что делает специальный психолог
Специальный психолог
Специальный психолог – специалист в области психологии, который занимается изучением психики человека, его внутреннего душевного состояния и помогает выстраивать жизнь в соответствии с определенными нормами и идеалами.
Профессия специального психолога появилась сравнительно недавно. Психолог не лечит в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми.
Профессия требует от специального психолога особого, тонкого подхода к своему делу. Он сам должен уметь делать то, чему учит. И специальных психологов обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог все время совершенствуется, умеет и любит учиться: читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать пациента таким, какой он есть, и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает специальный психолог, – общаясь с человеком, создает условия, при которых этот человек начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение. Ведь большинство неудач как в личной, так и в профессиональной жизни человека происходят не оттого, что все вокруг такие плохие. Проблема часто «сидит» в самом человеке, в его взглядах на многие вещи, в его мировоззрении, может быть, в его детстве. Специальный психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему в частности немного под другим углом, подталкивает к мысли, что все, что с нами происходит, – дело рук нас самих, что для того, чтобы изменить мир, надо измениться самому.
Быть психологом – это значит любить свою профессию и людей, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее. Конечно, такая сложная и тонкая задача – психологическая помощь – требует от специалиста определённых душевных и профессиональных качеств. Прежде всего, он должен быть добрым и неравнодушным к другим людям. Важно умение внимательно слушать и слышать собеседника. Специальному психологу понадобятся такие качества, как логика, сообразительность, умение анализировать и делать выводы. Однако он должен уметь отгораживаться от чужих проблем, не пропускать их через себя, не принимать близко к сердцу и не путать профессиональное сочувствие с сочувствием человеческим, то есть он должен обладать стрессоустойчивостью.
Специальный психолог
Деятельность специального психолога
Специальный психолог занимается диагностикой и социально-психологической адаптацией детей и подростков, имеющих особенности развития (слепота, глухота, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, речевые расстройства и т.д.). Специалист оценивает развитие ребенка по всем направлениям: познавательная сфера (интеллект, мышление, внимание, память, сенсомоторное развитие и др.), эмоционально-волевая сфера, навыки коммуникации, поведение, речь. Также в компетенции специального психолога входят разработка программ обучения и развития особенных детей, помощь в создании инклюзивной среды и повышению толерантности в обществе, консультации с членами семей, где проживают особые дети: с родителями и другими родственниками. И в зависимости от поступившего запроса и результатов психологического обследования специалист дает рекомендации по выбору образовательного заведения, маршруту обучения или коррекции программы домашнего обучения, если речь идет о такой форме.
Также специальный психолог проводит занятия по развитию тех навыков у ребенка, в которых тот заинтересован (например, улучшение навыков коммуникации), помогает решать психоэмоциональные проблемы (избавление от страха, навязчивых мыслей и т.д.).
При необходимости коррекционный психолог может также работать со взрослыми людьми, имеющими указанные выше заболевания. Главная цель работы специального психолога — сделать личность клиента максимально гармоничной, адаптированной как к самому дефекту, ситуации его развития, так и адаптированной в обществе.
Таким образом, выделяются следующие направления работы специального психолога:
Виды специальной психологии
Специальная психология делится на несколько видов по названию нарушений здоровья человека:
Не смотря на то, что специальная психология развивается именно как психологическая наука, многие ученые считают ее отраслью дефектологии. На практике она занимает промежуточное положение и частично захватывает задачи и знания от обеих наук. И, наоборот, при отсутствии в образовательном заведении или центре специального психолога его задачи с успехом могут решить квалифицированный психолог и дефектолог, объединив усилия и опыт.
В Центре «Эмбер» работают и дефектологи, и специальный психолог. Если Вам или вашему ребенку нужна консультация или занятия с данным специалистом, Вы можете обратиться в наш Центр.
Также у нас существует услуга психолого-педагогического консилиума, это диагностическая консультация сразу нескольких специалистов смежного профиля. По итогам такой консультации разрабатываются рекомендации, создается коррекционный маршрут. По необходимости заключение специалистов оформляется на фирменном бланке Центра.
Запишитесь на консультацию специального психолога, дефектолога или психолого-педагогический консилиум по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.
Психологи и психотерапевты центра «Эмбер»
Познакомиться с нашими сотрудниками можно, пройдя по ссылке.
Специальный психолог: по каким вопросам к нему обращаться?
Люди, не связанные с педагогическими и медицинскими профессиями, часто не до конца понимают, что же такое специальная психология? И почему она вообще называется специальной? В этой статье специальный психолог Ольга Забияка расскажет вам о том, что изучает эта область науки, какие существуют разделы в специальной психологии, а также когда и в каких случаях следует обратиться к данному специалисту.
Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии
Коррекционная и специальная психология обозначают одно и тоже, но термин «Коррекция» считается недостаточно тактичным в употреблении, так как указывает на «грубое» воздействие. В соответствии с Конвенцией ООН «Оправах инвалидов» принято отказаться от терминологии, указывающей на дефект и носящей уничижительную окраску.
Специальная психология изучает психофизиологические развитие детей с особенностями в развитии. Для того чтобы понять, что такое нарушенное развитие, нам необходимо прежде всего определить, а что такое норма?
Нет одного определённого вида нормы. Их делят на:
Таким образом, развитие считается отклоняющимся, если наблюдаются отхождение от социально-психологического норматива, выделенного для образовательной, этнической и социокультурной ситуации для определённого возраста вне зависимости от опережения или запаздывания развития.
Тогда как аномальным развитием считается нарушение общего хода развития в результате физических или психических дефектов.
Специальная психология — это отрасль общей психологии, и как любая наука она имеет свои разделы:
Вне зависимости в какой области работает специальный психолог задачи у всех общие:
Таким образом, специальный психолог раскрывает структуру нарушений, ищет пути коррекции и компенсации. Важно достичь того, чтобы ребёнок был полноценным членом общества, умел себя обслуживать, обеспечивать и жить в будущем самостоятельно. Так как детский мозг обладает высокой пластичностью, необходимо, чтобы как можно раньше осуществлялась коррекционная помощь.
Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?
Часто проблемы становятся заметными при поступлении в детский сад или школу, если ребёнок с затруднением усваивает программу и отстаёт от сверстников в психофизическом развитии. Может проявляться гиперактивность, неусидчивость, замкнутость, агрессия, тревожность, повышенная утомляемость, плохая память, рассеянное внимание или низкая познавательная активность и запас знаний об окружающем мире. В таком случае родителям будет рекомендовано пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). После осмотра всеми специалистами будут выданы рекомендации, по какой программе обучаться ребёнку и какие должны быть созданы условия для его эффективного обучения.
Ещё одной причиной для обращения к специальному психологу могут быть нарушения в эмоционально-волевой сфере. Когда ребёнок проявляет агрессию, например, делает животным больно, это может быть причиной отставания не только в эмоционально-волевой сфере, но и в интеллектуальной, ребёнок попросту может не осознавать в полной мере свои действия и их последствия. Для того, чтобы подробнее разобраться в такой ситуации, стоит обраться к специальному психологу.
Если ребёнок избегает социальных контактов, плохо реагирует на какие-либо изменения, скандирует заученные или услышанные где-то фразы, использует речь, не направленную на собеседника, то есть это своеобразный монолог, есть и более явные признаки, например, мутизм – это отказ от речи при сохранном речевом аппарате и иннервации.
Специальный психолог оказывает помощь при социальной адаптации детей с особыми потребностями. Затруднения в самообслуживании и общении негативно сказываются на процессе адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребёнок становится старше, он начинает сравнивать себя с другими, появляется низкая самооценка, страхи и тревожность.
Появление малыша с особенностями меняет привычную жизнь родителей и их ожидания. Многие семьи распадаются или идут по неверному пути воспитания, поэтому чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее вам помогут и подскажут план действий.
Специальный психолог не работает один, он ориентируется на данные врачей и других специалистов и сам, в свою очередь, даёт рекомендации.
Методы специальной психологии
Наблюдение – это один из самых старейших методов в психологии, он основан на целенаправленном восприятии и фиксировании наличия каких-либо психологических явлений. Наблюдение как научный метод имеет цель, план и протокол наблюдения.
Эксперимент – исследование в специально созданных условиях с целью проявления изучаемых психологических явлений. К положительным сторонам этого метода относится объективность, так как эксперимент можно повторить. У этого метода есть чёткие критерии оценивания и фиксации психологических явлений, в числовой и качественной форме.
Метод беседы применяется вместе с другими методами. Обследование, как правило, начинается именно с метода беседы. План беседы должен быть продуман заранее, вопросы должны выводить человека на развёрнутый ответ.
Метод опроса включает в себя вопросы, с которыми нужно согласиться или не согласиться.
Тестирование позволяет охватить сразу несколько испытуемых, этот метод используется для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков испытуемых. Тест предполагает одинаковую инструкцию для всех, кто проходит обследование. На сегодняшний день в связи с популяризации техники и интерактивных средств представления информации широкое распространите получили электронные тесты.
Наблюдая за тем, как ребёнок выполняет задания, можно обратить внимание на следующие особенности поведения:
Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии
Как правило, психологическая коррекция проводится с детьми при помощи дидактических игр, подобранных таким образом, чтобы активизировать те области, в которых есть проблемы.
На сайте CogniFit можно самостоятельно проверить уровень своих когнитивных способностей и пройти тренировку в игровой форме по ключевым направлениям:
Высокоразвитые психические функции помогут не только в учебном процессе, но и в рабочем. Например, благодаря хорошей памяти вам будет проще запоминать большой массив информации, это сэкономит ваше время и поднимет эффективность и качество вашей работы.
Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?
Существует множество литературы, посвящённой возрастной психологии. Я выделю основные маркеры, на которые стоит обратить внимание.
В 3 месяца появляется комплекс на говорящее лицо, ребёнок отвечает улыбкой, следит глазами за движущимся объектом.
В 4 месяца малыш отыскивает предмет по звуку, поворачивается со спины на бок, паузы во время плача для восприятия реакции родителя.
В 5 месяцев хорошо развивается акт хватания, различает знакомых и чужих людей, улыбается себе в зеркале.
В 6 месяцев проявляет активный интерес к предметам.
В 7 месяцев хорошо ползает, встаёт на четвереньки.
В 8 месяцев развивается страх расставания, ребёнок уже самостоятельно ложится и садится.
В 9 месяцев ребёнок знает своё имя и поворачивается, когда его зовут. 10 месяцев переступает, держась за опору.
В 11-12 месяцев совершенствуются действия, интерес к предметам и взаимодействия с ними.
В 2-3 года важным фактором является развитие речи. Насторожить может, если у ребёнка отсутствует звукоподражание, если не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы.
В дошкольном возрасте ребёнок должен знать название цветов и оттенков, владеет классификацией и способен устанавливать причинно-следственную связь. Самостоятельно застёгивает пуговицы, соблюдает правила поведения.
В школьном возрасте должно насторожить, если ребёнок не может долго удерживать внимание, затрудняется действовать по инструкции, несамостоятелен, гиперактивен, например, ходит по классу вовремя урока, выкрикивает с места. Преобладание игровых мотивов над учебной задачей может говорить о неготовности ребёнка к школьному обучению.
Таким образом, специальный психолог решает широкий круг задач совместно с семьёй и близким окружением ребёнка, а также другими специалистами.
Специальный психолог. Окончила Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет по направлению «Специальное (Дефектологическое) образование». Прошла переподготовку по специальности «Учитель ИЗО и технологии».
Конспект по психологии: «Что такое специальная психология?»
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Коробчеевской школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»
Что такое специальная психология?
Специальная психология — это раздел общей психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием). В центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.
Становление специальной психологии проходило в рамках дефектологии (науке о психофизических особенностях развития детей с психическими и/или физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания).
В настоящее время в специальной психологии выделяют следующие разделы :
тифлопсихология — психология слепых, а также лиц со значительно сниженным зрением;
сурдопсихология — психология глухих и слабослышащих людей;
олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;
психология лиц с задержкой психического развития;
психология лиц со сложными недостатками развития;
Профессия: психолог
В чём разница между психологом и психотерапевтом, какие качества нужны практикующему психологу и как помочь подростку выбрать профессию
В шесть лет я уже знала, кем хочу быть: человеком, который помогает детям и родителям налаживать отношения. О существовании профессии «психолог» я узнала только в десятом классе и сразу же поняла, чем буду заниматься. Окончив школу, я поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на факультет «Психология образования».
Сейчас я практикующий психолог, гештальт-терапевт, наставник и тренер программ по профессиональному самоопределению подростков. Я занимаюсь именно тем, о чём мечтала в детстве: консультирую детей, подростков и их родителей, помогаю им найти общий язык и разрешить возникающие проблемы в отношениях.
Однако этим моя работа не исчерпывается: как тренер по самоопределению я помогаю подросткам понять себя, стать осознаннее, найти своё призвание и выбрать профессию. Ещё я играю в импровизационном театре и разрабатываю собственный обучающий курс по импровизационному театру для подростков.
Какие бывают психологи
Разница между психологом и психотерапевтом
Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом. Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента. В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.
Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.
В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.
Чем они занимаются
Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.
Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.
Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.
Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.
Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.
Куда пойти учиться
Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.
Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.
Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.
Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.
Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит. Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.
Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.
Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.
Кем и как работают психологи
Направления работы
Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.
По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.
Сколько зарабатывают
Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.
Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.
Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Моя работа: помощь подросткам в профориентации
Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.
Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.
Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.
Кому я помогаю
Как работает наставник по самоопределению
В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.
На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится. Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет. В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.
Как найти своё дело
1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.
2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.
3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.
4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».
5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.
6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные подробности о профессиях.
7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык». Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась. Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.
Какие качества нужны для работы психологом
Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.
Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.
Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.
Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter