что делает староста в церкви

Церковный староста

Церко́вный ста́роста — помощ­ник насто­я­теля храма по хозяй­ствен­ным вопро­сам. Назна­че­ние на долж­ность ста­ро­сты и осво­бож­де­ние от нее про­из­во­дится рас­по­ря­же­нием насто­я­теля (пред­се­да­теля при­ход­ского совета) по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея.

В древ­ней Церкви не было долж­но­сти цер­ков­ного ста­ро­сты, но похо­жие задачи воз­ла­га­лись на диа­ко­нов и кти­то­ров.

В России до ХVIII в. духов­ное началь­ство почти не всту­па­лось в отно­ше­ния при­хо­жан к при­ход­скому храму и не уста­нав­ли­вало ника­кого кон­троля над день­гами, соби­ра­е­мыми или жерт­ву­е­мыми в пользу храма. В неко­то­рых при­хо­дах, поль­зо­вав­шихся, в каче­стве зем­ских общин, народ­ным само­управ­ле­нием, изби­ра­лись общи­нами из своей среды бла­го­че­сти­вые состо­я­тель­ные люди для заве­ды­ва­ния цер­ков­ным хозяй­ством, заклю­чав­шимся глав­ным обра­зом в земель­ных уго­дьях. Но при каждой при­ход­ской церкви, или в каждом при­ходе цер­ков­ных ста­рост не было.

Впер­вые долж­ность цер­ков­ного ста­ро­сты упо­ми­на­ется в Пет­ров­ских указах начала XVIII в. Первая обя­зан­ность цер­ков­ного ста­ро­сты состо­яла в при­об­ре­те­нии свечей и хра­не­нии цер­ков­ной кассы. Приняв в свое веде­ние свеч­ную про­дажу, на цер­ков­ных ста­рост воз­ла­га­лась новая обя­зан­ность: стро­ить на доход от этой про­дажи бога­дельни и содер­жать их на цер­ков­ные деньги. Затем ста­ро­сты стали ведать ремон­том храма, сбором пожерт­во­ва­ний и соблю­де­нием порядка.

В XIX в. цер­ков­ные ста­ро­сты изби­ра­лись на три года при­хо­жа­нами. Избран­ных утвер­ждали в долж­но­сти в мест­ной епар­хии. В 1868 г. указом Алек­сандра II была утвер­ждена форма цер­ков­ных ста­рост.

Согласно IV главе «Поло­же­ния об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», кото­рая назы­ва­лась «При­ходы», Архи­ерей­ский Собор, состо­яв­шийся 18 июля 1961 г., внес суще­ствен­ные изме­не­ния в орга­ни­за­цию при­ход­ского управ­ле­ния. Насто­я­тель вместе с кли­ри­ками отстра­ня­лись от уча­стия в при­ход­ском собра­нии и При­ход­ском Совете. Все хозяй­ствен­ные и финан­со­вые попе­че­ния о при­ходе и храме воз­ло­жены были исклю­чи­тельно на мирян­ские по своему составу при­ход­ское собра­ние и при­ход­ской совет во главе с пред­се­да­те­лем – ста­ро­стой.

С 1988 г. цер­ков­ные ста­ро­сты вновь нахо­дятся в под­чи­не­нии своих насто­я­те­лей-свя­щен­ни­ков.

Согласно совре­мен­ным долж­ност­ным инструк­циям, ста­ро­ста должен знать устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви; устав при­хода; указы, рас­по­ря­же­ния, другие руко­во­дя­щие, мето­ди­че­ские и нор­ма­тив­ные мате­ри­алы выше­сто­я­щих орга­нов, каса­ю­щи­еся хозяй­ствен­ного бого­слу­же­ния орга­ни­за­ции и содер­жа­ния слу­жеб­ных и быто­вых поме­ще­ний зданий; пра­вила и нормы охраны труда; пра­вила внут­рен­него тру­до­вого рас­по­рядка.

В своей дея­тель­но­сти ста­ро­ста руко­вод­ству­ется: уста­вом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и дру­гими внут­рен­ними уста­нов­ле­ни­ями Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, поста­нов­ле­ни­ями Помест­ного Собора, Архи­ерей­ского Собора, Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, ука­зами и рас­по­ря­же­ни­ями Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, ука­зами и рас­по­ря­же­ни­ями Епар­хи­аль­ного архи­ерея, реше­ни­ями Епар­хи­аль­ного собра­ния и Епар­хи­аль­ного совета, а также Уста­вом Епар­хии; поста­нов­ле­ни­ями, рас­по­ря­же­ни­ями и дру­гими руко­во­дя­щими и нор­ма­тив­ными доку­мен­тами, каса­ю­щи­мися орга­ни­за­ции выпол­ня­е­мой работы; пра­ви­лами внут­рен­него тру­до­вого рас­по­рядка; долж­ност­ной инструк­цией.

Цер­ков­ный ста­ро­ста явля­ется мате­ри­ально-ответ­ствен­ным лицом.

Обя­зан­но­сти цер­ков­ного ста­ро­сты:

Источник

Должностная инструкция Церковный староста

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

“____” __________________ 2011 год

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность церковного старосты.

1.2. На должность церковного старосты избирается член Приходского собрания в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви.

1.3. Назначение на должность старосты и освобождение от нее производится распоряжением настоятеля (председателя Приходского совета) по благословению Епархиального архиерея.

1.4. Староста должен знать:

— Устав Русской Православной Церкви;

— Указы, распоряжения, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся хозяйственного богослужения организации и содержания служебных и бытовых помещений зданий;

— Правила и нормы охраны труда;

— правила внутреннего трудового распорядка;

1.5. В своей деятельности староста руководствуется:

— Уставом Русской Православной Церкви и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, решениями Епархиального собрания и Епархиального совета, а также Уставом Епархии;

— постановлениями, распоряжениями и другими руководящими и нормативными документами, касающимися организации выполняемой работы;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Староста в своей деятельности руководствуется указаниями настоятеля храма и подчиняется решениям Приходского собрания.

1.7. Староста является материально-ответственным лицом.

2. Должностные обязанности

2.1. Староста является помощником настоятеля (председателя Приходского собрания):

— Представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты.

— Отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет.

— Приобретает потребное для прихода имущество, обеспечивает его сохранность и содержание, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет.

— Приобретает потребное для прихода имущество, обеспечивает его сохранность и содержание, ведет инвентарные книги.

— Решает текущие хозяйственные вопросы.

— Контролирует выполнение должностных обязанностей рабочих и служащих, обеспечивая работающих всем необходимым инвентарем и инструментами.

— Заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов.

— Осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

— Заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

— Организует проведение уборки и следит за соблюдением чистоты во внутренних помещениях зданий и прилегающей территории.

— Готовит помещение к осенне-зимней эксплуатации.

— Контролирует выполнение санитарных требований и правил противопожарной безопасности.

3.1. Староста имеет право:

— получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

— по вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение Приходского совета предложения по улучшению его деятельности;

— требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей;

— требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей;

— требовать от руководства соблюдения кадровой политики и Трудового кодекса РФ;

4.1. Староста несет ответственность:

— за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.1. Режим работы старосты определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка Прихода.

«____» ____________ 2011 г.

Специалист по кадрам _________________________

«____» ____________ 2011 г

С инструкцией ознакомлен _________________________

Источник

Староста церковный: обязанности, функции и особенности деятельности

Кто такой староста церковный? Что входит в его обязанности? На эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Кто такой церковный староста?

Староста церковный — прихожанин церкви, который ведал хозяйством церковной общины. Он избирался в каждом приходе на 3 года. Эта должность впервые введена Указом Петра I в 1721 г. По государственным законам староста церковный освобождался от податей.

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

Кто мог стать церковным старостой?

Старостой мог быть избран прихожанин, отличающийся своим благочестием, преданностью церкви, ответственно относящийся к нравственному порядку прихода и его материальному благополучию.

Старостой не мог стать человек до 25 лет, регулярно не исповедующийся и не причащающийся Святых Христовых Тайн, освобожденный судом от службы или духовного звания, расточительный, а также несостоятельный должник, лицо, имеющее предосудительное занятие, состоящее в сожительстве без церковного брака, живущее в приходе меньше восьми месяцев.

Староста церковный должен был осознавать всю свою ответственность как попечителя храма. Важность функций старосты проявлялась в форме присяги, которая стала обязательной с 1890 г. Текст произносился перед крестом и евангелием, тем самым подчеркивая всю серьезность взятого на себя служения во славу Божью.

