что делает руководитель отдела развития
Что входит в обязанности директора по развитию
С учетом большой ответственности и сложности выполняемой работы, а также отсутствия каких-либо более или менее четких рамок и ограничений, к человеку, претендующему на должность директора по развитию компании, предъявляются достаточно строгие требования:
Каковы обязанности директора по развитию?
В идеале, если на этой должности будет находиться человек, который уже до этого выполнял обязанности генерального директора или же занимался созданием филиалов крупной компании в других административно-территориальных единицах.
Чем отличаются обязанности в торговой организации и на промышленном предприятии?
ВАЖНО! Образец должностной инструкции директора по развитию от КонсультантПлюс доступен по ссылке
В зависимости от специфики деятельности предприятия, директору по развитию приходится решать несколько отличающиеся задачи.
Представляя интересы торговой организации, лицу, занимающему рассматриваемую должность, придется столкнуться со следующими вопросами:
Директору по развитию промышленного предприятия предстоит решать несколько иные задачи:
Вывод: директор по развитию ответственен за определение общей парадигмы развития компании. В ходе осуществления своих обязанностей этот сотрудник определяет стратегический план по их достижению и финансовый анализ их реализации (иначе говоря, директору по развитию предстоит не только составить стратегию развития, но и просчитать реалистичность ее выполнения).
Какими правами в корпорации пользуется директор по развитию?
ВАЖНО! Рекомендации по составлению трудового договора с директором (менеджером) по развитию от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Для того чтобы иметь возможность реализовать на практике свои наработки, директор по развитию наделен широкими полномочиями:
Необходимо также понимать, что в каждой компании компетенция директора по развитию в значительной мере отличается, что связано со спецификой осуществляемой деятельности. Кроме того, под директора по развитию в крупных компаниях обычно делают 2-3 отдела (как правило, это аналитический отдел, и отдел планирования и развития).
Когда необходим такой сотрудник?
Изначально эта должность возникла в западных корпорациях, и отечественные компании, которые склонны к экономии, приняли ее относительно недавно. До этого все обязанности директора по развитию в большинстве случаев выполнял генеральный директор, так как развитие организации можно назвать одной из основных задач, подразумевающей одновременную работу со множеством самых разных аспектов.
В этой должности есть смысл в том случае, когда компания выходит на очень высокий уровень, когда главному руководителю не под силу обеспечить максимально интенсивный рост и развитие корпорации, хотя потенциал для этого имеется. Особенно это важно, если специфика деятельности компании связана с теми видами бизнеса, которые претерпевают интенсивное развитие.
Кстати говоря! Альтернативным вариантом является привлечение компании-аутсорсера для решения определенных задач.
Директор по развитию
Наше кадровое агентство осуществляет подбор топ персонала в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России и стран СНГ.
1. Общие положения
1.1. Директор по развитию относится к категории руководителей.
1.2. Директор по развитию назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Директор по развитию подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия директора по развитию его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность директора по развитию назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование, опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет (в том числе в должности директора по развитию или менеджера по стратегическому планированию не менее года).
1.6. Директор по развитию должен знать:
— теорию и практику менеджмента, макро— и микроэкономики, маркетинга, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;
— основные инструменты финансового оздоровления предприятия;
— методы экономического моделирования;
— современные системы управления предприятием;
— основы технологии производства.
1.7. Директор по развитию руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности директора по развитию
Директор по развитию выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Определяет общую концепцию и цели развития предприятия.
2.2. Разрабатывает эффективную стратегию развития и основные разделы плана развития предприятия.
2.3. Разрабатывает программы развития и реструктуризации предприятия, анализирует возможность финансового обеспечения программ.
2.4. Устанавливает приоритеты бюджетирования и проводит мониторинг расходов для обеспечения финансовой стабильности реализуемых программ.
2.5. Готовит предложения по освоению новых направлений бизнеса, новых рынков; разрабатывает проекты технической и административной модернизации предприятия.
2.6. Представляет проекты развития предприятия высшему руководству и собственникам, защищает и обосновывает их.
2.7. После утверждения проектов организует подготовку соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и разрешений.
2.8. Доводит утвержденные графики проведения работ по реализации проектов до руководителей структурных подразделений предприятия.
2.9. Назначает работников, ответственных за реализацию проектов, дает общие указания, осуществляет непосредственное руководство ими и координацию их деятельности.
