что делает стюард на стадионе
«С помощью кулаков ничего не добьешься» О незаметных помощниках, охраняющих лицо болельщика на стадионе
Для большинства болельщиков поход на футбол — отдых. Для стюардов футбольная арена — место работы. Их задача — обеспечить максимальный комфорт и безопасность посетителей матча. О специфике одной из новых и незаметных профессий в мире современного спорта «Ленте.ру» рассказал руководитель контрольно-распорядительной службы московского «Локомотива» Родион Балак.
«Лента.ру»: Родион, начнем с самого главного: кто такие стюарды и что входит в их основные функции?
Родион Балак: Это специально обученные люди. Стюарды следят за рассадкой болельщиков на стадионе, контролируют соблюдение правил поведения зрителями. В случае появления внештатной ситуации, они готовы оперативно на нее среагировать, решить вопрос быстро и качественно. Их основная задача — создание максимально комфортных условий для пришедших посмотреть футбол. Стюард — это лицо стадиона, и первый помощник болельщика.
Я пришел на стадион. Чем конкретно стюард может мне помочь?
Для начала он поможет занять место, найти его. В перерыве объяснит, где можно перекусить, где находится туалет. При необходимости окажет медицинскую помощь.
Как вообще стюардинг появился? С чего все начиналось?
В какой-то степени стадион «Локомотив» стал колыбелью стюардинга в России. Впервые об этом начали говорить в 2005 году. В те годы клуб постоянно играл в европейских турнирах, и его представители на выездных матчах видели работу людей в желтых манишках. Тогда и пришла идея об организации такой же службы на собственном стадионе, ведь в те времена все вопросы во время матчей решала только милиция, чья деятельность постоянно вызывала нарекания со стороны болельщиков. Я был обычным студентом МИИТа, председателем студенческого совета. К нам приехали представители службы безопасности «Локомотива» и предложили организовать службу стюардов.
Не боялись отправляться на работу, сопряженную с немалым риском? На стадионе ведь и по физиономии получить можно.
Прежде чем устроиться на работу, я несколько раз приезжал на стадион, изучал условия, служебные обязанности и меры безопасности. В 90-е поход на футбольный матч у людей действительно ассоциировался с риском для здоровья — летающие кресла, массовые драки, файера. На первоначальном этапе мы много говорили: представители клуба провели подробную экскурсию, показали рабочие места, очертили линии ответственности. Мне понравилась атмосфера на стадионе, условия труда, отношение к сотрудникам. Вместе с тем, за свою работу мы получали небольшие, но деньги, а это важный момент для любого студента. Сначала я работал один, потом нас стало десять, чуть позже уже 50. Сейчас количество стюардов, регулярно работающих на матчах «Локомотива», насчитывает чуть больше 1000 человек.
Как искали пути мотивации для привлечения молодежи?
Еще до выхода на работу я предложил приравнять эту деятельность к студенческой практике. Согласитесь, что не все знают, куда себя деть в этот период. Во всяком случае так бывает у ряда студентов юридических факультетов. И они нам идеально подходят, ведь все сферы нашей жизнедеятельности пропитаны теми или иными нормативно-правовыми отношениями. На стадионе это отношения между зрителем и клубом, между зрителем и стюардом. Первыми стюардами были учащиеся Юридического института МИИТа, затем к нам присоединились студенты и других институтов. На одном из ученых советов я предложил создать студенческий отряд контролеров безопасности: ребята получали зачет по практике, деньги и бесценный опыт. Так в нашей стране по крупицам зародилось понятие «стюардинг». Жаль, что сейчас МИИТ с нами уже не сотрудничает. Раньше все было иначе — ребята из железнодорожного вуза работали в железнодорожном клубе. В этом был некий символизм.
Допустим, человек захотел стать стюардом, что для этого нужно?
Желание и интерес. Любознательному человеку легко нас найти. У нас есть свой сайт, наши объявления висят на информационных стендах в московских вузах, общежитиях и соцсетях. В них указаны телефоны, по которым можно узнать всю подробную информацию о работе стюардом. Кто имеет желание, всегда найдет возможность.
Какие категории граждан устраиваются на работу стюардом?
Чаще всего студенты. Им удобно совмещать работу с учебой. Вы же знаете, какие сейчас стипендии в вузах. Хорошо, если три-четыре тысячи рублей. А наши ребята за пять часов работы могут заработать от 900 рублей. Я всегда позиционировал стюардинг как социальный проект, благодаря которому студенты могут заработать, пройти практику, применить полученные в вузе знания, а также научиться работать с людьми.
Сколько времени проходит с момента обращения человека в вашу организацию до его выхода на трибуну?
Все кандидаты должны пройти собеседование и заполнить анкету. Нам важно узнать, зачем человеку это нужно, с какой целью он пришел, является ли он активным болельщиком. На собеседовании мы объясняем свои требования и рассказываем об обязанностях стюарда. Если обе стороны все устраивает, то мы продолжаем сотрудничество. После собеседования есть два пути: можно выйти стажером или пройти обучение. Практика показывает: если человек в качестве стажера побывает на мероприятии, то в дальнейшем ему будет намного легче усваивать информацию. Обучение мы проводим непосредственно под конкретный объект и всегда начинаем с экскурсии. Сейчас много говорят о необходимости создания специальной школы стюардов. Но спортивные объекты абсолютно разные, у каждого есть нюансы. Поэтому я считаю идею обучения стюардов в одном институте нелепой. Тем более, что все эти школы планируют сделать платными. Мы же обучаем наших сотрудников абсолютно безвозмездно, да еще и трудоустраиваем.
Заключительный этап подготовки «стюарда» — оказание первой медицинской помощи. Упор сделан на быстрой помощи сразу на трибуне, если вдруг рядом кому-то стало плохо. Для закрепления полученных знаний и улучшения качества работы мы разработали для ребят справочник стюарда. Аналогов ему в России нет. В нем есть абсолютно все: начиная от символов, запрещенных ФИФА и УЕФА, заканчивая мини-разговорником для сотрудников, которые не знают иностранных языков.
Перед выпуском «в поля» ребята проходят тестирование. По его результатам выпускники получают сертификаты и приглашаются на мероприятия.
Внутренняя кухня. Как устроена работа стюарда
Tribuna.com открывает цикл интервью о том, как все устроено в спортивных профессиях. В первом выпуске анонимный стюард «Олимпийского» объясняет, что будет, если стюард подерется с гостем, зачем на эту работу берут регбистов, откуда берется пиротехника и чем девушки лучше парней.
Как сюда попадают
До 2009 года в Украине стюардинга фактически не было. Он и сейчас в нормальном виде есть по сути только в Киеве и Донецке – на «Олимпийском» и на «Донбасс Арене». Я работал на обоих. Еще в Харькове симпатично, хоть и послабее. На Лобановского люди в манишках вообще ходят просто футбол смотреть и семечки грызть.
Как правило, в стюарды идут те, кто хочет посмотреть футбол, и те, кто любит общаться с людьми. Или хотя бы хочет научиться. Первые быстро отсеиваются: на нормальном стадионе стюарду смотреть футбол неудобно, за это все время пинают. Правилами это запрещено, хотя так-то все живые люди – все понимают, что самое интересное происходит на поле. Поэтому игру стюарды все равно смотрят – кое-как, урывками, выбирая особые позы, боком. Но те, кто ради этого пришел, в итоге не задерживаются.
Стюард – это не работа. Это хобби и круг друзей
Надо понимать, что стюард – это не работа. Это хобби и круг друзей, у каждого еще есть основная работа или учеба. Деньги тут очень небольшие, так что ради них сюда идти нет смысла – за те 7 часов, что ты проводишь на стадионе, можно куда больше заработать в другом месте.
Ты внештатный сотрудник стадиона, тебя вызывают каждый раз на отдельный матч, за него и платят. Собирают всех такие бригадиры, как я. У каждого из нас своя команда стюардов, в ней есть «ядро» – люди, которые ходят постоянно, и нерегулярная «скамейка запасных», которая все время меняется.
Как начинают
Отбора особенного нет – времена Евро-2012, когда желающих посмотреть футбол на халяву было больше, чем мест, уже закончились. Тогда нужно было пройти сложную подготовку, высидеть 30 часов нудных лекций и пройти практику. Сейчас просто смотрят, чтобы человек прилично выглядел, был коммуникабелен и по возрасту подходил. Младше девятнадцати не берут – стюард должен все-таки выглядеть как взрослый, иначе его слушаться не будут. Текучка большая, конечно. Новых стюардов набирают в основном в межсезонье, перед турнирами, в остальное время – по «сарафанному радио».
Новичку устраивают два дня теории, потом два матча бесплатной стажировки на всех возможных точках. Пока идет обучение, прикидывают, что у человека лучше получается. В зависимости от этого выбирают место работы – «на блоке», то есть на трибуне, или «на гейтах», то есть на входных турникетах. Начиная с третьего матча новичка прикрепляют к бригадиру и начинают платить. С этого момента человек постоянно работает в конкретном месте, ротации «сегодня на гейте, завтра на блоке» нет – от нее только качество падает.
Девушки эффективнее, на них реагируют лучше. Если девушка просит мужчину не нарушать и улыбается – все, он «поплыл»
Приходят в основном студенты или рабочие, но вообще состав очень разношерстный. У меня в бригаде был даже кандидат физико-математических наук. Ему просто нравился этот драйв от общения с людьми, огромные толпы. Если б его не пригласили во Францию работать, он ходил бы до сих пор. Точнее, он и продолжает ходить – но уже в Париже.
Парней у нас больше, чем девушек, примерно 65 на 35, но на трибунах примерно поровну, и девушки там эффективнее. На них реагируют лучше, с ними не будут так препираться. Если девушка просит мужчину не нарушать и улыбается – все, он «поплыл». В ноябре-декабре, когда становится холодно, им даже кофе носят. Кроме того, очень важно: девушки не пытаются смотреть футбол.
Приемы
Со стюардом постоянно что-то случается, это постоянный стресс. Толпа ведь не вся адекватная. Особенно, когда играет сборная, – люди на нее приезжают из регионов, где ни стадионов таких нет, ни хоть чего-нибудь еще похожего. К этому добавляется алкоголь – и пошло-поехало. При этом чем дороже места и обеспеченнее зритель, тем с ним проще. А придет дядька, который за билет заплатил десять гривен, и думает, что ему за эти деньги должны ноги целовать и кофе носить. Поначалу это удивляло, потом привык.
Чтобы нормально со всем этим работать, нужно ощущать себя так, будто все время находишься под воображаемым колпаком. Что бы про тебя ни говорили, как бы ни пытались оскорбить – тебя это не задевает. Тебя вообще ничего не трогает, ты невозмутим.
Видеокамеры на «Олимпийском» такие, что можно рассмотреть даже логотип на футболке
Есть проверенные приемы, которые работают на ком угодно, будь он хоть полковник СБУ, хоть работяга из Бердичева – в девяти случаях из десяти ты заставишь его сделать то, что нужно. Например, просто стоишь, смотришь на человека и раз в полминуты повторяешь свое требование. Больше трех минут мало кто выдерживает. Мне на Евро-2012 попался какой-то большой начальник чего-то налогового в СБУ, который почему-то решил сидеть в проходе. С ним я так стоял минут пятнадцать, но в итоге подействовало. Главное – не вступать в перепалку и тем более не отвечать хамством, это только усугубляет проблему.
Задача стюарда – сделать так, чтобы в итоге получилась ситуация «win-win». Чтобы гость остался с ощущением, что это он проблему решил, – хотя на самом деле его туда направили.
Экстренные ситуации
Стюард – верхушка айсберга в системе безопасности, ее глаза и уши. Если стюард видит драку, он в большинстве случаев никого разнимать не будет. У нас нет полномочий задерживать людей или выводить со стадиона. Мы должны вызвать охрану, дальше уже ее работа. То же самое, если кому-то стало плохо; наша задача – вызвать врачей и сделать так, чтобы эпилептик не разбил голову об ступеньки до их приезда.
Ну а если уж самого стюарда бьют, то, конечно, нужно защищаться, раз ничего другого не остается. В случае чего, все равно весь стадион в видеокамерах, и доказать, что ты действительно защищался, несложно. Если это случилось не в туалете, то всегда найдется подробная запись того, как все было на самом деле. Я, правда, за пять лет работы не помню драк стюарда с гостем, кроме одного случая в Донецке. Там стюард, защищаясь, дал гостю в нос. Посмотрели записи с камеры, выяснили, что он не виноват.