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

Обязанности церковного старосты в России

Вначале староста отвечал за продажу свеч. Затем круг обязанностей расширился, стал включать хранение церковных денег и всех церковных средств. По инструкции церковный староста в России был обязан:

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

Награды церковных старост

Такое ответственное служение, конечно, заслуживало достойного поощрения. Старосты могли награждаться орденами св. Станислава, св. Анны, а также медалями. Последние могли быть золотыми или серебряными (их носили на особых лентах на шее), а также на груди или в петлице.

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

Церковные старосты Московской епархии

Многие церковные старосты известны не только честным исполнением своих обязанностей, но и личным вкладом в развитие своего храма и города. Например, в Московской епархии известны старосты:

Абрикосов Алексей Иванович – русский предприниматель, основатель кондитерской фабрики (ныне концерн «Бабаевский»), служил старостой Успенского храма на Покровке.

Буфеев Григорий Яковлевич был старостой Иоанно-Богословского храма города Коломны в общей сложности 28 лет. Жертвовал средства на ремонт и обустройство храма, построил каменную дорогу до церкви. Награжден орденом св. Станислава.

Протопопов Степан Алексеевич – московский купец первой гильдии, предприниматель и крупный меценат. Владел фабриками и заводами. Долгие годы был старостой приходского храма Успения на Могильцах.

Купец В.С. Леонов был старостой Флоро-Лаврийского храма Домодедовского района. Благодаря ему была построена женская церковно-приходская школа, открытая в 1889 г.

Карзинкин Андрей Александрович – купец первой гильдии, благотворитель. Занимался торговлей чаем, владел мануфактурой. Был старостой церкви Трех Святителей на Кулишках.

что делает староста в церкви. Смотреть фото что делает староста в церкви. Смотреть картинку что делает староста в церкви. Картинка про что делает староста в церкви. Фото что делает староста в церкви

Церковный староста Васильев Петр Васильевич

Занимался общественным служением. Известен как председатель городского Сиротского суда, попечитель мужского приходского училища. Был гласным Городской Думы. Участвовал в работе Красного креста, Уездного податного присутствия, помогал приютам, содержал на свои средства народное училище. Участвовал в строительстве богадельни, а также регулярно жертвовал на нужды кунгурских храмов. Васильев был известен также как староста Преображенского храма, прослужил 12 лет. Жертвовал на храм, содержал певчих и сторожей. В 1880 г. был награжден золотой медалью для ношения на груди на Станиславской ленте. Позже был удостоен серебряной и трех золотых медалей.

В 1894 г. по неизвестным причинам построенный им завод был остановлен, а помещения переданы Пермскому духовному ведомству. Свой дом также завещал церкви. Позже тяжело заболел и скончался в 1899 г.

Источник

Что такое церковный староста? Опыт историко-критического исследования о происхождении и развитии института церковных старост в России

Предлагаемое мною исследование по вопросу, что такое церковный староста, имеет целью выяснить значение этой должности, так как в обществе существует не совсем точное представление о церковном старосте. Одни полагают, что церковный староста есть хозяин церкви, в роде хозяина дома, другие, напротив, думают, что под названием церковный староста разумеется должность почетная, в роде должности почетных членов разных благотворительных учреждений, в которых допускается замена личного труда определенными денежными взносами за право пользования некоторыми правами государственной службы.

До ХVIII-го столетия духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма.

Последовавшие затем два указа Петра В. об учреждении церковных старост относятся уже ко всем приходским церквам. Первым из этих указов, последовавшим 28 февраля 1718 г., было позволено: „у церквей попам своих домов не иметь и не продавать, а иметь оные на купленные сборные церковные деньги, – для чего быть у всякой церкви старостам».

Вторым указом, последовавшим 28 февраля 1721 г., воспретив частным лицам продавать восковые свечи, возжигаемые пред образами, Петр В. повелел: „учинить от Св. Правит, духовного Синода всенародное объявление, дабы при каждой церкви один был для продажи свеч приставник, потому что многие бывают при церквах продающие тыя, с получением не церкви, но себе прибытка, который не иному кому, но церковному имению приобщаться должен. А понеже церковные имения нищих имения суть, того ради, из оных определенною от церкви персоною получаемых денег построить везде при церквах богадельни, пребывания ради нищенствующих больных, которых там и кормить, по пропорции каждой церкви доходов, и потому учредить церковных старост, вероятия достойных, с обыкновенными всех приходских людей письменно заручными выборы. А продающим не от лица церкви свечи, но себе точно от сея церковные вещи прибыток получающим, учинить заказ, дабы они впредь свечей не продавали и в купечестве своем не содержали. А которые ныне у них приуготовленные к продаже свечи обретаются, и за те, заплатив им настоящую цену, отобрать к церквам по количеству ведомого каждого служителям употребления».

Из этого второго указа видно, что на церковных старост возлагалась новая обязанность: приняв в свое ведение свечную продажу, строить на доход от этой продажи богадельни и содержать оные на церковные деньги „по пропорции каждой церкви доходов”, а „не только единая продажа свеч», как сказано во всеподаннейшем докладе Св. Синода от 26 марта 1808 г.

Содержание указа митрополита Стефана Яворского и последовавших за этим указом двух указов Петра В. (1705 и 1721 г.) не оставляет никакого сомнения в том, что уже тогда сложилось понятие о церковном старосте, как об экономе, которому вверяется распоряжение деньгами, собираемыми с прихожан, для употребления на церковные потребности в широком смысле, т. е. и на содержание бедных, живущих в приходе.

Указом 25-го июня 1736 г. было строго подтверждено „учредить церковных старост, востребовав от прихожан добрых и вероятия достойных людей с надлежащими от тех приходских людей письменно заручными выборы некоснительно, и тем церковным старостам вручить сборы, бываемые в кошельки на церковное строение, также и свечную от церкви продажу, дабы они все то содержали в добром порядке с запиской”. Для записки велено учинить в каждой церкви особливые шнуровые тетради и по листам скрепить оные местным священно-церковно служителям.

Однако, и это строгое подтверждение не вызвало к бытию должности церковного старосты.

В 1743 г., когда по распоряжению духовного начальства приводилось в известность число старост в московских церквах, оказалось, что во всей Москве только при пяти церквах имеются старосты церковные, прочих же церквей священно-церковно-служители отозвались, что старост церковных не имеют или по малоприходству, или потому, что не из кого выбрать, и что деньги на церковное строение собираются в церквах церковниками и считаются, в редких, впрочем, церквах, прихожанами.

Так прошло все ХѴІІІ-е столетие в бесплодных предписаниях. Кое-где были старосты, но повсеместное появление их произошло лишь в начале минувшего ХІХ-го столетия, когда должность церковного старосты была причислена к числу должностей, подлежащих обязательному прохождению по выборам городских и сельских обществ, с присвоением этой должности „отличных – по выражению Св. Синода – выгод».

Из синодального доклада от 26 марта 1808г., при котором поднесена была на Высочайшее усмотрение составленная тогда Св. Синодом Инструкция церковным старостам, усматривается следующее, что „хотя со стороны духовного начальства и обращаемо было тщательное внимание, чтобы при соборных и приходских церквах находились старостами люди, избранные самими прихожанами и заслуживающие доверия; но старания его по сему предмету не всегда имели желаемый успех по причине различных затруднений, при выборе в должность сию встречавшихся».

В удостоверение сего Св. Синод привел несколько примеров, на уважение ему представленных членом его Амвросием, митрополитом новгородским.

По соображении всех сих обстоятельств, Св. Синод представлял на Высочайшее усмотрение нижеследующие предположения на изложенных началах, им составленные:

2) Прохождение в должности сей считать наравне с прочими службами, в кои по выборам определяются, и, следовательно, –

3) Церковного старосту, доколе не исполнятся положенные три года, не определять ни в какие другие по выборам должности.

4) По прошествии трехлетия, старосту увольнять от должности, и ежели он исправлял ее ревностно, беспорочно и с похвалою, то таковому дать из консистории похвальный лист.

Домы старост церковных, во все время отправления ими сей должности, освободить от постоя (кроме важнейших случаев), на том же самом основании, на коем изъяты от повинности сея бургомистры, ратманы и городские головы. Сельских же старост, ежели они будут из поселян, освободить от всех нарядов и работ, доколе они в должности сей пребывают».

От присвоения званию церковных старост сих выгод и от предназначения наград усердию, ревности и попечительности о пользе церкви, – по словам доклада, – „можно заключить со всею надежностью, что доходы церковные получат нарочитое приращение и в продолжение времени составятся значащие суммы».

Хранение этих сумм в церквах, и в особенности, кои находятся в городах и селениях, по недостатку сторожей, представлялось Св. Синоду „не безопасным от хищения и грабительства». Посему для сохранения церковных сумм Св. Синод избрал государственный заемный банк, Императорские воспитательные дома и приказы общественного презрения.

В заключение своего доклада Св. Синод испрашивал Высочайшего соизволения на донесение Его Императорскому Величеству о благотворительных пожертвованиях и приношениях, какие на пользу церкви будут делаемы.

17-го апреля 1808 г. последовал Именной Императора Александра І-го указ Св. Синоду следующего содержания: „Рассмотрев доклад Синода о сохранении и приращении церковной суммы, также о преимуществах старостам церковным, с приложенною Инструкцией, – все оное утверждаем, кроме статьи шестой о избавлении от постоя домов вышепомянутых старост».

Одновременно с утверждением всеподданнейшего доклада Св. Синода о пожаловании церковным старостам „отличных выгод», состоялось, по представлению комиссии о духовных училищах, Высочайшее повеление, которым подтверждалась забытая пред тем церковная привилегия на продажу церковных восковых свечей, с тем, однако, чтобы весь доход от продажи в церквах восковых свечей обращаем был не на постройку и содержание богаделен, а исключительно на содержание духовно-учебных заведений. На эту статью дохода, т. е. на продажу в церквах свечей, Св. Синод обратил особенное внимание епархиального начальства. Консисториям вменялось в обязанность подробно рассматривать поступающие ведомости о сборе за проданные свечи и, если где окажется ущерб в доходе против прежнего времени, открывать причины сего упадка, и виновных в небрежении, беспорядке или злоупотреблении подвергать суду; тех же священно-служителей и старост, которые будут содействовать возвышению (свечных) доходов, поощрять одобрением, представляя о них Св. Синоду (ст. 147 Устава духовных консисторий, отмененная в 1870 г.).

Установлением, в начале ХІХ-го столетия, „отличных выгод» для церковных старост Св. Синоду удалось, наконец, после целого ряда бесплодных предписаний в течение предшествовавшего ХѴІІІ-го столетия, вызвать к бытию должность церковного старосты, другими словами – привлечь охотников быть церковными старостами, не смотря на то, что Инструкция придала этой должности весьма двусмысленное положение. Названные поверенными прихожан для хранения и употребления церковных денег и вообще для сохранения всякого церковного имущества, они поставлены были в полное подчинение церковному причту, без согласия которого не могли даже поручить кому-либо продажу свеч. С другой стороны, несмотря на свою зависимость от принтов, сами старосты уполномочены были следить за причтом, чтобы причт не продавал восковых церковных свечей, а из лесных дач, где таковые в приходах имеются, употреблял лес на свои токмо нужды, а не на произведение какого-либо торга. Двусмысленность положения церковных старост особенно ярко выразилась в двойственности целей, достижение которых вменялось им в обязанность духовным начальством, – попечение о храме и продажа свечей, но не в пользу приходского храма, а для целей, имеющих общегосударственное значение, именно на содержание духовно-учебных заведений. Наконец правила Инструкции по ведению приходо-расходных книг требовали известной степени образования, без которого ни самому вести эти книги, ни наблюдать за ведением их другими невозможно, между тем как даже знание грамоты не было для старост обязательно, как не обязательно оно и ныне, несмотря на то, что со времени издания первой Инструкции прошло около 84-х лет.

Но, обеспечив себя достаточным числом лиц, именуемых церковными старостами, духовное начальство никак не могло сделать их послушными изданной для них Инструкции и внушить им, что они вовсе не хозяева церквей, как большинство старост о себе думало, но лица, подчиненные во всех своих действиях церковному причту. Инструкцию церковные старосты не только не исполняли, но даже едва ли все и знали о существовании ее, как можно судить по некоторым распоряжениям епархиальных начальств, требовавших, чтобы священники, как можно чаще прочитывали эту инструкцию старостам церквей, в особенности неграмотным.

Почему церковные старосты не исполняли Инструкции, хотя бы и знали ее, вопрос весьма сложный, но нельзя упускать из виду, что едва ли не в самой Инструкции заключалась главная причина неисполнения ее: в 1-х, она составлена для людей из так называемого простонародья, совсем незнакомого с порядками канцелярской службы и даже неграмотного; во

2-х, Инструкция эта предъявляет к старосте церкви такие требования, какие не предъявляются ни к одному чиновнику, – так как с должностью церковного старосты сопряжены самые разнородные обязанности: эконома, казначея, бухгалтера и даже полицейские, и в 3-х, Инструкция не указывает, каким способом могли бы быть удовлетворяемы потребности самой церкви (храма), если бы, за отдачею всего свечного сбора в духовно-учебное управление, сама церковь нуждалась в деньгах. Последний вопрос разрешен самими старостами и принтами, хотя и незаконно.

В 1863 г. митрополит московский Филарет писал Св. Синоду: „известно и прискорбно то, что в церквах не вся свечная прибыль показывается и представляется начальству, и вероятно в большей части церквей большая половина оной переходит в кошельковую сумму; но священник, зная сию неверность церковных старост пред законом, принужден терпеть ее, потому что без сего многие церкви не могли бы удовлетворять своим потребностям, а также и потому, что неудобно преследовать за сие старост, и при таком преследовании не нашли бы желающих принимать должность церковных старост».

Вслед за этим письмом обнаружено было, что не только церковные старосты, но и само духовенство не чуждалось образования негласных сумм.

В 1864 г. смоленский епископ Антоний циркулярно обращался ко всему духовенству своей епархии с убедительной просьбой: не образовывать негласных сумм, употреблявшихся без всякого контроля, и не утаивать церковно-свечных доходов, а показывать их правдиво и высылать сполна начальству, которое позаботится на эти средства устроить материальную часть духовно-учебных заведений, обнищавших по всей России.

Несмотря, однако, на вошедшее почти повсеместно в практику удержание части свечного сбора на нужды храмов, иногда, впрочем, своеобразно понимаемые старостами, духовное начальство, при посредстве церковных старост, получало все-таки значительные суммы от свечного сбора. По официальным сведениям за 1868 г. свечной сбор за тот год сдан был духовно-учебному управлению в сумме 1.241,450 р.

В 1870 г., взамен обычного сбора на потребности духовно-учебных заведений, Св. Синодом постановлено взимать определенное количество процентов со всех церковных доходов: кружечных, кошельковых и свечных, с тем однако, чтобы этот процентный сбор в общей сумме со всех епархий составлял не менее всего свечного сбора, полученного в 1868 г.

Ныне этот процентный сбор в большей части епархий простирается до 25%, а в с.-петербургской достиг, если не ошибаюсь, до 49% и составляет в общей цифре около 1 м. 700 т. р. (по смете Св. Синода на 1901 г. 1.682.124 р.). Кроме процентного сбора на потребности духовно-учебных заведений, духовное начальство признало необходимым установить еще целый ряд сборов на различные потребности епархиальные и обще – церковные; так напр. по с.-петербургской епархии существуют еще следующие специальные сборы на епархиальные потребности: а) на Александро-невский дом призрения бедных духовного звания и Исидоровское епархиальное женское училище 4 1/2 % с чистой свечной прибыли по приходу 1887 г., б) на школы духовного ведомства, учрежденные правительством при церквах епархиального ведомства, под названием „ церковно-приходских”, 1% с валового дохода за предшествующий взносу год, в среднем выводе за 6 лет, в) на лечение бедных духовного звания 1% с половины кружечно-кошелькового дохода, за предшествующий взносу год в среднем вывод за 6 дет, г) на Александро-невское духовное училище, в размере, определяемом на съездах духовенства, и д) в эмеритальную кассу духовенства с.-петербургской епархии 3% по расчету среднего вывода церковных доходов за последнее 10-ти-летие. Все эти разнообразные сборы с церквей, установленные по распоряжению духовного начальства, вытекают, конечно, из того соображения, что каждая церковь, продавая свечи по ценам, значительно возвышенным против стоимости их на заводах, тем самым приобретает такие денежные способы, которых достаточно и на самую церковь и на те потребности по духовному ведомству, удовлетворение коих ведомство это признает обязательным для церквей епархиального ведомства.

Поэтому понятно стремление духовного начальства к выяснению точных размеров поступления церковных доходов и ограждения их от негласных расходов. Для достижения этой цели, духовное начальство признавало нужным поставить церковных старост в полную от него зависимость; но сами церковные старосты вовсе не были расположены, да и не могли стать в положение консисторских чиновников.

По словам заметки, помещенной в „Церковных Ведомостях» за 1898 г., вопрос о церковном хозяйстве и в частности о церковных старостах составляет и ныне „отчасти такую же злобу дня», как было это в ХVIII-м столетии, когда поступали в Синод жалобы на расхищение церковных денег церковными старостами.

Теперь, cпустя почти два столетия со времени означенных жалоб, таких церковных старост, какими они изображены в упомянутой заметке, нет и быть не может по изменившимся условиям общественной жизни, но никто из лиц, более или менее знакомых с церковно-хозяйственной практикой, не решится утверждать, что утайка церковных доходов, или, употребляя не столь резкое выражение образование, „негласных сумм“ и бесконтрольное распоряжение оными, отошло уже в область исторических, давно минувших, фактов.

В этом, несомненно, убеждает происхождение новой Инструкции церковным старостам, изданной, (спустя 82 г. после первой), 12-го июня 1890 г. Цель издания новой Инструкции – обеспечить „правильный учет церковных доходов и расходов». С этою целью установлена для церковных старост 11 ) присяга или клятвенное обещание в исполнении Инструкции.

Той же цели должно служить учреждение 2-х представителей прихожан, для ежемесячного освидетельствования прихода и расхода церковных сумм. Эти представители должны заменять „почетнейших прихожан», которым, по прежней Инструкции 1808 г., предоставлялось участие в упомянутом освидетельствовании, „буде они от того не отрекутся». О дне и часе высыпки денег из кружек и ящиков и свидетельства прихода и расхода представители прихожан должны быть заблаговременно извещаемы причтом (§ 43), но в случае неявки одного или обоих представителей прихожан к свидетельству прихода и расхода, таковое (так же, как и прежде, в случае отречения „почетнейших прихожан») не останавливается, но о неявке представителей должна быть каждый раз делаема отметка в приходо-расходной книге (§ 46).

Епархиальному архиерею „Инструкция» предоставляет входить установленным порядком о награждении как церковных старост, так и представителей прихожан, за особые труды и попечение о приращении церковных доходов, а равно за содействие к благоустройству приходского храма и к изысканию средств для обеспечения местного причта помещением и содержанием (§ 57).

Церковный староста, уклоняющийся от исполнения правил Инструкции и требований епархиального начальства, в случае безуспешности увещания, увольняется от должности по определению консистории, утвержденному епархиальным архиереем (§ 58).

Новая „Инструкция» отличается от прежней особенно еще и тем, что право выбора церковных старост предоставляется не всем членам прихода, но только тем из них, которые имеют право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или в собраниях дворянства (§ 8).

Та же „Инструкция” содержит указание, что старосты определяются ко всем вообще церквам, как приходским, так и бесприходным (§§ 3 и 18).

Что же касается самого состава обязанностей церковных старост, то новая Инструкция почти ничем не отличается от прежней, как это видно из содержания § 22, в котором изображено: на церковного старосту возлагается: 1) сбор денег в церковный кошелек 12 ) и кружку, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, поступающих в церковь, получение доходов от отдачи в наем оброчных статей, а равно процентов с церковных капиталов, платы за венчики, разрешительные молитвы, погребальные принадлежности, места для могил и проч.; 2) продажа восковых свечей и огарков; 3) покупка, по указанию причта, всего необходимого для церкви: церковного вина, просфор, восковых свечей, ладана, деревянного масла, богослужебных книг н духовно-нравственных изданий для пополнения церковной библиотеки и т. п. предметов; 4) ведение приходо-расходных книг, которое, в случае неграмотности старосты, возлагается на одного из членов причта; 5) поддержание в исправности, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари; 6) ближайшее наблюдение за исправным состоянием иконостаса, лампад, подсвечников и т. п., а также за исправным состоянием церковных зданий, оград, погостов, кладбищ и памятников; 7) надзор за отоплением, освещением и чистотой церкви, исправностью сторожей и других служителей при церкви; 8) присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением или иным способом поступившими в собственность церкви, как для помещения принта, так и для извлечения дохода в пользу церкви, а также лесными дачами, где таковые имеются, с тем, чтобы вырубка из оных леса была производима исключительно для удовлетворения нужд церкви, а не для продажи; 9) наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи церковных восковых свечей, и 10) наблюдение за сохранением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне её – во время крестных хождений.

Из всего вышеизложенного оказывается, что под названием „церковный староста” разумеется должностное лицо, определяемое епархиальным начальством ко всякой церкви, безразлично, будет ли она приходская, или не приходская. На эту должность определяются преимущественно купцы, мещане и крестьяне. Должность эта, не смотря на то, что от лиц, назначаемых на оную, не требуется никакого образования, ни даже знания грамоты, – для выполнения всех сопряженных с нею обязанностей требует массы времени, труда и разносторонних способностей. Учреждение этой должности создано искусственным образом, оно вызвано к бытию особыми выгодами, имеющими относительную привлекательность для тех общественных классов, из которых преимущественно избираются старосты, т.е. из купцов (не знатных), мещан и крестьян. Учреждение это никого не удовлетворило: ни общества, которое стоит в стороне от деятельности церковного старосты и даже не знает, какой именно смысл заключается в этом названии, – ни начальства, которое не может добиться точных сведений о церковных доходах, – ни наконец, самих старост, которые тяготятся данной им инструкцией, которую они не исполняли, да едва ли когда и будут исполнять, несмотря на установленную для них присягу.

Между тем сами „приходы” уже со второй половины минувшего ХІХ-го столетия представляют совершенно иную картину против того, что было в ХVІІІ-м столетии, когда духовное начальство тщетно добивалось того, чтобы прихожане вели церковное хозяйство чрез своих старост. Хотя и теперь еще наши приходы не имеют общественной организации, даже не все члены прихода признаются новою Инструкцией граждански-равноправными, тем не менее прихожане каждой церкви не представляют уже из себя той индифферентной бесформенной массы по отношению к церковно-общественным вопросам, какою они были в ХVІІІ-м и в первой половине ХІХ-го столетия.

По инициативе лучших представителей духовенства во многих приходах, а в столицах, кажется, при всех, образовались общества вспоможения бедным, устроились и устраиваются на средства прихожан, богадельни, школы (независимо от школ, устраиваемых начальством), и все это делается не по предписаниям начальства, но по глубокому сознанию, что „ приход“ в христианском значении этого олова должен стремиться выйти из того положения, в котором он, в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств оставался прежде, составляя лишь простую группу обывательских дворов п домов, приписанных, по распоряжению епархиального начальства, к той пли другой церкви, без всякого между собою единения обитателей этих дворов и домов.

На встречу такому настроению приходов пошло и духовное начальство. В 1864 г. разрешено устройство приходских попечительств из лучших людей прихода, готовых послужить церкви не из личных житейских расчетов, но по чувству усердия к храму и любви к ближнему.

Во всяком случае необходимо иметь в виду, 1) что попечительства приняли на себя такие великие задачи по отношению к храму и приходу, какие ни один казенный староста, значительно устаревшего уже типа, выполнить не может, и 2) что „обеспечение правильного учета церковных доходов и расходов», т. е. та цель, которую преследует новая, изданная в 1890 г., Инструкция, едва ли когда может быть достигнута, без отделения свечной продажи от обязанностей церковного старосты, так как эта операция вовсе не входит в понятие попечения о храме, хотя если правильно будет организована и поставлена под контроль либо старосты, либо попечительства, либо представителей прихожан, несомненно должна принести пользу и храму, и приходу, и духовному начальству.

В заключение остается сказать несколько слов о существующем ныне контроле 14 над действиями причтов и старост, в лице представителей прихожан. Контроль этот имеет право удостоверяться в правильности распоряжений принтов п старост по исполнению этих распоряжений, но не лучше ли было бы в интересах дела разрешить контролю предупреждать могущие быть неправильными действия, чем их открывать в совершившихся уже фактах? Обращу внимание еще на следующее обстоятельство: все церковные доходы должны быть, по буквальному смыслу Инструкции, опускаемы в ящики, из которых подлежат высыпке и записке в шнуровые книги на приход раз в месяц. При высыпке денег, каким образом представители прихожан могут удостоверяться, что в ящиках находится именно то количество денег, какое в них должно быть, без всякой утайки? На этот важный вопрос Инструкция не дает никакого ответа.

Извлечено из „Церковного Вестника“ за 1902 г

Папков, „Древнерусский приход», 1897 т. стр. 14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *