что делает шеф редактор

Профессия редактор

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

Редакторы – это высший командный состав среди пишущих людей. Они организуют авторов и управляют изданиями. Например, популярным журналом или сайтом, который читают сотни тысяч людей в день. Если вы мечтаете вести интернет-СМИ, руководить крупным информационным проектом или участвовать в создании глянцевых журналов, то эта работа для вас.

В статье вы узнаете, кто такой редактор и чем он занимается, плюсы и минусы профессии, уровень зарплат, с чего начать новичку свой путь в этой сфере.

Содержание статьи:

Кто такой редактор и что он делает?

Редактор – это человек, который определяет, о чем писать и как писать, управляет работой журналистов, копирайтеров, контент-менеджеров. Проверяет тексты, готовит их к публикации. Планирует работу редакции. Отбирает новых авторов. Иногда и сам «берется за перо». Обязанности варьируются в зависимости от того, где работает редактор (онлайн-СМИ, журнал, телевидение, издательство и др.)

Это должность одновременно управленческая и творческая. Нужно организовывать других людей и при этом самому отлично уметь писать.

Обязанности редактора информационного сайта:

Анализировать эффективность материалов после публикации, при необходимости – вносить коррективы в работу редакции.

Мы разобрались, кто такой редактор и чем он занимается. Теперь расскажем, какая иерархия есть в этой профессии.

Главный редактор, шеф-редактор и выпускающий: в чем разница?

По иерархии выше всех находится главный редактор, затем – шеф и далее – выпускающий. Чем выше «ранг», тем больше человек занимается управлением и меньше работает с текстами. Ниже в таблице указано, что входит в обязанности каждого специалиста:

Обязанности главного редактора

Обязанности выпускающего редактора

Руководитель издания. Управленческая должность. Определяет редакционную политику. С авторами обычно не работает.

Проверяет и дорабатывает редакционные материалы. Руководит всеми редакторами и корректорами.

Отсматривает материалы перед публикацией. В онлайн-СМИ ставит материалы в ленту. Контролирует график подготовки материалов.

Такое деление больше характерно для крупных СМИ. В небольших редакциях все обязанности может выполнять один специалист. Функции могут отличаться в зависимости от места работы.

Плюсы и минусы профессии

Реализация творческого и интеллектуального потенциала.

Перед дедлайнами рабочий график может быть напряженным. Нужно уметь работать под давлением сроков.

Сколько зарабатывают редакторы?

Средняя зарплата редактора в СМИ – от 60-70 до 90-100 тыс. рублей. Главный редактор в крупном издании может получать 150-200 тыс. рублей. Доходы зависят от уровня специалиста, его навыков и опыта работы.

Самые высокие зарплаты у редакторов, которые могут с нуля создать и раскрутить популярный сайт или СМИ. Создают интересный формат, умеют анализировать, какие статьи привлекут аудиторию и сделают издание популярным.

Редактор может стать совладельцем проекта, что позволит ему получать не только зарплату, но и долю в прибыли компании. Также он может создать собственный YouTube-канал или популярный блог и зарабатывать на этом.

Что нужно знать и уметь для работы редактором?

Среди базовых знаний и навыков, которые требуются редактору, можно назвать следующие:

Знание специфики работодателя (работу книжного издательства, телекомпании, онлайн-СМИ и др.)

Главному редактору важно знать, как правильно анализировать целевую аудиторию изданий и определять формат, в котором оно будет работать. Умение составлять редакционную политику и другие документы для работы редакции. Важно знать, как работать с людьми: организовывать, мотивировать, контролировать.

Профессия редактора накладывает определенные требования и к личным качествам. Необходимо быть внимательным, ответственным, организованным, уметь работать под давлением, не терять голову в стрессовых ситуациях.

Как стать редактором и где можно учиться?

Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:

Название курса и ссылка на него

Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое.

Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления.

Позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции бильд-редактора (подбор фото и иллюстраций), оформлять контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания популярного проекта, а также опыт работы, который можно указать в портфолио. Курс подходит людям, которые хотят работать в корпоративных СМИ.

Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов. Также важно умение управлять коллективом. Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера.

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Где искать работу редактором?

Если у вас есть опыт работы, то ищите предложения на сайтах с вакансиями для журналистов. Также можно искать вакансии на сайте HH.ru.

Где найти редактора?

Добавьте вакансии на сайты с работой для журналистов. Там можно найти опытных редакторов для своих проектов.

Источник

Профессия – шеф-редактор

Связующее звено между руководством СМИ и творческим коллективом

Общее описание
Дать какую-либо общую дефиницию этой профессии трудно. Так, на телевидении шеф-редактор часто следит за выпуском, раздает задания корреспондентам или главам отделов, координирует их работу, связывается при необходимости с нужными людьми, то есть фактически занимается тем же, чем выпускающий редактор в печатных СМИ. При этом существует деление: шеф-редактор новостных, информационных или развлекательных программ.
В печатных СМИ, как правило, шеф-редакторы имеют обязанности либо выпускающего редактора (см. справку о профессии), либо, что более вероятно, заместителя главного редактора. В интернет-изданиях шеф-редакторы могут выполнять функционал как замглавного, так и просто редактора.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

Итак, шеф-редактор – это сотрудник, занимающий вторую ступень в редакционной иерархии. Он должен обладать, с одной стороны, выдающимися лидерскими качествами, которые необходимы для утверждения его авторитета в рабочем коллективе, а с другой – уметь быть на вторых ролях, поскольку первое лицо в редакции – это главный редактор. Шеф-редактор может курировать одно либо несколько направлений деятельности СМИ, не забывая при этом и о своих журналистских обязанностях.

Образование
Шеф-редакторами могут быть как люди с журналистским, филологическим образованием, так и получившие диплом другого профиля, к примеру, экономиста или переводчика. Однако образование в этой профессии лучше всего иметь гуманитарное. В идеале шеф-редактору хорошо бы иметь два диплома: журналиста и профильный для издания, в котором он работает. Однако солидный опыт работы в средствах массовой информации, самообразование или специализированные курсы вполне могут восполнить отсутствие/недостаток знаний и навыков в какой-либо узкой области.

Что касается управленческих навыков, то существуют специальные менеджерские курсы. Однако два-три месяца или даже полгода обучения на них не смогут сделать из человека грамотного управленца – подобные компетенции приходят исключительно с опытом.

Смежные карьеры
Начинать свой путь шеф-редактору приходится с первых ступенек карьерной лестницы. Цепочка может выглядеть так: корреспондент – редактор отдела – выпускающий редактор – шеф-редактор. Это традиционный путь. В зависимости от штата издания или телекомпании какие-то звенья цепочки могут выпасть. Однако это не означает, что путь намного сократится. Должность шеф-редактора – одна из высших ступенек в СМИ.
Конечно, стать шеф-редактором в небольшом СМИ гораздо проще, чем в крупном и известном. Но и разница в уровне компетенции, например, шеф-редактора ИД «Коммерсант» и шеф-редактора районной газеты велика.

Функциональные обязанности
Должностные обязанности шеф-редактора обусловлены не только видом СМИ (телевидение, радио, газета, интернет-портал), но и другими факторами, например его масштабом. Небольшие издания не могут себе позволить держать в штате одновременно и главного, и шеф-редактора. Поэтому, как правило, функции и того, и другого выполняет один человек. В крупных СМИ шеф-редактор курирует какое-либо направление. Например, на телевидении шеф-редактор может возглавлять одну из программ (общественно-политическую, развлекательную, спортивную и так далее), часть программы (заниматься социальными репортажами в рамках новостей и тому подобным), несколько программ (информационное вещание, развлекательное вещание). В этом случае шеф-редакторов несколько, у каждого из них есть свои подчиненные, но один начальник в лице главного редактора или генерального директора канала.

Шеф-редактор, с одной стороны, участвует в формировании политики СМИ, вносит свои предложения по концепции, решению проблем и так далее. С другой стороны, он должен много общаться с коллективом, формулировать цели и задачи, контролировать их выполнение, а также доносить до корреспондентов и редакторов идеи вышестоящего руководства. Шеф-редактор задает направление работы своего подразделения, распределяет между корреспондентами темы, помогает находить экспертов, определяет очередность работы сотрудников (водителей, операторов групп и так далее) и следит за процессом подготовки информации в целом. Он же готовит отчеты о проделанной работе для главного редактора.

Навыки
Шеф-редактору в солидном издании необходимо обладать полным спектром журналистских и управленческих навыков. Он должен уметь писать и редактировать тексты, знать все нюансы того направления в редакции, которое он курирует, к примеру, тонкости производства телесюжетов, начиная от поиска тем, поддержания отношений с ньюсмейкерами и заканчивая монтажом материалов и студийной записью.
Шеф-редактор должен обладать связями с чиновниками, журналистами, в деловом мире, и пониманием, в какой момент можно потянуть за ту или иную ниточку, чтобы появилась нужная информация или запустился определенный процесс.
Он должен владеть в совершенстве английским языком и навыками делового общения, великолепно ориентироваться в реалиях современного общественного процесса, знать специфику и тенденции той отрасли, которую курирует.

Кроме этого, данный специалист должен обладать большой дипломатичностью, поскольку ему необходимо строить взаимовыгодные отношения не только с «людьми со стороны», но и с главным редактором и остальными членами коллектива. Он должен быть амбициозен и честолюбив, уметь вести за собой и в то же время исполнять указания главного редактора.

Плюсы и минусы в профессии
Плюсы профессии очевидны – это высокие статус, уровень дохода, возможность принимать важные решения и влиять на стратегическую политику издания. К минусам можно отнести большую нагрузку, в том числе психологическую, и высокий уровень ответственности не только за собственные рабочие показатели, но и за эффективность труда своих сотрудников.

Оплата труда
Заработная плата шеф-редактора в издании со штатом в пять человек и в крупном СМИ существенно различается. В то время как доход первого может выражаться более чем скромной, по московским меркам, суммой в 30 000 рублей, второй может зарабатывать до 20 000 евро и больше. Разумеется, многое зависит не столько от размера издания, сколько от самого человека, его навыков, знаний, харизмы и, главное, опыта работы. Не малую роль, конечно, играет и известность тех изданий, в которых кандидат работал, успешность возглавляемых им проектов и так далее. Работодатели готовы платить людям из тех СМИ, названия которых у всех на слуху.

Перспективы
В перспективе шеф-редактор может занять должность руководителя редакции. С одной стороны, сесть в кресло главного редактора человеку, уже достигшему высокой позиции, проще, тем более что конкуренции здесь меньше. С другой стороны, она намного жестче, чем на стартовых должностях. Поэтому шеф-редактор должен быть не столько безупречен в своем деле, сколько обладать честолюбием и целеустремленностью в борьбе за желаемую позицию.
Вакансии главных редакторов открыто на рынке появляются довольно редко, особенно если речь идет не о новых проектах, а о уже существующих на рынке. Поэтому поиск новой работы, скорее всего, придется осуществлять посредством наработанной социальной сети.

Источник

Должностная инструкция по специальности «Шеф-редактор телерадиовещания»

Вы можете скачать должностную инструкцию шефа-редактора телерадиовещания бесплатно. Должностные обязанности шефа-редактора телерадиовещания

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ШЕФА-РЕДАКТОРА ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности шефа-редактора телерадиовещания __________________________________________________ (далее – «предприятие»).

1.2. Шеф-редактор телерадиовещания относится к категории руководителей.

1.3. Лицо, назначаемое на должность шефа-редактора телерадиовещания должно иметь высшее профессиональное образование и стаж журналистской или

редакторской работы не менее 5 лет.

1.4. Назначение на должность шефа-редактора телерадиовещания и освобождение от неё осуществляется на основании приказа руководителя предприятия.

1.5. Если шеф-редактор отсутствует то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

1.6. Шеф-редактор телерадиовещания должен знать:

— важнейшие научные, культурные, экономические и общественно-политические события в стране и за рубежом;

— технические средства и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;

— законодательство РФ о средствах массовой

— нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телерадиопрограмм;

— основы авторского права;

— основы законодательства о труде;

— основы экономики, организации труда и управления;

— правила и нормы охраны труда;

— этику делового общения;

— передовой отечественный и зарубежный опыт организации телерадиовещания.

II. Должностные обязанности

Шеф-редактор телерадиовещания исполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Взаимодействие с органами государственной власти, средствами массовой информации, отечественными и зарубежными организациями, ведение переговоров о создании совместных программ, организации телемостов, прямых трансляций, осуществление их подготовки и проведение.

2.2. Организация отбора участников телевизионных и радиопрограмм.

