что делает воспитатель в интернате
Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа
образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
«Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
Составила воспитательсемейной группы 8 класса: Тарасова А. А.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей
сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или
слышат дети, каждое наше слово-интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка,
формированием его личности».
Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 09.10 до 14.30. Все оставшееся время также четко спланировано,предусматриваем все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач.Все это проводится:
1) на самоподготовке;
2) воспитательных часах;
3) в режимных моментах дня.
Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Тематику бесед я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном,темы моих бесед по красным датам календаря: 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День ЯМАЛА, День народного единства; о нашем Районе и его достопримечательностях; о природе и богатстве родного края; о соотечественниках ВОВ (Марков А. С.);
о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании,наркомании и алкоголизма: «Я ЗДОРОВ», «Туберкулёз» и др.
Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы, фильмы, индивидуальная работа над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу проводим совместно с социальным педагогом, психологом.
По четвергам провожу воспитательский час «Час здоровья», на котором проводятся разнообразные виды работ. Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи. Кроме этого воспитанникив свободное время занимаются мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь.А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.
Провожу воспитательские часы «О здоровье» приглашаю медсестру Горбунову Л. З., ведётся беседа по профилактике различных заболеваний, употребления ПАВ.
в поселковую библиотеку,
на выездные выставки творческих работ.
В сельскую библиотеку записаны воспитанники Валерия Д, Дима К Маша Р
По пятницам провожу » Творческий час».Мы с ребятами на творческих часах мастерим всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают (мой класс на выставке творческих работ «Наши таланты» занял 1 место). Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях; кружки, секции (на концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы. Легче всего воспитанникам даётся вязка, работы по дереву, рисование
Вязанием занимается Дима, Ваня С, Ваня П, Ира Т, Маша Р, Данил Р, Валерия.
Большинство воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, по средам воспитательский час я отвожу для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанникизнакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое мнение к героям и событиям.
Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.
Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.
Доклад воспитателя второй младшей группы «Понимать ребенка — знать особенности его развития» «Понимать ребенка – знать особенности его развития» Часто у родителей, особенно у молодых, возникает вопрос: «Почему дети не слушаются,.
Методика коррекционной работы по речевому дыханию Для коррекционной работы, я взяла за основу методику Стрельниковой А. Н., Хатнюкова Т. Г. Данная методика подразумевает соблюдение определенных.
Направления коррекционной работы при дизартрии Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста Первое направление. Нормализация.
Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.
Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ Подготовила Терехова И. А. Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического.
Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.
Система коррекционной работы с гиперактивными детьми Система коррекционной работы с гиперактивными детьми. В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми,.
Как я работала воспитателем в школе-интернате
Я хотела написать этот пост еще в первую волну, но все время забывала. Но надо же за отпуск хоть что-то доделать.
Когда я училась в школе, большинство окружающих меня девочек хотели стать учительницами. Многих вдохновила наша замечательная классная руководительница, кто-то просто любил детей, кто-то хотел отомстить за годы мучений за партой. Я, хоть и любила детей, учителем быть никогда не хотела, так как имела перед глазами живой пример: моя мама – учитель начальных классов. И если для мамы всегда самым неприятным в работе было количество бумажной работы, то меня больше отталкивало то, что у нее никогда не хватало сил и эмоций на меня. Она возвращалась с работы около 5 часов вечера и на все мои попытки поделиться произошедшим в течение дня только кивала и мычала. А иногда и вовсе просила отстать от нее и дать ей посидеть в тишине.
Поэтому изначально вариант работы в сфере образования я не рассматривала совсем. Но перед началом второго курса филфака я почувствовала, что стипендии в размере жалких полутора тысяч мне не хватает, и решила найти какую-то работу. Оказалось, что в школе-интернате для слабовидящих, в которой и работала моя мама, была открыта вакансия воспитателя. Главное было отработать ставку, которая тогда была вроде 21 час, платили довольно прилично (из-за того, что дети инвалиды, да еще и сироты есть, дают надбавку за вредность), можно было совмещать с учебой, поэтому я с радостью согласилась.
Когда меня принимали на работу, директор попросила только подписать договор и сказала одну фразу: «Ну ты же знаешь, Анечка, дети у нас тут сложные». Да, да, покивала я головой, думая, что сложные дети – это те, которые не слушаются. Эх, как я была наивна.
Я работала два дня в неделю: в пятницу с 12 дня до 10 вечера и в воскресенье с 7 утра до 10 вечера. В пятницу в мои обязанности входило забрать детей после занятий, отвеcти их на обед, раздать родителям тех, кого забирали, пойти гулять с теми, кто оставался, покормить их полдником, поразвлекать их до ужина, покормить, опять развлекать и уложить спать до 10 вечера. В воскресенье к этому добавлялся подъем в 9 утра, завтрак, выполнение домашних заданий и тихий час после обеда. Иногда школа выделяла деньги, и мы с детьми куда-нибудь ходили.
Не повезло мне сразу. Завуч по воспитательной работе, которая до сих пор не питает ко мне особо теплых чувств, поставила меня на группу детей с умственной отсталостью. Всего их было от четырех до восьми человек, но костяк оставался неизменным. Это были, понятно, сироты: Вадик, Сереженька, Аня и Юля.
Мне было 19 лет, ему – 8. И я совсем не знала, что надо делать в такой ситуации. Пока я пыталась сообразить, как бы выразить свои мысли, Вадим вежливо поинтересовался, не хочу ли я заняться с ним сексом.
Потом я полчаса пыталась его утихомирить, так как после того, как он надел трусы, он начал просто бегать по спальне и орать. Потом накинул на себя одеяло и стал ползать. Когда я пыталась его поднять, он начинал брыкаться и отбиваться руками и ногами.
В общем, от шока, села я на детскую кроватку и заплакала горючими слезами. Вадичка выглянул из-под одеяла и удивленно спросил:
— Анна Дмитриевна, почему вы плачете? – совершенно нормальным голосом, как будто это не он тут членом в бутылке размахивал несколько минут назад.
— Потому что, Вадик, ты себя плохо ведешь.
— Что мне сделать, чтобы вы перестали плакать?
А самым трогательным, но все же характерным моментом наших отношений был тот день, когда Вадик был не в настроении, и я ему постоянно предлагала чем-то заняться: то пойти поиграть, то собрать конструктор, то мультик посмотреть, то книжку почитать, а он сидел, уставившись в пространство, а потом вдруг посмотрел на меня и нежно так сказал:
— Вы такая красивая, я бы вас вы**ал.
В свой последний день в нашей школе, Вадик опшикал меня освежителем воздуха для туалета, а перед тихим часом так не хотел идти в спальню, что упал на пол и катался в истерике. Когда я попыталась его поднять, он до крови укусил меня за руку и до синяков пинал мои ноги своими.
Прям пишу и скучаю.
Еще один мальчик – Сережа – был полностью «наш» по зрению, но кроме этого, к сожалению, тоже обладал набором психических отклонений. Несмотря на то, что почти у всех людей с умственной отсталостью наблюдается повышенный интерес ко всему сексуальному, Сережа превосходил даже Вадика: воспитательницы рассказывали, как однажды застали его с другой девочкой-сиротой за попыткой заняться сексом. Сереже тогда было лет 10, а девочке 8. Но мне в этом плане «повезло», когда я работала с Сереженькой он уже настолько плотно был напичкан таблетками, что никакой опасности не представлял. Его было очень жалко, потому что как только проходило действие таблеток, через пару месяцев его снова отправляли в психбольницу, откуда он возвращался, кажется, вообще не осознавая себя. Но когда осознавал, с ним было весело. Сережа очень любил (да и любит) обниматься, первые дни я отшатывалась, но потом мама сказала мне, что таким детям надо отдавать все, что можно. И если я не могу дать Сереже знания, то не стоит жалеть любви. Я никогда с тех пор не жалела и всегда с радостью обнимала Сережу, хотя он потом и вымахал выше меня на две головы.
Сережа очень любил преувеличивать и драматизировать, в этом плане он бы с легкостью уделал Хемингуэя. На одной из прогулок нашел где-то два голубиных пера, подошел ко мне и доверительно сказал:
— Анна Дмитриевна, я сейчас съел голубя.
— Анна Дмитриевна, я сейчас не шучу! Это все реально!
После этого поедатель голубей ушел строить с младшеклассниками халабуду из подручных материалов. Через пятнадцать минут вернулся, пряча руку за спиной.
— Сережа, что такое?
— Мне гвоздь в руку воткнулся! Я потерял очень много крови!
На безымянном пальце обнаружилась двухсантиметровая царапина.
Однажды Сережа попытался от меня убежать – он мальчик мощный и быстрый – увидел открытые школьные ворота и рванул, моментально развив скорость молодого гепарда. Я побежала за ним, и если бы Сережа знал, куда бежит, я бы его ни за что не догнала. Но он остановился довольно скоро.
— Да с кем я вообще разговариваю.
— Со мной, Анна Дмитриевна! – тут же с готовностью ответил Сережа. – Со мной!
Но больше всех я любила двух девочек – Анечку и Юлечку. Обе – отказницы, и у обеих, как я поняла, были генетические проблемы, кроме умственной отсталости. Их до сих пор очень коротко стригут, потому что сами они за длинными волосами вряд ли бы смогли ухаживать, а еще из-за того, что их долгое время отправляли летом не в лагерь, как многих сирот, а в психбольницу, и они оттуда очень часто приезжали со вшами. И если Юля к своей короткой стрижке всегда относилась спокойно, то Аня очень расстраивалась, и когда была маленькой, постоянно надевала на голову колготки и отказывалась их снимать. Еле уговорили с другими воспитателями носить шарфики, платочки и шапочки вместо колготок.
— Чо, клеишься к Анне Дмитриевне, да?
Так что я еще в первый день прониклась культурным уровнем моих воспитанников.
Но самым лучшим моментом моей работы воспитателем, просто пиком карьеры, был случай, когда я сидела в классе, ела свой обед из контейнера, и услышала из-за двери:
— Не, давайте эту ****ю завтра сделаем, не в смену Анны Дмитриевны.
Всем спасибо, надеюсь, было не слишком нудно!
Профессия воспитатель в интернате дистанционно*
Воспитатель в интернате – профессиональный педагог, который занимается развивающей и воспитательной работой с детьми в интернатных учреждениях различных профилей.
Получите среднее профессиональное образование по профессии воспитатель в интернате дистанционно*
Стоимость обучения за семестр
Получите профессию воспитатель в интернате дистанционно*
Описание
Деятельность и характер работы воспитателя в интернате зависит от образовательной программы учреждения. Воспитатели могут работать в общеобразовательных интернатах, в организациях с углублённым изучением предметов или в интернатах для детей с особенностями здоровья. Как правило, в интернатах содержатся несовершеннолетние сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ, воспитанники с девиантным поведением («трудные» подростки), одарённые воспитанники с высокими способностями в той или иной сфере. Обязанности воспитателей в интернатах заключаются в надзоре, воспитании и обучении подопечных детей. Специалисты составляют распорядок дня и следят за его соблюдением, организуют досуг детей. При необходимости воспитатели сопровождают учащихся, также они составляют графики сопровождения воспитанников родителями при отъезде/приезде.
Плюсы профессии
Требования
Получить работу воспитателя в интернате можно только при наличии диплома о профильном образовании. К воспитателю в интернате предъявляются строгие требования в части педагогических компетенций, знания психологии, основ безопасности жизнедеятельности, умения оказывать первую помощь. Воспитателю следует знать законодательную базу системы образования, педагогическую этику, теорию и методику воспитательной работы, владеть современными педагогическими технологиями.
Получите среднее профессиональное образование дистанционно*
Личные качества
Кроме образования будущему педагогу интерната необходим ряд личных компетенций. Эта профессия подходит творческим людям с богатым воображением, любящим и понимающим детей. Необходимы такие черты характера, как:
Востребованность профессии
Более 350 вакансий ежедневно размещаются на hh.ru
Воспитатель в интернате – профессия распространённая и востребованная, относится к категории «человек – человек». Воспитатели всегда были и будут необходимы обществу, поскольку их труд невозможно автоматизировать.
Карьера
Помимо работы в интернатных учреждениях, есть множество вариантов для трудоустройства. Воспитатель может работать в частном порядке на дому, реализовывать определённые программы коррекционной и/или развивающей работы. Также можно открыть собственное дело – частный образовательный центр. При дальнейшем обучении и получении высшего образования воспитатель может работать в качестве:
Зарплата
Средняя зарплата воспитателя школы-интерната в России для специалиста со средним опытом – от 30 000 р.
Интернатные учреждения находятся под государственной юрисдикцией в общей системе образования. Оплата труда работников интернатов производится по той же схеме, что и для всех работников образования. Зарплата воспитателя интерната включает окладную часть и надбавки. Премии выдаются за достижения в работе и дополнительную деятельность воспитатели поощряются премиями. Основанием для премии может стать:
Место работы
Воспитатель может работать в следующих учреждениях интернатного типа:
Кроме того, при наличии соответствующей квалификации можно работать в:
Где пройти обучение
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием
Программа профпереподготовки к основной специальности в подарок!
Диплом о профессиональной переподготовке расширит ваши профессиональные возможности и позволит претендовать на более высокую заработную плату.
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием + Воспитатель детей с отклонениями в развитии (нарушениями речи)
Я воспитываю брошенных детей. Откровения педагога с многолетним опытом работы в школе-интернате
Несмотря на стремительный мировой прогресс во всех сферах, мы имеем множество нерешенных проблем мирового масштаба. Одна из таких проблем — дети, растущие без родителей. Как много существует на сегодняшний день детских домов и интернатов, где проживает и воспитывается множество малышей и более взрослых ребят, мечтающих обрести семью, получить материнскую любовь и просто общение с родными людьми.
Без сомнения, в таких учреждениях работают люди с большим сердцем, способным вместить любовь к каждому своему воспитаннику. И изо дня в день воспитатели и учителя дарят частичку себя своим подопечным, стараясь дать им хотя бы малую толику того, что есть у детей, которым повезло воспитываться в благополучных семьях.
Reconomica не осталась в стороне и прикоснулась к миру ребят, проживающих в школе-интернате. Мы поговорили с воспитательницей с многолетним стажем, которая рассказала нам о своей нелегкой, но такой полезной и благородной профессиональной деятельности.
Кто такой воспитатель школы-интерната
Здравствуйте, меня зовут Юхимович Марина Николаевна, мне 46 лет, я из украинского города Житомира.
На протяжении 8 лет (с 1993 по 2001) работала в житомирской школе-интернате для детей-сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, на должности воспитателя.
Если давать сухое, официальное определение этой педагогической должности, то воспитатель — это педагог, который занимается и обучающей, и воспитательной работой с воспитанниками интернатных учреждений различных профилей.
Если же это сиротский интернат, где дети живут без участия и влияния родителей, то тогда воспитатель становится и мамой, и папой, и советчиком, и другом, и мудрым наставником, и примером для подражания.
Трудно оценить всю силу влияния на своих подопечных со стороны педагога. Он должен досконально знать все особенности здоровья, характера, поведения своих ребят, уметь найти общий язык со всеми детьми: и трудными, и послушными, жить с ними одной жизнью.
Как стать воспитателем школы-интерната
Воспитателем школы-интерната может стать любой педагог, имеющий высшее образование, независимо от полученной квалификации специалиста. Я в свое время закончила Житомирский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». Конечно же, в силу такого полученного образования проще работать с малышами начальной школы, но если такой вакансии не будет, то вас могут назначить работать с детьми старших классов.
Я закончила Житомирский педагогический институт.
Мои первые шаги в роли воспитателя
Я должна признаться, что мое появление в этом учебном заведении не было особенно желанным и ожидаемым. Все случилось скорее вопреки моим мечтам. Поскольку при распределении направлений по окончании института мою кандидатуру не рассматривали (у меня было рабочее место), я получила позже всех свою «путевку» в один из самых загрязненных радиацией районов. Отказаться нельзя — не выдадут диплом, пришлось подписывать документы и ехать в поселок Емильчино брать открепление — отказ от моей кандидатуры. Но там специалисты были очень нужны, и я вернулась домой в расстроенных чувствах и без перспективы трудоустройства. Но уже 15 сентября я была принята на должность воспитателя в 1 класс школы-интерната №4.
Особой радости я не испытала, потому что бредила учительской работой. Но выбора у меня не оставалось, и я с головой окунулась в абсолютно новый для меня мир со своими законами и понятиями.
Для директора важным было, прежде всего, мое профильное образование и то, что я живу рядом с интернатом.
Как таковой стажировки у меня не было: моя напарница, женщина предпенсионного возраста, нехотя рассказала про все «прелести» воспитательского труда и строго предупредила об ответственности за все материальные ценности (постель, мебель, одежду детей). Утром я была в кабинете директора и разговаривала со своей напарницей, а уже после уроков (в 13.00) вышла на работу во вторую смену. Как говорится, я даже не успела испугаться.
Моими первыми воспитанниками стали 22 ученика 1-Б класса. Шумные, крикливые, непослушные и очень непослушные ребята. Очень сильным было влияние моей старшей коллеги, и поначалу мне «с кровью» приходилось завоевывать авторитет. Зарплата начислялась исходя из того, что ни категории, ни стажа работы я не имела, то есть самая низкая среди всех педагогических работников школы-интерната — 120 гривен.
Рабочие будни воспитателя школы-интерната
График работы воспитателя школы-интерната существенно отличается от режима работы учителя. Прежде всего, это 1 и 2 чередующиеся смены и работа в выходные (праздничные) дни. Но это не школьные (в привычном значении) смены, а смены, обусловленные режимом работы именно интерната.
Сменный график
Первая смена в нашем интернате начиналась в 7.15 и заканчивалась в 9.00. За это время педагог должен разбудить воспитанников, провести зарядку, гигиенические процедуры, проверить постели, если нужно, сменить их и отнести грязное белье в прачечную, отвести детей на завтрак и в 9.00 передать их учителю. До окончания последнего урока всю ответственность за детей берет на себя учитель.
Вторая смена начиналась в 14.00 (13.00) и заканчивалась в 21.00. То есть все это время дети были под полным моим присмотром ежеминутно. После уроков воспитатель кормит детей еще 3 раза (обед, полдник, ужин), укладывает на дневной сон, учит уроки во время самоподготовки (2 часа), купает, отводит на кружки (в здании школы), проводит воспитательные мероприятия, прогулки в лес, на природу.
Теперь понятным становится требование директора о близости проживания воспитателя к интернату. Ведь и на первую смену (в 7.15) в школу, и после второй смены (в 21.00) домой педагог мог добираться вовремя, только если он жил рядом.
Работа в выходные и праздники
Но самыми загруженными днями для воспитателя были выходные и праздничные дни. С утра до вечера ты вместе с детьми. Можно, конечно, было работать по полдня, но мы договаривались, что каждый будет иметь хотя бы один полноценный выходной. У меня по договору выходной был в воскресенье. Зато суббота требовала полной отдачи сил: подготовить школьную форму (почистить, погладить), сделать генеральную уборку спален и игровой комнаты. Да, мы приучали детей это делать самостоятельно, но какой же помощник в 6-7 лет.
Причем многим малышам приходилось прививать самые элементарные навыки, поскольку их родители (алкоголики, наркоманы и т. д.) ничего хорошего и человеческого им не дали.
Очень хорошо запомнила мальчика Юру, который после смерти мамы жил с дедушкой в шалаше на берегу реки, и только после того, как не стало деда, его определили к нам в интернат. Ребенок не умел улыбаться, хлопать в ладоши, молчу про умение держать ложку и вилку в руках.
Волей судьбы я стала работать воспитателем в школе-интернате.
Воспитанники — сироты при живых родителях
В начале труднее всего для меня было принимать близко к сердцу сам факт того, что эти дети стали не нужны родителям, ведь круглых сирот среди них было совсем мало. Когда я читала выписки из решений суда, очень часто меня охватывал ужас от того, что эти дети пережили, через какие трудности прошли, и как легко родители от них отказывались. Конечно же, многие из этих горе-родителей приезжали и проведывали своих чад, но, честно говоря, я не видела в глазах этих людей стыда, раскаяния, угрызений совести. Их все устраивало – дети накормлены и под присмотром.
Зато малыши искренне страдали от вынужденной разлуки с близкими. А любовь этих детей к своим родителям (пьяным, синим от алкоголизма, грязным, неухоженным) можно назвать только одним словом – вселенская. Только воспитанники интернатов понимают, что такое иметь семью и потерять ее навсегда.
И тогда они предпринимали отчаянные попытки убежать из школы-интерната, вернуться домой, хоть в собачью конуру, но к маме. Для интерната это становилось серьезной проблемой: воспитателям приходилось ездить по вокзалам, заброшенным домам, дальним селам и выискивать беглецов, возвращать обратно в интернат.
Один из случаев побега
У меня самой был такой случай, слава Богу, со счастливым концом. Два брата появились у меня в группе 1 класса уже достаточно взрослыми — 8 и 9 лет. Их не смогли определить в классы постарше, поскольку в школу они вообще не ходили и не владели никакими учебными навыками. Дисциплина и режим интерната им сразу не понравились, поэтому однажды на самоподготовке они отпросились в туалет и в класс уже не вернулись.
Был вечер, страшные мысли одолевали меня и коллег, но возможности бросить все и догонять их у меня не было. Да и куда бежать?
К счастью, мне поздним вечером домой позвонили из школы и сказали, что их на дороге подобрал мужчина, ехавший мимо на автомобиле. Он заметил на трассе двух детей, бодро шагающих в полной темноте и неизвестно куда. Мужчина был понятливый и сразу раскусил побег ребят. Он развернул машину и доставил беглецов в школу. Спасибо такому неравнодушному человеку.
Многих «путешественников» приходилось искать месяцами, сами понимаете, о каком полноценном образовании может идти речь. Вот и складывалась картина, когда в одном классе могли учится и те, кому 7 лет, и те, кому 8, 9, 10 лет.
Заработная плата работников школ-интернатов
Поскольку интернатные учреждения находятся под государственной юрисдикцией в общей системе образования, то оплата труда работников школ-интернатов производится по той же схеме, что и для всех работников образования. Они имеют полный социальный пакет: оплачиваемый больничный лист, оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, оплачиваемые командировки. Заработная плата зависит от образования, стажа (больше 3 лет — 10% надбавки, свыше 10 лет — 20%, свыше 30 лет — 30%), категории, педагогического звания воспитателя (воспитателю-методисту дополнительно выплачивается 10% надбавки).
Чем выше категория и больше стаж работы, тем больше процент надбавки к основной ставке.
Важно, что для работников интернатов сохраняется дополнительная 20% надбавка к зарплате за вредность работы, а также отдельный расчет за ночные смены. На момент моей работы в интернате заработная плата воспитателя колебалась в пределах 120-170 гривен и была только «белой».
Возможность заработать больше, чем по ставке, у воспитателя может появиться тогда, когда он заменяет кого-то из коллег или работает в праздничные дни. Премирование работников интернатов осуществляется, как правило, ко дню учителя. Размер премии зависит от результативности работы каждого педагога и выделенных государством средств в размере должностного оклада или процент от него (от 50% до 100%). На сегодняшний момент в Украине воспитатель интерната может получать заработную плату в размере от 4000 до 8000 гривен.
Плюсы и минусы профессии
К основным плюсам данной профессии я бы отнесла возможность реализоваться как воспитатель (не учитель), а также возможность получить более быстрый и наглядный пример своего труда. Данная специальность идеально подойдет для тех педагогов, кто любит быть в постоянном движении, любит раскрывать тайны детской психологии и для тех, кому по душе быть хозяйственником (в хорошем смысле слова). Женщины становятся «многодетными мамами», а мужчины (их среди воспитателей тоже немало) сильными «полководцами», которым по силам одолеть с детьми любые трудности. А вообще, это профессия не по диплому, а по душе.
К минусам воспитательской работы я бы отнесла работу в две смены и необходимость работы в выходные и праздничные дни. Еще есть один немаловажный факт — очень близкий и тесный контакт с детьми. При таком большом скоплении людей (в интернате было около 400 воспитанников и 50 человек персонала) много тяжелых болезней ежегодно отправляли на больничные койки не только ребят, но и педагогов, работающих с ними. Самой пришлось на собственном опыте пережить эпидемию гепатита А. Особенно тяжело переживать и личные трагедии в жизни своих ребят: предательство и гибель близких, тюремное заключение родителей, неизлечимые болезни самих деток.
Со слезами вспоминаю похороны своей ученицы Таисии, которая умерла от рака почек. Всей школой провожали ее в последний путь. Ребенок болел долгих 7 лет, а мать ни разу не проведала ее в больнице…
В такие моменты начинаешь переосмысливать собственные духовные ценности, остро ощущаешь всю беззащитность своих маленьких воспитанников.
Эти слова В. А. Сухомлинского должны быть девизом каждого педагога.
Карьерный рост
Возможность повысить свою категорию или получить педагогическое звание есть у всех работников интернатов. Педагогическая аттестация проводится раз в 5 лет. Карьерный рост может реализовываться только в возможности занять должность старшего воспитателя (как завуч в школе) или должность директора такого учреждения. Понятно, что для этого соискатель должен иметь солидный опыт работы и соответствующую категорию.
Всем тем, кто хочет стать мамой и другом для детей, лишенных родительской любви и ласки, хочу посоветовать выбирать этот путь только по велению сердца. И пусть вашим жизненным и профессиональным девизом станут слова великого педагога, человека с большой буквы, В. А. Сухомлинского : «Сердце отдаю детям!»