2.10. Организует взаимодействие всех структур предприятия по реализации проектов развития предприятия.
2.11. Координирует работы по реализации проектов на всех этапах, контролирует соответствие принимаемых решений и совершаемых действий основной концепции развития предприятия.
2.12. Анализирует экономические и финансовые показатели на каждом этапе реализации проектов развития.
2.13. Разрабатывает методики по оперативному реагированию на кризисные и нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия последствиям.
3. Права директора по развитию
Директор по развитию имеет право:
3.1. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия и специалистов необходимые информацию и документы.
3.2. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по вопросам реализации планов развития предприятия.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность директора по развитию
Директор по развитию несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
Наша база резюме поможет найти директора и других руководителей.
Какие обязанности у директора по развитию
Должностные обязанности директора по развитию:
Чем занимается директор. отвечающий за развитие
На современных предприятиях вакансии руководителя отдела развития или директора, отвечающего за выведение компании на новый уровень, появляются не сразу. Качественные изменения и поиск новых рынков — задачи для развитых и крупных организаций.
В зависимости от решаемых задач, руководитель управляет специализированным подразделением, решает стратегические задачи в локальных секторах — отдел регионального развития, технологическое подразделение, финансы, логистика и пр. Иногда должность директора по развитию более универсальна, и в его компетенции различные направления и точки роста.
При подготовке инструкции и описании должностных обязанностей директора по развитию бизнеса используют:
В ЕКС нет описания одноименной должности «директор по развитию», в помощь «директор (генеральный директор, управляющий) предприятия» или «директор по связям с инвесторами». Перечисленные общеотраслевые обязанности и профессионально-квалификационные требования придется «доводить» до нужной предприятию конкретики. Это хорошо видно даже на одном примере.
Проще воспользоваться профессиональным стандартом 40.033 — квалификационные требования, чем занимается директор по развитию, раскрывает обобщенная трудовая функция 3.2 «Стратегическое управление процессами планирования и организации производства на уровне промышленной организации». Ей соответствуют следующие возможные наименования должностей и требования к руководителю, необходимые для выполнения обязанностей.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Используйте эти инструкции бесплатно.
Обязанности
При подготовке ДИ, описывающей функции директора по развитию, опираются на:
Для описания обязанностей используются следующие разделы, и их структура соответствует методике сборника стандартов:
Соответствующий раздел инструкции, содержащий должностные обязанности руководителя по развитию, выглядит следующим образом:
Второй вариант — традиционный, выглядит так:
Права и ответственность директора по развитию
Для успешного достижения стратегических целей компании, выполнения обязанностей руководитель наделяется полномочиями и ответственностью. Заключительные разделы ДИ содержат ссылки на использованные НПА, стандарт, порядок ознакомления и пересмотра документа.
Директор по развитию имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать ……… (виды документов).
4.3. Инициировать и проводить совещания по вопросам организации закупок и контроля за их осуществлением.
4.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.
4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т. д.), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.9. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
5.1. Директор по развитию привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция директора по развитию разработана на основе Профессионального стандарта 40.033 «Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 года № 609н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей ДИ подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с ДИ); в экземпляре ДИ, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. ……… (другие заключительные положения).
Должностная инструкция директора по развитию
Открыть в формате WORD
Предприятие, которое не развивается, не может рассчитывать на успешное продолжение своего бизнеса. Именно с этой целью руководители предприятий, которые осознают важность контролируемого процесса перспективного и стратегического планирования деятельности предприятия, принимают решения о введении в штат своего предприятия такой должности, как директор по развитию (Development Director)*.
* При разработке должностной инструкции директору по развитию можно также воспользоваться должностной инструкцией менеджеру по стратегическому планированию.
Должность не случайно называется «директором». Служащий, занимающий ее, входит в высший руководящий состав предприятия. Для принятия и воплощения стратегических решений по развитию или реструктуризации необходимы значительные полномочия. Необходимо также наличие соответствующего штата профессионалов по развитию. Обычно это менеджеры по планированию финансовых, экономических, трудовых и иных ресурсов. Ранее уже отмечалось, что крупные предприятия практикуют введение в штат такого служащего, как менеджер по стратегическому планированию. В том случае, если функции такого специалиста не объединяются с функциями директора по развитию, а ориентированы на отдельные проекты или направления развития предприятия, то он подчиняется директору по развитию.
Директор по развитию руководит штатом подчиненных ему работников, оценивает общий потенциал предприятия, выявляет негативные и позитивные тенденции, разрабатывает мероприятия по нейтрализации первых и стимулированию вторых. Кроме того, он рассматривает перспективы изменения статуса отдельных структурных подразделений (изменение порядка взаимоотношений с другими отделами, возможность расширения или ограничения прав руководителей соответствующих подразделений).
К кандидату на эту должность предъявляются следующие требования: опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет, в том числе не менее одного года в должности директора по развитию, способность к объемному мышлению, умение связно выражать свои мысли и суждения как в письменной, так и в устной форме, высокая работоспособность.
ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ
(директор; иное должностное лицо,
директору по развитию
1. Директор по развитию относится к категории руководителей.
2. На должность директора по развитию назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование, опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет (в том числе в должности директора по развитию или менеджера по стратегическому планированию не менее 1 года).
3. Директор по развитию должен знать:
3.1. Рыночную экономику.
3.2. Правила осуществления предпринимательской деятельности.
3.3. Теорию и практику менеджмента, макро— и микроэкономики, маркетинга, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела.
3.4. Принципы планирования развития предприятия.
3.5. Основные инструменты финансового оздоровления предприятия.
3.6. Методы экономического моделирования.
3.7. Современные системы управления предприятием.
3.8. Основы технологии производства.
3.9. Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности.
3.10. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера.
3.11. Основы администрирования.
3.12. Информационные технологии.
3.13. Основы социологии, психологии.
3.14. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
4. Назначение на должность директора по развитию и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия.
5. Директор по развитию подчиняется руководителю предприятия.
II. Должностные обязанности
Директор по развитию:
1. Определяет общую концепцию политики развития предприятия.
2. Обосновывает цели развития предприятия.
3. Разрабатывает эффективную стратегию развития и основные разделы плана развития предприятия.
4. Проводит «диагностику» всех производственных, коммерческих процессов на предприятии.
5. Подготавливает конкретные программы развития и реструктуризации предприятия, анализирует возможность финансового обеспечения программ.
6. Устанавливает приоритеты бюджетирования и проводит мониторинг расходов для обеспечения гарантий финансовой стабильности реализуемых программ.
7. Организует расчеты эффективности от реализации проектов развития предприятия.
8. Готовит предложения по освоению новых направлений бизнеса, освоению новых рынков; разрабатывает проекты технической и административной модернизации предприятия.
9. Организует презентацию проектов и графиков их реализации высшему руководству, защищает и обосновывает их, отвечает на вопросы руководства по проектам.
10. После утверждения проектов организует подготовку соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и разрешений.
11. Доводит утвержденные графики проведения работ по реализации проектов до руководящего персонала предприятия.
12. Назначает работников, ответственных за реализацию проектов, дает общие указания, осуществляет непосредственное руководство ими и координацию их деятельности.
13. Организует взаимодействие всех структур предприятия по реализации проектов развития предприятия.
14. Координирует работы по реализации проектов на всех этапах, контролирует соответствие принимаемых решений и совершаемых действий основной концепции развития предприятия.
15. Анализирует экономические, финансовые показатели на каждом этапе реализации проектов развития.
16. Разрабатывает методики по оперативному реагированию на кризисные и нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия последствиям.
Директор по развитию имеет право:
1. На информацию о всех показателях работы предприятия, на доступ к коммерческой информации.
2. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия и специалистов необходимые информацию и документы.
3. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по вопросам реализации планов развития предприятия.
4. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
6. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Директор по развитию несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Когда необходим директор по развитию
Развитие компании можно понимать двояко. С одной стороны, это привлечение новых клиентов, увеличение среднего чека. Этим занимаются отделы маркетинга и продаж. С другой – развитие компании предполагает составление правил, стратегии управления и следование ей. В план должны быть включены мероприятия, цель которых заключается в укреплении положения на рынке. Этим может заниматься собственник компании, но чаще всего обязанность передается специально выделенному для этого работнику, если он владеет многочисленными необходимыми компетенциями.
Наемный специалист может отвечать как за общую стратегию, так и за отдельный проект. В первом случае специалист работает с несколькими направлениями деятельности одновременно, закрывая убыточные проекты и грамотно вкладывая средства в перспективные. Но иногда компания нанимает директора для развития определенного направления, например, для модернизации производства, для улучшения маркетинга или продаж.
Права и обязанности директора по развитию
У руководителя этого подразделения есть права и обязанности. Он должен:
Важная часть обязанностей директора – использование финансов. Чтобы обезопасить компанию от нечестного поведения работника, руководство фирмы создает ограничители. Директор по развитию обязан их учитывать. Если работник будет действовать против интересов фирмы, он понесет административную или уголовную ответственность. Если деятельность работника приносит фирме убытки, то компания вправе применить к нему санкции в соответствии с ТК РФ.
Среди прав директора по развитию самое важное – представлять фирму на переговорах с партнерами, государственными органами, фондами. Работник может требовать со своего руководства сведения, касающиеся производственных процессов. Руководитель бизнеса, финансовый директор или другое лицо обязаны эти сведения предоставить.
Если в компании несколько внутренних проектов, то директор по развитию имеет право доступа к информации по каждому из них. Так как директор проводит анализ эффективности каждого подразделения, он имеет право делегировать обязанности другим сотрудникам. Благодаря этому развивается принцип круговой ответственности.
Типы директоров по развитию
Вышеозначенный перечень прав и обязанностей – не универсальный. Каждый собственник бизнеса самостоятельно определяет круг задач для этой должности. Поэтому наблюдается разделение специалистов на несколько типов в зависимости от их роли в бизнес-процессах.
Нанять теоретика можно только в том случае, если у него есть выход на определенный рынок. Например, директор по развитию обладает связями в госструктурах. В таком случае директор не занимается развитием фирмы напрямую, но является связующим звеном с другими организациями и «нужными» людьми. Компании благодаря этому проще начать деятельность на рынке сбыта.
Поиск директора по развитию
Исходя из должностных прав и обязанностей, можно определить круг качеств, которыми должен обладать сотрудник. Первое направление его деятельности – взаимодействие с разными контрагентами и подчиненными. Поэтому для специалиста важны такие качества:
Второе направление работы – аналитика процессов в компании. Работник изучает рынок, его тенденции и возможности, а также собирает информацию о клиентах. Директору важно знать, какие потребности есть у целевой аудитории, от чего зависит спрос и как он колеблется. Чтобы выполнять эту работу, специалист должен обладать такими навыками и качествами:
Директор по развитию частично берет на себя обязанности маркетолога. Он выявляет самые эффективные рыночные секторы для продаж, формирует стратегию продаж – комплекс мероприятий, которые должны привести к росту прибыли. Для успешного выполнения задач специалист должен владеть техниками и приемами продаж, знать психологию потребителя.
Частично директор по развитию берет на себя функции менеджера по продажам. Он налаживает деловые контакты с самыми перспективными потребителями, презентует товары и услуги компании перед партнерами, поддерживает с ними контакты. Чтобы выполнять эту работу, директору требуется владеть коммуникативными навыками, быть вежливым и обходительным, уметь быстро расположить к себе собеседника. Кроме того, ему важно владеть языком выгод и преимуществ, то есть правильно рассказывать о деятельности компании.
Организация отдела
Нередко директор по развитию является единственным лицом, которое отвечает за большой спектр задач. У него нет прямых подчиненных. В этом случае эффективность его работы падает. Поэтому многие компании создают в структуре новое подразделение, в главе которого стоит директор. Вот плюсы этого подразделения:
Чтобы создать отдел с нуля, стоит присмотреться к одной из этих организационных моделей. Первая – это проведение нерегулярных мероприятий по модернизации. Планирование краткосрочное, максимум на один год вперед. Работа директора сконцентрирована преимущественно на текущей хозяйственной деятельности. Подобная схема подходит для небольших предприятий или для крупных компаний, в которых практически нет изменений. В этом случае достаточно классической управленческой системы, которая уже сформировалась в организации.
Если бизнес сложный, а на рынке наблюдаются постоянные изменения, стоит доверить больше функций отделу по развитию. Тогда он охватит все отделы компании и при этом будут соблюдены формальные процедуры. Система управления будет выглядеть следующим образом:
Третья организационная схема – это привлечение сторонних бизнес-консультантов. Главное преимущество сотрудничества с ними – внешние специалисты имеют «незамыленный» взгляд, лучше видят сильные и слабые стороны фирмы. Наем стороннего специалиста рекомендован в том случае, если компании требуется быстро получить рабочую стратегию, внедрить изменения. У компании нет времени на поиск собственного директора по развитию, его обучение. При разовых изменениях экономически невыгодно постоянно содержать в штате и директора, и его подразделение.