2.3. Осуществление в соответствии с календарно-тематическим планом вещания создание наиболее сложных и ответственных телевизионных и радиопрограмм.

2.4. Участие в формировании концепции вещания, разработке перспективных и текущих календарно-тематических и производственных планов.

2.5. Разработка оригинальных направлений для вновь создаваемых рубрик и циклов передач.

2.6. Организация работы по повышению квалификации редакторского персонала.

2.7. Рецензирование программ, прошедших в эфире.

2.8. Оформление необходимой документации для заключения договоров с авторами и участниками программ, контроль их выполнение.

2.9. Формирование творческих групп, расширение и обновление авторского актива.

2.10. Заказ штатным и нештатным авторам информационные, публицистические и литературные материалы, оказание им помощи во овладении спецификой телерадиовещания, консультация по вопросам структуры и содержания материала, отбору иллюстраций, составу участников передач.

2.11. Систематизация и пополнение базы данных по тематическим направлениям.

2.12. Организация обратной связи с телевизионной и радиоаудиторией по рубрикам и циклам передач.

2.13. Подготовка и сдача в установленные сроки микрофонные материалы.

2.14. Осуществление подготовки заключений о качестве представляемых материалов, согласовании с авторами необходимых сокращений, дополнений, изменений, контроль за достоверностью приводимых фактических данных.

2.15. Обеспечение своевременной сдачи сценарных материалов съемочной группе (творческой бригаде).

2.16. Участие в работе съемочной группы (творческой бригады) на всех стадиях производства и сдачи готовых программ.

2.17. Участие, при необходимости, в прямом эфире.

2.18. Координация работы редакторов, составление и распределение задания между ними, обеспечение равномерной их загрузку.

2.19. Выдача оперативных поручений редакторам в ходе подготовки программ, контроль их выполнение.

2.20. Работа с ведущими телевизионных и радиопрограмм, редактирование их текстов.

2.21.Осуществление подбора и проведение анализа информационных, публицистических, художественных и других материалов с целью их использования при подготовке программ.

III. Права

Шеф-редактор телерадиовещания имеет право:

3.1. Обращаться к руководству предприятия:

— с предложениями по вопросам своей деятельности;

— c требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.3. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

IV. Ответственность

Шеф-редактор телерадиовещания несет ответственность:

4.1. В случае причинения материального ущерба в пределах, которые определены гражданским и трудовым законодательством РФ.

4.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, которые определены уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.

4.3. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

Источник

Как стать главным редактором

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

В детстве у меня была папка для сокровищ. Когда в руки попал красочный журнал «Огонек», я буквально заболела собирательством. Иллюстрации великих полотен Тициана и Рафаэля, Караваджо и Ван Эйка, печатавшиеся на его центральном развороте, стали украшением детской коллекции, папка росла.

С красочных иллюстраций знаменитых художников начиналось знакомство со СМИ. Передо мной открывался мир журналистики с его увлекательными репортажами, интервью, обзорами. Я зачитывалась новинками литературы и смелыми публицистическими статьями, с нетерпением ждала выхода новых кроссвордов и юмористических колонок. Было что почитать и в газетах, не только программа телепередач интересовала в них.

Постепенно стала задумываться о том, какой же труд стоит за каждым номером любимых изданий, что за люди работают над их выходом в свет. И конечно, примеряла на себя роль редактора.

Сейчас я уже далеко не ребенок, но мне по-прежнему интересно, какой человек способен возглавить редакцию? Что нужно предпринять, чтобы стать главредом? Какими качествами и навыками обладать? Что за требования предъявляет эпоха цифровых технологий к профессии редактора? Об этом и сопутствующем данная статья.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторВ редакции минской газеты «Церковное слово»
Фото: из личного архива Гелии Харитоновой

Немного истории. О роли главных редакторов

Представление о роли главного редактора в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий.

«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу

Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков.

Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.

Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой.

Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.

Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали и перечитывали его от корки до корки.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор

«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет

Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров.

Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторВалентин Катаев – первый главный редактор журнала «Юность» Источник: РИА Новости

С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.

Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторАндрей Дементьев на посту главного редактора журнала «Юность»

Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.

В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский.

Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторГлавный редактор «Нового мира»
А. Твардовский

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редактор
Легендарный выпуск №11 за 1962 год
с повестью А. Солженицына
«Один день Ивана Денисовича»

Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.

Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ, жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.

В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторСергей Залыгин, советский писатель, главный редактор журнала «Новый мир» с 1986 по 1998 год
Источник: «Мы из СССР»

Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.

Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.

У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности и профессионализмом их главного редактора.

Главный редактор — ключевая фигура в СМИ

Мне понравилось, как о роли главреда высказался Иван Колпаков, главный редактор «Медузы» на встрече «Общества главных редакторов» в апреле 2020 года. Он определил эту роль тремя метафорами:

Представительские функции входят в обязанности главного редактора. Но это лишь имиджевая часть его деятельности. Главред занимается привлечением инвестиций, работает с рекламодателями, перераспределяет финансовые потоки, на нем лежит ответственность за каждого сотрудника в коллективе.

В небольших изданиях сделать это не так просто. Главный редактор возглавляет коллектив,состоящий из нескольких штатных журналистов. Он воистину «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он — стратег и тактик, журналист и маркетолог.

Редакторат СМИ

Литературный редактор убирает шероховатости и неточности в статьях авторов, отшлифовывает стиль текстов, приводит в соответствие с жанром издания.

Он борется с грамматическими, смысловыми, стилистическими и фактологическими ошибками. Но редактор не вносит в текст отсебятины только потому, что ему так видится. По согласованию с автором он может более основательно проработать текст:

— изменить объем произведения — сократить, или, наоборот, расширить;

— добавить художественной выразительности;

— сделать его стилистически однородным.

Основные требования к литературному редактору — грамотность, начитанность, внимательность, эрудиция, критическое мышление.

Технический редактор организовывает, направляет и контролирует все рабочие процессы в редакции, строго следит за сроками их выполнения. В этой профессии административная составляющая преобладает над творческой.

В его компетенции — общение с владельцами других изданий и заказчиками. За четкое распределение обязанностей между членами редакции и неукоснительное их выполнение отвечает тоже он.

От технического редактора ждут аналитического склада ума, ответственности, самодисциплины, умения вести переговоры и знания делового этикета, способности креативно мыслить. Он должен быть коммуникабельным человеком с организаторскими способностями.

Научным редактором выступает специалист в конкретной области знаний. Например, в медицине, металлургии или даже ядерной физике.

Он проверяет, насколько информация в тексте соответствует новейшим достижениям науки и техники в исследуемой сфере. Литературное редактирование рукописи проводит тоже он. Вместе с авторами материала и техническим редактором устанавливает, какие иллюстрации будут сопровождать текст, решает вопросы технического оформления.

Обычно его приглашают со стороны. Так поступают, когда нужно оценить публикуемый материал с научной точки зрения.

Отвечает за размещение информации в ленте информагентства, в печатном издании или на интернет-портале. Он — второе лицо в редакции, если отсутствует должность шеф-редактора.

Выпускающий редактор контролирует, чтобы темы материалов соответствовали концепции издания. Он придумывает привлекательные заголовки, составляет тематический план, координирует работу творческой части редакции. Редактор вычитывает текст, правит его и выпускает в свет. По сути, это человек, который призван сделать конфетку из публикуемого материала.

Выпускающий редактор должен быстро и точно работать с гигантскими объемами информации, иметь широкий кругозор и точные знания.

От него требуется умение разглядеть сенсацию, оценить перспективность материала, не допустить искажения информации. Профессиональное чутье приходит обычно с опытом. А выпускающему редактору без него никуда.

Это главный человек в небольшой редакции и второе лицо после главного редактора в крупных СМИ. Шеф-редактор определяет информационную политику издания, организует работу творческого коллектива. В крупных медиахолдингах он отвечает за одно из тематических направлений.

По сути, он связывает руководство издания с творческим коллективом. Шеф-редактор в совершенстве владеет полным спектром как журналистских, так и управленческих навыков.

Это дирижер творческо-производственного оркестра, которым выступает редакция. Главный редактор отвечает за единую редакционную политику издания, управляет и технической, и творческой службами редакции.

В крупных изданиях главред координирует работу всех редакторов, чтобы редакционный механизм работал четко и слаженно. Противоречивые распоряжения начальников разных служб дезориентируют коллектив. Соблюдение принципа единоначалия в большой редакции —— важное условие правильной работы.

Какой человек способен возглавить редакцию

Требования к кандидату на должность главреда. Профессиональные навыки

Будущему главреду необходимо представлять, как все работает изнутри, по каким законам строится, чтобы контролировать процесс; нужно знать порядок подготовки материала в печать и современные редакционно-издательские технологии.

Главному редактору нужно уметь писать тексты в разных жанрах и стилях. Абсолютная грамотность, вплоть до каждой запятой, приветствуется, но не строго обязательна, если в штате имеются литературный редактор и корректор. Однако без чувства стиля и языка не обойтись.

Руководителю издания нужно обладать широким кругозором, высокой эрудированностью и системным мышлением. Это позволяет видеть новое, генерировать идеи, формулировать концепцию работы СМИ. Ему также необходимо разбираться в трендах и иметь «нюх» на то, какая информация может «выстрелить» и повысить рейтинг издания.

Необходимо знать основы маркетинга, чтобы развивать свое издание, реагировать на изменения потребностей рынка сбыта. Важно обладать финансовой и юридической грамотностью: знать законы, иметь представление о налогообложении и бухгалтерском учете, о работе банковской системы.

Личные качества успешного редактора

Главреду для успешной работы понадобятся организаторские способности, умение убеждать, творческий потенциал и хозяйственное мышление, дальновидность, здравомыслие, любознательность и находчивость, пунктуальность и внимательность.

Коммуникабельность и доброжелательность — одно из важных личных качеств руководителя медиа. Нужно поддерживать связи в PR-индустрии, иметь широкий круг знакомств. Это помогает изданию держаться на плаву.

В каких университетах готовят профессионалов такого уровня, и как прокачать нужные навыки?

Где готовят будущих звезд СМИ. Современные требования к редактору

Вопрос, конечно, интересный. Можно успешно окончить престижный вуз и годами пребывать в должности корреспондента или корректора без надежды на повышение. А можно двигаться по карьерной лестнице медленно и уверенно, или же попасть в кресло главреда стремительно, даже не получив диплома гуманитарного вуза. Многое зависит от таланта, упорства в достижении цели и масштаба личности будущего главреда. И конечно, от его величества случая.

Как становятся главредом

Поэт Андрей Дементьев шел к главредству классическим путем. Он окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал в «Калининской правде» литературным сотрудником, был зав. отделом комсомольской жизни в газете «Смена», редактором книжного издательства. В 1967 году перебрался из Калинина (Твери) в Москву, через пять лет стал заместителем главного редактора журнала «Юность». В 1981 году Андрей Дементьев сменил на посту главного редактора Бориса Полевого.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторАндрей Дементьев и Владимир Войнович в редакции журнала «Юность». 1990 год
Источник: Информационный портал фонда Русский мир

У Виталия Коротича карьера складывалась несколько иначе. У него медицинское образование: был сельским врачом, занимался наукой в институте клинической медицины. Второй вузовский диплом получил в институте иностранных языков. Писал стихи. Позже занимал редакторское кресло в украинских журналах «Ранок» и «Всесвiт».

На должность главного редактора «Огонька» он попал по воле случая. Роберт Рождественский наотрез отказался от предлагаемой должности и порекомендовал на нее достойного кандидата — украинского поэта Коротича, который и стал звездным главредом популярного журнала.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторФотоархив журнала «Огонек»: Встреча в редакции с офтальмологом Святославом Федоровым (второй слева). В центре — главный редактор журнала Виталий Коротич
Источник: журнал «Коммерсантъ»

Известный советский журналист Алексей Аджубей работал геологом, после войны учился на одном курсе с Олегом Ефремовым в школе-студии МХАТ. В 1947 году поступил в МГУ на факультет журналистики. Вскоре он удачно женился на сокурснице Раде, дочери Н.С. Хрущева. В 1950 году Алексей Иванович пришел работать стажером в спортивный отдел «Комсомольской правды», где стремительно добрался до кресла главного редактора. Шутка того времени: «Н е имей сто друзей, а женись как Аджубей».

Но дело не только в удачной женитьбе. Алексей Аджубей был талантливым человеком и профессионалом редакторского дела. В 1959 году он стал главным редактором газеты «Известия» и за пять лет увеличил ее тираж в четыре раза — с 1,6 до 6 миллионов экземпляров. Его газета была одним из символов знаменитой «хрущевской оттепели».

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторНа планерке в газете «Известия»: в центре — Алексей Аджубей. Видный «известинец» Анатолий Друзенко об А.Аджубее: «Удивительно, но только недавно, много лет спустя, я понял, что он не столько руководил нами, сколько «заводил»… Он был азартным редактором. Обогнать других, выйти первым с новостью, в номер, немедленно»
Источник: «Журналист»

Как видите, даже в советское время не всегда в редакцию попадали выпускники факультетов журналистики, филологии, издательского дела и редактирования.

А вот как можно прийти к главредству в наши дни. Сергей Апресов в 2005 году окончил Московскую финансовую академию при правительстве РФ. Будучи студентом, работал журналистом в ИД «Потребитель». В 2006 году он пришел в штат редакции журнала «Популярная механика» и уже через два года ее возглавил. Вел программу «Дело техники» на телеканале Discovery. У Сергея — свой научно-популярный блог «Объясню за две минуты». С 2016 года он находится на посту главного редактора журнала «Вокруг света».

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторСергей Апресов на посту главного редактора журнала «Популярная механика», 2012 год
Источник: «Популярная механика»

Для успешной карьеры в СМИ важен не столько профильный диплом, сколько хорошее владение словом, постоянная работа над собой, желание развиваться, умение работать с людьми, личное обаяние, везение, умение оказаться в нужное время в нужном месте и еще много разных и порой непредсказуемых факторов.

Кстати, о последних. В «Новой газете» с 2009 года главного редактора избирают путем тайного голосования сроком на два года. В выборах участвуют все штатные сотрудники. «Новая газета» — независимое СМИ, основным ее владельцем выступает коллектив редакции. 24% акций принадлежат первому президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву и предпринимателю Александру Лебе деву.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторГлавный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов
Источник: Михаил Метцель/ТАСС

В 2017 году Муратов снял свою кандидатуру с выборов. В 2019 году он снова был избран тайным г

олосованием, опередив двух претендентов на должность. За Д. Муратова отдали голоса 74 сотрудника редакции (51,7%).

Качество современного образования

Выпускнику вуза, который переступает порог редакции, нужно смотреть правде в глаза. Никто не ждет начинающего специалиста с распростертыми объятиями. Как сказал главред санкт-петербургского издания «100ТВ» Андрей Радин: « На самом деле, основной наш девиз — придя в редакцию, забудь о том, чему тебя учили на журфаке… Это не потому, что там плохое образование или учат не тому, просто у каждой редакции свои принципы, своя стилистика, под которую придется подстраиваться».

Главные редакторы изданий в своих интервью сходятся во мнении: за последние годы уровень подготовки специалистов на факультетах журналистики сильно упал (впрочем, не только в области журналистики). Чтобы не нести отсебятину, продолжу цитировать Андрея Радина: «Вот что меня поражает — патологическая неграмотность выпускников журфака. Меня убивает, когда человек не знает стилистики, не знает, как правильно ставить знаки препинания или пишет с орфографическими ошибками. Но, к сожалению, это часто встречается и у выпускников других факультетов: грамотность у нас страдает. Я бы усилил филологическую подготовку: больше русского языка, стилистики».

Низкий уровень образования будущих работников редакции — это насущная проблема современных медиа, но не основная. В конце концов, новичка можно со временем адаптировать под концепцию издания, если он умеет творчески и креативно мыслить.

Требования к главредам в эпоху цифровых технологий

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторИсточники: WAN-IFRA, Союз предприятий печатной индустрии

Многие СМИ сегодня, сохраняя себя в «бумаге», параллельно перемещаются в цифровую медиазону. А в ней уже другие правила игры в борьбе за читателя и в разы усилившаяся конкуренция.

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторИнформация из отраслевого доклада Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2019 год.
Цифры за 2020 год приводятся прогнозируемые.
Источник: компания «Mediascope»

В новых условиях, которые диктует медиарынок, нужны специалисты с навыком успешной работы в медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности.

Сегодня востребованы редакторы, которые смогут возглавить новые информационные продукты: сайты, студии, электронные СМИ и издательства.

Сейчас важно не только создавать качественный продукт, интересный для читателя, но и понимать, как лучше его донести. Необходимо:

Новые образовательные платформы

Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Е.Л. Вартанова объясняет:

«Обучение медиакоммуникациям построено на фундаментальных знаниях и большом объеме проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды. Это не совсем журналистика в смысле создания общественно-политической повестки дня и освещения общественно-значимых событий, а новый важный для сегодняшнего этапа развития пласт работы по информационному сопровождению и продвижению в цифровой медиасреде самых разных предприятий».

Какие они, новые главреды цифровой эпохи

На небосклоне цифровых медиа рождаются новые звезды. Вот, например, некоторые из них.

Иван Колпаков, 37-летний главный редактор «Медузы» : после окончания историко-политологического факультета Пермского университета стажировался в Оксфорде. В 27 лет стал учредителем и главным редактором интернет-издания «Соль», руководил отделом спецкорреспондентов интернет-издания Lenta.ru. В 2014 году Иван переехал в Ригу и стал заместителем главреда нового медиапроекта Meduza, с 2016 года он — главный редактор «Медузы».

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторГлавный редактор Meduza Иван Колпаков Источник: Радио «Свобода»

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторПолина Накрайникова, главный редактор Лайфхакера
Источник: vmestemedia.ru

что делает шеф редактор. Смотреть фото что делает шеф редактор. Смотреть картинку что делает шеф редактор. Картинка про что делает шеф редактор. Фото что делает шеф редакторВадим Елистратов, главный редактор DTF.ru
Источник: Лайфхакер

Талантливые ребята не просиживали в больших редакциях в надежде получить повышение. Каждый из них шел своим путем, брал на себя новые проекты. Сегодня есть шансы сделать успешную и быструю карьеру в медиасфере, особенно в ее цифровой зоне.

«Ну хорошо, — скажете вы. — А как быть тем, кто много учился, отдал журналистике годы, но пока не продвинулся по карьерной лестнице? Или работает в печатном СМИ, которое вскоре закроется из-за убыточности?»

Ваш опыт, фундаментальная база знаний пригодятся в новых медиа. В цифровых СМИ растет запрос на качественный контент и опытных редакторов. Но для овладения новым медиа пространством вам потребуется усвоить и закрепить навыки интернет-маркетолога.

Кстати, печатный глянец еще не вымер как класс. Там тоже ждут крутых авторов. Например, главред журнала «Maxim» Александр Маленков сказал в интервью MediaJOBS.RU, что в его издании ввиду малой информативности на первый план выходит художественность текста. И, как следствие, журнал всегда находится в поиске профессионалов слова.

А еще он добавил, что в большом дефиците специалисты, которые владеют базовой школой журнального дизайна. Нужны профессионалы, которые умеют работать со шрифтами, располагать изображения и информацию на бумаге. Так что вероятность оказаться в нужное время в нужном месте существует всегда.

Время диктует свои условия. Вот и поколенческая «Юность» с приходом в нее в 2019 году молодого писателя Сергея Шаргунова стала выпускать цифровую версию журнала, наряду с бумажной. Остается надеяться и верить, что печатные издания отстоят свое право на существование. Согласитесь, хорошую литературу приятно почитать под шорох страниц.

Подобного рода удовольствие у меня вызывают еще настольные игры, когда можно в живой компании в ту же «монополию» сыграть, семейное лото запустить. Это вам не с железякой бездушной сражаться. Прошу заметить, интерес к «настолкам» в последнее время растет. Все-таки чувство осязания ничем не заменить. И да, мне нравится держать в руках журнал, ставить на нем пятна от кофе, брать с собой на лавочку в сквер, вдыхать неповторимый у каждого издания запах типографской краски…

Вообще-то, я — за журналистику на любых носителях: электронных или бумажных, только чтоб она была качественной. Читатель, помимо новостной ленты, желает видеть публицистические статьи, он скучает по ярким репортажам. Ему нужна литература, которая написана красивым русским языком. Он устал от навязчивой рекламы и неуважительного отношения к себе.

Читатель и зритель ждет перемен. У журналистики сейчас непростые времена. Идет слом старой системы и выход к новым возможностям. Неизменным остается одно: главный редактор всегда будет самым важным и уважаемым человеком в издании. От вас, редакторов настоящих и будущих, зависит, куда повернет история медиасферы. Зажгутся ли новые «огоньки», к которым потянется благодарный читатель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *