что делает вуз если недобор

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

что делает вуз если недобор. Смотреть фото что делает вуз если недобор. Смотреть картинку что делает вуз если недобор. Картинка про что делает вуз если недобор. Фото что делает вуз если недобор

Приемная кампания в вузы 2021 года оказалась переломной. Как считают некоторые эксперты, именно с этого года мы будем фиксировать устойчивое падение популярности высшего образования, о котором специалисты предупреждали еще несколько лет назад.

Что произошло?

О проведении повторного конкурса объявили сразу несколько факультетов МГУ, в их числе юридический и географический факультеты, а также журфак: они предлагают абитуриентам попробовать снова сдать внутренние экзамены.

Дополнительный набор, в том числе на бюджетные места, объявили еще несколько столичных вузов – МФТИ, МАДИ, МЭИ, а также некоторые региональные учреждения: например, Иркутский и Севастопольский госуниверситеты.

Несколько столичных вузов прибегли к другой процедуре — дополнительному зачислению. Это происходит, когда поступивший абитуриент по какой-либо причине отзывает свои документы. Тогда на освободившиеся места зачисляют тех, кто не мог пройти по баллам в период основного конкурса. Допзачисление объявили МФТИ, МГСУ, МИЭТ, НИУ МЭИ и МАДИ. Некоторые из них готовы взять абитуриентов даже на бюджетные места.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что допнабор в ведущие вузы — редкое явление: «Во-первых, была только одна волна, а во-вторых, уже второй год увеличиваются контрольные цифры приема в регионах. Поэтому ребята решают поступать на бюджет дома, а не ехать в столицу».

«Если ребята сейчас заберут заявления и попробуют попасть в МГУ, то может случиться так, что все туда хлынут — и они снова не пройдут. И в итоге вообще не смогут поступить в этом году», — предупреждает сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. Он обращает внимание, что вузы получают бюджетные деньги по количеству набранных студентов: «Поэтому каждое свободное место — потеря бюджетного финансирования».

В Министерстве науки и высшего образования, между тем, уверены, что сложности неизбежны при любом порядке зачисления в вузы, в том числе и при двух, трех волнах и больше.

С этим сложно не согласиться. Тем более, что по мнению некоторых экспертов, провал приемной кампании в вузы в 2021 году связан не с изменением условий поступления, а с общим падением интереса к высшему образованию. Все больше выпускников школ предпочитают поступать в колледжи, получая полное среднее образование и специальность, по которой они смогут начинать работать сразу после окончания колледжа.

Падение доверия к высшему образованию

Последние два года отмечалось резкое повышение популярности колледжей в отличие от вузов, где год за годом наблюдалось уменьшение количества абитуриентов.

Примечание: Такая ситуация наблюдается не по всем факультетам. Некоторые специальности по-прежнему имеют повышенный конкурс (например, медицинские, IT и некоторые другие)

На фоне общего падения доходов населения, постоянно растущие расценки на обучение в вузах не способствуют их популяризации. Большое влияние на общественное мнение имеют множественные примеры получения высшего образования и последующей работы по другой, не связанной с дипломом специальности. Количество данной категории выпускников вузов постоянно растет и по некоторым категориям достигает уже 70-80%. А получаемые знания в 94% случаев не соответствует критериям высшего образования.

Перспектива заплатить деньги и получить совсем ненужную специальность является большим препятствием для многих школьников, продумывающих свои последующие шаги после школы.

То же самое относится и к бюджетным местам. Есть совсем немного направлений обучения в вузе, после окончания которого есть шанс устроиться на работу по специальности. Прежде всего это относится к IT направлениям. В остальных случаях будьте готовы забросить свой диплом, полученный часто за большие деньги в дальний ящик стола и никогда о нем не вспоминать.

Многие дети сегодня не видят смысла учиться после девятого класса вообще. А кто и после восьмого. Даже в ПТУ рядом с домом не идут. Таких подростков особенно много в республиках Северного Кавказа, Тыве, Краснодарском крае и Оренбургской области – в самых бедных регионах России.

Например, в Тыве доля заканчивающих образование после 8 и 9 классов составляет 63%. А это, как известно, самый экономически неблагополучный регион страны – в нищете там живет 34,7 % (в 2017 году – 41,5%).