На ключевые точки вокруг поля обычно зовут местных регбистов – они быстро бегают и знают, как свалить человека
Видеокамеры на «Олимпийском» очень серьезные – можно рассмотреть даже логотип на футболке, не говоря уже о надписи на шарфе, зажженной сигарете или лице гостя. То же самое на «Донбасс Арене». При мне парню, который там жег шарф команды соперника и отказывался это признавать, милиционер достал фотографию такого качества, что дальше отпираться не было смысла. По этим же видеосъемкам наши руководители проводят «разборы полетов» между матчами – кто где хорошо сработал, кто где ошибся, чей стюард налажал.
Косяки
За мелкое нарушение стюарду сделают замечание или выговор, за более серьезное – просто не позовут на следующие матчи. Самый дикий стюардский косяк, который я видел, – человек сидел на стуле на беговой дорожке и уснул там. Бывает, внаглую смотрят футбол – в моей бригаде с одного такого прямо во время матча сняли манишку и отправили домой. Пьяным нельзя быть категорически, и даже с перегаром – в разговоре с гостем это из мелкой ситуации может сделать большой конфликт.
Ну и взятки, конечно. Это чаще на концертах случается – стюарды-то работают те же, что на футболе. После одного концерта у нас уволили сразу несколько человек за то, что они пропускали с трибун в фан-зону за деньги. Опять-таки: камеры везде, отследить было несложно.
Бегуны на поле
Кроме «блоков» и «гейтов» на «Олимпийском» еще есть стюарды, которые стоят по периметру поля, внизу. Туда обычно берут парней, потому что раз в три-четыре матча находится желающий пробежаться по полю. На ключевые точки обычно зовут местных регбистов – они быстро бегают и знают, как свалить человека, чтобы его не поломать и самому не расшибиться. Как правило, мы всех ловим, только один раз прошляпили, на матче «Динамо» – «Порту».
На «Донбасс Арене» чуть-чуть иначе – там нет беговых дорожек, и отдельных стюардов внизу тоже нет. Зато там знают статистику: большинство попыток выбежать на поле случаются после 84-й минуты. Поэтому в концовке матча все стюарды первого яруса спускаются с трибун вниз – получается сплошная цепь, через которую прорваться практически нереально.
Большинство попыток выбежать на поле случаются после 84-й минуты
Все это работает: в Донецке вообще ни разу в истории стадиона никто не выбегал, а в Киеве мы на финале Кубка Украины «Металлург» – «Шахтер» смогли сдержать толпу шахтерских ультрас, кроме двоих-троих. Для сравнения, в Харькове и Луганске на поле выбегали целыми толпами.
Структура
Иерархия на каждом стадионе своя, но принцип похожий. Есть рядовые стюарды, есть старшие стюарды вроде меня, над нами – старшие зоны, на «Олимпийском» их четыре, по числу трибун. Наверху – руководство службы стюардинга. На «Донбасс Арене» примерно то же самое, только старший зоны там с неограниченными полномочиями и все вопросы решает самостоятельно: от драк до пополнения карточек.
У всех, начиная со старших стюардов и выше, есть рации. У рядовых их нет – я своих все время держу в поле зрения. В крайнем случае на мобильный наберут, если что-то случилось, а я не вижу. Если драка, я связываюсь с руководством службы, они мне советуют, что делать, и при необходимости вызывают охрану или даже милицию.
Милиция
Милиционеры и охранники на стадионе – это разные люди. Милиции как таковой у нас очень мало, европейский формат проведения матчей вообще ее не предусматривает. Это чтобы не повторялись такие вещи, как в Ахтырке или Кривом Роге, – у нас ведь спецслужбы очень любят людей бить. Сейчас во время матча на стадионе может находиться не больше трех патрулей милиции, по три человека в каждом. Еще несколько человек внизу, в опорном пункте – вот и все. Нужны они только для того, чтобы оформить нарушителя, ну и для тех гостей, которые реагируют только на погоны.
Вся остальная милиция может быть только вне стадиона – на внешнем периметре, то есть до турникетов. Плюс на матчах повышенной опасности – со «Спартаком», «Металлистом», «Шахтером» – еще «Беркут» дежурит на гостевом секторе. Но у них там свои ниши-отстойники, так если ничего не случается, зритель их и не видит.
У нас, правда, в футболе полно людей старой закалки, которые до сих пор мечтают вернуть милицию на стадионы. То есть на словах мы вроде бы движемся куда-то к европейским стандартам, а в головах у них ничего не меняется. Но милиция на трибунах – это тупиковый путь. Особенно такая, как наша, которая в любой момент может вас побить, и ей за это ничего не будет.
Ультрас
Сейчас у нас с ультрас конфликтов нет. Случались трения, но их быстро улаживали. В прошлом сезоне одному из ультрас за какой-то серьезный залет запретили вход на стадион, и всем стюардам на турникетах раздали его фотографию. Ультрас ее увидели, напряглись на эту тему и бойкотировали матч с «Ильичевцем». Но потом это как-то в верхах разрулили – служба безопасности с ультрас общий язык обычно находит без проблем. Да и мы с ними тоже нормально контачим: приносим ведра, чтобы файеры тушить, у нас есть договоренность, что они на дорожку их не бросают – может загореться.
Вообще ультрас адекватные, и с ними договориться даже легче, чем с простыми болельщиками. Там четкая вертикаль, и если с лидерами о чем-то условились, почти наверняка весь сектор так и сделает.
На входе в сектор мы проверяем все сумки. Если несут баннер, его разворачивают и показывают на камеру начальнику службы стюардинга. Он из контрол-рума смотрит и оттуда по рации говорит, пропускать или нет. Разве что этот баннер с нацистской руной – о нем постоянно спорят, но он все время попадает на сектор.
За каждый найденный файер стюардам даже премию дают – 50 гривен
Если мы видим запрещенный баннер на трибуне, мы сообщаем службе охраны, она уже решает, что с ним делать. Такого как на Лобановского, где стюард пытался сорвать баннер с Шухевичем, быть не может – это строго-настрого запрещено. Мы ничего отбирать не имеем права.
А вот как они проносят файеры, я не знаю. Точнее, понятно как – контролировать сложно. «Стобоскоп», например, длиной сантиметров пять, его спрятать можно куда угодно. А у стюарда на каждого 15-20 секунд, он проверяет доступные для осязания места и в трусы не полезет. При том, что мы действительно пиротехнику ищем и реально находим. На «Олимпийском» за них стюардам даже премию дают – 50 гривен за каждый найденный предмет. Помните, на матче «Динамо» – «Шахтер» зажгли около 1500 единиц пиротехники? Так это мы еще штук сто нашли, целый ящик у входа стоял. А вот на «Донбасс Арене» проще – там все с руководством клуба согласовано, на какой матч сколько можно принести и сколько зажечь. Ультрас пиротехнику вместе со службой безопасности заносят, все четко.
Подработка стюардом-контролером на стадионе: рассказываю что делаю и правда ли, что платят 2000-4000 за матч
Нельзя назвать футбол моей страстью. Я и подумать не могла, что окажусь на стадионе, да еще и не зрителем, а в качестве одного из сотрудников.
Но подработка в качестве стюарда нашла меня сама и затянула сразу. Обязанности оказались необременительными, а деньги студенту нужны всегда.
Эта подработка идеально подойдет не только студентам, но и всем, кому нужна лишняя копеечка. Среди стюардов немало людей, у которых уже есть постоянная работа.
Свободный график позволяет выходить, только когда удобно. Но многие вообще не знают, что существует такая должность, и подрабатывают на раздаче листовок, получая намного меньше.
Этой историей поделилась со мной моя подписчица Евгения Р.
Как я попала в эту профессию
Стюард, или контролер-распорядитель, — это человек, следящий за безопасностью гостей, порядком на стадионе. Он же помогает посетителям сориентироваться.
Сейчас мало вакансий, которые официально предлагают хорошую плату за такую незамысловатую деятельность.
Вообще по образованию я юрист, учусь в вузе, а до этого — в колледже. Там меня и нашла эта подработка.
К нам в колледж приехали представители контрольно-распорядительной службы стадиона «Открытие Арена», чтобы пригласить поработать во время чемпионата мира по футболу — 2018.
Но я задержалась там на полтора года: с конца зимы до ЧМ, во время ЧМ и полгода после.
Итак, нас пригласили на собеседование. Это больше формальность, потому что если у вас все нормально с требованиями, как было в моем случае, то вы перейдете на второй этап — обучение. Требования:
Там нам рассказали, что стюарды — в России их зовут контролерами-распоряделителями — занимаются тем же, чем и охрана, только делают это дружелюбно.
Всех распределяют по позициям непосредственно перед каждым мероприятием. Перечислю обязанности:
После собеседования через несколько дней приходит приглашение на обучение. Обычно есть два варианта: весь выходной день с 9 утра до 17 часов вечера либо в любые из предлагаемых дней по вечерам в течение 2 или 3 дня.
Кандидатам рассказывают о профессии, что предстоит делать, как оказать первую медпомощь и все в таком духе. Завершается все написанием теста.
После успешной сдачи теста придет приглашение по электронной почте на первый матч и контакты вашего старшего стюарда.
Перед каждым событием рассылаются такие приглашения, и если вы хотите участвовать, то отсылаете заявку. Соглашаться на каждое необязательно, в этом плане график полностью свободный.
После отработки первого матча в качестве стажера вам предложат подписать гражданско-правовой договор. После этого вы получите удостоверение стюарда и официально станете сотрудником стадиона.
Начать такую подработку может любой совершеннолетний гражданин РФ. Записаться на собеседование можно на сайте ФК «Спартак».
Почему уволилась
По сути, я не увольнялась, а просто перестала откликаться на приглашения. Мое удостоверение и договор все еще действуют.
Перестала я работать с лета 2019: сначала была занята защитой диплома, потом поступлением в вуз, а затем уехала отдыхать.
Сейчас я не работаю, потому что выбрала вечернюю форму обучения, а все мероприятия обычно проходят во второй половине дня. К тому же я нашла другую подработку, и для меня работа стюардом — уже пройденный этап.
Я поработала на многих товарищеских матчах, на ЧМ, еще нескольких чемпионатах, названия которых уже не вспомню, и на концерте группы Guns’n’Roses. Впечатлений было много.
Такой вариант особенно подойдет любителям футбола.
Хоть перед каждым матчем и говорят, что основное внимание нужно отдавать зрителям и не смотреть на поле, все равно многие сотрудники-фанаты поглядывают за ходом событий.
Есть ли льготы и другие бенефиты
Главное преимущество — официальная зарплата. С каждым стюардом «Открытие Арена» заключает гражданско-правовой договор, где прописана оплата одного матча и сколько процентов из суммы отчисляется на налоги.
Выдаются банковские карты банка «Открытие», куда будет приходить з/п раз в месяц.
На всех мероприятиях предусмотрена бесплатная еда: каждому бутылка воды, сэндвичи и чай. То есть за рабочий день (это от 5 до 9 часов) вы получаете тысячу рублей и бесплатный перекус.
При этом работы немного, чаще придется просто стоять и ждать.
Если намечается скандал, то контролер-распорядитель должен сообщить об этом ближайшему сотруднику полиции, чтобы конфликтующих лиц успокоили и, при необходимости, забрали в отделение.
С более острыми ситуациями порядок действий тот же. Наша задача — только сообщить старшему о замеченном, далее этим занимаются соответствующие организации и администрация стадиона.
Так что стюарду нужно лишь вовремя заметить проблему рядом с ним, но такое происходит редко. Поэтому большую часть рабочего дня вы будете просто стоять и наблюдать за зрителями.
Перед началом матча можно работать на зоне проверке билетов или на зоне осмотра. После прохождения 30 минут от начала все стюарды перемещаются на трибуны.
Какова зарплата и перспективы карьерного роста
За каждый матч фиксировано стюард получает 1000 рублей. На масштабных мероприятиях может быть оплата выше: так, на чемпионате мира за один день я получала 5000 тысяч.
Оговорюсь: это справедливо для «Открытия Арена», в других компаниях условия могут отличаться. Хорошо показав себя, можно подняться на более оплачиваемую должность. Есть иерархия:
В зависимости от этих категорий можно получать от 1000 до 4500 рублей за обычное мероприятие. Но стоит иметь в виду, что быстро стать старшим или супервайзером не получится: эти категории требует большей ответственности.
Свободного времени просто постоять уже не будет, всегда найдется что проконтролировать.
Что вы думаете о такой подработке? Хотели бы попробовать? Подписывайтесь, чтобы узнать о других интересных подработках для всех возрастов.