках сохраняется не только растительность, типичная для определенной географической зоны. Некоторые заповедники созданы для охраны необычных растительных сообществ или редких и ценных видов растений.
В Астраханском заповеднике – в царстве камышей и воды, низких болотистых топей – охраняется каспийский лотос.
На Дальнем Востоке, на берегу Амурского залива, расположен заповедник Кедровая падь.
Его территория не испытывала в ледниковый период оледенения и сохранила древнюю, третичную растительность. Леса из корейского кедра, белокорой пихты, монгольского дуба труднопроходимы. Стволы деревьев опутаны лианами – актинидией, амурским виноградом, лимонником. В Кедровой пади можно встретить железную березу. В глухих горных лесах заповедника встречается невзрачное невысокое растение с мелкими цветами и красными плодами – знаменитый женьшень.
Много красиво цветущих растений охраняется в заповедниках и национальных парках Европы – знаменитый эдельвейс, венерин башмачок, ятрышник и др.
Заповедники имеют большое научное и практическое значение. В них изучается происхождение растительности и образование почв. Из года в год, в течение многих лет составляются «летописи природы», на основе которых можно судить об изменениях климата, установить средние сроки цветения и плодоношения различных полезных древесных и травянистых растений. Научные работники заповедников изучают биологию и экологию отдельных растений, особенно тех, которые имеют большую хозяйственную ценность.
Среди растительности заповедников очень много ценных растений – кормовых, лекарственных, красильных, ароматических. Ряд этих растений уже введен или вводится в культуру, другие ожидают своей очереди. Особенно много в заповедниках растений с красивыми цветами.
Заповедники имеют и большое познавательное значение. Ведь они – живые музеи интересных достопримечательностей дикой природы.
ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Смотреть что такое «ОХРАНА РАСТЕНИЙ» в других словарях:
Охрана природы — Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли … Биологическая энциклопедия
ОХРАНА ПРИРОДЫ — охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и соспроизводство природных ресурсов, в т. ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и… … Биологический энциклопедический словарь
ОХРАНА ГЕНОФОНДА РАСТЕНИЙ — комплекс мер по сохранению видового многообразия растений как носителя наследственного достояния продуктивных или потенциально ценных в научном и практическом отношении свойств. Охране генофонда растений способствуют: организация заповедников,… … Экологический словарь
Охрана окружающей среды — (a. environment protection; н. Umweltschutz; ф. protection de l environnement; и. proteccion de ambiente) комплекс мероприятий по оптимизации или сохранению окружающей природной среды. Цель O. o. c. противодействие негативным изменениям в … Геологическая энциклопедия
ОХРАНА ПРИРОДЫ — ОХРАНА ПРИРОДЫ, комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной … Современная энциклопедия
ОХРАНА ПРИРОДЫ — комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т. ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных… … Большой Энциклопедический словарь
Охрана природы — ОХРАНА ПРИРОДЫ, комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОХРАНА ПРИРОДЫ — ОХРАНА ПРИРОДЫ, это понятие в последнее время приобрело много значений, различных, хотя и связанных друг с другом, в области сохранения природы и сбережения природных ресурсов. Для охраны природы необходимо разумное планирование и организация,… … Научно-технический энциклопедический словарь
Охрана природы — система естественнонаучных, технико производственных, экономических и административно правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и… … Большая советская энциклопедия
Охрана новых сортов растений — Под понятием Охрана новых сортов растений понимаются система правовых норм, где сорта растений выведенных селекционером является объектом интеллектуальной собственности. Право интеллектуально … Википедия