В этой республике огромный уровень безработицы – более 18%, больше всего безработных среди людей 35-40 лет. Сколько среди них родителей подростков 14-15 лет? Думается, большинство. И вот на этих безработных, изможденных безденежьем и страхом перед будущим матерей и отцов смотрят их дети, смотрят и не понимают, зачем им учиться. Чтобы повторить их судьбу? Они ее повторят и так, к чему терять 2-3 «лишних» года? И тогда, какая разница, как они сдадут ОГЭ, какая разница с чем они закончат школу: с аттестатом или со справкой?

В настоящее время мы становимся свидетелями окончательного падения доверия к высшему образованию.
Весной этого года в вузы собирались только 43% одиннадцатиклассников, годом ранее их было 48%, а в 2010-м – 80%!

Сколько из нынешних 43% воплотят свою мечту в жизнь и пройдут университетский отбор? Хорошо, если хотя бы две трети или 70% (примерная статистика прошлых лет). Много ли это, если учесть, что больше половины отказываются от борьбы за высшее образование еще в девятом классе?

По данным разных регионов, этим летом после девяти лет обучения школы покинули от 55 до 60% детей. Какое-то число детей перестают быть школьниками уже после 8 класса.

Если прикинуть грубо, то из 100 школьников в десятый идут только 40, из этих 40 только 17 (43%) решили поступать в вуз, из этих 17 поступит человек 12 (70%). А кто-то еще сойдет с дистанции после очередной сессии, кто-то не сможет платить – округлим число счастливчиков до 10.

Итого: 10 человек из 100 смогут в ближайшие годы получить в России высшее образование. И далеко не все из них – хорошее. А большинство – еще и не бесплатное.

Несмотря на это стремление к повышению знаний вне вузов продолжает оставаться высоким.

За последний год практически каждый третий россиянин проходил какое-либо обучение (28%), выяснил ВЦИОМ. Чаще учились новому граждане с высшим и неполным высшим образованием (41%). Каждый пятый (20%) выразил уверенность, что в дополнительном образовании нет необходимости при наличии хорошего базового образования и открытости новому.

Почти треть россиян (31%) планируют научиться чему-то новому в течение ближайшего года. 13% респондентов назвали срок в два-три года, отложили свое обучение на срок более трех лет 3% опрошенных. У половины граждан нет стремления к обучению (51%).

В ближайший год планируют пройти обучение 48% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 39% жителей городов-миллионников и один из пяти сельских жителей (20%). 34% опрошенных согласны с тем, что необходимо проходить обучение и осваивать новые навыки ежегодно, чтобы не отставать от жизни. Более трети (38%) считают, что обучение и повышение квалификации нужно проходить раз в несколько лет.

Весьма вероятно, что на смену «вузовским монстрам» придут более гибкие варианты обучения с укороченным сроком обучения, разумной ценой и востребованностью на рынке труда.

* Сохранить ссылку на статью у себя в браузере можно нажав на клавиатуре (Ctrl+D)

Источник

Недобор в вузах: почему абитуриенты забирают документы

В российских вузах наблюдается недобор: свободные места остались даже на бюджетных отделениях. В итоге десятки крупных престижных учебных заведений открыли дополнительный набор. Неужели, у российской молодежи угасла тяга к знаниям?

Десятки крупных российских вузов дополнительно набирают абитуриентов после того, как в этом году недосчитались первокурсников даже на бюджетных местах. С небывалой нехваткой студентов столкнулись в том числе самые престижные учебные заведения и популярные факультеты.

Последний шанс для тех, кто не нашел себя в списках поступивших или не добрал баллов на бюджетное отделение. Целый ряд вузов объявляет дополнительный набор.

«Я пришла в приемную комиссию, чтобы подать документы на коммерцию, и там мне рассказали, что у меня появилась возможность поступить на мое направление на бюджет, потому что несколько ребят забрали документы», – рассказала абитуриентка СевГУ Елена Чеботарева.

В Севастопольском государственном университете свободными осталось больше 100 мест. Большинство на популярных факультетах – политехническом, ядерной энергии и развития города.

«Абитуриенты, которые хотели поступить в СевГУ, но, допустим, были четырехсотыми в списке, решили, что не проходят, и подали в какой-то другой вуз. Но сейчас они видят: прошли бы по своим баллам, и какая-то часть уже заново подает в рамках дополнительного набора», – отметил ректор СевГУ Владимир Нечаев.

Недобор студентов наблюдается даже в ведущих российских вузах. В МГУ дополнительный набор объявляют сразу три факультета: юридический, философский и факультет журналистики – правда, на коммерческое отделение. ГИТИС ведет дополнительный набор на штучную специальность – технологов-художников сцены.

Свободные места есть и в МФТИ – там, правда, не дополнительный набор, а дополнительное зачисление: выбирают из тех, кто совсем немного уступил конкурентам.

«Если говорить про ситуацию на физтехе, то у нас было на прошлой неделе небольшое дополнительное зачисление, буквально три конкурса по одному месту», – говорит проректор по молодежной политике МФТИ Денис Дмитриев.

Свободные места появились, конечно, не потому что интерес к науке снизился. Просто в этом году изменились правила приемной кампании. Если раньше зачисление шло в две волны – те, кто не проходил по баллам, могли подать документы в менее престижный вуз и все-таки поступить, – в этом году на выбор вуза давалась лишь одна попытка.

«Многие абитуриенты, которые не вполне были уверены в своих силах, просто не подавали в те вузы, более топовые, где заведомо не их проходной балл. Подавали в более скромные вузы, поэтому, как ни странно, недобор получился в наиболее престижных и качественных вузах», – пояснил сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин.

А еще в этом году студентам разрешили одновременно подавать документы сразу на десять факультетов одного вуза. Раньше можно было максимум на три. С одной стороны, это дало студентам пространство для маневра: не прошел на один факультет – пройдешь на другой. С другой – мешало реально оценить свои шансы.

«По итогам первой волны мы получили в десять раз раздутый конкурс. Где-то больше, где-то меньше, ну, в среднем, в семь раз. К чему это привело? Никакого понимания реальной конкурсной основы, никакого понимания рейтингов реальных», – отметил заместитель председателя Российского профсоюза студентов Юрий Наконечный.

В профильном министерстве отмену второй волны зачисления объясняют эпидемиологическими ограничениями. Лишний раз не хотели собирать абитуриентов. И подчеркивают, что готовы работать над ошибками.

«Мы, естественно, будем тщательно анализировать результаты этого поступления, примем те выводы, которые нам подскажут и вузы, и абитуриенты, и родители, и общественные организации. Но в целом мы планируем в этом году зачислить более миллиона абитуриентов на все формы и виды в целом. Будем все взвешивать и вносить изменения», – говорит замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.

Пока альтернативой второй волне становится дополнительный набор. Он открыт в ста российских вузах. Попытать счастья можно до первых чисел сентября.

Источник

Двоечников пригласили в университеты. Зачем России такое «высшее образование»?

Впервые в нашей истории количество мест в высших учебных заведениях превысило количество абитуриентов. «Недобор» испытали даже престижные московские вузы, причём не только «платников», но и «бюджетников». В связи с этим Минпросвещения России выкатило проект приказа, в котором вновь снизило минимальные баллы ЕГЭ, с которыми можно поступить в государственные вузы в 2022/23 учебном году. В институтах будут учить троечников и двоечников? А нужно ли такое «высшее образование» России?

Всё ниже, всё ниже и ниже.

Согласно проекту, опубликованному на федеральном портале нормативных правовых актов, минимальное количество баллов, чтобы стать студентом в следующем году, снижается: по обществознанию до 42, по русскому языку, информатике и географии – до 40, математике – до 39, физике, биологии, химии – до 36, истории – до 35, литературе – до 32, иностранному языку – до 30. Указывается, что общественность может обсуждать проект до 16 сентября.

Интересно, что в этом году в Минпросвете дали единый список для всех своих вузов, в то время как на текущий учебный год баллы для каждого заведения прописывались отдельно. До этого список своих «минимумов» для абитуриентов следующего года опубликовало Министерство науки и высшего образования России. Он лишь слегка «построже», чем у «смежников». Например, нижняя планка ЕГЭ по обществознанию – 45 баллов, по информатике и ИКТ – 44. Русский язык, литература и география оцениваются в 40 баллов, математика, химия, физика, биология – в 39. Минимальное знание истории и иняза в Минобре рассчитали одинаково с коллегами – в 35 и 30 баллов.

Здесь необходимо пояснить, что министерские минимумы могут не совпадать с теми «порогами», которые устанавливают сами вузы. Так, порядок приёма, вступивший в силу в январе этого года приказом Минобра, разрешил вузам устанавливать разный минимальный уровень баллов ЕГЭ для бюджета и платных мест, при котором абитуриента допускают к конкурсу. Ранее минимум вуза должен был совпадать с министерским по всем формам обучения.

При этом минимумы, которые требовали вузы для поступления в этом году, в среднем возросли от 3 до 12 баллов по разным предметам. Нововведением стала отмена так называемой «второй волны» прошлых лет, когда после единого дня поступления (в этом году 5 августа) абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в одну пятёрку вузов, имели право через некоторое время подать документы в другой набор.

Осложнило ситуацию то, что подавать документы можно было дистанционно. Согласие на зачисление по итогам конкурсов нужно было дать 11 августа до 18:00 по московскому времени. В последние полчаса абитуриенты начали судорожно менять свои согласия на сайтах вузов, пытаясь выгадать более престижный. В результате многие сайты обвалились, а абитуриенты-ловчилы «пролетели» мимо всех.

Что мы увидели в итоге? А то, что вузы реально недобрали в этом году абитуриентов и вынуждены были устроить дополнительный набор. Повторный конкурс – через внутренние экзамены – объявили несколько факультетов МГУ, например юрфак, журфак и географический факультет. Допнабор, в том числе на бюджетные места, оказался открыт не только в МАДИ и МЭИ, но и даже в таком суперэлитном вузе, как Физтех.

Вузы – как место «передержки»?

А что это такое для страны в целом? Давайте попробуем разобраться. Последние два года эксперты фиксировали неуклонное падение интереса выпускников школ к высшему образованию и резкое повышение популярности колледжей и техникумов, где, в отличие от вузов, можно сразу получить профессию и после окончания найти место работы. То есть выпускники школ и их родители начали реально сомневаться в пользе пятилетнего сидения в аудиториях и студенческих забав (чаще всего за родительский счёт) даже для юношей, которым в противном случае грозит призыв в армию. Многие соображают: лучше потерять год в армии, чем, по крайней мере, три в институте на очном отделении.

Секрет Полишинеля – что первые два года в вузах обычно «доучивают» за школу, а специализация начинается иногда лишь в магистратуре. При этом она во многих институтах такова, что диплом даже по окончании специалитета можно спокойно положить в дальний ящик – для приёма на сколь-нибудь прилично оплачиваемую работу он уже не помогает. Если не наоборот!

Количество же «левых» вузов, где учат непонятно чему, но исправно берут деньги, несмотря на давние уже попытки провести ревизию, не очень-то уменьшилось. И многие такие частные лавочки до сих пор норовят именоваться «университетами». Одновременно в престижных «старых» университетах и институтах стоимость платного обучения все последние годы бодро растёт, а количество бюджетных мест начали робко увеличивать лишь в последние годы. Итог: конкурс в иные профессиональные колледжи сегодня выше, чем в вузы, и многие школьные отличники и хорошисты стремятся попасть именно туда, а не на студенческую скамью. Даже после 11-го класса, проходя заново предметы из последних двух школьных лет!

Отдельной «петрушкой» в этой интегральной картине является пресловутый ЕГЭ. Тупо «слизанный» с западного, причём отработанного опыта, он за эти 15 лет применения, конечно, сильно изменился с первоначальной дебильной «угадайки» в сторону реальной оценки знаний. Но всё равно не заменил внутренних экзаменов вузов, не снизил уровень коррупции, лишь переформатировав её. И, по большому счёту, не особо выровнял возможности абитуриентов из мегаполисов и провинции. Зато исправно продолжает «высасывать» талантливых ребят из регионов в столицы.

По мере возрастания сложности госэкзаменов официальные минимумы проходных баллов государство вынуждено снижать, а вузы в итоге – получать всё больше троечников, а скоро, видимо, и двоечников. «Плати деньги, а мы тебя уж как-нибудь дипломируем», – таков негласный девиз многих ректоратов и деканатов, работникам которых вовсе не светит снижение собственного уровня жизни.

Конечно, такая ситуация не во всех высших учебных заведениях. Например, ректор МПГУ, доктор исторических наук Алексей Лубков рассказал Царьграду, что в их педагогическом университете, несмотря на «демографический провал», ежегодно растёт средний бал поступающих на бюджет, при этом никакого недобора нет. Например, в этом году этот балл был почти 81 процент:

Ситуация по вузам и по регионам очень разная – и мы в этом смысле не показатель: к нам идут ребята с целевой мотивацией получить педагогические специальности. С нынешним недобором в разные вузы нужно разбираться на разных смысловых и организационных уровнях.

Ректор МПГУ уверен, что резкая отмена ЕГЭ, к чему призывают некоторые политики, станет худшей ломкой для системы образования, чем его обязательное введение.

Другое дело, что Единый экзамен надо совершенствовать: сейчас над содержанием школьной образовательной программы работают одни люди, а над КИМами (контрольно-измерительный материал, который ложится в тесты ЕГЭ – ред.) другие, что рождает разные подходы и сильно нервирует школьников,

Напомним, ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе Общероссийского родительского собрания сообщил, что на следующий год будут внесены изменения в ЕГЭ почти по всем предметам. По его словам, изменения связаны с тем, что ребята, которые выпускаются в следующем году, все 11 лет учились по современным образовательным государственным стандартам, и теперь изменения будут поэтапно вводиться по всем дисциплинам в течение 2022, 2023 и 2024 годов. Кое-что стало известно про изменения в ЕГЭ в будущем году. Например, из экзамена по русскому языку уберут тесты, а в иностранном языке уменьшат долю синтаксиса, сделав упор на владение устной речью.

Профанация вместо профориентации

В общем, со стороны государства и ректорского сообщества идут успокаивающие сигналы: мол, всё в целом неплохо. Только вот с отменой «второй волны» на зачисление ошиблись, надо, мол, её вернуть, и всё с поступлением образуется. Так что, всё хорошо, прекрасная маркиза? А как тогда расценивать ситуацию с падением популярности высшего образования, о котором специалисты предупреждали ещё несколько лет назад?

С другой стороны, как понимать то, что желающие всё же непременно попасть в стены институтов и университетов зачастую подают документы одновременно на пять и десять совершенно противоположных специальностей? Получается, им всё равно, кем стать и какой диплом получить? ЕГЭ же оказывается просто нудным и противным, но необходимым «пропуском» в 4–6-летний промежуток «лафы», в котором можно просто «законно» повисеть на шее у родителей, не особо запариваясь будущей профессией? Не говоря уже высоким штилем о «призвании».

Нет, здесь явно и давно уже что-то не так – за редкими исключениями в отечественной системе образования продолжает нарастать подмена понятий, или, коротко – профанация. Недаром некоторые эксперты считают, что вузы (не только у нас, но и во всём мире) всё больше становятся местом «передержки» молодых людей в самом их опасном для государства «анархичном» и буйном возрасте. Однако не более ли надёжная и, главное, полезная для государства форма такой «передержки» – это армия? Там кроме навыков общежития и дисциплины можно ещё и профессию получить!

Не пора ли нашему правительству – пусть и не резко, но начать серьёзное системное сокращение количества вузов и факультетов из числа тех, что учат непонятно чему? В своё время в СССР действовала негласная установка на рост числа десятиклассников, которые идут в вузы. А в них тогда учили на совесть.

Однако на излёте 1970-х вдруг обнаружилось, что в стране слишком много сотрудников НИИЧАВО, которые занимаются не пойми чем, а квалифицированных, да и просто рабочих, доярок и швей не хватает. Тогда «установка» поменялась: троечников перестали тащить за уши в девятый класс, маня институтскими аудиториями. А стали побуждать идти в ПТУ и техникумы – благо тогда их в стране было немало и по всем рабочим профессиям. Да и заработки в этих профессиях реально подняли.

Что с того?

Сегодня, когда Россия задыхается без притока рабочих мигрантов – и не только на стройках, – самое время вспомнить советские уроки, чтобы не наступать на старые грабли. Стране нужны реальные, а не мнимые учёные, инженеры, врачи, люди искусства. Так же как нужны свои, а не пришлые рабочие и аграрии. А для этого требуется кардинально, по-государственному пересмотреть всю систему образования, убрав из неё накипь и пускание пузырей. Пусть это и лишит привычной кормушки многих.

В противном случае сакраментальная цитата из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» давно уже звучит у нас не благодушно-иронично, как в пушкинское время, а походит на звонок аварийной сигнализации. И, увы, звонок далеко не первый.

Источник

Абитуриенты недовольны новой системой поступления

что делает вуз если недобор. Смотреть фото что делает вуз если недобор. Смотреть картинку что делает вуз если недобор. Картинка про что делает вуз если недобор. Фото что делает вуз если недобор

«Подавали в последний момент»

В ведущих вузах России – МГУ, МФТИ, МИРЭА, МГСУ, МИЭТ, НИУ МЭИ и МАДИ — объявлен дополнительный набор абитуриентов на бюджетные и платные отделения. В ряде региональных университетов — например, в крымском и иркутском — ситуация аналогичная.

По мнению преподавателей, абитуриентов и их родителей причиной стала отмена второй волны зачисления. Вместо нее в 2021 году Минобрнауки дало выпускникам школ возможность подавать документы на 10 факультетов в одном вузе. Раньше можно было только на три. Проблема заключалась в том, что 11 августа до 18:00 абитуриенты должны были сделать выбор и подать согласие только на один факультет в один вуз. А для этого нужно было оценить свои шансы на прохождение: одни, рискнув, подавали в итоге в престижные вузы, другие – в те, что попроще.

что делает вуз если недобор. Смотреть фото что делает вуз если недобор. Смотреть картинку что делает вуз если недобор. Картинка про что делает вуз если недобор. Фото что делает вуз если недобор

Многие сделали выбор за полчаса до завершения приема, из-за этого в одних вузах оказались незакрытые бюджетные места, в других – невиданно высокий конкурс. И там, где вроде бы легко было попасть на бюджет, ученики оставались ни с чем.

«Я была зачислена в московский политех, но изначально хотела в другой вуз — МИРЭА, в котором были вполне удовлетворяющие баллы. Однако на направление, на которое я хотела, балл в последний день поднялся настолько сильно, что огромное количество людей с хорошими баллами для данного вуза и направления (240-253) не смогли туда пройти, проходной стал 254, при этом в прошлом году был 234», – рассказала «Газете.Ru» жительница Подольска Екатерина Хромова.

По ее словам, в ведущих вузах (МФТИ, МИФИ, МИСиС) огромная проблема была не просто с проходным баллом, а с тем, что не все бюджетные места заполнились. Из-за отмены второй волны ее конкуренты стали подавать документы в вузы попроще, боясь рисковать и подавать в крутые, говорит Хромова. Из-за этого в средних вузах балл поднялся примерно на 20 позиций, а в МГУ, например, многие направления потерпели огромное падение балла.

«Из-за этой системы я пережила огромный стресс»

«Петицию подписала из-за того, что у меня лично обломилось поступление в вуз, в который хотела и готовилась поступать, у меня был вполне нормальный балл (246), ни разу за всю историю до этого года он не поднимался так сильно и резко. Так же из-за этой системы я пережила огромный стресс, вечное ожидание обновления списков со стороны вузов.

И мне бы не хотелось, чтобы будущие абитуриенты проходили через такой ад, через какой прошли в этом году мы», — объяснила девушка.

«Я ждала последнего дня и последнего часа, чтобы подать, поэтому только в политех подала, когда увидела, что в МИРЭА уже никак не пройду. Но это все же лучше, чем не пройти вообще, как произошло с огромным количеством человек в этом году, даже у которых прекрасные баллы», — подчеркнула Хромова.

Педагог бьет тревогу

Обеспокоены новой системой не только абитуриенты, но и педагоги, родители, вложившие в выпускников огромное количество сил. Своим мнением и статистическими данными с «Газетой.Ru» поделился учитель информатики с 27-летним стажем Алексей Набережный, он готовит в Москве к ЕГЭ и олимпиадам по информатике, и среди его подопечных немало стобалльников. В этом году в вуз поступала его дочь, поэтому с ней и с родителями своих подопечных он изучил все нюансы новой системы.

«В один вуз дочь попадала гарантированно – у нее 297 баллов. Но это не та специальность, о которой она мечтала. Она испугалась, что если не поступит, то потеряет год. Поступающие в этом году парни переживали сильнее: они думали, что попадут в армию. В худшем психологическом состоянии оказывались их родители: звонили, матерились, в панике собирали деньги, готовясь откупать пацанов от армии — и это до объявления результатов. Доходило до психоза у взрослых», — говорит педагог.

С родителями и учениками он был на связи несколько дней: вместе следили за баллами и высчитывали вероятность прохождения по баллам в тот или иной вуз. Самые понятные системы отображения, по его мнению, были в личном кабинете на сайте МИРЭА и МГТУ Станкин.

По его наблюдениям, после окончания приема заявлений от абитуриентов, то есть после 18:00, в одном из региональных вузов еще 4 часа база заявлений оставалась открытой и с ней «можно было играть».

Его дочь, высчитав вероятность, подала заявление в 17:30.

«Она запсиховала, начиталась, что ребят из вузов попроще стали вытеснять, увидела, что слетела с 13 на 17 место, и с дисциплины «Программы инженерии» отозвала свое заявление. Я хотел отогнать ее от компьютера и поставить за нее, но не стал вмешиваться, посчитал, что это неправильно. В итоге она переложила заявление туда, где гарантированно оказывалась на первом месте. Но это не та специальность, о которой она мечтала, она хотела на «Компьютерные сети и информационные системы», тоже в МГТУ Баумана», — рассказал Набережный.

Он уточнил, что произошло с баллами: осталось огромное количество бюджетных мест в вузах с высоким баллом, и если они их не займут, их в следующем году хуже профинансируют.

«В МГТУ Баумана до 12:00 база заявлений с согласиями на зачисление оставалась открытой. А у МГУ проходным баллом оказались 270 баллов из 400. Туда на направление механики смогли поступить троечники», — резюмировал специалист.

Он отметил, что таких неразберих и недоборов у ВУЗов не было с 2015 года, когда впервые ввели две волны.

Что делать вузам: мнение экспертов

Алексей Набережный уточнил, что в московских вузах этим летом сильно упали проходные баллы, и очень трудно было не поступить на бюджет — например, в МГТУ Станкин проходили ученики с баллом 202. По мнению Набережного, вузам необходимо при такой системе поступления, раз уж ее ввели, сделать ранжирование по четким внутренним правилам. Например, дать приоритет тем, кто быстрее подал заявления при одинаковом проходном балле. Педагог считает, что это создало бы абитуриентам мотивацию и разгрузило приемную комиссию и сайты вузов.

Свою позицию выразил ректор РГГУ Александр Безбородов.

«Мое мнение субъективно, но у нас при высоком конкурсе все бюджетные места оказались заняты. У нас так получилось, потому что мы в течение всего года боролись за «своего студента» — вели такую профориентационную работу на каждом факультете. А если запросить высокие контрольные цифры приема, то даже по «договорнякам» полноценная группа не соберется: тут даже «платники» растерялись. Получилось, и группы неполноценные, и волна закончилась.

Здесь нужна сбалансированная технология приема от вуза: руководство должно и контрольные цифры приема закрыть, и получить студентов с высоким баллом ЕГЭ», — заявил он «Газете.Ru».

По его словам, если вернуть две волны, может произойти та же ситуация: это конкурсная процедура, и опять окажется, что с большим количеством баллов абитуриенты пойдут в одни и те же вузы на те же бюджетные места.

«Могу сказать, что Минобрнауки изучит произошедшее, сделает выводы, заметит и реакцию общества, и СМИ. В этом году получилось, что в некоторых вузах олимпиадниками оказались заняты чуть не все бюджетные места, а конкурсная основа «потерялась», — заключил ректор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *