что делает технадзор в строительстве
Технадзор: Инструкция вместо ТКП
При ведении технадзора в строительстве с 23.10.2020 необходимо руководствоваться Инструкцией, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 04.08.2020 № 40. Раньше — ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения».
1. Скорректирована формулировка составляющих технадзора, представленная в ТКП 45-1.03-162-2009. Технадзор согласно Инструкции включает:
— надзор за соответствием строительных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций требованиям обязательных ТНПА и утвержденной проектной документации;
— освидетельствование скрытых работ;
— приемку выполненных строительных работ;
— промежуточную приемку ответственных конструкций, оборудования;
— проверку объемов выполненных строительных и пусконаладочных работ;
— контроль за выполнением подрядчиком указаний разработчика проектной документации при ведении авторского надзора; устранение нарушений, указанных в журналах производства работ и авторского надзора.
3. К Инструкции прилагаются формы:
— извещения о проведении освидетельствования скрытых работ или промежуточной приемки ответственных конструкций;
— акта освидетельствования скрытых работ;
— акта промежуточной приемки ответственных конструкций.
4. Инструкция, как и ТКП, определяет, что при строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам представитель технадзора визирует акты сдачи-приемки только в части объемов выполненных работ. Он не проверяет правильности пересчета стоимости выполненных работ в текущие цены и связанные с этим расчеты.
Услуги
Строительство зданий — это процесс, нередко сопровождаемый всевозможными несостыковами и отхождениями от требований документации. В результате погрешностей объем, качество и стоимость реализованных работ не соответствуют смете. Виновником подобных ситуаций является подрядчик, и, чтобы избежать подобных проблем, в работе принимает участие заказчик, осуществляющий технадзор. С помощью уполномоченного лица вовремя выявляются и предотвращаются всевозможные нарушения.
Особенности функций технического надзора заказчика
Технадзор — это процесс, состоящий из целого комплекса действий. В первую очередь обеспечивается соблюдение условий входного контроля. Заказчик контролирует качество покупаемого стройматериала и его соответствие стандартам и нормам. Аналогичной проверке поддается рабочее оборудование и техническая документация. От выполнения входного контроля напрямую зависит безопасность и качество функционирования объекта.
Следующим этапом является обеспечение надлежащих условий хранения материалов. Также это касается отслеживания соответствия нормам складирования. Все это в комплексе обеспечивает сохранение базовых свойств материалов для дальнейшего применения в строительстве. Несоблюдение стандартов хранения/складирования приводит к негативным последствиям, таким как сокращение срока службы постройки, а также нарушение ее устойчивости.
В функции технического надзора заказчик входит контроль соблюдения технологий строительства. В задачу входит не только надзор за действиями контроля подрядчика, но и за действиями рабочих. От их совокупной работы зависит прочность и устойчивость будущего сооружения. Немаловажную роль в процессе строительства играет наблюдение за соблюдением регламентированных технологических режимов, а также осуществлением отдельных монтажных мероприятий.
В технадзор входит осмотр проведенных скрытых работ, а также оценка соответствия реализованных задач проектно-сметным документам. Последнее мероприятие проводится вместе с подрядчиком, после чего подписываются 2-сторонние акты. Финальным этапом осуществляется итоговая оценка возведенного здания, а также его соответствие нормативным и проектным документам.
По мере необходимости заказчик может осуществлять технический надзор за иными действиями подрядчика с точки зрения правового поля. Специалисты компании «Стройпроект» окажут вам квалифицированную помощь в данных вопросах, гарантируя качественный результат! Звоните по телефону 8 495 153 53 16!
Функции технического надзора заказчика
Строительство зданий — это процесс, нередко сопровождаемый всевозможными несостыковами и отхождениями от требований документации. В результате погрешностей объем, качество и стоимость реализованных работ не соответствуют смете. Виновником подобных ситуаций является подрядчик, и, чтобы избежать подобных проблем, в работе принимает участие заказчик, осуществляющий технадзор. С помощью уполномоченного лица вовремя выявляются и предотвращаются всевозможные нарушения.
Особенности функций технического надзора заказчика
Технадзор — это процесс, состоящий из целого комплекса действий. В первую очередь обеспечивается соблюдение условий входного контроля. Заказчик контролирует качество покупаемого стройматериала и его соответствие стандартам и нормам. Аналогичной проверке поддается рабочее оборудование и техническая документация. От выполнения входного контроля напрямую зависит безопасность и качество функционирования объекта.
Следующим этапом является обеспечение надлежащих условий хранения материалов. Также это касается отслеживания соответствия нормам складирования. Все это в комплексе обеспечивает сохранение базовых свойств материалов для дальнейшего применения в строительстве. Несоблюдение стандартов хранения/складирования приводит к негативным последствиям, таким как сокращение срока службы постройки, а также нарушение ее устойчивости.
В функции технического надзора заказчик входит контроль соблюдения технологий строительства. В задачу входит не только надзор за действиями контроля подрядчика, но и за действиями рабочих. От их совокупной работы зависит прочность и устойчивость будущего сооружения. Немаловажную роль в процессе строительства играет наблюдение за соблюдением регламентированных технологических режимов, а также осуществлением отдельных монтажных мероприятий.
В технадзор входит осмотр проведенных скрытых работ, а также оценка соответствия реализованных задач проектно-сметным документам. Последнее мероприятие проводится вместе с подрядчиком, после чего подписываются 2-сторонние акты. Финальным этапом осуществляется итоговая оценка возведенного здания, а также его соответствие нормативным и проектным документам.
По мере необходимости заказчик может осуществлять технический надзор за иными действиями подрядчика с точки зрения правового поля. Специалисты компании «Стройпроект» окажут вам квалифицированную помощь в данных вопросах, гарантируя качественный результат! Звоните по телефону 8 495 153 53 16!
Минстрой разъясняет: Строительный контроль
Письмо Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09 «По вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора»
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.
В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).
Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.
Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.
Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).
Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.
Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).
Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.
Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением строительного контроля, и в рамках компетенции сообщает следующее.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано проводить строительный контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА
Письмо Минстроя России от 19.09.2017 N 33529-ТБ/02 «О подписании акта освидетельствования скрытых работ»
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 19 сентября 2017 г. N 33529-ТБ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, в национальном реестре специалистов могут не содержаться.
Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА
Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 сентября 2017 г. N 33473-ТБ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые функции в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем, выполняются работником только лично.
Пунктом 2 части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалиста по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, относится в том числе строительный контроль.
Исходя из совокупности норм, изложенных в части 2 статьи 53 и пункте 22 статьи 1 Кодекса, строительный контроль также проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Указанная функция выполняется только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Технический надзор в строительстве
Технический надзор в строительстве — комплекс мер, направленных на контроль мероприятий по возведению или ремонту объекта. Привлечение специалистов позволяет избежать недобросовестного выполнения работ, применения материалов низкого качества и повышения финансовых расходов. Ниже рассмотрим цели, функции, особенности, плюсы и принципы формирования стоимости технадзора в Москве.
Назначение
Главное назначение технического надзора в капитальном строительстве — предотвратить отклонений от норм, установленных государственными структурами, касательно проекта и сметной документации.
Привлечение экспертов позволяет решить следующие задачи:
Кроме того, технический надзор за объектами строительства минимизирует риск неправильного оформления документации, нарушения сроков, неправильного составления сметной документации и т. д.
Привлечение специалистов актуально, когда у строительной компании нет времени на организацию внутреннего контроля. Кроме того, технадзор обязателен при отсутствии профессиональных знаний для правильного возведения определенного здания. Помощь экспертов также необходима, когда важно соблюсти сроки и технологии строительных мероприятий с применением материалов высокого качества.
Как работает технический надзор в строительстве
Служба технадзора контролирует строительный процесс на всех этапах. Ее представитель:
В зависимости от ситуации работа технического надзора в строительстве подразумевает единичный выезд на объект или регулярный контроль строительных мероприятий с большим количеством посещений стройплощадки (от пяти раз в месяц и более).
Регулирование в рф
В законодательстве РФ нет четкого регулирования технического надзора. При этом работы по составлению проекта и строительству оговариваются в ГК и ГрК РФ. Некоторая информация указана в Постановлении от 21 июня 2010 года под номером 468. Здесь сказано, что надзорные функции возлагаются на следующих лиц:
В нормативно-правовых документах не встречается термин технадзора, но имеется определение «строительный контроль». В принципе, это идентичные понятия.
От чего помогает защититься технадзор
Технический надзор подразумевает контроль выполняемых работ на факт соответствия документации, соблюдения действующих норм и результатов изысканий. Надзорная служба контролирует строительно-ремонтные мероприятия и информирует о нарушениях, выявляемых в процессе. Привлечение специалистов позволяет избежать следующих проблем:
Осуществление технического надзора в строительстве — защита от непредвиденных ситуаций и гарантия успешного выполнения работ (в технической, организационной и документальной части).
Стоимость услуг
Цена технического надзора зависит от политики компании и составляет от одного до трех процентов от общих расходов на возведение объекта. Иногда стоимость услуг доходит до пяти процентов и зависит от следующих факторов:
В большинстве компании стоимость технического надзора за качеством в строительстве обсуждается заранее. При этом исполнитель предлагают прозрачное ценообразование с учетом квалификации привлекаемых специалистов и приведенных выше факторов. Стоимость услуг обсуждается до момента привлечения компании к контролю и находит отражение в договоре. Отклонение от условий возможно только при наличии форс-мажорных обстоятельств.
Преимущества технадзора
Технический надзор за строительством и ремонтом несет ряд преимуществ для исполнителя. Основные плюсы:
Отказ от технического надзора и контроля в строительстве повышает риск получения некачественного результата по завышенной цене. Кроме того, возможно разрушение объекта с последующими рисками для людей. Во избежание проблем не рекомендуется экономить на контроле.
Итоги
Важность технического контроля приведении строительства в Москве и других городах РФ — гарантия учета норм и правил, соблюдения сроков, экономии и возведения на 100% безопасного объекта. Специалисты контролируют процесс строительства, вносят правки в смету или проект (если это необходимо), выявляют дефекты и решают иные задачи, имеющие прямое влияние на строительный процесс.